Анализ возможностей развития культуры предпринимательской деятельности у школьников на уроках технологии
Ведущую роль в решении
этих задач играют общеобразовательные учреждения. Они призваны обеспечить для
учащейся молодежи жизненное и социально-трудовое становление, адекватное
современной и перспективной общественной и производственно-экономической
ситуации в стране, условиям и возможностям обеспечения занятости населения в социально-экономических
условиях.
Образовательная область
«Технология» по своему педагогическому предназначению непосредственно
обеспечивает подготовку учащихся к будущей трудовой и общественно полезной
деятельности. В Базисном учебном плане 11-летней школы она входит обязательной
составляющей в федеральный компонент содержания обучения. Это очень важно для
современной России, нуждающейся в молодых инициативных тружениках, способных
обеспечить возрождение, подъем и развитие всех отраслей экономики.
Основные цели
«Технологии» в системе общего образования видятся в том, чтобы средствами
трудовой подготовки способствовать социально-трудовому становлению учащихся, их
эффективному профессиональному самоопределению в условиях рынка труда и
профессий, овладению общетехнологическим и специальными компонентами знаний,
умений и навыков, прикладному экономическому и экологическому просвещению,
развитию познавательно-трудовой активности. Речь, таким образом, в целом идет о
формировании у молодого поколения технологической культуры.
Технологическая культура
включает в. себя десять компонентов, которые проявляются в деятельности и
поведении человека, гражданина, труженика, собственника, семьянина, потребителя
и учащегося. Это:
- культура труда —
планирование и организация трудового процесса; выбор инструментов и
оборудования; организация рабочего места;
- обеспечение
безопасности труда, технологической и трудовой дисциплины; контроль качества
продукции;
- графическая культура —
знания, умения и готовность использовать графические, в том числе чертежные,
средства для обеспечения технологического процесса;
- культура дизайна —
знания, умения и готовность использовать принципы эргономики, эстетики,
художественного конструирования и обработка материалов для обеспечения
конкурентоспособности продукции;
- информационная культура
— знания, умения и готовность применять принципы сбора, хранения, обработки и
использования информации из различных источников;
- предпринимательская
культура — знания, умения и готовность анализировать потребности людей
(рынка), организовывать и управлять коллективом для обеспечения этих потребностей,
рекламировать свою продукцию;
- культура человеческих
отношений — знания, умения и готовность осуществлять бесконфликтное
(доброжелательное) взаимодействие с людьми, как на производстве, так и в семье,
на улице, в транспорте;
- экологическая культура
— экологические знания; понимание, что природа является источником жизни и
красоты; богатство нравственно-эстетических чувств и переживаний, порожденных
общением с природой и ответственность за ее сохранение; способность соизмерять
любой вид деятельности с сохранением окружающей среды и здоровья человека;
глубокая заинтересованность в природоохранной деятельности, грамотное ее осуществление;
- культура дома — знания
и умения по украшению быта, созданию семейного уюта, здоровому образу жизни и
продуманному ведению домашнего хозяйства;
- потребительская
культура — знания, умения и готовность продуманно вести себя на рынке товаров и
услуг;
- проектная культура —
знания, умения и готовность самостоятельно определять потребности и возможности
деятельности при выполнении проекта; сбор анализ и использование полезной
информации; выдвижение спектра продуктивных идей, выбор оптимальной из них,
исследование этой идеи; планирование, организация и выполнение работы по
реализации проекта, включая приобретение дополнительных знаний и умений; его
оценка и презентация.[29:9].
Однако наших детей прежде
этого надо научить просто хорошо трудиться. Ведь в условиях рыночной экономики
труд превращается в товар — главное средство выживания и процветания каждого
работника. За достойное место в обществе, престижные рабочие места теперь
придется бороться.
Образовательная область
«Технология» — обязательная составляющая Базисного учебного плана как раз и
призвана решать этот комплекс социально-педагогических задач. Именно с таких
позиций и разрабатывается Институтом профессионального самоопределения молодежи
РАО проект образовательного стандарта.[13:4]. Его основная педагогическая цель
— профессиональное самоопределение учащихся в условиях перехода к новым социально-экономическим
отношениям, развитие их конкурентоспособности на рынке труда.
Стандарт выдвигает в
качестве обязательных решение в этой образовательной области следующих задач:
§ создание условий для развития
личности каждого учащегося путем вовлечения в различные виды труда, сообразно
со способностями, интересами и возможностями, а также потребностями общества;
§
подготовку к
трудовой деятельности в условиях разных форм собственности и конкуренции на
рынке труда;
§ развитие предприимчивости,
самостоятельности, деловитости, ответственности, инициативности, стремления к
разумному риску, честности и порядочности;
§ формирование профессиональной
компетентности в избранной сфере трудовой деятельности в сочетании с
профессиональной мобильностью;
§ создание условий для овладения
современными экономическими знаниями, формирования экономического мышления, в
том числе и включение в реальные производственно-экономические отношения;
§ воспитание культуры личности во всех
ее проявлениях, связанных с трудовой деятельностью (культура труда, экономическая,
экологическая, правовая культура и др.).
Перечисленные задачи
вытекают из общих требований, которые современное общество предъявляет к
молодому человеку, вступающему на трудовой путь. Тем самым стандартом задается
новый подход к отбору содержания образовательной области «Технология».
Конкретное содержание
образовательной о6ласти «Технология» задается в стандарте на основе следующих
принципов: демократичности, региональности и индивидуализации.
Демократичность
предполагает сведение к необходимому минимуму директируемых установок, что создает
благоприятные условия для педагогического творчества.
Региональность связана с
адаптацией стандарта к местным условиям, что позволяет учесть характер
регионального рынка труда и профессий, ориентируя молодежь на реальные
возможности трудоустройства. На этом уровне, в частности, конкретизируются виды
составляющих эту область учебных курсов.
Индивидуализация
предполагает персонификацию образования, обязывая учитывать как индивидуальные
особенности ученика, так и учителя. Таким образом, предметное содержание курсов
опирается на познавательные интересы учащихся и профессиональные возможности
педагога.
Определение целей
технологии и трудового обучения должно осуществляться в соответствии с проявлениями
и свойствами современной технологической среды, которая превалирует в
окружающей действительности над природной средой. Технологическую среду в
настоящее время выражает значительный спектр и совокупность применяемых в
обществе технологий, технологических средств и соответствующих им
инфраструктур.
Цели должны
согласовываться также с соответствующими характеристиками личности, которая
способна активно функционировать в технологической среде; Для этого от человека
требуется наличие определенной совокупности технологических представлений,
знаний, навыков, умений. К ним относятся:
§
представления о
многообразии видов преобразовательной деятельности, их результатах и
последствиях влияния на личность, культуру, природу и общество; об эволюции
технологической среды (возможные и желаемые сценарии социально-технологического
развития); о зависимости процессов, способов и средств деятельности от развития
науки, о влиянии результатов преобразующей деятельности на развитие самой
науки; о конкуренции в социально-трудовой деятельности; о внешних и внутренних
факторах, влияющих на процесс и результаты труда; об экономических
характеристиках производства; о предпринимательской деятельности и условиях ее
успешности;
§
знания о сущности
и общих закономерностях процессов и методов преобразования исходных ресурсов в
конечный или промежуточный результат; об обеспечивающих эти процессы средствах
и организационных формах; о принципах действия, функциях, способах управления
технологическими средствами;
§
умения и навыки
прогнозировать и проектировать процессы, конструировать объекты и средства
преобразования; выполнять разнообразные технологические операции; управлять,
обслуживать, эксплуатировать, ремонтировать распространенные технические объекты;
§
способности к
оценке состояния социально-производственной и технологической среды, к ориентации
в этой среде; к профессиональному самоопределению и перемене деятельности; к
прогнозированию собственной технологической деятельности и стремлению избежать
ее отрицательных последствий для природы, человека и общества; следование
нормам и правилам технологической культуры и культуры труда.
Формирование данных
качеств личности осуществляется всем содержанием общего образования, но
ведущую, системообразующую роль в нем играют технология и трудовое обучение.
Основанные на практическом изучении современных распространенных методов и
средств труда, они являются стержнем социально-трудового становления личности
учащегося в системе общего образования. Трудовая подготовка в ее современном
технологическом содержании способствует развитию таких качеств, которые необходимы
подрастающему поколению для гуманистического, природосообразного участия в
созидательной деятельности.
Только подготовка
учащихся в рамках технологии и трудового обучения позволяет развить их
политехнический кругозор, способность ориентироваться в современных технологиях
сфер производства, сервиса, информационных взаимодействий и коммуникаций.
Именно здесь, как ни в одном другом учебном предмете, школьники смогут
научиться разбираться в конструкциях и принципах действия средств труда, овладеть
основами управления распространенными технологическими машинами, приборами,
аппаратами и механизмами, сформировать практические умения и навыки познавательно-трудовой,
созидательной и преобразующей деятельности, усвоить прикладные элементы
экономических и экологических знаний, освоить азы предпринимательства.
На основе
познавательно-трудовой деятельности в рамках изучения технологии и трудового
обучения школьники смогут наметить реальные социально-трудовые планы построения
своей общественной и профессиональной карьеры с учетом реалий и перспектив
развития общества, тенденций преобразований производства, условий на рынке
труда, своих способностей и потенциальных социально-экономических возможностей.
Таким образом, можно сформулировать
основную цель и предназначение технологии и трудового обучения в системе общего
образования.
Технология и трудовое обучение призваны подготовить
учащихся к активной самостоятельной социальной и трудовой жизни, гуманистической,
природосообразной созидательной деятельности в обществе, системе производственных
отношений в условиях рыночной экономики, социально-трудовому самоопределению и
последующему овладению различными профессиями.
Исходя из этих принципов,
стандарт образовательной области «Технология» задает модульную структуру
построения курсов. Программа обучения должна представлять собой комплекс
тематически объединенных, но относительно самостоятельных составляющих —
модулей, которые в зависимости от региональных условий и индивидуальных требований
можно либо изымать из нее, либо добавлять.
Стандарт задает структуры
любого модуля, которые войдут в программы тех или иных курсов образовательной
области «Технология». Документально модуль должен представлять собой
учебно-методический комплект, в который входят: программа, пособие или
дидактический материал для учащегося, методическое руководство для учителя и
при необходимости перечень специального оборудования.
Подготовка школьников к
трудовой деятельности .включает в себя: учебный труд; технологическое обучение
труду; обучение черчению и графике; профессиональное самоопределение; прикладную
экономическую и предпринимательскую подготовку; углубленное профильное или,
по желанию учащихся и их родителей, начальное профессиональное обучение;
созидательный труд в образовательных целях; научное, техническое и художественно-прикладное
творчество.
В соответствии с
современной концепцией содержания образования в 11-летней школе область знаний
«Технология» объединяет в себе три предметных направления: технологию, трудовое
обучение и черчение. Два первых в практике школ представлены обычно как один учебный
предмет, который изучается с 1-го по 11-й класс. В начальной школе учащиеся
знакомятся с технологиями ручной инструментальной обработки нетрудоемких материалов,
учатся быть функционально самостоятельными при изготовлении утилитарных
изделий. В основной школе с учетом накопленного опыта, имеющейся или возможной
материально-технической базы общеобразовательные учреждения предоставляют
учащимся выбор из трех вариантов предметного содержания технологий: технологии
технического труда, технологии труда в сфере обслуживания и технологии
сельскохозяйственного труда. Школьники приобщаются к миру профессиональной
деятельности, знакомятся с распространенными технологическими машинами,
механизмами, приборами, инструментами и другими средствами труда; осуществляют
профессиональное самоопределение, выбирая направления дальнейшей специализации
общего или профессионального образования. Старшеклассники в соответствии со
своими познавательными и профессиональными интересами овладевают методами
творческой проектной деятельности, углубленно изучают профильные
технологические дисциплины, уточняют жизненные и профессиональные планы,
конкретизируют пути дальнейшего профессионального образования, планируют
будущее трудоустройство и карьеру.
Рекомендуемые для
изучения технологии:
Обработка материалов.
Художественно-прикладная
обработка материалов (по выбору).
Получение, преобразование
и использование энергии.
Обработка информации. Микро- и макроэкономические
разработки, бухгалтерский учет, рекламное дело.
Получение утилитарной и
декоративной сельскохозяйственной продукции.
Коммуникативные процессы
(социальные технологии). Менеджмент; обучение и воспитание; социальное обслуживание; методы и средства
массовой информации; торговое обслуживание (вариант определяется видом товаров);
технологии общественного сервиса.
Технологические операции,
составляющие каждую из технологий, определяются на основе ее соответствующих
отраслевых характеристик, предполагаемых объектов труда, возможных для
изготовления в условиях образовательного учреждения, имеющихся технологических
средств, требований безопасности труда, школьной санитарии и гигиены,
экологических требований.
В соответствии с
инвариантом содержание технологии предусматривает обязательные составляющие для
любого направления технологической подготовки, которые образуют так называемые
сквозные линии. К ним относятся: профессиональное самоопределение, культура
труда (планирование, организация рабочего места, соблюдение правил безопасности
труда, трудовая дисциплина, самоконтроль и взаимоконтроль процесса и
результатов труда), средства и методы обработки информации, основы черчения и
графики, элементы экономики и предпринимательства, экология в технологических
процессах, элементы менеджмента и маркетинга, проектирование и конструирование.
С учетом того, что обучение технологии
по тематике и уровню сложности должно соответствовать периодам
психофизического, интеллектуального развития учащихся, этапам их социально-трудового
становления, можно выделить четыре основных смысловых блока содержания. Первый
блок относится к периоду обучения в начальной школе (1-4-й классы), второй — к
подростковому возрасту (5-7-й классы), третий – к ранней юности (|8-9-й классы)
и четвертый – к юности (10-11 классы).[9:12].
В структуре первого
блока (1-4-й классы) в виде отдельных модулей, с учетом уровня общеобразовательной
подготовки, интеллектуальных и психофизических характеристик личности младших
школьников, могут изучаться технологи прикладного, художественного
преобразования.
Пропедевтический характер
обучения на этом этапе развития учащихся позволяет назвать этот блок «Введение
в технологию».
Содержание второго
блока (5-7-й классы), с учетом возможностей подростков, включает в себя в
качестве модулей технологии изготовления конструктивно и технологически
несложных изделий производственного значения.
Вся совокупность
технологий второго блока закладывает основы технологических знаний и умений для
квалифицированного труда, соответственно, этот блок может быть назван
«Технологические основы труда».
Содержание третьего
блока (8-9-й классы) должно быть ориентированно на обеспечение возможности
учащимся проверить свои способности и склонности к определенным видам труда для
обоснованного выбора будущего направления желаемого и возможного профильного
обучения или профессионального образования. Учитывая профориентационную направленность,
этот блок может быть назван «Выбор профессии».
На последнем этапе,
связанном с завершением обучения в полной средней школе (10-11-й классы),
осуществляется углубленное изучение одной из технологий, выбор которой был
сделан в основной школе.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|