Анализ возможностей развития культуры предпринимательской деятельности у школьников на уроках технологии
Особенность
рассматриваемого периода в том, что среди предпринимателей тогда практически не
проявились такие русские черты, как стремление к равенству в материальной
обеспеченности членов похода и коллективизм, растворяющий понятие «я» в «мы».
Это объясняется
спецификой социальной принадлежности предпринимателей. Это была элита,
определяющая жизнь общества, выделявшаяся из деревенских общин. Соответственно,
коллективистское, уравнительное мышление не мешало обогащению первых
предпринимателей. В результате занятие предпринимательством считалось очень
почетным.
На рубеже XIII-XIV вв. торговые люди постепенно обособляются в
привилегированную группу городского населения, выделявшуюся имущественным
положением и поддержкой княжеской власти.
Первые зачатки такой русской черты, как коллективизм в
предпринимательской деятельности, стали проявляться благодаря объединению купцов
в единые организации – артели. Как пишет М. Ротшильд, от их имени происходили
торговые сделки.[31:148].
Каждая артель имела
своего старосту, являвшегося держателем общественных капиталов. Каждый член
артели вступал в нее на паевых началах.
Стремление
предпринимателей к объединению было вызвано еще и тем, что объединенным в цеха
ганзейцам было намного удобнее вести дело с подобными же артелями русских
купцов, а не с множеством отдельных частных лиц. Особенно ценили западные
предприниматели в русских купцах стремление поддержать христианское благочестие
путем построения огромного количества церквей и храмов. Каждая артель строила
свою церковь. За это мероприятие отвечал староста.
С конца XV в. артельная форма
предпринимательской деятельности перестает существовать. «Смутное время»
уничтожило северо-западное купечество вместе с достигнутыми культурными
ценностями.
До конца XV в. в развитии российского
предпринимательства существовали культурные тенденции, базировавшиеся на
«кодексе поведения» князей и воинов, формировавших купечество:
§ соблюдение славянских языческих
ритуалов;
§ низкая ценность человеческой жизни;
§ длительность состояния опьянения,
обусловленного специальным обрядом;
§ совершение долгих и весьма
рискованных коммерческих путешествий;
§ использование разбоя и работорговли
для получения предпринимательской прибыли наравне с торговлей общепринятыми товарами;
§ соблюдение разницы между будничным и
праздничным поведением.
Можно отметить почетное
отношение к предпринимательской деятельности, как среди самого купечества, так
и других слоев населения, включая духовенство.
С конца XV в. до начала XVII в. на Руси воцаряется «смутное время».
Северо-Западное купечество подвергается практически полному уничтожению. Можно
предположить, что культурные тенденции прошлого периода подверглись
значительному разрушению.
После значительного
инкубационного периода с начала XVII в. начинает формироваться «кодекс поведения» гостей и
людей «гостиной» и «суконной» сотни. Это была довольно незначительная прослойка
населения, составляющая примерно 600 человек, представлявших феодалов-вотчинников,
ориентированных на внутреннюю торговлю. Данное сословие относилось к небогатой
части населения. Основной задачей периода было укрепление на внутреннем рынке и
противостояние произволу представителей власти. В этом помогала подмеченная
многими авторами склонность к плутовству.
Как считает М. Вяткин,
плутовство русских купцов было вынужденным, ибо цены на рынке того времени
отличались неустойчивостью. Кроме того, царило бесчинство царских и таможенных
чиновников, которые могли взять у купца наилучший товар, причем даром. Воеводы
под всяким предлогом хватали торговцев, сажали их в тюрьмы и не выпускали, пока
не получали взятки; разгоняли торги, били торговцев батогами. Товары облагались
многочисленными поборами на мостах, заставах, перевозах. В результате купец
находился в постоянной неизвестности перед завтрашним днем, а поэтому стремился
к возможно большей сиюминутной прибыли.
Именно централизованная
власть с ее огромным количеством безнаказанно действующих чиновников и воевод и
нестабильности рынка заставляла русских торговцев плутовать и
совершенствоваться в этом «искусстве». Плутовство, обман – лишь вынужденная
форма приспособляемости русских купцов к новым политико-экономическим условиям,
а не врожденная черта, которую иностранцы приписывают нашим соотечественникам.
Условия постоянной
неопределенности способствовали укреплению в купечестве суеверности и обращению
к сверхъестественным силам.
Данные условия вынудили
тогда предпринимателей прибегать не только к плутовству и соблюдению привычных
языческих методов, помогающих в торговле, но и к любопытному качеству, которое
П.Н. Милюков назвал «способностью усваивать всевозможные черты любого
национального типа». Это часто помогало купцам сбыть товар покупателям,
принимавшим их за иностранцев. Иностранные же товары заполнили российский
рынок, и русское нищее купечество не могло конкурировать с ними.
Таким образом, в этике
культурных тенденций данного периода выделялись следующие нормы и правила
поведения:
§
вынужденное
плутовство;
§
суеверность и
использование привычных языческих приемов, помогающих в торговле;
§
приобретение
неопределенности в национальных чертах характера, что помогало выдавать себя за
иностранцев;
§
неспособность
защититься от произвола государственных чиновников.
Третья смена «кодекса
поведения» предпринимателей начинается с XVIII в. в связи с двумя важнейшими событиями,
произошедшими на Руси. Это раскол русской церкви на два крыла и Петровские
преобразования.
Идеологический раскол
Православной церкви послужил толчком для образования огромного количества
старообрядческих общин, соединивших в себе языческую и православную культуру.
Именно выходцы из
старообрядческих общин составляли основную массу гильдийского купечества.
Примерно 2/3 крупных предпринимателей были старообрядцами до конца XIX в. Источником пополнения старообрядческих
общин являлось в основном крестьянство, пауперизованное городское население и
обедневшее купечество и духовенство. Можно предположить, что
предпринимательство этого периода имело «кодекс поведения»
крестьян-старообрядцев и «отходных» крестьян. Данный «кодекс» продержался до
конца XIX в.
Объединенные мощной ценностью «старой» веры, предприниматели-старообрядцы
приходили на помощь не только членам своей общины, но и не оставляли в беде
друг друга. Так сплачивался союз буржуазии старообрядческой веры. Начиная с
середины XIX века, когда купцы-миллионеры резко
выделились среди членов своих общин, происходит оформление специфического
предпринимательского кодекса чести, который назывался также заповедями купцов.
Вот некоторые из них: [31:151]
§
денежку наживай,
да честь не продавай;
§
не надо барыша,
была бы слава хороша;
§
лишнего не бери,
душу не губи;
§
неправая нажива –
купцу не разжива;
§
не возьмешь
товаром, не возьмешь обманом;
§
барыш наживай, да
совесть не потеряй;
§
превыше всего
прибыль, а честь превыше прибыли.
Данные заповеди имеют
отпечаток православно-языческого отношения к размеру полученного барыша.
Древнерусский постулат «не гоже на Руси одному сытому быть», углубленный
православным – «помоги ближнему», способствовал проявлению саморазрушительного
чувства вины за свое богатство.
С ростом
предпринимательских капиталов среди купечества возрастала необходимость в
благотворительных расходах. Щедрость российских предпринимателей стала
настолько велика (особенно после 1861 г.), что поражала и иностранцев, и
соотечественников.
Можно предположить, что
основные ценности славянской общины были выражены в «кодексе поведения»
предпринимателей третьего поколения в виде традиционализма, религиозности,
патриотизма, враждебности к иностранным идеям, связи со своими крестьянскими
корнями, благотворительности, взаимопомощи.
Перенос ценностей общины
– практически закрытого социума, жизнь которого подчинена ритмам природы, - на
предпринимательский социум, функционирующий в рыночной экономике, совершенно
неадекватен. Предприниматель, вступивший в рынок, должен принять те ценности,
которые помогут ему быть жизнеспособным в мире рыночных законов.
Итак, с начала XVIII до конца XIX в. развитие российского предпринимательства определяли
культурные факторы, базирующиеся на «кодексе поведения» крестьян-старообрядцев
и «отходных» крестьян, сформировавших впоследствии гильдийское купечество. К
наиболее ярким нормам и правилам поведения этого периода можно отнести:
§
диаметральность,
проявляющуюся в поступках, совершаемых в различное время, что обусловлено
особенностями праздничного и будничного поведения членов общин;
§
отсутствие
чувства меры;
§
заботу о членах
старообрядческой общины;
§
взаимопомощь
купцов-старообрядцев;
§
соблюдение
этического кодекса чести, не позволявшего обогащаться сверх меры и получать
прибыль нечестным путем;
§
появление
«ростков» чувства вины за свое богатство по мере отрыва от членов
старообрядческих общин;
§
традиционализм;
§
патриотизм;
§
ощущение связи с
крестьянскими корнями;
§
отсутствие
«святости собственности»;
§
благотворительность.
Аристократия, считающая
самым почетным занятием военное дело, не считается с материально обеспеченными
«купчишками». Правительство опекает лишь виды предпринимательской деятельности,
обогащающие казну и развивающие военно-промышленный комплекс.
Крестьянство относится к
предпринимателям довольно терпимо, пока последние способствуют жизнеобеспечению
общины. Духовенство игнорирует существование предпринимательской деятельности.
С конца XIX в. происходит смена «кодекса поведения» предпринимателей.
Способствовали этому три момента: освобождение крестьян от крепостного права,
давшее бывшим крепостным возможность беспрепятственно заниматься предпринимательством;
снятие ограничений с 1863 г. на запись в гильдийское купечество для всех слоев
населения, в том числе и дворянства; государственная политика, в результате
которой купечество перестало быть единственным классом, занимающимся
предпринимательством.
Появилось новое понятие –
буржуазия, объединившее все сословия, ее занимающиеся. Формирование «кодекса
поведения» российской буржуазии, происходившее на основе синтеза разнообразных
«кодексов поведения» практически всех слоев населения – от аристократии до
крестьянства, а также резкое обогащение нового сословия благодаря акционерным
формам промышленной и финансовой деятельности на фоне значительного обнищания
народа в годы первой мировой войны оторвало буржуа от «низов». Это вызвало
скрытое недовольство у низших слоев населения, несмотря на рост благотворительности
в стране.
Несмотря на то, что
буржуазия конца XIX – начала XX в. состояла из различных социальных
слоев, именно купечество, по утверждению А.Н. Боханова, было стержнем. Это
вполне естественно, так как буржуазия как класс только оформлялась, а
купечество существовало уже несколько столетий. За несколько десятков лет
невозможно выработать традиции, правила, нормы поведения. Возможно только
осмыслить основные ценности, на которых строятся нормы и правила поведения.
Поэтому купечество, уже имевшее прочные этические установки, продолжало быть
носителем предпринимательской этики в конце XIX – начале XX в.
Одной из главных норм
купеческого поведения было проявление щедрой благотворительности. Своеобразная
форма «заглаживания вины» перед неимущими постепенно превратилась в
неадекватное нищелюбие, которое усугубило пассивное принятие богоугодными
нищими «дармовых харчей». Со стороны же крестьянства и рабочих, опиравшихся на
общинные, уравнительные ценности при оценивании жизненных ситуаций, возникало
чувство зависти, а порой даже ненависти к предпринимателям.
Неспособность признать
основной массой населения преимущества индивидуального ведения хозяйства, а
также принять и понять важность принципа личной собственности, по мнению С.Ю.
Витте, пагубно отражалась на благосостоянии государства. Он писал, что если
процесс перехода общинного владения в индивидуальную собственность замедлен,
«как это было у нас, то народ и государство хиреют».
Вследствие реформ конца XIX в. основным лицом, владеющим частной
собственностью, стал предприниматель (буржуазная элита). В результате он
оказался прекрасным объектом для обвинений в плохой жизни народа.
До октябрьского
переворота 1917 г. наблюдались такие нормы и правила поведения
предпринимателей, которые базировались на «кодексе поведения» буржуазии,
сочетавшей различные социальные слои общества – от аристократии до
крестьянства:
§
своеобразная
политическая активность, направленная на поддержание «генетической связи» с народом;
§
щедрая
благотворительность, доходящая до неадекватного нищелюбия;
§
проявление
«комплекса вины» и неполноценности перед неимущим населением;
§
отсутствие
«святости» индивидуальной собственности;
§
нежизнеспособности
буржуазии, выразившаяся в готовности к уничтожению себя, своего дела и своей
собственности во имя справедливости, диктуемой общинным мышлением и принципом
православного покаяния.
Предприниматель оказался
одинокой фигурой, не пользующейся симпатией со стороны населения.
Предпринимательская деятельность оказалась непрестижной и воспринималась как
эксплуатация народа.
Правительство продолжало
опекать виды предпринимательской деятельности, обогащавшие казну и развивавшие
военно-промышленный комплекс. Духовенство, как и прежде, игнорирует существование
предпринимательства. Сама буржуазия, не имеющая «собственнического миросозерцания»,
отличалась отсутствием «гордости и понимания того, что без ее труда не было бы
в обществе главного – богатства». Вследствие этого можно предположить, что сама
буржуазия не считала предпринимательскую деятельность почетной.
Аристократия из-за своего
массового обнищания, видела в занятии предпринимательством лишь средство для
поддержания материального благополучия. О почетности предпринимательства среди
дворян говорить также не приходится.
Крестьянство и
пролетариат, не имеющие опыта индивидуального ведения хозяйства, отягощенные
уравнительно-общинным мышлением, относились к буржуазии завистливо, а к
предпринимательской деятельности как к средству приобретения богатства за счет
трудового населения.
Радикальная интеллигенция
открыто выражала свое презрение буржуазии, считала ее эксплуататором народа и
призывала крестьянство и рабочий класс «свергнуть эксплуататоров».
После октябрьского
переворота наступает второе по счету «смутное время» репрессий и
идеологического неприятия предпринимательства. Время с 1917 по 1953 г. явилось
инкубационным периодом «кодекса поведения» предпринимателей. Нет смысла
говорить о процессах развития предпринимательской культуры за несколько лет
существования нэпа. Ибо практически все предприниматели, «засветившиеся! в этот
период, были физически уничтожены, начиная с 1929 г. Социализм «с корнем»
выдернул дореволюционную предпринимательскую культуру, но не смог уничтожить
предпринимательство как деятельность.
В настоящее время трудно
описать «кодекс поведения» предпринимателей, функционировавших с конца 60-х до
90-х гг. Начиная с 1990 г., когда предпринимательство становится официально
разрешенной деятельностью, наступает новый этап в формировании его культурных
тенденций. Первоначальные капиталы «теневиков» стали хорошим стартовым началом
для создания акционерных обществ, банков, бирж и т.д. Изменились условия игры в
бизнес, в результате чего приходилось менять и «кодекс поведения». Доступ в ряды
российских предпринимателей пополнился молодыми и не очень молодыми кадрами,
которым надо в настоящее время включать поисковую активность для поиска
деятельности, компенсирующей необходимость приложения своих сил в
предпринимательстве. «Кодекс поведения» молодого российского предпринимателя
только формируется.
Однако можно выделить ряд
отдельных ценностей, на которые в основном ориентированна данная социальная
группа:
§
вера в
причинно-следственную связь между жизненными поступками и их результатами, т.е.
ответственность за свои действия;
§
наличие богатства
и собственности не считается препятствием для того, чтобы «войти в рай». Иными
словами, богатство не дает повода для чувства неполноценности и вины перед
неимущими, в отличие от дореволюционных предпринимателей;
§
здоровье, семья,
дети и работа являются основными ориентирами в жизни предпринимателя;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|