бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Анализ возможностей развития культуры предпринимательской деятельности у школьников на уроках технологии бесплатно рефераты

Специфически человеческим механизмом регуляции поведения является система воспринятых знаний (вторая сигнальная система). В значениях, посредством которых в сознании человека преломляется мир, представлена «преобразованная и свернутая в материи языка идеальная форма существования предметного мира, его свойств, связей и отношений, раскрытых общественной практикой». На уровне индивидуального сознания множество воспринятых индивидов значений предстает в виде сложной структуры, включающей в себя высший пласт саморегуляции – жизненную стратегию личности (представленную идеалами, убеждениями, чувствами долга и совести, в конечном счете – целями и смыслом жизни), а также иерархизированные частные ценностные ориентации, значения и умения, установки.

Будучи «существом общественным», индивид и зависит от социальной среды (культуры), и воздействует на нее. Возможности общества, его групп и лидеров влиять на сознание личности многообразны. В числе механизмов этого влияния – следование традиции, «заражение» и подражание, мода, групповое давление и страх, моральная регуляция (вина и стыд) и заинтересованность, обряды, обычаи и ролевые ожидания и т.д. По существу исходным моментом межчеловеческих отношений является одно – или обоюднонаправленное внушение (суггестия) определенных значений – идей, идеалов, ценностных ориентаций, социальных предпочтений и вкусов, умений, образцов мышления, оценок действия, санкций и т.д. Речь идет о различных механизмах и закономерностях информационно-речевых воздействий. Следует учитывать также феномен энергоинформационных взаимодействий, активно изучаемый сегодня. Но поскольку человек – не марионетка посторонних сил и веяний, а обладает способностью (говоря словами Р. Дарендфорта, «небезжизненная тень образцов культуры») выбора и активных действий, то исторический опыт отдельных лиц и социальных групп породил многообразные способы противостояния внушению (контрсуггестия): уклонение, удаление, перекрытие фильтром (языковым, эмоциональным, ценностным и т.п.), ирония, предвзятость и брезгливость и т.д.

В свою очередь, человеческая история – это и постоянное совершенствование методов преодоления самообороны индивидов от воздействия на них. Все они, в сущности, связаны с усилением или охраной эффекта внушения, подавлением сопротивляемости внушаемого, ростом результативности влияния. Среди этих методов, в частности, все, что обеспечивает закрепление однажды усвоенных поведенческих образцов и ценностных установок – церемонии, ритуалы, обычаи, праздники и террор, все, что повышает степень доверия (эффективное убеждение) или консолидацию группы, ее чувства «мы» (например, провоцирование внешней угрозы).

Сила воздействия культуры на личность основана, однако, не только и даже не столько на высокоэффективной суггестии. Подобно тому, как власть денег есть превращенная форма власти над индивидом общественных отношений, так и влияние культуры на личность выражает власть настоящих и прошлых общественных отношений, спрессованных в многослойную («археологичную») сеть символов и элементов культуры, над пробуждающимся к жизни и живущим в пределах данной культуры, индивидом. Принципиальная же особенность восприятия элементов культуры индивидуальным сознанием заключается в том, что источник и взаимосвязи, из которых эти элементы – мифы, традиции, нормы, ценности, - подчерпнули свое первичное содержание, по сути, опущены. И когда происходит сращивание предметных элементов культуры с человеческой деятельностью, оказывается, что именно эти элементы приводят в действие индивида. То, что в них «свернут» опыт прежней деятельности и отношений, который обладает мотивирующей силой, - это остается для отдельного человека непонятно и действует преимущественно подсознательно.[1:80].

Потребность в утверждении предпринимательского, творчески поискового стиля жизни вносит изменения в процесс социализации современного человека. Сегодня основным критерием деятельности институтов социализации объективно становится не то, насколько успешно они обеспечивают усвоение и воспроизводство унаследованных от прошлого ценностей и навыков (этот критерий был господствующим до недавнего времени), а то, насколько эффективно готовят они подрастающее поколение к самостоятельной творческой деятельности, постановке и решению задач, которых не было в опыте прошлых поколений. К осознанию и принятию этого критерия склоняются и все большее число семей, и система образования, и средства массовой информации, руководящие институты общества. Однако инерция старых подходов, направленных на воспитание и обучение дисциплинированного, исполнительного, «частичного» работника, трудности смены поколения «воспитателей», новизна задач, нехватка ресурсов и другое – все это превращает процесс социализации в объект многоплановой борьбы между самыми разнородными силами. Тем более что неоднозначны и объективные требования и следствия научно-технического и экономического развития.

Вмешательство буржуазного государства в процесс социализации осуществляется в многообразных формах. Его возможности в этом отношении велики, хотя различные институты социализации более или менее «дистанцированы» от государства. Из мер прямо или косвенно направленных на распространение и развитие предпринимательской культуры в обществе, следовало бы выделить меры по улучшению общественного здоровья, повышению уровня образования и просвещенности, росту эффективности действия средств массовой коммуникации и меры по усилению кадрового потенциала предпринимательства. По данным психофизиологических и медицинских исследований, существует тесная взаимосвязь между состоянием здоровья человека и его жизненной активностью.

Особое внимание в последние годы уделяется сближению уровней поддержки здоровья в больших и малых фирмах. Последние, будучи важнейшим каналом проявления предприимчивости и одновременно зоной повышенного риска для психического здоровья (из-за особой опасности неудач, чрезмерных нагрузок и др.), хуже охвачены системой медицинского страхования. В американских фирмах с числом занятых более 500 человек 80% работников были охвачены специальными планами охраны здоровья, в фирмах, где работало меньше 24 человек, эта величина не превышала 40%. Федеральное правительство приняло ряд мер, чтобы поддержать здоровье работников малых фирм и их лидеров.

Учитывая эти зависимости, общие меры по повышению здоровья населения следует рассматривать как важнейшую часть политики, направленной на подъем творческой, предпринимательской активности в обществе.

В качестве средства развития предпринимательской культуры правительства ведущих капиталистических стран используют «перекачку талантов», временную или постоянную. По некоторым оценкам, во всех развитых капиталистических странах работает не менее 500 тыс. специалистов из освобождающихся стран, их эмиграция достигает 20-70% ежегодного выпуска, а совокупный выигрыш от «перекачки умов» только в США оценивается в 6 млрд. долл. ежегодно (цены 1975 г.), во всех ведущих капиталистических странах – 10 млрд.[1:99]. Характерно, что для США в середине 80-х годов волна эмиграции была наивысшей после 1927 г. Существование же многих инонациональных общин, например китайской, итальянской или японской, способствует росту уровня предпринимательства. Практически все нацменьшинства в США, в наибольшей мере пополняемые потоком эмиграции, обнаруживают повышенную склонность к занятию предпринимательством и имеют относительно более высокие доходы по сравнению с англосаксонским населением. Под эгидой Администрации по малому бизнесу осуществляется специальная программа содействия предпринимательству национальных меньшинств, которая включает предоставление льготных кредитов, федеральные заказы на внеконкурентной основе, консультации, обучение. По данным представительного опроса управляющих, среди стран, где наилучшим образом приток иммигрантов содействует росту конкурентоспособности, находятся Турция, ФРГ, Швеция. Менее благоприятная ситуация в Финляндии, Японии, Испании. Наибольшим иммунитетом против оттока высоко образованных кадров и соответственно привлекательностью для желающих эмигрировать из других стран обладают США (92 балла по 100-бальной шкале) Процесс «Европа-92», согласно которому границы между европейскими странами становятся более проницаемыми, также обеспечивает новый масштаб свободы предпринимательства. В целом миграция кадров является составляющей более общего процесса интернационализации современной хозяйственной жизни. Политику «открытых дверей», отказ от протекционизма, курс на общение с другими народами можно рассматривать как значительный катализатор предпринимательства.

Центральная дилемма мотиваций к предпринимательству предстает в виде выбора между свободой и ответственностью, индивидуализмом и солидарностью. В самом принципе предпринимательства - организационном новаторстве и стремлении к его успеху – потенциально заложена возможность непредсказуемых институциональных изменений. Иначе говоря, предприниматель способен стать зачинателем традиции, но в то же время угрожать самим основам общественного благосостояния.

Одна из главных причин негативных оценок бизнеса – преступления. Достаточно вспомнить вовлеченность ряда корпораций в Уотергейтский скандал, шок от финансовых махинаций на бирже Ивана Боского, Бхопал и т. д. Обзор преступлений в мире американского бизнеса, проведенный в середине 80-х годов, показал, что в течение десятилетия 115 (23%) корпораций из списка «Форчун-500» были замешаны, по крайней мере, в одном серьезном преступлении. Уровень преступности по 25 крупнейшим фирмам был еще выше. По оценке Сенатского подкомитета по антитрестовской политике, в 70-е годы деловые преступления всех видов стоили американцам ежегодно 174-231 млрд. долл. В 80-е годы только прямые потери оценивались в 11 млрд. долл.[1:101]. Подобная тенденция не миновала и Россию. После выхода закона РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» вырисовываются некоторые социально-экономические тенденции предпринимательства:

- происходит формирование предпринимательского слоя населения;

- этот процесс способствует резкому расслоению населения по уровням дохода;

- в стране существует ряд неблагоприятных факторов тормозящих процесс развития «здорового» предпринимательства. Это – несовершенство законодательства и налогообложения, произвол финансовых органов и банков, коррупция, рэкет и т.д.;

- предпринимательская деятельность способствует обострению криминальной ситуации в стране.

Весь круг претензий к предпринимательству в обобщенном виде сводится к трем группам: ресурсная, политическая и моральная.

Ресурсный аспект принципа свободы предпринимательства стал широко осознаваться с появлением известной книги-предупреждения Римского клуба «Пределы роста». Хотя кризисы середины 70-х годов привели к переходу многих стран на более ресурсосберегающий тип роста, тем не менее, угроза катастрофического развития событий и сегодня остается не менее серьезной.

Новый доклад Римского клуба о перспективах развития цивилизации подчеркивает драматизм грядущего энергетического дефицита, экологических потрясений, продовольственного положения.

Политический аспект принципа свободы предпринимательства связан главным образом с его искусственными ограничениями со стороны некоторых хозяйственных субъектов, преследующих свои интересы. Соответственно самоограничение свободы здесь заключается в том, чтобы избегать жестких монополистических стратегий и чрезмерной ставки (виде добывания особых льгот, субсидий и т. д.) на безоглядную поддержку со стороны государственных органов. Однако главное содействие таким конкурентным стратегиям оказывает само состояние рынка, обеспечивающего оптимальное для общественного блага столкновение отдельных сил и интересов.

Моральный аспект принципа свободы предпринимательства связан с теми целевыми установками, которым подчиняется деятельность предпринимателя.

Особого внимания заслуживает вопрос о филантропическом предпринимательстве, направленном не на извлечение прибыли, а на цели благотворительности, меценатства, милосердия, по существу на укрепление солидарности в обществе.

Филантропическое (неприбыльное) предпринимательство основывается, прежде всего, на пожертвованиях, 90% из которых, например, в США, составляют поступления от частных лиц, 5% - от корпораций. 75% американских семей делают благотворительные взносы.

Общая величина затрат благотворительных организаций сравнительно невелика – 150 млрд. долл., при том, что расходы государственных органов на всех уровнях достигали 2 трлн. долл.[1:102]. Подобное или худшее состояние и в других западных странах.

Однако реальная роль филантропического бизнеса выше, особенно в области науки и образования, здравоохранения и социальных нужд, искусства и религии, а также в целях сохранения в обществе жизненно необходимых элементов новаторства, творчества, реформаторства и солидарности.

О том, что филантропический бизнес – одна из интенсивно живущих областей предпринимательской инициативы, свидетельствует количество благотворительных организаций. По данным налоговой инспекции, их в США было 900 тыс., при этом все они освобождены от уплаты налогов.

Помимо сугубо филантропических мотиваций, известную дисциплинирующую роль в моральном отношении играет религиозное сознание предпринимателей.

Таким образом, облагороженность предпринимательских мотиваций тем выше, чем сильнее в них утрачены ограничения, задаваемые природой, обществом и нравственностью, чем выше осознание ответственности и человеческого долга.

Предпринимательская культура поддерживает действия, направленные вовне организации и на перспективу, новаторство и творческую активность персонала. Привлекательность культуры заключается в том, что она гарантирует удовлетворение потребностей работников в развитии и совершенствовании. Управление здесь основывается на вере в руководителя, его знаниях и опыте, а также привлечении персонала к творчеству.

В основе классификации предпринимательских культур лежат способы получения прибыли. Так, например, американские исследователи Дил и Кеннеди в зависимости от них выделили следующие типы таких культур. [21:131].

Культура торговли свойственна в первую очередь торговым организациям, которые характеризуются быстрым получением результатов и малым риском. Здесь доминирует стремление к краткосрочному успеху, который во многом зависит не столько от величины, сколько от числа сделок, устойчивости контактов, понимания нужд рынка. Для такого рода организаций характерна взаимная поддержка сотрудников и дух коллективизма.

Культура выгодных сделок свойственна организациям типа бирж. Для нее также характерна нацеленность на быстрое получение денег в условиях спекуляции и высокого финансового риска. Общение между людьми здесь мимолетно и происходит в основном на почве погони за деньгами. Такая культура требует молодых или духовно молодых сотрудников, обладающих бойцовскими качествами и твердостью характера.

Административная культура присуща крупнейшим фирмам, а также государственным учреждениям. Она ставит во главу угла не столько прибыль или громкий успех, сколько минимизацию риска, стабильность, безопасность. Ее отличают бюрократичность, формальный подход, неспешность принятия решений, ориентация на титулы и должности.

Инвестиционная культура крупных фирм и банков поддерживает бизнес с высокой степенью риска, связанный с крупными капитальными вложениями на длительный срок в условиях неопределенности, где невозможна быстрая отдача. Большинство решений здесь принимается централизованно на основе тщательной проверки, ибо от каждого из них зависит будущее фирмы. Это требует от сотрудников опыта, авторитета, осмотрительности, совместного обсуждения вариантов действий.


1.3 Эволюция предпринимательской культуры в России


Развитие предпринимательской культуры, основанной на «кодексе предпринимательского поведения», появление и исчезновение различных норм и правил поведения происходило по принципу естественного отбора. Выживали те культурные тенденции, которые наилучшим образом обеспечивали жизненные цели не только предпринимательского социума, но и всего российского населения.

Культурные тенденции, которые не смогли пройти сквозь «эволюционные фильтры», отсеивались.

До конца XV в. среди предпринимателей господствовал «кодекс поведения», основанный на культуре князей и воинов, формировавших купечество.

Основными нормами поведения изучаемого социума являлись соблюдение языческих славянских ритуалов; смелость, низкая ценность человеческой жизни; состояние опьянения, обусловленное специальным обрядом, и совершенствование весьма рискованных коммерческих путешествий. Данные ритуалы практически не отличались от общепринятых славянских языческих методов общения со сверхъестественными силами.

Отличительные особенности культурных тенденций предпринимателей данного периода обусловливались путешествиями и спецификой военно-коммерческого мышления.

Н.М. Никольский пишет, что первые предпринимательские походы мало отличались от разбойничьих.[31:147]. Если по пути встречались караваны или селения, которые не могли себя защитить, купцы захватывали их товар, что считалось в порядке вещей.

Использование разбоя и работорговли соотечественниками для получения предпринимательской прибыли говорит о низких нравственных ориентирах первых купцов, а также о заниженной ценности человеческой жизни.

Можно предположить, что нецивилизованные методы обогащения предпринимателей, идущие параллельно с низкой оценкой как собственной, так и чужой жизни, существовали в этот период на Руси благодаря не только языческому прессингу, согласно которому нравственные ориентиры не имели значимости, но также вследствие специфики их военно-авантюристического мышления.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9