Анализ влияния физической рекреационной активности на самореализацию личности школьников
Виды физической рекреационной активности: 1 - зарядка; 2 - легкая атлетика; 3 -
лыжные прогулки; 4 - спортивные игры; 5 - бокс, борьба; 6 - плавание; 7 -
закаливание; 8 - атлетическая гимнастика; 9 - шейпинг; 10 - пешеходные
прогулки; 11 - катание на коньках; 12 - средние значения физической активности.
Потребность в занятиях физической рекреацией: 13 - зарядка; 14 - легкая
атлетика; 15 - спортивные игры; 16 - плавание; 17 - туризм; 18 - атлетическая
гимнастика; 19 - шейпинг; 20 - нетрадиционные виды спорта (боулинг, бильярд);
21 - пешеходные прогулки; 22 - удовлетворенность степенью физической
активности. Мотивы занятий физической рекреацией: 23 - на результат
деятельности; 24 - на удовольствие от процесса; 25 - на самосовершенствование;
26 - на общение; 27 - на вознаграждение; 28 - долженствование.
Степень реализации ценностей: 29 - автономности; 30 -
безопасности; 31 - власти; 32 - здоровья; 33 - известности; 34 - интересной
работы; 35 - личностного роста; 36 - материальных ценностей; 37 - общения; 38 -
привлекательности; 39 - любви; 40 - профессиональных качеств; 41 - чувственных
удовольствий; 42 - ярких впечатлений от жизни.
Таким образом, позитивное отношение к занятиям физической рекреацией
связано не только с самореализацией испытуемых в сферах учебной деятельности и
личной жизни, но и с реализацией жизненных ценностей.
Эффективность целенаправленного формирования и поддержания
мотивов занятий физической рекреацией. Технология эксперимента по формированию позитивного отношения
к физической рекреации включала в себя несколько этапов.
1. Первичное изучение характеристик отношения к физической рекреации
(активности, потребности, удовлетворенности) каждого испытуемого.
2. На стадии обработки результатов исследования выборка испытуемых была
разделена на две части - экспериментальная группа и контрольная
(соответственно, 31 и 30 человек). Испытуемыми являлись представители мужского
и женского пола примерно в равном соотношении.
До и после проведения формирующего эксперимента (интервал между исследованиями
составил шесть месяцев) в обеих группах осуществлялось изучение показателей
мотивов занятий физической рекреацией. До эксперимента достоверные значимые
различия в выраженности мотивов и показателей отношения к физической рекреации
у представителей обеих групп отсутствовали.
3. Тренерам, занимающимся с представителями экспериментальной группы,
было предложено в течение шести месяцев реализовывать в работе с ними
технологию целенаправленного формирования и поддержания мотивов занятий
физической рекреацией.
Технология включает в себя рекомендации, предложенные А.Н. Николаевым
(2001).
Для формирования мотивов:
- предоставление занимающимся как можно большего объема информации об
отдельных видах физической рекреации;
- создание условий для получения занимающимися ярких впечатлений, в том
числе и от межличностного общения в процессе занятий физической рекреацией;
- способствование приобретению участниками физической рекреационной
деятельности личного позитивного опыта, связанного с занятиями физической рекреацией;
- предоставление информации о значимости занятий физической рекреацией в
укреплении здоровья, улучшении фигуры, развитии двигательных качеств и
характера (в первую очередь, рекомендация направлена на повышение значимости
для занимающихся мотива самосовершенствования) для превращения влечений в
мотивы.
Для поддержания мотивов (при условиях проведения занятий под руководством
тренера):
- создание групп занимающихся с учетом одинаковых предпочтений в выборе
вида физической рекреации и однородных по уровню физической подготовленности;
- подчеркивание реально достигнутых результатов каждого из занимающихся;
- проявление интереса к личности каждого занимающегося, учитывая интересы
и потребности каждого участника;
- поощрение инициативы, оказание доверия участникам физической
рекреационной деятельности;
- использование элементов самостоятельности в организации рекреационной
деятельности с целью повышения личной ответственности каждого участника;
- формирование ситуаций, приносящих положительные эмоции у участников
физической рекреационной деятельности;
- привнесение разнообразия в физические рекреационные занятия;
- создание традиций внутри группы занимающихся, объединяющих участников,
способствующих неформальному общению.
4. Была произведена обработка результатов и проведен сравнительный анализ
данных респондентов экспериментальной и контрольной групп по выраженности
показателей мотивов, наиболее тесно связанных с физической рекреационной
активностью, потребностью и удовлетворенностью занимающихся.
В результате применения тренерами в работе с представителями
экспериментальной группы технологии формирования и поддержания мотивов занятий
физической рекреацией выраженность ряда мотивов возросла. Это относится к
мотивам, имеющим наиболее тесную взаимосвязь с показателями отношения к
физической рекреации - самосовершенствования, общения и получения удовольствия
от процесса занятий (таблица 3). В наибольшей степени после проведения
формирующего эксперимента у испытуемых экспериментальной группы возросли
показатели мотива самосовершенствования.
Таблица 3 - Выраженность мотивов занятий физической рекреацией после
проведения эксперимента (n =
60)
Мотивы занятий физической рекреацией
|
X
|
S
|
Общение
|
Экспериментальная группа
|
3,45
|
0,049
|
Контрольная группа
|
3,23
|
0,063
|
T
|
2,81
|
|
Р
|
0,01
|
|
Самосовершенствование
|
Экспериментальная группа
|
3,84
|
0,051
|
Контрольная группа
|
3,58
|
0,078
|
T
|
2,77
|
|
Р
|
0,01
|
|
Удовольствие от процесса занятий
|
Экспериментальная группа
|
3,58
|
0,062
|
Контрольная группа
|
3,31
|
0,091
|
T
|
2,44
|
|
Р
|
0,05
|
|
У представителей контрольной группы выраженность показателей мотивов
осталась примерно на прежнем уровне.
В результате проведения формирующего эксперимента изменились показатели
отношения к физической рекреации (таблица 4).
Таблица 4 - Выраженность показателей отношения к физической рекреации
после проведения эксперимента (n =
60)
Показатели отношения
|
X
|
S
|
Активность
|
Экспериментальная группа
|
3,15
|
0,038
|
Контрольная группа
|
3,02
|
0,043
|
T
|
2,32
|
|
Р
|
0,05
|
|
Потребность
|
Экспериментальная группа
|
3,76
|
0,046
|
Контрольная группа
|
3,54
|
0,059
|
T
|
2,19
|
|
Р
|
0,01
|
|
Удовлетворенность
|
Экспериментальная группа
|
3,13
|
0,032
|
Контрольная группа
|
3,25
|
0,039
|
T
|
2,37
|
|
Р
|
0,05
|
|
У представителей экспериментальной группы (по сравнению с испытуемыми
контрольной группы) возросли показатели физической рекреационной активности и
потребности в занятиях, однако, снизилась удовлетворенность степенью физической
активности. Данный факт, вероятно, объясняется ростом потребности в занятиях,
поэтому, несмотря на повышение активности, ее уровень не удовлетворяет
представителей экспериментальной группы.
В ходе проведения формирующего эксперимента удалось установить, что
использование целенаправленной технологии по формированию и поддержанию мотивов
занятий физической рекреацией способствует их изменению в сторону большей
выраженности. Поскольку ранее была выявлена связь между мотивами занятий и
отношением к физической рекреации, то и отношение существенно изменилось.
Выводы
Физическая рекреация - вид физической культуры: использование физических
упражнений, а также видов спорта в упрощенных формах, для активного отдыха
людей, получения удовольствия от этого процесса, развлечения, переключения с
одного вида деятельности на другой, отвлечения от обычных видов трудовой,
бытовой, спортивной, военной деятельности.
В научных исследованиях принято выделять следующие
аспекты физической рекреации:
1. Биологический: какое влияние физическая рекреация
оказывает на оптимизацию состояния организма человека.
2. Социальный: в какой степени она способствует
интеграции людей в некую социальную общность и как в процессе нее происходит
обмен социальным опытом.
3. Психологический: какие мотивы лежат в основе
рекреационной деятельности и какие психические новообразования возникают у
человека в результате этой деятельности.
4. Образовательно-воспитательный: какое влияние
физическая рекреация оказывает на формирование личности в ее физическом,
интеллектуальном, нравственном, творческом развитии.
5. Культурно-аксиологический: какие культурные
ценности усваивает человек в процессе физической рекреационной деятельности и в
какой мере она способствует созданию новых личностно-общественных ценностей.
6. Экономический: как организуется физическая
рекреация, какие средства используются и кто ее организует (кадры).
Таким образом, предметные области физической рекреации весьма широки,
объемны; они вторгаются в междисциплинарную область либо традиционно, либо с
помощью недавно освоенных других частных теорий. Это пока затрудняет создание
собственной теории физической рекреации и тем более предложение какого-либо
обобщающего ее определения.
Стритбол - это уличная версия баскетбола. Игра ведется на одно кольцо
двумя командами. В каждой команде должно быть до трех, в некоторых случаях до
четырех человек.
Стритбол в наше время начинает развиваться и набирает обороты в своем
становлении. В эту игру может играть совершенно любой. Поэтому есть
значительные возможности использовать данную игру в рекреационных целях.
Отношение к физической рекреации (в первую очередь, физическая
рекреационная активность) связано с самореализацией в учебной сфере.
Респонденты, более активные в занятиях зарядкой, спортивными играми,
высоко оценивают успешность своей учебной деятельности. Обнаружено, что лица с
высокой степенью удовлетворенности своей физической активностью в большей
степени удовлетворены своей учебной деятельностью.
Занятия спортивными рекреационными играми связаны с удовлетворенностью
испытуемыми личной жизнью. Помимо этого, обнаружена взаимосвязь между высокими
значениями показателей мотивов занятий физической рекреацией и показателей
удовлетворенности в сфере личной жизни.
Респонденты, проявляющие активность в различных видах физической
рекреации (самые сильные связи обнаружены в отношении занятий пешеходными
прогулками), отмечают большую реализацию значимых ценностей в их жизни, нежели
те, кто занимается меньше или не занимается рекреационной деятельностью вообще.
Высокая потребность в занятиях физической рекреацией связана с реализацией
ценностей здоровья, ярких впечатлений от жизни, общения и автономности. Выявлено,
что у испытуемых, удовлетворенных степенью своей физической активности, в
большей степени, нежели у остальных, реализованы ценности здоровья, личностного
роста и общения.
Самым популярными видами физической рекреации старшеклассников являются
спортивные игры и утренняя зарядка. Наименее популярны: среди 10-класников -
велосипедные прогулки, среди 9-класников - велосипедные прогулки и легкая
атлетика, среди 11-класников - катание на коньках, атлетическая гимнастика и занятия шейпингом.
Главный мотив занятий физической рекреацией для всех групп испытуемых -
совершенствование.
Пол, образование, принадлежность к определенной социальной группе
являются факторами физической рекреационной активности и потребности в занятиях
физической рекреацией.
Психологические характеристики испытуемых связаны с показателями
отношения к физической рекреации. Так, респонденты, в личности которых
преобладает направленность на себя, проявляют физическую рекреационную
активность посредством занятий зарядкой, легкой атлетикой и шейпингом.
Выявлено, что испытуемые, в жизни которых большое значение имеет ценность
«власть и влияние», в основном активны в занятиях единоборствами; ценность
«здоровье» связана с проявлением активности в сфере занятий лыжным спортом и
спортивными играми; ценность «материальный успех» - с занятиями единоборствами,
атлетической гимнастикой и нетрадиционными видами спорта; «межличностные
контакты и общение» - с активностью в сфере лыжных прогулок и атлетической
гимнастики; лица, стремящиеся получить «яркие впечатления от жизни», проявляют
активность в занятиях спортивными играми, атлетической гимнастикой и
нетрадиционными видами спорта.
Респонденты, имеющие высокую самооценку внешности, успешности в делах,
жизненной активности и волевых качеств, более активны в сфере занятий
физической рекреацией, а также более удовлетворены степенью своей активности.
Обнаружена связь между особенностями темперамента испытуемых и
предпочтениями в занятиях различными видами физической рекреации. Экстраверты в
основном проявляют физическую рекреационную активность в сфере пешеходных
прогулок. Эмоциональная возбудимость связана с занятиями утренней зарядкой,
спортивными играми, единоборствами, туризмом, занятиями шейпингом и катанием на
коньках; темп реакции - с занятиями спортивными играми, единоборствами,
туризмом и нетрадиционными видами спорта.
Технология по формированию и поддержанию мотивов занятий физической
рекреацией эффективна, ее реализация привела к изменению мотивов в сторону их
большей выраженности.
После проведения формирующего эксперимента отношение представителей
экспериментальной группы к физической рекреации изменилось: физическая
рекреационная активность и потребности в занятиях возросли, а удовлетворенность
активностью снизилась.
Практические рекомендации
Правильно организованные подвижные игры оказывают благоприятное влияние
на развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы, на
формирование правильной осанки. Благодаря этому большое значение приобретают
подвижные игры, вовлекающие в разнообразную, преимущественно динамическую
работу, различные крупные и мелкие мышечные группы, игры, увеличивающие
подвижность в суставах.
Подвижные игры активизируют деятельность сердца и легких, повышают их
работоспособность, содействуют улучшению кровообращения и обмена веществ в
организме.
Игры с активными, энергичными, многократно повторяющимися двигательными
действиями, но не связанные с длительным односторонним силовым напряжением
(особенно статическим), способствуют совершенствованию важнейших систем и
функций организма. Именно поэтому в играх не должно быть чрезмерных мышечных
напряжений и продолжительных задержек дыхание (натуживание). Важно, чтобы игры
оказывали благоприятное влияние на нервную систему занимающихся. Это
достигается путем оптимальных нагрузок на память и внимание играющих, а также
такой организацией игр, которая вызывает у занимающихся положительные эмоции.
Список использованной литературы
1. Амосов Н.М., Бендет Я.А. Физическая активность и сердце. - Киев: Здоров'я, 1984. - 232 с.
2. Боберський
І. Рухливі забави та ігри. - Львів: НТШ, 1994. - 64 с.
3. Болобан
В.Н. Система обучения движениям в сложных условиях поддержания
статодинамической устойчивости; Автореф. дис. докг. пед. наук. - К,, 1990. - 45
с.
4. Бондаревский Е.А. Надежность тестов, используемых для
характеристики человека. «Теория и практика физической культуры». 1970. - №5, С. 15-18.
5. ВерхошанскиЙ
Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. - М.:
"ФиС", 1970. - 200 с.
6. Верхошанский
Ю.В. Основы специальной силовой подготовки в спорте / Изд. 2-е, перераб. и доп.
- М.: "ФиС", 1977. - 215 с.
7. Волков В.К., Цикулин Л.Е. Лечение и реабилитация больных
гипертонической болезнью в условиях поликлиники. - М.: Медицина, 1989. С. 256.
8. Волков
Л.В. Физическое воспитание учащихся: Пособие для учителей. - М., 1988. - 360 с.
9. Воячецкий
Э. Развивая силу // Физическая культура в піколе, 2000. - №2. - С. 46-48.
10. Выдрин В.М.
<http://lib.sportedu.ru/2SimQuery.idc?Author=выдрин%20в>, Джумаев А.Д.
<http://lib.sportedu.ru/2SimQuery.idc?Author=джумаев%20а> Физическая
рекреация - вид физической культуры
<http://lib.sportedu.ru/2SimQuery.idc?Title=физическая%20рекреация%20-%20вид%20физической%20культуры>
//Теор. и практ. физ. культ. <http://lib.sportedu.ru/Press/tpfk>, 1989. №
3, с. 2-3.
11. Демчишин
А.П. та ін.
Рухливі та спортивні ігри в школі / Посібник для вчителів. - К.: Освіта, 1992.
- 175 с.
12. Дубогай О.Д., Завацький В.І., Короп Ю.О. Методика
фізичного виховання студентів, віднесених за станом здоров'я до спеціальної медичної
групи. // Навч. посібник. Луцьк: Надстир'я, 1995. - 220 с.
13. Евстафьев Б.В.
<http://lib.sportedu.ru/2SimQuery.idc?Author=евстафьев%20б> Анализ
основных понятий в теории физической культуры
<http://lib.sportedu.ru/2SimQuery.idc?Title=анализ%20основных%20понятий%20в%20теории%20физической%20культуры>.
- Л.: ВИФК,1985. - 118 с.
14. Епифанов В.А. Лечебная физическая культура / Учебное пособие для
вузов. М.: Издат. дом «ГЭОТААМЕД», 2002. С. 560.
15. Завацький В.І. Фізіологічна характеристика розвитку організму школярів. - Луцьк:
„Надстир'я". - 1994. - ст. 149.
16. Загальна фізіотерапія і курортологія /Є.М. Панасюк,
Я.М. Федорів, В.М. Модилевський. - Львів: Світ, 1990. - 136 с
17. Зациорский В.М. Спортивная метрология. Проблемы надежности
двигательных тестов. М. ГЦОЛИФК, 1978. - 19 с.
18. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена М. «Физкультура и
спорт», 1965. - 199 с.
19. Іващенко Л.Я., Пирогова Е.А. Вплив фізичних вправ на працездатність і здоров'я людини. -
К.: „Здоров'є", 1986.
20. Качесов В.А. Основы интенсивной реабилитации. - М,
1999. - 126 с.
21. Келлер
В.С., Платонов В.М. Теоретико-методичні основи підготовки спортсменів. - Львів: Українська
Спортивна Асоціація, 1993. - 270 с.
22. Клиническая физиотерапия /И.Н. Сосин, Л.Д. Тондий, Е.В. Сергиени и
др /Под ред. И.Н. Сосина. - Киев:
Здоров'я, 1996.
- 624 с.
23. Козіброда Л.В. Особливості застосування специфічних
засобів фізичного виховання для дітей, що мають відхилення у стані здоров'я (на
прикладі дошкільних закладів м. Львова) // Актуальні проблеми розвитку руху
«Спорт для всіх» у контексті європейської інтеграції України: Матеріали міжнар.
наук.-практ. конф. - Тернопіль, 2004. - 385 с.
24. Комарова Л.А., Терентьева Л.А., Егорова Г.И. Сочетанные методы
физиотерапии. - Рига: Знание, 1986. - 173 с.
25. Короп
Ю.О. Розвиток гнучкості в школярів // Фізичне виховання в школі. - 1997. - №3.
- С. 40-45. - №4. -
С.28-35.
26. Лечебная физическая культура. Справочник. / Под ред. проф. Епифанова В.А. М.: Медицина, 2001. С. 592.
27. Лечебная физическая культура. Учебник для студентов ин-тов физ.
культ. / Под ред. проф. Попова С.Н. М.: ФиС, 1988. С. 270.
28. Лечебная
физическая культура: Справочник./ Под ред. В.А. Епифанова. - М.: Медицина,
1987. - 528 с.
29. Линець
М.М. Основи методики розвитку рухових якостей:
Навчальний посібник для фізкультурних вузів. - Львів: "Штабор", 1997.
- 204 с.
30. Липець
М.М., Андрієнко Г.М. Витривалість, здоров'я, працездатність... -Львів, 1993. -
131 с.
31. Лікувальна фізкультура та спортивна медицина /В.В. Клапчук, Г.В. Дзяк, І.В. Муравов та ін /За ред. В.В. Клапчука, Г.В. Дзяка. - Киев: Здоров'я, 1995, - 312 с.
32. Лубышева Л.И.
<http://lib.sportedu.ru/2SimQuery.idc?Author=лубышева%20л> Социальная
роль спорта в развитии общества и социализации личности
<http://lib.sportedu.ru/2SimQuery.idc?Title=социальная%20роль%20спорта%20в%20развитии%20общества%20и%20социализации%20личности>
// Теор. и практ. физ. культ. <http://lib.sportedu.ru/Press/tpfk> 2001, №
4, с. 11-13.
33. ЛФК в системе медицинской реабилитации / Под ред. проф. Каптелина
А.Ф.и Лебедевой И.П. М.: Медицина, 1995. С. 98.
34. Лях В.
Двигательные способности // Физическая культура в школе, 1996. - №2. - С. 2-8.
35. Лях
В.И. Выносливость: основы измерения и методики развития // Физическая культура
в школе, 1998. - №1. - С.7-14.
36. Лях
В.И. Гибкость: основы измерения и методики развития // Физическая культура в
школе, 1999. - №1. - С. 4-10.
37. Лях
В.И. Координационные способности школьников // Физическая культура в школе,
2000. -- №4. - С.6-13; №5. - С.3-10
38. Лях
В.И. Скоростные способности: основы тестирования и методики развития //
Физическая культура в школе.1997. - №3. - С. 2-8.
39. Матвеев
Л.П. Теория и методика физической культуры: Учебн. для ин-тов физ. культуры. -
М.: "ФиС", 1991, - 543 с.
40. Мошков В.Н. Общие основы лечебной физической культуры. М.: Медицина,
1954.
41. Мун Вон Бэ.
<http://lib.sportedu.ru/2SimQuery.idc?Author=мун%20вон%20бэ>
Организационно-структурные закономерности и тенденции развития туризма в сфере
досуга населения Республики Корея <http://lib.sportedu.ru/2SimQuery.idc?Title=организационно-структурные%20закономерности%20и%20тенденции%20развития%20туризма%20в%20сфере%20досуга%20населения%20республики%20корея>:
Автореф. канд. дис. Спб., 1998. - 35 с.
42. Мурза В.П. Фізичні вправи і здоров'я. Київ „Здоров'я", 1991, 256 с.
43. Мухін В.М. Фізична реабілітація.
- К.: Олімпійська література, 2000. - 423 с.
44. Определение
физической подготовленности школьников / Под. ред. Б.В.Сермеева. - М.;
Педагогика, 1973. - 104 с.
45. Орлов А.С.
<http://lib.sportedu.ru/2SimQuery.idc?Author=орлов%20а> Социология
рекреации
<http://lib.sportedu.ru/2SimQuery.idc?Title=социология%20рекреации>. -
М.: Наука, 1995. - 118 с.
46. Панін І.А. Рухова активність та здоров'я школярів в
умовах пострадіаційного забруднення. // Початкова школа, 1999. - №5. С.62.
47. Панін І.А. Рухова активність школярів молодших класів
у структурі уроку фізвиховання. Матеріали 1-ї міжнародної науково-практичної
конференції. Луцьк., 1996.
48. Панін І.А., Панін А.І. Оцінка фізичної підготовленості
учнів 1-11 класів, які мешкають в зоні посиленого екологічного ризику, на
прикладі швидкісних та швидкісно-силових якостей: Методичні рекомендації -
Чернігів, 1996. - 22 с.
49. Пархотик И.И. Лечебная физическая культура. - Киев, 1986. - 156 с.
50. Платонов
В.М., Булатова М.М. Фізична підготовка спортсменів. -К.; Олімпійська література, 1995. - 319 с.
51. Психология здоровья
<http://lib.sportedu.ru/2SimQuery.idc?Title=психология%20здоровья> / Под
ред. Г.С. Никифорова. - СПб.: СПбГУ. 2000. - 504 с.
52. Психология спорта в
терминах, понятиях, междисциплинарных связях
<http://lib.sportedu.ru/2SimQuery.idc?Title=психология%20спорта%20в%20терминах,%20понятиях,%20междисциплинарных%20связях>.
СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта. 1996. - 451 с.
53. Рыжкин Ю.Е.
<http://lib.sportedu.ru/2SimQuery.idc?Author=рыжкин%20ю> К вопросу о
понятии феномена "физическая рекреация"
<http://lib.sportedu.ru/2SimQuery.idc?Title=к%20вопросу%20о%20понятии%20феномена%20%22физическая%20рекреация%22>
//Теор. и практ. физ. культ. <http://lib.sportedu.ru/Press/tpfk> 2001, №
4, с. 55-57.
54. Рыжкин Ю.Е.
<http://lib.sportedu.ru/2SimQuery.idc?Author=рыжкин%20ю> Физическая
рекреация в комплексе наук о человеке
<http://lib.sportedu.ru/2SimQuery.idc?Title=физическая%20рекреация%20в%20комплексе%20наук%20о%20человеке>
// Вестник Балтийской педагогической академии
<http://lib.sportedu.ru/2SimQuery.idc?Title=вестник%20балтийской%20педагогической%20академии>,
2001, № 40, с. 75-78.
55. Скурихина Л.А. Физические факторы в лечении и реабилитации больных с
заболеваниями сердечно-сосудистой системы. - М.: Медицина, 1979. - 208 с.
56. Справочник по детской лечебной физкультуре. / Под ред. М.И. Фонарева. - Л.: Медицина, 1983. - 360 с.
57. Стернина З.М. Теорія і методика виховання сліпих і
слабозорих школярів. - Л., 1980. -148с.
58. Стриковская В.Л. Лечебная физкультура в реабилитации больных и
детей группы риска первого года жизни. - Л.: Медицина, 1991. - 158 с.
59. Фарфель
В.С. Управление движеиями в спорте. - М.: Физкультура и спорт, 1975,-208 с.
60. Физкультурно-оздоровительная
работа в школе: Пособие для учителя. / Под ред. А.М. Шлемина. - М., 1988.
61. Холостова
Е.И. Социальная реабилитация. - К., 2002.
62. Экологическая
физиология человека. Адаптация человека к экстремальным условиям среды.- М.:
Наука, 1979. - 70 с.
63. Экология,
здоровье, спорт. Под ред. Агаджаняна Н.А., Полатайко Ю.А. - Ив.-Франковск
-Москва: Пласт, 2002.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|