бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Анализ влияния физической рекреационной активности на самореализацию личности школьников бесплатно рефераты

В 1998 году нарезка из лучших моментов попала в молодую компанию AND1, занимавшуюся выпуском спортивной амуниции. Кассета, получившая название AND1 Mixtape Vol.1, раздавалась бесплатно каждому, кто решит примерить кроссовки AND1. За две недели разошлись 200 000 копий кассеты, большинство из которых получили дети, которые никогда ранее не слышали про Skip To My Lou. Все, что они знали - что этот парень вытворяет на площадке сумасшедшие вещи.

AND1 быстро поняли, что залог их успеха - непризнанные гении уличного баскетбола. Не ограничиваясь Нью-Йорком, они мелким неводом прочесали площадки восточного побережья. Так они нашли Филлипа «Hot Sauce», чемпиона из Атланты, и Аллена «AO» Оуэнса из Филадельфии, одних из самых популярных уличных игроков в Америке. То, что творили эти ребята, было просто шоком. Это было ново, свежо, креативно и весело. Никто до них не делал такие вещи. AND1 моментально заключает с ними контракт и выпускает AND1 Mixtape Vol.3, на котором преимущественно были показаны именно эти два игрока. Это была революция в баскетбольном мире, именно после этой кассеты об AND1 заговорили по всему миру. Иметь одежду этой фирмы вдруг захотели все уличные игроки. А всё время тренировок отныне посвящалось дриблингу.

Выступления AND1 - это не баскетбольный цирк, как считают некоторые. Соперники AND1 в их мировом туре (а это собранные в одну команду звезды местных площадок) лезут из кожи вон, чтобы показать, чего они стоят. Лучшие из них имеют шанс попасть в состав AND1, как это произошло с Тони «Go Get It» Джонсом. В игре против AND1 он совершил массу головокружительных полетов к кольцу, заколотив звездам стритбола десяток красивейших слэм-данков. Так что, когда один из ведущих участников шоу, Main Event, известный своими бросками сверху, сломал ногу в автомобильной аварии, кандидатура Тони - Go Get It даже не обсуждалась. Парень достойно заменил в туре одну из главных звезд AND1, и с тех пор он в команде. Такие истории еще сильнее заводят соперников AND1, поэтому их матчи всегда наполнены духом борьбы.

Некоторые становятся ярыми почитателями этих бывших уличных звезд, некоторые ненавидят их и называют клоунами, но равнодушных не остаётся.

Раздел 2. Методы исследования


В процессе выполнения данной работы исследования были направлены на изучение влияния увлечений игрой в стритболом на показатели самореализации и самооценки среди старших школьников.

Ученикам старших классов предлагается игра «Бросайка».

Методика проведения игры

Игра рекомендована Специальным Олимпийским Комитетом Санкт-Петербурга для использования в процессе тренировок, рекреационных игр и т.п. в учащимися с проблемами в сенсомоторном развитии. Автор игры: А.А. Баряев.

Игра «Бросайка»

Игра направлена на:

-на развитие сенсорно-перцептивных способностей (представлений о цвете, формирование барического чувства и т.п.);

- формирование способности к точному управлению движениями в пространстве (чувство пространства);

- развитие способности к реагированию (время сложной двигательной реакции);

- повышение способности к сохранению равновесия (статическая координация);

- формирование возможности к поддержанию максимально возможного темпа движений (частота движений за единицу времени),

- развитие способности к словесной регуляции движений (выполнение двигательных действий по словесной инструкции),

- развитие активного воображения;

- снижение повышенного психического возбуждения;

- формирование умения взаимодействовать со сверстниками в процессе совместных игр и упражнений, воспитание умения проявлять внимание друг к другу и оказывать взаимопомощь.

Инвентарь:

в набор для игры «Бросайка» входят 6 кожаных мячей (3 красных, 3 синих разного размера и веса. 1 мяч бежевого цвета используется в качестве точки-цели на площадке). Для подведения результатов необходима линейка размером 50 см. Площадка для проведения игры должна быть ровной и может быть произвольных размеров.

Правила

Подготовительный этап игры

В игре могут участвовать 2 команды от 1 до 6 человек в каждой. Перед началом игры судья проводит жеребьевку и определяет, какая команда будет играть синими, а какая - красными шарами. Во время жеребьевки также определяется первоочередность хода команды. Участники каждой команды должны иметь свой номер от 1 до 6. В начале игры судьей выставляется цель - точка на площадке на определенном расстоянии от линии броска. Расстояние до цели определяется, исходя из тренировочных бросков участников (бросается тяжелый мяч). Бросок всеми участниками выполняется от одной заданной линии броска.

Во время игры участники поочередно бросают мячи к цели (от самого легкого к тяжелому в первых 6-ти розыгрышах и наоборот - в розыгрышах с 7-го по 12-й - от самого тяжелого к самому легкому). После первых 6-ти розыгрышей дается право на тренировочные броски с возможностью изменить положение цели по их итогам.

Основной этап игры

Игра делится на розыгрыши. Розыгрыш включает в себя 6 бросков. Предлагаемое количество розыгрышей - 12, но оно может изменяться в зависимости от физической подготовленности участников.

В первых 6-ти розыгрышах мяч после броска должен катиться по игровой поверхности. В розыгрышах от 7-го до 12-го - мяч бросается снизу вверх в цель от ноги.

Если в командах по 1 игроку, то он поочередно бросает 3 мяча по одному по очереди, установленной жребием.

Если в командах по 2-3 игрока, то они по очереди бросают мячи от самого легкого к тяжелому.

В случае, если игроков в команде от 4-х до 6-го, то они разделяются (2+2, 3+2, 3+3) и принимают участие в разных розыгрышах.

Участники имеют право выбивать и отодвигать мячи соперника.

Оценка результатов игры

Подсчет очков производится в конце каждого розыгрыша. Отдельно измеряется расстояние от мячей одного веса до цели. За мяч, расположенный ближе к цели дается 1 очко. В случае одинакового расстояния дается по 1 очку каждой команде. В каждом розыгрыше команда может набрать не более 3 очков. Очки всех розыгрышей суммируются. Победу одерживает команда, набравшая большее количество очков.

Упрощенный вариант игры: в качестве цели выступает подушка, игрокам необходимо попасть мячом на подушку. Необходимо, чтобы каждый участник выполнил бросок всеми мячами одного цвета. Очки даются за попадание в цель. Бросок производится снизу вверх от ноги.

Учебный вариант: На игровой площадке может размещаться несколько мишеней разного цвета или с различными изображениями.

1)По команде судьи игры (тренера, учителя физкультуры и др.) участники должны выполнить бросок по указанной цели. Очки даются за правильное попадание по мишени.

2)Судья игры задает цель и называет вес мяча, которым необходимо попасть в цель. Очки даются за точное попадание и за правильно подобранный по весу мяч. Наряду с весом мяча может также задаваться его цвет.

3) Игроки 2-х команд выстраиваются в линейку друг за другом. Первый участник выполняет бросок и задает цель следующему участнику. Следующий участник по указанию судьи игры должен попасть: «в то же место», «в 2 раза ближе», «в 2 раза дальше». Броски выполняются от самого легкого к самому тяжелому мячу или наоборот в зависимости от установки на выполнение последовательности игрового правила. В данном случае команде могут начисляться штрафные баллы за грубые ошибки в выполнении задания. Судья (тренер, учитель физкультуры и др.) может варьировать тип броска мяча. Подвижная игра - специфический вид двигательной деятельности. Она является сознательной деятельностью, направленной на достижение поставленной цели. Подвижные игры занимают ведущее место как в физическом воспитании здорового человека, так и в процессе физической реабилитации больных и инвалидов, позволяя на высоком эмоциональном уровне эффективно решать лечебные и воспитательные задачи.

Подвижная игра как средство рекреации обладает целым рядом качеств, среди которых важнейшее место занимает высокая эмоциональность играющих. Эмоции в игре имеют сложный характер. Это и удовольствие от мышечной работы в игре, от чувства бодрости и энергии, от возможности дружеского общения в коллективной игре, от достижения поставленной в игре цели. Во время подвижной игры осуществляется комплексное воздействие на моторику и нервно-психическую сферу инвалида с детским церебральным параличом.

Подвижная игра относится к тем проявлениям игровой деятельности, в которых ярко выражена роль движений. Для подвижной игры характерны творческие активные двигательные действия, мотивированные ее сюжетом (темой, идеей). Эти действия частично ограничиваются правилами (общепринятыми, установленными руководителем или играющими). Они направляются на преодоление различных трудностей по пути к достижению поставленной цели (выиграть, овладеть определенными приемами).

Преимущество подвижных игр перед строго дозированными упражнениями в том, что игра всегда связана с инициативой, фантазией, творчеством, протекает эмоционально, стимулирует двигательную активность. В игре используются естественные движения большей частью в развлекательной ненавязчивой форме [Гребешева и др., 1990].

Подвижные игры, как правило, не требуют от участников специальной подготовленности. Одни и те же подвижные игры могут проводиться в разнообразных условиях, с большим или меньшим числом участников, по различным правилам.

Важнейший результат игры - это радость и эмоциональный подъем. Именно благодаря этому замечательному свойству подвижные игры, особенно с элементами соревнования, больше, чем другие формы физического воспитания, адекватны потребностям организма в движении.

В качестве основного использовался метод констатирующего, сравнительного и формирующего исследования. Применялись методы опроса, а также нестандартизированного наблюдения.

Использовались методики оценки степени физической активности (Харитонов А.В., 1998); потребности в занятиях физической рекреацией (Харитонов А.В., 1998), мотивации спортивной деятельности (Лозовая Г.В., 2002); факторов, препятствующих занятиям физической рекреацией (Харитонов А.В., 1998); общего состояния здоровья (Дознадзе Д.С., Сепиашвили Р.И., Ханин Ю.Л., 1987); успешности и удовлетворенности учебной деятельностью (Лозовая Г.В., 2003); ценностных ориентаций (Николаев А.Н., 2000); свойств темперамента (Бренгельман Л., Бренгельман Р., 1989); самооценки (Лозовая Г.В., 2003); направленности личности (Смейкал В., Кучер М., 2000); мотивации успеха (Реан А.А., 2001).

Раздел 3. Результаты исследований


Влияние отношения к физической рекреации на самореализацию личности представлены результаты изучения особенностей отношения различных категорий населения в сравнительном аспекте к физической рекреации как факторов самореализации в сферах профессиональной деятельности и личной жизни.

Определены особенности отношения старших школьников к занятиям физической рекреацией. Наиболее популярными видами физической рекреации учеников 9 классов (гр. А) и учеников 10 (гр. Б) являются спортивные игры (у гр. А индекс (И) = 97,5; у гр. Б (И) = 76) и утренняя зарядка (у гр. А (И) = 95; у гр. Б (И) = 71), учеников 11 классов (гр. В) - пешеходные прогулки ((И) = 86,5).

Ученики 11 классов более активны, ученики 9 классов, в отношении занятий атлетической гимнастикой (t = 3,005; Р = 0,004), нетрадиционными видами спорта - боулингом, бильярдом (t = 3,59; Р = 0,0006) и катанием на коньках (t = 2,8; Р = 0,007). Ученики 10 классов, по сравнению с учениками 9 классов, проявляют большую активность в занятиях утренней зарядкой (t = 2,74; Р = 0,008), спортивными играми (t = 2,88; Р = 0,005), атлетической гимнастикой (t = 3,3; Р = 0,002), нетрадиционными видами спорта (t = 3,44; Р = 0,001) и катанием на коньках (t = 4,56; Р = 3,000003).

Выявлено, что ученики 9 и 10 классов являются более активной группой испытуемых в отношении занятий физической рекреацией, ученики 11 классов - менее.

Самые высокие потребности в занятиях физической рекреацией - у учеников 9 классов, самые низкие - ученики 11 классов. Потребности в занятиях физической рекреацией старшеклассников превышают реальный уровень их активности.

В наибольшей степени потребности старшеклассников превышают реальную активность в таких видах физической рекреации, как утренняя зарядка (индекс потребности у гр. А (И) = 125; у гр. Б (И) = 85), пешие прогулки (у гр. А И = 95,5; у гр. Б (И) = 95,5), спортивные игры (у гр. А (И) = 110; у гр. Б (И) = 56), плавание (у гр. А (И) = 83; у гр. Б (И) = 74), туризм (у гр. А (И) = 75,5 у гр. Б (И) = 69), атлетическая гимнастика (у гр. А (И) = 77,5; у гр. Б (И) = 74), шейпинг (у гр. А (И) = 63; у гр. Б (И) = 66) и нетрадиционные виды спорта - боулинг, бильярд (у гр. А (И) = 95; у гр. Б (И) = 85,5).

Потребности в занятиях физической рекреацией рабочих превышают реальную активность лишь относительно занятий утренней зарядкой (И = 58) и нетрадиционными видами спорта - боулингом, бильярдом (И = 44).

Удовлетворенность степенью физической активности всех трех групп равна средним значениям удовлетворенности: 1 Гр. - 3,85 ± 0,77 балла (оценивание производилось по 7-балльной шкале, где 4 балла выражали среднюю удовлетворенность), 2 Гр. - 4 ± 0,83 балла; 3 Гр. -3,72 ± 0,72 балла. Если сравнить данные групп, то показатели удовлетворенности рабочих являются самыми низкими, однако, достоверных значимых различий между показателями удовлетворенности различных групп обнаружено не было.

У всех групп испытуемых на первом месте по распространенности находится такой мотив занятий физической рекреацией, как самосовершенствование (в основном это касается здоровья и внешнего облика): 1 Гр. - 3,58 ± 0,92 балла; 2 Гр. - 3,67 ± 0,79 балла; 3 Гр. - 2,80 ± 1,16 балла. Последние места по степени значимости занимают мотивы достижения результата - ученики 9 классов - 1,69 ± 0,83 балла и ученики 11 классов - 1,49 ± 0,93 балла; и долженствования - ученики 10 классов - 2,35 ± 1,09 балла. Для учеников 9 классов в большей степени, нежели для 10-класников, значима направленность на результат деятельности и вознаграждение. Кроме этого, для 9-класников, в отличие от 11-класников, большее значение имеют мотивы совершенствования, общения, направленные на результат занятий физической рекреацией и на получение удовольствия от процесса занятий.

В качестве главных помех для занятий физической рекреацией у служащих выступают факторы нехватки времени (И = 140) и наличия домашних дел (И = 112,5). Для 9-класников, помимо указанных факторов (соответственно, И = 176; И = 105), характерна усталость во время учебы (И = 105), а для 11-класников кроме всего перечисленного (соответственно, И = 169; И = 123; И = 115), характерны психологические трудности (И = 108) и отсутствие привычки заниматься физической рекреацией (И = 105).

Наиболее тесные связи выявлены между показателями отношения к физической рекреации (активностью, потребностью в занятиях и удовлетворенностью степенью физической активности) и мотивами, направленными на самосовершенствование, получение удовольствия от процесса занятий и общение.

В меньшей степени показатели отношения к физической рекреационной деятельности связаны с мотивами, направленными на достижение результата деятельности, а также мотивами долженствования и вознаграждения.

Раздел 4. Обсуждение полученных результатов


Определены показатели самореализации испытуемых в сфере учебной деятельности. Все группы испытуемых оценивают успешность своей учебной деятельности как среднюю: у 9-класников - 5,37 ± 0,68 балла; у 10-класников - 5,39 ± 0,73 балла; у 11-класников - 5,24 ± 0,59 (оценивание производилось по 10-балльной шкале). Достоверных значимых различий между показателями успешности деятельности служащих, студентов и рабочих не выявлено.

Выявлено, что у 11-класников в наименьшей степени (по сравнению с другими группами испытуемых) реализованы жизненные ценности. Среди 10 и 11-класников в наибольшей степени реализованы ценности «общение», «любовь» и «увлечения». У 9-класников - привлекательности, общения и ярких впечатлений от жизни. Выявлено, что у 9-класников эти ценности реализованы в большей степени, нежели у 11-класников (относительно «привлекательности» t = 3,59; Р = 0,0005; «ярких впечатлений» - t = 2,28; Р = 0,0025). У 10-класников, в отличие от 11-класников, в большей степени реализованы ценности общения (t = 2,46; Р = 0,016), привлекательности (t = 2,72; Р = 0,008) и любви (t = 2,42; Р = 0,02).

Наибольшую удовлетворенность жизнью в целом испытывают 10-класники - 4,0 ± 0,82 балла; 11-класники - 3,87 ± 0,73 балла; 9-класники - 3,83 ± 0,79 балла. Тем не менее, достоверные значимые различия между средними значениями удовлетворенности жизнью различных групп отсутствуют.

Демографические, социальные и психологические факторы отношения к физической рекреации и самореализации. Пол и возраст для старших школьников являются факторами физической рекреационной активности и потребности в занятиях физической рекреацией. Так, мальчики проявляют большую физическую активность, нежели девочки.

Психологические характеристики испытуемых связаны с показателями отношения к физической рекреации.

Так, направленность на себя связана с занятиями зарядкой (r = 0,43; р ≤ 0,001), легкой атлетикой (r = 0,36; р ≤ 0,001) и шейпингом (r = 0,35; р ≤ 0,01). Респонденты с преобладающей направленностью на себя выше оценивают значимость такого мотива занятий физической рекреационной деятельностью как совершенствование (r = 0,44; р ≤ 0,001).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6