Анализ влияния физической рекреационной активности на самореализацию личности школьников
Виды физической рекреационной активности: 1 - зарядка; 2 - легкая атлетика; 3 -
лыжные прогулки; 4 - спортивные игры; 5 - единоборства (бокс, борьба); 6 -
плавание; 7 - закаливание; 8 - атлетическая гимнастика; 9 - шейпинг; 10 -
нетрадиционные виды спорта (боулинг, бильярд); 11 - пешеходные прогулки; 12 -
средние значения физической активности. Потребность в занятиях физической
рекреацией: 13 - зарядка; 14 - единоборства; 15 - туризм; 16 - шейпинг; 17
- нетрадиционные виды спорта; 18 - пешеходные прогулки. 19 - удовлетворенность
степенью физической активности. Мотивы занятий физической рекреацией: 20
- на результат деятельности; 21 - на удовольствие от процесса; 22 - на
самосовершенствование; 23 - на общение; 24 - на вознаграждение; 25 -
долженствование. 26 - успешность учебной деятельности. Удовлетворенность
учебной деятельностью: 27 -содержанием; 28 - выполнением; 29 - результатом;
30 - общественной значимостью; 31 - организацией труда; 32 - отношениями с
одноклассниками; 33 - отношениями с младшими школьниками; 34 - отношениями с
учителями; 35 - средние значения удовлетворенности. 36 - удовлетворенность
жизнью. Удовлетворенность личной жизнью: 37 - удовлетворенность родителями;
38 - отношениями с противоположным полом; 39 - сексуальной жизнью. 40 - успешность
в жизни.
Высокие показатели мотивов занятий физической рекреацией коррелируют как
с показателями успешности в учебной деятельности (это касается мотивов,
направленных на результат деятельности и совершенствование), так и удовлетворенности
ею (особенно тесно высокие значения мотивов занятий связаны с
удовлетворенностью взаимоотношениями в процессе учебной деятельности и общими
показателями удовлетворенности).
Занятия спортивными играми (стритболом), боксом, борьбой, плаванием,
атлетической гимнастикой, шейпингом, закаливанием, а также боулингом и
бильярдом связаны с удовлетворенностью респондентов сферой личной жизни.
Высокие значения показателей мотивов занятий физической рекреацией
взаимосвязаны с удовлетворенностью в сфере личной жизни.
Таким образом, отношение к занятиям физической рекреацией связано с
самореализацией в сферах учебной и личной жизни.
На примере репрезентативной выборки были сделаны выводы о взаимосвязи
отношения к физической рекреации и реализации жизненных ценностей.
Физическая рекреационная активность связана с реализацией жизненных
ценностей. Самые сильные взаимосвязи выявлены в отношении занятий пешеходными
прогулками и средними показателями физической рекреационной активности - с
одной стороны, и степени реализации большинства ценностей - с другой (таблица
2).
У лиц с высокой потребностью в занятиях зарядкой, легкой атлетикой,
плаванием, спортивными играми и пешеходными прогулками в большей степени
реализованы ценности здоровья; туризмом и нетрадиционными видами спорта -
ценности ярких впечатлений в жизни; спортивными играми и шейпингом - ценности
общения; атлетической гимнастикой - ценности автономности.
Высокие значения мотивов занятий физической рекреацией коррелируют с
показателями реализации жизненных ценностей, при этом особенно - безопасности,
общения и привлекательности. У респондентов с высокой удовлетворенностью
степенью физической активности в большей степени реализованы ценности здоровья,
личностного роста и общения.
Таблица 2 - Взаимосвязь отношения к физической рекреации и степени реализации
старшеклассников жизненных ценностей (n = 60)
|
29
|
30
|
31
|
32
|
33
|
34
|
35
|
36
|
37
|
38
|
39
|
40
|
41
|
42
|
1
|
0,27
|
|
|
0,24
|
0,29
|
0,24
|
|
|
|
|
|
|
0,21
|
|
2
|
-0,25
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0,22
|
0,29
|
|
3
|
|
|
0,27
|
0,23
|
0,22
|
|
0,28
|
0,33
|
|
|
|
0,26
|
0,21
|
0,22
|
4
|
|
0,31
|
0,24
|
0,29
|
0,27
|
|
|
|
|
0,29
|
|
|
0,36
|
|
5
|
0,31
|
0,20
|
|
|
|
|
|
|
0,41
|
0,37
|
|
|
0,24
|
|
6
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0,29
|
0,23
|
|
|
|
|
7
|
0,21
|
0,36
|
|
|
|
0,25
|
|
0,23
|
|
0,24
|
|
0,24
|
|
0,24
|
8
|
|
|
|
0,32
|
|
|
|
-0,25
|
0,26
|
|
|
|
0,29
|
|
9
|
|
|
|
|
|
-0,37
|
|
|
0,28
|
0,32
|
|
|
0,26
|
0,21
|
10
|
|
|
|
|
|
|
0,21
|
0,36
|
0,39
|
0,32
|
0,33
|
0,20
|
0,28
|
0,32
|
11
|
|
|
|
|
|
|
0,34
|
|
|
|
|
|
|
|
12
|
0,26
|
0,25
|
0,34
|
0,24
|
0,28
|
|
|
|
0,37
|
0,28
|
|
0,24
|
0,37
|
0,21
|
13
|
|
|
|
0,37
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
14
|
|
|
|
0,38
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
15
|
|
|
|
0,41
|
|
|
|
|
0,42
|
|
|
|
|
|
16
|
|
|
|
0,28
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
17
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0,29
|
18
|
0,24
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
19
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0,32
|
|
|
|
|
|
20
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0,21
|
21
|
|
|
|
0,28
|
|
|
|
|
0,33
|
|
|
|
|
|
22
|
|
|
|
0,31
|
|
|
0,28
|
|
0,22
|
|
|
|
|
0,21
|
23
|
|
0,21
|
|
0,24
|
|
|
|
|
0,29
|
|
|
|
|
|
24
|
|
0,33
|
|
0,29
|
0,23
|
|
|
|
0,37
|
0,40
|
0,33
|
|
0,39
|
0,22
|
25
|
0,24
|
0,39
|
|
|
|
|
|
|
0,39
|
0,42
|
0,30
|
|
0,24
|
0,29
|
26
|
0,31
|
0,37
|
|
|
|
|
|
|
0,31
|
0,32
|
0,22
|
|
|
0,26
|
27
|
|
0,29
|
0,27
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
28
|
0,23
|
0,27
|
0,25
|
|
0,26
|
|
|
|
|
0,23
|
|
|
|
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|
|