Альтернативные формы обучения в дошкольном образовании
2) группы
кратковременного пребывания детей на базе образовательных учреждений, учреждений культуры и родительских сообществ;
3) образование в семье (представленное в формах собственно семейного
образования, осуществляемого родителями, гувернерства и
репетиторства).
В экспериментальную деятельность по апробации
различных моделей и вариативных программ развития, воспитания и обучения детей
5-7 лет в 2007-2010 гг. включены следующие регионы:
в Центральном Федеральном округе -
Белгородская и Смоленская области, город Москва;
в Приволжском Федеральном округе - Чувашская
Республика, Пермский край, Нижегородская и Ульяновская
области;
в Северо-западном Федеральном округе -
Вологодская и Новгородская области;
в Сибирском Федеральном округе - Агинский
Бурятский автономный округ, Кемеровская и Омская области;
в Южном Федеральном округе -
Карачаево-Черкесская Республика и Республика Калмыкия,
Астраханская и Волгоградская области;
в Уральском Федеральном округе - Свердловская
и Тюменская области в Дальневосточном
Федеральном округе - Республика Саха (Якутия) и Приморский край.
Выделение трех основных моделей образования
детей старшего дошкольного позволяет задать инвариантную
часть его организации. При этом сама инвариантная часть может быть представлена тремя уровнями:
1
уровень - базовый - психолого-педагогические
основания организации образования детей старшего дошкольного
уровня,
2
уровень - основные модели образования детей
старшего дошкольного
возраста для двух типов
дошкольных образовательных групп - полного дня и кратковременного пребывания - и семьи;
3 уровень - специфика
организации образовательной работы с детьми старшего дошкольного
возраста, определяемая типом учреждения, при котором создана образовательная группа.
Необходимым условием
организации различных форм образования детей старшего дошкольного
возраста является соответствие его определенным требованиям.
Образовательный процесс в группах детей
старшего дошкольного возраста независимо от модели организации должен включать
три блока:
1) учебный;
2) совместной
деятельности взрослого с детьми и
3) самостоятельной
деятельности детей.
При этом ведущая роль должна принадлежать
второму блоку - совместной (партнерской) деятельности взрослого с детьми. Содержание
образования и организация предметно-развивающей среды должны соответствовать
возрастным особенностям развития детей.
Особого внимания требует организация
образования детей старшего дошкольного возраста на базе общеобразовательных
школ. Образование в школах имеет жесткую формализацию, поэтому какая бы
качественная программа не использовалась, процесс начинает
постепенно приобретать характер, присущий обучению в начальной школе, что
противоречит возрастным особенностям образования и развития старших
дошкольников. В силу этого, если дошкольная образовательная группа будет
создаваться при общеобразовательной школе, она должна
представлять собой самостоятельную структурную единицу, организованную в
соответствии с принципами построения образования для детей
дошкольного возраста.
Организация образования детей старшего
дошкольного возраста на базе учреждений дополнительного
образования и учреждений культуры должна происходить в соответствии с
требованиями организации дошкольных образовательных групп, предусмотренными для
групп кратковременного пребывания на базе дошкольных образовательных
учреждений. Однако не стоит отказываться при этом от тех возможностей, которые
заложены в специфике самих учреждений дополнительного образования и учреждений
культуры, имея в виду широкий контекст включения детей в разного
рода культурные практики (музыка, танцы, изобразительное искусство, музейные экспозиции и т.п.).
Образование детей старшего дошкольного
возраста на базе семьи и родительских сообществ является в нашей стране слабо
развитой практикой, поэтому требует особого внимания со стороны органов
управления образованием. Для развития сферы семейного образования детей
старшего дошкольного возраста необходимо определить его возможности и
ограничения, формы взаимодействия семьи и родительского сообщества со специалистами в области развития и образования детей старшего
дошкольного возраста (физиологами, психологами, педагогами).
Образование детей старшего дошкольного возраста на базе семьи и родительского
сообщества на данный момент не имеет достаточного методического оснащения, что
требует дополнительных научных исследований и специального проектирования
системы взаимодействия родительского сообщества и специалистов по развитию и
образованию детей старшего дошкольного возраста.
Основными моделями
образования детей старшего дошкольного возраста являются дошкольные
образовательные группы полного дня для детей старшего дошкольного возраста на
базе учреждений, относимых к сфере дошкольного образования, и дошкольные
образовательные группы кратковременного пребывания детей старшего дошкольного
возраста на базе образовательных учреждений, учреждений культуры и родительских
сообществ.
Таким образом, эти две модели
требуют первоочередного развития в целях создания равных стартовых
возможностей для детей при поступлении в школу.
2.2
Преимущества альтернативных форм воспитания и образования в дошкольном
образовании
К 2010 году проблема с устройством ребенка в детский сад в Пермском крае должна быть полностью решена. Сейчас
региональное министерство образования работает сразу по нескольким
направлениям. Разрабатываемый проект «Дошкольное образование» предполагает:
1 выплату ежемесячного пособия на содержание
ребенка за счет региональной казны.
2 прорабатывается возможность реконструкции и
строительства новых детсадов.
3 рассматриваются новые формы предоставления
услуг дошкольного образования.
Губернатор Олег Черкунов поручил краевому
министерству образования уже к 2010 году полностью решить проблему очередей в детские сады . Проект, получивший название "Дошкольное
образование", сейчас находится в стадии разработки и уже выносится на суд
общественности.
В
соответствии с проектом до 2010 года в шести территориях края, где проблема с
местами в детсадах стоит особенно остро, откроется сразу 11 новых садиков. Из
них три на 240 мест каждый - в Перми. Ремонту подвергнутся еще 13 детских садов
Отчасти решит проблему, полагает губернатор,
привлечение частного бизнеса. Отныне на компенсации за счет регионального
бюджета могут рассчитывать и те родители, чьи дети ходят в частные детские сады .
Одним из самых важных периодов жизни человека является
дошкольное Детство. Чаще всего ребенок в этом возрасте посещает детский сад. Детский сад — лучшее место для
приобретения ребенком не только знаний и умений, но, самое важное,
первого социального опыта. И не менее важным обстоятельством является
подготовка к школе. Но, к сожалению, не у всех детей есть
возможность посещать детский сад .
По разным причинам малыши могут не посещать дошкольные
учреждения. Мировоззрения родителей (религия, свои взгляды на воспитание и
образования), мама, которая «все равно сидит с младшим ребенком», бабушка,
протестующая против « детской тюрьмы» и т.п.
В саду ребенок приобретает:
- умения рисовать, лепить, танцевать, читать, играть.
- знания об окружающем мире, о профессиях, первые
математические понятия.
- навыки самообслуживания, общественного труда ( убрать за собой постель,
отнести посуду в раковину, полить цветы и т.п.)
- первый социальный опыт, который является основополагающим для всего
дальнейшего общения.
Таким образом, развитие ребенка в детском саду
можно назвать
- всесторонним: малыш развивается как физически, так и умственно,
а также идет развитие его эмоционально-волевой сферы;
- гармоничным: так как программа обучения и воспитания
детей в детском саду
ведется с учетом возрастных, психофизиологических особенностей ребенка (то
есть, в каждой возрастной группе свои занятия по продолжительности,
нагрузке и материалу).
Опираясь на эти требования, и надо подбирать
альтернативу детскому саду .
Первый вариант замены садика — группа
неполного дня.
Преимущества такого воспитания в том, что это почти то же
самое, что и посещение детского садика. Ребенок также
с утра приходит, играет с друзьями, занимается по программе
с профессиональными педагогами, гуляет. То есть удовлетворяется
потребность малыша и в общении, и в движении, и в получении
новых знаний, умений и навыков.
Негативная сторона заключается в том, что для родителей день
разбит. С таким режимом трудно подобрать хорошую работу.
Может быть два вида группы неполного дня:
- посещение специальной группы в саду ,
которая так и называется «группа неполного дня»;
- посещение обычной группы, но, по договоренности
с воспитателем и заведующей, в таком режиме, как удобно
родителям (но необходимо, чтобы посещение сочеталось и с общим режимом
группы).
Посещение обычной группы более предпочтительно, так как ребенка
также можно привести и после дневного сна. Например,
на дополнительные занятия по ритмике или английскому языку, которые
чаще бывают во второй половине дня.
Вариант второй: секции и кружки
Второй вариант замены обычного садика — это всевозможные
секции и кружки, а также курсы для малышей. Они включают в свою
программу в основном те же занятия, что и детском саду .
Преимущества такого вида в том, что они занимают меньше
по времени, которое можно подобрать с учетом распорядка дня. Обычно
занятия в таких кружках проходят несколько раз в разное время,
что дает возможность родителям подобрать наиболее удобное для них. Также удобны
эти занятия и тем, что Вы сами можете выбрать, чем именно будет
заниматься Ваш малыш.
Но все-таки отрицательных сторон больше. Во-первых, чаще
всего занятия бывают 2–3 раза в неделю, а посему представляют собой
такую квинтэссенцию тех занятий, что дают в обычном садике. Только
самое основное, а остальное подразумевает занятия дома.
Во-вторых, занятия в таких кружках не могут удовлетворить
потребность детей в физическом развитии. Даже если в расписании стоит
1–2 занятия ритмикой или физкультурой, то это очень мало. Обычная
«садиковая» программа рассчитана на 3 занятия физкультурой и 2
занятия музыкой, в которое обязательно входят танцы и подвижные игры.
Так же, как правило, в большинстве садов к этим
занятиям добавляется 2 занятия в неделю ритмикой. Правда, со средней
группы, то есть с 4 лет.
Поэтому многие мамы задумываются над тем, чтобы малыш ходил еще
в какую-нибудь секцию. А это снова время и деньги.
Ну, и в-третьих, самое важное, что упускается
из виду на таких «курсах» это общение. Его практически
нет: ребенка привели, он позанимался, в перерыве (минут 20) поиграл
с другими и все. Естественно, что, как и при первом варианте,
важным условием при выборе формы занятия, является его место. Оно должно быть
обязательно недалеко от дома, чтобы кроха не уставал по пути.
Вариант третий: няни и гувернантки
Этот вариант хорош для детей в принципе
не приемлющих детский сад . Это единственные
в семье и поздние дети. Дети, которых чрезмерно опекают, которые
привыкли к постоянному повышенному вниманию к своей персоне,
и не имеющие навыков самообслуживания. А также не уверенные
в себе, и малыши с сильным чувством привязанности к маме.
Как правило, это дети по темпераменту флегматики или меланхолики.
К счастью, «несадовских» детей единицы.
Но, к сожалению, многие родители прибегают
к услугам гувернантки, не считаясь с индивидуальными
особенностями, а уж тем более с желанием самого ребенка.
Человек, занимающийся воспитанием Вашего малыша, может быть
очень опытен и дать ребенку все свои знания. Но никогда он не
сможет заменить ему тот первый социальный опыт, который получают дети в детском саду .
Также очень важно, чтобы няня была няней, а для помощи
по дому была другая женщина. Ведь очень важно, чтобы ребенку уделялось
100% внимания. Понятно, что готовка и уборка идут в счет времени,
которое должно быть потрачено на малыша.
Как правило, дети, воспитывающиеся дома, в школу приходят
абсолютно не готовыми к общению не только со сверстниками,
но и со старшими. Это приводит к замыканию в себе, чувству
одиночества, низкой самооценке и высокой тревожности. Да и сами
одноклассники сразу чувствуют «одиночку», и он становится мишенью для
насмешек и изгоем.
Также домашнее воспитание и образование не позволяет
ребенку полностью удовлетворить потребность в движении. Ни прогулки,
ни спортивный уголок дома никогда не заменят ребенку эстафеты или
подвижной игры с детьми.
Вариант четвертый: Мини-центры.
Также
продолжают сохраняться и две полярные точки зрения на вопрос целесообразности
деятельности мини-центров как альтернативной формы дошкольного учреждения.
Хотелось бы остановиться на существенных аргументах обеих сторон. Позитивом
создания и функционирования мини-центров являются следующие моменты:
-обеспечение
низкозатратной моделью дошкольного образования тех, кто не может осилить
родительскую плату в дошкольном учреждении полного дня пребывания;
-обеспечение
равного доступа к дошкольному образованию всех юных граждан том числе, детей с
ограниченными возможностями;
- обеспечение
ранней социализации детей, их всестороннего развития и подготовки к обучению в
школе;
- психолого-педагогическое
просвещение родителей в вопросах правильного ухода за ребенком;
-создание условий
для активизации привлечения частного капитала в такой социальный сектор, как
дошкольное образование.
Но есть и слабые
стороны в жизнедеятельности мини-центров, среди них такие, как:
-минимализация
образовательных услуг, предоставляемых мини-центрами, обусловленная двумя
факторами: низкозатратностью ухода за ребенком и отсутствием необходимого
персонала;
- неэффективность
деятельности частных мини-центров из-за экономической нерентабельности этой
сферы и отсутствия продуманного на правительственном уровне механизма налоговых
послаблений для тех, кто вкладывает деньги в дошкольное образование;
- слабость
нормативно-правовой базы, регулирующей все аспекты жизнедеятельности
мини-центров: есть типовые правила деятельности мини-центров, но не
урегулированы вопросы юридического, финансового статуса данных учреждений:
- предвзятое отношение части общества, в том числе и родителей, к
деятельности мини-центров, в первую очередь, к возможности их обеспечить
качественное воспитание и обучение детей раннего возраста.
Характеристика
моделей образования детей
старшего дошкольного возраста «Дошкольные образовательные
группы полного дня на базе учреждений, относимых к сфере дошкольного
образования»
1. Образовательные группы полного дня
для детей старшего дошкольного возраста на
базе учреждений, относимых к сфере дошкольного образования (дошкольных
образовательных учреждений и образовательных учреждений для детей дошкольного
и младшего школьного возраста).
|