бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Альтернативные формы обучения в дошкольном образовании бесплатно рефераты

Альтернативные формы обучения в дошкольном образовании

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Альтернативные формы обучения  дошкольного образования г.Кунгура Пермского края.

 

Содержание

 

Введение

Глава I. Проблема программности воспитания и обучения детей дошкольного возраста в отечественной педагогике и практике

1.1. О российских программах дошкольного образования

1.2. Переход к вариантности программного

обеспечения работы дошкольных учреждений

1.3.Обновление дошкольного образования

1.4. Современные технологии обучения и воспитания детей

Глава II. Альтернативные формы обучения в дошкольном образовании

2.1 Альтернатива ДОУ в Пермском крае

2.2 Преимущества альтернативных форм

воспитания и обучения в дошкольном образовании

2.3 Актуализация внедрения альтернативных форм обучения в  дошкольном образовании города Кунгур Пермского края

Заключение

Библиографический список


Введение


За последние десятилетия международным сообществом принят ряд документов, в которых провозглашена приоритетность прав детей в обществе, обоснованы направления этой политики. Среди них - «Декларация прав ребенка». Основной ее тезис - «че­ловечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет». Декла­рация призывала родителей, неправительственные организации, местные власти, правительства, общественность стран стремиться обеспечить детям такие условия, которые позволяют им развиваться здоровыми людьми, свободными от любых форм насилия, с чув­ством собственного достоинства.

По материалам ЮНЕСКО, полученным при проведении обсле­дования во многих регионах мира, был сделан вывод о том, что все страны оказались вовлеченными в процесс осмысления своих сис­тем образования. Они пришли к заключению, что образование дол­жно быть созвучно современным условиям.

Мировой и отечественный опыт развития образовательных си­стем свидетельствует о том, что гарантией в этом процессе может быть лишь диалектическое единство свободы личности и равенства прав на образование.

В настоящее время основной организационной формой дошкольного образования являются дошкольные образовательные учреждения шести разных видов, а также образовательные учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Соответственно, основная масса дошкольных образовательных программ, разрабатываемых до сих пор, нацелена именно на дошкольные образовательные учреждения.

Вместе с тем, в связи с резким сокращением сети дошкольных образовательных учреждений и невозможностью принять в них всех детей дошкольного возраста, с 2000 года начали развиваться вариативные и альтернативные формы дошкольного образования.

Последние годы в России характеризуются возникновением но­вых видов учреждений воспитательно-образовательного характе­ра для детей, разнообразием педагогических услуг, которые пред­лагаются детям и их родителям. Наряду с государственными суще­ствуют негосударственные детские сады. Большая часть детских учреждений решает задачи общего развития детей, но уже имеют­ся учреждения, ставящие целью раннее развитие специальных спо­собностей дошкольников (эстетические центры, дошкольные груп­пы и детские сады при лицеях, гимназиях и т.п.); интеграцию вос­питания здоровых детей и детей с некоторыми проблемами физического развития; создание дошкольных групп, работающих в условиях двуязычия, и другие. Такое положение дел в дошколь­ном образовании непосредственно связано как с возрастающими запросами родителей, желающих поднять общий уровень разви­тия детей, раскрыть у них те или иные способности, подготовить к обучению в определенной школе, так и с изменениями в самом школьном образовании.

Актуальность данного исследования состоит в том, что современная система отечественного дошкольного образования строится на принципах динамизма, вариативности организационных форм, гибкого реагирования на потребности общества  и личности, характеризуется возникновением новых видов воспитательно-образовательных учреждений для детей, разнообразием педагогических услуг.

Проблема: Одной из наиболее актуальных проблем в развитии современного образования является обеспечение равных стартовых возможностей для детей при поступлении в школу. В целях создания благоприятных условий для решения этой задачи рекомендуется всемерно развивать и совершенствовать имеющиеся формы образования детей дошкольного возраста и внедрять альтернативные формы обучения в дошкольном образовании.

Объект исследования: условия развития альтернативных форм обучения в дошкольном образовании г. Кунгур.

Предмет: альтернативные формы обучения в дошкольном образовании.

Цель: Изучить состояние современной системы отечественного дошкольного образования и исследовать состояние развития  альтернативных форм обучения в дошкольном образовании.

Задачи

1. Выделить проблемы программности воспитания и обучения детей дошкольного возраста в отечественной педагогике и практике.

2.  Изучить современные формы и технологии обучения в дошкольном образовании.

4. Выделить альтернативу дошкольных образовательных учреждений, их положительные и отрицательные стороны.

5.Исследовать и проанализировать работу  альтернативных форм обучения в дошкольном образовании города Кунгур.

Методы исследования: анализ источников,  нормативно-правовых документов, описание содержания традиционных и альтернативных форм обучения  в дошкольном образовании, исследование.

Гипотеза: предполагаем, что при имеющихся традиционных формах дошкольного обучения и введением альтернативных форм обучения и воспитания детей дошкольного возраста в дошкольном образовании расширяется возможность выбора форм дошкольного образования по запросам родителей, повышается уровень всестороннего, индивидуального личностного развития ребенка и обеспечивается равная стартовая возможность при поступлении в школу.

 

Глава I .Проблема программности воспитания и обучения детей дошкольного возраста в отечественной педагогике и практике

 

1.1 О российских программах дошкольного образования.


Среди факторов, влияющих на эф­фективность и качество образова­ния детей в ДОУ, важная роль при­надлежит образовательной программе. Она является ориентиром творческой деятельности воспитателя: определяет содержание образовательного процес­са в ДОУ, отражает мировоззренческую, научную и методологическую концеп­цию дошкольного образования, фикси­рует его содержание по всем основным (комплексная программа) или одному (нескольким) направлениям (специа­лизированная, парциальная програм­ма) развития ребенка. В соответствии с направленностью и уровнем реализа­ции программы устанавливаются вид и категория ДОУ.

Современная дифференциация до­школьного образования, многообразие видов ДОУ предполагают значительную вариативность в использовании про­грамм и педагогических технологий при соблюдении единства магистральных целей и задач дошкольного образования. В соответствии с п. 5 ст. 14 Закона РФ «Об образовании», каждому образовательно­му учреждению предоставлено право самостоятельно разрабатывать или из ком­плекса вариативных выбирать те про­граммы, которые наиболее полно учиты­вают конкретные условия работы ДОУ. Наряду с этим специалисты детских са­дов, осваивая разные программы, мо­гут вносить в них изменения (основа­ние: п. 19 Типового положения о до­школьном образовательном учрежде­нии), не нарушающие общей концепту­альной направленности этих программ, но учитывающие специфику их реализа­ции, социально-экономические, эколо­гические, климатические условия, куль­турные, национальные и другие особен­ности своих регионов (область, край, ре­спублика). Воспитатели могут также ис­пользовать (адаптировать) лучший ми­ровой педагогический опыт. Таким обра­зом, в условиях новой образовательной политики плюрализм (разнообразие, ва­риативность) программ рассматрива­ется как важнейшее условие соблюдения вышеупомянутого закона. Только такой подход может обеспечить развитие ин­дивидуальности ребенка, учесть образо­вательные запросы семьи, уровень и на­правленность работы ДОУ, а также спо­собствовать развитию инициативы и творчества педагогов.

Сегодня в дошкольных образователь­ных учреждениях Российской Федера­ции, в общеобразовательных учрежде­ниях, которые посещают дети дошколь­ного возраста, в специальных (коррекционных) учреждениях и группах для дошкольников с особыми нуждами в раз­витии, в образовательных учреждениях для детей-сирот дошкольного возраста (оставшихся без попечения родителей) на основании ст. 9 Закона РФ «Об обра­зовании» реализуются общеобразова­тельные программы, которые подразде­ляются на основные и дополнительные.

Анализ современной ситуации пока­зывает, что наряду с недостаточной ин­формированностью о современном ви­довом разнообразии программ (знание терминов и определений) педагоги ДОУ испытывают значительные трудности в отборе самих программ, не всегда учиты­вают, как избранные ими программы со­относятся со спецификой образователь­ного процесса и кадровым потенциалом ДОУ, а также не всегда учитывают совмес­тимость программ.

Вместе с тем качество дошкольного образования и его востребованность зависят от профессионализма педаго­гов, осознанного выбора и компетент­ной реализации образовательных про­грамм. В этой связи становится очевид­ным, как важно обеспечить правильный выбор и баланс различных программ с ориентацией на создание условий для наиболее полного, разностороннего развития способностей и интересов ре­бенка дошкольного возраста.

Общие требования к комплексным и парциальным программам дошкольного образования изложены в методическом письме Минобразования России от 24.04.95 № 46/19-15 «Рекомендации по экспертизе образовательных программ для дошкольных образовательных уч­реждений Российской Федерации». Од­нако содержащиеся в этом документе требования не конкретизированы с уче­том современных видов программ, кото­рые определены в Законе РФ «Об образо­вании» (основные, дополнительные, при­мерные).

 

1.2  Переход к вариантности программного обеспечения работы дошкольных учреждений.


Социальные, экономические и идеологические изменения, про­исходящие за пределами системы образования, не могут оставить без изменения систему образования и воспитания подрастающего поколения.

За 30 лет после принятия ООН «Декларации прав ребенка» мно­гие представления изменились. Возникла необходимость принятия нового документа, в котором не просто декларировались права де­тей, а на основе юридических норм предлагались меры для защиты этих прав. «Конвенция о правах ребенка» (1989) не только разви­вает, но и конкретизирует положения Декларации. Государства, ко­торые присоединяются к Конвенции, должны нести юридическую ответственность перед международным сообществом за свои дей­ствия в отношении детей.

Основная идея Конвенции заключается в обязательном обеспе­чении интересов и прав детей, создании необходимых мер для вы­живания, развития, защиты и обеспечения активного участия под­растающего поколения в жизни общества. Важнейший правовой принцип, утвержденный в Конвенции, - признание ребенка полно­ценной и полноправной личностью, как самостоятельного субъек­та общества во всем комплексе гражданских, политических, эко­номических, социальных и культурных прав.

Анализируя современное состояние организации педагогичес­кого процесса и нормативно-программное обеспечение дошколь­ных учреждений, целесообразно сделать небольшой экскурс в ис­торию.

Дошкольные учреждения руководствовались в своей работе «Программой воспитания и обучения в детском саду», которая с 1962 по 1982 г. была переиздана 9 раз и являлась единым государ­ственным обязательным документом. В ней был определен объем представлений, знаний, умений и навыков, которые необходимо было воспитать у каждого ребенка. Работа по жестко регламенти­рованной программе неизбежно ограничивала возможности для пе­дагогического творчества, недостаточно учитывала индивидуаль­ные особенности детей, подавляла естественную любознательность ребенка, приводила к формализму.

Многие педагоги и ученые были обеспокоены реальным поло­жением дел в системе общественного дошкольного воспитания, хотя само наличие развитой системы являлось несомненным достоин­ством, на что неоднократно указывали наши зарубежные коллеги.

В 1989 г. Государственным комитетом по народному образова­нию СССР - центральным органом, направляющим и регламенти­рующим в тот период работу всех учреждений образования в стра­не, - была утверждена новая «Концепция дошкольного воспита­ния» (авторы В.В.Давыдов, В.А.Петровский и др.). Следует отметить, что впервые публично был дан серьезный анализ отри­цательных сторон современного состояния общественного дош­кольного воспитания в стране. В качестве главного недостатка ука­зывалось на использование учебно-дисциплинарной модели при организации педагогического процесса в детских садах. Отмеча­лось, что в основном дошкольное воспитание по существу своди­лось лишь к подготовке детей к школе, к оснащению их суммой  конкретных знании, умений, навыков, но при этом недостаточно учитывалась специфика развития детей дошкольного возраста, са­моценность этого периода жизни ребенка. Концепция наметила новые общие подходы к дошкольному воспитанию. Важные идеи концепции - гуманизация и деидеологизация дошкольного обра­зования, приоритет воспитания общечеловеческих ценностей: доб­ра, красоты, истины, самоценности дошкольного детства.

Ключевые позиции обновления дошкольного учреждения состо­яли в следующем:

-   охрана и укрепление здоровья детей (как физического, так и  психического);

-   гуманизация целей и принципов образовательной работы с детьми;

-   раскрепощение условий жизни детей и работы педагогов в до­ школьном учреждении;

-   обеспечение преемственности между всеми сферами социаль­ного становления ребенка;

-   радикальные изменения характера подготовки педагогических кадров, условий финансирования дошкольного образования и перестройка системы управления.

В Концепции раскрывалась сущность учебно-дисциплинарной и личностно-ориентированной моделей построения педагогичес­кой работы с детьми, каждая из которых альтернативна. Вторая модель способствует становлению ребенка как личности, обеспе­чивает чувство психологической защищенности, развитие индиви­дуальности, предупреждает возникновение возможных тупиков личностного развития, т. е. способствует гуманизации целей и прин­ципов педагогической работы с детьми. Основное внимание уде­лялось приемам и методам общения взрослого с ребенком через понимание, признание и принятие личности ребенка, умение взрос­лого стать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, уважать чувство достоинства ребенка.

Концепция отразила мысли передовых педагогов-практиков и ученых, вобрала в себя взгляды педагогической общественности, т. е. показала то, как говорится, что «носилось в воздухе», - необ­ходимость коренной перестройки дошкольного воспитания и об­разования. Именно поэтому Концепция была одобрена съездом ра­ботников народного образования. Концепция дошкольного воспитания излагала систему взглядов на педагогическое явление -основные идеи и главные направления перестройки системы обра­зования и воспитания дошкольников. Но в то же время она не со­держала конкретных программ реализации намеченных целей. Этому мешало существование единой государственной програм­мы и сложившаяся система финансирования дошкольного воспи­тания. Необходимо было сделать следующий шаг. И он был пред­принят.

В 1991 г. постановлением Совмина РСФСР утверждено «Вре­менное положение о дошкольном учреждении». В нем, в частно­сти, отмечалось, что программа, как обязательный документ для всех дошкольных учреждений, неизбежно приводит к единообра­зию форм, содержания и методов педагогического процесса, не учи­тывает индивидуальные особенности детей. Положение давало воз­можность каждому дошкольному учреждению выбирать из имею­щихся программу обучения и воспитания, вносить в нее собственные дополнения, создавать авторские программы, исполь­зовать разнообразные формы работы.

«Основными функциями дошкольного учреждения, - говорит­ся в Положении, - являются:

-   охрана и укрепление физического и психического здоровьядетей;

-   обеспечение интеллектуального и личностного развития ребенка;

-   забота об эмоциональном благополучии каждого ребенка;

-   взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка».

Следует подчеркнуть, что задачи и функции дошкольного уч­реждения, сформулированные в Положении, основаны на отноше­нии к дошкольному возрасту как к уникальному периоду развития личности. В отличие от всех последующих возрастных этапов именно в этот период формируются представления ребенка об ок­ружающем мире, происходит его интенсивное физическое и психи­ческое развитие. Важное значение имеет поддержка и всемерное развитие таких качеств личности, которые специфичны для до­школьников, так как в дальнейшем наверстать упущенное не толь­ко трудно, но порой и невозможно. Кроме этого, Положением пре­дусматривалась определенная самостоятельность детского учреждения в хозяйственно-финансовой деятельности, что позволяло ему улучшить финансовое обеспечение за счет собственной предпри­имчивости.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5