Альтернативные формы обучения в дошкольном образовании
-
развивающий характер предметной среды;
-
деятельностно-возрастной подход;
-
информативность (разнообразие тематики,
комплексность, многообразие материалов и игрушек);
-
обогащенность, наукоемкость, наличие
природных и социокультурных средств, обеспечивающих
разнообразие деятельности ребенка и его творчество;
-
вариативность;
-
сочетание традиционных и новых компонентов;
-
обеспечение составных элементов среды,
соотносимости с макро- и микропространством деятельности
детей;
-
обеспечение комфортности, функциональной
надежности и безопасности;
- обеспечение
эстетических и гигиенических показателей.
Решению проблемы создания развивающей среды в
дошкольных учреждениях будут способствовать новые
подходы к формированию структуры здания, свободной его
планировке, взаимосвязи внутренних и внешних сред, системе
трансформирующегося оборудования и мебели,
проектированию и размещению функциональных помещений как базовых
компонентов развивающей предметной среды.
Перечень последних разнообразен и может быть продолжен в зависимости от
региональных, этно- и социокультурных, природно-климатических
и иных особенностей. Назовем некоторые
из них:
-
групповые и классные помещения;
-
общие столовые;
-
спальни;
-
аудиовизуальные и компьютерно-игровые
комплексы (КИК);
-
библиотеки;
-
дизайн- и изостудии;
-
музыкальные и театрально-танцевальные залы;
-
физкультурно-оздоровительные комплексы с
бассейном и
сауной;
-
зимние сады, живые уголки;
-
рекреации и коридоры;
-
кабинеты директора, психолога, врача, кухня и
комната отдыха для персонала;
-
а также объекты за пределами стен детского
сада (внешний
облик здания, дворы-парки на участке детского сада).
Важное направление деятельности по изменению
педагогической работы дошкольного
учреждения связано с программно-методическим
обеспечением. Единая для всех дошкольных учреждений обязательная программа не соответствовала современной
ситуации в дошкольном образовании. Как уже отмечалось, «Временное
положение о дошкольном учреждении», а затем и «Типовое положение о дошкольном
учреждении» внесли существенные изменения:
педагогам предоставлялась свобода в выборе программ и в организации педагогического процесса. Открывались
широкие возможности для
использования различных образовательных моделей и технологий. Педагоги
были впервые поставлены в ситуацию выбора
своего «кредо» в педагогической работе.
Это давало новый импульс для
развития инициатив и творчества педагогов, в том числе
и по разработке вариативных программ. Стремление к новизне
содержания и инноватике в технологиях объяснялось желанием отойти от устаревших
форм работы, обрести собственное лицо, выделиться из общей массы, «завоевать»
родителей. Однако достаточно быстро практические работники ощутили сложность
работы над новыми программами, высокую ответственность
за их качество.
Усилия педагогических коллективов были направлены
также на поиски программ нового поколения
(часто называемых в то время авторскими). Администрация и работники дошкольного
учреждения нередко были
дезориентированы в ценностях разнообразных программ и методик дошкольного образования.
Выбор программ зачастую
проводился случайно, без учета специфики педагогического
коллектива. Это отрицательно сказывалось на отношении
педагогов к введению инновационных технологий в свою работу.
Вначале переход от жестко
регламентированной работы детского сада к вариативности и творчеству был
связан с некоторыми трудностями, их необходимо было решать всему
педагогическому коллективу. Осознание и
принятие программы должно сопровождаться
ее изучением, выделением в целостном педагогическом процессе
структурных составляющих, которые несут основные развивающие цели и одновременно с этим организуют реальную жизнь детей.
Кроме того, в педагогическом процессе важно осознать место и роль взрослого в реализации развивающих задач.
Несмотря на трудности
переходного периода, изменения, происходящие в сфере образования, сохраняют лучшие
традиции российской системы дошкольного образования и имеют, несомненно, положительные черты. На это указывалось в
аналитических материалах начальника Управления дошкольного образования Минобразования России Р.Б.Стеркиной1:
- соблюдается принцип комплексности -
педагогический процесс охватывает все основные направления развития ребенка (физическое, ознакомление с окружающим миром,
развитие речи, ху тожественно-эстетическое и др.), предусматривается система
мер то охране и укреплению здоровья детей;
-
использование некоторых парциальных программ
сочетается; работой по другим направлениям педагогического процесса;
-
происходит развитие новых, нетрадиционных
направлений содержания работы дошкольного образовательного
учреждения, таких, как обучение хореографии и ритмике,
иностранному языку, делается больший акцент на создание
условий для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей, побуждая их к творческому отношению к
выполняемой деятельности,
самовыражению и импровизации в процессе ее выползения;
-
интеграция разных видов деятельности, комплексность содержания способствуют раскрепощению образовательного
процесса в детском саду;
-
предпринимаются попытки эмоционального насыщения атмосферы в процессе обучения, что позволяет успешно
преодолевать учебно-дисциплинарные
приемы и методы в работе педагога;
-
происходит овладение новыми педагогическими
технологиями с учетом личностно-ориентированного взаимодействия - перевод на
новый стиль общения и игры с ребенком;
-
зарождаются новые формы и содержание
сотрудничества педагогов с родителями, что способствует
преодолению формализма в преемственности в обучении и
воспитании ребенка в условиях детского сада и семьи;
-
использование новых моделей устройства
помещения и его оборудования обеспечивает потребность ребенка к совместной
деятельности со сверстниками, и вместе с тем
создаются условия для индивидуальных занятий, что важно для осуществления
реального действенного индивидуального
подхода к детям.
Программа развития и (или) воспитания -
необходимый стержень в работе дошкольного учреждения. Главные
приоритеты образования: сохранение и укрепление здоровья, обеспечение благоприятных условий для развития всех детей,
уважение права ребенка на сохранение
своей индивидуальности при реализации базисного
содержания обучения и воспитания. Важными компонентами любой программы и
педагогического процесса в соответствии с ней являются построение режима и
место игры в детском саду, гигиенические
условия организации жизни, занятий и всех детских видов деятельности, профилактика заболеваний.
По мнению специалистов и
организаторов дошкольного образования, важен цивилизованный контроль за уровнем
образования. Контроль, который может защитить
ребенка от некомпетентных педагогических воздействий, от
непрофессионализма. Такой контроль обеспечивался введением государственных
образовательных стандартов. В 1996 г.
приказом Министра образования Российской Федерации были установлены
«Временные (примерные) требования к содержанию и методам воспитания и
обучения, реализуемым в дошкольном
образовательном учреждении». Эти требования относятся как к образовательным
программам и педагогическим
технологиям, так и к характеру взаимодействия персонала с детьми.
Разработки новых программ,
которые осуществляются в отечественном дошкольном
образовании на протяжении ряда лет и вводят в практику
работы новое содержание образования и педагогические технологии,
требуют от авторов, прежде всего, определения концептуального подхода к
развитию ребенка, историко-педагогической
эрудированности, научной добросовестности, методической грамотности, творческого потенциала.
При создании новых программ
неизбежны опора на теоретические работы исследователей
и использование элементов традиционных технологий, обеспечивавших позитивные
сдвиги в развитии ребенка. При этом важным является теоретическая компетентность
авторов и уважительное отношение к предшественникам, их вкладу в теорию и практику дошкольного образования. Сочетание инновационных подходов и традиций не уменьшает
достоинств новых программ, а указывает
на дальнейшее развитие педагогической мысли.[8,18]
1.4.
Современные технологии обучения и воспитания детей дошкольного возраста.
Процесс
реорганизации всей системы образования, протекающий много лет, предъявляет
высокие требования к организации дошкольного воспитания и обучения,
интенсифицирует поиски новых, более эффективных психолого-педагогических
подходов к этому процессу.
Инновационные
процессы на современном этапе развития общества затрагивают в первую очередь
систему дошкольного образования, как начальную ступень раскрытия потенциальных
способностей ребёнка. Развитие дошкольного образования, переход на новый
качественный уровень не может осуществляться без разработки инновационных технологий.
Инновации
определяют новые методы, формы, средства, технологии, использующиеся в
педагогической практике, ориентированные на личность ребёнка, на развитие его
способностей.
На современном
этапе развития России происходят изменения в образовательных процессах:
содержание образования усложняется, акцентируя внимание педагогов дошкольного
образования на развитие творческих и интеллектуальных способностей детей,
коррекции эмоционально-волевой и двигательной сфер; на смену традиционным
методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на
активизацию познавательного развития ребенка. В этих изменяющихся условиях
педагогу дошкольного образования необходимо уметь ориентироваться в
многообразии интегративных подходов к развитию детей, в широком спектре
современных технологий.
Инновационные
технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных
средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных
изменений в личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях.
Педагогические инновации могут либо изменять процессы воспитания и обучения,
либо совершенствовать. Инновационные технологии сочетают прогрессивные
креативные технологии и стереотипные элементы образования, доказавшие свою эффективность
в процессе педагогической деятельности.
Можно выделить
следующие причины появления инноваций в дошкольном образовании: научные
исследования; социокультурная среда – потребность дошкольных образовательных
учреждений в новых педагогических системах; творческая вариативность педагогов;
заинтересованность родителей в достижении положительной динамики в развитии
детей.
В понятие
педагогической технологии входят:
·
концептуальная
основа; содержательная часть обучения (цели обучения и содержание учебного
материала);
·
технологическая
часть (организация учебного процесса, методы и формы учебной деятельности,
методы и формы работы педагога; диагностика)
По мнению Г.К.
Селевко, любая педагогическая технология должна удовлетворять некоторым
основным методологическим требованиям (критериям технологичности).
Концептуальность
предполагает опору на определенную научную концепцию, включающую философское,
психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование
достижения образовательных целей.
Системность
включает наличие всех признаков системы: логики процесса, взаимосвязи всех его
частей, целостности.
Управляемость
дает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования
процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с
целью коррекции результатов.
Эффективность
усматривает оптимальность по затратам, гарантию достижения определенного
стандарта обучения.
Воспроизводимость
подразумевает возможность применения (повторения, воспроизведения) педагогической
технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами.
На основе анализа
педагогических технологий, проведенного Г. Н. Селевко, можно выделить следующие
технологии, применяемые в системе дошкольного образования: технологии развивающего
обучения, технологии проблемного обучения, игровые технологии, компьютерные
технологии, альтернативные технологии.
Глава II. Альтернативные формы обучения в
дошкольном образовании.
2.1
Альтернатива ДОУ в Пермском крае.
Одной из наиболее актуальных проблем в
развитии современного образования является проблема
обеспечения равных стартовых возможностей для детей при поступлении в школу.
В целях создания благоприятных условий
для решения этой задачи рекомендуется всемерно развивать и
совершенствовать имеющиеся формы образования детей старшего дошкольного
возраста.
В настоящее время основной
организационной формой дошкольного образования являются дошкольные
образовательные учреждения шести разных видов, а также образовательные
учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Соответственно,
основная масса дошкольных образовательных программ, разрабатываемых
до сих пор, нацелена именно на дошкольные образовательные учреждения.
Вместе с тем, в связи с резким сокращением
сети дошкольных образовательных учреждений и невозможностью принять в них всех
детей дошкольного возраста, с 2000 года начали развиваться
вариативные формы дошкольного образования, а именно группы кратковременного пребывания детей в дошкольном образовательном
учреждении, и развернулись разработки программ для них.
В этой ситуации, говоря о вариативных
организационных формах дошкольного образования, имеет смысл
выделять как особую организационную единицу «дошкольную образовательную
группу». Необходимо рассматривать возможности создания таких групп (для детей в возрастном диапазоне 1-7 лет, в том числе и для детей 5-7
лет) не только в дошкольных образовательных учреждениях (как
групп кратковременного пребывания), но и на базе разных
культурно-образовательных центров и центров дополнительного образования детей (библиотек, музеев, клубов, домов детского творчества и
т.п.), а также на базе добровольных родительских сообществ.
При этом дошкольные образовательные группы должны иметь
возможность работать в разных временных режимах (с полным или неполным днем
пребывания, каждодневные или несколько дней в неделю), отвечая тем самым
многообразным запросам населения.
Создание таких разнообразных дошкольных групп
позволит более полно использовать культурный потенциал социума в образовании
детей дошкольного возраста.
«Дошкольная образовательная
группа» как организационная форма - мобильнее и дешевле,
чем дорогостоящий и сложный механизм детского сада полного дня (это не
исключает и более полного использования инфраструктуры детского сада для групп
кратковременного пребывания разного типа).
Можно представить перечень
возможных организационных форм образования детей старшего дошкольного возраста
следующим образом:
•
детский сад полного дня;
•
группы кратковременного пребывания в детском
саду;
•
группы для детей старшего дошкольного
возраста на базе общеобразовательных учреждений;
•
дошкольные группы на базе разных
культурно-образовательных центров и центров дополнительного
образования детей;
•
дошкольные группы на базе добровольных
родительских сообществ.
Важно отметить, что относительно детей
старшего дошкольного возраста речь должна идти именно о «дошкольной
образовательной группе», а не о «классах раннего развития» при школах или
центрах дополнительного образования. Дошкольные образовательные группы должны
стать самостоятельными структурными подразделениями
общеобразовательных учреждений, главной целью которых будет полноценное развитие детей дошкольного возраста, реализация
общеобразовательной программы дошкольного образования в
полном объеме. Такие группы ни в коем случае не должны
рассматриваться как подготовительные курсы для детей по подготовке их к поступлению в первый класс определенной школы.
Одной из основных задач дошкольных
образовательных групп, наряду с развитием детей дошкольного
возраста, является необходимая диагностическая работа с детьми 5 и 6-летнего возраста, направленная на выявление уровня и особенностей
развития ребенка, а также консультативная работа с родителями
дошкольников, целью которой является выбор дифференцированных педагогических
условий, необходимых для развития ребенка, подготовки к школе и выбора
оптимальной модели обучения в начальной школе.
Перечисленные формы
образования детей старшего дошкольного возраста можно разделить
на три модели, положив в основу характер организации образовательного процесса:
1) группы полного дня для детей старшего дошкольного возраста на базе
учреждений, относимых к сфере дошкольного образования (дошкольных
образовательных учреждений и образовательных учреждений для детей дошкольного и
младшего школьного возраста);
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|