бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Активные методы теоритического обучения бесплатно рефераты

Результаты субтеста 9

№  зад.

1 буква 

Уч

1

Уч

2

Уч

3

Уч

4

Уч

5

Уч

6

Уч

7

Уч

8

Уч

9

Уч

10

Уч

11

ключ

157

Б

4

4

4

4

3

4

2

4

4

4

4

4

158

Ё

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

159

Ч

3

3

3

3

3

3

2

3

2

3

3

3

160

Щ

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

161

Я

5

5

5

5

5

5

5

2

5

2

5

5

162

Ф

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

163

Х

5

5

1

5

5

5

2

1

5

5

5

5

164

У

3

3

3

2

3

3

3

5

3

3

5

3

165

М

2

2

2

2

1

2

2

2

2

2

2

2

166

П

3

3

4

3

4

3

3

3

3

4

4

3

167

Д

4

2

5

3

5

4

5

5

5

4

4

5

168

А

3

5

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

169

С

4

5

4

4

4

4

4

4

4

5

4

4

170

Н

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

1

2

171

Ш

2

2

1

1

2

1

2

2

2

2

2

2

172

К

4

3

4

2

4

4

2

4

4

4

4

4

173

Т

1

1

1

1

1

1

2

1

1

1

1

1

174

О

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

175

Ж

3

3

3

3

3

2

3

2

3

3

2

3

176

Г

2

1

1

2

2

2

1

3

2

1

1

1


По результатам тестирования было выявлено, что у 2 человек хорошо развито ПВ, а у 11 человек – ПО. Следовательно, педагогу в своей работе с такими учащимися следует чаще применять активные методы обучения, ко-торые направлены на активизацию мыслительной и практической деятельно-сти в процессе овладения учебным материалом. Например, создавать в ходе урока проблемные ситуации либо проводить деловые игры. Последние будут стимулировать к продуктивной деятельности и менее активных учащихся. Оценивая субтесты 8 и 9  в комплексе, мы пришли к выводу, что только у 2 человек из 11 испытуемых развиты конструктивные способности теоретичес-кого и практического плана. Одинаково высокие результаты по обоим суб-тестам являются хорошим основанием не только для естественно-техничес-кой, но и научной одаренности.

ГЛАВА 2. Активные методы теоретического обучения и их использование в процессе обучения ПТЗО.

 

2.1   Общая характеристика технического мышления.

 Особенности многих технических задач и объектов, само оперирова-ние производственно-техническим материалом придают мышлению свое-образный характер. По своим истокам и основам техническое мышление является тем же обобщенным и опосредованным познанием действитель-ности и осуществ-ляется также через решение задач (проблем). Однако при решении техни-ческих задач одни стороны мышления (его направленность, структурные особенности, определенные качества ума) получают преиму-щественное развитие, тогда как другие проявляются в меньшей степени.

Решение любой технической задачи базируется на использовании большого запаса специальных знаний, на умении «добывать» недостающую информацию. Особое внимание следует обратить на специфику технических задач (проблем), в ходе решения которых и осуществляется мыслительная деятельность.

         Характеризуя техническое мышление, следует подчеркнуть важней-шую его особенность, которая проявляется в тесном единстве теоретичес-ких и практических компонентов деятельности, в непрерывном сочетании и взаимодействии умственных (мыслительных) и практических действий.

         Психологические исследования показывают, что успех решения техни-ческих задач во многом зависит от того, как сочетаются в деятельности че-ловека теория и практика.Отсюда следует педагогический вывод: техничес-кий интеллект нельзя развить, применяя «словесно-меловой» способ преподавания.

Другая важная особенность технического мышления проявляется в тесной взаимосвязи и взаимодействии понятийных и образных компонентов деятельности. Специфичен и сам процесс технического мышления, характер его протекания,   что   обусловлено   особенностями   технических   задач, а также условиями деятельности по их решению.


2.2. Проблемное обучение как общее средство развития технического мышления

  В результате более или менее длительного опыта решения техничес-ких задач вырабатывается определенная направленность мышления, выража-ющаяся в техническом осмысливании действительности, в особом стремле-нии выделять в ней технические явления, в способности сосредоточиться на решении технических задач. Если процесс технического мышления протека-ет в ходе решения задач, то естественно предположить, что способ его разви-тия должен моделировать ход решения задачи. Такой способ обучения мож-но назвать проблемным .

Проблемное обучение — это система обучения,  предполагающая создание в учебно-педагогическом процессе условий, при которых учащийся усваивает знания и умения путем проблемных ситуаций и овладения спосо-бами их разрешения. Основу теории проблемного обучения составляют по-нятия проблемной ситуации и способа ее разрешения. Проблемная ситуация — это психическое состояние человека, испытывающего познавательную трудность, это противоречие, выявившееся в форме вопроса, заданного са-мому себе. В результате разрешения системы таких ситуаций учащиеся открывают для себя новые знания и способы действий с ними, овладевают общими принципами решения задач. Проблемные ситуации должны быть доступными для учащихся определенного возраста, учитывать их познава-тельные и практические возможности и т. п.

В максимальной степени процесс мышления проявляется и развивается при решении проблемных задач.

Обращаясь к проблемному обучению, преподаватель не сообщает зна-ний в «готовом виде», а ставит перед учащимися проблемные задачи, побуж-дает искать пути и средства для их решения. Здесь сама проблема «прокла-дывает путь» к новым знаниям и способам действия, а не наоборот. То, что новые знания вводятся не ради получения следующей порции сведений, а ра-ди решения проблемы , является принципиально важным.

 Можно выделить три признака проблемной ситуации в обучении. Во-первых, она должна быть такой, чтобы ее разрешение можно было ориен-тировать на возможности познавательной и исследовательской активности учащихся. Во-вторых, все вопросы, порождаемые проблемной ситуацией, должны быть значимыми для учащихся. В-третьих, разрешение основной проблемы, как правило, должно протекать на фоне решения цепи соподчи-ненных проблем, вытекающих одна из другой и показывающих логические отношения между изучаемыми явлениями, законами, процессами.

Основным критерием выделения тех или иных типов проблемных ситу-аций является принцип противоречий в структуре имеющихся на данном этапе обучения у учащихся представлений, знаний, умений и навыков. Имен-но через разрешение различного рода противоречий происходит глубокое и прочное усвоение знаний и именно разрешение противоречий способствует умственному развитию.

Страницы: 1, 2, 3, 4