Активные методы теоритического обучения
Активные методы теоритического обучения
Министерство образования и
науки Украины
Украинская инженерно-педагогическая
академия
Кафедра педагогики и методики профессионального
обучения
Кафедра психологии
КОМПЛЕКСНАЯ КУРСОВАЯ РАБОТА
по профессиональной педагогики и психологии
на тему:
Активные методы теоретического обучения
Выполнил студент:
Группа:
Руководители:
по
педагогике _________
по психологии
___________
Курсовая работа защищена
________________
Оценка ____________
Харьков
2006
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………............3
ГЛАВА
1. ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ В ПРОЦЕССЕ
ОБУЧЕНИЯ............................................................................................................5
1.1
Понятие об обучении………………………………………………5
1.2
Сущность формирования профессиональных умений и навыков в процессе
обучения………………………………………………….9
1.2.1.
Обучение навыкам…………………………………………...9
1.2.2.
Обучение умениям…………………………………………..13
1.3
Анализ проблемы формирования профессиональных умений и
навыков……………………………………………………………..15
1.4
Этапы и стадии формирования профессиональных умений и навыков в
процессе обучения……………………………………..16
1.5
Проведение теста структуры интеллекта Р.Амтхауэра в группе
учащихся. Анализ результатов тестирования……………………17
ГЛАВА
2. АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ПРОЦЕССЕ
ОБУЧЕНИЯ ПТЗО……………………..20
2.1.
Общая характеристика технического мышления………………..20
2.2.
Проблемное обучение как общее средство технического
мышления…………………………………………………………..21
2.3.
Общая характеристика методов обучения……………………….24
2.3.1.
Классификация активных методов обучения……………..30
2.4.
Упражнения………………………………………………………..34
2.4.1.
Упражнения в творческом применении полученных знаний и
умений……………………………………………………..35
2.4.2.
Поисковые упражнения…………………………………….36
2.5.
Алгоритм создания проблемной ситуации в процессе теоретического
обучения………………………………………….36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...39
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….40
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбранной нами темы
заключается в том, что появле-ние и развитие активных методов обусловлено
возникающими перед процес-сом обучения новыми задачами, состоящими в том, чтобы
не только дать сту-дентам знания, но и обеспечить формирование и развитие
познавательных интересов и способностей, творческого мышления, умений и навыков
само-стоятельного умственного труда. Возникновение новых задач обусловлено
бурным развитием информации. Если раньше знания, полученные ранее, могли служить
человеку в течение всей его трудовой жизни, то в век бурных темпов роста
информации их необходимо постоянно обновлять, что может быть достигнуто
главным образом путем самообразования, а это требует от человека
познавательной активности и самостоятельности.
Познавательная активность и познавательная самостоятельность - качества, характеризующие интеллектуальные способности человека к уче-нию. Как и другие способности, они проявляются и развиваются в деятель-ности. Отсутствие условий для проявления активности и самостоятельности приводит к тому, что они не развиваются. Вот почему только широкое ис-пользование активных методов, побуждающих к мыслительной и практи-ческой деятельности, развивает столь важные интеллектуальные качества человека, обеспечивающие в дальнейшем его деятельное желание в постоянном овладении знаниями и применении их на практике.
Объект исследования --- процесс реализации активных методов
теоретического обучения в системе профтехобразования.
Предмет исследования --- активные методы
теоретического обучения.
Цель исследования --- разработка алгоритма создания проблемной
ситуации в процессе теоретического обучения.
Исходя
из выше изложенного нами была сформулированна гипотеза исследования: применение активных методов теоретического обучения
действительно приведет к продуктивной мыслительной и практической
деятельности учащихся в процессе овладения учебным материалом.
Для
достижения цели исследования и выдвинутой гипотезы необходимо решить седующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме
внедрения активных методов теоретического обучения в учебный процесс.
2. Рассмотреть психологические основы формирования умений и
навыков в процессе обучения.
3. Применить тестовую методику структуры интеллекта Р.Амтхауэра.
4. Разработать алгоритм создания проблемной ситуации в процесс
теоретического обучения.
ГЛАВА1. ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ В
ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
1.1. Понятие об обучении
Обычно обучение характеризуют так: это передача человеку
определенных знаний, умений и навыков.
Знания, умения и навыки—это формы и результаты определенных
процессов в психике человека. Значит, они могут возникнуть в голове чело-века
только в результате его собственной деятельности. Их нельзя просто
«получить» от кого-то — они должны получиться в результате психической
активности самого учащегося.
Обучение можно охарактеризовать как процесс активного взаимо-действия
между обучающим и обучаемым, в результате которого у обучае-мого формируются
определенные знания, умения и навыки.
Воздействия обучающего стимулируют активность обучаемому, а до-стигая
при этом определенной, заранее поставленной цели, тем самым управ-ляют этой
активностью. Поэтому обучение можно еще представить как про-цесс стимуляции
внешней и внутренней активности ученика и управления ею. Обучающий создает для
активности обучаемого необходимые условия, направляет ее, контролирует,
предоставляет для нее нужные средства и ин-формацию. Но сам процесс
формирования у человека знаний, умений и навы-ков происходит только в
результате его собственной активности.
Попутное научение и целенаправленное учение. Научение в ходе деятельности,
имеющей иную цель, называют попутным. О том, что оно существует,
свидетельствует жизнь. Результаты опытов показывают следую-щее: 1) научение (запоминание)
происходит и тогда, когда перед «обучающи-мися нет специальной задачи
научиться; 2) заучивается (запоминается) лучше то, что связано с активной
деятельностью человека, что нужно для этой деятельности, на что она
направлена и с помощью чего осуществляется.
Некоторые психологи и педагоги выдвинули идею, что попутное, не-преднамеренное
научение—лучшая форма обучения. При этом, подчеркива-ется его «естественность».
Мотивы и побуждения к научению идут при этом от самого человека, а не
указываются извне.
Учение
как деятельность. Итак, учение имеет место там, где дейст-вия человека
управляются сознательной целью усвоить определенные зна-ния, навыки, умения,
формы поведения и деятельности. Учение специфичес-ки человеческая деятельность,
причем оно возможно лишь на той ступени развития психики человека, когда он
способен регулировать свои действия сознательной целью.
Что же представляет собой деятельность учения? Любая деятельность
— это совокупность некоторых физических действий, практических или речевых.
Следовательно, и учение совершается путем выполнения человеком различных
действий: движений, письма, речи и т. д.
Если учение —это деятельность, то может ли оно осуществляться без
внешних и видимых форм? Исследования показали, что человек способен осуществлять
особую гностическую деятельность. Цель ее — познание окру-жающего
мира. Учение выражается в активной, гностической деятельности, которая часто
имеет внутренние формы.
Внутренняя деятельность возникает из внешней в процессе интерио-ризации,
благодаря которой предметные действия отражаются в сознании и мышлении
человека. Предметное действие превратилось в процессе интерио-ризации в действие
мысленного анализа. Системы таких мысленных дейст-вий, развертывающихся в
идеальном плане, и есть внутренняя деятельность.
Внешняя гностическая деятельность обязательна для учения,
когда в сознании человека еще не сформированы образы, понятия о предмете и
соответствующие им действия.
Если ученик не владеет еще определенными образами, понятиями и
действиями, то учение начинать надо с предметной гностической деятельнос-ти, в
противном случае учение он может начинать прямо с внутренней гностической деятельности.
Типы учебной ситуации. Любая деятельность порождается опреде-ленными
мотивами и протекает в определенных условиях. Следовательно, чтобы возникло
учение в учебной ситуации должньи быть мотивы, движу-щие индивида к
гностической цели - к овладению определенными знаниями и умениями. Такие
мотивы могут быть двух типов—внешние и внутренние. К внешним
мотивам относятся: наказание и награда, угроза и требование, дав-ление группы,
ожидание будущих благ и т. д. Все они внешние по отноше-нию к непосредственной
цели учения. Знания и умения в этих случаях слу-жат лишь средством для
достижения других основных целей. Учение носит до некоторой степени вынужденный
характер, а выступает как препятствие, которое надо преодолеть на пути к
основной цели. Данная ситуация является конфликтной, поэтому связана со
значи-тельным психическим напряжением, требует внутренних усилий и порой борьбы
индивида с самим собой.
К внутренним мотивам относят такие, которые побуждают человека
к учению как к своей цели. Учебные ситуации с такими мотивами не
содержат внутреннего конфликта и связаны с преодолением трудностей, встречающих-ся
в ходе учения, и требуют волевых усилий. Но это усилия, направленные на
преодоление внешних препятствий, а не на борьбу с самим собой.
Мотивация учебной деятельности. Определенная вещь, события,
ситуации или действие - становятся мотивами деятельности, если: они свя-зываются
с источниками определенной- активности человека. Эти источ-ники могут
быть разделены на три основные категории:
1. Внутренние источники. Они определяются потребностями
чело-века и могут иметь как врожденный характер, выражающий
органические потребности организма, так и обретенный характер, выражающий
социаль-ные потребности, формируемые обществом.
Среди врожденных потребностей особое значение для стимуляции
учения имеют потребность в активности и потребность в информации.
Среди общественно формируемых потребностей особое значение для
стимуляции учебной деятельности имеют гностические потребности и поло-жительные
социальные потребности
2. Внешние источники. Они определяются общественными
условиями жизнедеятельности человека. К таким источникам относятся требования,
ожидания и возможности.
Требования
предлагают человеку определенные виды и формы дея-тельности и поведения. Ожидания
характеризуют отношение общества к
человеку, связанное с предположением о том, какие черты поведения и фор-мы
деятельности оно считает нормальным для данного индивида. Возмож-ности — это те
объективные условия определенной деятельности, которые имеются в окружении
человека.
3. Личные источники. Они определяются интересами, стремлениями,
установками, убеждениями и мировоззрением человека, его представлением о себе,
его отношением к обществу. Эти источники активности называют ценностями. Такими
ценностями могут быть самосовершенствование, само-утверждение, самовыражение,
удовлетворение определенных потребностей, жизненные идеалы и образцы. Перечисленные
источники деятельности в разных сочетаниях и видоизменениях наблюдаются у
каждого человека.
Виды учебных и обучающих действий. Существует три основных
вида учебных действий. Первый вариант обучения имеет характер препод-несения
готовых знаний и умений. Учение в нем складывается из таких дейс-твий, как
подражание, дословное или смысловое восприятие и повторение, тренировка и
упражнение по готовым образцам и правилам. Второй вариант обучения имеет вид
естественного самонаучения. Учение здесь складывается из таких действий, как
выбор вопросов и задач, поиск информации и общих принципов, «усмотрение» и
осмысливание, творческая деятельность. Нако-нец, третий вариант обучения
предполагает наличие направляемой познава-тельной активности ученика.
Учение в нем складывается из таких действий, как решение поставленных задач и
оценка результатов, пробы и ошибки .
Для каждого из этих обучающих действий характерны свои способы
управления деятельностью ученика, свои концепция и методы обучения. Так,
преподнесение готовых знаний и умений выражается в концепции обучения как преподавания.
Для него типичны следующие методы: сообщение, разъяс-нение, преподнесение,
показ. Естественное самонаучение отражается в кон-цепции обучения как стимуляции.
Характерные для него методы пробужде-ние интереса, удивления, любопытства.
Наконец, такой вид обучающих действий, как направление познавательной
активности, выражает концеп-цию обучения как руководства. Его типичные
методы— постановка проб-лем и задач, обсуждение и дискуссия, совместное планирование
и т .п.
1.2. Сущность
формирования профессиональных
умений и
навыков
1.2.1. Обучение навыкам
Движения и действия реализуются у человека сознательно и бессоз-нательно.
Осознаются, как правило, конечные цели действий, а также общий их характер. С
одной стороны, никакое действие человека не бывает до кон-ца
автоматизированным (т. е. удаленным из сознания), потому что оно в конечном
счете вызывается и управляется сознательной целью. С другой сто-роны,
фактически любое действие человека частично автоматизировано благодаря
навыкам, которые в значительной мере осуществляются без учас-тия сознания.
Автоматизация отдельных сторон действий изменяет и совершенствует их структуру.
Навыки относятся к приемам выполнения действий, а не к их
цели и условиям. Автоматизация освобождает сознание от контроля над самим осу-ществлением
моторных, сенсорных и интеллектуальных операций, из кото-рых складывается действие.
В этом смысле исполнение действия становится автоматическим. Но в поле
сознания остаются и выдвигаются на передний план цели, ради которых
выполняется действие, и условия, и которых оно протекает, а также его результаты.
С этой точки зрения, выполнение дейст-вия в целом становится более
сознательным.
В зависимости от того, какие стороны действия частично автоматизи-руются,
говорят о различных видах навыков. Могут быть сенсорные навыки. Когда
автоматизированы мышечные действия, говорят о двигательных (или моторных)
навыках. При сочетании обоих видов действий, т.е. когда двига-тельные акты
автоматизированно выполняются под контролем зрения (слуха), говорят о сенсомоторных
навыках. Применительно к умственной деятельности говорят об интеллектуальных
навыках. В более широком смысле можно говорить о навыках решения
определенных типов задач, о навыках логического мышления.
Условия формирования навыков. В основе образования навыков
лежат пробные попытки и отбор. Без повторных практических попыток
формирование навыков невозможно.
Выполнение действия у человека всегда так или иначе регулируется со-знанием.
Практические пробы протекают как сознательные попытки воспро-извести
определенные движения. Контроль результатов, оценка условий, корректировка
действий тоже до определенной степени осознаны. Даже простое подражание в той
или иной мере опирается на сознательное наблю-дение образца осваиваемых
действий. И самое главное, выбор и регуляция приемов действия зависят от осмысливания
цели и представления их содер-жания.
Психологи и педагоги интенсивно изучают активные способы
обу-чения. К ним относятся расчлененный показ и детальный инструктаж,
при-менение специальных инструктивных карточек и тренажеров и т.д. Экспе-рименты
показывают, что детальное предварительное ознакомление ученика с формой
требуемых движений, чувственными ориентирами контроля за действием и приемами
его планирования существенно ускоряет усвоение действий и формирование
соответствующих навыков. Еще лучшими оказы-ваются результаты, когда само
выполнение действий управляется внешними средствами регуляции сенсорных и
интеллектуальных действий и контроля за ними.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|