Выявление и предупреждение незаконного оборота наркотических средств
Выявление
фактов содержания притонов возлагается на сотрудников подразделения по борьбе с
незаконным оборотом наркотиков (оперативная информация), участковых инспекторов
милиции (отработка закрепленных участков), работников паспортной службы (в
процессе осуществления прописки граждан), следователей (при расследовании
преступлений). Кроме этого информацию о таких фактах можно получить из
заявлений граждан, от работников жилищно-коммунального хозяйства.
При
выезде на место проживания составляется протокол осмотра с участием понятых. В
конце протокола осмотра места происшествия указывается, что изымается, предметы,
как упаковывается, какими поясняющими надписями снабжается, кем подписывается.
Протокол подписывается понятыми, лицами, присутствующими при осмотре и лицами,
составившим протокол.
·
Вовлекающих в наркоманию. При выявлении таких лиц следует
иметь в виду своеобразную “заразность” немедицинского приема наркотиков,
которая проявляется в стремлении почти каждого потребителя этих средств
приобщать к наркомании как можно большее число лиц из числа своего окружения.
Как показывают криминологические исследования, появление потребителей в доме,
общежитии, предприятии, учреждении, организации, где ранее отсутствовали такие
лица, сопровождается распространением наркомании. Вовлекающие в наркоманию
проявляют изобретательность, всячески разжигают повышенный нездоровый интерес к
наркотикам у других граждан, оказывают на них психологическое давление, скрывая
при этом отрицательные последствия этого явления. Установлены различные способы
вовлечения в наркоманию. Потребители наркотиков, выступая в роли лидера, в создаваемых
ими группах, формируют в сознании своих жертв отвращение к труду, учебе,
работе, семье и прочему; прививают им склонность к обогащению за счет
незаконной реализации наркотиков; пропагандируют необычные ощущения от приема
наркотиков. Как свидетельствует статистика, в данную группу входят лица,
состоящие на учете по поводу потребления наркотических средств и психотропных
веществ, а также несовершеннолетние, являющиеся лидерами различных неформальных
объединений, ориентированных на потребление наркотиков.
·
Перевозчики - это лица, которые, применяя различные способы,
осуществляют незаконную транспортировку наркотических средств и психотропных
веществ от места их произрастания или хранения к месту их дальнейшей
переработки, сбыта и потребления. В качестве перевозчиков наркотиков выступают
как потребители и мелкие сбытчики, так и лица, напрямую не связанные с
незаконным оборотом наркотиков: родственники, соседи, случайные знакомые,
попутчики, лица, обладающие маршрутными возможностями (водители, работники воздушного
и железнодорожного транспорта и прочие).
При
перемещении наркотиков методы их сокрытия остаются традиционными. Основными из
них являются:
сокрытие
среди товаров, предметов и продуктов питания, которые не привлекают особого
внимания при досмотре и пересечении границы, в личных вещах, бытовых приборах,
различных изделиях художественного промысла, а также в пустотах автомобильного
и железнодорожного транспорта и специального оборудования для этих целей
тайниках.
·
Организаторы преступных сообществ - это лица, которые
организуют и руководят деятельностью групп по приобретению, изготовлению и
распространению наркотиков на “черном рынке” ими, как правило, становятся лица
ранее судимые, прежде всего за преступления, связанные с наркотиками, которые хорошо
ориентируются в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных
веществ. В последние годы преступные группировки чаще возглавляют лица,
располагающие большими денежными средствами. Сами организаторы нередко в
осуществлении операции по скупке и продаже наркотиков непосредственного участия
не принимают, они лишь финансируют эту деятельность и получают доходы,
тщательно маскируют свою причастность к наркобизнесу.
·
Расхитителями главным образом выступают потребители
наркотиков, не имеющие материальных средств для их приобретения. Это, прежде
всего, ранее судимые за преступления, связанные с наркотиками, неработающие и
не учащиеся наркоманы. Кроме того, кражи, грабежи и разбои наркотиков
совершаются лицами не для личного потребления, а с целью их дальнейшей
реализации и наживы.
Во многих
случаях расхитителями являются лица, имеющие доступ к готовым наркотическим
препаратам или наркотическому сырью: работники химфармпредприятий, аптек,
аптечных складов, лечебно-профилактических и медицинских учреждений (чаще
средний медицинский персонал, сельские жители, имеющие доступ к посевам мака и
конопли)
Медицинские
работники совершают хищения
наркотикосодержащих лекарственных
средств, вверенных им по службе или под охрану, на почве злоупотребления ими
либо с целью сбыта таких средств по корыстным или иным мотивам другими лицами,
потребляющими такие средства.
Для
сокрытия данного преступления они производят:
·
списание в расход наркотикосодержащих лекарств по сфабрикованным
документам;
·
неоприходование или неполное оприходование поступающих
препаратов с наркотическим действием, с последующим составлением подложных
документов;
·
составления фиктивного акта об уничтожении наркотиков с
просроченным сроком хранения;
·
выписку на вымышленных лиц рецептов, на получение
наркотических средств и психотропных веществ. Таким способом совершается
хищения, если медицинский персонал лечебных учреждений входит в сговор с
работниками аптек;
·
списание наркотиков на некурабельных, онкологических и иных
больных, которым фактически они не выдавались и не вводились;
·
извлечение наркотиков из ампул с последующим замещением
другими растворами (ампула в таких случаях, в отличие от обычной, укорочена).
Являясь
разновидностью государственного принуждения, административное принуждение
выполняет карательную функцию, однако, административное принуждение применяется
не только в качестве наказания за правонарушение, но также для их
предупреждения. (Приложение № 7)
Методы
осуществления исполнительной власти весьма разнообразны. В юридической
литературе их классифицируют по различным основаниям, в частности, по признаку
использования властных полномочий они подразделяются на убеждение, принуждение.
Это два
взаимосвязанных механизма обеспечения должного поведения и правопорядка.
Главным методом государственного управления вообще и в охране общественного
порядка, в частности, в борьбе с правонарушителями, включая административные
проступки, является метод убеждения. Но в случае не достижения своих целей
убеждением применяется принуждение.
Объектом принуждения являются
лица с антисоциальной направленностью. Поэтому административным принуждением
признается применение органами государственного управления, судами, судьями
установленных законом мер, направленных на понуждение к исполнению должностными
лицами и гражданами юридических обязанностей в целях превращения противоправных
действий и привлечение их к административной ответственности.(Приложение № 8)
Для
административного принуждения характерны многоаспектные признаки, такие как:
*
внесудебный порядок применения уполномоченными на
это исполнительными органами;
*
применение к третьим лицам, то есть к тем, кто не находится
в непосредственном подчинении уполномоченных исполнительных органов;
*
применяется исполнительными органами (должностными лицами),
уполномоченными на осуществление правоохранительных действий в сфере
государственного управления.
Одним из
видов административного принуждения являются меры предупреждения (административно-предупредительные
меры). Государство, используя административно-принудительные меры стремиться
защитить общественные отношения от возможных нарушений, причинения им того или
иного вреда, предотвратить их наступление. Они применяются работниками милиции
в целях предупреждения правонарушений и обстоятельств, угрожающих общественной
и личной безопасности граждан. Они выступают в качестве ограничений
административно-правового характера, административно-принудительных действий в
отношении того или иного гражданина, должностного лица. Характерным для
указанных мер административного предупреждения является то, что они могут
применяться при отсутствии факта противоправных действий. (Приложение № 9)
Основанием
для применения административно-предупредительных мер является не
правонарушение, а реальное предположение о намерении лица совершить
правонарушение, антиобщественное, противоправное действие, возникновение
обстоятельств, угрожающих общественной и ночной безопасности граждан.
Следовательно, под мерами административного
предупреждения понимаются применяемые работниками ОВД способы и
средства, направленные на предупреждение правонарушений и недопущение их
отрицательных, вредных последствий, направленные на предотвращение наступления
обстоятельств, угрожающих общественной и личной безопасности граждан.
Такие меры могут применяться, как в
отношении правонарушений, так и к лицам, не совершившим правонарушений. Они не
имеют цели причинять личности физические страдания или унизить ее достоинства.
Вместе с тем эти меры не лишены устрашающего и карательного свойств.
Примером
могут послужить, меры, которые применяются к лицам, характеризующимся
антиобщественным поведением, в целях предупреждения, недопущения совершения ими
новых правонарушений. К ним относиться административный надзор, освобожденными
из мест лишения свободы.
Предупреждение преступлений и правонарушений органами
внутренних дел - это вид деятельности служб, подразделений и сотрудников
органов внутренних дел, осуществляемый в пределах их компетенции, по предотвращению
или пресечению преступлений и административных правонарушений, выявлению причин
и условий, способствующих их совершению, принятию мер к устранению данных
обстоятельств, воздействию на лица с устойчивым противоправным поведением с
целью недопущения с их стороны преступных деяний.
Подразделения
по незаконному обороту наркотиков совместно с сотрудниками внутренних служб и
подразделений органов внутренних дел в период операций по выявлению и
предупреждению незаконного оборота наркотиков проводят оперативную обработку
населенных пунктов и административных участков с целью сбора и проверки
информации о лицах, незаконно выращивающих наркотикосодержащие растения либо
заготавливающих наркотикосодержащее сырье.
К основным источникам
информации относятся:
·
Сотрудники органов внутренних дел;
·
Материалы уголовных дел, в особенности, о преступлениях,
связанных с наркотическими средствами и психотропными веществами. Они могут
содержать различную информацию о незаконном обороте наркотиков: о каналах и
источниках поступления наркотиков в незаконный оборот, о местах незаконного
производства и хранения наркотических средств и психотропных веществ, о лицах,
совершающих такого рода правонарушения;
·
Работники учреждений, ведомств и общественных организаций,
участвующих в противодействии распространению наркомании. По роду своей
деятельности они зачастую обладают важной информацией о преступных связях в
сфере наркобизнеса и изменениях на незаконном рынке наркотиков;
·
Письма и заявления граждан, администраций предприятий,
учреждений, организаций, как правило, содержат информацию о конкретных
правонарушениях, а также причинах и условиях их совершения. Сообщения и
публикации средств массовой информации иногда содержат сведения об отдельных
совершенных правонарушениях и общей ситуации с распространением наркомании в
регионе;
·
Учетные и другие документы могут свидетельствовать о
хищениях и нарушениях правил обращения с наркотическими средствами, о
статистических данных, касающихся уровня, структуры и динамики преступности,
связанной с наркотическими средствами и психотропными веществами;
·
Результаты социологических исследований могут отражать самые
различные аспекты явления: распространенность, отношение население к тем или
иным проявлениям наркотизма, оценки деятельности правоохранительных органов и
так далее;
Для
получения информации о правонарушениях в сфере незаконного оборота наркотиков
необходимо также иметь целостную и постоянную связь с субъектами, участвующими
в выявлении лиц, страдающих наркоманией. К ним относятся:
·
режимная часть ИТУ (сведения о преступных намерениях
освобождающихся лиц, судимых за преступления, связанные с наркотиками, в том
числе и проходивших курс лечения от наркомании);
·
наркологическая служба (данные о противоправном поведении
лиц, состоящих на учете в наркологических и психоневрологических диспансерах по
поводу немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ,
проходящих курс лечения от наркомании, возвращающихся из специальных
наркологических отделений);
·
станции “скорой помощи”, токсикологические, реанимационные,
травматологические пункты и отделения лечебных учреждений (сведения о лицах,
поступающих в состоянии наркотического опьянения, одурманивания другими
сильнодействующими средствами);
·
данные общеобразовательных школ, ПТУ, техникумов, Вузов о
поведении лиц, склонных к потреблению названных средств;
·
данные военкоматов, сведения непризванных в ряды вооруженных
сил Российской Федерации в связи с потреблением наркотических средств и
психотропных веществ;
·
трудовые коллективы, учебные заведения, общественные
организации (данные о возможных расхитителях, сеятелях, изготовителях,
потребителях указанных средств);
Необходимую
информацию об изучаемом контингенте получают также от проверяемого лица, его родителей
и других членов семьи, родственников, соседей, близких знакомых и иных лиц,
знающих проверяемого;
Полученные сведения анализируются,
определяется антиобщественная направленность личности (потребитель,
распространитель, притоносодержатель и тому подобное); факторы, способствующие
формированию умысла (наличие психической или физической зависимости, отсутствие
наркотиков для удовлетворения наркотического голода, влияние наркоманов,
свободный доступ на маковые или конопляные плантации и тому подобное). На
основе этих сведений оценивается (прогнозируется) вероятность совершения этими
лицами правонарушений, связанных с наркотическими средствами и психотропными
веществами.
Анализ
отмеченных данных позволяет руководителям органов внутренних дел, участковым
инспекторам и оперативным уполномоченным выявить, в каких направлениях,
применительно к каким объектам, в каких местах, к какому контингенту в первую
очередь необходимо применять воздействие. Возможность применения
административно-правовых мер воздействия предполагает выявление на более ранней
стадии формирования противоправной установки и, соответственно, оказания
профилактического воздействия с целью предупреждения перерастания
противоправного поведения в преступное.
С учетом
изложенного, в целях выявления лиц, участвующих в незаконном обороте
наркотических средств и психотропных веществ объектами наблюдений, в первую
очередь должны стать:
·
осужденные за преступления и в первую очередь в сфере
незаконного оборота наркотиков, отбывших наказание в местах заключения;
·
условно осужденные за преступления, связанные с наркотиками
либо освобожденные от уголовной ответственности по не реабилитирующим
обстоятельствам, а также совершившие административные правонарушения с
наркотиками;
·
страдающие психическими заболеваниями, а также тяжелыми
соматическими расстройствами, при лечении которых используются лекарственные
средства;
·
работники аптек, химфармпредприятий, медицинский персонал
лечебно-профилактических учреждений, лица, занимающиеся самовольным врачеванием,
частнопрактикующие врачи;
·
дети из неблагополучных семей, а также состоящие на учете в
милиции за совершение различных правонарушений;
·
несовершеннолетние и молодежь из “групп повышенного риска”,
неформальных объединений молодежи, ориентированных на потребление наркотиков;
·
часть творческой интеллигенции и спортсменов, употребляющих
наркотики для стимуляции интеллектуальной и физической активности. Для
выявления таких лиц сотрудниками милиции осуществляется наблюдение за
поведением и образом жизни по месту учебы, жительства, проведения досуга и т.д.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|