Выявление и предупреждение незаконного оборота наркотических средств
Само
существование этих органов и служб «непосредственного реагирования»,
приближенных к населению данной территории, ее объектам, имеет немалое
профилактическое значение. Знание сотрудниками местной милиции особенностей
данной территории, континента, проживающих и бывающих на ней лиц обеспечивает
возможность оперативно принять необходимые меры по предотвращению
правонарушений. Достигается это правильной организацией патрульно-постовой
службы, оперативной и профессиональной деятельностью подразделений
общественной милиции.
В
организации деятельности по выявлению и предупреждению незаконного оборота
наркотиков необходимо максимально использовать возможности участковых
инспекторов милиции, их доверенных лиц, внештатных сотрудников. В процессе
повседневной работы участковые инспектора привлекаются к предупреждению,
выявлению преступлений и правонарушений, связанных с наркотиками и разработке,
осуществлению мероприятий общей и индивидуальной профилактики.
Поэтому
деятельность участковых инспекторов целесообразно направлять на проверку
квартир, помещений и других мест вероятного появления лиц, представляющих
оперативных интерес, выявление притонов, установление граждан, которые
нелегально изготовляют, приобретают, хранят, сбывают наркотики, склоняющих
других к их немедицинскому потреблению, а также занимающихся незаконными
посевом и выращиванием наркотикосодержащих растений.
Сотрудники
подразделений по незаконному обороту наркотических веществ совместно с
инспекторами разрешительной системы изымают у наркоманов в установленном
законом порядке огнестрельное оружие; следят за выполнением на объектах
разрешительной системы установленных правил приобретения, перевозки, хранения и
отпуска наркотических средств и психотропных веществ; оформляют в соответствии
с законодательством, материалы о выявленных нарушениях; проводят проверку лиц,
имевших по службе доступ к таким средствам, при оформлении соответствующих
разрешений на хранение наркотических средств и психотропных веществ.
Во
взаимодействии с сотрудниками патрульно-постовой службы милиции, в зонах постов
и маршрутов выявляются и задерживаются лица, совершающие незаконные действия с
наркотическими средствами.
Совместно
с работниками дежурных частей проводится работа по выявлению среди
доставленных и административно задержанных граждан, лиц, разыскиваемых за
преступления, связанные с наркотиками.
При
поступлении заявлений и сообщений о совершении преступных действий, связанных с
наркотическими средствами, дежурные части способствуют эффективному
осуществлению оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий по
горячим следам.
При
доставлении в дежурную часть лиц за совершение различных правонарушений,
сотрудники этих подразделений проверяют их по профилактическим учетам. Если
доставленный стоит на учете, информация об этом должна поступать в
специализированное подразделение.
Взаимодействие
с подразделениями Государственной Инспекции безопасности дорожного движения
заключается в совместном выявлении и пресечении фактов незаконной
транспортировки наркотиков, перекрытии каналов и источников поступления
наркотических средств в незаконный оборот, а также задержании перевозчиков,
сбытчиков.
В
процессе взаимодействия с подразделениями ГИБДД, в первую очередь, учитываются
их возможности в выявлении лиц, незаконно перевозящих наркотические средства. С
этой целью подразделения по незаконному обороту наркотических веществ постоянно
информируют их о водителях, которые употребляют наркотики, либо участвуют в их
незаконном распространении.
При
проведении комплексных профилактических операций типа «Мак» работники ГИБДД
привлекаются к участию в работе оперативно-поисковых групп по пресечению фактов
его незаконного сбора и транспортировки наркотических средств, а также к
мероприятиям по досмотру транспортных средств на вероятных маршрутах их
незаконной перевозки.
В работе
по предупреждению краж и хищений наркотических средств возникает необходимость
тесного сотрудничества с подразделениями вневедомственной охраны. Они
проверяют объекты сосредоточения наркотиков, выявляют нарушения правил
хранения указанных средств, принимают меры к их устранению, пресекают хищения
наркотических средств и психотропных веществ.
Работники
указанных подразделений, изучая условия хранения и учета наркотических средств
и психотропных веществ, могут получать информацию о фактах хищений, которую
должны своевременно передавать в подразделения по незаконному обороту наркотиков.
Особо
следует подчеркнуть важность и необходимость тесного взаимодействия
сотрудников подразделений по незаконному обороту наркотических веществ и
следователей. Их согласованные действия, направлены на использование данных,
полученных оперативно-розыскным путем, с целью принятия предусмотренных
законом мер к лицам, совершившим преступления, связанные с наркотиками.
Наиболее
ответственным моментом является совместная оценка имеющейся оперативной
информации и способов ее дальнейшего использования.
Следователи и оперативные работники
обязаны своевременно информировать друг друга о вновь выявляемых данных и
результатах их использования в процессе работы, так как изобличение сбытчиков,
расхитителей, перевозчиков, содержателей притонов, лиц, вовлекающих в
наркоманию, других граждан, установление лиц, причастных к «отмыванию» денег,
требует знания специфики противоправной деятельности этих преступников.
Обеспечение оперативно – розыскных
мероприятий и следственных действий осуществляется при активном участии
работников экспертно-криминологических подразделений.
По материалам подразделений по
незаконному обороту наркотических средств силами экспертно-криминологических
подразделений проводятся исследование изъятых оперативным путем или
обнаруженных на месте происшествия веществ для определения их принадлежности к
наркотическим средствам или психотропным веществам, выявляются факты
фальсификации отпуска аптеками и другими медицинскими учреждениями
наркотикосодержащих препаратов.
В выявлении незаконного оборота наркотиков сотрудники
подразделений по незаконному обороту наркотиков взаимодействуют также с
учреждениями системы исполнения наказаний.
В целях
повышения эффективности борьбы с незаконным оборотом наркотических средств в
соответствии с положением о координации деятельности правоохранительных органов
по борьбе с преступностью, утвержденное Указом Президента РФ от 18 апреля 1996
г. №567, осуществляется координация деятельности органов внутренних дел
Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, федеральных
органов налоговой полиции, таможенных органов Российской Федерации, органов
уголовно - исполнительной системы, органов пограничной службы Российской
Федерации и других правоохранительных органов для разработки и осуществления
этими органами согласованных действий по своевременному выявлению, раскрытию,
пресечению и предупреждению таких преступлений, устранению причин и условий,
способствующих их совершению.
К
Основным направлениям координационной деятельности правоохранительных органов
в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ
относятся:
§
совместный анализ состояния преступлений в сфере незаконного
оборота наркотических средств и психотропных веществ и злоупотреблению ими, ее
структуры и динамики, прогнозирование тенденций развития, изучение практики
выявления, раскрытия, предупреждения и пресечения;
§
разработка совместно с другими государственными органами, а
также научными учреждениями предложений о предупреждении незаконного оборота
наркотических средств и психотропных веществ;
§
обобщение практики применения законов о борьбе с незаконным
оборотом наркотических средств и психотропных веществ и подготовка предложений
об улучшении правоохранительной деятельности;
§
изучение координационной деятельности правоохранительных
органов, распространение положительного опыта.
Противодействие
незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их
прекурсоров осуществляют:
Генеральная
прокуратура Российской Федерации, федеральный орган исполнительной власти в
области внутренних дел, федеральный орган исполнительной власти по таможенным
делам, федеральная пограничная служба, федеральная служба безопасности,
федеральная служба внешней разведки, федеральный орган исполнительной власти в
области здравоохранения, а также другие федеральные органы исполнительной
власти в пределах предоставленных им Правительством Российской Федерации
полномочий.
К
примеру, для каждого случая пересечения таможенной границы Российской Федерации
в целях ввоза (вывоза) государственные унитарные предприятия должны получить
разрешение Таможенного Комитета, а также сертификат на право ввоза (вывоза),
выдаваемый Постоянным комитетом по контролю наркотиков.
Транзит
через таможенную границу Российской Федерации наркотических средств,
психотропных веществ и их прекурсоров запрещен.
Также
органами внутренних дел и специальными комиссиями органов здравоохранения
регулярно проводится широкомасштабная комплексная оперативно-профилактическая
операция “Допинг”, направленная на выявление утечки наркотикосодержащих,
психотропных и сильнодействующих лекарственных препаратов из легального в
нелегальный оборот.
Статья 48
Федерального закона “О наркотических средствах и психотропных веществах”
предусматривает осуществление контроля за перевозкой или пересылкой
наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров на основных
каналах их транспортировки. Контроль возлагается на органы внутренних дел,
пограничной службы, Федеральной службы безопасности и таможенные органы.
Органы
прокуратуры, внутренних дел, по таможенным делам, пограничной службы, службы
безопасности, внешней разведки, здравоохранения в случаях достаточных
оснований, что один из прекурсоров предназначен для незаконного изготовления
наркотических средств и психотропных веществ, вправе приостановить деятельность
юридических лиц, при этом проводится соответствующая проверка.
Контроль
за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в аптечных
организациях и учреждения здравоохранения осуществляется специальными комиссиями,
создаваемые в соответствии с порядком, установленным федеральным органом
исполнительной власти в области здравоохранения по согласованию с федеральным
органом исполнительной власти в области внутренних дел.
В работе
по выявлению притонов, нарушений правил хранения наркотических средств и лиц,
занимающихся незаконными посевами, сотрудники подразделения по незаконному
обороту наркотиков могут использовать возможности Государственного пожарного
надзора.
Порядок
отпуска наркотических средств и психотропных веществ физическими лицами
устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области
здравоохранения по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в
области внутренних дел. Этот же орган определяет максимальные сроки назначения
конкретных наркотических средств и психотропных веществ, а также количество
наркотических средств и психотропных веществ, которое может быть выписано в
одном рецепте.
Хотя
указанные органы не имеют в своем полномочии непосредственно решение задач в
сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и в области
противодействия их незаконному обороту, Президент Российской Федерации или
Правительство Российской Федерации уполномочивает их в целях осуществления
государственной политики в сфере оборота наркотических средств, психотропных
веществ и области противодействия их незаконному обороту.
Более
того, необходима координация в решении данной задачи на всех уровнях
государственной власти (местной, субъектов Российской Федерации, федеральном).
(Приложение
№ 3,4)
Главным
координирующим органом, специально уполномоченным на решение задач в сфере
оборота наркотических средств, психотропных веществ и в области
противодействия их незаконному обороту является созданная в 1994 году
Правительственная комиссия по противодействию злоупотреблению наркотических
средств и их незаконному обороту (далее именуется - Комиссия).
Комиссия
представляет собой коллегиальный орган, созданный с целью осуществления
государственной политики в сфере контроля над наркотиками и психотропными
веществами.
Председателем
Комиссии является заместитель Председателя Правительства РФ. Состоит она из 20
человек, так же как и ее председатель, утверждаются Правительством РФ.
Указанное выше Положение содержит перечень этих лиц. Среди них в обязательном
порядке находятся Министр внутренних дел РФ и Министр здравоохранения РФ,
осуществляющие полномочия заместителей председателя Комиссии, а также
заместители ряда министров, председателей государственных комитетов,
заместитель директора Федеральной Службы Контрразведки РФ, заместитель
директора Федеральной пограничной службы РФ и ответственный секретарь Комиссии.
Национальное
бюро Интерпола, входящее в состав центрального аппарата Министерства внутренних
дел РФ, имеет статус главного управления и способствует сотрудничеству
правоохранительных и иных государственных органов РФ с правоохранительными
органами иностранных государств - членов Международной организации уголовной
полиции - Интерпола (далее именуется - Интерпол) и Генеральным секретариатом Интерпола.
Для
борьбы с незаконным оборотом наркотиков и психотропных веществ таможенные
службы государств, входящих в состав Содружества Независимых государств
осуществляют также тесное взаимодействие, выражающееся в обмене информацией, а
также помощью в иной форме, предусмотренной соответствующими соглашениями.
Министерство
внутренних дел РФ заключило соглашения о сотрудничестве и взаимопомощи в борьбе
с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ с
министерствами внутренних дел государств, входящих в Содружество Независимых
Государств.
В
соглашении, подписанном Правительствами государств, входящих в состав
Содружества Независимых Государств о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных
делах, а затем и в принятых Основах таможенного законодательства оговариваются
вопросы, связанные с противодействием незаконному обороту наркотиков и
психотропных веществ, а также указывается, что взаимодействие осуществляется
между таможенными органами.
Для объединения усилий в борьбе с
распространением наркомании созданы и действуют специальные международные
организации, принимаются и реализуются программы совместной деятельности
государств. Направляющее руководство осуществляет созданная при ООН Комиссия по
наркотическим средствам Экономического и Социального совета ООН, а также
Международный комитет по контролю над наркотиками.
Согласно
Федеральному закону «О наркотических средствах и психотропных веществах»,
субъекты Российской Федерации могут создавать соответствующие органы,
специально уполномоченные на решение этих задач.
Рассматривая
данное положение в масштабе Амурской области необходимо отметить, что
Постановлением Главы областной администрации № 191 от 28 апреля 1998 года
создана постоянно действующая комиссия по противодействию злоупотреблению наркотическими
средствами и их незаконному обороту.
Основными
задачами комиссии является:
координация
проведения заинтересованными органами работы по противодействию злоупотреблению
наркотическими средствами и их незаконному обороту;
анализ
состояния преступности по линии незаконного оборота наркотиков, её структуры и
динамики, прогнозирование тенденцией развития;
контроль
над выполнением заинтересованными органами федеральных и целевых программ
борьбы с наркоманией и незаконным оборотом наркотиков;
обобщение положительного опыта по противодействию злоупотреблению
наркотическими средствами и их незаконному обороту, распространение и внедрение
его в практическую деятельность заинтересованных органов и др. (Приложение
№ 5)
Помимо
этого в Законе оговорено, что негосударственные организации и объединения не
вправе осуществлять регулирование деятельности в сфере оборота наркотических
средств, психотропных веществ и в области противодействия их незаконному
обороту.
Надо
отметить, что в последние годы несколько активизировалась деятельность
неправительственных организаций: общественных (значительно реже политических),
религиозных, благотворительных, направленная на разработку и реализацию
различных программ в данной области.
К
примеру, в Амурской области действует такая общественная организация как
Амурское региональное отделение международного общественного фонда «Родители
против наркотиков». Его значение и сила заключаются в неординарности и гибкости
подхода к проблеме злоупотребления наркотиками и их незаконному обороту.
Информационная, организационная, материально-техническая поддержка их
сотрудниками органов внутренних дел способствует систематическому привлечению
населения к участию в проведении акций, конференций и других мероприятий,
направленных на пропаганду здорового образа жизни.
Как
свидетельствует история развития наркомании в нашей стране, она существует
давно и протекает волнообразно. Последний и наиболее серьезный всплеск
наркомании и незаконного оборота наркотиков в Российской Федерации относится к
началу 90-х годов и продолжается до настоящего времени, постоянно нарастая.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|