бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Трудовые пенсии бесплатно рефераты

Трудовые пенсии

         ОГЛАВЛЕНИЕ:


Введение…………………………………………………………………………..2


I. Предпосылки реформирования пенсионной системы……………………5

II.Виды, составные части и условия назначения трудовой пенсии……….14

     2.1.Пенсия по старости………………………………………………..20

--установление, исчисление, выплата

          --структура (базовая, страховая, накопительная)

      2.2.Особенности назначения льготных(досрочных) пенсий……….25

            -- досрочная пенсия по старости ( за выслугу лет)

           -- за вредные условия труда

      2.3. Пенсия по инвалидности ………………………………………..33

  --установление, исчисление, выплата

  --структура (базовая, страховая, накопительная)         

       2.4.Пенсии по случаю потери кормильца………………………….43

   --структура (базовая, страховая)

            --установление, исчисление, выплата

        2.5. Конвертация и индексация трудовых пенсий………………..53

III. Проблемы и перспективы пенсионного законодательства………..62


Заключение……………………………………………………………….70


Список использованной литературы……………………………………74


Приложения







         ВВЕДЕНИЕ

В декабре 2001 года были приняты важней­шие законодательные акты, способствующие обеспе­чению устойчивости, всемер­ному укреплению и дальней­шему развитию трудовых от­ношений.

С 1 января 2002г. Вступили в действие 4 федеральных закона, относящиеся к пенсионной реформе: «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.201г. №166-ФЗ; «Об обязательном пенсионном страховании в Российской  Федерации» от 15.12.2001г. №167-ФЗ; «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001г. №173-ФЗ; «О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» от 31 декабря 2001г. №198-ФЗ.

Соответственно с момента вступления  в действие новых законов утратили силу закон РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20 ноября 1990г. и Федеральный закон «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий от 21 июля 1997г. Другие принятые до 1 января 2002г. Федеральные законы, предусматривающие  условия и нормы пенсионного обеспечения , применяются лишь в части , не противоречащей закону о трудовых пенсиях от 17.12.2001г. (п.2 ст.31 этого Закона). Сказанное не означает, что теперь все вопросы пенсионного обеспечения  решаются абсолютно по новому . Значительная часть норм старых законов в прежнем либо несколько измененном виде воспроизведена  и в новых. Некоторые новые нормы сформулированы таким образом, чтобы большая часть пенсионеров получала пенсию в полном объеме.

Принимая вместо одного пенсионного закона 1990г. два ( о государственном пенсионном обеспечении  и о трудовых пенсиях), законодатель избрал критерием для этого источник финансирования пенсий: выплачиваются ли они только из средств  федерального бюджета  либо также и за счет страховых взносов. Отмечу, что новое деление пенсий – на трудовые и государственные – условное, поскольку рудовые пенсии не утратили характера государственных.

Подавляющее число пенсионеров ( нынешних и будущих) попадает под действие  Закона о трудовых пенсиях.

Именно поэтому я избрал  эту тему для  исследования в своем дипломном проекте. 

В  работе исследуются  основные  критерии , параметры, расчетов и источники для всех категорий пенсионеров, получающих свои пенсии в соответствии с Законом о трудовых пенсиях.

Первая часть работы посвящена общим вопросам  по проблеме реформирования  пенсионной системы в нашей стране. Зачем необходима вообще  была пенсионная реформа, каковы предпосылки реформирования, какие проблемы в пенсионном обеспечении решили новые законодательные акты и что возможно еще сделать для улучшения работы пенсионной системы в Российской Федерации. Все эти вопросы  раскрываются  в первой части.

Вторая часть работы посвящена непосредственно трудовым пенсиям . Законом предусмотрены трудовые пенсии:

--по старости;

--по инвалидности;

--по случаю потери кормильца.

Пенсии по старости и инвалидности состоят из трех частей: базовой , страховой и накопительной. Пенсия по случаю потери кормильца только из двух—базовой и страховой.

Каждый из видов трудовых пенсий имеет свою категорию получающих ее пенсионеров, составные части каждого из видов трудовых пенсий рассчитываются по различным формулам и имеют несколько отличные составные части.

Формирование  пенсий для лучшего восприятия приведены с конкретными примерами по расчетам каждой из составных частей.

В третьей части подведены общие итоги работы.  Также в третьей части  обозначены основные проблемы и дальнейшие тенденции развития пенсионного законодательства в Российской Федерации.




























     I. ПРЕДПОСЫЛКИ РЕФОРМИРОВАНИЯ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ

В течение последних двух лет тема дальнейшей судьбы пенсионного обеспечения ши­роко обсуждалась в средствах массовой информации. Спектр мнений был очень широк: от призывов «ничего не менять и оставить систему как она есть» до крайне радикальных взгля­дов - полностью отказаться от существующей солидарной системы, действующей на рас­пределительной основе, и пе­рейти к накопительной, что фактически означало привати­зацию государственных обяза­тельств перед будущими и нынешними пенсионерами.

Такие разнополюсные точ­ки зрения, на мой взгляд, не учитывали всю гамму проблем исторических, экономических, демографических, психологи­ческих и в конечном счете по­литических аспектов жизни российского общества на со­временном этапе его развития.

На протяжении 30 лет в бывшем СССР в области пен­сионного обеспечения важнейшими актами являлись два закона "О государственных пенсиях" (Закон СССР от 14 мая  1956 г.) и "О пенсиях и пособиях членам колхозов" (Закон СССР от 15 июля 1964 г.). В соответствии с первым актом осуществлялось пенсионное обеспечение рабочих, служащих и некоторых других категорий граждан. Именно этим законом пенсия по старости на общих основаниях  рабочих и служащих устанавливалась по достижении необходимого пенсионного возраста (для женщин - 55 лет и для мужчин - 60 лет) при наличии общего трудового стажа - 20 и 25 лет соответственно для женщин и мужчин. Размер пенсии определялся в процентах к заработной плате и не мог быть ниже или выше сумм, установленных законом. По выбору обратившегося за пенсией заработок мог подсчитываться исходя из короткого или длительного периода работы. Если был выбран короткий период, то среднемесячный заработок под­считывался за последние 24 месяца работы перед ее прекращением. При выборе длительного периода для подсчета среднемесячного заработка брались любые 5 лет подряд из последних 10 лет пе­ред обращением за пенсией.

 Следует отметить,  что именно в этот период и не­сколькими годами позже скла­дывается устойчивое понятие специального трудового стажа как суммарная продолжитель­ность работы в определенных условиях (или на соответству­ющих работах) либо в определенных районах. С учетом та­кого стажа предоставлялось льготное пенсионное обеспе­чение. Оно распространялось на подземные работы, на ра­боты с вредными и тяжелыми условиями труда и в горячих цехах. По местностям, где про­текала трудовая деятельность, выделялся стаж работы в рай­онах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к этим районам.

Пенсионное обеспечение членов колхозов, а также чле­нов их семей осуществлялось по второму законодательному акту. Пенсия по старости на общих основаниях колхозни­кам назначалась на тех же условиях, что рабочим и слу­жащим. Однако заработок для исчисления пенсии брался за один пятилетний период рабо­ты в общественном хозяйстве колхоза. В заработок включа­лась оплата труда во всех ее видах, в том числе и в нату­рально-вещественной форме.

Финансовое обеспечение двух названных законов было многоканальным с характер­ным применением "страхово­го метода" образования средств: начисления за всех рабочих и служащих страхо­вых взносов, исходя из разме­ра установленных отраслевых тарифов, и внесения их в бюд­жет государственного социаль­ного страхования; для колхо­зов также устанавливались обязательные отчисления (пла­тежи) в централизованные со­юзные фонды социального обеспечения и социального страхования колхозников. Ра­ботающие пенсионеры полу­чали пенсию на предприятиях и в организациях (за счет средств социального страхова­ния), а неработающие пенси­онеры в органах социального обеспечения - по месту жи­тельства (за счет бюджетов со­юзных республик). Однако, не­смотря на обилие финансовых источников, они не покрывали все расходы на пенсии совет­ских граждан. В связи с этим основная тяжесть по пенсион­ному обеспечению (более 85% от всех расходов на со­циальное обеспечение) прихо­дилась на государственный союзный бюджет.

К концу 70-х годов темпы роста пенсий резко замедли­лись и стал увеличиваться раз­рыв между доходами работа­ющего населения и пенсионе­ров. Кроме того, все яснее ста­ли проявляться глубинные про­тиворечия двух пенсионных законов, экономическая сущ­ность которых была построе­на на наличии господствую­щих тогда двух форм собствен­ности. Пенсионное обеспече­ние занятых в коллективном хозяйстве было ниже, чем ра­бочих и служащих, работаю­щих на государственных пред­приятиях, в 2,5-3 раза.

К началу 80-х годов воз­никла объективная необходи­мость осовременивания суще­ствующего пенсионного законодательства, которое соот­ветствовало бы социальным и экономическим реалиям того времени.

Однако принятие оконча­тельного решения затянулось на многие годы в основном из-за поиска дополнительных фи­нансовых источников, необхо­димых для таких преобразований. Только в мае 1990 года принимается союзный закон о пенсионном обеспечении со­ветских граждан, а чуть позже -Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. №340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации".

Кок в союзном, так и в рос­сийском законах повторились ранее действовавшие основа­ния, определяющие право на пенсию по старости, - возраст и общий трудовой стаж (со­ответственно для женщин - 55 лет и 20 лет, для мужчин - 60 лет и 25 лет). Однако соотно­шение между минимальным и максимальным размерами пен­сий было выше и составляло 1:3 (3,5), вместо 1:2 (2,5), при­менявшегося ранее.

Принципиально новым для пенсионного обеспечения яви­лось введение единых условий начисления пенсий как для рабочих и служащих, так и для занятых в сельском хозяйстве.

Новым для законов было также введение понятия соци­альной пенсии, которая уста­навливалось неработающим гражданам при отсутствии права на трудовую пенсию.

Вместе с тем были и су­щественные различия между союзным и российским пенси­онным законодательством. За­кон Российской Федерации №340-1 был более прогрессивен относительно союзного, поскольку предусматривал бо­лее высокие размеры пенсионирования и расширял пра­ва на пенсионное обеспече­ние у отдельных категорий населения. В законе отсут­ствовал перечень тех, кто име­ет право на трудовую пенсию.

Он исходил из того, что право на такую пенсию имеет каж­дый гражданин, у которого есть условия для ее получения не­зависимо от социального по­ложения ко времени обраще­ния за пенсией. Российский закон не связывал возмож­ность обращения за пенсией за выслугу лет с прекращени­ем работы.

Законом вводилась новая норма для граждан, ставших инвалидами вследствие воен­ной травмы: им предоставля­лось право получать две пен­сии - пенсию по старости (или пенсию за выслугу лет) и пен­сию по инвалидности. Были также отличия в уровне над­бавки к пенсии по старости, определении размера пенсии многодетным матерям, в стажевых требованиях для пенсий по инвалидности из-за общего заболевания и по ряду других норм пенсионного законода­тельства.

Для финансового обеспе­чения пенсионного законода­тельства был создан автоном­ный, независимый от государ­ственного бюджета Пенсион­ный фонд Российской Феде­рации (ПФР), который форми­ровал свой бюджет за счет дифференцированных отчис­лений страховых взносов как юридических, так и физичес­ких лиц.

Произошедшие в начале 90-х годов XX века изменения в эко­номике страны (шквальная ли­берализация цен, приватиза­ция собственности, разрыв технологических связей меж­ду производителями и т.п.) рез­ко ухудшили жизненный уро­вень и пенсионеров, и работающего населения. Только-только вступивший в силу За­кон Российской Федерации № 340-1 был рассчитан, как и его предшественник, но пла­новую экономику с отлажен­ным регулятором контроля за ростом заработной платы. И кто мог тогда, в ноябре 1990 года, предполагать, что уже в 1992 году цены вырастут в 22,6 раза, а разброс заработ­ной платы будет 1 к 15 при норме, ограничивающей мак­симальный размер пенсий тремя минимальными выпла­тами. В новых экономических условиях требовались иные подходы к формированию пенсионной политики, более четкое проявление страховых принципов при формирова­нии будущей пенсии и сни­жение расходов по нестрахо­вым периодам. Это возможно было сделать только при вне­дрении жесткого учета посту­пающих страховых взносов за застрахованное лицо от стра­хователя. В апреле 1996 года принимается такой закон о персонифицированном учете, а еще через год - 21 июля 1997г. № 113-ФЗ "О поряд­ке исчисления и увеличения государственных пенсий", ко­торый вступил в силу с 1 фев­раля 1998 года. Данный закон должен был реализовать прин­ципы обязательного пенсион­ного страхования. В нем не было понятий минимального или максимального размеров пенсий, а вводился индивиду­альный коэффициент пенсио­нера (ИКП). Исчисление пен­сии производилось на основе конкретной заработной платы и периода страхового стажа.

Вместе с тем, несмотря на выраженные признаки пенси­онного страхования, закон фак­тически ограничивал макси­мальный размер пенсии вве­дением предельного отноше­ния среднемесячного заработ­ка будущего пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране, тем самым снижая мотивационный эффект отражения высоких заработ­ков, не учитываемых (в силу ограничений по ИКП) при назначении пенсии.

Таким образом, начиная с 1998 года в единой пенсион­ной системе страны, стали применяться два самостоя­тельных порядка исчисления пенсии - с использованием ИКП и непосредственно из заработка. Возникла ситуация, при которой исчисление пен­сий производилось парал­лельно по "старому" и "новому" механизмам расчетов, что приводило к разбалансировке самой пенсионной систе­мы и ее финансового обес­печения в целом.

По расчетам специалистов в дальнейшем с ростом заработной платы дифференциа­ция пенсий должна была зна­чительно снизиться. Так, по про­гнозу, отношение распределе­ния численности пенсионеров по максимальному размеру получаемой пенсии с приме­нением ИКП за 10 лет (2001-2010 гг.) возрастает с 53 до 97%, т.е. максимальная пенсия фактически со временем пре­вращается для большинства пенсионеров в единую "плос­кую" пенсию. Кроме того, по­степенно ухудшающаяся де­мографическая ситуация в стране обостряет проблемы пенсионного обеспечения на перспективу. В настоящее время число лиц, состоящих на учете в органах социальной защиты населения и Пенси­онного фонда России, состав­ляет 38,5 млн. человек, или 26,5% от общей численности населения.

За последние восемь лет число пенсионеров увеличи­лось почти на 9%, в том числе получающих пенсии за выслу­гу лет - в 7 раз, социальные пенсии - в 2 раза и по инва­лидности вследствие общего заболевания - почти на 50 процентов. С 1998 года впер­вые в демографическом раз­витии России число людей пенсионного возраста начина­ет превышать численность де­тей и подростков в возрасте до 16 лет. В последующие 15 лет этот перевес увеличится в 1,7 раза.

В 1992 году на 1000 че­ловек трудоспособного возра­ста приходилось 343 пенсио­нера, в 2000 году - 350. Чис­ло пенсионеров растет, а чис­ленность занятых в обществен­ном производстве снижается, что приводит к увеличению нагрузки на них по покрытию расходов на пенсионное обес­печение. После 2007 года про­цесс старения населения ус­корится и может возникнуть дефицит средств пенсионной системы. Подобные выводы основываются на данных дол­госрочного социально-эконо­мического и демографическо­го прогноза развития страны. Так, к 2016 году количество людей пенсионного возраста на 1000 человек населения трудоспособного возраста уве­личится до 428 человек.

Высокий удельный вес пен­сионеров связан с относитель­но ранним выходом на пенсию по сравнению с общеустанов­ленным на 1,5-2 года и уве­личением контингента выходя­щих на пенсию по льготным основаниям.

Так, за период с 1992 по 1999 год при общем росте числа пенсионеров по старо­сти на 1,9% численность пен­сионеров по старости, вышед­ших на льготную пенсию, увеличилась на 24% и соста­вила 22,1% от общего числа пенсионеров (против 19,4% в 1992 г.).

Период уплаты обязатель­ных платежей на пенсионное обеспечение страхователем за своих работников, подпада­ющих под действие пенсион­ных льгот в связи с особыми условиями труда, как правило, короче, а предполагаемый пе­риод получения пенсий оказы­вается более длительным. Та­ким образом, лица, работающие в особых условиях труда, уплачивают значительно мень­шую сумму страховых взносов на каждый рубль получаемой пенсии, чем работники, не пользующиеся правом досроч­ного выхода на пенсию. Фак­тически оплота этой льготы возлагается на все работаю­щее население, что в услови­ях рыночной экономики пред­ставляется неоправданным и несправедливым.

Экономическим результа­том этой тенденции является сокращение финансовой базы поступления доходов пенсион­ной системы при одновременном увеличении расходов на выплату пенсий.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8