бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Трудовые пенсии бесплатно рефераты

7)  лицам, проработавшим не менее 15 лет в качестве спасате­лей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профес­сиональных аварийно-спасательных формированиях  Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычай­ным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и уча­ствовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций, по достижении возраста 40 лет либо независимо от возраста;

8)  мужчинам по достижении возраста 55 лет, женщинам по дос­тижении возраста 50 лет, если они были заняты на работах с осуж­денными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, Министерства юсти­ции Российской Федерации соответственно не менее 15 и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет;

9)  мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и ава­рийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

10)  лицам,  не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста;

11)  лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных уч­реждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской ме­стности и в поселках городского типа либо только в городах, незави­симо от их возраста;

12)  лицам, осуществлявшим творческую деятельность на сцене в государственных и муниципальных театрах или театрально-зрелищ­ных организациях (в зависимости от характера такой деятельности) не менее 15-30 лет и достигшим возраста 50-55 лет либо незави­симо от возраста;

13) мужчинам по достижении возраста 50 лет, женщинам по дос­тижении возраста 45 лет, постоянно проживающим в районах Крайне­го Севера и приравненных к ним местностях, проработавшим соот­ветственно не менее 25 и 20 лет в качестве оленеводов, рыбаков, охотников-промысловиков[7].

 При назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.пп. 2, 6 и 13 п. 1 ст.27 Закона о трудовых пенсиях применяется пе­речень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, применявшийся при назначении государственных пенсий по старости в связи с работой на Крайнем Севере по состоянию на 31 декабря 2001 года( Приложение 1).

Льготы, установленные законодателем для работников, указанных в п. 1 ст. 27 и пп.пп.7.-13 п. 1 ст. 28 Закона о трудовых пенсиях, выражаются, как уже говорилось, не только в досрочном назначении им пенсии, но и в ее повышен­ном размере, если пенсионеры имели оп­ределенный стаж работы в особых услови­ях. Причем увеличение размера пенсии зависит от продолжительности специального трудового стажа и возраста выхода на пенсию конкретного пенсионера.

Подведу итоги. Существенное увели­чение страховой части пенсии для пенси­онеров-льготников чаще всего перекрывает уменьшение стажевого коэффициента при исчислении расчетной пенсии по специальному стажу. Для тех, кто выхо­дит на пенсию на 10 и более лет раньше общеустановленного срока, уже при спе­циальном стаже, равном полному (а это -7,5 лет для женщин и 10 лет для мужчин по Списку № 1 или 15 лет для спасателей по пп 7 п. 1 ст. 28 и т.д.), выгоднее рассчитывать пенсию по специальному стажу. В эту группу, кроме ранее упомя­нутых «вредников» по Списку № 1 и спасателей, входят также работники про­тивопожарных служб, некоторые катего­рии медработников. Увеличение размера пенсии у лиц перечисленных категорий в этом случае составляет от 9 до 58% (Список № 1) или даже более (у спасате­лей).

Для уходящих на пенсию на 5 и менее лет раньше общего срока определить заранее выгодность того или другого варианта расчета затруднительно. Этим пенсионерам-льготникам рассчитывать пенсию по специальному стажу пред­почтительнее в том случае, если их специальный стаж превышает полный на 3-5 лет или более. На вопрос, сколь­ко точно в годах должно составлять это превышение, можно ответить только с учетом конкретной ситуации пенсионе­ра, его общего и специального стажа и условий предыдущей работы. Увеличе­ние пенсии для тех, кому она назначает­ся по Списку № 2, может достигать 29% ее размера.




















2.3. Пенсия по инвалидности

Установление, исчисление, выплата

С 1 января 2002 г. трудовые пенсии по инвалидности назначаются в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ. Новые условия пенсионного обеспечения по инвалидности существенно отличаются от прежних.                        

Прежде всего, Федеральным законом «О трудовых пен­сиях в Российской Федера­ции» от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ (далее - Закон о трудовых пенсиях) введено иное понятие инвалидности. Законодатель от­казался от ее деления на три группы. Теперь вместо группы инвалидности необходимо под­твердить ограничение способнос­ти к труду одной из трех степеней, определяемое по медицин­ским показаниям (п. 1 ст. 8 Закона о трудовых пенсиях). Порядок при­знания гражданина инвалидом, ус­тановления   периода   инвалиднос­ти и степени ограничения способ­ности   к   трудовой   деятельности органами   Государственной   меди­ко-социальной экспертизы утвер­ждается Правительством РФ (п. 2 ст. 8 Закона о трудовых пенсиях). В   настоящее   время   эти   органы руководствуются   Постановлени­ем Правительства РФ «О порядке признания  граждан  инвалидами» от 13 августа 1996 г. № 965 (в ред. от   26   октября   2000   г.,   а   также Классификациями  и временными критериями,   используемыми   при осуществлении   медико-социаль­ной   экспертизы,   утвержденными Приказом Минздрава РФ № 30 и Постановлением Минтруда РФ № 1  от 29 января 1997 г. Согласно этим нормативно-пра­вовым актам  инвалидность опре­деляется как социальная недоста­точность   вследствие   нарушения здоровья   со   стойким   расстрой­ством функций организма, приво­дящая  к ограничению жизнедея­тельности и необходимости соци­альной защиты. При этом ограни­чение  жизнедеятельности  харак­теризуется ограничением не только способности к труду, но также к самообслуживанию,   передвиже­нию, ориентации, общению, контролю за своим поведением и(или) обучению. Например, критерием для определения I группы инва­лидности является такое наруше­ние здоровья со стойким значи­тельно выраженным расстрой­ством функций организма, кото­рое приводит к резко выраженно­му ограничению хотя бы одной из следующих категорий жизнедея­тельности: способности к самооб­служиванию, либо к передвиже­нию, ориентации, общению, конт­ролю за своим поведением. При этом вопрос о степени способнос­ти к трудовой деятельности даже не ставится. Среди критериев ог­раничения жизнедеятельности, при которых устанавливается II груп­па инвалидности, называется ог­раничение способности к трудо­вой деятельности третьей либо второй степени. Третья степень ограничения способности к труду свидетельствует о полной неспо­собности к трудовой деятельнос­ти. Вторая степень - это способ­ность к выполнению трудовой де­ятельности в специально создан­ных условиях с использованием вспомогательных средств, и (или) специально оборудованного рабо­чего места, с помощью других лиц. Среди нескольких категорий ог­раничений жизнедеятельности, дающих основание для определе­ния III группы инвалидности, зна­чится ограничение способности к трудовой деятельности первой степени. Под ней понимается спо­собность к выполнению трудовой деятельности при условии сни­жения квалификации или умень­шения объема производственной деятельности, невозможность вы­полнения работы по своей про­фессии. Очевидно, что при пере­ходе к новому понятию инвалид­ности для целей пенсионного обес­печения критерии деления ограничений способности к труду бу­дут применяться в нынешнем их понимании, учитываться же впредь будут наличие и степень ограничения лишь этой категории жизнедеятельности. Так, сегодня, например, лица со стойким значи­тельно выраженным расстрой­ством функции зрения (слепые) признаются инвалидами I группы безотносительно к тому, могут ли они работать. Если же такой ин­валид работает (например, музы­кантом, преподавателем вуза, мас­сажистом, станочником, сборщи­ком деталей и т.п.), очевидно, что он не может быть признан нетру­доспособным, т.е. имеющим огра­ничения к трудовой деятельности третьей степени. Речь в таких случаях может идти о второй либо даже первой степени такого ограничения и, соответственно, о пенсии, соответствующей нали­чию II либо III группы инвалидно­сти. При этом такие социальные показатели, как нуждаемость в постоянной посторонней помощи или уходе, потребность в допол­нительных расходах, вызванных отсутствием зрения, низкая опла­та труда не должны приниматься во внимание.

Переход от прежнего к новому понятию инвалидности для це­лей пенсионного обеспечения на практике не может произойти в один день. Необходимо принять соответствующие нормативные правовые акты, провести пере­освидетельствование инвалидов и выдать им новые документы об инвалидности. Кроме того, одно­моментное введение новых тре­бований привело бы к пониже­нию ранее установленных для инвалидов социальных гарантий. Поэтому законодатель ввел оп­ределенный переходный период - до 1 января 2004 г. До этой даты при установлении пенсий, пола­гающихся лицам, имеющим ог­раничение способности к трудо­вой деятельности третьей сте­пени, учитывается наличие I группы инвалидности, второй степени — II группы, первой степени - III группы (п. 4 ст. 31 Закона  о трудовых  пенсиях).

Трудовая пенсия по инвалидно­сти, равно как и по старости, устанавливается только лицам, застрахованным в соответствии с Федеральным законом «Об обяза­тельном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ (ст.З Закона о трудовых пенсиях). Пра­во на трудовую пенсию по инва­лидности не зависит от причины инвалидности (за одним исключе­нием, о котором сказано ниже), от продолжительности страхового стажа, а также от того, продолжа­ет ли инвалид трудовую деятель­ность. Не имеет значения, когда наступила инвалидность, - в пе­риод работы, до поступления на работу или после ее прекраще­ния (п. 3 ст. 8 Закона о трудовых пенсиях).

Следовательно, у лица, застра­хованного в рамках обязательного пенсионного страхования, ставшего инвалидом вследствие общего за­болевания, трудового увечья, профзаболевания и иных причин, возникает право на трудовую пенсию по инвалидности, причем не имеет значения, предшество­вал ли факт страхования наступ­лению инвалидности либо он имел место впоследствии. Как уже от­мечалось, право на трудовую пен­сию по инвалидности не зависит от продолжительности страхово­го стажа, т.е. он может быть как угодно мал. Достаточно и одного дня такого стажа. Это, однако, не означает, что страховой стаж не сказывается на пенсии. Но от его продолжительности зависит лишь ее размер, да и то косвенно.

По Закону РФ «О государствен­ных пенсиях в РФ» 1990 г. при инвалидности вследствие общего заболевания могли быть назначе­ны полные пенсии и пенсии при неполном трудовом стаже. Про­должительность трудового стажа для назначения полной пенсии зависела от возраста инвалида и могла достигать 15 лет. Пенсия по инвалидности III группы при не­полном трудовом стаже не уста­навливалась. В настоящее время эти условия утратили свое значение. Независимо от продолжи­тельности страхового стажа уста­навливается пенсия при любой из трех степеней ограничения спо­собности к труду (и соответствен­но - до 1 января 2004 г. - при любой группе инвалидности).

В российском пенсионном зако­нодательстве впервые появилось ограничение в праве на пенсию, связанное с обстоятельствами, при которых наступила инва­лидность. Трудовая пенсия по ин­валидности не может быть назна­чена, если инвалидность насту­пила вследствие совершения умышленного уголовно- наказу­емого деяния (например, при умышленном поджоге, угоне ав­тотранспорта, разбойном напа­дении, хулиганстве и т.п.). Не назначается такая пенсия и при наступлении инвалидности вслед­ствие умышленного нанесения ущерба своему здоровью (напри­мер, при умышленном зараже­нии туберкулезом или членовре­дительстве с целью избежать призыва на военную службу, при попытке самоубийства и т.д.). Од­нако в назначении трудовой пен­сии по инвалидности по назван­ным причинам может быть отка­зано, только если совершение преступления и умышленное при­чинение вреда здоровью, повлек­шие инвалидность, установлены в судебном порядке, т.е. пригово­ром или решением суда, всту­пившим в законную силу (п. 4 ст. 8 Закона о трудовых пенсиях). Эти обстоятельства, кроме того, должны быть рассмотрены орга­нами медико-социальной экспер­тизы и отражены в справке об инвалидности, выдаваемой бюро МСЭ. Порядок установления при­чинно-следственной связи инва­лидности с совершением гражда­нином уголовно наказуемого дея­ния либо умышленным нанесени­ем им ущерба своему здоровью, которые установлены в судебном порядке, должен быть утвержден Правительством РФ (п. 2 ст. 8 Закона о трудовых пенсиях). Пока такой порядок не установлен. При отсутствии вступившего в силу судебного решения, свидетель­ствующего о связи инвалидности с названными обстоятельствами, в назначении трудовой пенсии не может быть отказано.

Если у инвалида полностью от­сутствует страховой стаж либо установлена причинно-следствен­ная связь инвалидности с совер­шением преступления или с умышленным нанесением ущерба своему здоровью, то вместо тру­довой устанавливается соци­альная пенсия по инвалидности в соответствии с Федеральным за­коном «О государственном пенси­онном обеспечении в Российской Федерации» (п. 4 ст. 8 Закона о трудовых пенсиях)[8].

Определить размер полагающейся инвалиду пенсии можно по формуле, содержащейся в ст. 15 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ». Однако учитывая, что пенсия состоит из трех частей, а на ее размер влияют и степень ограничения способности к труду, и возраст пенсионера, и продолжительность страхового стажа, и наличие иждивенцев, без консультации специалиста при ее расчете не обойтись.

Структура (базовая, страховая, накопительная)

Трудовая пенсия по инвалидности, как   и трудовая пенсия по старости,  может состоять из трех частей - базовой (БЧ), страховой (СЧ) и накопительной (НЧ) (п. 2 ст. 5 Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федера­ции от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ. Далее – Закон).

Размер базовой части устанавливает­ся в твердой сумме и зависит от степени ограничения способности к трудовой де­ятельности (группы инвалидности), а так­же от наличия иждивенцев (см. таблицу 2.2.)[9].

Табл.2.2.Базовая часть трудовой пенсии по инвалидности

( в руб., с учетом индексации в 2002г.)[10]


Инвалидам I группы

(III степень потери

трудоспособности)

Инвалидам  II группы

(II потери

трудоспособности)

Инвалидам III группы

(I степень потери

трудоспособности)


с1.01.02

с1.02.02

с1.08.02

с1.01.02

с1.02.02

с1.08.02

С1.01.02

с1.02.02

с1.08.02

При отсутствии

иждивенцев


900,0


958,50


1044,77


450,00


479,25


522,38


225,00


239,65


261,20

При наличие

1 иждивенца


1050,0


1118,25


1218,89


600,00


639,00


696,51


375,00


399,38


435,32

При наличие

2 иждивенцев


1200,0


1278,00


1393,02


750,00


798,75


870,64


525,00


559,13


609,45

При наличие

 3 иждивенцев


1350,0


1437,75


1567,15


900,00


958,50


1044,7


675,00


718,88


783,58

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8