бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Трудовые пенсии бесплатно рефераты

Для пенсионеров по состоянию на 31 декабря 2001 г. установлена не условная, а реальная трудовая пенсия в наиболее выгодном для них размере по действующему до начала реформы пенсионному законодательству, и предоставлено право определить рас­четный пенсионный капитал из сум­мы этой пенсии, которая может быть принята в качестве расчетного размера пенсии.

Оценка пенсионных прав пенсио­неров по состоянию на 01.01.2002 г. путем их конвертации (преобразования) и расчетный пенсионный капитал производится согласно п. 9 ст. 30 Закона о трудовых пенсиях  органами, осуществ­ляющими пенсионное обеспечение, одновременно с назначением трудо­вой пенсии в соответствии с этим за­коном.

При этом право на трудовую пенсию по старости, по инвалидно­сти, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, установленную на 31.12.2001 г. в соответствии с За­коном Российской Федерации от 20.11.1990 г. №340-1 «О государст­венных пенсиях в Российской Фе­дерации»,-- сохраняется и не пе­ресматривается. Однако, право на трудовую пенсию по нормам Закона от 17.12.2001 г. у пенсионера возни­кает только с момента его вступления в силу, т.е. с 01.01.2002 г.

Если пенсионер в сроки, уста­новленные для назначения трудовых пенсий по Закону от 17.12.2001 г., не изъявит желание воспользоваться правом выбора ва­рианта определения расчетного пенсионного капитала и не пред­ставит необходимые документы, величина этого капитала определя­ется в соответствии с абзацем пер­вым п.6 ст. 30 Закона о трудовых пенсиях.

В соответствии с ним расчетный пенсионный капитал (ПК) по со­стоянию на 01.01.2002 г. пенсионе­ру определяется исходя из суммы одной установленной ему пенсии (П) с учетом повышений и компен­сационной выплаты в связи с рос­том стоимости жизни в Российской Федерации с применением соответствующего районного коэффициен­та, за исключением надбавок на уход и на нетрудоспособных ижди­венцев.

Учитывая, что указанная сумма установленной пенсии П пенсионе­ру принимается в качестве расчет­ного размера трудовой пенсии РП, который в соответствии с последним абзацем пункта 2 статьи 30 За­кона о трудовых пенсиях не может быть менее 660 руб., то и названная сум­ма при необходимости подлежит увеличению до этой минимальной величины.

В частности, суммы пенсий по старости и по инвалидности при не­полном общем трудовом стаже, ко­торые были исчислены без ИКП и составляли менее 660 руб. (с учетом компенсационной выплаты, а также с применением районного коэффи­циента и повышений), увеличива­ются до 660 руб. в целях конверта­ции.

В отношении граждан, имевших право на получение двух пенсий по статье 5 Закона от 20.11.1990 г., в целях конвертации выбирается сум­ма одной из этих пенсий, т.к. им в соответствии с Федеральным зако­ном - от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обес­печении в Российской Федерации» в обязательном порядке должна быть установлена вторая (государст­венная) пенсия. Общий порядок пересчета  пенсии и определения расчетного пенсионного капитала пенсионера показан в табл.2.4.(Приложение 3).

Если признание лица инвалидом или смерть кормильца имели место до 01.01.2002 г., а обращение за соот­ветствующей трудовой пенсией по­следовало после 01.01.2002 г.. но не позднее, чем через 12 месяцев, то полагающаяся сумма пенсии П на 31.12.2001г. определяется по нормам Закона от 20.11.1990 г. Затее, исходя из этой суммы пенсии определяется величина расчетного пенсионною капитала по формулам (2) и (З).

При этом следует учитывать, что получатель пенсии по инвалидности вправе в такой ситуации выбрать вариант конвертации своих пенси­онных прав исходя из расчетного размера пенсии (вместо пенсии, установленной по состоянию на 31.12.2001 г.).

У получателя пенсии по случаю потери кормильца отсутствует право на подобный выбор. Поэтому конвертация производится только исхо­дя из пенсии, установленной на 31.12.2001 г.

Вместе с тем, член семьи умершего кормильца вправе отказаться от назначения пенсии с более ран­него срока с тем, чтобы воспользо­ваться правом на определение рас­четного размера пенсии в соответст­вии с пунктом 7 статьи 30 Закона о трудовых пенсиях.

Если обращение за трудовой пен­сией по инвалидности или по случаю потери кормильца в указанном выше случае последовало по истечении 12 месяцев со дня признания лица ин­валидом или смерти кормильца, то соответствующая пенсия назначается со дня обращения за трудовой пенси­ей. При этом оснований для опреде­ления расчетного пенсионного капи­тала из суммы установленной по со­стоянию на 01.01.2002 г. пенсии не имеется. Этот капитал определяется только исходя из расчетного размера пенсии.

В этом случае для инвалидов К должно определяться на момент об­ращения за пенсией, т.е. на момент ее назначения по нормам Закона о трудовых пенсиях.

Учитываемые повышения

В сумме пенсии, исходя из кото­рой определяется расчетный  пенсионный  капитал пенсионеру, учиты­ваются следующие, установленные согласно соответствующим пунктам статьи 110 Закона от 20.11.1990 г., повышения:

а)  на 185 руб. 32 коп.:

·        участникам   Великой   Отечест­венной войны (пункт «г»);

·        гражданам — бывшим несовер­шеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительно­го содержания, созданных фашиста­ми и их союзниками в период вто­рой мировой войны (пункт «д»);

·        гражданам, награжденным зна­ком  «Жителю  блокадного Ленин­града» (пункт «з»);

·        инвалидам с детства вследст­вие ранения, контузии или увечья, связанных с боевыми действиями в период   Великой   Отечественной войны либо с  их последствиями (пункт «к»);

б)  на 92 руб. 66 коп.:

·        гражданам, не менее шести ме­сяцев  находившимся   на  военной службе в период с 22 июня 1941 го­да по 3 сентября 1945 года (пункт «е»);

·        гражданам, проработавшим не менее шести месяцев в годы Вели­кой   Отечественной   войны   (с 22 июня 1941г. по 9 мая 1945г.), исключая время работы в районах,   временно   оккупированных неприятелем,   или   награжденным орденами и медалями СССР за са­моотверженный  труд  и  безупреч­ную воинскую службу в тылу в го­ды Великой Отечественной войны (пункт «ж»);

·        гражданам, необоснованно ре­прессированным  по политическим мотивам и впоследствии реабилити­рованным (пункт «и»)

Кроме того, могут быть учтены:

·        установленные   Героям  Совет­ского   Союза,   Героям   Российской Федерации и гражданам, награжден­ным орденом Славы трех степеней повышения размера пенсии на 100 процентов, но не менее чем на 370 руб. 64 коп., Героям Социалистиче­ского Труда — на 50 процентов, но не менее чем на 185 руб. 32 коп., — соответственно каждому полученно­му званию (пункт «а» статьи ПО За­кона от 20.11.1990 г. в редакции Федерального закона от 13.07.2001 г. № 100-ФЗ ,вступившей  в   силу с в соответствии с Феде­ральным законом  от  15.12.2001  г. № 168-ФЗ);

·        установленное        чемпионам Олимпийских игр повышение раз­мера пенсии на 50 процентов, но не менее   чем   на   185   руб.   32   коп. (пункт  «б»  статьи   110  Закона от 20.11.1990г.);

·        установленное  гражданам,  на­гражденным    орденом    Трудовой Славы трех степеней или орденом «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» трех степеней, повы­шение размера пенсии на  15 процентов (пункт «в» статьи 110 Закона от 20.11.1990 г.).

Учет компенсационной выплаты и районного коэффициента

Если пенсия исчислена без при­менения ИКП, то в сумме пенсии, исходя из которой определяется расчетный пенсионный капитал пенсионера, учитывается компенсационная выплата, установленная получателю соответствующей пен­сии, в полном размере. Получателю двух пенсий учитывается одна ком­пенсационная выплата — та, кото­рая была рассчитана исходя из сум­мы пенсии, принимаемой в качест­ве расчетного размера пенсии.

Также учитывается установлен­ное в соответствии со статьей 112 Закона от 20.11.1990 г. повышение минимальных и максимальных размеров трудовых пенсий, исчис­ленных без ИКП с применением районного коэффициента к зара­ботной плате рабочих и служащих, установленного решениями орга­нов государственной власти СССР или федеральных органов государ­ственной власти. Если установле­ны разные районные коэффициен­ты к заработной плате, учитывает­ся коэффициент для рабочих и служащих непроизводственных от­раслей.

Сохраняется также установлен­ное повышение минимальных и максимальных размеров трудовых пенсий, назначенных в соответст­вии со статьей 14 Закона от 20.11.1990 г. в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, при выезде пенсионера из этих районов и местностей на новое постоянное место жительства (независимо от даты выезда) с учетом соответствующего районного коэффициента Предельный размер районного ко­эффициента, с учетом которого при выезде определяется максимальный размер указанной пенсии, составля­ет 1,5.

Для пенсий, исчисленных с при­менением ИКП, лицам, проживаю­щим в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к райо­нам Крайнего Севера (а также вы­ехавшим после 01.08.2001г. и имеющим право на пенсию в соответст­вии со статьей 14 Закона от 20.11.1990г.) учитывается отноше­ние среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной зара­ботной плате в стране в повышен­ных в зависимости от районного ко­эффициента пределах (не свыше 1,4; 1,7 или 1.9), согласно статье 7 Закона от 20.11.1990 г. в редакции Федерального закона от 08.08.2001 г. № 122-ФЗ, который вступил в си­лу с 01.08.2001 г. Сумма установлен­ной и исчисленной в этом порядке пенсии также может использоваться при определении расчетного пенси­онного капитала пенсионера.

Учитываемый общий трудовой стаж

В соответствии с п.4 ст. 30 Закона о трудовых пенсиях. под общим трудо­вым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно   полезной   деятельности   до 01.01.2002 г, учитываемая в календар­ном порядке. В нее включаются те же пе­риоды работы и деятельности, которые учитывались при назначении пенсий с применением ИКП (см. таблицу 2.6.)(Приложение 5).

При этом в соответствии с п. 9 ст. 30 Закона о трудовых пенсиях приме­няется порядок исчисления и подтверж­дения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ (а в не­обходимых случаях - заработка застра­хованного лица), который был установлен для назначения и перерасчета государст­венных     пенсий     и     действовал     до 01.01.2002г.[14]

Учитываемые виды стажа и порядок их подтверждения приведены в таблице (Приложение 5).

         Включаются в общий трудовой стаж в целях конвертации приобретенных пенсионных прав в капитал следующие периоды:

• обучение в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и по переквалификации, в средних специальных и высших учебных заведениях, пребывание в аспирантуре, докторантуре, клинической интернатуре;

• пребывание граждан, проживавших в районах, временно оккупированных не­приятелем в период Великой Отечест­венной войны, в возрасте 16 лет и старше на оккупированной территории СССР или других государств, а также на территории государств, находившихся в состоянии войны с СССР;

•  нахождение в фашистских концла­герях в период Великой Отечественной войны;

• проживание в г. Ленинграде в пери­од его блокады (с 8 сентября 1941 г. по 27 января 1944 г.);

• уход за инвалидом I группы, ребен­ком-инвалидом в возрасте до 16 лет, пре­старелым, нуждающийся в постоянном уходе по заключению лечебного учреж­дения;

• уход неработающей матери за каж­дым ребенком в возрасте до трех лет и 70 дней до его рождения;

•  уход родителей и иных законных представителей за ВИЧ-инфицирован­ными несовершеннолетними детьми;

•  проживание жен (мужей) военно­служащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с мужьями (женами) в местностях, где они не могли трудоуст­роиться по специальности в связи с от­сутствием возможности трудоустройства.[15]

III.Проблемы и перспективы пенсионного законодательства

Российской Федерации

С 1 января 2003 года вступили в действие за­коны, в корне меняющие существовавшую  систему пенсионного обеспечения Российской Федерации, практически полностью перестраиваю­щие правовое регулирование в данной сфере.

Это в первую очередь законы «О трудовых пен­сиях в Российской Федерации», «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федера­ции» и «О государственном пенсионном обеспече­нии в Российской Федерации», принятые Государ­ственной Думой и Советом Федерации, а также принятые в первом чтении законопроекты «Об уп­равлении средствами государственного пенсионно­го обеспечения (страхования) Российской Федера­ции» и «О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс и в некоторые законодательные акты о налогах и сборах».

Таким образом, при разработке законов, регу­лирующих отношения в сфере пенсионного обеспе­чения, необходим комплексный подход, анализ смежных отраслей законодательства и их взаимо­связей.

Внесенные в Государственную Думу Президен­том Российской Федерации проекты законов по пенсионной реформе содержали  такое количество недостатков, что после первого чтения в профиль­ный комитет Думы поступило более 600 поправок. Депутатам Думы удалось прийти к согласию по ряду поправок и добиться того, чтобы часть из них была принята, но значительное коли­чество, к сожалению, было отклонено.

На сегодняшний день главным недостатком принятых законов, на мой взгляд, является наруше­ние положений п.2 ст.55 Конституции Российской Федерации, запрещающих издавать законы, отменя­ющие или умаляющие права человека и гражданина.

В чем это проявляется?

Прежде всего в самом понятии трудовой пен­сии, которая определяется как выплата в целях ком­пенсации гражданам заработной платы или иного дохода, которые получали застрахованные лица пе­ред установлением им трудовой пенсии. Данное определение в корне меняет концепцию права на пенсию, существующую в настоящее время. Дей­ствующее до настоящего года законодательство, а именно Закон «О государственных пенсиях», связы­вало право на получение пенсии с наступлением определенного возраста, наступлением инвалидно­сти и потерей кормильца. Таким образом, закреп­ленное в законе понятие трудовой пенсии как возмещение утраченного заработка или иного дохода является существенным нарушением прав граждан, достигших пенсионного возраста, но продолжаю­щих работать, т.е. не утративших свой заработок. Подобная формулировка позволяет органу, осуще­ствляющему назначение пенсии, по этому основа­нию отказать гражданину в его праве на трудовую пенсию. Разработчики законов — Правительство и Пенсионный фонд — неоднократно в устной форме заверяли, что этого не произойдет, и хотелось бы в это верить, однако, на мой взгляд, такая дискрими­национная неопределенность в законной формули­ровке основных понятий недопустима. В ст. 18 ч.4 Закона «О трудовых пенсиях» содержится норма, закрепляющая право на пенсию работающих пен­сионеров без каких-либо ограничений, но не так четко, как в Законе «О государственных пенсиях».

Далее, хотелось бы остановиться на новом опреде­лении пенсии по инвалидности, а точнее — на усло­виях ее назначения. В соответствии с новым законом данный вид пенсии устанавливается при наличии ограничения способности к трудовой деятельности I, II и III степени. Однако действующее законода­тельство, в частности Закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», а также поло­жение «О порядке признания лица инвалидом», ут­вержденное Правительством, не содержат понятия степени ограничения способности к трудовой дея­тельности и предусматривают установление I, II и III групп инвалидности. После больших споров опреде­лились, что 2 года инвалидность будет устанавли­ваться по-прежнему, а с 2004 года — по-новому, но понятие «степень ограничения способности к трудо­вой деятельности» осталось (степени ограничения трудоспособности привязаны к процентам утраты трудоспособности). Здесь также имеет место воз­можность для различного рода ущемления прав граждан, являющихся инвалидами.

Из страхового стажа новым законодательством исключены периоды обучения в училищах по под­готовке кадров, техникумах, ВУЗах, время отпуска до родов, период проживания супруга военнослужа­щего, проходящего службу в местностях, где супруг не мог трудиться по специальности.

Период ухода за ребенком до 1,5 года, а в общей сложности не более 3 лет, военная служба, период получения пособия по временной нетрудоспособно­сти или пособия по безработице и т.д. теперь будут засчитываться только в том случае, если этим перио­дам предшествовала : трудовая или иная деятель­ность, во время которой уплачивались страховые взносы. Из нестраховых периодов только два — служ­ба в армии и уход за детьми — будут оплачиваемыми.

Данный перечень не является исчерпывающим, особого внимания заслуживают содержащиеся в за­конах размеры пенсии и методики их определения. Данный вопрос является для пенсионного обеспе­чения ключевым, поскольку главным недостатком существующей пенсионной системы является на сегодня как раз недостаточный размер пенсий, по­лучаемых большинством пенсионеров.

С 2002 года изменен существующий порядок, и обязательные пенсионные платежи делятся на две равные части: одна из них по-прежнему будет име­новаться единым социальным налогом (до 14%, в среднем 13%), а другая часть (в том же размере) — страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование. Первая часть зачисляется в федераль­ный бюджет и затем передается (не полностью, а лишь частично) в Пенсионный фонд, а вторая часть  сразу зачисляется непосредственно в бюджет Пенсионного фонда.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8