бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Теория государства и права бесплатно рефераты

Правопорядок есть результат действия законности, реализованной свободы участников правоотношений. Свободное, а не принуждаемое воплощение в жизнь прав, свобод и обязанностей людей обеспечивает демократический образ жизни, реальную демократию, характерризует цивилизованное общество как общество правопорядка.

В правовом государстве существует целая система гарантий законности и правопорядка. Под гарантиями законности и правопорядка понимаются такие условия общественной жизни и специальные меры, принимаемые государством, которые обеспечивают прочный режим законности и стабильность правопорядка в обществе. Различают материальные, политические, юридические и нравственные гарантии законности и правопорядка.

К материальным гарантиям относится такая экономическая структура общества, в рамка которой устанавливаются эквивалентные отношения между производителями и потрибителями материальных благ.

Политическими гарантиями законности и правопорядка являются все элементы политической системы общества, которые поддерживают и воспроизводят общественную жизнь на основе юридических законов, отражающих объективные закономерности общественного развития.

К юридическим гарантиям относится деятельность государственных органов и учреждений, специально направленная на предотвращение и пресечение нарушений законности и правопорядка. Ее осуществляют законодательные, исполнительные и судебные органы власти.

Нравственными гарантиями законности и правопорядка являются благоприятная морально-психологическая обстановка, в которой реализуются юридические права и обязанности участников правоотношений; уровень их духовности и культуры; чуткость и внимание государственных органов и должностных лиц к человеку, его интересам и потребностям.

Законность и правопорядок в обществе обеспечиваются всей системой гарантий, которые органически взаимодействуют между собой, взаимообуславливают и дополняют друг друга.


58. Юридическая техника и ее значения для правотворчества в систематизации законодательства. Язык правовых актов.

Юридическая техника – это совокупность средств и приемов, используемых в соответствии с принятыми правилами при выработке и систематизации правовых (нормативных) актов для обеспечения их совершенства.

Техническими средствами являются способы нормативного и системного построения, юридические конструкции правовых норм. К техническим приемам следует отнести методы отраслевой типизации, средства словесно-документального изложения содержания нормативно-правовых актов (текст документа с его реквизитами: наименование, дата принятия, подписи), структурную организацию (общая и особенная части, преамбула, статья с ее подразделениями, включая абзаца, пункты, части),

Законодательные акты обычно делятся на статьи, подзаконные акты – на пункты. К статьям законов, как правило, делаются заголовки, в которых определяется предмет правового регулирования. Значительные по объему акты подразделяются на главы, разделы, части. Некоторые из них снабжаются приложениями.

Одним из способов нормативного построения акта является абстрактный (обобщающий), когда правило поведения излагается в общей форме («отсутствие вины»). Выделяют также казуистический способ, при котором реализация конкретного правила поведения связывается с наличием определенных условий («грузоотправитель освобождается от ответственности при наличии явлений стихийного характера»).

По характеру изложения элементов юридической нормы различают следующие способы:

1.                  прямой (определенный), когда в данной конкретной норме права содержится полностью правило поведения

2.                  отсылочный, когда в норме права содержится ссылка на соответствующую норму права содержащуюся в другой статье этого же нормативно-правового акта

3.                  бланкетный, когда в норме права содержится ссылка на соответствующую норму права содержащуюся в статье другого нормативно-правового акта.

Законы, иные нормативные акты имеют особый, юридический стиль изложения: они должны быть официально и терминологически строги, в них не должно быть художественной красивости, текст нормативного акта нельзя загружать декларативными положениями, лозунгами, призывами. Язык закона – общелитературный язык, однако он имеет особенности, что позволяет условно говорить о «юридическом языке». Эти особенности – четкость, сжатость, определенность и точность мысли законодателя. Главная задача – при максимально возможной простоте (мысль законодателя должна быть ясна всем) добиться высокой определенности, исключающей разнопонимание.

Для юридического языка характерны повелительный, императивный стиль изложения, специальная терминология. При чтении закона важно обращать внимание на все детали текста, на все слова, знаки препинания и т.д.

59. Понятие нормы права. Способы ее изложения в статьях нормативных актов.

Норма права – это общеобязательное, установленное или санкционированное и охраняемое государством правило поведения, выражающее обусловленную материальными условиями жизни общества волю и интересы народа, активно воздействующее на общественные отношения в целях их упорядочения.

В структуру правовой нормы входят:

1.           гипотеза – указание конкретных фактических жизненных обстоятельств (события, действия людей, совокупность действий, т.е. фактические составы), при которых данная норма вступает в действие.

2.           диспозиция – «сердцевина» нормы права, т.е. указание на правило поведения, которым должны подчиняться субъекты, если они оказались причастны к условиям, перечисленным в гипотезе.

3. санкция – вид и мера возможного наказания (кары), если субъекты не выполняют предписание диспозиции, или, поощрения за совершение рекомендуемых действий. Поэтому назначение санкции – побудить субъектов действовать в соответствии с предписаниями нормы права.

Способы изложения элементов нормы права в статьях нормативно-правовых актов различны, однако она сохраняет свою логическую структуру. Нередко норма права изложениа как статья нормативного акта, но чаще всего они непосредственно не совпадают. В наиболее общем виде все разнообразие этих расхождений может быть сведено к следующим вариантам:

а) одна статья нормативного акта содержит лишь часть нормы права или даже часть одного из элементов нормы права, либо наоборот, норма права содержится в нескольких статьях акта или актов;

б) одна статья нормативного акта содержит несколько непосредственно связанных между собой норм права, или наоборот, норма права содержится в части нормативного акта;

в) одна статья нормативного акта содержит гепотезу или диспозицию, общую для многих непосредственно связанных между собой норм права, т.е. является как бы «вынесенной за скобки», общей частью для таких норм (соответственно диспозиций и санкций);

г) одна статья нормативного акта содержит несколько гипотез или несколько диспозиций, непосредственно связанных между собой норм;

д) одна статья содержит гипотезу и диспозицию, так называемую «усеченную» норму, а санкции выделены в отдельную статью.

Правотворческий орган руководствуется необходимостью обеспечить нормам права вид логически стройной системы и подчиняет ей язык нормативно-правовых актов. Это ставит перед ним ряд специальных задач: придать нормам права вид логического развертывания от одной формы к другой, как движение от общего к конкретному; избежать повторений в различных нормах права одних и тех же юридически значимых положений; добиться логической ясности языка нормативного акта, выразить норму права наиболее экономными языковыми средствами; исключить самоочевидные и общеизвестные условия, факты и положения. Решение этих задач – постоянно действующий фактор, который объясняет несовпадение нормативного акта и нормы права.

60. Толкование права: понятие, виды и способы.

Толкование норм права – это деятельность по выявлению воли законодателя, выраженной в правовой норме.

Термин «толкование» употребляется в трех различных смыслах:

1)       уяснение смысла и содержания правовой нормы лицом, ее применяющим (толкование по способу);

2)       принятие актов государственными органами и высказывания отдельных лиц с целью разъяснения содержания правовой нормы;

3)       интерпретация, т.е. выяснение соотношения объема толкуемой правовой нормы с объемом (буквальным смыслом) ее текста.

Толкование-уяснение достигается при помощи определенных способов:

Граматический (филологический) способ в силу того, что содержание правовой нормы выражается в тексте нормативно-правового акта (обычно в тексте определенной статьи такого акта), выступает начальным приемом уяснения правовой нормы.

Систематический способ состоит в уяснении содержания правовой нормы путем сопоставления ее с иными нормами данной отрасли права, а также с нормами других отраслей, регулирующих это общественное отношение.

Историко-политический (историко-целевой) способ состоит в выяснении историко-общественных условий, тех экономических, социальных, политических и иных факторов, вызвавших к жизни данную правовую норму, а также анализе целей и задач, которые решает гос-во посредством введения ее в действие.

Специально-юридический способ – это исследование технико-юридических средств и приемов изложения воли законодателя, основанное на специальных знаниях юридической науки и прежде всего юридической техники. Специально-юридическое толкование включает ряд приемов:

1)      нормативное толкование, т.е. такое уяснение воли законодателя, при котором устанавливается нормативность правила поведения;

2)      конструктивное толкование, т.е. уяснение особенностей юридической конструкции (договор – купли-продажи или дарения);

3)      определение отраслевой принадлежности правовых норм;

4)      терминологическое толкование.

Логический способ толкования – это исследование логической структуры отдельных положений нормативного акта.

А.Ф.Черданцев выделяет еще один способ уяснения – функциональный, под которым понимается толкование, опирающееся на факторы и условия, в которых реализуется норма права.

Толкование-разъяснение различается по субъектам:

1)           официальное

-                      официальное легальное (разяснение юридической нормы, даваемое уполномоченным на то органом и являющееся в силу этого обязательным для подчиненных органов и должностных лиц либо в некоторых случаях даже общеобязательным).

-                      аутентичное (разъяснение, исходящее от органа, который установил данную правовую норму.

2) неофициальное (разъяснение исходящие от тех или иных лиц, не наделенных официальными полномочиями давать обязательные разъяснения правовых норм, не имеет юридической силы.

-                      доктриальное (от ученых-теоретиков и юристов-практиков)

-                      профессиональное

-                      обыденное

Официальное толкование может быть нормативным (разъяснение общего характера, имеющее ввиду определенную категорию дел) и казуальным (обязательное разъяснение нормы права применительно к конкретному случаю (казусу), и обязательно только для решения дела, в отношении которого дано).

Толкование-интерпретация необходимо в том случае, если на лицо формальное несовершенство закона, т.е. недостатки в юридическом оформлении мысли законодателя или несоответствие между содержанием закона и логической формой его выражения.

Истолкование нормы права в точном соответствии со смыслом текста статьи закона называется буквальным, или адекватным, толкованием.

Если необходимо истолковать норму несколько уже или шире буквального смысла статьи, то истолкование называется ограничительным или расширенным.

В процессе толкования правовых норм большое значение имеют акты толкования – интерпретационные акты, которые содержат конкретизирующие нормативные предписания, разъясняющие юридические нормы.

В ТГП различаются два вида актов толкования:

-                      интерпретационные акты правотворчества (нормативные юридические акты, изданные в порядке аутентичного или легального толкования);

-                     интерпретационные акты правоприменения (специфические правовые акты, содержащие правила применения норм права, сформулированные в результате обобщения опыта их жизнедеятельности.


61. Причинная связь в праве, формы вины.

Различают две формы вины:

Умысел:

3.                Прямой умысел состоит в осознании правонарушителем общественно вредного характера совершаемого им деяния, предвидении возможности или неизбежности наступления противоправного результата, причинной связи между ними, а также желания их наступления.

4.                Косвенный умысел устанавливается если правонарушитель осознавал противоправность своего деяния, предвидел возможность наступления противоправного результата, не желал, но сознательно допускал последствия или относился к ним безразлично.

Неосторожность:

3.                Противоправная самонадеятельность (легкомыслие) состоит в осознании правонарушителем вредности своего деяния, предвидении возможности наступления противоправного его результата с легкомысленным расчетом на его предотвращение, полагаясь на самого себя, свои умения, навыки, мастерство и т.п. без достаточных на то оснований.

4.                Противоправная небрежность выражается в том, что правонарушитель не осознает вредности своего деяния, не предвидит возможного наступления противоправного его результата, хотя по всем обстоятельствам дела при условии необходимой внимательности и предусмотрительности он мог и должен был его предвидеть.


62. Объекты правоотношения и их характеристика.

Объект правоотношения – это явления окружающего мира, по поводу которых возникают субъективные права и субъективные юридические обязанности. В понимании данной категории выделяют два подхода: 1) монистическая точка зрения состоит в том, что объектом правоотношения могут быть только поступки, деяния людей; 2) согласно второй точки зрения (плюралистической) объектом правоотношения могут быть материальные блага (вещи, имущество, ценности и т.п.), нематериальные блага (жизнь, здоровье, честь и достоинство и т.п.), продукты духовной деятельности (произведения искусства, науки, музыки, литературы, компьютерные программы и т.п.), ценные бумаги и документы (деньги, акции, дипломы, аттестаты), а также результаты действия участников правоотношения.

63. Юридические факты: понятие и классификация.

Юридические факты – это конкретные жизненные обстоятельства, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Юридические факты формулируются в гипотезах правовых норм. От наличия или отсутствия соответствующего юридического факта зависит признание лил непризнание права или обязанности определенного субъекта. Вот почему в работе юриста важное значение имеет всестороннее исследование и правильное установление юридических фактов, что позволяет уяснить, какое именно правоотношение имеет место, какие конкретные юридические права и обязанности должны быть у его участников. Например, совершение преступления – это юридический факт. Который порождает уголовно-правовые отношения между лицом, совершившим преступление, и компетентным должностным лицом.

Юридические факты классифицируются:

1.      По последствиям, которые они вызывают: устанавливающие, изменяющиеся или прекращающие правоотношения, причем эта динамика может касаться как самих субъектов, так и содержания субъективных прав и обязанностей.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10