бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Теория государства и права бесплатно рефераты

-   имеет единые вооруженные силы, руководство которыми осуществляется центральными органами государственной власти.

Различия в степени и формах контроля центральной власти над местными огранами управления позволяют говорить о централизованных и децентрализованных унитарных государствах, но эти различия касаются относительно узкой сферы управления.

К унитарным государствам относятся такие государства, как Франция, Турция, Япония, Финляндия.

Федерация  -  представляет собой добровольное объединение ранее самостоятельных государственных образований  в одно союзное государство.

Федеративное государственное устройство неоднородно. В различных странах оно имеет свои уникальные особенности, которые определяются историческими условиями образования конкретной федерации и прежде всего национальным составом населения страны, своеобразием  быта и культуры народов, входящих в союзное государство. Вместе с тем можно выделить наиболее общие черты, которые характерны для большинства федеративных государств.

1. Территория федерации состоит из территорий ее отдельных субъектов: штатов,  земель, республик и т.д.

2.  В союзном государстве верховная исполнительная, законодательная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам.

3. Субъекты федерации имеют право принятия собственной конституции, имеют свои высшие исполнительные, законодательные и судебные органы

4. В большинстве федерации существует союзное гражданство и гражданство федеральных единиц.

5.  При федеральном гос-венном устройстве в парламенте имеется палата, представляющая интересы членов федерации.

6. Основную общегосударственную внешнеполитическую деятельность в федерациях осуществляют союзные федеральные органы. Они официально представляют федерацию в межгосударственных отношениях ( США, Бразилия, Индия, ФРГ и др.).

Федерации строятся по территориальному и национальному признаку, который в значительной мере определяет характер, содержание, структуру государственного устройства.

Территориальная федерация характеризуется значительным ограничением гос-венного суверенитета субъектов федерации. Национальные федерации характеризуются более сложным государственным устройством. Основное различие между территориальной и национальной федерацией состоит в различной степени суверенности их субъектов. Центральная власть в территориальных федерациях обладает верховенством по отношению к высшим государственным органам членов федерации. Национальное государство ограничивается суверенитетом национальных государственных образований.

Конфедерация  -  это временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов. При конфедеративном устройстве государства  -  члены конфедерации  -  сохраняют свои суверенные права, как во внутренних, так и во внешних делах. В отличие от федеративного устройства конфедерация характеризуется следующими чертами:

-   конфедерация не имеет своих общих законодательных, исполнительных и судебных органов, в отличии от федерации;

-   конфедеративное устройство не имеет единой армии, единой системы налогов, единого гос-го бюджета;

-   сохраняет гражданство тех государств, которые находятся во временном союзе;

-   государства могут договориться о единой денежной системе, о единых таможенных правилах, о межгосударственной кредитной политике на время существования союза.

Как правило конфедеративные государства не долговечны, либо они распадаются, либо  превращаются в федерацию : Германский союз (1815-1867), Швейцарский союз (1815-1848) и США, когда в 1781 году была законодательно утверждена конфедерация.   


12. Политико-правовой режим.

Формы государственного режима  -  представляют собой  совокупность способов и методов осуществления власти государством.

Государственный режим - важнейшая составная часть политического режима, существующего в обществе. Политический режим  -  понятие более широкое, поскольку оно включает в себя не только методы государственного властвования, но и характерные способы деятельности негосударственных политических организаций (партии, движения, клубы, союзы).

Государственные режимы могут быть демократическими и антидемократическими (тоталитарные, авторитарные, расистские). поэтому основным критерием классификации государств по данному признаку является демократизм форм и методов осуществления государственной власти. Для рабовладельческих государств характерны и деспотия и демократия; для феодализма  -  и не ограниченная власть феодала, монарха, и народное собрание; для современного государства  -  и тоталитаризм, и правовая демократия.

Идеальных демократических форм государственного режима в реальной действительности не существует. В том или ином конкретном государстве присутствуют различные по своему содержанию методы официального властвования. Тем не менее можно выделить наиболее общие черты, присущие той или другой разновидности государственного режима.

Антидемократические режимы - характеризуются следующими признаками:

-   определяет характер государственной власти  -  это соотношение государства и личности;

-   антидемократический режим характеризуется полным  (тотальным) контролем государства над всеми сферами   общественной жизни : экономикой, политикой, идеологией, социальным, культурным и национальным строением;

-   ему свойственно огосударствление всех общественных организаций (профсоюзов, молодежных, спортивных   и др.);

-   личность в антидемократическом государстве фактически лишена каких-либо субъективных прав, хотя  формально они могут провозглашаться даже в конституциях;

-   реально действует примат государства над правом, что является следствием произвола, нарушением законности,  ликвидации правовых начал в общественной  жизни;

-   всеохватывающая милитаризация общественной жизни;

-   игнорируют интересы государственных образований, особенно национальных меньшинств;

-   не учитывает особенностей религиозных убеждений  населения.

    Антидемократический режим может устанавливаться как при монархической, так и при республиканской форме правления, однако, будучи отрицанием принципов парламентаризма, он не согласуется с парламентарной монархией и республикой. Приводя к сильной централизации государственной власти, авторитарный режим не соглашается с буржуазным федерализмом.

Демократический режим  складывается в правовых государствах. Они характеризуются методами существования власти, которые реально обеспечивают свободное развитие личности, фактическую защищенность ее прав, интересов.

Конкретно режим демократической власти выражается в следующем: 

-   режим представляет свободу личности в экономической сфере, которая составляет основу материального благополучия общества;

-   реальная гарантированность прав и свобод граждан, их  возможность выражать собственное мнение о политике государства, активно участвовать в культурных, научных  и других общественных организациях;

-   создает эффективную систему прямого воздействия населения страны на характер государственной власти;

-   в демократическом государстве личность защищена от   произвола, беззакония, так как  ее права находятся под постоянной охраной правосудия;

-   власть в одинаковой степени обеспечивает интересы большинства и меньшинства;

-   основным принципом деятельности демократического государства является плюрализм;

-   государственный режим базируется на законах, которые отражают объективные потребности развития личности  и общества.

     История знает различные формы демократических режимов. Наибольшее распространение в настоящее время получил режим парламентерской демократии, основанный на передаче власти парламенту. Так же существует либерально-демократический режим.

13. Функции государства: понятие, содержание, классификация.

Функции государства это основные направления деятельности государства по реализации стоящих перед ним задач для достижения определенных целей, обусловленных как классовой, так и общесоциальной его сущностью и социальным назначением.

Каждая функция государства имеет предметно-политическую характеристику, ибо ее содержание показывает, что является предметом их деятельности, какие средства им используются для достижения той или иной цели.

Содержание функций не остается неизменным на отдельных этапах развития государства, что подтверждается их своеобразием в периоды радикальных экономико-социальных изменений, революций в различных сферах жизни государственно-организованного общества. Особенно существенно различие в содержании функций государств, принадлежащим к разным общественно-экономическим формациям.

Функции государств эксплуататорских типов имеют существенные общие черты:

1)                 ведущее значение функции прямого подавления эксплуататорским меньшинством эксплуатируемого большинства населения. Различия касаются приемов, масштабов, конкретных целей подавления и классов, в отношении которых оно осуществляется;

2)                 охрана частной собственности на орудия и средства производства; различия вытекают из особенностей самих форм частной собственности;

3)                 обеспечение лишь внешних условий существующих отношений эксплуатации, ограниченное вмешательство государства в экономику.

Функции государства демократического типа противополжны в своем содержании функциям эксплуататорских государств:

1)             второстепенное значение функции прямого подавления; оно осуществляется большинством населения в отношении свергнутого эксплуататорского меньшинства и постепенно утрачивает свое значсение, хотя рецидивы могут быть;

2)             охрана всех существующих форм собственности на средства производства;

3)             ведущее значение организаторских функций, неизвестных эксплуататорским государствам;

4)             целенаправленность функций на решение задач демократического строительства.

К функциям, вытекающим из природы всякого общества, относятся все направления деятельности государства по поддержанию естественных условий существования человеческого общества, которые предполагают деятельность как внутреннюю, так и на межгосударственной основе.

Соотношение классового и общесоциального в государстве позволяет сделать вывод о том, что следует различать государства с преимущественно классовыми функциями и государства с преимущественно общесоциальными (демократическими) функциями, что предполагает выяснение не только направлений деятельности, но и социального назначения государства.

В юридической литературе существуют различные основания классификации функций государства: по сферам деятельности, по продолжительности действия, по социальной значимости, по правовым формам осуществления.

По сферам государственной деятельности общепринятым считается деление функций на внутренние и внешние. Первые связаны с реализацией задач государства внутри страны, а вторые – на межгосударственном уровне, где оно выступает субъектом международно-правовых отношений.

По продолжительности действия функции государства подразделяются на постоянные и временные. К первым относятся такие, которые присущи государству на всех этапах его существования, вторые характеризуются непродолжительностью существования, что обусловлено спецификой задач государства на отдельных этапах его функционирования.

По социальной значимости функции государства традиционно подразделяются на основные и неосновные. Первые выполняются всеми его органами во взаимодействии, их можно назвать общими, т.е. одинаково присущими каждому звену государства. Функции, свойственне лишь конкретным государственным органам, являются одельными.

Деятельность государства по осуществлению своих функций облекается в правовые формы: правотворчество, исполнительно-распорядительная, правоохранительная, которые основаны на принципе разделения властей. Соответственно и функции государства подразделяются на законодательные (правотворческие), управленческие и судебные, что в принципе отражает механизм реализации государственной власти. Причем каждая из названных функций может осуществляться совокупностью государственных органов, принадлежащих к определенным независимым ветвям власти.

14. Понятие системы органов государства. Аппарат государства.

Государственный аппарат – это часть механизма государства, представляющая собой совокупность государственных органов, наделенных властными полномочиями для реализации государственной власти.

Структура государственного аппарата может быть представлена следующими основными видами органов:

-                   органы законодательной власти – т.е. «первичные», органы государственной власти в собственном смысле слова, непроизводные от других и основа для иных органов;

-                   органы исполнительной власти – исполнительно-распорядительные органы, ведущие повседневную оперативную работу по государственному управлению общественными процессами в интересах общества или его части; они располагают вспомогательными государственными учреждениями (аппаратом управления, т.е. организационным и материальным аппаратом подготовки, принятия и реализации актов управления);

-                   правоохранительные органы обеспечивают и поддерживают стабильность, неприкосновенность складывающихся под воздействием государства и права общественных отношений, включая организационный и материальный аппарат принуждения (армия, полиция, разведка, службы безопасности, тюрьмы).

Принципы организации и деятельности государственного аппарата: демократизм, разделение властей, законность, федерализм, профессионализм, централизм, гласность, самостоятельность, сочетание коллегиальности и единоначалия, равный доступ к государственной службе и т.д.

Каждый государственный орган – это структурно обособленное звено, относительно самостоятельная часть госаппарата, обладающая следующими основными признаками:

1. Осуществляет от имени государства его задачи и функции посредством определенного вида деятельности в порученной области.

2.                  Обладает властными полномочиями, чем и отличается от государственных учреждений и предприятий.

3.                  Имеет определенную компетенцию. т.е. закрепленную совокупность задач. функций, прав и обязанностей.

4.                  Характеризуется определенной структурой, т.е. строением по видам отдельных служб и численному составу (штатам).

5.                  Имеет территориальный масштаб деятельности.

6.                  Образуется в порядке, установленном законом.

7.                  Устанавливает правовые связи личного состава.

Основное свойство государственного органа, качественно его характеризующее, заключается в том, что он может издавать юридические акты, обязательные для исполнения теми, кому они адресованны; применять меры принуждения, убеждения, воспитания, поощрения для обеспечения требований этих актов; осуществлять надзор за их реализацией.

Государственные органы различаются по функциям, задачам, структуре, компетенции, сферам деятельности.


15. Понятие и структура политической системы общества. Виды политических систем.

Политическая система общества – это совокупность взаимосвязанных государственных, общественных и иных организаций, призванных развивать организационную самостоятельность и политическую активность личностей в процессе реализации ими политической власти.

В современных условиях политическая система призвана обеспечить эффективное управление всеми общественными делами, все более активное участие граждан в государственной и общественно-политической жизни, сочетание реальных прав и свобод граждан с их обязанностями и ответственностью перед обществом, согражданами.

Политическая система – это универсальная управляющая система государственно-организационного общества, компоненты которой связаны политическими отношениями и которая в конечном счете регулирует производство и распределение социальных благ на основе использования крупными социальными общностями государственной власти.

Для того чтобы правильно определить структуру политической системы, необходимо найти критерии отбора ее элементов. Основными требованиями в данном случае будут их внутренняя упорядоченность (организационный критерий) и политическая направленность деятельности (политический критерий), которая должна быть выражена нормативно в соответствующих уставах, программах, положениях, отражающих цель создания политической организации, ее социальное назначение, основную сферу деятельности, характер ее основных задач и функций, особенности их реализации, специфические принципы организации и деятельности и т.п. (програмный критерий).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10