Теория государства и права
Существуют различные подходы в
исследовании политической системы, однако, несмотря на их многообразие,
представляется, что она выступает сложным комплексом отношений между классами,
нациями, другими социальными группами и общностями, личностями и их
политическими институтами.
Институциальный подход заключается не только в определении и выделении формирующих
политическую систему общества институтов, но и в анализе ее
элементно-структурных, субъективно-институциональных и отчасти
формально-критических сторон.
Функциональный подход связан с рассмотрением политической системы с точки зрения
направлений ее деятельности, особенностей протекания политического процесса и
реализации политического режима как системой в целом, так и ее отдельными
институтами или группами институтов.
Регулятивный подход отражает особенность функционирования политической системы
общества на основе политических норм всей системы нормативного регулирования
(обычаев, традиций, принципов, воззрений, норм права, морали, корпоративных
норм и т.д.).
Идеологический подход отражает особенность взглядов, идей, представлений тех или иных
исследователей на проблему бытия политической системы общества, направлен на
формулирование конкретной политической теории. Коммуникативный подход
представляет собой анализ политической системы с позиции системообразующих
связей и отношений между различными ее институтами.
В качестве самостоятельного следует
выделить личностный подход при исследовании политической системы, тем
более что в философском понимании первичным элементом системы считается
человек, сущность которого есть совокупность всех общественных отношений.
Личность в политической системе выступает в различном политико-правовом
состоянии.
16. Право и правосознание.
Правосознание – это отношение людей к
праву. Позитивное право как критерий правомерности поведения действует всегда в
определенной среде – экономической, политической, нравственной. Существенное
значение имеет здесь субъективно-психическая среда, выражающая отношение людей
к праву (действующему, предполагаемому, желаемому). Такие отношения людей к
праву и представляют собой правосознание.
Ключевой пункт правосознания –
осознание людьми ценностей естественного права, прав и свобод человека и
одновременно представления о действующем позитивном праве, о том, насколько оно
соответствует естественному праву, правовым ценностям, идеалам.
Различают правосознание научное,
профессиональное, обыденное, а также массовое, групповое, индивидуальное. Эти
разновидности правосознания по-разному влияют – но все они влияют! – на
совершенство законодательства, эффективность работы суда, других
правоохранительных органов, на то, насколько граждане страны являются
законопослушными, добровольно, строго, точно исполняют нормы позитивного права,
какие они выдвигают правовые требования.
Среди видов и форм правосознания
выделяется правовая идеология – активная часть правосознания, непосредственно
влияющая на законодательство, юридическую практику и потому входящая в правовую
систему страны.
Более подробно в билете № 75.
17. Партия в политической системе
общества. Государство и общественные организации.
???
При рассмотрении вопроса о месте и
роли государства как особого звена в политической системе обшества важное
значение имеет раскрытие характера взаимосвязей, возникаюших между ними и
обшественными организациями .
Во взаимоотношениях государства и
общественных организаций отражается общность их конечных целей и задач,
единство принципов построения и функционирования, их подлинный демократизм,
возникновение всех государственных и негосударственных объединений по воле
народных масс, постоянная опора на их творческую инициативу и поддержку.
Говоря о взаимоотношениях государства
и общественных организаций, нужно помнить, что это отношения двусторонние.
Большинство из них опосредуется соответствующими нормами права, приобретая в
зависимости от этого различный характер (государственно-правовой,
гражданско-правовой, административно-правовой и т.д.) Правовое закрепление
различных сторон деятельности общественных организаций и их взаимоотношений с
государством способствует их укреплению и развитию, стабилизации их связи с
государственными органами, раскрытию всех заложенных в них потенциальных
возможностей.
В России, например, общественные
организации участвуют в выработке и реализации политики государства. Многие
вопросы жизни общества, его политической системы решаются органами государства
с учетом их мнения или совместно с общественными организациями. Последние
участвуют в контроле за деятельностью государственных органов, в лице своих
фракций и депутатов имеют право законодательной инициативы в Госдуме.
Общественные организации действуют в
рамках правового режима, установленного государством, которое как главная
властвующая и организующая сила призвано обеспечить нормальную деятельность
всех негосударственных организаций в рамках их уставных задач, способствовать
их развитию и совершенствованию. Прежде всего это выражается в предоставлении
конституционного права гражданам на объединение в общественные организации,
использование ими широких политических свобод: слова, печати, собраний,
митингов, уличных шествий и демонстраций. Права и законные интересы
общественных организаций находятся под охраной государственных органов (суда,
прокуратуры и др.), оказывающих содействие в реализации некоторых их решений.
18. Государство и церковь. Правовое
регулирование их взаимоотношений.
19. Государство и общественные
организации в политической системе общества.
При рассмотрении вопроса о месте и
роли государства как особого звена в политической системе обшества важное
значение имеет раскрытие характера взаимосвязей, возникаюших между ними и
обшественными организациями .
Во взаимоотношениях государства и
общественных организаций отражается общность их конечных целей и задач,
единство принципов построения и функционирования, их подлинный демократизм,
возникновение всех государственных и негосударственных объединений по воле
народных масс, постоянная опора на их творческую инициативу и поддержку.
Говоря о взаимоотношениях государства
и общественных организаций, нужно помнить, что это отношения двусторонние.
Большинство из них опосредуется соответствующими нормами права, приобретая в
зависимости от этого различный характер (государственно-правовой,
гражданско-правовой, административно-правовой и т.д.) Правовое закрепление
различных сторон деятельности общественных организаций и их взаимоотношений с
государством способствует их укреплению и развитию, стабилизации их связи с
государственными органами, раскрытию всех заложенных в них потенциальных
возможностей.
В России, например, общественные организации
участвуют в выработке и реализации политики государства. Многие вопросы жизни
общества, его политической системы решаются органами государства с учетом их
мнения или совместно с общественными организациями. Последние участвуют в
контроле за деятельностью государственных органов, в лице своих фракций и
депутатов имеют право законодательной инициативы в Госдуме.
Общественные организации действуют в
рамках правового режима, установленного государством, которое как главная
властвующая и организующая сила призвано обеспечить нормальную деятельность
всех негосударственных организаций в рамках их уставных задач, способствовать
их развитию и совершенствованию. Прежде всего это выражается в предоставлении
конституционного права гражданам на объединение в общественные организации,
использование ими широких политических свобод: слова, печати, собраний,
митингов, уличных шествий и демонстраций. Права и законные интересы
общественных организаций находятся под охраной государственных органов (суда,
прокуратуры и др.), оказывающих содействие в реализации некоторых их решений.
20. Государство и национальная
система общества.
21. Советская форма правления и ее
эволюция на современном этапе развития российской государственности.
Социалистическая республика – особая
форма правления, которая возникла в ряде стран в результате социалистической
революции и, согласно марксисткой теории, должна была бы стать подлинно
демократической республикой, обеспечивающей полновластие трудящихся во главе с
рабочим классом.
Теоретические основы советской
республики разработал В.И.Ленин. В республике Советов Ленин видит однотипную с
Парижской коммуной форму организации власти и выделяет следующие ее признаки:
1.
Слом старого буржуазного государственного аппарата
и образование таких органов власти, которые бы обеспечили защиту завоеваний
революции вооруженной силой рабочих и крестьян.
2.
Обеспечение реального участия трудящихся масс в
управлении государством, превращение Советов в политическую основу
государственного строя, совмещение в них функций законодательного и
исполнительного органа.
3.
Руководящая роль в организации государственной и
общественной жизни страны принадлежит партии рабочего класса, которая
определяет и направляет внутреннюю и внешнюю политику государства.
Ленинская концепция советской
республики осуществлялась на строго классовой основе. Советы формировались
после революции по принципу открыто классового представительства как Советы
рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. Избирательное право
послеоктябрьского периода полностью исключало участие в выборах представителей
других социальных слоев страны, в том числе интеллигенции. В тот период не
существовало и равного избирательного права. Преимущество при выборах на съезды
Советов предоставлялось городскому населению: 1 депутат от 25 тысяч городских
избирателей и 1 депутат от 125 тысяч сельского населения.
Конституционное закрепление классового
состава Советов просуществовало до 1936 года, находя отражение как в структуре
Советов всех степеней, так и в практике их деятельности. Конституция 1936 года
вводит всеобщее равное избирательное право, осуществляемое при тайном
голосовании. Претерпевает изменения организационная структура Советов. Вводится
единая для всех Советов форма работы – сессия Совета. Получает формальное
закрепление принцип подконтрольности и подотчетности
исполнительно-распорядительных органов Советам.
Конституция 1977 года, провозгласив
СССР обществом «развитого социализма», а советское государство «общенародным
государством», юридически наделила Советы более широкими полномочиями в
различных сферах общественной жизни. Советы депутатов трудящихся стали
называться Советами народных депутатов. Тем не менее в реальной
действительности качественных изменений в характере советской власти не
произошло. Как и на более ранних этапах своего существования, Советы продолжали
быть декоративным придатком всемогущего партийного аппарата.
В теории и практике советского
государственного строительства отвергался принцип разделения властей. Он
трактовался как буржуазный и неприемлемый для управления советским
государством. Лишь в конце 80-х годов стало возможным сколько-нибудь серьезно
вести речь о необходимости создания правового государства.
22. Принцип верховенства закона в
правовом государстве.
Высшей формой
выражения и защиты прав и свобод людей в системе правовых ценностей
является закон. Если вдуматься в словосочетание "правовое
государство", то можно понять, что на первом месте в таком государстве -
право. Это и означает верховенство права в обществе, во всех его сферах.
Нерушимость его
закрепляется в Конституции(основном законе) страны и распространяется на
прочие законы и нормативные акты. На страже неукоснительного соблюдения
конституционных предписаний стоит Конституционный Суд и вся система судов
правового государства. поэтому правовое государство это и конституционное
государство.
Верховенство
права(закона) в обществе как главный принцип правового государства
предопределяет и прочие его принципы, в частности подчинение закону и самого
государства, и его органов, и должностных лиц.
Верховенство закона как один из
признаков правового государства означает, что главные общественные отношения в
экономике, политике, социально-культурной сфере регулируются законом не вообще
юридически, а именно высшими юридическими документами страны, принятыми высшими
органами.
Далее, верховенство закона означает
его всеобщность (т.е. распространение требований закона на всех субъектов
правоотношений в равной степени), и полный объем действия закона в пространстве
(на территории всей страны), во времени и по кругу лиц.
Отступление от конституции,
пренебрежение к закону создают удобную атмосферу для различного рода
злоупотреблений, произвола и преступлений. Растет организованная преступность.
Целые районы выходят из-под контроля законов. Правоохранительные органы не
могут противостоять этим явлениям, и сами оказываются пораженными
деформационными процессами. Вот почему формирование правового государства
связано, прежде всего, с верховенством закона и режимом законности, а для этого
необходимо, чтобы закон, в первую очередь конституция, имел значение
непосредственно действующего права. Но при всей важности закона и законности
для правового государства, оно не может быть сведено, как говорилось выше к
институционно-правовому уровню. В форму закона может быть, фактически, облечен
государственный произвол и тогда, как результат, правонарушающее
законодательство.
Вообще, для правового государства
необходимо, чтобы в самом законе были закреплены и конкретизированы
юридические принципы и основные права человека и гражданина. Здесь особая роль
принадлежит конституции. В основном законе как раз и должны быть зафиксированы
принципы господства права и механизма его осуществления для того, чтобы
избежать произвола и сохранить правопорядок.
Господство права должно быть не только
в правотворчестве, но и в реализации права, т.е. в правоприменительной
деятельности.
В системе правовых ценностей высшей
формой выражения, организации и защиты свободы людей является закон. В законах
государство устанавливает общеобязательные правила поведения, которые должны
максимально учитывать объективные потребности общественного развития на началах
равенства и справедливости. Именно поэтому закон обладает высшей юридической
силой. Все другие правовые акты долж-
ны соответствовать закону. Законы регулируют наиболее
важные, стержневые стороны общественной жизни. Подзаконные акты, тем более
ведомственные, при необходимости могут лишь конкретизировать некоторые
положения законов. Но они не совершенствуют и не изменяют законов.
Основной закон государства - это Конституция. В
ней сформулированы правовые принципы государственной и общественной жизни.
Конституция представляет собой общую правовую модель общества, которой должно
соответствовать все текущее законодательство. Никакой другой правовой акт
государства не может противоречить Конституции.
Верховенство закона, и прежде всего
Конституции, создает прочный режим правовой законности, стабильность
справедливого правового порядка в обществе.
23. Виды социальных норм. Общее и
особенное в социальных нормах.
Социальные нормы обусловлены уровнем
развития социально-экономического строя и регулируют поведение людей в
обществе. Определяя должное либо возможное поведение человека, они создаются
коллективами людей.
Объективный характер социальных норм
определяется следующими обстоятельствами:
1)
социальные нормы возникают из объективной
потребности социальных систем в саморегуляции, в поддержании стабильности и
порядка;
2)
норма возникает в процессе деятельности людей,
субъективно обусловленной способом производства;
3)
норма неотделима от отношений обмена, характер
которых также определяется способом производства и распределения.
Следовательно, несмотря на большое
различие социальных норм, их общие черты следующие: это правила поведения людей
в обществе; нормы носят общий характер (обращены ко всем и каждому), создаются
в результате сознательно-волевой деятельности людей, их коллективов,
организаций и обусловлены экономическим базисом общества.
По способам установления и обеспечения
нормы классифицируются на нормы права, нормы морали, обычаи, корпоративные
нормы (общественных организаций). Однако некоторые авторы предлагают выделить
следующие виды социальных норм: эстетические, культуры, политические,
организационные, нормы религиозных организаций, нормы трудовых коллективов,
правила общежитя, нормы традиций и ритуалов.
По содержанию сферы регулируюмых
общественных отношений: политические, организационные, эстетические, этические
и т. п.
По способам образования (складываются
стихийно или создаются сознательно).
По способам закрепления или выражения
(устная или письменная форма).
24. Правовое государство: сущность
и основные черты.
Правовое государство есть форма
осуществления народовластия, политическая организация граждан, функционирующая
на основе права, инструмент защиты и обеспечения прав, свобод и обязанностей
каждой личности.
Формирование правового государства –
гарантия поступательного развития и углубления демократии, которая может
существовать только при господстве закона, что связывает воедино все меры в
области развития и применения права, придает им общую направленность. Правовое
государство – не только одна из высших социальных ценностей, призванных
утвердить гуманистические начала в его взаимоотношениях с личностью, но и
практический инструмент обеспечения и защиты жизни, здоровья, чести, свободы,
достоинства личности, средство борьбы с бюрократией, местничеством и ведомственностью,
форма осуществления самоуправления и народовластия.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|