бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Теория государства и права бесплатно рефераты

2.      По гносеологической природе фактов (по волевому моменту): события, т.е. факты, не зависищие от воли и сознания людей, и действия, т.е. факты, как порождение сознательного волевого поведения людей.

В последнее время в юридической литературе все чаще стали в качестве самостоятельного вида выделять состояния, которые могут быть результатом как события, так и действия.

3.      По юридической природе действий: правомерные и неправомерные. К первым относятся все виды действий, являющиеся актами активной реализации права, т.е. юридические акты, административные акты (приказы, распоряжения, указания и т.п.), акты юрисдикционной органов (административных, судов); сделки, фактические правомерные действия (творчество, литературное, научное и т.п.). К неправомерным фактам относятся: дисциплинарные поступки, административные правонарушения, гражданские правонарушения (деликты), преступления.

4.      По структурепростые (элементные) и сложные (фактические) составы. Различают два вида фактических составов : а) по принципу независимого накопления элементов состава, простая совокупность, важно лишь ее наличие; б) по принципу последовательного накопления элементов; юридические последствия наступают лишь в случае накопления элементов состава в определнном порядке.


64. Понятие и формы правового нигилизма. Правовой нигилизм как состояние общества и пути его преодоления.

Правовой нигилизм — скептическое и негативное отношение к праву, присутствует в виде идеологических течений и теоретических доктрин (на высоком уровне общественного сознания), стойких предубеждений, негативных установок и стереотипов (на уровне обыденного массового сознания).

65. Преемственность и обновление в праве. Рецепция права.

66. Порядок опубликования и вступления в силу нормативно-правовых актов. Их действие во времени, пространстве и по кругу лиц.

В Законе от 25 мая 1994 г. по-новому исчисляются сроки, в течение которых законы России подлежат официальному опубликованию. Федеральные конституцион­ные законы, федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение 7 дней после дня их подписания Президентом РФ. Акты палат Федерального собрания публикуются не позднее 10 дней после дня их принятия. Международные договоры, ратифицированные Федеральным собранием, публикуются одновременно с федераль­ными законами об их ратификации (ст. 3 Закона). Особый порядок установлен для опубликования и вступления в силу законов и других решений, принятых путем референдума. В ст. 36 Закона РСФСР "О рефе­рендуме в РСФСР" от 16 октября 1990 г. предусматривается, что итоги референдума доводятся до сведения населения через средства массовой информации Центральной  комиссией референдума не позднее 10 дней со дня окончания голосования.

Центральная комиссия референдума вправе поручить соответствующей комис­сии референдума провести в течение двух недель в данном округе или на участке повторное голосование. В таком случае принятое на референдуме решение публику­ется не позднее 7 дней с даты последнего голосования по вопросу, внесенному на референдум, и вступает в силу в день опубликования, если в самом решении не преду­смотрен иной срок.

Указы и распоряжения Президента и постановления Правительства РФ публикуются, как гласит ст. 7 Закона от 25 мая 1994 г., в "Собрании законодательства (Российской Федерации" и в "Российской газете". Акты Президента и Правительства, имеющие нормативный характер, вступают в силу на всей территории России  одновременно по истечении 7 дней после их официального опубликования. Но Прези­дентом или Правительством РФ при принятии акта может быть установлен и другой срок введения акта в действие.

Указ Президента РФ от 26 марта 1992 г. издан уже после введения в действие Закона "О языках народов РСФСР" от 25 октября 1991 г., но в нем также не учтены положения ст. 12 Закона о Публикации актов Президента не только на государствен­ном языке федерации, но и на государственном языке республик в составе РФ. Данный пробел Указа может быть восполнен положениями, определяющими механизм реализации ст. 12 Закона "О языках народов РСФСР".

Действие нормативно-правовых актов во времени:

Вступают в силу по истечении срока указанного в акте, по истечении срока после опубликования, немедленно после опубликования.

Утрачивают силу по истечении срока действия, приостановление действия, прямая отмена, изменение обстаятельств.

Действие в пространстве: суша в пределах границ, внутренние территориальные воды (12 морских миль), воздушный столб над территорией гос-ва 35 км, воздушные и морские суда в воздухе и море под флагом и гербом, космические объекты под флагом или гербом, территория посольств и консульств.

По кругу лиц:

Политико-правовое состояние (граждане государства, иностранцы, лица без гражданства, беженцы); пол (мужской, женский); возраст; профессиональная принадлежность (военнослужащие, специальные служащие, другие); иные основания.

67. Понятие применения права. Субъекты и стадии применения.

Применение права – это властная организующая деятельность компетенктных субъектов по реализации требований норм права путем конкретизации общих предписаний для индивидуального случая.

Акты-действия завершаются принятием актов-документов (приказы, приговоры, решения и т.п.). Акт применения права – это документально оформленное, государственно-властное, индивидуально-конкретное письменное или устное решение компетентного субъекта, принятое на основе нормы права, обладающее юридическое силой и влекущее возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Акты применения обладает рядом юридических свойств:

-                     властное веление;

-                     индивидуалье веление, основанное на норме права;

-                     компетентное веление, вынесенное компетентным органом;

-                     определение субъективных юридических обязанностей участников конкретного правоотношения;

-                     установление мер ответственности за совершенное правонарушение.

требования к процессу применения норм права:

1)      законность – применение норм должно строго соответствовать закону;

2)      обоснованность – применение норм должно исходить из всех тех фактических обстоятельств, которые имеются в гипотезе нормы права или предполагаются санкцией, т.е. тех обстоятельств, которые в силу действия нормы права, могут и должны влечь возникновение, изменение или прекращение данного конкретного правоотношения.

Основные стдии процесса применения норм права:

1)      анализ фактических обстоятельств дела, с которыми связано применение диспозиции или санкции правовой нормы;

2)      выбор (отыскание) правовой нормы для определения поведения учасников правоотношения или для оценки поведения, когда применяется санкция;

3)      уяснение смысла и содержания нормы права;

4)      разъяснение нормы права компетентным государственным органом или иным субъектом;

5)      принятие акта применения нормы права.


68. Правовая культура в системе культуры общества.

Ученые не могут найти единый подход к трактовке как самой категории «правовая культура», так и ее структурных компонентов, содержания, функций, в силу того, что понятие правовой культуры многоаспектно. Насчитывается более 250 ее определений. Особенностью правовой культуры является то, что она представляет собой не право или его реализацию, а комплекс представлений той или иной общности людей о праве, его реализации, о деятельности государственных органов, должностных лиц. Правовая культура предполагает высокое качество правотворческого процесса, реализации права; достаточный уровень правового мышления и психологического восприятия правовой реальности; осознание специфических способов правовой деятельности правоохранительных органов; результатов реализации требований законности в виде устойчивого и стабильного правопорядка.

Подобно тому, как общенациональная культура придает целостность и интегрированность общественной жизни в целом, правовая культура диктует каждой личности принципы правового поведения, а обществу – систему правовых ценностей, идеалы, правовые нормы, обеспечивающие единство и взаимодействие правовых институтов и организаций. Составными элементами правовой культуры следует считать правовые убеждения, установки, ориентирующие на восприятие правовой системы общества.

Правовую культуру можно рассматривать в широком и узком смысле слова.

Правовая культура (в широком смысле слова) – это совокупность компонентов юридической надстройки в их реальном функционировании, комплекс представлений той или иной общности людей о праве, его реализации, о деятельности государственных органов, должностных лиц.

Правовая культура (в узком смысле слова) – это совокупность материализованных идей, чувств, представлений как осознанной необходимости и внутренней потребности поведения личности в сфере права, базирующаяся на правовом сознании.

Правовая культура классифицируется:

по содержанию:

-                     знание права

-                     отношение к праву

-                     привычка соблюдать право

-                     правовая активность


по субъективному составу:

-                     индивидуальная

-                     групповая

-                     общественная


по уровням:

-                     обыденная

-                     профессиональная

-                     теоретическая


69. Правовой статус и реальное правовое положение личности.

Правовой статус личности представляет собой систему прав, свобод и обязанностей, которые нашли свое четкое правовое закрепление в нормах права, характеризующих политико-правовое состояние личности. В ст.64 Конституции РФ закреплено, что положения главы 2, содержащей права и свободы человека и гражданина составляют основы правового статуса личности в РФ и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленом Конституцией РФ.

Правовой статус личности в РФ характеризуется следующими основными чертами:

1.      права, свободы и обязанности, составляющие правовой статус, являются равными, каждая личность имеет право на равную защиту со стороны закона, независимо от каких-либо обстоятельств, юридическую возможность воспользоваться поставленными ей правами и исполнить возложенные на нее обязанности;

2.      права, свободы и обязанности личности, зафиксированные в правовых нормах, являются высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защита – главной обязанностью государства; их реализация обеспечивается государством, так и самими гражданами;

3.      права, свободы и обязанности гарантированны в интересах общества и государства, каждой личности в отдельности;

4.      права, свободы и обязанности личности выступают как единая система, постоянно расширяющая и углубляющая свое внутреннее содержание по мере цивилизации общественных отношений;

5.      права, свободы и обязанности являются необходимым условием и предпосылкой бытия личности, в определенной мере отражают природу государства;

6.      права, свободы и обязанности, входящие в правовой статус личности, характеризуются единством, которое проявляется в их социально-экономическом назначении.

Правовой статус – это ценное правовое явление, выражающее то высокое значение, которое имеет личность в обществе.

Основой правового статуса личности является ее конституционный статус, где права, свободы и обязанности в совокупности образуют единый, целостный, внутренне согласованный и целенаправленный комплекс, обладающий системными характеристиками.

Правовой статус личности это родовое понятие состоящее из четырех разновидностей: а) правовой статус российского гражданина, б) иностранного гражданина, в) лица без гражданства, г) лица, которому предоставлено убежище.


70. Компетенция естественного права.

В каждом политически организованном обществе наряду с правом в юридическом значении (субъективным и объективным) существует естественное право, которое охватывает такие, например, права, как право на жизнь, право на свободу, право на равный эквивалент при товарном обмене.

Права, относящиеся к естественным, существуют как таковые, независимо от того, закреплены они где-либо или нет; они непосредственно и императивно вытекают из естественного порядка вещей, из самой жизни, из существующих в обществе экономических, духовных и даже естественно-природных факторов. В силу этого естественные права, хотя в известной мере и зависят от условий общественной жизни, ее динамики, в своей основе являются «природными», «прирожденными», т.е. абсолютными, неизменными.

Естественные права сами по себе не выражены в каких-либо особых нормах. Они находятся за нормами. Существуя в качестве объективных требований, вытекающих из самой жизни, естественные права выступают в виде идей, представлений, а затем отражаются и в определенных нормах, особенно в наиболее близких к ним нормах-обычаях, а также в моральных и – что особенно существенно – юридических нормах.


71. Юридическое лицо.

Юридическими лицами признаются различные организации, которые имеют в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, могут от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцами и ответчиками в судах.

Юридические лица: государство, организации, хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы, государственные и муниципальные образования, общественные организации, религиозные организации, благотворительные и иные фонды.

Государственные органы являются субъектами права в различных отраслях права в пределах, определяемых актами о компетенции этих органов. Правосубъектность министерств, государственных комитетов все более дифференцируется и делегируется.

Правоспособность и дееспособность юридического лица совпадает по времени и возникает в момент его создания, под которым следует понимать момент его государственной регистрации и прекращается в момент завершения его ликвидации, когда об этом вносится запись в единый государственный реестр юридических лиц.

Право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензий, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении ее срока действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.


72. Социальная природа и причины правонарушений, пути и средства борьбы с правонарушениями.

Понять природу и причины правонарушений можно только в социально-историческом аспекте, рассматривая их как порождение определенных общественных явлений, неодинаковых в разных общественных формациях.

Анализируя правонарушения на общесоциальном уровне, как разновидность социальных отклонений, следует использовать различные подходы:

философский подход – расхождение между нормой права и поведением правонарушителя объясняется несовпадением, различием интересов и целей, закрепленных в праве, с одной стороны, и преследуемых данным субъектом – с другой. Несовпадение интересов обусловлено объективными различиями в социальном положении классов, групп, индивидов, существующими в обществе противоречиями. В конечном счете антисоциальное поведение вызывается неизбежной противоречивостью социального развития.

социологический подход – предполагает изучение социальных отклонений на более конкретном уровне (изучение образа жизни различных социальных, профессиональных, возрастных групп населения). Социологические и криминалистические исследования показывают, что деформации в образе жизни человека могут отрицательно повлиять на его поведение, а именно: оказаться источником конфликтов, вызвать отклонение от тех нраственных ценностей, которые характерны для российского общества в целом, ослабить социальный контроль, что облегчает совершение антиобщественных действий, затруднить реализацию тех законных возможностей, которые отвечают интересам субъекта.

психологический подход – весьма важным для формирования нормативных установок являются психофизиологические и биологические особенности правонарушителя. Ведь причины правонарушений заложены не только в аномалиях общественной жизни, но и в несовершенстве самого человека.

Наиболее важной проблемой борьбы с правонарушениями является их предупреждение, устранение причин и условий, порождающих вредные и опасные для общества деяния или способствующие их совершению. Правонарушения нельзя искоренить, борясь только непосредственно с ними, но существенно уменьшить их количество можно и должно.


73. Закон, его виды и особенности как нормативно-правового акта. Право и закон.

Закон – это нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой, принятый в строго определенном, особом порядке, устанавливающий основные нормы всех отраслей права и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

 Законы принимаются как федеральными органами, так и органами субъектов РФ в процессе законотворческой деятельности либо в результате непосредственного правотворчества всего народа (референдума).Процедура принятия закона предусмотрена в Конституции РФ, включая определение круга субъектов законодательной инициативы, условия прохождения законопроекта, порядок подписания и опубликования. Более подробно процесс принятия законов определяется регламентами соответствующих законодательных органов.

Закон регулирует только те общественные отношения, которые характеризуются устойчивостью, типичностью, значимостью, необходимостью законодательно отразить суверенные желания народа. В первую очередь это установление или изменение конституционных норм; закрепление прав человека и гражданина; определение форм правления, национально-государственного или административно-территориального устройства, методов осуществления государственной власти; фиксирование принципов организации и деятельности государственных органов, их структуры; определение общих начал уголовной ответственности; регламентация принципов местного самоуправления и др.

Закон занимает особое место в системе нормативно-правовых актов в силу обладания высшей юридической силой. Все остальные акты должны исходить из закона и не могут ему противоречить, в случае коллизии они считаются не имеющими юридической силы.

Закон не требует утверждения со стороны какого-либо органа, кроме необходимого технико-юридического оформления актов референдума.

Изменить или отменить закон вправе только тот орган, который его принял, причем в строго определенном порядке. Так, акт референдума может быть изменен или отменен только в результате референдума, изменения вносятся в порядке, определенном референдумом. С юридической точки зрения, приостановить или скорректировать закон могут президентские указы, но только в условиях чрезвычайного положения и в строго определенном порядке, с последующим утверждением высшим законодательным органом.

Таким образом, главными качествами закона является его первичность, особый порядок принятия, высшая юридическая сила, в связи с чем сами законы должны быть совершенны по содержанию и форме, должны строго реализовываться всеми и повсеместно, регулировать наиболее важные общественные отношения. Роль закона в современных условиях преобразования общества существенно возрастает.

74. Международное право как отрасль права. Соотношение внутригосударственного и международного права.

75. Правосознание: понятие, структура, виды. Классовое и общесоциальное правосознание.

Правосознание — это такая сфера или область сознания, которая отражает правовую действительность в форме юридических знаний и оценочных отношений к праву и практике его реализации, социально-правовых установок и ценностных ориентаций, регулирующих поведение (деятельность) людей в юридически значимых ситуациях.

Внутренняя структура правосознания включает в себя два основных элемента:

1. Правовая идеология,

2. Правовая психология.

Правовая идеология — есть систематизированное научное выражение правовых взглядов, принципов, требований общества, классов, различных социальных групп и слоев населения, отдельных индивидов. Она содержит идеи, концепции, оценку перспектив развития права, цели и задачи принятия тех или иных правовых актов, основные правовые принципы, конкретное содержание правового регулирования.

Правовая психология — это совокупность правовых чувств, настроений, ценностных отношений, желаний и переживаний, характерных для всего общества в целом или конкретной социальной группы. Включает следующие элементы:

-         общественный интерес, мотивы деятельности определенных социальных групп, вытекающие из их места в структуре общества;

-         психологический уклад, т.е. привычки, традиции, убеждения, свойственные социальным группам общества;

-         представления о праве, выработанные в социальных группах под влиянием их психического склада;

-         чувства, эмоции, настроения, связанные с правом, присущие социальным группам;

-         способы формирования представлений (настроений, чувств, эмоций) – влияние, взаимовлияние, подражание, внушение.

По субъектному составу правосознание делится на индивидуальное, групповое и общественное.

Уровни правосознания зависят от степени знания права и подразделяются на обыденное, специализированное (профессиональное) и научное (теоретическое).

От уровня и зрелости правосознания  будет зависеть качество юридических норм и эффективность реализации правовых предписаний.

Таким образом, правосознание как объективная реальность – это сложившеяся на основе права и вместе с ним система идей, представлений и понятий о праве, осознанные потребности в праве, содержащие представление о сущности, путях его развития и правопорядка в широком смысле слова.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10