Правовые вопросы создания и ликвидации акционерных обществ
В
соответствии с п. 2 ст. 69 Закона генеральный директор (директор) общества
совершает сделки от имени общества. Руководя производственной и связанной с ней деятельностью, директору как правило,
самостоятельно принимает решения и
осуществляет свои действия во взаимоотношениях общества с его партнерами в
хозяйственной и финансовой деятельности.
Все или
почти все принимаемые им решения и основанные на них действия являются рискованными, могут привести не к тем
результатам, которые они ожидали. Риск - одна
из характерных черт рыночной экономики, - это решения и практические действия,
исход которых, прогнозируемый результат может быть в разной степени вероятности
не таким, каким его ожидали, принимая решение,
возможно, прямо противоположным.
Для того,
чтобы свести действия директора к минимальному риску, закон устанавливает, в частности, определенные ограничения на
право принятия им решений, касающихся крупных сделок с контрагентами общества,
т.е. сделок, которые связаны с распоряжением
значительными финансовыми и иными средствами
(статьи 78 и 79 Закона).
Согласно п. 1
ст. 78 крупной сделкой считается сделка (в том числе заем, кредит, залог,
поручительство) или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с
приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения обществом прямо или косвенно имущества, стоимость которого
составляет 25 и более процентов балансовой стоимости активов
общества.
Из этого
общего правила сделаны исключения. Не относятся к крупным сделки:
-
совершаемые в процессе обычной хозяйственной деятельности общества;
-
связанные с размещением посредством подписки
(реализацией) обыкновенных акций общества;
-
связанные с размещением эмиссионных ценных
бумаг, конвертируемых
в обыкновенные акции общества.
Поскольку такие
сделки ст. 78 не отнесены к крупным, то при их совершении не
применяются ограничения, предусмотренные ст.ст. 79 и 80 в отношении совершения крупных сделок.
Важно отметить,
что согласно п. 1 ст. 78 обществам предоставлено право предусматривать в своих
уставах и иные случаи, при которых на совершаемые обществом сделки распространяется порядок одобрения крупных сделок. Случаи эти могут быть самыми различными.
Так, в уставе
можно предусмотреть, что сделки, предметом которых является имущество
общества, стоимость которого составляет 5 и более процентов
балансовой стоимости
активов общества, должны совершаться в том же порядке, что и крупные сделки.1
Правило,
согласно которому на сделки, совершаемые в процессе обычной хозяйственной деятельности, не распространяются
ограничения, предусмотренные в отношении
совершения крупных сделок, содержалось и в ранее действовавшей редакции п. 1 ст. 78. Практика применения этого правила
показала, что понимание деятельности - обычная или необычная - у разных лиц,
защищающих свои интересы, может быть и очень часто бывает различным.
Для
генерального директора (директора) акционерного общества, который
заинтересован в совершении подобной сделки, проще заключить сделку, не обращаясь за разрешением ни к совету директоров
(наблюдательному совету), ни к
общему собранию акционеров, просто отнеся ее к обычной хозяйственной
деятельности. Именно поэтому, в частности, судам и пришлось столкнуться с
проблемой решения вопроса, что же конкретно относится к обычной хозяйственной деятельности.
Обобщив
имеющуюся судебную практику, связанную с рассмотрением споров о законности заключения крупных сделок акционерными обществами, Пленумы Верховного и Высшего Арбитражного Судов своим
совместным Постановлением от 2 апреля 1997 г. N 4/8 дали
соответствующее разъяснение: "Установленные
статьями 78 и 79 Закона нормы, определяющие порядок заключения акционерным
обществом крупных сделок, не распространяются на сделки, совершаемые обществом в процессе осуществления обычной хозяйственной деятельности (связанные с приобретением сырья,
материалов, реализацией готовой продукции и
т.п.), независимо от стоимости имущества, приобретаемого или отчуждаемого по
такой сделке[5].
Представляется,
что такое разъяснение не намного продвинуло решение проблемы отнесения тех или
иных сделок к обычной хозяйственной деятельности. Что же касается приведенного в разъяснении примера обычной хозяйственной деятельности, то он не внес ничего нового в
трактовку ее понятия
Следует
полагать, что потребуется немало времени, чтобы окончательно сложилась практика, в том числе и судебная, применения
положений статей 78 и 79 Закона.
До
этого неизбежны различного рода злоупотребления при совершении крупных сделок, сопутствующие им споры, в том числе и
судебные. Между тем для многих контрольных органов открывается
благоприятная возможность признавать те или
иные сделки, совершенные администрацией обществ, в качестве действительных или недействительных, исходя из собственных,
не основанных на положениях Закона
представлениях о том, что относится и что
не относится к обычной хозяйственной
деятельности. Принимаемые этими органами
решения неизбежно приведут к многочисленным случаям необоснованной ответственности руководящих работников обществ.
Порядок одобрения крупной сделки
Законом от 7 августа 2001 г. текст
ст. 79 полностью изложен в новой редакции.
В него дополнительно включены положения п.п. 1, 4, 5, 6 и 7. В остальной текст
ст. 79 внесены уточнения.
В частности,
как совет директоров (наблюдательный совет), так и общее собрание акционеров в новой редакции ст. 79 принимают решение не о совершении крупной сделки, а об ее одобрении. Такое
изменение формулировки вполне оправдано: совет директоров
(наблюдательный совет) и общее собрание
акционеров именно одобряют крупную сделку, давая тем самым директору общества полномочия заключить от имени общества
соответствующий договор.
В случае, если совет
директоров (наблюдательный совет) выносит на решение общего собрания акционеров вопрос об одобрении крупной сделки (п. 2
ст. 79), то собрание принимает решение по этому вопросу простым большинством голосов акционеров-владельцев голосующих
акций, принимающих участие в собрании.[6]
Как следует из
текста п. 1 ст. 79, решение об одобрении крупной сделки может быть принято
советом директоров (наблюдательным советом) или общим собранием акционеров
общества исключительно в порядке, предусмотренном этой статьей. Это положение
было внесено в текст ст. 79 не случайно: практика применения положений ст.ст.
78 и 79 Закона изобилует их многочисленными
нарушениями.
Также не случайно в текст ст. 79
включен п. 6, согласно которому крупная
сделка, совершенная с нарушением требований настоящей статьи, может быть
признана недействительной по иску общества или акционера. Таким образом,
любой акционер, владеющий хотя бы одной акцией общества, вправе обратиться в суд с иском о признании крупной
сделки недействительной.
Согласно
п. 2 ст. 79 решение об одобрении крупной сделки, предметом которой является
имущество, стоимость которого составляет от 25 до 50 процентов балансовой
стоимости активов общества, принимается советом директоров
(наблюдательным советом) единогласно. В этом случае в голосовании должен принять участие весь его списочный состав.
Если кто-либо
из членов совета на момент голосования выбыл из его состава, то их голоса не учитываются. В тех случаях, когда хотя бы один
член
совета не участвует в его заседании, совег
не вправе принимать решение по этому вопросу.
Если при
голосовании мнения членов совета разделились, единогласие не было
достигнуто, это означает, что совет сделку не одобрил. После этого совет может принять (не принять) простым
большинством голосов решение о вынесении вопроса об одобрении сделки на
рассмотрение общего собрания акционеров. Для этого вопрос об одобрении
сделки должен быть включен в установленном
порядке в повестку дня общего собрания акционеров.
Крупная сделка
(п. 3 ст. 79), предметом которой является имущество, стоимость которого
составляет более 50 процентов балансовой стоимости активов
общества, может быть одобрена только решением общего собрания акционеров. При этом собрание принимает такое
решение большинством в три четверти
голосов акционеров-владельцев голосующих акций общества, участвующих в работе
собрания.
Приобретение 30 и более процентов
обыкновенных акций общества
Согласно п. 1 ст. 80 лицо
(юридическое, физическое), имеющее намерение
самостоятельно (от своего имени) или совместно со своим аффилированным лицом (лицами) приобрести 30 и более процентов
размещенных (принадлежащих
акционерам) обыкновенных акций общества (с учетом количества уже принадлежащих ему акций), обязано не ранее чем
за 90 дней и не позднее чем за 30 дней до даты приобретения акций
направить в общество, а точнее, -в его
совет директоров (наблюдательный совет), письменное уведомление о своем намерении приобрести указанные акции.
Согласно п. 2
ст. 80 указанное выше лицо, которое приобрело 30 и более процентов размещенных обыкновенных акций общества, обязано предложить всем другим акционерам общества продать ему
принадлежащие им обыкновенные акции общества и эмиссионные
ценные бумаги общества, конвертируемые в
обыкновенные акции.
Такая продажа
должна быть произведена по рыночной цене этих ценных бумаг, но
ниже их средневзвешенной цены за шесть месяцев, предшествующих дате приобретения.
В то же время
п. 2 ст. 80 предусмотрено, что уставом общества или решением общего собрания
акционеров может быть предусмотрено освобождение упомянутого выше лица от обязанности выкупать у акционеров обыкновенные акции и ценные бумаги, конвертируемые в обыкновенные
акции. Решение общего собрания акционеров об освобождении от такой обязанности
может быть принято простым большинством
голосов владельцев голосующих акций, принимающих
участие в собрании, за исключением голосов по акциям, принадлежащим указанному лицу и его аффилированным
лицам.
Приобретение кем-либо контрольного пакета обыкновенных
акций общества часто невыгодно основной массе акционеров, особенно обществ,
созданных в процессе приватизации государственных и муниципальных
предприятий. В целях защиты интересов этих акционеров целесообразно воспользоваться
правом ограничения количества акций, принадлежащих одному лицу, предусмотренным пунктом 3 статьи 11 Закона.
Согласно этому пункту, уставом общества могут быть установлены ограничения
количества акций, принадлежащих одному акционеру, и их суммарной
номинальной стоимости, а также
максимального числа голосов, предоставляемых одному акционеру.
Согласно п. 3
ст. 80 предложение лица, которое приобрело обыкновенные акции в порядке, предусмотренном этой статьей, о приобретении обыкновенных
акций общества направляется всем акционерам-владельцам обыкновенных акций в письменной форме. В свою очередь,
акционер (п. 4 ст. 80) вправе принять это предложение в срок не более 30 дней с
момента получения предложения. Акции
должны быть у него приобретены и оплачены не позднее 15 дней с даты принятия
акционером предложения.
Известный интерес
представляет текст п. 6 ст. 80, согласно которому лицо, приобретшее акции с
нарушениями требований настоящей статьи, вправе голосовать на общем собрании акционеров по акциям, общее количество которых
не превышает количества акций, приобретенных им с соблюдением требований настоящей статьи. Отсюда прямо следует,
что можно покупать акции и с
нарушением требований настоящей статьи.
В этом случае
не дают права голоса на собрании те акции, которые куплены незаконно. Если,
например, некто купил единовременно 50 процентов обыкновенных акций общества,
из них 10 процентов незаконно, то он вправе голосовать 40 процентами акций.
В соответствии с п. 7 ст. 80
правила настоящей статьи распространяются на
приобретение каждых 5 процентов размещенных обыкновенных акций свыше 30 процентов размещенных обыкновенных акций
общества. Это, видимо, означает, что владелец более 30 процентов обыкновенных
акций общества вправе приобрести дополнительно 5 и более процентов
размещенных обыкновенных акций общества
только в порядке, предусмотренном ст. 80. Если же он каждый раз приобретает
менее 5 процентов таких акций, то положения ст. 80 на такую сделку не
распространяются.
В ст.ст.
80-82 Закона упоминаются так называемые "аффилированные лица". В
тексте Закона это понятие не раскрывается. Не раскрывается оно и в ст. 93
"Информация об аффилированных лицах общества" Закона, хотя там и говорится
о том, что лицо признается аффилированным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
В этой связи отметим, что
согласно ранее действовавшему тексту ст. 93 лицо признавалось аффилированным в
соответствии с требованиями антимонопольного
законодательства Российской Федерации. Государственная программа защиты инвесторов на 1998-1999 г. содержала
поручение о разработке проекта
федерального закона об аффилированных лицах. Однако такой закон еще не принят. Скорее всего, упоминание об
антимонопольном законодательстве
было изъято из текста ст. 93 в расчете на то, что рано или поздно, но будет принят закон об аффилированных лицах.
Пока он не
будет принят, ничего не остается делать, как руководствоваться антимонопольным законодательством, обратившись за
соответствующими разъяснениями к авторитетному мнению
специалистов.
Как
справедливо констатирует И.В.Редькин в статье "Аффилированные лица по
законодательству РФ: правовое регулирование, теория и практика",
российское законодательство не дает детального определения самого термина
"аффилированные лица". В законодательных актах лишь раскрываются условия,
при которых отдельные лица или группы юридических лиц и (или) физических лиц становятся аффилированными[7].
Заметим,
что сам термин "аффилированные лица" заимствован из англоамериканской
практики и обозначает физическое или юридическое лицо, способное оказывать
влияние на деятельность компании. Условия, при которых юридические и физические
лица становятся аффилированными, приводятся в Законе РСФСР "О конкуренции
и монополистической деятельности на товарных
рынках" (в редакции законов РФ от 24 июня 1992 г. и 15 июля 1992 г., федеральных законов от 25 мая 1995 г. и 6 мая
1998 г.). В этом же законе закрепляется в самом общем виде понятие
"аффилированных лиц".
В статье
4 указанного Закона под аффилированными лицами понимаются физические и
юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических и
(или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность. В круг аффилированных лиц в соответствии с этим Законом включены:
- члены
совета директоров или иного коллегиального органа управления,
члены коллегиального исполнительного органа,
а также лицо, осуществляю
щее полномочия его единоличного исполнительного органа (директор, прези
дент и др.);
- лица, принадлежащие к той группе, к которой принадлежит
данное
юридическое лицо;
- лица, которые имеют право распоряжаться более чем 20
процентами
общего количества голосов, приходящихся на
акции (вклады, доли), состав
ляющие уставный (складочный) капитал данного
юридического лица;
- юридическое лицо, в котором данное юридическое лицо имеет
право
распоряжаться более чем 20 процентами общего
количества голосов, прихо
дящихся на акции (вклады, доли), составляющие
уставный капитал данного
юридического лица;
- если юридическое лицо является участников
финансово-промышленной
группы (далее ФПГ), к его аффилированным лицам
относятся члены совета
директоров или иного коллегиального органа
управления, члены коллегиаль
ного исполнительного органа ФПГ, а также лицо, осуществляющее полномо
чия единоличного исполнительного органа ФПГ.
Согласно
этой же статье Закона понятие "аффилированных лиц" включает в себя
также широкий круг субъектов, входящих в понятие "группа лиц".
И.В.Редькин отмечает, что Закон четко не разграничивает эти два понятия,
которые во многом пересекаются. Также нелогично и то, что Закон впоследствии
не упоминает термин "аффилированные лица", а оперирует термином
"группа лиц". Исходя из этого, можно сделать вывод, что термин
"аффилированные лица" не используется в
антимонопольных целях и раскрывается в Законе о
конкуренции и ограничении монополистической деятельности только для его использования в других правовых
институтах.
Поэтому
отраслевая специфика регулирования отношений между аффилированными лицами
состоит в том, что понятие "аффилированные лица" содержится в
антимонопольном законодательстве, а его использование осуществляется в самых различных правовых институтах
(корпоративное право, рынок ценных бумаг, к
которым относятся также акции, и др.).
Что касается
упомянутой выше "группы лиц", то согласно статье 4 под ней
понимается группа юридических и (или) физических лиц, применительно к которым выполняется одно или несколько следующих
условий:
- лицо или несколько лиц в результате соглашения
(согласованных дейст
вий) имеют право прямо или косвенно распоряжаться (в том числе на
основа
нии договора купли-продажи, доверительного управления, о совместной дея
тельности, поручения и иных сделок) более
чем 50 процентов от общего ко
личества голосов, приходящихся на
акции (вклады, доли), составляющие ус
тавной капитал юридического лица;
- лицо или несколько лиц получили возможность на основании
договора
или иным образом определять решения,
принимаемые другим лицом (лица
ми), в том числе определять условия ведения
другим лицом (лицами) пред
принимательской деятельности либо осуществлять полномочия исполнитель
ного органа других лиц на основании
договора;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|