бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Правовые вопросы создания и ликвидации акционерных обществ бесплатно рефераты

По общему правилу реорганизация осуществляется добровольно в порядке, предусмотренном Законом об АО (ст. 15).

Решение о реорганизации принимается общим собранием акционеров большинством в три четверти голосов, при этом вопрос на общее собрание выносится по предложению совета директоров (наблюдательного совета), ес­ли иное не предусмотрено уставом. В голосовании по данному вопросу при­нимают участие владельцы обыкновенных акций, а также владельцы привиле­гированных акций (ст. 32 Закона об АО). Акционеры, голосовавшие против принятия решения о реорганизации или не участвовавшие в голосовании, вправе в соответствии со ст. 75 Закона об АО требовать выкупа принадлежа­щих им акций.

После принятия решения о реорганизации общество не позднее 30 дней обязано в письменной форме уведомить оо этом своих кредиторов. Последние вправе требовать досрочного исполнения или прекращения обязательств и возмещения убытков путем направления письменного уведомления в сле­дующие сроки:

-   не позднее 30 дней с даты направления кредитору уведомления о реорга­
низации в форме слияния, присоединения или преобразования;

-   не позднее 60 дней с даты направления кредитору уведомления о реорга­
низации в форме разделения или выделения.

О предстоящей реорганизации акционерное общество обязано сообщить налоговым органам в десятидневный срок с момента принятия решения о ре­организации. Впоследствии к вновь созданным в порядке реорганизации ак­ционерным обществам не может быть применена ответственность за наруше­ние налогового законодательства, если налоговый орган до окончания процесса реорганизации не выявил совершенные реорганизованным обществом пра­вонарушения.

При реорганизации акционерного общества к вновь возникшим юридиче­ским лицам переходят права и обязанности реорганизованного общества в со­ответствии с передаточным актом (при слиянии, присоединении, преобразо­вании) или разделительным балансом (при разделении и выделении).

Передаточный акт и разделительный баланс должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизуемого общества, в том числе оспариваемых, в отношении всех его кредиторов и должников. Если разделительный баланс не дает возможности определить правопреемника ре­организованного общества, то вновь возникшие юридические лица несут со­лидарную ответственность по обязательствам реорганизованного общества перед его кредиторами. Передаточный акт и разделительный баланс следует относить к числу первичных бухгалтерских учетных документов, на основа­нии которых ведется бухгалтерский учет. Основой составления этих докумен­тов служат данные бухгалтерского учета реорганизуемого общества (об­ществ), по своим показателям они должны соответствовать балансам ранее действовавших обществ.

Разделительный баланс и передаточный акт относятся к числу документов, которые должны быть представлены в регистрирующий орган, в противном случае данное обстоятельство может служить основанием для отказа в госу­дарственной регистрации вновь возникшего юридического лица (лиц), следо­вательно, наравне с уставом общества их можно отнести по правовой природе к учредительным документам общества.

Общество считается реорганизованным с момента государственной регист­рации вновь возникшего юридического лица, за исключением реорганизации в форме присоединения, здесь реорганизация считается завершенной в мо­мент внесения записи о прекращении деятельности присоединенного общест­ва в единый государственный реестр юридических лиц.

При реорганизации встает вопрос о конвертации акций реорганизованных обществ.

Порядок эмиссии ценных бумаг при реорганизации общества установлен стандартами эмиссии акций и облигаций и их проспектов эмиссии при реор­ганизации   коммерческих   организаций[2].

При реорганизации также должен быть решен вопрос о формировании ус­тавного капитала. В отношении уставного капитала действуют следующие правила:

1. Уставный капитал акционерного общества, созданного в процессе слия-

ния, присоединения, преобразования, может быть больше уставного капитала (их сумм) реорганизуемых организаций.

2.       Сумма уставных капиталов обществ, созданных в процессе разделения,
может быть больше уставного капитала реорганизуемого общества.

3.       Превышение уставного капитала возможно только за счет внутренних
средств общества (эмиссионного дохода, перераспределенной прибыли и т.д.).

4.       Сумма уставных капиталов общества, реорганизуемого путем выделения,
и выделенного общества может быть больше, равна или меньше уставного ка­
питала реорганизуемого общества.

5.       Уставный капитал общества, созданного в процессе реорганизации, не
может превышать стоимость его чистых активов.

Процедура реорганизации, последовательность принятия соответствующих решений определяется способом реорганизации.

В процессе проведения реорганизации обществ путем слияния можно вы­делить следующие этапы:

-   вынесение советом директоров (наблюдательным советом) каждого обще­ства, участвующего в слиянии, вопроса о реорганизации общества путем
слияния;

-   общество заключает договор о слиянии, в котором определяются порядок
и условия слияния, а также порядок конвертации акций каждого общества в
акции и (или) иные ценные бумаги нового общества;

-   совет директоров (наблюдательный совет) выносит на общее собрание ак­ционеров каждого общества, участвующего в слиянии, вопросы о реорганиза­ции в форме слияния, об утверждении договора о слиянии и об утверждении
передаточного акта;

-   проведение совместного общего собрания акционеров обществ, участ­вующих в слиянии, на котором утверждается устав и избирается совет дирек­торов (наблюдательный совет) вновь возникающего общества;

- государственная регистрация вновь возникающего общества.
Процедура проведения присоединения во многом совпадает с процедурой

проведения слияния. Заключается договор о присоединении, в котором опре­деляется порядок конвертации акций присоединяемого общества в акции и (или) ценные бумаги общества, к которому осуществляется присоединение.

Главное отличие состоит в следующем: совместное общее собрание акцио­неров принимает решение о внесении изменений и дополнений в устав обще­ства, к которому осуществляется присоединение, и в случае необходимости -по другим вопросам.

При присоединении может возникнуть проблема утраты участия акционера присоединяемого общества в случае, если имеющихся у него акций недоста­точно для конвертации в акции общества, к которому осуществляется присое-

динение.

При разделении общества общее собрание акционеров реорганизуемого общества по предложению совета директоров (наблюдательного совета) ре­шает вопросы о реорганизации общества в порядке разделения, порядке и ус­ловиях реорганизации, создании новых обществ и порядке конвертации акций реорганизуемого общества в акции и (или) иные ценные бумаги создаваемых обществ.

Общее собрание акционеров каждого из вновь создаваемых обществ при­нимает решение об утверждении его устава и избрании совета директоров (наблюдательного совета).

В результате разделения могут возникнуть два и более обществ, каждое из которых подлежит государственной регистрации.

Процедура выделения общества предполагает принятие решения общим со­бранием акционеров реорганизуемого общества по предложению совета ди­ректоров (наблюдательного совета) о реорганизации общества в форме выде­ления, порядке и условиях осуществления выделения, о создании нового об­щества, возможности конвертации акций общества в акции и (или) иные цен­ные бумаги выделяемого общества и порядке такой конвертации, об утвер­ждении разделительного баланса.

Общее собрание акционеров выделенного общества решает вопросы об ут­верждении устава общества и избрании органов управления обществом.

Преобразование акционерного общества осуществляется по решению обще­го собрания акционеров в общество с ограниченной ответственностью или производственный кооператив. Должны быть решены вопросы о преобразова­нии, порядке и условиях осуществления преобразования, порядке обмена ак­ций общества на вклады участников общества с ограниченной ответственно­стью или паи членов производственного кооператива.

Если реорганизуемое общество осуществляло деятельность, подлежащую лицензированию, то общество, созданное в процессе преобразования, переоформляет доку­менты, подтверждающие наличие лицензии. В отношении же других обществ, созданных в порядке реорганизации, действует обычный порядок получения лицензии[3].

В) Ликвидация акционерного общества.

Ликвидация влечет за собой прекращение общества без перехода прав и обязанностей.

Акционерное общество может быть ликвидировано:

-   добровольно по решению общего собрания акционеров;

-   принудительно на основании решения суда по требованию уполномоченных государственных органов в случае осуществления запрещенной законом деятельности, осуществления деятельности без лицензии либо в связи с гру­бым нарушением законов или иных правовых актов, а также в иных случаях, предусмотренных действующим законодательством.

К особым случаям принудительной ликвидации можно отнести прекраще­ние общества, созданного до вступления в силу Закона об АО и не приведше­го свой устав в соответствие с требованиями этого нормативного акта. Учре­дительные документы общества, не приведенные в соответствие с Законом, считаются недействительными (п. 3 ст. 94 Закона об АО). В совместном по­становлении высших судебных инстанций разъяснено, что в этом случае об­щество может быть ликвидировано на основании п. 2 ст. 61 ГК РФ по требо­ванию государственного органа или органа местного самоуправления, кото­рому предоставлено право предъявлять такие требования. При этом обществу должно быть предложено устранить несоответствие его устава Закону об АО и зарегистрировать изменения. В случае если общество не сделает этого, суд только тогда может решить вопрос о ликвидации общества.

В случае добровольной ликвидации общества решение принимается общим собранием акционеров в три четверти голосов акционеров - владельцев голо­сующих акций, при этом владельцы привилегированных акций участвуют в собрании с правом голоса (п. 3 ст. 32 Закона об АО) и назначается ликвидаци­онная комиссия. Законодательство не устанавливает особых требований к членам ликвидационной комиссии, за исключением случая, если акционером общества является государство или муниципальное образование. В данном случае в состав ликвидационной комиссии должен входить представитель со­ответствующего комитета по управлению имуществом или фонда имущества, или соответствующего органа местного самоуправления. О принятом реше­нии ликвидировать общество сообщается органу, осуществляющему государ­ственную регистрацию юридических лиц, с ним же согласуется состав ликви­дационной комиссии. В единый государственный реестр юридических лиц вносится запись о том, что акционерное общество находится в процессе лик­видации.

С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят все пол­номочия по управлению делами общества, она выступает от имени общества в суде.

Ликвидационная комиссия помещает в печати сообщение о ликвидации общества, порядке и сроках предъявления претензий кредиторами. Срок для предъявления претензий не может быть менее двух месяцев.

Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов, письменно извещает их о ликвидации и принимает меры к получению деби­торской задолженности.

По окончанию сроков для предъявления требований кредиторами ликвида­ционная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, отра­жающий имущественное положение общества, содержащий данные о выяв­ленной кредиторской и дебиторской задолженности, результатах рассмотре­ния требований кредиторов.

Промежуточный ликвидационный баланс согласовывается с регистрирую­щим органом и утверждается общим собранием акционеров.

Далее, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества обще­ства с публичных торгов, если недостаточно денежных средств для удовле­творения требований кредиторов.

На основании промежуточного ликвидационного баланса производятся вы­платы кредиторам согласно очередности, установленной ГК РФ. При недоста­точности имущества ликвидируемого акционерного общества оно распреде­ляется между кредиторами пропорционально сумме требований. Требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества, считаются погашенными. После окончания расчетов с кредиторами ликвидационная ко­миссия составляет окончательный ликвидационный баланс, который согласу­ется с регистрирующим органом и утверждается общим собранием акционе­ров. Имущество, оставшееся после завершения расчетов, распределяется лик­видационной комиссией между акционерами в очередности, установленной ст. 23 Закона об АО:

-   в первую очередь осуществляются выплаты акционерам, имеющим право
требовать выкупа акций;

-   во вторую очередь осуществляются выплаты начисленных, но не выпла­ченных дивидендов по привилегированным акциям, и ликвидационной стои­мости по привилегированным акциям;

-   в третью очередь осуществляется распределение имущества между акцио­нерами - владельцами привилегированных и обыкновенных акций.

Акционерное общество считается ликвидированным, а процесс ликвидации завершенным с момента внесения соответствующей записи в единый государ­ственный реестр юридических лиц.


 1.2. Некоторые правовые вопросы создания акционерного общества на базе имущества должника

Реформа российского законодательства о несостоятельности (банкротст­ве) получила свое выражение в новой редакции Федерального закона[4]. Появление но­вой восстанавливающей платежеспособность должника процедуры финансо­вого оздоровления, более детальная регламентация процедуры внешнего управления красноречиво свидетельствуют о приоритета/с законодателя - со-

хранить должника и восстановить его платежеспособность. Новый Закон внес существенные изменения по сравнению с прежним порядком.

Определение внешнего управления не изменилось, это по-прежнему про­цедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности (ст.2 Закона). Одно из главных отличий внешнего управ­ления от процедуры финансового оздоровления состоит в том, что руководи­тель должника отстраняется от выполнения своих обязанностей и назначается внешний управляющий. На внешнего управляющего возлагается осуществле­ние мер по восстановлению платежеспособности должника, предусмотренных ст. 109 Закона. В числе таких мер названы:

-  перепрофилирование производства;

-  закрытие нерентабельных производств;

-  взыскание дебиторской задолженности;

-  продажа части имущества должника;

-  уступка прав требования должника;

-  исполнение обязательств должника собственником имущества должни­ка унитарного  предприятия,  учредителями  (участниками)  должника либо
третьим лицом или третьими лицами;

-  увеличение уставного капитала должника за счет взносов участников и
третьих лиц;

-  размещение дополнительных обыкновенных акций должника;

-  продажа предприятия должника;

-  замещение активов должника;

-  иные меры по восстановлению платежеспособности должника.

Все перечисленные меры должны быть включены в план внешнего управления, который утверждается в установленном порядке собранием кре­диторов (ст.107 Закона). Итогом их осуществления должно стать согласно п.1 ст. 106 Закона полное восстановление платежеспособности должника, т.е. от­сутствие признаков банкротства, установленных ст. З Закона.

Следует отметить, что для признания проведения внешнего управления успешным недостаточно констатации отсутствия признаков банкротства. По­сле удовлетворения требований кредиторов должник должен иметь возмож­ность продолжать хозяйственную деятельность. Исходя из этого можно ут­верждать, что цель внешнего управления не только восстановить платежеспо­собность должника, но и обеспечить его последующую деятельность.

Для России характерен существенно низкий процент завершения внешне­го управления восстановлением платежеспособности должника. Большинство должников переходит из этой процедуры в конкурсное производство. Однако драматическим такой исход чаще всего бывает для собственника имущества должника или его учредителей (участников). С точки зрения кредиторов подобная ситуация не так плоха, как может показаться. Они могут рассчитывать на получение хотя бы какой-то части долга, в то время как при отсутствии процедур банкротства в отношении должника каждый отдельный кредитор имел бы гораздо меньше шансов получить причитающееся ему. Естественно, речь идет о проведении внешнего управления с соблюдением прав и интере­сов всех участников процедуры.

Несмотря на ликвидацию юридического лица-должника в ходе конкурс­ного производства, его бизнес может быть сохранен, и с точки зрения эконо­мической эффективности это большой плюс. Подобное возможно, когда пла­ном внешнего управления была предусмотрена продажа бизнеса или создание акционерного общества на базе имущества должника. Вопросы последнего следует осветить подробнее.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7