Правовые вопросы создания и ликвидации акционерных обществ
По общему
правилу реорганизация осуществляется добровольно в порядке, предусмотренном
Законом об АО (ст. 15).
Решение
о реорганизации принимается общим собранием акционеров большинством
в три четверти голосов, при этом вопрос на общее собрание выносится по предложению совета директоров
(наблюдательного совета), если иное не предусмотрено уставом. В голосовании по
данному вопросу принимают участие владельцы обыкновенных акций, а также
владельцы привилегированных акций (ст. 32 Закона об АО). Акционеры,
голосовавшие против принятия решения о
реорганизации или не участвовавшие в голосовании, вправе в соответствии
со ст. 75 Закона об АО требовать выкупа принадлежащих им акций.
После
принятия решения о реорганизации общество не позднее 30 дней обязано в письменной форме уведомить оо этом своих
кредиторов. Последние вправе требовать
досрочного исполнения или прекращения обязательств и возмещения
убытков путем направления письменного уведомления в следующие сроки:
- не позднее 30 дней с даты направления кредитору
уведомления о реорга
низации в форме слияния, присоединения или
преобразования;
- не позднее 60 дней с даты направления кредитору
уведомления о реорга
низации в форме разделения или выделения.
О предстоящей реорганизации
акционерное общество обязано сообщить налоговым
органам в десятидневный срок с момента принятия решения о реорганизации.
Впоследствии к вновь созданным в порядке реорганизации акционерным обществам
не может быть применена ответственность за нарушение налогового
законодательства, если налоговый орган до окончания процесса реорганизации не выявил совершенные
реорганизованным обществом правонарушения.
При реорганизации акционерного
общества к вновь возникшим юридическим
лицам переходят права и обязанности реорганизованного общества в соответствии с передаточным актом (при слиянии,
присоединении, преобразовании) или разделительным балансом (при разделении и
выделении).
Передаточный
акт и разделительный баланс должны содержать положения о правопреемстве
по всем обязательствам реорганизуемого общества, в том числе оспариваемых, в
отношении всех его кредиторов и должников. Если разделительный баланс не дает возможности определить правопреемника реорганизованного
общества, то вновь возникшие юридические лица несут солидарную ответственность
по обязательствам реорганизованного общества перед
его кредиторами. Передаточный акт и разделительный баланс следует относить
к числу первичных бухгалтерских учетных документов, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Основой
составления этих документов служат
данные бухгалтерского учета реорганизуемого общества (обществ), по своим показателям они должны
соответствовать балансам ранее действовавших обществ.
Разделительный
баланс и передаточный акт относятся к числу документов, которые
должны быть представлены в регистрирующий орган, в противном случае данное обстоятельство может служить
основанием для отказа в государственной регистрации вновь возникшего
юридического лица (лиц), следовательно, наравне с уставом общества их можно
отнести по правовой природе к
учредительным документам общества.
Общество
считается реорганизованным с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица, за исключением
реорганизации в форме присоединения, здесь реорганизация
считается завершенной в момент внесения
записи о прекращении деятельности присоединенного общества в единый государственный реестр юридических лиц.
При
реорганизации встает вопрос о конвертации акций реорганизованных обществ.
Порядок эмиссии
ценных бумаг при реорганизации общества установлен стандартами эмиссии акций и
облигаций и их проспектов эмиссии при реорганизации коммерческих организаций[2].
При реорганизации также
должен быть решен вопрос о формировании уставного
капитала. В отношении уставного капитала действуют следующие правила:
1. Уставный капитал акционерного общества, созданного в процессе слия-
ния, присоединения,
преобразования, может быть больше уставного капитала (их сумм) реорганизуемых организаций.
2.
Сумма уставных капиталов обществ, созданных в
процессе разделения,
может быть больше уставного капитала
реорганизуемого общества.
3.
Превышение уставного капитала возможно только
за счет внутренних
средств общества (эмиссионного дохода,
перераспределенной прибыли и т.д.).
4.
Сумма уставных капиталов общества,
реорганизуемого путем выделения,
и выделенного общества может быть больше, равна или меньше уставного ка
питала реорганизуемого общества.
5.
Уставный капитал общества, созданного в
процессе реорганизации, не
может превышать стоимость его чистых
активов.
Процедура
реорганизации, последовательность принятия соответствующих решений определяется
способом реорганизации.
В
процессе проведения реорганизации обществ путем слияния можно выделить следующие этапы:
- вынесение советом директоров (наблюдательным советом)
каждого общества, участвующего в слиянии, вопроса о
реорганизации общества путем
слияния;
- общество
заключает договор о слиянии, в котором определяются порядок
и условия слияния, а также порядок
конвертации акций каждого общества в
акции и (или) иные ценные бумаги
нового общества;
- совет директоров (наблюдательный совет) выносит на общее
собрание акционеров каждого общества, участвующего в слиянии, вопросы о
реорганизации в форме слияния, об утверждении договора
о слиянии и об утверждении
передаточного акта;
- проведение совместного общего собрания акционеров
обществ, участвующих в слиянии, на котором утверждается устав и избирается совет
директоров (наблюдательный совет) вновь
возникающего общества;
- государственная регистрация вновь возникающего
общества.
Процедура проведения присоединения во
многом совпадает с процедурой
проведения слияния. Заключается договор о
присоединении, в котором определяется
порядок конвертации акций присоединяемого общества в акции и (или) ценные бумаги общества, к которому осуществляется
присоединение.
Главное
отличие состоит в следующем: совместное общее собрание акционеров принимает решение о внесении изменений и дополнений
в устав общества, к которому осуществляется присоединение, и в случае
необходимости -по другим вопросам.
При
присоединении может возникнуть проблема утраты участия акционера присоединяемого
общества в случае, если имеющихся у него акций недостаточно для конвертации в
акции общества, к которому осуществляется присое-
динение.
При
разделении общества общее собрание акционеров реорганизуемого общества
по предложению совета директоров (наблюдательного совета) решает вопросы о реорганизации общества в порядке
разделения, порядке и условиях
реорганизации, создании новых обществ и порядке конвертации акций реорганизуемого общества в акции и (или) иные
ценные бумаги создаваемых обществ.
Общее собрание
акционеров каждого из вновь создаваемых обществ принимает решение об утверждении его устава и избрании совета директоров (наблюдательного совета).
В
результате разделения могут возникнуть два и более обществ, каждое из которых подлежит государственной регистрации.
Процедура
выделения общества предполагает принятие решения общим собранием акционеров реорганизуемого общества по предложению совета директоров
(наблюдательного совета) о реорганизации общества в форме выделения, порядке и
условиях осуществления выделения, о создании нового общества, возможности
конвертации акций общества в акции и (или) иные ценные бумаги
выделяемого общества и порядке такой конвертации, об утверждении разделительного баланса.
Общее
собрание акционеров выделенного общества решает вопросы об утверждении устава
общества и избрании органов управления обществом.
Преобразование
акционерного общества осуществляется по решению общего собрания акционеров в общество с ограниченной ответственностью или производственный кооператив. Должны быть решены вопросы о
преобразовании, порядке и условиях осуществления
преобразования, порядке обмена акций общества на вклады участников общества с
ограниченной ответственностью или паи
членов производственного кооператива.
Если
реорганизуемое общество осуществляло деятельность, подлежащую лицензированию,
то общество, созданное в процессе преобразования, переоформляет документы, подтверждающие наличие лицензии. В отношении же
других обществ, созданных в порядке реорганизации, действует
обычный порядок получения лицензии[3].
В) Ликвидация акционерного общества.
Ликвидация
влечет за собой прекращение общества без перехода прав и обязанностей.
Акционерное общество может
быть ликвидировано:
-
добровольно по решению общего собрания
акционеров;
-
принудительно на основании решения суда по требованию уполномоченных
государственных органов в случае осуществления запрещенной законом
деятельности, осуществления деятельности без лицензии либо в связи с грубым нарушением законов или иных правовых актов, а
также в иных случаях, предусмотренных
действующим законодательством.
К особым случаям принудительной
ликвидации можно отнести прекращение
общества, созданного до вступления в силу Закона об АО и не приведшего свой
устав в соответствие с требованиями этого нормативного акта. Учредительные
документы общества, не приведенные в соответствие с Законом, считаются недействительными (п. 3 ст. 94 Закона об
АО). В совместном постановлении
высших судебных инстанций разъяснено, что в этом случае общество может быть ликвидировано на основании п. 2
ст. 61 ГК РФ по требованию государственного органа или органа местного
самоуправления, которому предоставлено
право предъявлять такие требования. При этом обществу должно быть предложено устранить несоответствие
его устава Закону об АО и
зарегистрировать изменения. В случае если общество не сделает этого, суд только
тогда может решить вопрос о ликвидации общества.
В
случае добровольной ликвидации общества решение принимается общим собранием
акционеров в три четверти голосов акционеров - владельцев голосующих акций,
при этом владельцы привилегированных акций участвуют в собрании с правом голоса
(п. 3 ст. 32 Закона об АО) и назначается ликвидационная комиссия. Законодательство не устанавливает особых требований к членам ликвидационной комиссии, за исключением случая,
если акционером общества является государство или муниципальное образование. В
данном случае в состав ликвидационной
комиссии должен входить представитель соответствующего комитета по управлению имуществом или фонда имущества, или соответствующего органа местного
самоуправления. О принятом решении
ликвидировать общество сообщается органу, осуществляющему государственную
регистрацию юридических лиц, с ним же согласуется состав ликвидационной
комиссии. В единый государственный реестр юридических лиц вносится запись о
том, что акционерное общество находится в процессе ликвидации.
С момента
назначения ликвидационной комиссии к ней переходят все полномочия по
управлению делами общества, она выступает от имени общества в суде.
Ликвидационная
комиссия помещает в печати сообщение о ликвидации общества,
порядке и сроках предъявления претензий кредиторами. Срок для предъявления претензий не может быть менее двух
месяцев.
Ликвидационная
комиссия принимает меры к выявлению кредиторов, письменно извещает их о ликвидации и принимает меры к получению дебиторской
задолженности.
По окончанию
сроков для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия
составляет промежуточный ликвидационный баланс, отражающий имущественное
положение общества, содержащий данные о выявленной
кредиторской и дебиторской задолженности, результатах рассмотрения требований кредиторов.
Промежуточный
ликвидационный баланс согласовывается с регистрирующим органом и утверждается
общим собранием акционеров.
Далее,
ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества общества с публичных
торгов, если недостаточно денежных средств для удовлетворения требований
кредиторов.
На
основании промежуточного ликвидационного баланса производятся выплаты
кредиторам согласно очередности, установленной ГК РФ. При недостаточности имущества ликвидируемого акционерного общества
оно распределяется между кредиторами пропорционально сумме требований.
Требования кредиторов, не удовлетворенные из-за
недостаточности имущества, считаются погашенными.
После окончания расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет
окончательный ликвидационный баланс, который согласуется с регистрирующим
органом и утверждается общим собранием акционеров. Имущество, оставшееся после
завершения расчетов, распределяется ликвидационной
комиссией между акционерами в очередности, установленной ст. 23 Закона об АО:
-
в первую очередь осуществляются выплаты акционерам, имеющим право
требовать выкупа акций;
-
во вторую очередь осуществляются выплаты
начисленных, но не выплаченных
дивидендов по привилегированным акциям, и ликвидационной стоимости по привилегированным акциям;
-
в третью очередь осуществляется
распределение имущества между акционерами - владельцами привилегированных и
обыкновенных акций.
Акционерное
общество считается ликвидированным, а процесс ликвидации завершенным с момента
внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц.
Реформа
российского законодательства о несостоятельности (банкротстве)
получила свое выражение в новой редакции Федерального закона[4]. Появление новой восстанавливающей платежеспособность должника
процедуры финансового оздоровления, более детальная регламентация процедуры
внешнего управления красноречиво
свидетельствуют о приоритета/с законодателя - со-
хранить должника и восстановить его
платежеспособность. Новый Закон внес существенные
изменения по сравнению с прежним порядком.
Определение
внешнего управления не изменилось, это по-прежнему процедура банкротства,
применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности (ст.2 Закона). Одно из главных отличий внешнего управления от процедуры финансового оздоровления состоит в
том, что руководитель должника отстраняется от выполнения своих обязанностей и
назначается внешний управляющий. На внешнего управляющего возлагается
осуществление мер по восстановлению платежеспособности
должника, предусмотренных ст. 109
Закона. В числе таких мер названы:
- перепрофилирование производства;
- закрытие нерентабельных производств;
- взыскание дебиторской задолженности;
- продажа части имущества должника;
- уступка прав требования должника;
- исполнение обязательств должника собственником имущества
должника унитарного предприятия, учредителями
(участниками) должника либо
третьим лицом или третьими лицами;
- увеличение уставного капитала должника за счет взносов
участников и
третьих лиц;
- размещение дополнительных обыкновенных акций должника;
- продажа предприятия должника;
- замещение активов должника;
- иные меры по восстановлению платежеспособности должника.
Все
перечисленные меры должны быть включены в план внешнего управления, который утверждается в установленном порядке собранием кредиторов
(ст.107 Закона). Итогом их осуществления должно стать согласно п.1 ст. 106
Закона полное восстановление платежеспособности должника, т.е. отсутствие признаков банкротства, установленных ст. З
Закона.
Следует
отметить, что для признания проведения внешнего управления успешным
недостаточно констатации отсутствия признаков банкротства. После
удовлетворения требований кредиторов должник должен иметь возможность
продолжать хозяйственную деятельность. Исходя из этого можно утверждать, что цель внешнего управления не только
восстановить платежеспособность
должника, но и обеспечить его последующую деятельность.
Для
России характерен существенно низкий процент завершения внешнего управления
восстановлением платежеспособности должника. Большинство должников переходит из этой процедуры в конкурсное производство. Однако
драматическим такой исход чаще всего бывает для собственника
имущества должника или его учредителей
(участников). С точки зрения кредиторов подобная ситуация не так плоха, как может показаться. Они могут
рассчитывать на получение хотя бы
какой-то части долга, в то время как при отсутствии процедур банкротства в отношении должника каждый
отдельный кредитор имел бы гораздо
меньше шансов получить причитающееся ему. Естественно, речь идет о
проведении внешнего управления с соблюдением прав и интересов всех участников процедуры.
Несмотря на ликвидацию
юридического лица-должника в ходе конкурсного производства, его бизнес может
быть сохранен, и с точки зрения экономической эффективности это большой плюс.
Подобное возможно, когда планом внешнего
управления была предусмотрена продажа бизнеса или создание акционерного общества на базе имущества должника.
Вопросы последнего следует осветить
подробнее.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|