Правовые вопросы создания и ликвидации акционерных обществ
Создание
акционерного общества на базе имущества должника не было специально
предусмотрено ранее действовавшим Федеральным законом от 8 января 1998 г. N 6-ФЗ "О несостоятельности
(банкротстве)" (далее - Закон 1998 г.), но
оно вполне укладывалось в открытый перечень мер по восстановлению платежеспособности должника, установленный ст.85
этого Закона. Как мера восстановления платежеспособности возможность создания
акционерного общества закладывалась в план внешнего
управления, который в установленном порядке
утверждался собранием кредиторов.
В ныне
действующем Законе подобная мера восстановления платежеспособности именуется "замещение активов должника".
В соответствии с его ст.115 на базе имущества
должника может быть создано одно или несколько открытых акционерных обществ. Если создается одно акционерное общество,
в его уставный капитал вносится все имущество, в том числе имущественные права,
входящие в состав предприятия и предназначенные для осуществления предпринимательской
деятельности. Согласно приведенной статье состав предприятия определяется в
соответствии с п.1 и 2 ст.110 Закона. Определение предприятия, содержащееся в
п.1 ст.110 Закона, соответствует определению, данному в п.1 ст.132 ГК РФ (под
ним понимается имущественный комплекс,
предназначенный для предпринимательской деятельности). В состав предприятия, так же как и по Закону 1998 г., не
включаются денежные обязательства и
обязательные платежи, возникшие до принятия заявления о признании должника банкротом. Но в предприятие,
подлежащее отчуждению, могут быть
включены филиалы и иные структурные подразделения должника. Ссылка на п.2 ст.110 дана, по-видимому, ошибочно,
поскольку указанный пункт не содержит
требований к составу предприятия.
Самым
существенным нововведением в числе мер по восстановлению платежеспособности
является порядок создания акционерного общества (обществ). Пункт 2 ст.115 Закона устанавливает, что замещение активов может
быть включено в план внешнего управления
только на основании решения органа управления должника,
уполномоченного в соответствии с учредительными документами принимать решения
о заключении соответствующих сделок
должника. Кроме того, за принятие такого решения должны проголосовать все кредиторы, обязательства которых
обеспечены залогом имущества должника.
Установленный порядок может заметно снизить привлекательность замещения активов как меры восстановления
платежеспособности организации-должника
по следующим соображениям.
Очевидно, что
процедура принятия решения о возможности замещения активов должника органом управления должника довольно длительна, при этом
не особенно принципиально, идет ли речь, например, об акционерном обществе или об унитарном предприятии.
Решение об
одобрении крупной сделки, предметом которой является имущество, стоимость
которого составляет от 25 до 50% балансовой стоимости активов общества,
принимается советом директоров общества единогласно, а если эта стоимость
составляет более 50% - общим собранием большинством в три четверти голосов акционеров. Поскольку речь идет о
предприятии как имущественном комплексе, можно предположить, что замещение
активов путем создания на базе имущества должника
одного акционерного общества практически всегда будет сделкой, предметом
которой является имущество, стоимость которого составляет более
50% балансовой стоимости активов должника. Следовательно, одобрение такой
сделки находится в компетенции общего
собрания акционеров со всеми вытекающими из этого последствиями.
Что
касается должников - унитарных предприятий, то при определении органа, в компетенции которого находятся подобные
решения, необходимо руководствоваться Федеральным законом от 14 ноября 2002 г.
N 161-ФЗ "О государственных унитарных
предприятиях"(2). Статья 20 этого Закона устанавливает право собственника
имущества унитарного предприятия давать согласие на совершение унитарным
предприятием крупной сделки (ее определение дано в ст.23 названного Закона).
Процедура получения согласования в государственных органах, призванных
осуществлять соответствующее руководство
деятельностью унитарных предприятий, всем известна, особенно учитывая
тот факт, что внимание и интерес указанных органов к унитарным предприятиям проявляется в лучшем случае только
после того, как дело о несостоятельности
уже возбуждено.
В новой
редакции Закона о несостоятельности ничего не изменилось относительно времени,
отведенного внешнему управляющему для подготовки плана
внешнего управления. Срок его подготовки, как и раньше, составляет один месяц (п.1 ст. 106). Поэтому вполне
очевидно, что даже при большом усердии внешнему управляющему вряд ли удастся
подготовить в установленные сроки план
внешнего управления с предусмотренным в нем замещением активов должника.
Кроме того,
надо отметить, что будет чрезвычайно трудно принять решение о замещении активов должника органам управления должника или собственнику
имущества должника - унитарного предприятия. Ведь акции созданного акционерного общества должны быть согласно п.5 ст.
115 Закона выставлены на открытые торги.
При этом продажа акций должна обеспечить накопление денежных средств для
погашения требований всех кредиторов. Это означает, что контроль над
должником, а точнее, над имущественным комплексом должника будет утрачен. Органы управления должника, например акционерного общества, могут быть заинтересованными в согласии
на замещение его активов только в случае, если акционер
(акционеры) должника будет иметь
возможность участвовать в торгах по продаже акций созданного акционерного
общества (обществ) и стать в них победителями. Но это тема для отдельного исследования.
Продажа
на открытых торгах акций созданного на базе имущества должника открытого
акционерного общества (обществ) осуществляется в порядке, установленном ст.110 Закона ("Продажа предприятия должника").
Кратко этот порядок можно изложить следующим образом:
открытые торги - повторные торги - повторные торги со снижением цены на 10% -
повторные торги в порядке, установленном собранием или комитетом кредиторов, в
том числе посредством публичного предложения (п.6 и 7). У органов управления
должника, кроме всего прочего, появилось еще одно
средство, позволяющее влиять на ход торгов по
продаже акций созданного акционерного общества (обществ). Это установление минимальной цены продажи (п.2, 5 и 7 ст.110).
Установление минимальной цены продажи имущества должника (в том числе акций)
позволяет, с одной стороны, обеспечить наибольшее накопление денежных средств для расчетов с кредиторами и возможный их
остаток для продолжения хозяйственной деятельности должника (большой вопрос,
что это будет за деятельность), а с другой стороны,
максимально затягивать проведение торгов.
Среди
специалистов в области банкротства сложилось мнение, что при "несговорчивости"
органов управления должника по вопросам включения в план внешнего управления продажи предприятия или замещения активов должника, можно указать им на результат такой
"несговорчивости" возможное
открытие конкурсного производства. Но если поставить себя на место
представителей органов должника, то станет понятно: им в принципе все равно,
как потерять имущество должника - в результате указанных мер по восстановлению
платежеспособности или в результате конкурсного производства. Единственное, что может "испугать" органы
управления должника (а точнее, учредителей (участников) должника или его
собственника) в открытии конкурсного
производства - это возможное применение кредиторами нормы п. З ст.56 ГК РФ об их субсидиарной
ответственности в случае, если будет установлено, что несостоятельность
(банкротство) должника вызвана ими. Однако
такие случаи в практике редки.
Таким образом,
в нормах Закона, регулирующих внешнее управление, прослеживается явная
тенденция защиты прав должника, его учредителей (участников),
собственника его имущества, что не мог обеспечить Закон 1998 г. Безусловно, такая тенденция не может не
радовать, только если она не становится главенствующей. Но если
учитывать, что производство по делу о банкротстве
возбуждается все-таки в интересах соблюдения прав всех кредиторов должника, то
"продолжниковая" позиция законодателя должна быть оформлена предельно
корректно. Соблюсти баланс интересов кредиторов и должника в нормах законодательства о
несостоятельности (банкротстве) чрезвычайно
трудно, и законодателю это не удалось в очередной раз.
Процедура
окончательного распределения имущества ликвидируемого хозяйственного общества
между его участниками, остающегося после расчетов со всеми категориями
кредиторов, не всегда стандартна и может осуществляться по схеме, прямо не предусмотренной в том или ином нормативном
акте. Это в свою очередь влечет возникновение
различных вопросов как правового, так и организационного характера.
Ситуация,
которая будет рассмотрена ниже, наглядно демонстрирует сказанное. Несмотря на то что это частный случай, он в
определенной степени типичен, что предопределяет интерес к его пристальному
рассмотрению.
Акционерное
общество находится в состоянии добровольной ликвидации без
признаков банкротства. Все стадии ликвидации, предусмотренные ГК РФ и Федеральным законом от 26.12.95 N 208-ФЗ
"Об акционерных обществах" (далее
- Закон об акционерных обществах), ликвидационная комиссия выполнила в полном объеме и приступила к распределению
имущества между акционерами.
Акционерами
общества являются одно юридическое лицо, владеющее 73% акций, и 60 физических лиц, на долю которых приходится 27% акций. Все акции АО - обыкновенные.
Оставшееся
после завершения расчетов с кредиторами имущество представляет собой неделимый
комплекс недвижимых объектов производственного назначения.
Правомерно ли будет следующее решение
ликвидационной комиссии:
получить согласие юридического
лица-акционера на прием неделимого имущественного комплекса и его письменное
обязательство выплатить гражданам-акционерам стоимость имущества
пропорционально доле каждого в уставном капитале?
Распределение
имущества акционерного общества, оставшегося после расчетов с его кредиторами и дебиторами, является завершающим этапом деятельности ликвидационной комиссии АО - органа, осуществляющего
все функции и права органов управления
ликвидируемого общества с целью завершения его деятельности с наименьшим
ущербом для контрагентов и акционеров (п. З
ст.62, п.1 ст.104 ГК РФ, п.1 ст.21 Закона об акционерных обществах).
Данное имущество учитывается на
счетах ликвидационного баланса и распределяется
ликвидационной комиссией между акционерами (если иное не предусмотрено уставом общества - п.7 ст.63 ГК РФ)
в порядке очередности, установленной ст.23 Закона об акционерных обществах.
Так, в
первую очередь осуществляются выплаты по акциям, которые должны быть выкуплены самим обществом по требованию акционеров согласно ст.75 Закона об акционерных обществах, во вторую -
выплаты начисленных, но не выплаченных дивидендов по
привилегированным акциям и определенной уставом ликвидационной стоимости по
таким акциям. И только в третью очередь производится распределение имущества
между владельцами обыкновенных и всех типов
привилегированных акций.
Допуская, что в данном случае
необходимость выкупа акций акционерным
обществом в соответствии со ст.75 Закона об акционерных обществах отсутствует, а также учитывая, что все его акции
обыкновенные, будем исходить из
того, что перед ликвидационной комиссией стоит задача распределить оставшееся имущество между акционерами-гражданами
и акционером - юридическим лицом.
Формально
Закон об акционерных обществах предписывает ликвидационной комиссии
распределить учтенные на счетах ликвидационного баланса активы и пассивы
общества между его акционерами. Данная формулировка предполагает, что
оставшийся после расчетов с кредиторами и дебиторами комплекс
недвижимости должен быть разделен на части, каждая из которых должна быть передана акционерам пропорционально
количеству акций общества.
Вместе
с тем такое разделение имущества, например по причине его неделимости, может
оказаться затруднительным, а более того - нецелесообразным, поскольку при
таких условиях в дальнейшем оно не сможет эксплуатироваться в тех целях, в которых предполагалось его использование
изначально (такой вариант касается в том числе и
описанного неделимого комплекса не-
движимых объектов производственного
назначения).
Вполне
допустимо также и отсутствие желания у определенных акционеров
получать часть такого комплекса в натуре. В этой связи отметим, что Закон об акционерных обществах не говорит о
возможности осуществлять подобные
выплаты исключительно в денежной форме. Таким образом, хотя расчеты,
производимые при ликвидации акционерного общества и распределении его
имущества, и требуют денежной оценки, названный Закон тем не менее не запрещает осуществлять выплаты ликвидационной
стоимости имущества как в
натуральной, так и в денежной форме.
Каждая
обыкновенная акция акционерного общества предоставляет ее владельцу
определенный объем прав: право участвовать в общем собрании акционеров, право получать дивиденды, % при
ликвидации - право получать часть
имущества общества (п.2 ст.31 Закона об акционерных обществах).
Любой акционер
как собственник ценных бумаг вправе по своему усмотрению совершать любые действия в отношении принадлежащих ему акций, в том
числе отчуждать третьим лицам (п.2 ст.209 ГК РФ). Учитывая, что рассматриваемое АО является закрытым, отметим, что в
ЗАО акции могут продаваться только с согласия других акционеров общества и
только среди ограниченного, заранее
определенного числа лиц (п.1 ст.97 ГК РФ). При этом акционеры ЗАО имеют преимущественное право
приобретения акций по цене предложения другим лицам (п.2 ст.97 ГК РФ, п. З
ст.7 Закона об акционерных обществах).
Таким образом,
акции как объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться от одного лица к
другому, в ток числе посредством купли-продажи (статьи 128, 129 ГК РФ). При этом особенности отчуждения ценных бумаг состоят в том, что с их передачей происходит переход и всех
удостоверяемых ими прав (п.1 ст.142 ГК РФ). Непосредственная же передача прав по
такой ценной бумаге, как акция,
осуществляется путем уступки требования (цессии) (если акции именные) (пункты 1, 2 ст. 146 ГК РФ).
В этой связи
всякий акционер в любой момент вправе передать принадлежащие ему акции, и
соответственно, уступить удостоверенные ими имущественные права третьим лицам
(разумеется, если Законом об акционерных обществах
или уставом не предусмотрено иное).
Учитывая
вышеизложенное, на наш взгляд, для выхода из рассматриваемой ситуации наиболее
логично поступить следующим образом.
Поскольку акции, равно как и
удостоверенные ими имущественные права, до
момента их отчуждения неотъемлемо остаются за их владельцами, акционеры вправе
распоряжаться ими самостоятельно и независимо от согласия на то
ликвидационной комиссии акционерного общества. Иными словами, полномочия
ликвидационной комиссии по управлению делами акционерного
общества, находящегося в
состоянии ликвидации, никоим образом не ограничивают прав акционеров как
собственников ценных бумаг.
В этой
связи, по нашему мнению, в описанном случае граждане-акционеры вправе передать принадлежащие им акции ликвидируемого акционерного
общества юридическому лицу - владельцу контрольного пакета акций АО - путем
уступки требования в условиях и порядке, определенных статьями 388, 389 ГК РФ.
При
этом соответствующая передача ценных бумаг должна производиться на возмездной
основе исходя из цен, определенных продавцом (гражданами-акционерами) и
покупателем (юридическим лицом-акционером) в договоре купли-продажи ценных
бумаг (п.1 ст.485, п.2 ст.454 ГК РФ).
Остановимся подробнее на сути крупных сделок
в акционерном праве.
Определение
крупных сделок дано в ст.46 Закона об обществах с ограниченной ответственностью и ст.78 Закона об акционерных обществах.
Правило Закона
об акционерных обществах, определяющее понятие крупной
сделки, имеет императивный характер и поэтому не может быть изменено уставом АО.
Так,
согласно новой редакции ст.78 Закона об акционерных обществах, крупной считается сделка (в том числе заем, кредит,
залог, поручительство) или несколько
взаимосвязанных сделок, связанных с приобретением, отчуждением или
возможностью отчуждения обществом прямо либо косвенно имущества, стоимость которого составляет 25 и более процентов
балансовой стоимости активов общества, определенной по данным его бухгалтерской
отчетности на последнюю отчетную дату, за исключением сделок, совершаемых в
процессе обычной хозяйственной деятельности общества; сделок, связанных с
размещением посредством подписки (реализацией) обыкновенных акций общества, и
сделок, связанных с размещением эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в обыкновенные акции общества.
Законом от 7
августа 2001 г. текст ст. 78 полностью изложен в новой редакции. Из
него исключено положение о том, что к крупным сделкам относится сделка или несколько взаимосвязанных сделок,
связанных с размещением
обыкновенных акций либо привилегированных акций, конвертируемых в обыкновенные
акции, составляющих более 25 процентов ранее размещенных обществом обыкновенных акций. Вместе с тем,
расширен перечень сделок, которые не могут быть отнесены к крупным сделкам.
Обществам
предоставлено право самим устанавливать иные случаи, при которых на совершаемые
обществом сделки распространяется порядок одобрения крупных сделок,
предусмотренный Законом. Также приводится метод оценки
размера сделки по отношению к балансовой стоимости активов общества при отчуждении обществом имущества, а в
случае приобретения обществом имущества - к цене его приобретения.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|
|