Правовой режим целевых государственных и местных фондов
Федеральный
фонд семян сельскохозяйственных растений и Федеральный интервенционный
фонд сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия предназначены
для кредитования предприятий и организаций агропромышленного комплекса,
проведения товарных интервенций и отпуска семян. Доходы от отпуска семян и
проведения на рынке интервенций зерна и других продуктов используются на
восстановление запасов семян Федерального фонда семян сельскохозяйственных
растений и пополнение запасов Федерального интервенционного фонда
сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
Помимо
указанных фондов предусмотрено создание резервного фонда Президента РФ и
резервного фонда Правительства РФ.
Правовой
основой функционирования резервного фонда Президента РФ является БК РФ[22] (ст. 81,
82).
Правовой
режим резервного фонда Правительства РФ определяется Положением о порядке
расходования средств резервного фонда Правительства РФ, утвержденным
постановлением Правительства РФ от 8 июля 1997 г.[23]
Средства
резервного фонда Президента РФ используются на финансирование непредвиденных
расходов, а также дополнительных расходов, предусмотренных указами Президента
РФ. Расходования средств резервного фонда осуществляется на основании
письменного распоряжения Президента РФ. Объем средств фонда не может превышать
1% утвержденных расходов федерального бюджета.
Средства
резервного фонда Правительства РФ используется для финансирования
непредвиденных расходов и мероприятий федерального значения, в том числе, на
государственную поддержку общественных организаций; проведение юбилейных
мероприятий общегосударственного значения; оказание разовой материальной помощи
гражданам за заслуги перед государством.
В
соответствии со статьей 81 БК РФ в расходной части бюджетов субъектов Федерации
также предусматривается образование резервных фондов органов исполнительной
власти. Помимо этого в бюджетах субъектов РФ могут формироваться фонды
финансовой поддержки муниципальных образований.
Фонды
финансовой поддержки муниципальных образований создаются в бюджетах субъектов
РФ в соответствии со ст. 10 Федерального закона «О финансовых основах местного
самоуправления в Российской Федерации».
Источниками
формирования средств фондов финансовой поддержки муниципальных образований
являются отчисления от федеральных и региональных налогов, поступающих в
бюджеты субъекта Федерации.
Распределение
средств фондов финансовой поддержки муниципальных образований осуществляется в
соответствии с фиксированной формулой, учитывающей численность населения
муниципального образования, долю детей дошкольного и школьного возраста в общей
численности населения муниципального образования, доля лиц пенсионного возраста
в общей численности населения муниципального образования, площадь территории
муниципального образования, а также другие факторы, определяющие особенности
субъектов РФ
Доля
каждого муниципального образования в общем объеме средств фондов
устанавливается в процентах и утверждается законами субъектов РФ о бюджете.
В свою
очередь, муниципальные образования могут консолидировать в своих бюджетах
резервные фонды органов исполнительной власти[24], целевые муниципальные экологические и
иные фонды в зависимости от приоритетности задач, стоящих перед местным
самоуправлением. Правовой режим фондов определяется решениями представительных
органов местного самоуправления о бюджете на очередной финансовый год и нормативными
актами, принимаемыми в отношении указанных фондов представительными и
исполнительными органами муниципальных образований.
3.
Правовой режим государственных и местных внебюджетных фондов.
В системе
целевых государственных и муниципальных денежных фондов различают
государственные и муниципальные внебюджетные фонды, создаваемые соответственно
на основании законов РФ, федеральных законов, указов Президента РФ,
постановлений Правительства РФ, законов и подзаконных нормативных актов
субъектов РФ, нормативных правовых актов представительных и исполнительных
органов местного самоуправления.
Средства
внебюджетных фондов не консолидируются в федеральный бюджет, бюджеты субъектов
РФ и бюджеты муниципальных образований. Среди указанных фондов выделяют внебюджетные
фонды социальной и экономической направленности.
Глава 17 БК
РФ определяет правовые основы деятельности именно социальных государственных
внебюджетных фондов, к которым относятся: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального
страхования РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского
страхования.
К данным
фондам относился также Государственный фонд занятости населения РФ, правовой
режим которого регламентировался Положением о Государственном фонде занятости
населения РФ[25],
утвержденным постановлением Верховного Совета РФ от 8 июня 1993 г. Созданию
послужило принятие Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации»[26] от 19
апреля 1991 г. (в редакции от 20 апреля 1996 г.). Однако в соответствие с
положением Федерального закона от 5 августа 2000 г. «О введение в действия
части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в
некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах»[27] с 1
января 2001 г. Государственный фонд занятости населения РФ был ликвидирован.
Финансирование
программ, связанных с занятостью населения и социальной защитой граждан от
безработицы, производившееся ранее за счет средств Государственного фонда
занятости населения РФ, в настоящее время осуществляется в соответствии с
разделом «Социальная политика» функциональной классификации расходов
федерального бюджета согласно положениям к Федеральному закону от 30 декабря
2001 г. «О федеральном бюджете на 2002 год».
Целью
создания социальных государственных внебюджетных фондов является реализация конституционных
прав граждан на: социальное обеспечение по возрасту; социальное обеспечение по
болезни, инвалидности, в случае потери кормильца, рождения и воспитания детей и
в других случаях, предусмотренных законодательством РФ о социальном
обеспечение; охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи (ст. 39,
41 Конституции РФ).
Особенностью
названных социальных внебюджетных фондов является то, что они представляют
собой самостоятельный финансовые учреждения, денежные средства которых
находятся в государственной собственности, не входят в состав бюджетов, других
фондов и изъятию не подлежат.
Бюджеты
фондов рассматриваются и утверждаются Федеральным Собранием в форме федеральных
законов одновременно с принятием федерального закона о федеральном бюджете на
очередной финансовый год (ст. 145 БК РФ).
Исполнение
бюджетов социальных внебюджетных фондов осуществляется федеральным
казначейством РФ.
Фонды
подотчетны Федеральному Собранию, и это проявляется в том, что по итогам
исполнения бюджетов органами управления фондов составляются отчеты об
исполнении бюджетов, которые представляются Правительством РФ на рассмотрение и
утверждение Федеральному Собранию в форме федеральных законов[28]. В то же
время территориальные фонды обязательного медицинского страхования подотчетны
соответствующим органам представительной и исполнительной власти субъектов
Федерации.
Контроль за
использованием средств фондов возложен на федеральное казначейство и Счетную
палату РФ[29].
Пенсионный
фонд РФ образован в соответствии со ст. 8 Закона РФ от 20 ноября 1990 г. «О
государственных пенсиях в Российской Федерации»[30] и
действует на основании Положения о Пенсионном фонде РФ, утвержденного
постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г.[31]
В настоящее
время деятельность Пенсионного фонда РФ осуществляется в соответствие с БК РФ,
Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. «Об обязательном пенсионном
страховании в Российской Федерации»[32],
Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской
Федерации»[33],
Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. «Об индивидуальном
(персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования»[34],
Федеральным законом от 24 июля 2002 г. «Об инвестировании средств для
финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации»[35], Указом
Президента РФ от 27 сентября 2000 г. «О мерах по совершенствованию управления
государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации»[36], другими
нормативными правовыми актами.
Пенсионный
фонд в России создан в целях государственного управления финансами пенсионного
обеспечения в Российской Федерации.
Источниками
формирования средств фонда являются:
ü
единый
социальный налог в части, подлежащей зачислению непосредственно в Пенсионный
фонд России;
ü
средства
из федерального бюджета на выплату государственных пенсий и пособий
военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению гражданам,
социальных пенсий, пособий на детей в возрасте старше полутора лет;
ü
доходы
от размещения временно свободных средств обязательного пенсионного страхования;
ü
добровольные
взносы физических лиц и организаций, уплачиваемых ими не в качестве
страхователей или застрахованных лиц;
ü
другие
поступления.
Возмещение
расходов Пенсионному фонду РФ на выплату государственных досрочно назначаемых
пенсий, ранее возмещаемых Государственным фондом занятости населения РФ, а
настоящее время осуществляется за счет средств федерального бюджета по разделу
«Социальная политика» функциональной классификации расходов.
Средства
Пенсионного фонда РФ имеют целевое назначение и направляются на:
ü
выплату
государственных пенсий, в том числе гражданам, выезжающим за пределы РФ[37];
ü
выплату
пособий по уходу за ребенком в возрасте старше полутора лет;
ü
оказание
органами социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным
гражданам;
ü
финансовое
и материально-техническое обеспечение текущей деятельности фонда и его органов;
ü
другие
мероприятия, связанные с деятельностью фонда.
При этом
согласно ст. 9 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в
Российской Федерации» финансирование выплаты базовой части государственной
(трудовой) пенсии осуществляется за счет сумм единого социального налога
(взноса), зачисляемых в федеральный бюджет, а финансирование выплаты страховой
и накопительной частей трудовой пенсии – за счет средств бюджета Пенсионного
фонда России.
Руководство
Пенсионным фондом РФ осуществляется его правлением и постоянно действующим
исполнительным органом – исполнительной дирекции, а также управляющими
отделениями фонда по субъектам Федерации.
Правление
Пенсионного фонда России, в частности, определяет перспективные и текущие
задачи фонда; издает в пределах своей компетенции нормативные акты по вопросам,
относящимся к деятельности фонда.
Введена
государственная регистрация нормативных правовых актов, издаваемых Пенсионным
фондом России, затрагивающих права и обязанности граждан, устанавливающих
правовой статус организаций или носящих межведомственный характер[38].
В систему
учреждений Пенсионного фонда также входят его отделения по субъектам РФ, в
районах и городах. Пенсионный фонд и его территориальные органы составляют
единую централизованную систему органов управления средствами обязательного
пенсионного страхования в Российской Федерации, в которой нижестоящие органы
подотчетны вышестоящим. Положения о территориальных органах Пенсионного фонда
РФ утверждаются правлением Пенсионного фонда России. В целях обеспечения
взаимодействия органов фонда с полномочными представителями Президента РФ в
соответствии с постановлением правления Пенсионного фонда от 9 октября 2000 г.
в федеральных округах созданы управления Пенсионного фонда РФ[39].
Контроль за
деятельностью исполнительной дирекции фонда и его региональных органов осуществляет
ревизионная комиссия фонда.
Страховщиками
по обязательному пенсионному страхованию наряду с Пенсионным фондом России в
определенных пенсионным законодательством случаях могут являться и
негосударственные пенсионные фонды[40].
Бюджет
Пенсионного фонда России составляется на очередной финансовый год с учетом
обязательного сбалансирования доходов и расходов этого бюджета. При этом в
составе доходов бюджета Пенсионного фонда РФ отдельно учитываются суммы взносов
на накопительную часть трудовой пенсии, средства, направляемые на
инвестирование, выплаты за счет средств пенсионных накоплений, а также расходы
бюджета Пенсионного фонда РФ, связанные с формированием и инвестированием
средств пенсионных накоплений, ведением специальной части индивидуальных
лицевых счетов и выплатой накопительной части трудовой пенсии.
Денежные
средства обязательного пенсионного страхования хранятся на счетах Пенсионного
фонда России, открываемых в учреждениях Центрального банка РФ, а при отсутствии
учреждений банка России – на счетах, открываемых в кредитных организациях,
перечень которых на конкурсной основе определяется Правительством РФ.
Для
обеспечения в среднесрочной и долгосрочной перспективах финансовой устойчивости
системы обязательного пенсионного страхования в случае возникновения профицита
бюджета Пенсионного фонда РФ создается резерв.
Размер этого
резерва, а также порядок его формирования и расходования определяются
федеральным законом о бюджете Пенсионного фонда РФ.
Помимо
контроля федерального казначейства РФ и Счетной палаты РФ за использованием
средств бюджета Пенсионного фонда РФ осуществляется дополнительный контроль со
стороны наблюдательного совета за деятельностью фонда, создаваемого в порядке,
определяемом Правительством РФ.
Федеральный
и территориальные фонды обязательного медицинского страхования созданы в
соответствие с Законом РФ «О медицинском страхование граждан в Российской
Федерации»[41]
от 28 июня 1991 г. (в ред. от 2 апреля 1993 г.) и действуют на основание БК РФ,
Положение о Федеральном фонде обязательного медицинского страхования и
Положения о территориальном фонде обязательного медицинского страхования,
утвержденных постановлением Верховного Совета РФ «О порядке финансирования
обязательного медицинского страхования граждан на 1993 год»[42] от 24
февраля 1993 г., Устава Федерального фонда обязательного медицинского
страхования[43],
утвержденного постановлением Правительства РФ от 29 июля 1998 г. и Указа
Президента РФ от 29 июня 1998 г. «Вопросы Федерального фонда обязательного
медицинского страхования»[44].
Указанные
фонды образованы для реализации государственной политики в области обязательного
медицинского страхования как составной части государственного социального
страхования.
К основным
задачам Федерального и территориальных фондов обязательного медицинского
страхования относятся:
ü обеспечение
предусмотренных законодательством РФ прав граждан в системе обязательного
медицинского страхования;
ü участие в разработке и
осуществлении государственной финансовой политики в области обязательного
медицинского страхования.
В
частности, в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2001 г. «О бюджете
Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2002 год»[45] средства
бюджета Федерального фонда в 2002 г. направляются на финансирование целевых
программ оказания медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию,
в том числе:
ü на охрану материнства и
детства;
ü научные исследования в
области обязательного медицинского страхования;
ü международное
сотрудничество по вопросам обязательного медицинского страхования.
Согласно
ст. 8 Закона РФ «О медицинском страхование граждан в Российской Федерации»
иностранные граждане, постоянно проживающие в Российской Федерации, имеют
такие же права и обязанности в области медицинского страхования, как и граждане
Российской Федерации, если международными договорами не предусмотрено иное.
Медицинское
страхование граждан государств – участников СНГ, временно находящихся в России,
производится на основе международных договоров РФ с этими государствами.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|