бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Перспективные направления в жилищной политике в управлении городским хозяйством бесплатно рефераты


Рассмотрим состояние ЖКХ Калужской области по подотраслям.

1. Содержание и эксплуатация жилищного фонда.

Общая площадь жилищного фонда Калужской области составляет 60 млн. кв. метров (в среднем около 18, 5 метров на одного жителя).

Жилье крайне неравномерно распределено среди населения. Для Калужской области характерна высокая доля коммунального заселения: из 300 тыс. квартир 6, 7% являются коммунальными (в них проживает около 11% населения области); 145 тыс. человек проживает в общежитиях, детских домах, специальных школах-интернатах, общая площадь которых составляет 1, 5 млн. квадратных метров или 2, 5% всего жилищного фонда.

Таблица 1.5.

Динамика приема в муниципальную собственность объектов жилищного фонда и инженерной инфраструктуры в Калужской области в 1992-1997 гг.


Наименование объектов собственности


1992


1995


1996


1997


Жилищный фонд, млн. кв. метров

8, 9

14, 7

23, 0

23, 7

Водопроводные сооружения, тыс. куб. метров в сутки

676, 3

947, 3

1032, 6

1032, 6

Канализационные сооружения, тыс. куб. метров в сутки


277, 0


320, 3


370, 5


371, 2


Канализационные сети, км.

1521, 9

2260, 4

2400, 4

2543, 2

Водопроводные сети, км.


1718, 1


2370, 8


3263, 2


3894, 9


Тепловые сети, км.


679, 4


1214, 2


1821, 9


2044, 7


Котельные, ед.


165


305


390


403



Более четверти жилищного фонда Калужской области составляют здания, не прошедшие реконструкции, а значительная часть жилищного фонда современной постройки (особенно панельные здания постройки 60-х - 70-х гг.) имеют крайне низкие функционально-потребительские характеристики. Материалы с низкими нормативными сроками действия, из которых построены инженерные коммуникации, мягкая кровля, требуют постоянного ремонта и замены. Низкое качество стеновых и изоляционных материалов приводит к громадным потерям теплоэнергии.

2. Реконструкция и капитальный ремонт жилищного фонда.

За последние годы резко уменьшился объем работ по капитальному ремонту и реконструкции жилищного фонда Калужской области. В 1997 г. этот объем снизился в два раза по сравнению с 1996 г. и составил 11% от нормативной потребности. Это вызвало рост потребности в расселении аварийной площади.

По техническому состоянию основных конструкций около 4 млн. квадратных метров площади требуют капитального ремонта (реконструкции) с частичным или полным расселением граждан.

3. Тепло-, водоснабжение, водоотведение.

Неудовлетворительное состояние тепловых сетей сказывается на надежности теплоснабжения и ведет к большим затратам. Из 1, 3 тыс. км. водопроводных сетей 200 км. имеет срок службы более 50 лет и требует реконструкции, свыше 300 км. канализационных сетей требует капитального ремонта или полной замены. Необходима полная реконструкция 123 км. газовых сетей, из которых 32 км отключены (газоснабжение осуществляется в этом случае по временным газопроводам), 17 км находятся в ветхом состоянии, а 87 полностью отслужили свой срок. Количество дефектов в тепловых сетях растет из года в год.

4. Расходы бюджета на транспорт.

В 1994-1997 гг. в общем объеме расходов бюджета постоянно увеличивался удельный вес расходов на электротранспорт и автотранспорт с 6, 7; до 11, 2%. При этом выросла убыточность отрасли, поскольку цены на продукцию, потребляемую предприятиями транспорта, стали свободными. Состояние парка подвижного состава ухудшалось из-за нехватки инвестиций на его обновление. На убыточность пассажирского транспорта оказывает существенное влияние большое число пассажиров льготных категорий - более 35. Ориентировочная численность пользующихся правом бесплатного проезда- 300 тыс. человек (без учета детей дошкольного возраста).

В подотраслях ЖКХ действуют предприятия различных организационно-правовых форм. Наибольший удельный вес в области (1997 г.) составляют муниципальные предприятия ЖКХ (см. табл. 1.6.). Из 203 предприятий непосредственно занимающихся производством жилищно-коммунальных услуг - 33 частные - более 15% от общего их числа и 0, 3% от общего числа частных предприятий, учрежденных гражданами РФ (см. табл. 1.7.).[4]

Таблица 1.6.

Удельный вес предприятий различных организационно-правовых форм (%)


Организационно-

правовые формы

Число предприятий

Удельный вес предприятий

различных организационно-

правовых форм, (%)

Всего

в том числе:

акционерные общества

общества с ограниченной

ответственностью

государственные

(муниципальные)

предприятия

арендные предприятия


203


24


9



163

7


100


11, 8


4, 4



80, 9

2, 9


Особенно быстро процесс развития новых форм хозяйственных отношений в жилищно-коммунальной сфере протекает в Калуге Как видно из табл. 1.7. в 1998 г. здесь было зарегистрировано 244 частных предприятия - около 0, 4% общего числа частных предприятий, учрежденных гражданами РФ. По сравнению с 1995-1996 гг., число частных предприятий ЖКХ увеличилось в Калуге на 73, а в Калужской области - на 11 единиц.

Таблица 1.7.

Отраслевая структура частных предприятий




Калуга

Калужская область

единиц


уд. вес


единиц


уд. вес


Всего учреждено

гражданами РФ

в том числе в:

промышленности

сельском хозяйстве

транспорте и связи

строительстве

торговле и общественном питании

жилищно-коммунальном

хозяйстве

финансах, кредите,

страховании и пенсионном обеспечении

предприятия других отраслей


95395


15202

368

2073

11848


45099


244



592

19269



100


16, 0

0, 4

2, 2

12, 0


47.0


0.4



0.6

21.1



10047


2062

1200

267

1482


3834


33



39

1130



100


20, 5

11, 9

2,6

14, 7


38, 1


0,3



0, 4

11,3



Преобладание муниципальных предприятий ЖКХ соответственно предполагает выделение фондового сырья, государственное регулирование цен и тарифов на оплату жилищно-коммунальных услуг. Однако дефицит бюджета обусловил сокращение собственных оборотных средств, значительный рост кредиторской задолженности по обязательствам предприятий и организаций ЖКХ, а также дебиторской задолженности предприятиям жилищно-коммунальной сферы со стороны предприятий -покупателей услуг, особенно государственных организаций, а также населения. Это особенно сказывается в условиях развивающейся с 1998 г. инфляции.

На предприятиях ЖКХ Калужской области продолжается спад физического объема производства услуг (в сопоставимых ценах). По крупным и средним предприятиям в 1997 г. он составил 83, 2% к уровню 1996 г. и 78, 9% к уровню 1995 г. Наиболее существенно сократились услуги горячего и холодного водоснабжения государственных коммунальных предприятий системы "Водоканал" (73, 1%); энергетики и теплоэнергетики (78, 3% и 71, 4%) АО "Калугаэнерго" и государственных коммунальных предприятий "Теплосеть". Сократился объем услуг бань и прачечных (63, 2%); ритуальных услуг (59, 4%); услуг гостиниц (51, 8%); услуг по механизированной уборке территории и вывозу отходов (69, 5%),

Падение объемов производства услуг вызвано финансовой несостоятельностью предприятий (организаций, учреждений) и населения, их неспособность оплачивать все возрастающую стоимость услуг ЖКХ. Только за первое полугодие 1997 г. ставки и тарифы на жилищно-коммунальное обслуживание населения выросли в Калужской области на 6, 5% за счет повышения платы за газ сетевой - в 2 раза; тарифов на электроэнергию - на 48%, платы за водоснабжение и канализацию - на 6%, квартплаты на 15% (см. табл. 1.8.). В 1998 г. этот процесс продолжался.

Однако рост цен не единственная причина, вызвавшая столь значительное падение объемов производства предприятий ЖКХ. Следует отметить и целый ряд других причин.

1.      Значительное недофинансирование из федерального бюджета запланированных статей расходов местных бюджетов на текущее содержание и развитие муниципального ЖКХ, в том числе и финансирование местных инвестиционных программ и проектов "ресурсосбережения", поддержка и финансирование которых было гарантировано федеральным правительством. Это значительно затрудняет реконструкцию, переоснащение и техническое перевооружение предприятий ЖКХ, внедрение новых ресурсосберегающих технологий, без которых невозможно снизить себестоимость жилищно-коммунальных услуг, повысить их качество. Дефицит бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований не дает возможности предоставлять дополнительные ассигнования на эти цели.

Таблица 1.8.

Динамика тарифов на основные виды платных услуг населению Калужской области в 1995-1997 гг.


 

Услуги

Январь-июнь 1997 г. к декабрю 1996 г.

Январь-июнь 1996 г. к декабрю 1995 г.

Платные услуги населению

бытовые

пассажирского транспорта

связи

жилищно-коммунальные

детских дошкольных

учреждений

санаторно-курортные

здравоохранения


111, 2

115, 1

116, 2

106, 6

106, 5


107, 2

109, 3

118, 4

119, 7

123, 9

117, 5

127, 6

115, 7


121, 8

122, 0

114, 3



2.      Необоснованное увеличение удельного веса ввоза твердого топлива (угля) из северных районов страны. Его приобретение осуществляется Правительством Калужской области главным образом в кредит и по взаимозачетам. При этом практически полностью остановлены разработки и добыча местного и более дешевого топлива - торфа, который можно широко использовать в период отопительного сезона. Переоборудование котельных на его использование не требует значительных финансовых средств. Однако, отсутствие финансовых ресурсов на торфяные разработки и добычу торфа, а также невозможность для местных бюджетов муниципальных образований области осуществлять его 100% предоплату частным подрядчикам, затрудняет использование этого дешевого и качественного сырья.

3.      Значительный износ основных фондов предприятий ЖКХ. В Калужской области он превышает 60%. Особенно высок износ фондов на государственных (муниципальных) предприятиях ЖКХ, которыми производится до 90% жилищно-коммунальных услуг. Степень износа основных фондов предприятий ЖКХ Калужской области представлен в табл. 1.9. Значительный износ основных фондов ЖКХ вызывает необходимость их постоянного ремонта, направленного главным образом на "латание дыр", что негативно влияет на результаты производственной и финансово-экономической деятельности предприятий, затрудняет ресурсосбережение в сфере потребления жилищно-коммунальных услуг.


Таблица 1.9.


Износ основных фондов предприятий ЖКХ


Организационно-правовые формы


Число предприятий



Удельный вес в %


Износ основных фондов в %


Всего предприятий:

В том числе:

государственные

(муниципальные)

арендные

частные


203



163

7

33


100



80, 9

3, 4

15, 7


61, 3



73, 4

67, 2

43, 1



4.      Низкий уровень управления производственной и финансово-экономической деятельностью предприятий ЖКХ. Об этом свидетельствует:

·         падение производительности труда промышленно-производственного персонала за 1992-1997 гг. на 30-35%, поскольку численность работников сокращается гораздо медленнее, чем объем производства услуг из-за медленной адаптации предприятий ЖКХ к рыночным отношениям и желания руководителей любой ценой сохранить кадры и избежать трудоустройства высвобождаемых работников;

·        низкий уровень использования производственных мощностей предприятий ЖКХ (в конце 90-х гг. коэффициент их использования не превышает 70%) из-за крайней изношенности основных фондов, значительного числа неплательщиков за услуги ЖКХ среди предприятий, организаций социальной сферы и населения, а также простоя мощностей рассчитанных на обслуживание жилищного фонда, строительство которого было законсервировано еще в 1993-1995гг.;

·        дефицит собственных оборотных средств, особенно на предприятиях коммунального обслуживания в период отопительного сезона, в том числе предприятий "Теплосеть" и "Водоканал". Недофинансирование муниципальных образований Калужской области на приобретение топлива превышает в среднем 10-15 млрд. рублей;

·        неудовлетворительное техническое состояние предприятий. При износе фондов более 60% темпы обновления технологического оборудования упали до 0, 2-0, 7% вместо необходимых 14-20% в год. Производство отечественного технологического оборудования для предприятий ЖКХ значительно отстает от потребностей практики;

·        высокие налоги и проценты на кредиты, неплатежи потенциальных потребителей, сокращение объемов потребления услуг ЖКХ в среднем на одного человека; отсутствие конкуренции, что не стимулирует развитие предприятий ЖКХ, негативно влияет на качество оказываемых услуг. Для восстановления платежеспособности предприятий ЖКХ им необходима серьезная государственная и муниципальная поддержка, крупномасштабные инвестиции для реконструкции и технического перевооружения. В Калужской области в 1996-1997 гг. финансовая поддержки предприятий отрасли осуществлялась за счет льгот по местному налогообложению, налогового кредита для сезонных закупок и поставок топлива.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15