Перспективные направления в жилищной политике в управлении городским хозяйством
Рассмотрим состояние ЖКХ Калужской области по
подотраслям.
1. Содержание и эксплуатация жилищного фонда.
Общая площадь жилищного фонда Калужской области
составляет 60 млн. кв. метров (в среднем около 18, 5 метров на одного жителя).
Жилье крайне неравномерно распределено среди
населения. Для Калужской области характерна высокая доля коммунального
заселения: из 300 тыс. квартир 6, 7% являются коммунальными (в них проживает
около 11% населения области); 145 тыс. человек проживает в общежитиях, детских
домах, специальных школах-интернатах, общая площадь которых составляет 1, 5
млн. квадратных метров или 2, 5% всего жилищного фонда.
Таблица 1.5.
Динамика
приема в муниципальную собственность объектов жилищного фонда и инженерной
инфраструктуры в Калужской области в 1992-1997 гг.
Наименование объектов собственности
|
1992
|
1995
|
1996
|
1997
|
Жилищный фонд, млн. кв. метров
|
8, 9
|
14, 7
|
23, 0
|
23, 7
|
Водопроводные сооружения, тыс. куб. метров в сутки
|
676, 3
|
947, 3
|
1032, 6
|
1032, 6
|
Канализационные сооружения, тыс. куб. метров в сутки
|
277, 0
|
320, 3
|
370, 5
|
371, 2
|
Канализационные сети, км.
|
1521, 9
|
2260, 4
|
2400, 4
|
2543, 2
|
Водопроводные сети, км.
|
1718, 1
|
2370, 8
|
3263, 2
|
3894, 9
|
Тепловые сети, км.
|
679, 4
|
1214, 2
|
1821, 9
|
2044, 7
|
Котельные, ед.
|
165
|
305
|
390
|
403
|
Более четверти жилищного фонда Калужской области
составляют здания, не прошедшие реконструкции, а значительная часть жилищного
фонда современной постройки (особенно панельные здания постройки 60-х - 70-х
гг.) имеют крайне низкие функционально-потребительские характеристики.
Материалы с низкими нормативными сроками действия, из которых построены
инженерные коммуникации, мягкая кровля, требуют постоянного ремонта и замены.
Низкое качество стеновых и изоляционных материалов приводит к громадным потерям
теплоэнергии.
2. Реконструкция и капитальный ремонт
жилищного фонда.
За последние годы резко уменьшился объем работ по
капитальному ремонту и реконструкции жилищного фонда Калужской области. В 1997
г. этот объем снизился в два раза по сравнению с 1996 г. и составил 11% от
нормативной потребности. Это вызвало рост потребности в расселении аварийной
площади.
По техническому состоянию основных конструкций около 4
млн. квадратных метров площади требуют капитального ремонта (реконструкции) с
частичным или полным расселением граждан.
3. Тепло-, водоснабжение, водоотведение.
Неудовлетворительное состояние тепловых сетей
сказывается на надежности теплоснабжения и ведет к большим затратам. Из 1, 3
тыс. км. водопроводных сетей 200 км. имеет срок службы более 50 лет и требует
реконструкции, свыше 300 км. канализационных сетей требует капитального ремонта
или полной замены. Необходима полная реконструкция 123 км. газовых сетей, из
которых 32 км отключены (газоснабжение осуществляется в этом случае по временным
газопроводам), 17 км находятся в ветхом состоянии, а 87 полностью отслужили
свой срок. Количество дефектов в тепловых сетях растет из года в год.
4. Расходы бюджета на транспорт.
В 1994-1997 гг. в общем объеме расходов бюджета
постоянно увеличивался удельный вес расходов на электротранспорт и
автотранспорт с 6, 7; до 11, 2%. При этом выросла убыточность отрасли,
поскольку цены на продукцию, потребляемую предприятиями транспорта, стали
свободными. Состояние парка подвижного состава ухудшалось из-за нехватки
инвестиций на его обновление. На убыточность пассажирского транспорта оказывает
существенное влияние большое число пассажиров льготных категорий - более 35.
Ориентировочная численность пользующихся правом бесплатного проезда- 300 тыс.
человек (без учета детей дошкольного возраста).
В подотраслях ЖКХ действуют предприятия различных
организационно-правовых форм. Наибольший удельный вес в области (1997 г.)
составляют муниципальные предприятия ЖКХ (см. табл. 1.6.). Из 203 предприятий
непосредственно занимающихся производством жилищно-коммунальных услуг - 33
частные - более 15% от общего их числа и 0, 3% от общего числа частных
предприятий, учрежденных гражданами РФ (см. табл. 1.7.).[4]
Таблица 1.6.
Удельный вес
предприятий различных организационно-правовых форм (%)
Организационно-
правовые формы
|
Число предприятий
|
Удельный вес предприятий
различных организационно-
правовых форм, (%)
|
|
|
|
|
Всего
в том числе:
акционерные общества
общества с ограниченной
ответственностью
государственные
(муниципальные)
предприятия
арендные предприятия
|
203
24
9
163
7
|
100
11, 8
4, 4
80, 9
2, 9
|
|
Особенно
быстро процесс развития новых форм хозяйственных отношений в
жилищно-коммунальной сфере протекает в Калуге Как видно из табл. 1.7. в 1998 г.
здесь было зарегистрировано 244 частных предприятия - около 0, 4% общего числа
частных предприятий, учрежденных гражданами РФ. По сравнению с 1995-1996 гг.,
число частных предприятий ЖКХ увеличилось в Калуге на 73, а в Калужской области
- на 11 единиц.
Таблица 1.7.
Отраслевая
структура частных предприятий
|
Калуга
|
Калужская область
|
единиц
|
уд. вес
|
единиц
|
уд. вес
|
Всего
учреждено
гражданами РФ
в том числе в:
промышленности
сельском хозяйстве
транспорте и связи
строительстве
торговле и
общественном питании
жилищно-коммунальном
хозяйстве
финансах, кредите,
страховании и
пенсионном обеспечении
предприятия других
отраслей
|
95395
15202
368
2073
11848
45099
244
592
19269
|
100
16, 0
0, 4
2, 2
12, 0
47.0
0.4
0.6
21.1
|
10047
2062
1200
267
1482
3834
33
39
1130
|
100
20, 5
11, 9
2,6
14, 7
38, 1
0,3
0, 4
11,3
|
Преобладание муниципальных предприятий ЖКХ
соответственно предполагает выделение фондового сырья, государственное
регулирование цен и тарифов на оплату жилищно-коммунальных услуг. Однако
дефицит бюджета обусловил сокращение собственных оборотных средств,
значительный рост кредиторской задолженности по обязательствам предприятий и
организаций ЖКХ, а также дебиторской задолженности предприятиям жилищно-коммунальной
сферы со стороны предприятий -покупателей услуг, особенно государственных
организаций, а также населения. Это особенно сказывается в условиях
развивающейся с 1998 г. инфляции.
На предприятиях ЖКХ Калужской области продолжается
спад физического объема производства услуг (в сопоставимых ценах). По крупным и
средним предприятиям в 1997 г. он составил 83, 2% к уровню 1996 г. и 78, 9% к
уровню 1995 г. Наиболее существенно сократились услуги горячего и холодного
водоснабжения государственных коммунальных предприятий системы
"Водоканал" (73, 1%); энергетики и теплоэнергетики (78, 3% и 71, 4%)
АО "Калугаэнерго" и государственных коммунальных предприятий
"Теплосеть". Сократился объем услуг бань и прачечных (63, 2%);
ритуальных услуг (59, 4%); услуг гостиниц (51, 8%); услуг по механизированной
уборке территории и вывозу отходов (69, 5%),
Падение объемов производства услуг вызвано финансовой
несостоятельностью предприятий (организаций, учреждений) и населения, их
неспособность оплачивать все возрастающую стоимость услуг ЖКХ. Только за первое
полугодие 1997 г. ставки и тарифы на жилищно-коммунальное обслуживание
населения выросли в Калужской области на 6, 5% за счет повышения платы за газ
сетевой - в 2 раза; тарифов на электроэнергию - на 48%, платы за водоснабжение
и канализацию - на 6%, квартплаты на 15% (см. табл. 1.8.). В 1998 г. этот
процесс продолжался.
Однако рост цен не единственная причина, вызвавшая
столь значительное падение объемов производства предприятий ЖКХ. Следует
отметить и целый ряд других причин.
1.
Значительное
недофинансирование из федерального бюджета запланированных статей расходов
местных бюджетов на текущее содержание и развитие муниципального ЖКХ, в том
числе и финансирование местных инвестиционных программ и проектов
"ресурсосбережения", поддержка и финансирование которых было
гарантировано федеральным правительством. Это значительно затрудняет
реконструкцию, переоснащение и техническое перевооружение предприятий ЖКХ,
внедрение новых ресурсосберегающих технологий, без которых невозможно снизить
себестоимость жилищно-коммунальных услуг, повысить их качество. Дефицит
бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований не дает возможности
предоставлять дополнительные ассигнования на эти цели.
Таблица 1.8.
Динамика
тарифов на основные виды платных услуг населению Калужской области в 1995-1997
гг.
Услуги
|
Январь-июнь 1997 г. к декабрю 1996 г.
|
Январь-июнь 1996 г. к декабрю 1995 г.
|
Платные услуги
населению
бытовые
пассажирского
транспорта
связи
жилищно-коммунальные
детских дошкольных
учреждений
санаторно-курортные
здравоохранения
|
111, 2
115, 1
116, 2
106, 6
106, 5
107, 2
109, 3
118, 4
|
119, 7
123, 9
117, 5
127, 6
115, 7
121, 8
122, 0
114, 3
|
2.
Необоснованное увеличение
удельного веса ввоза твердого топлива (угля) из северных районов страны. Его
приобретение осуществляется Правительством Калужской области главным образом в
кредит и по взаимозачетам. При этом практически полностью остановлены
разработки и добыча местного и более дешевого топлива - торфа, который можно
широко использовать в период отопительного сезона. Переоборудование котельных
на его использование не требует значительных финансовых средств. Однако,
отсутствие финансовых ресурсов на торфяные разработки и добычу торфа, а также
невозможность для местных бюджетов муниципальных образований области
осуществлять его 100% предоплату частным подрядчикам, затрудняет использование
этого дешевого и качественного сырья.
3.
Значительный износ
основных фондов предприятий ЖКХ. В Калужской области он превышает 60%. Особенно
высок износ фондов на государственных (муниципальных) предприятиях ЖКХ,
которыми производится до 90% жилищно-коммунальных услуг. Степень износа
основных фондов предприятий ЖКХ Калужской области представлен в табл. 1.9.
Значительный износ основных фондов ЖКХ вызывает необходимость их постоянного
ремонта, направленного главным образом на "латание дыр", что
негативно влияет на результаты производственной и финансово-экономической
деятельности предприятий, затрудняет ресурсосбережение в сфере потребления
жилищно-коммунальных услуг.
Таблица 1.9.
Износ основных
фондов предприятий ЖКХ
Организационно-правовые формы
|
Число предприятий
|
Удельный вес в %
|
Износ основных фондов в %
|
Всего предприятий:
В том числе:
государственные
(муниципальные)
арендные
частные
|
203
163
7
33
|
100
80, 9
3, 4
15, 7
|
61, 3
73, 4
67, 2
43, 1
|
4.
Низкий уровень управления
производственной и финансово-экономической деятельностью предприятий ЖКХ. Об
этом свидетельствует:
·
падение
производительности труда промышленно-производственного персонала за 1992-1997
гг. на 30-35%, поскольку численность работников сокращается гораздо медленнее,
чем объем производства услуг из-за медленной адаптации предприятий ЖКХ к
рыночным отношениям и желания руководителей любой ценой сохранить кадры и
избежать трудоустройства высвобождаемых работников;
·
низкий уровень
использования производственных мощностей предприятий ЖКХ (в конце 90-х гг.
коэффициент их использования не превышает 70%) из-за крайней изношенности
основных фондов, значительного числа неплательщиков за услуги ЖКХ среди
предприятий, организаций социальной сферы и населения, а также простоя
мощностей рассчитанных на обслуживание жилищного фонда, строительство которого
было законсервировано еще в 1993-1995гг.;
·
дефицит собственных
оборотных средств, особенно на предприятиях коммунального обслуживания в период
отопительного сезона, в том числе предприятий "Теплосеть" и
"Водоканал". Недофинансирование муниципальных образований Калужской
области на приобретение топлива превышает в среднем 10-15 млрд. рублей;
·
неудовлетворительное
техническое состояние предприятий. При износе фондов более 60% темпы обновления
технологического оборудования упали до 0, 2-0, 7% вместо необходимых 14-20% в
год. Производство отечественного технологического оборудования для предприятий
ЖКХ значительно отстает от потребностей практики;
·
высокие налоги и проценты
на кредиты, неплатежи потенциальных потребителей, сокращение объемов
потребления услуг ЖКХ в среднем на одного человека; отсутствие конкуренции, что
не стимулирует развитие предприятий ЖКХ, негативно влияет на качество
оказываемых услуг. Для восстановления платежеспособности предприятий ЖКХ им
необходима серьезная государственная и муниципальная поддержка,
крупномасштабные инвестиции для реконструкции и технического перевооружения. В
Калужской области в 1996-1997 гг. финансовая поддержки предприятий отрасли
осуществлялась за счет льгот по местному налогообложению, налогового кредита
для сезонных закупок и поставок топлива.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15
|
|