Перспективные направления в жилищной политике в управлении городским хозяйством
Кризис ЖКХ как отрасли сферы услуг обусловлен
совокупностью причин: слабой технической базой отрасли; недостатком мощностей;
отсутствием необходимых средств на развитие и текущее содержание и др. Их
глубинной основой является неэффективный и несоответствующий социально
ориентированной экономике механизм установления тарифов и сбора оплаты за
коммунальные услуги, системы платежей и контроля за использованием ресурсов на развитие
ЖКХ.
С 1990 г. темпы роста жилищного строительства
неуклонно сокращались (см. рис. 1.1.) из-за роста цен на строительные материалы
и оборудование при сокращении их производства, увеличения транспортных
расходов, а также резкого сокращения централизованного финансирования жилищного
строительства.
ЖКХ относится к числу наиболее монополизированных
отраслей народного хозяйства РФ. Монополизм в системе ЖКХ не позволяет
потребителям защищать свои права, снижает ответственность организаций за
предоставление жилищно-коммунальных услуг и их качество, ведет к формированию
монопольных цен.
Анализ
данных социологического опроса по проблемам защиты прав потребителей в сфере
жилищно-коммунального обслуживания, проведенного отделом социологического
анализа Государственного комитета РФ по антимонопольной политике и поддержке
новых экономических структур (ГКАП РФ) позволил выявить ряд проблем,
возникающих между производителями услуг и их потребителями в данной отрасли.
При этом респонденты были объединены в группы по типу собственности на жилье,
типам домов, условиям проживания. Для каждой группы респондентов выделен свой
комплекс проблем, связанных с качеством услуг ЖКХ (см. табл. 1.1.).
Рисунок
1.1
Ввод в действие жилых домов в 1989-1997 гг.
(млн. кв. м.);
источник - Госкомстат РФ.
Результаты опроса показали, что три четверти
респондентов не удовлетворены уровнем жилищно-коммунального обслуживания, что
существенно влияет на социальную напряженность в обществе, оценку качества
жизни и результатов реформ.
Серьезную
тревогу вызывает состояние ведущих подотраслей коммунальной сферы России :
Водоснабжение. Главными источниками питьевого водоснабжения в
России являются поверхностные водоемы (около 70%) и лишь 30% приходится на
подземные воды. В последние годы резко обострились проблемы качества воды.
Водные источники повсеместно загрязнены, поскольку используются не только для
забора воды на бытовые и производственные нужды, но и как приемники
канализационных стоков - хозяйственно-бытовых и промышленных.
При наличии ныне действующих сооружений и уровне
эксплуатации водопроводно-канализационного хозяйства, к 2000 г. степень очистки
сточных вод снизится до 60-65%. Из-за дефицита химических реагентов и
дезинфекторов, применяемых при очистке питьевой воды, в ряде регионов страны
питьевая вода не удовлетворяет требованиям санитарно-технических показателей.
Около 24% сточных вод сбрасывается в водоемы неочищенными.
В среднем
за сутки потребителям отпускается 60 млн. кубометров воды, в том числе населению
на коммунально-бытовые нужды 45 млн. кубометров. В развитых странах нормой
суточного потребления воды на человека считается 150-200 литров. В России же в
среднем на каждого жителя расходуется на коммунально-бытовые нужды 306 литров
воды в сутки. Этот перерасход воды обусловлен низким техническим уровнем
водопроводных систем (прямые ее потери составляют ежегодно около 10% объема
поданной воды) и нерациональным использованием воды потребителями.
Электро-, теплоснабжение. ЖКХ является значительным потребителем
тепловой и электрической энергии. Только на отопление жилья расходуется почти
пятая часть всех энергоресурсов страны. При этом в общем объеме отопительных
котельных преобладают мелкие, малоэффективные, мощностью до 3 Гкал/час. Их
удельный вес составляет 68%, тогда как тепла они вырабатывают лишь 10% от всего
объема. Процесс ликвидации и реконструкции действующих неэкономичных
отопительных котельных идет медленно. Их удельный вес в 1990 г. составлял 74%,
в 1992 - 73%, в 1995-1996 гг.-72%.
Более 83% тепловой мощности котельных принадлежит
различным ведомствам, предприятиям и их объединениям и только 17% находится в
ведении муниципалитетов. Потери тепла в сетях составили в 1996 г. 81, 5 млн.
Гкал, или 4, 8% поданной в сеть теплоэнергии.
Благоустройство. Стоимость основных фондов внешнего благоустройства в
ценах 1991 г. составляет 150 млрд. рублей, их износ превышает 42%. Из 195, 0
тыс. км. улиц и проездов лишь 48% имеют усовершенствованные покрытия проезжей
части, 80% не имеют подземных водостоков. Из находящихся в эксплуатации 20, 0
тыс. мостов и путепроводов более 35% требуют капитального ремонта и
реконструкции. Только 3% твердых бытовых отходов из ежегодно образующихся 150
млн. кубометров перерабатываются промышленным методом.
Уровень обеспечения населения зелеными насаждениями в
2,2 раза ниже установленных нормативов.
Таблица 1.1.
Структура
жалоб населения на нарушения жилищно-коммунального обслуживания (в %).
Виды нарушений
|
часто
|
иногда
|
Редко
|
1.
Работа систем
водоснабжения - 76% жалоб.
Перерыв в водоснабжении
|
44, 5
|
23, 4
|
27, 3
|
Вода имеет нехарактерный цвет, запах, привкус
|
42, 1
|
23, 0
|
29, 1
|
Перерыв в горячем водоснабжении
|
36, 3
|
15, 2
|
19, 0
|
Температура горячей воды ниже 50-60 градусов более 2-х часов в сутки
|
30, 9
|
14, 0
|
22, 1
|
2.
Несоблюдение сроков
ремонта жилья - 56, 8% жалоб.
3.
Жалобы на работу
системы теплоснабжения - 55% жалоб.
Температура в жилом помещении ниже 18 градусов
|
32, 3
|
21, 4
|
36, 1
|
Затягиваются сроки включения отопления
|
29, 9
|
22, 6
|
36, 1
|
Несоблюдение порядка и сроков ремонта систем
отопления
|
29, 4
|
15, 0
|
37.0
|
Отключение отопления в течение отопительного сезона
|
19, 1
|
16, 5
|
53, 5
|
4.
Работа системы отвода
жидких и твердых отходов -43, 2% жалоб.
Несвоевременный вывоз мусора
|
27, 2
|
19, 8
|
46, 2
|
Несвоевременный вывоз жидких отходов
|
8, 7
|
6,3
|
31, 4
|
Острейшие социальные и эпидемиологические проблемы
породила малая приватизация в коммунальной сфере. В России и без того уровень
банно-прачечных и гостиничных услуг отставал от норматива более чем в 7 раз, а
приватизация этих объектов и соответствующий рост цен привел к снижению уровня
банно-прачечного обслуживания населения в 1993-1996 гг. почти в 3 раза.
Система финансирования ЖКХ, реорганизация в
соответствии с рыночными условиями, не обеспечивает его должного развития и
нормального уровня обслуживания. В 1989-1991 гг. бюджетные ассигнования и
платежи потребителей покрывали около 80% затрат на содержание и ремонт жилья и
коммунальное обслуживание, а в 1994 г. - лишь 40%. Дотации из местных бюджетов
на капитальный ремонт жилищного фонда обеспечивают менее 15% необходимого
объема работ. Дефицит региональных и местных бюджетов не позволяет
финансировать должным образом капитальный ремонт государственного
(муниципального) и ведомственного жилищного фонда .
Состояние городского хозяйства (в дальнейшем ГХ) можно
рассмотреть на примере Калужской области. Сложная организационно-правовая и
управленческая структура ГХ не представляет единого комплекса, где возможно
проведение единой политики. Услуги предоставляют государственные
(муниципальные) предприятия, бюджетные организации, частные фирмы, малый, в том
числе теневой бизнес, ведомственный сектор ГХ и т.д., причем местная
администрация не координирует их деятельность. В результате функционирование
муниципального транспорта, инженерной инфраструктуры, благоустройства,
энергетики и др., опирающихся на бюджетное финансирование, оказалось оторванным
от работы ГХ в целом.[2]
В условиях форсированной приватизации в значительной
мере была нарушена прежняя система жизнеобеспечения и организации экономики
ЖКХ. Стихийно внедрялись новые механизмы хозяйствования, далеко не во всем
заменявшие те, что действовали прежде. Государственное (муниципальное)
экономическое регулирование было сведено к минимуму. Определенное равновесие в
экономической системе и на потребительском рынке было достигнуто ценой крупных
экономических и социальных издержек, резко снизился уровень потребления услуг
ЖКХ. В результате оказались серьезно нарушенными условия нормального
функционирования населенных пунктов Калужской области, системы обеспечения
занятости и нормальной жизнедеятельности.
В Калужской области продолжает оставаться очень
сложной демографическая ситуация, смертность населения превысила рождаемость
почти в 2 раза, средняя продолжительность жизни у мужчин сократилась на 4 года.
Резко ослаблена экономическая база Калужской области -спад в промышленности к
1999 г. превысил 70% к уровню 1990 г., обострился инвестиционный кризис, возникла
реальна угроза разрушения основных фондов.
Реальные доходы населения упали по сравнению с 1990 г.
на 50-60% при резком усилении социально-экономического расслоения. Одновременно
имеет место хроническое недофинансирование (примерно вдвое меньше нормативов)
производственной и социальной инфраструктуры Калужской области, а состояние
финансов можно охарактеризовать как неустойчивое и остродефицитное.
В 1997 г. объем ВВП снизился по сравнению с 1996 г. -
на 11, 5%, объем производства промышленной продукции -45%, производство услуг -
на 62, 8%, объем капитальных вложений - на 25%, жилищного строительства -
примерно на 40%, грузоперевозок на 15% (см. табл. 1.2.). Эти показатели
значительно хуже аналогичных данных в среднем по РФ за этот же период и
отодвигают Ленинградскую область в число проблемных регионов страны.
Таблица 1.2.
Объем и
структура валового регионального продукта Калужской области
|
1999 г.
|
2000 г.
|
Объем валового регионального продукта,
млрд.рублей
|
19, 8
|
99, 5*)
|
Структура валового регионального продукта, %
всего
в том числе:
• производство товаров
• производство услуг
• чистые (за вычетом субсидий)
налоги на продукты
|
100
56, 9
36
7, 1
|
100
55
37, 2
7, 8
|
*) в процентах к январю-декабрю 1996 года
Развитие кризиса в 1998 г. подтвердило, что
значительная часть экономики региона не соответствует новым условиям, не
воспринимается рынком, не приносит доходов ни региону, ни его жителям. Это
усилило невостребованность социально-профессионального и культурного потенциала
населения и его социально-имущественную дифференциацию. Особое значение для
социально-экономической ситуации в области имеет сохранение систем
жизнеобеспечения представленных ЖКХ.
В 90-х гг. объем производства услуг предприятий ЖКХ
области существенно снижается. В 1992 г. спад составлял -11, 3%, в 1993 - 10,
9%, в 1994 - 10, 1%, в 1995 - 9, 7%, в 1996 -7, 3%, в 1997 - 5, 6%. Это связано
с падением общих объемов промышленного производства в регионе (см. табл. 1.3.),
снижением доли инвестиций в основной капитал ведущих отраслей экономики
Калужской области (см. табл. 1.4.), ростом неплатежей со стороны потребителей
жилищно-коммунальных услуг - предприятий промышленности, социальной сферы и
населения, недостатками производственной и финансово-экономической деятельности
предприятий ЖКХ, значительным недофинансированием из федерального бюджета
запланированных расходов бюджетов муниципальных образований Калужской области
на текущее содержание и развитие предприятий жилищно-коммунальной сферы.
С 1992 г. в муниципальную собственность принято от
ведомств 23, 7 млн. кв. метров общей площади жилья, в т.ч. сельхозпредприятий
15, 6 млн. кв. метров жилой площади; 403 котельных; 371, 2 км. тепловых сетей;
системы водопровода общей мощностью 251 тыс. куб. метров стоков в сутки; 2543,
2 км. канализационных сетей и т.д.
Все принятые объекты имеют износ свыше 60% и их
аварийность ежегодно увеличивается на 15-20%, так как за последние 10-15 лет
финансировались в основном текущие ремонты объектов коммунального хозяйства, а
плановые капитальные ремонты не проводились из-за отсутствия финансовых
ресурсов и технической документации.[3]
Таблица 1.3.
Объемы
производства промышленной продукции по основным отраслям промышленности Калуги
и Калужской области (на 01.01.98г.)
|
Калуга
|
Калужская область
|
млрд. рублей
|
в % к январю-июню 1998г.
|
млрд. рублей
|
в % к январю-июню 1998 г.
|
Вся промышленность
в том числе:
Электроэнергетика
Топливная промышленность
Металлургическая промышленность
Химическая промышленность
Машиностроение
Промышленность строительных материалов
Легкая промышленность
Лесная, деревообрабатывающая
и целулозно-бумажная промышленность
|
15904
3196
90
778
449
5446
484
606
487
|
98, 0
94, 2
31, 8
88, 1
97, 4
94, 5
93, 1
81, 7
64, 9
|
6322
1441
1682
510
253
514
363
58
837
|
98, 8
100, 8
95, 8
78, 6
101, 3
92, 0
87, 9
79, 3
96, 8
|
Таблица 1.4.
Инвестиции в
основной капитал по важнейшим отраслям экономики Калужской области (на 01.01.98
г.).
|
Использовано (в млрд. рублей)
|
В процентах к первому полугодию 1998 г,
|
Всего, в том числе:
промышленность
сельское хозяйство
транспорт
связь
строительство (в том числе жилищное)
жилищное хозяйство
коммунальное хозяйство
|
1598, 1
580, 8
43, 2
369, 4
21, 2
274, 9
30, 5
162, 4
|
82
76
97, 6
68
79
115
81
70, 3
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15
|
|