Перспективные направления в жилищной политике в управлении городским хозяйством
Перспективные направления в жилищной политике в управлении городским хозяйством
Содержание
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА
1. СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЙ РЕФОРМЫ... 6
1.1
Жилищно-коммунальное хозяйство как отрасль сферы услуг: основные проблемы... 6
1.2
Жилищно-коммунальная реформа – необходимость и сущность. 22
1.3.
Зарубежный опыт реформирования жилищно-коммунального хозяйства.. 27
Глава
2 Основные направления в жилищной политике по управлению городским хозяйством в
г. Калуге. 33
2.1.
Экономические основы реформирования жилищно-коммунального хозяйства.. 35
2.2
Финансовая реструктуризация жилищно-коммунального хозяйства.. 58
2.3
Организационные основы реформирования жкх.. 68
2.4 Система
договорных отношений органов местного самоуправления с предприятиями
жилищно-коммунального хозяйства.. 75
Заключение. 84
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ
СПИСОК.. 86
Тема данной дипломной работы: «Перспективные
направления жилищной политики в управлении городским хозяйством».
Данная тема является актуальной, т.к.
социально-экономические преобразования в России 90-х гг. отличались
непоследовательностью и противоречивостью. Почти вдвое сократились объемы
производства и потребления, с 1998 г. возобновилось падение реальных доходов
населения, ухудшается качество жизни, растет безработица. Все это отражается на
развитии отраслей сферы услуг, среди которых особое место занимает
жилищно-коммунальное хозяйство. Жилищно-коммунальное хозяйство представляет
собой комплекс подотраслей, призванных обеспечивать условия нормальной
жизнедеятельности населения и функционирования городских структур. ЖКХ в
значительной степени формирует среду жизнедеятельности человека - комфортность
города, района, микрорайона, жилища. Эта отрасль, с одной стороны, испытывает
влияние развивающихся рыночных отношений, а с другой является важным звеном
системы социальной защиты населения. Это порождает серьезные проблемы и
противоречия, как негативные социальные процессы и явления, ухудшение состояния
жилья, качества коммунальных услуг и т.д.
На
протяжении десятилетий в жилищно-коммунальной сфере господствовали экстенсивные
подходы и административные методы хозяйствования, вытекающие из жестко
централизованного управления и патерналистской политики государства. Материальная
база отрасли, развивавшаяся на основе остаточного принципа ресурсообеспечения,
находилась в неудовлетворительном состоянии и в доперестроечные времена, и
заметно деградирует в последние годы, несмотря на то, что на
жилищно-коммунальное хозяйство уходит примерно 25% расходов местных бюджетов.
Ставки и тарифы на услуги подотраслей
жилищно-коммунального хозяйства до сих пор экономически не отрегулированы.
Эксплуатация и развитие жилищно-коммунального хозяйства осуществляется в
основном за счет бюджетных дотаций, растущих из года в год. Их размеры зависят
не от качества и надежности обслуживания потребителей, а от монопольно высоких
текущих затрат на производство услуг жилищно-коммунального хозяйства.
Сложившийся за многие десятилетия хозяйственный механизм
в жилищно-коммунальном хозяйстве не стимулирует эффективное развитие
предприятий и организаций, не ориентирует их на улучшение качества услуг на
базе новых технологий, порождает иждивенчество. Все это привело к снижению
надежности и устойчивости работы всех структур жилищно-коммунального хозяйства,
к усилению социальной напряженности в ряде регионов, особенно в зимний период.
Некоторые предприятия и организации
жилищно-коммунального хозяйства выступают как естественные монополии, однако
эффективный механизм контроля за их деятельностью и тарифами до сих пор не
создан, плата за услуги жилищно-коммунального хозяйства не имеет четкого
обоснования. При отсутствии объективного контроля и учета объемов фактически
предоставляемых услуг (вода, газ, тепло) и их качества, расчет осуществляется
по усредненным показателям, что противоречит рыночным принципам.
Издержки из-за низкого уровня проектирования, аварий,
недоброкачественного ремонта, неэффективной эксплуатации инженерных систем,
зачастую возникшие не по вине потребителей, часто перекладываются на плечи
населения. Экономический механизм взаимоотношений между производителями услуг,
их потребителями и посредниками не отрегулирован, до сих пор не завершено
создание нормативно-правовой базы жилищной реформы.
Преодоление
надолго затянувшегося экономического кризиса в сфере жилищно-коммунального
хозяйства, обеспечение его устойчивого развития, является важной
общегосударственной задачей и требует коренного реформирования экономики,
организации и управления в жилищно-коммунальном хозяйстве.
В конце 90-х гг. намечены концептуальные направления
реформы жилищно-коммунального хозяйства, однако они представляют собой лишь
стратегический ориентир реформ и неполно отражают комплекс проблем социальной
защиты населения, особенно в условиях экономического кризиса. Необходим пакет
законодательных и нормативных актов, регулирующих экономические и
организационные отношения в сфере жилищно-коммунального хозяйства на всех
уровнях — от федерального до местного и определяющих права и ответственность
производителей, пользователей (потребителей услуг) и органов управления за
обеспечение необходимого минимума услуг, соответствующего
санитарно-гигиеническим и экологическим нормам и в тоже время учитывающего
реальные денежные доходы пользователей жилья, финансовые ресурсы местных
бюджетов.
Предметом исследования в моей работе выступают
направления реформирования в жилищной политике по управлению городским
хозяйством, объектом исследования является реформа городского хозяйства при
переходе к рыночной экономике на фоне затянувшегося экономического кризиса в
жилищно-коммунальном хозяйстве, а также различные точки зрения авторов на
данную проблему.
Цель работы изучение жилищной политики в управлении
городским хозяйством, анализ основных направлений реформирования
жилищно-коммунального хозяйства и выработка предложений ?
Исходя из поставленной цели работа имеет следующие
задачи:
Во-первых, рассмотреть сущность и
основные направления жилищно-коммунальной реформы, для этого необходимо:
·
Дать оценку жилищно-коммунальному
хозяйству как отрасли сферы услуг, охарактеризовать основные проблемы
·
Обосновать необходимость
жилищно-коммунальной реформы
·
Рассмотреть зарубежный
опыт реформирования жилищно-коммунального хозяйства
Во-вторых, проанализировать основные направления в
жилищной политике по управление городским хозяйством в г.Калуге, для этого мною
будут рассмотрены:
·
Экономические основы
реформирования жилищно-коммунального хозяйства, на основе реформы отношений
собственности, демонополизации и формировании конкурентной среды и финансовая
реструктуризация жилищно-коммунального хозяйства.
·
Организационные основы
реформирования жилищно-коммунального хозяйства, на основе реформирования
договорных отношений местных органов исполнительной власти с предприятиями и
организациями и организационно-технологической реструктуризации
жилищно-коммунального хозяйства
Проблемам реформирования и развития
жилищно-коммунального хозяйства как в нашей стране, так и за рубежом в
последние годы посвящен ряд исследований. В 80-90-х гг. реформирование
жилищно-коммунального хозяйства проведено в ряде зарубежных стран. Таким
образом, тема дипломной работы является достаточно изученной, в рамках моей
работы будут рассмотрены работы Ф.Г.Тахи-Заде , С.Ф.Легорнева , А.Е.Когута , Д.В.Шопенко,
Л.Н. Чернышева, В.Б. Зотова, В.Е. Рохчина, О.Т.Лебедева, Н.Т. Лопаткина, А.
Пузанова, И.В.Бычковского, Е.Г. Хайло. А.Г. Козлюка, А.Соболевой, В.Буленковой,
Т.Шохиной и других авторов.
При написании работы использовались следующие методы
исследования: анализ, синтез, обобщение, классификация, систематизация и др.
1.1 Жилищно-коммунальное хозяйство как отрасль сферы услуг: основные
проблемы
Жилищно-коммунальное
хозяйство (в дальнейшем ЖКХ) представляет собой отрасль сферы услуг и важнейшую
часть территориальной инфраструктуры, определяющую условия Жизнедеятельности
человека, прежде всего комфортности жилища, его инженерное благоустройство,
качество и надежность услуг транспорта, связи, бытовых и других услуг, от
которых зависит состояние здоровья, качество жизни и социальный климат в
населенных пунктах.
В составе ЖКХ выделяются следующие подотрасли:
• жилищное хозяйство и ремонтно-эксплуатационное
производство;
• водоснабжение и водоотведение;
• коммунальная энергетика (электро-, тепло-,
газоснабжение);
• городской транспорт (автобус, трамвай, троллейбус);
• информационное хозяйство (кабельные сети,
спутниковое телевидение, оптоволоконные системы и электронные каналы связи,
системы компьютерной связи и обеспечения;
• внешнее городское благоустройство, включающее
дорожное хозяйство и дорожно-транспортное строительство;
• санитарная очистка территорий (уличная уборка,
домовая очистка с утилизацией бытовых и пищевых отходов);
• зеленое хозяйство (озеленение городов,
цветоводство);
• гостиничное хозяйство;
• бытовое обслуживание (бани, прачечные, ритуальное
обслуживание и т.д.);
• уличное освещение.
Отрасли городского хозяйства и жилищно-коммунальных
услуг тесно связаны с региональной экономикой. В работах Н.Е. Бессоновой,
В.Е.Рохчина, B.C. Чекалина, и других авторов, "городское
хозяйство" рассматривается как комплекс служб, предприятий, инженерных
сооружений и сетей, необходимых для удовлетворения повседневных бытовых,
социально-культурных, коммунальных потребностей населения. В городское
хозяйство входят предприятия, выполняющие как производственные, так и
непроизводственные функции, включая транспорт, обслуживающий население города
(территории), бытовое обслуживание, связь, торговлю, общественное питание и
некоторые другие отрасли.
К числу особенностей ЖКХ как отрасли народного
хозяйства, на наш взгляд, можно отнести:
• сочетание производственных и непроизводственных функций,
связанных с изготовлением материальных продуктов и оказанием услуг;
• особую социальную значимость, усиливающую
необходимость государственного регулирования и контроля со стороны
потребителей;
• сочетание коммерческих (ориентированных на достижение
прибыли) и некоммерческих организаций;
• отрасль представлена как естественными монополиями
(транспортировка энергии и жидкостей), так и отраслями, в которых возможна и
необходима конкуренция (производство товаров и услуг);
• многообразие организационно-правового статуса
предпринимательства (с образованием и без образования юридического лица) и форм
собственности;
• сочетание крупного (производство энергии, Водоканал,
трубопроводные сети и т.д.) и малого бизнеса;
• рассредоточение центров оказания услуг соответственно
системе расселения, что обуславливает особую роль местных органов
самоуправления;
• особая значимость экологического и
санитарно-эпидемиологического контроля;
• необходимость гарантированного обеспечения минимума
услуг независимо от платежеспособности населения;
• многообразие потребителей (граждане, их ассоциации,
предприятия, бюджетные организации).[1]
Повышение требований к ЖКХ, его развитие и
совершенствование выступает как важный фактор повышения уровня жизни людей,
улучшения их жилищных условий и развития культуры населения.
ЖКХ включает жилищное хозяйство и коммунальные
предприятия. В работах А.И. Безлюдова, А.Г. Козлюка, Н.Т. Лопаткина,
В.Е.Рохчина и других авторов приводится классификация отраслей ЖКХ. Они
включают:
•
санитарно-технические службы (водопровод, канализация, предприятия по
санитарной очистке);
• внутригородской пассажирский транспорт общего
пользования (трамвай, троллейбус, автобус, метрополитен);
• коммунальную энергетику (тепловые, электрические,
газовые сети, коммунальные котельные, электростанции и газовые заводы, не
входящие в общие электрические системы);
• коммунальное обслуживание (бани, прачечные,
парикмахерские, гостиницы);
• внешнее городское благоустройство (дорожно-мостовое
хозяйство, озеленение, уличное освещение);
• подсобные предприятия ЖКХ (ремонтные заводы,
мастерские).
В состав городского хозяйства входят также городские
(муниципальные) и районные (местные) органы управления, финансово-кредитные
учреждения, органы по поддержке и охране общественного порядка, учреждения
науки и научного обслуживания внутригородского значения. Городское хозяйство
при этом представляет не простой набор перечисленных сфер, а интегрированную
"сосудистую систему", связывающую воедино все элементы обслуживания
города (территории).
К числу специфических особенностей ЖКХ следует отнести
также его многоотраслевой характер; преимущественно местный характер
обслуживания; тесную связь с промышленностью; взаимосвязь отраслей и
предприятий, обслуживающую особенности процессов воспроизводства.
Ведущей отраслью городского хозяйства, наиболее
сложной и разветвленной является ЖКХ. Сущность ЖКХ как важнейшей
социально-экономической сферы народного хозяйства рассматривалась в работах
В.Е.Рохчина, B.C. Чекалина , В.В. Авдеева , Е.Г. Хайло и
других авторов.
Подотрасли ЖКХ, удовлетворяя соответствующие
потребности населения, обеспечивают необходимые условия для нормальной
жизнедеятельности человека и функционирования как социальной, так и
производственной структуры региона.
ЖКХ формирует соответствующее качество жизни
населения, культуру быта и образ жизни, во многом определяет
социально-экономический потенциал территорий, их инвестиционную
привлекательность.
Несмотря на многоотраслевую структуру ЖКХ представляет
собой целостную систему, которая обеспечивает нормальную жизнедеятельность
человека, функционирование социальной и производственной инфраструктуры
территории.
По экспертным оценкам ЖКХ охватывает в среднем от 50
до 70% основных фондов, находящихся в муниципальной собственности и служит
таким образом материальной основой функционирования местных органов
исполнительной власти и важнейшей сферой их социальной ответственности.
Недостаток средств на содержание и ремонт объектов ЖКХ из-за нерационального
механизма их формирования и использования, частых и неоправданных реорганизаций
структуры управления ЖКХ привели к резкому снижению надежности функционирования
объектов ЖКХ. На 38% увеличилась их аварийность.
Дефицит финансирования ЖКХ усугубляется отсутствием
должного нормативно-правового обеспечения функционирования этой отрасли сферы
услуг.
В связи с общим снижением уровня жизни населения и
ростом тарифов значительно уменьшился спрос на многие платные виды услуг
(ремонт и эксплуатация жилищного фонда, бытовые услуги и др.), сужается круг их
потребителей. В результате резко увеличился разрыв в объемах и качестве
коммунальных услуг, оказываемых в России и странах с развитой рыночной
экономикой. По средне душевому потреблению бытовых и жилищно-коммунальных услуг
Россия отстает от США более чем в 5-6 раз]. Это обуславливает социальную
напряженность в обществе, особенно в зимний период и в энергодефицитных регионах
(Дальний Восток, Камчатка, Север и Северо-Восток России).
Анализ уровня обеспеченности населения услугами ЖКХ
на основе данных источников показывает, что разрыв между необходимым и
практическим уровнем потребления услуг ЖКХ в 90-х гг. непрерывно возрастает:
Средний уровень обеспеченности населения общей жилой
площадью, в расчете на одного жителя России, в 1,5-2 раза ниже рационального
норматива и в 3-5 раз ниже, чем в странах с развитой рыночной экономикой,
причем 9,8 млн. семей (включая одиночек) проживает в общежитиях и коммунальных
квартирах. Лишь в Москве и некоторых других городах обеспеченность жильем
благодаря новому жилищному строительству увеличилась.
В среднем на одного человека приходится 17,7 кв. общей
жилой площади, при этом у трети российских семей (включая одиночек) - менее 9
кв. м. жилой площади. Свыше 5 млн. чел. проживает в аварийных и ветхих домах.
Более 120 млн. кв. м. жилья в России нуждается в
неотложном капитальном ремонте, 170 млн. кв. м. - в переоборудовании
коммунальных квартир и свыше 250 млн. кв. м. - в реконструкции. Подлежащий
сносу аварийный жилой фонд, имеющий износ свыше 70%, составляет 34 млн. кв. м.
(1, 3% всего жилищного фонда). В среднем за год в России выбывает не менее 4
млн. кв. м. жилья, а в неотложном ремонте нуждается более 11% государственного
и ведомственного жилищного фонда. В середине 90-х гг. увеличились объемы
индивидуального жилищного строительства в ряде регионов, однако финансовый
кризис 1998 г. привел к его сокращению.
Уровень благоустройства жилищного фонда остается
низким, значительная его часть не соответствует нормативам не только по объему,
но и по качественным характеристикам. В городах и поселках городского типа
каждая пятая квартира не оборудована централизованным водоснабжением,
канализацией, центральным отоплением. В них проживает, на сегодняшний день,
более 40 млн. человек.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15
|