Особенности трудового договора о работе в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Действующая
система стимулирования труда, основанная на районных коэффициентах и северных
надбавках, изжила себя, ее нужно в корне пересмотреть. Новая система
государственных гарантий должна обеспечивать повышение мотивации к труду в
экстремальных условиях, то есть это должна быть такая система, которая бы
позволила людям дать ответы на самые жгучие, волнующие их вопросы о том, как
жить и на что надеяться.
Новая ситуация
требует внесения в законы соответствующие изменения.
В этих условиях
исследование – важнейшего института трудового права – приобретает особую
важность в связи с тем, что, с одной стороны, необходимо повышение
эффективности централизованного (прежде всего законодательного) регулирования
трудовых отношений, закрепляющего определенный уровень гарантий для работников,
а с другой – расширение договорной сферы и судебной защиты трудовых прав и
свобод, обеспечения реализации законных интересов различных субъектов трудового
права.
Право работника
на получение льгот, гарантий и компенсаций, связанных с проживанием и работой в
районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, как всякое
субъективное право должно быть не только законодательно закреплено, но и
реально осуществимо.
Принятие ФЗ №
122-ФЗ в данной редакции противоречит основной цели трудового законодательства,
которой, согласно ст. 1 Трудового кодекса РФ, является установление
государственных гарантий. При таком положении Трудно не заметить, что в
законодательстве сложилась устойчивая тенденция, исключающая обязанности
государства по возмещению им расходов, связанных с предоставлением
государственных гарантий и компенсаций, работникам северных территорий.
Фактическое переложение государством своих обязанностей на другие субъекты
негативно скажется и уже сказывается на состоянии бюджета северных субъектов
федерации, муниципальных органов исполнительной власти и работодателей, а также
на реализации основных правовых гарантий северян.
Анализ
нормативных актов, касающихся назначения, определения сумм социальных выплат,
их выплаты, свидетельствует: и районный коэффициент, и северные надбавки влияют
на суммы пенсий и многих пособий.
Все это
делает чрезвычайно актуальным знание и, главное, умение пользоваться
соответствующими нормативными актами, регулирующими социально-экономическое
положение Севера.???
Подводя
итог вышеуказанному, следует отметить: защищая интересы работника,
осуществляющего трудовую деятельность в экстремальных природно-климатических
условиях Севера, законодатель сохранил, а практика судов подтверждает его право
на получение большей части северных льгот за работу в данных условиях. Однако,
к сожалению, условия, порядок и размеры предоставления льгот и гарантий
поставлены в зависимость от источника финансирования организации и формирования
соответствующей нормативно-правовой базы.
Литература
1. Библиотечка "Российской
газеты". "Кто сказал, что Север крайний? Льготы и пособия для
северян. Документы, комментарии, разъяснения". Выпуск №16. 1996.
2. Жукевич Г.В. Закон о Севере: что
изменилось? // Вопросы Севера. Приложение к журналу "Справочник
кадровика", Апрель. 2005.
3. Л.Ю. Бугров. Содержание трудового
договора. //Справочник кадровика. №2, 2007.
4. Ширимова Е. Свобода трудового
договора // Кадровое дело. № 9.2004.
5. Трудовой кодекс Российской
Федерации: правовые новации. Постатейный научно-практический комментарий,
д.э.н., профессор В.В. Куликов. Агентство (ЗАО) "Библиотечка РГ",
2006.
6. Васильева Е., Петрова С. Трудовой
договор: что изменилось? // Кадровое дело, № 10, октябрь 2006 г.
7. Широкова Л.Н., Мосина Л.Л.
Районный коэффициент к заработной плате, базовой части трудовой пенсии,
компенсациям, пособиям, стипендиям. // Вопросы Севера. Приложение к журналу
"Справочник кадровика", апрель 2005 г.
8. Федеральный закон от
30.06.2006г. № 90-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской
Федерации, признании недействующими на территории Российской Федерации
некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых
законодательных актов (положений законодательных актов) Российской
Федерации"// Российская газета, июль 2006г.
9. Комментарий к Федеральному
закону от 30.06.2006г. № 90-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс
Российской Федерации, признании недействующими на территории Российской Федерации
некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых
законодательных актов (положений законодательных актов) Российской
Федерации"// Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях.
№ 18, сентябрь 2006г.
10.Ямпольский В.Н. Анализ
основных изменений трудового законодательства // Закон, № 8, август 2006г.
11. Гайдукова Л.Н.
Комментарий к изменениям в Трудовой кодекс Российской Федерации: практический
комментарий к Федеральному закону от 30.06.2006 г. № 90-ФЗ.-"ГроссМедиа",
2006г.
12. Ломакина Л.А. Вопросы
теории и практики заключения трудового договора. // Законодательство и
экономика, № 2, февраль 2006г.
13. Карсетская Е., Михайлов
И., Мошкович М. Трудовой договор.// Экономико-правовой бюллетень, № 9, сентябрь
2006г.
14. Михайлов И. Эволюция
Трудового кодекса.// Новая бухгалтерия, выпуск 9, сентябрь 2006г.
15. Обертышева Л.А. Новые формы
современных трудовых отношений.//Библиотечка Российской газеты. Агентство (ЗАО)
"Библиотечка РГ", 2006.
16. Скачкова Г.С. Новое в трудовом
законодательстве.// Российская юстиция, № 7, июль 2006г.
17. Федорова Т. Сила трудового
договора.// Кадровое дело, № 2, февраль 2005г.
18. Васильева М., Карсетская Е.
Михайлов И., Шершнев А. Особенности различных видов трудовых договоров.//
Экономико-правовой бюллетень, № 7, июль 2005г.
19. Васильева М., Карсетская Е.
Михайлов И., Шершнев А. Условия трудового договора. // Экономико-правовой
бюллетень, № 7, июль 2006г.
Приложение
№ 1
Районные
коэффициенты к заработной плате работников организаций в районах Крайнего
Севера и приравненных к ним местностях
Субъекты РФ, районы, города
|
Размеры районных коэффициентов
|
для непроизводственных отраслей
|
для производственных отраслей
|
1
|
2
|
3
|
Острова Северного Ледовитого океана и его морей (за исключением
островов Белого моря)
|
2.0
|
2.0
|
Республика Карелия
|
|
Кемский,
Лоухский районы, г. Костомукша, Кемь и подчиненные их администрациям
населенные пункты
|
1.40
|
1.40
|
Муезерский,
Сегежский, Пудожский, Медвежьегорский районы, г. Сегежа и подчиненные его
администрации населенные пункты
|
1.30
|
1.30
|
Остальные
районы, г. Петрозаводск, Сортавала и подчиненные их администрациям населенные
пункты
|
1.15
|
1.15
|
Республика Коми
|
|
г.
Воркута и подчиненные его администрации населенные пункты
|
1.60
|
1.60
|
г.
Инта, и подчиненные его администрации населенные пункты
|
1.50
|
1.50
|
Ижемский,
Троицко-Печорский, Усть-Цилемский, Удорский районы, г. Вуктыл, Печора,
Сосногорск, Ухта, Усинск и подчиненные их администрациям населенные пункты
|
1.30
|
1.30; 1.50; 1.60.
|
Остальные
районы, г. Сыктывкар и подчиненные его администрации населенные пункты
|
1.20
|
1.20; 1.30; 1.50;
|
Архангельская область
|
|
Мезенский,
Пинежский, Лешуконский, Соловецкий районы, г. Северодвинск и подчиненные его
администрации населенные пункты
|
1.40
|
1.40
|
Остальные
районы, г. Архангельск и подчиненные его администрации населенные пункты
|
1.20
|
1.20; 1.40.
|
Ненецкий автономный округ
|
1.50
|
1.50; 1.60; 1.80
|
Мурманская область
|
|
г.
Мурманск - 140
|
1.80
|
1.80
|
п.
Туманный
|
1.70
|
1.70
|
Остальные
районы,г. Мурманск
|
1.40
|
1.40; 1.50; 1.70
|
Коми-Пермяцкий автономный округ
|
|
|
Косинский,
Кочевский и Гайнский районы
|
1.20
|
1.20
|
Ямало-Ненецкий автономный округ
|
|
|
Севернее
полярного круга (для работников производственных отраслей, обслуживающих
нефтегазодобывающие предприятия)
|
1.50
|
1.80
|
Остальные
районы севернее 60 градусов с.ш.
|
1.50
|
1.50; 1.60
|
Ханты-Мансийский автономный округ
|
|
|
Севернее
60 градусов с.ш.
|
1.50
|
1.50-1.70
|
Южнее
60 градусов с.ш.
|
1.30
|
1.30
|
Тюменская область
|
|
|
Уватский
район
|
1.50
|
1.50
|
Г.Тобольск
и Тобольский район
|
1.15
|
1.30;1.40
|
Остальные
районы, г.Тюмень с подчиненными его администрации населенными пунктами
|
1.15
|
1.15
|
Томская область
|
|
|
г.Стрежевой
|
1.50
|
1.50-1.70
|
Александровский
район, Верхнекетский, Каргасокский, Колпашевский, Парабельский, Чаинский
районы, г.Кедровый с подчиненными его администрации населенными пунктами,
г.Северск и Колпашево
|
1.50
|
1.50
|
Остальные
районы, г.Томск
|
1.30
|
1.30
|
Таймырский(Долгано-Ненецкий) автономный округ
|
1.60
|
1.60;1.80
|
Эвенкийский автономный округ
|
|
|
Северная
часть Эвенкийского автономного округа (севернее реки Нижняя Тунгуска)
|
1.60
|
1.60; 1.70
|
Южная
часть Эвенкийского автономного округа (южнее реки Нижняя Тунгуска)
|
1.30
|
1.30
|
Красноярский край
|
|
|
г.Норильск
с подчиненными его администрации населенными пунктами
|
1.80
|
1.80
|
Туруханский
район (севернее рек Нижняя Тунгуска и Турухан),г.Игарка с подчиненными его
администрации населенными пунктами
|
1.60
|
1.60; 1.70
|
Туруханский район
(южнее рек Нижняя Тунгуска и Турухан), Северо-Енисейский, Кежемский,
Бугучанский, Енисейский и Мотыгинский районы, г.Енисейск, Лесосибирск с
подчиненными его администрации населенными пунктами
|
1.30
|
1.30;1.40;1.50;1.60
|
Остальные
районы, г.Красноярск
|
1.20
|
1.20;1.30
|
Республика Хакасия
|
1.30
|
1.30
|
Республика Тыва
|
|
|
Монгул-Тайгинский,
Тоджинский районы, территория Шынаанской сельской администрации
Тере-Хольского района
|
1.50
|
1.50
|
Остальные
районы,г.Кызыл
|
1.40
|
1.40
|
Иркутская область
|
|
|
Бодайбинский,
Братский, Казачинско-Ленский, Катангский, Киренский, Мамско-Чуйский,
Нижнеилимский, Усть-Илимский и Усть-Кутский районы г.Бодайбо, Братск,
Усть-Илимск, Усть-Кут
|
1.30
|
1.30;1.40;1.50;1.60;1.70
|
Остальные
районы, г.Иркутск
|
1.20
|
1.20;1.30
|
Усть-Ордынский Бурятский автономный округ
|
1.20
|
1.20
|
Республика Бурятия
|
|
|
Баунтовский,
Муйский, Северо-Байкальский районы, г.Северобайкальск с подчиненными его
администрации населенными пунктами
|
1.30
|
1.30
|
Баргузинский,
Курумканский, Окинский районы
|
1.20
|
1.20;1.30;1.40
|
Остальные
районы, г. Улан-Уде
|
1.20
|
1.20;1.30
|
Читинская область
|
|
|
Каларский,
Тунгокоченский, Тунгиро-Олекминский районы
|
1.30
|
1.30;1.40
|
г.
Краснокаменск, пгт Октябрьский
|
1.40
|
1.40
|
Остальные
районы, г.Чита с подчиненными его администрации населенными пунктами
|
1.20
|
1.20;1.30
|
Агинский Бурятский автономный округ
|
1.20
|
1.20
|
Республика Саха (Якутия)
|
|
|
Местности, где
расположены предприятия и стройки алмазодобывающей промышленности на
месторождениях "Айхал" и "Удачная", прииски
"Депутатский" и "Кулар", Нижнеколымский район
|
2.0
|
2.0
|
Анабарский,
Абыйский, Аллаиховский, Булунский, Верхнеколымский, Верхоянский,
Верхневилюйский, Вилюйский,Жиганский,Кобянский,Ленский,Мирнинский(Айхальский
и Удачнинский горсоветы), Момский, Нижнеколымский, Оймяконский, Оленекский,
Среднеколымский, Сунтарский районы
|
1.60
|
1.60; 1.80; 2.0
|
Корякский автономный округ
|
1.60
|
1.60; 1.80
|
Магаданская область
|
1.70
|
1.70
|
Чукотский автономный округ
|
2.0
|
2.0
|
Приложение
№ 2
Таблица
№ 1
Шкала
начисления процентных надбавок к заработной плате
Районы
|
Размеры надбавок
|
Максимальный размер надбавки
|
Чукотский и Корякский автономные округа, Северо-Эвенский район
Магаданской области, Алеутский район Камчатской области, острова Северного
Ледовитого океана и его морей (за исключением островов Белого моря)
|
10 % заработка за каждые
6 месяцев работы
|
100 % заработка
|
Остальные районы Крайнего Севера
|
Первые три года – 10 % заработка за каждые 6 месяцев работы, а по
достижении 60 % надбавки – 10 % заработка за каждый год работы.
|
80 % заработка
|
Местности, приравненные к районам Крайнего Севера
|
10 % заработка за каждый год работы
|
50 % заработка
|
Таблица
№ 2
Шкала
начисления процентных надбавок к заработной плате
для
молодежи в возрасте до 30 лет
Районы
|
Размеры надбавок
|
Максимальный размер надбавки
|
Чукотский и Корякский автономные округа, Северо-Эвенский район
Магаданской области, Алеутский район Камчатской области, острова Северного
Ледовитого океана и его морей (за исключением островов Белого моря)
|
20
% заработка по истечении первых 6 месяцев работы, а по достижении 60 %
надбавки-последние 20 %-за один год работы.
|
100 % заработка
|
Остальные районы Крайнего Севера
|
20 % заработка по истечении первых 6 месяцев работы, а по достижении
60 % надбавки-последние 20 %-за один год работы.
|
80 % заработка
|
Местности, приравненные к районам Крайнего Севера
|
10 % заработка за каждые 6 месяцев работы
|
50 % заработка
|
[1] "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации,
признании недействующими на территории Российской Федерации некоторых
нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных
актов (положений законодательных актов) Российской Федерации": Федеральный
закон от 30.06.2006г. № 90-ФЗ // Российская газета.-2006.- № 146.- 7 июля.
[2] Пленум Верховного Суда РФ в своем Постановлении от 17.03.2004 г. № 2
"О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской
Федерации"//Российская газета.- 2004.- № 72. -8 апреля.
[3] Рекомендации по заключению трудового договора (контракта) с работниками,
привлекаемыми для выполнения работ в районы Крайнего Севера и приравненные к
ним местности: Постановление Минтруда Российской Федерации от 23.07.1998 г. №
29//Бюллетень Минтруда Российской Федерации.-1998.-№9.
[4] "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации
и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской
Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и
дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации
законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной
власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации": Федеральный
закон от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ //Собрание законодательства Российской
Федерации. – 2004.- № 35.- ст. 3607.
[5] "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и
проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях":
Закон Российской Федерации от 19.02.1993 г. № 4520-1// Российская
газета.-1993.- 27 февраля.
[6] "О признании утратившими силу отдельных положений постановления
Совета Министров РСФСР от 22.10.1990 г. № 458 "Об упорядочении компенсаций
гражданам, проживающим в районах Крайнего Севера": Постановление
Правительства РФ от 31 мая 1995г. №537//Собрание законодательства Российской
Федерации. – 1995.- № 23.- С.2236.
[7] "Об утверждении Инструкции о порядке предоставления социальных
гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в
местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в соответствии с
действующими нормативными актами": Приказ Минтруда РСФСР от 22 ноября 1990
г. № 2.
[8] "О гарантиях и компенсациях для лиц, проживающих в
Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, работающих в организациях,
финансируемых из бюджета автономного округа": Закон Ханты-Мансийского
автономного округа – Югры от 09.12.2004 г. № 76-ОЗ//Новости Югры.-2004.-15
декабря.-С. 2-5.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|
|