Особенности трудового договора о работе в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним
Севере.
Термин
"Крайний Север" появился в законодательстве в начале 30-х годов ХХ
века, а в 1945 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР были установлены
понятия "Крайний Север" и "районы, приравненные к условиям
Крайнего Севера".
До 2005 г.
правовые нормы, определяющие условия труда северян, были сосредоточены в
сравнительно небольшом количестве нормативных правовых актов, в том числе и в
документах, принятых еще в советский период.
Впервые особые
льготы для лиц, работающих на Севере, были введены в 1923 г. Даже краткий
экскурс в историю развития законодательства о труде северян показывает, что в
течение восьми десятилетий в общих положениях о труде граждан особенности,
касавшиеся тех, кто работал в неблагоприятных климатических условиях,
определялись в централизованном порядке сначала законодательством СССР, а затем
законодательством Российской Федерации.
Первой же попыткой
кодификации и упорядочения северных льгот, предоставляемых лицам, работающим и
проживающим в северных районах, был Указ Президиума Верховного Совета СССР от
10 февраля 1960 г. "Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах
Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера".
Данный Указ
содержал те правовые установки, которые в последующем были положены
законодательными органами Союза ССР в основу системы гарантий и компенсаций.
Это, прежде всего, территориальный принцип действия данных норм права,
определенный круг субъектов, по отношению к которым он применяется. Но самое
главное – Указ четко обозначил позицию законодателя, закрепив трудовой характер
отношений в данной подоотрасли права.
Следующим
нормативным документом, сыгравшим значительную роль в привлечении и закреплении
трудовых резервов в северных районах, стал Указ Президиума Верховного Совета
СССР от 26 сентября 1967 г. "О расширении льгот для лиц, работающих в
районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего
Севера".
В их развитие
было издано несколько постановлений Совета Министров СССР и инструкция,
утвержденная Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 16.12.67г.
Параллельно шло
развитие централизованной правовой базы для начисления заработной платы с
применением районных коэффициентов; в 1967г. произошел переход от
районно-отраслевого характера их регулирования к территориальному
регулированию.
22 октября 1990
г. Совет Министров РСФСР принял постановление "Об упорядочении компенсаций
гражданам, проживающим в районах Севера", а ровно через месяц, 22 ноября
1990 г., приказом Министерства труда РФ была утверждена Инструкция о порядке
предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах
Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
Данные
нормативные акты, на мой взгляд, являются самой удачной попыткой кодификации
законодательства о северных льготах.
Затем был принят
Закон Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для
лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним
местностях" от 19 февраля 1993 г. № 4520-1, называвшийся северянами
"северным законом" или "законом "О северянах", который
можно назвать основной вехой в российском законодательстве о труде северян.
После принятия данного закона федеральными органами государственной власти
различных уровней и органами субъектов федерации принимались документы,
конкретизирующие или уточняющие положения закона "О северянах",
Инструкций и ранее перечисленных указов.
Согласно пункта 2
вводного Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 19 февраля
1993 г. № 4521-1, с момента вступления в силу Закона "О государственных
гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего
Севера и приравненных к ним местностях" действующие законодательные акты,
как было отмечено, применяются в части, не противоречащей данному закону. Таким
образом, вместо того, чтобы упорядочить многочисленные нормы и правила,
законодателем фактически было предложено работникам, работодателям и
государственным служащим самим разобраться, какие нормы законодательства о
северных льготах подлежат применению, а какие – нет.
Еще один
российский закон – "Об основах государственного регулирования
социально-экономического развития Севера РФ" №78-ФЗ или Закон о развитии
Севера, носивший весьма общий характер, был принят 19 июня 1996 г. Определяя
основы государственного регулирования социально-экономического развития Севера,
в нем подчеркивалось, что государственное регулирование осуществляется
дифференцированно по территориям и отраслям хозяйства с учетом государственных
приоритетов, природно-климатических условий, уровня развития северных регионов.
В п. 1 ст. 8 данного закона применительно к гарантиям и компенсациям работникам
в сфере труда, социального страхования, жилищных отношений давалась отсылка к Закон
"О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и
проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" №
4520-1, иным федеральным законам и нормативно-правовым актам РФ и субъектов РФ.
Однако в период до 2005 г. для субъектов трудовых отношений законодательство
субъектов РФ решающего значения не имело, в ряде субъектов РФ с оно лишь давало
возможность иметь более высоки по сравнению с установленным в централизованном
порядке районный коэффициент к заработной плате.
В настоящее время
статьей 26 Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ "О внесении
изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими
силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием
Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон
"Об общих принципах организации законодательных (представительных) и
исполнительных органов государственной власти субъектов Российской
Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления
в Российской Федерации" внесены существенные изменения в Закон РФ от
19.02.93 г. №4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц,
работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним
местностях". Главный "северный закон" претерпел изменения,
связанные с необходимостью привести его нормы в соответствие с бюджетным,
трудовым и пенсионным законодательством.[4]
Изменения, внесенные
Законом № 122-ФЗ в "северный закон", сохранили государственный статус
северных гарантий и компенсаций. Так, преамбулой определяется, что Закон о
Севере (в новой редакции) устанавливает государственные гарантии и компенсации
по возмещению дополнительных материальных и физиологических затрат гражданам в
связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях
Севера.
Существенным же
изменением можно назвать то, что правовое регулирование предоставляемых
гарантий и компенсаций будет осуществляться в зависимости от уровня их
финансирования. При этом сохранен федеральный уровень установления районных
коэффициентов, процентных надбавок к заработной плате и дополнительных
отпусков.
Сказанное в ст. 8
Закона о развитии Севера по существу было продублировано в ст. 313 Трудового
кодекса РФ, но с некоторым уточнением: из ст. 313 следовало, что федеральным
законодательством устанавливаются основные гарантии и компенсации, а
законодательством субъектов РФ – дополнительные расходы, на которые, должны
нести сами субъекты РФ. Более того, ст. 313 Трудового кодекса предоставила
возможность работодателю за счет своих средств определять более высокий уровень
гарантий и компенсаций северянам, используя в этих целях коллективные договоры
и иные соглашения. Содержание ст. 313 Трудового кодекса РФ совпадало с
содержанием ст. 3 Закона о Севере.
Труду лиц,
работающих в районах Крайнего Севера посвящена глава 50 Трудового кодекса. Ряд
статей данной главы отличались по содержанию от аналогичных статей Закона о Севере.
Например, ст. 314
имеет более общий характер, чем ст. 12 данного закона: если в ст. 12 Закона о
Севере шла речь о трудовом стаже для получения процентной надбавки к
заработной плате, то ст. 314 Трудового кодекса имеет в виду трудовой стаж для
получения различных гарантий и компенсаций.
Ст. 322 Трудового
кодекса, как и ранее ст. 15 Закона о Севере, допускает частичное или полное
соединение отпусков, но не более чем за 2 года. Однако в ч. 3 и 4 ст. 322
Трудового кодекса появились оговорки, что при соединении отпусков общая
продолжительность предоставляемого отпуска не может превышать 6 месяцев,
включая время отпуска без сохранения заработной платы, необходимое для проезда
к месту использования отпуска и обратно; неиспользованная часть ежегодного
оплачиваемого отпуска, превышающая 6 месяцев, присоединяется к ежегодному
отпуску на следующий год, т.е. не пропадает. Можно еще привести примеры
изменения содержания правовых норм не в пользу работающих в районах Крайнего
Севера и приравненных к ним местностях. Так, в соответствии со ст. 22 Закона о
Севере установление сокращенной рабочей недели для женщин, работающих в
северных местностях, не вызывало никаких вопросов – данная правовая норма
должна была применяться абсолютно всеми работодателями.
В ст. 320
Трудового кодекса подход к установлению сокращенной рабочей недели для женщин
теперь иной: в ней говорится, что 36-часовая рабочая неделя устанавливается
коллективными договорами или трудовым договором. Упоминание о коллективном
договоре появилось и в ст. 323 Трудового кодекса, именуемой "Гарантии
медицинского обслуживания", хотя ранее в ст. 32 Закона о Севере было
провозглашено, что северянам "гарантируется медицинское наблюдение в
процессе занятости, частичная оплата проезда для медицинской консультации, на
лечение в другие регионы Российской Федерации и обратно, если таких услуг нет в
месте проживания".
В течение трех
лет в период с 2002г. по 2004 г. для всех работников Севера действовали
правила, изложенные в главе 50 Трудового кодекса, и правовые нормы,
содержащиеся в Законе о Севере, в той части, в которой они не противоречили
Трудовому кодексу.
В связи со
вступлением в силу Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ "О
внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании
утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с
принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в
Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных
(представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов
Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации" корректировке подверглись ст. 316,
317, 323, 325 и 326 Трудового кодекса. Анализ тех нововведений показал, что в
основном они касаются финансового обеспечения денежных выплат северянам и
нормативных правовых актов, которыми на определенном уровне (федеральном,
региональном, муниципальном и непосредственно в организации) они
устанавливаются.
Во-первых, было
определено, что размеры районных коэффициентов и северных процентных надбавок,
а также их порядок их применения устанавливаются Правительством РФ. Органы
государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления за счет средств
соответствующих бюджетов вправе устанавливать более высокие размеры районных
коэффициентов и надбавок для учреждений, финансируемых соответственно из
средств бюджетов субъектов РФ и муниципальных бюджетов.
Во-вторых,
оговорено, что суммы расходов на районные коэффициенты и процентные надбавки к
заработной плате в полной мере относятся к расходам на оплату труда.
В-третьих,
следует иметь в виду, что все гарантии и компенсации, о которых идет речь в
ст. 323, 325, 326 Трудового кодекса (гарантии медицинского обслуживания, компенсация
расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования
отпуска и обратно, расходов в связи с переездом), в названном размере
полагаются работникам организаций, финансируемых из федерального бюджета. Для
лиц, работающих в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов РФ и
муниципальных образований, гарантии медицинского обслуживания, условия, размеры
и порядок компенсационных выплат должны устанавливаться соответственно органами
государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. В
организациях, не относящихся к бюджетной сфере, северные гарантии и компенсации
устанавливаются коллективными договорами, а размеры, условия и порядок
предоставления компенсационных выплат устанавливаются работодателем. Таково общее
правило, которое действует "за исключением случаев, предусмотренных
законом", согласно ст. 1 и ст. 3 Закона о Севере.
"Исключительными"
являются те случаи, когда федеральное законодательство в точном соответствии с
общепринятым смыслом этого понятия распространяется не только на работников
бюджетной сферы, но и на всех работников, занятых в районах Севера.
Так, гарантии в
области оплаты труда, продолжительности отпусков, медицинского обслуживания,
льгот для отдельных категорий граждан, работающих на Севере, порядок
установления трудового стажа регулируются Трудовым кодексом РФ и
распространяются на всех работников и работодателей северных регионов.
Таким образом,
Федеральный закон от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ передал ряд федеральных правомочий
в области правового регулирования труда работников, занятых в районах Севера,
коренным образом перераспределил компетенцию различных нормотворческих органов
по установления северных гарантий и компенсаций, существенно расширив
полномочия субъектов РФ, муниципальных образований и работодателей. Исходя их
своих финансовых возможностей субъекты РФ и работодатели северных регионов в
последние годы получили право устанавливать некоторые дополнительные гарантии и
компенсации.
Следовательно,
новейшее федеральное законодательство о гарантиях и компенсациях,
предусмотренных для лиц, работающих в северных регионах содержит два вида норм,
различающихся по кругу лиц, на которые оно распространяются:
- во-первых,
нормы, распространяющиеся только на работников организаций, финансируемых из
федерального бюджета, согласно ч. 1 ст. 323, ст. 325, ст. 326 Трудового кодекса
РФ;
- во-вторых,
нормы, распространяющиеся на всех работников северных регионов, согласно ст.
314-324 Трудового кодекса РФ.
Но можно выделить
и третью группу норм федерального законодательства, которую составляют нормы о
передаче части федеральных правомочий на другие уровни принятия правовых
решений – субъектам РФ, органам местного самоуправления и самим работодателям.
Этим органам, в
частности, определенные правомочия по регулированию на соответствующих
территориях субъектов РФ и муниципальных образований районных коэффициентов и
процентных надбавок к заработной плате, компенсаций расходов на оплату
стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно, гарантий и компенсаций
по переезду на новое место жительства в другие регионы РФ.
Исходя из
статистических данных, например, в Магаданской области распределение
юридических лиц, их обособленных подразделений, включенных в Единый
государственный реестр по формам собственности составляет:
-финансируемых из
федерального бюджета - 338 субъекта;
- финансируемых
из бюджета субъекта федерации - 136 субъектов;
- финансируемых
из муниципального бюджета - 669 субъектов;
- субъектов, не
относящихся к бюджетной сфере – 7875 субъектов.
Проведенный
анализ показывает, что в Магаданской области организации частной,
муниципальной и собственности субъекта федерации составляют наибольшее число
субъектов равное 8680. В связи с принятием Федерального закона от 22 августа
2004 г. № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской
Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов
Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении
изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации
законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной
власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации" все они
исключены из государственного регулирования по предоставлению государственных
гарантий и компенсаций северянам.
Из
вышеприведенного распределения трудовых ресурсов в Магаданской области видно,
что большая часть работников остается за сферой государственного регулирования.
2.2. Основные
гарантии и компенсации лицам, в связи с работой в
районах
Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним.
Прежде чем
приступить к рассмотрению гарантий и компенсаций, предусмотренным для лиц,
работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к
ним необходимо раскрыть понятие гарантий и компенсаций в сфере труда,
выделить обстоятельства, характеризующие гарантии и компенсации как правовые
понятия.
1. В ч.1 ст. 164
Трудового кодекса РФ гарантии определены как средства, способы и условия, с
помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав в
области социально-трудовых отношений. Таким образом, в качестве цели применения
установленных законодательством гарантий указано осуществление имеющихся у работников
прав. Следовательно, гарантии выполняют обеспечительную функцию по отношению к
установленным работникам правам.
Права работников
могут носить как имущественный, так и неимущественный характер. Существующие
гарантии для осуществления этих прав могут быть также имущественного и
неимущественного характера.
Отличительной
чертой неимущественных гарантий является их непосредственная связь с местом
работы, они призваны обеспечить сохранение за работником в установленных
законодательством случаях прежних условий труда, включая рабочее место. В связи
с чем, главной неимущественной гарантией является предоставление работнику
прежнего места работы после отсутствия по уважительным причинам, например, при
нахождении работника в отпуске по уходу за ребенком.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|
|