бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Муниципальная собственность бесплатно рефераты

Основным нормативно-правовым актом по местным налогам является Закон «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации». Летом 1998г. в результате изменений в законе «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» доходная база местного самоуправления резко сократилась.

Как тревожный признак можно отметить, что большая часть доходных источников пока оказалась закрепленной за федеральным и региональными бюджетами. На долю местных бюджетов, которым в соответствии с Бюджетным кодексом передана значительная доля расходов консолидированного бюджета и, соответственно, ответственности перед населением, приходится самая незначительная часть закрепленных доходов (около 1 % всех налоговых доходов). Им остается только уповать на добрую волю вышестоящих органов власти, которые должны использовать некоторые свои налоги как регулирующие и перераспределять их так, чтобы часть их попадала в местные бюджеты. Конечно, это изначально ставит органы местного самоуправления, как и сами муниципальные образования, в подчиненное по отношению к регионам положение. Очевидно, что тем самым нарушаются конституционные принципы построения федеративного государства.

В 2000 году в органах местного самоуправления работали более полутора миллионов человек, причем лишь 1-3% из них имели профильное профессиональное образование. Анализ ситуации показывает, что проблемы профессионализации муниципальной службы фактически еще только начинаются: формирование системы профессиональной подготовки и повышения квалификации муниципальных служащих находится в начальной стадии. В ближайшие годы на первом месте будет стоять проблема обеспечения дополнительного образования уже избранных депутатов и уже работающих чиновников.

Представляется что, принимая Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»[60], законодатели попытались решить целый комплекс проблем:

один из важнейших подходов, которые реализованы в этом законе, это то, что вся территория Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, разграничивается между поселениями. То есть территории поселений согласно этому закону достаточно серьезно вырастают и увеличиваются и вся территория, за исключением малонаселенных территорий, включается в границы поселенческих муниципальных образований. Принцип, который реализован таким образом,  заключается в том, что в любой точке Российской Федерации действуют все уровни публичной власти. Везде где находится гражданин России, он всегда знает, кто и за что конкретно отвечает на каждой территории, кто должен обеспечить реализацию его прав.

отсутствие ответственности органов местного самоуправления за свою деятельность перед избирателями. Раньше ее не было,  сейчас же она появилась «Население муниципального образования вправе отозвать депутатов, членов   выборных  органов  местного  самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления в соответствии  с настоящим Федеральным законом».

изменение системы или создание системы исполнения переданных государством полномочий. На осуществление    органами    местного   самоуправления отдельных государственных полномочий предоставляются субвенции размер, которых указан в законе о  федеральном  бюджете  на  очередной  финансовый  год  и законе субъекта   Российской   Федерации   о  бюджете субъекта Российской Федерации на  очередной финансовый  год  раздельно  по каждому из указанных государственных полномочий. «И надо сказать, что в подавляющем большинстве случаев исполнение государственных полномочий органами местного самоуправления на сегодняшний день осуществляется не регламентировано, не в соответствии с законом, не обеспечено финансовыми ресурсами, доходными источниками, ничем не обеспечено»[61].

Учитывая вышеизложенное, можно сделать выводы о том, что вопросы финансовой, экономической и хозяйственной деятельности становятся самыми главными для местного самоуправления, что решить эти вопросы без самостоятельности органов местного самоуправления, без реального предоставления им соответствующих ресурсов невозможно, что в настоящее время таких ресурсов у муниципального образования нет, а органы местного самоуправления не самостоятельны в решении местных вопросов. Предоставить соответствующие ресурсы обязаны, согласно законодательству, органы государственной власти, делать они это должны на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности, которые в свою очередь определяются социальными стандартами. Ни общероссийских стандартов, ни минимальных нормативов в настоящее время - нет, государство обеспечивает деятельность органов местного самоуправления по своему произволу, и важнейшей, актуальнейшей задачей, поэтому, является кардинальное изменение ситуации с обеспечением практической работы с решением местных вопросов органами местного самоуправления. Без такого обеспечения местного самоуправления, т.е. без реального местного самоуправления, никакая реформа системы органов власти в России, никакая децентрализация и демократизация невозможны.

Развитие муниципального хозяйства невозможно без закрепления за ним ресурсов, позволяющих решать вопросы удовлетворения коллективных потребностей населения муниципального образования.

Очень важно, чтобы у местного самоуправления была возможность  создавать собственные источники формирования бюджета. За  счет  развития  малого  бизнеса,   эффективного  использования земель,  иной  недвижимости.  При  этом  государственная  власть - учитывая   расходные   полномочия   муниципалитетов   -  должна обеспечить  им  долгосрочные  нормативы отчислений от регулирующих налогов.

Для обеспечения экономической самостоятельности на федеральном уровне, путем внесения поправок в законы «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» или путем принятия особого закона, необходимо более четко определить компетенцию органов местного самоуправления: предметы ведения, которыми местное самоуправление занимается (в первую очередь это относится к Москве и Санкт-Петербургу, где право определять предметы ведения дано законодателям субъекта федерации, а он - этот законодатель, и сейчас, не разрабатывает и не принимает нужных законов).

Для обеспечения финансовой самостоятельности местного самоуправления необходимо исполнять уже принятый закон «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации». Большие надежды на принятые Бюджетный и Налоговый кодексы в отношении местного самоуправления вряд ли оправдаются. В качестве первоочередных задач необходимо обеспечить компенсацию органам местного самоуправления за исполнение ими отдельных полномочий органов государственной власти, для чего законодательно утвердить порядок расчета и компенсации затрат органам местного самоуправления. Важнейшей задачей является доработка и скорейшее принятия закона «О государственных минимальных социальных стандартах», на основании которого можно будет рассчитывать нормативы минимальной бюджетной обеспеченности, что в свою очередь позволит органам местного самоуправления иметь гарантированную минимальную бюджетную обеспеченность в том числе и главным образом при помощи федеральных источников. Особую роль здесь призван играть земельный налог.

По предварительным оценкам специалистов  необходимо внести изменения в более чем сто законов. Нужен вполне четкий временной интервал, в который будет проведена работа по подготовке к переходу на применение закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” в полном объеме.

Без  дееспособного местного самоуправления   эффективное   устройство  власти  в целом  невозможно.  Кроме  того,  именно  на местном уровне есть огромный  ресурс  общественного  контроля  за  властью.

Стратегические задачи, поставленные Президентом России В.Путиным в послании Федеральному Собранию «России надо быть сильной и конкурентоспособной»[62], по развитию местного самоуправления и программа их реализации позволят укрепить экономическую основу местного самоуправления, четко разграничить объекты муниципальной собственности между муниципальными образованиями различных уровней и успешно решить конституционную задачу «закрепление местного самоуправления, как органа власти местного населения».


Список использованных нормативных актов и литературы

 

Список использованных нормативных актов


1.    Конституция Российской Федерации 12 декабря 1993года, «Российская газета» , 1993, N 237

2.    Бюджетный кодекс Российской Федерации № 145-ФЗ от 31 июля 1998 года «Собрание законодательства РФ», 1998,  N 31, ст. 3823

3.    Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть первая) № 51-ФЗ от 30 ноября 1994, «Собрание законодательства РФ», 1994,  N32, ст. 3301

4.    Земельный Кодекс Российской Федерации N 136-ФЗ от 25 октября 2001 года «Собрание законодательства РФ», 2001, N 44, ст. 4147

5.    Налоговый Кодекс Российской Федерации (часть первая) № 146-ФЗ от 31 июля 1998 года. «Собрание законодательства РФ», 1998, N 31,  ст. 3824

6.    Закон РФ № 4802-1 от 15 апреля 1993  «О статусе столицы Российской Федерации», «Ведомости СНД РФ и ВС РФ», 1993, N19, ст. 683

7.    Федеральный закон № 101-ФЗ от 17 июля 2001 года «О разграничении государственной собственности на землю». «Собрание законодательства РФ», 2001, N 30, ст. 3060

8.    Федеральный закон № 126-ФЗ от 25 сентября 1997 года «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации». «Собрание законодательства РФ», 1997, N 39, ст. 4464

9.    Федеральный Закон № 131-ФЗ от  06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». «Собрание законодательства РФ», 2003, N 40, ст. 3822

10.                       Федеральный Закон № 154-ФЗ от 28 августа 1995 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». «Собрание законодательства РФ»,  1995, N 35, ст. 3506

11.                       Федеральный Закон № 178-ФЗ от 21 декабря 2001года «О приватизации государственного и муниципального имущества». «Собрание законодательства РФ», 2002, N 4, ст. 251

12.                       Федеральный Закон № 55-ФЗ от 11 апреля 1998 года «О ратификации Европейской хартии местного самоуправления». «Собрание законодательства РФ», 1998, N 15, ст. 1695

13.                       Постановление ВС РФ № 3020-1 от 27 декабря 1991 года «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность Республик в составе Российской Федерации, Краев, Областей, Автономной области, Автономных Округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность». «Ведомости СНД и ВС РСФСР», 1992, N 3, ст. 89

14.                       Распоряжение Президента РФ № 114-рп от 18 марта 1992 года «Об утверждения Положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности», «Ведомости СНД и ВС РФ», 1992, N 13, ст. 697

15.                       Указ Президента РФ № 2265 от 22 декабря 1993 года «О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. – 1993.  - № 52.

16.                       Письмо Госкомимущества РФ № АР-18/1599 от 1 марта 1996 года «О подготовке документации по передаче объектов федеральной собственности в муниципальную» // Панорама приватизации. – 1996. - № 5.

17.                       Послание Президента РФ Федеральному Собранию «Послание Президента России Владимира Путина Федеральному Собранию РФ», "Российская газета", 2003, № 93

18.                       Послание Президента РФ Федеральному Собранию «России надо быть сильной и конкурентоспособной», "Российская газета", 2002, № 71

19.                       Послание Президента РФ Федеральному Собранию «О бюджетной политике в 2004 году» - Официальное интернет –представительство Президента России - #"#">Устав города Москвы от 28 июня 1995 года - Правительство Москвы. Официальный сервер. #"../Local%20Settings/Temp/диплом/Закон%20города%20Москвы%20№%2012%20от%2011%20апреля%202001%20г">Закон города Москвы № 12 от 11 апреля 2001 года «О приватизации государственной и муниципальной собственности Москвы» - Правительство Москвы. Официальный сервер. #"#">Закон города Москвы № 56 от 6 ноября 2002 года «Об организации местного самоуправления в городе Москве» - Правительство Москвы. Официальный сервер. #"../Local%20Settings/Temp/диплом/Постановление%20Правительства%20Москвы%20№%20414-ПП%20от%204%20июня%202002%20года">Постановление Правительства Москвы № 414-ПП от 4 июня 2002 года «О  выполнении  плана мероприятий на 2001год  по  реализации Концепции управления собственностью Москвы и взаимодействия с иными   собственниками   на   территории города  до 2005 года и плане мероприятий на 2002 год» - Правительство Москвы. Официальный сервер. #"../Local%20Settings/Temp/диплом/Постановление%20правительства%20Москвы%20№%20464-ПП%20от%2017%20июня%202003%20года">Постановление правительства Москвы № 464-ПП от 17 июня 2003 года «О проекте бюджета города Москвы на 2004 год» - Правительство Москвы. Официальный сервер. #"#_ftnref1" name="_ftn1" title="">[1] Российская газета, 2003, № 93

[2] СЗ РФ, 2003, N 40, ст. 3822

[3] СЗ РФ, 1995, N 35, ст. 3506;  СЗ РФ, 2003, N 40, ст. 3822

[4] Российская газета, 1993, N 237


[5] СЗ РФ, 1995, N 35, ст. 3506

[6] СЗ РФ, 1994, N 32, ст. 3301

[7] СЗ РФ, 1997, N 39, ст. 4464


[8] Модин Н.А. Муниципальная собственность – экономическая основа деятельности органов местного самоуправления // Законодательство и экономика.– 2001.– № 2.

[9] Ведомости СНД и ВС РСФСР, 1992, N 3, ст. 89

[10] Распоряжение Президента РФ № 114-рп от 18 марта 1992 года «Об утверждения Положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности», «Ведомости СНД и ВС РФ», 1992, N 13, ст. 697

[11] Модин Н.А. Муниципальная собственность – экономическая основа деятельности органов местного самоуправления // Законодательство и экономика.– 2001.– № 2.

[12] Беляев К.П., Захаров В.А. Особенности участия муниципальных образований в корпоративных отношениях // #"#_ftnref13" name="_ftn13" title="">[13] Колюшин Е.И. О праве муниципальной собственности // Журнал российского права. – 1997. - № 9

[14] СЗ РФ, 2003, N 40, ст. 3822


[15] Уваров А.А. Муниципальная собственность: проблемы формирования и управления //  Журнал российского права. – 1999. - №3/4.

[16] Ведомости СНД и ВС РСФСР, 1992, N 3, ст. 89

[17] Письмо Госкомимущества РФ № АР-18/1599  от 1 марта 1996 г. "О подготовке документации по передаче объектов федеральной собственности в муниципальную" // Панорама приватизации. – 1996. - №5.

[18] СЗ РФ, 1995, N 35, ст. 3506

[19] Указ Президента РФ № 2265 от 22 декабря 1993 года "О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации" // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. - 27 декабря 1993 г. - №52.

[20] Постановление ВС РФ № 3020-1 от 27 декабря 1991года «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность Республик в составе Российской Федерации, Краев, Областей, Автономной области, Автономных Округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность». «Ведомости СНД и ВС РСФСР», N 3, ст. 89

[21] Приложение к Информационному письму Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 11 июня 1997 года N 15 "Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий" // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. – 1997. - №8.

[22] Кузякин Ю.П. Муниципальное право Российской Федерации: Учебное пособие. - М.: МГИУ, 2002 - 178с.

[23] СЗ РФ, 2001, N 30, ст. 3060

[24] Земельный Кодекс Российской Федерации N 136-ФЗ от 25 октября 2001 года "Собрание законодательства РФ", N 44, ст. 4147

[25] Кузякин Ю.П. Муниципальное право Российской Федерации: Учебное пособие. - М.: МГИУ, 2002 - 178с.

[26] СЗ РФ, 1995, N 35, ст. 3506

[27] СЗ РФ, 1997, N 39, ст. 4464

[28] Бюджетный кодекс Российской Федерации № 145-ФЗ от 31 июля 1998 года "Собрание законодательства РФ", 1998, N 31, ст. 3823

[29] Бюджетный кодекс Российской Федерации № 145-ФЗ от 31 июля 1998 года "Собрание законодательства РФ", 1998, N 31, ст. 3823


[30] СЗ РФ, 1995, N 35, ст. 3506.

[31] Федеральный Закон № 131-ФЗ от  06 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". "Собрание законодательства РФ", 2003, N 40, ст. 3822

[32] СЗ РФ, 1995, N 35, ст. 3506

[33] СЗ РФ, 1995, N 35, ст. 3506

[34] СЗ РФ, 2002, N 4, ст. 251

[35] Федеральный Закон № 178-ФЗ от 21 декабря 2001 года "О приватизации государственного и муниципального имущества". "Собрание законодательства РФ",2002, N 4, ст. 251

[36] СЗ РФ, 1995, N 35, ст. 3506

[37] Устав города Москвы от 28 июня 1995 года - Правительство Москвы. Официальный сервер. #"#_ftnref38" name="_ftn38" title="">[38]  Закон города Москвы № 56 от 6 ноября 2002 года «Об организации местного самоуправления в городе Москве» - Правительство Москвы. Официальный сервер. #"#_ftnref39" name="_ftn39" title="">[39]  Там же

[40] Закон города Москвы № 56 от 6 ноября 2002 года «Об организации местного самоуправления в городе Москве» - Правительство Москвы. Официальный сервер. #"#_ftnref41" name="_ftn41" title="">[41] Устав города Москвы от 28 июня 1995 года - Правительство Москвы. Официальный сервер. #"#_ftnref42" name="_ftn42" title="">[42] Постановление Правительства Москвы № 414-ПП от 4 июня 2002 г. О  выполнении  плана мероприятий на 2001год  по  реализации Концепции управления собственностью Москвы и взаимодействия с иными   собственниками   на   территории города  до 2005 года и плане мероприятий на 2002 год - Правительство Москвы. Официальный сервер. #"#_ftnref43" name="_ftn43" title="">[43] Закон города Москвы № 56 от 6 ноября 2002 года «Об организации местного самоуправления в городе Москве» - Правительство Москвы. Официальный сервер. #"#_ftnref44" name="_ftn44" title="">[44] Устав города Москвы от 28 июня 1995 года - Правительство Москвы. Официальный сервер. #"#_ftnref45" name="_ftn45" title="">[45] Основы муниципальной экономики, под редакцией М.Горного и А.Ошуркова. Изд-во "Весь мир", 2000 год.

[46] Постановление правительства Москвы № 464-ПП от 17 июня 2003 г. о проекте бюджета города Москвы на 2004 год - Правительство Москвы. Официальный сервер. #"#_ftnref47" name="_ftn47" title="">[47] Закон города Москвы № 56 от 6 ноября 2002 года «Об организации местного самоуправления в городе Москве» - Правительство Москвы. Официальный сервер. #"#_ftnref48" name="_ftn48" title="">[48] Устав города Москвы от 28 июня 1995 года - Правительство Москвы. Официальный сервер. #"#_ftnref49" name="_ftn49" title="">[49] Закон города Москвы № 56 от 6 ноября 2002 года «Об организации местного самоуправления в городе Москве» - Правительство Москвы. Официальный сервер. #"#_ftnref50" name="_ftn50" title="">[50] Устав города Москвы от 28 июня 1995 года - Правительство Москвы. Официальный сервер. #"#_ftnref51" name="_ftn51" title="">[51] СЗ РФ, 2001, N 30, ст. 3060

[52] Земельный Кодекс Российской Федерации N 136-ФЗ от 25 октября 2001 года "Собрание законодательства РФ", N 44, ст. 4147

[53] Земельный Кодекс Российской Федерации N 136-ФЗ от 25 октября 2001 года "Собрание законодательства РФ",2001, N 44, ст. 4147

[54] Устав города Москвы от 28 июня 1995 года - Правительство Москвы. Официальный сервер. #"#_ftnref55" name="_ftn55" title="">[55] Закон  города  Москвы  №  28-91  от  11  сентября  1996  года "О районной управе  в  городе  Москве"  - Правительство Москвы. Официальный сервер. #"#_ftnref56" name="_ftn56" title="">[56] Постановление Правительства Москвы № 281 от 7 апреля 1998 года «О концепции приватизации государственной и муниципальной собственности в городе Москве на 1998-2000 годы и перечне объектов приватизации в 1998 году» - Правительство Москвы. Официальный сервер. #"#_ftnref57" name="_ftn57" title="">[57] Устав города Москвы от 28 июня 1995 года - Правительство Москвы. Официальный сервер. #"#_ftnref58" name="_ftn58" title="">[58] Закон города Москвы № 12 от 11 апреля 2001 г. "О приватизации государственной и муниципальной собственности Москвы" - Правительство Москвы. Официальный сервер. #"#_ftnref59" name="_ftn59" title="">[59] Стенограмма парламентских слушаний, проводимых Комитетом Государственной Думы по вопросам местного самоуправления, на тему: «Развитие местного самоуправления в Российской Федерации. Вопросы территориальной организации». Здание Государственной Думы. Малый зал. 10 октября 2002 года. 10 час. 00 мин. Краснов А.В.  www.yabloko.ru/Themes/SG/

[60] СЗ РФ, 2003, N 40, ст. 3822

[61] Стенограмма парламентских слушаний, проводимых Комитетом Государственной Думы по вопросам местного самоуправления, на тему: «Развитие местного самоуправления в Российской Федерации. Вопросы территориальной организации». Здание Государственной Думы. Малый зал. 10 октября 2002 года. 10 час. 00 мин. Шипов В.В.  www.yabloko.ru/Themes/SG

[62] Послание Президента РФ Федеральному Собранию,  "Российская газета", 2002, №71


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7