Муниципальная собственность
В гражданско-правовых отношениях, регулируемых
указанной нормой, в качестве их субъектов выступают именно муниципальные
образования, а органы местного самоуправления при этом - их представителями.
Поэтому участие органов местного самоуправления в гражданско-правовых
отношениях не может снижать гражданскую правосубъектность муниципальных
образований.
Наиболее важны из всех прав, осуществляемых
муниципальным образованием как субъектом гражданских правоотношений, права
собственника муниципального имущества.
Субъектами права муниципальной собственности
выступают: органы местного самоуправления, должностные лица местного
самоуправления, население муниципального образования.
Однако и Гражданский Кодекс РФ, и Федеральный закон
"Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации"[14]
устанавливают, что права собственника муниципального имущества осуществляются
от имени муниципального образования. Следовательно, субъектом права
муниципальной собственности является только муниципальное образование, а не
органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления,
действующие в соответствии с законом, и не юридические лица или граждане,
действующие по специальному поручению, которые являются лишь представителями
муниципального образования в отношениях по поводу муниципального имущества.
Этот вывод подтверждает п. 2 ст. 212 Гражданского кодекса РФ, устанавливающий,
что имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а
также Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований.
А. Уваров, анализируя соотношение прав пользования и
распоряжения муниципальной собственностью, принадлежащих населению
муниципального образования и органам (должностным лицам) местного
самоуправления, указывает: "Владение, пользование и распоряжение
муниципальной собственностью, согласно п. 1 ст. 130 Конституции РФ - это прежде
всего право самого населения. Но, учитывая высокую степень декларативности
данного положения в сфере его практического применения, уставы отдельных
муниципальных образований закрепляют передачу права пользования и распоряжения муниципальной
собственностью от населения органам и должностным лицам местного
самоуправления. Хочется верить, что подобные нормы не могут трактоваться как
абсолютный переход права собственности от населения к другому владельцу, так
как, с одной стороны, власть муниципальных органов и их должностных лиц
производна от власти местного населения, и, следовательно, такая передача права
собственности, с точки зрения гражданского права, не приводит к изменению
муниципальной формы собственности. С другой стороны, появление таких норм не
лишает население возможности в любое время реализовать это право от своего
имени на местном референдуме".[15]
Наделение населением муниципального образования
органов местного самоуправления полномочиями по осуществлению права
муниципальной собственности означает лишь перераспределение полномочий
представителей одного и того же собственника - муниципального образования, но
не передачу от него права собственности какому-либо другому лицу.
§2.
Формирование муниципальной собственности
2.1
Приобретение права муниципальной собственности
Право муниципальной собственности возникает из
оснований, предусмотренных законами и иными правовыми актами. Можно выделить
административные и гражданско-правовые способы. Административный порядок
предполагает волю одной стороны – государства и реализуется при издании акта
органа государственной власти. Более отвечают интересам местного
самоуправления способ перехода прав на объекты собственности
гражданско-правовые договоры и сделки. Муниципальное образование вправе
заключать их с другими субъектами гражданских прав. В этом случае учитывается
воля обеих сторон, что ставит органы местного самоуправления в равное положение
с контрагентом.
Право муниципальной собственности может быть
приобретено следующими способами:
в
результате разграничения государственной собственности в РФ согласно
Постановлению ВС РФ[16] по
процедуре передачи, установленной распоряжением Президента РФ от 18.03.92 №
114-рп. Конкретный перечень документов, который необходимо представлять
муниципальным комитетам по управлению имуществом в ГКИ РФ с целью передачи
объектов федеральной собственности в муниципальную, содержится в письме ГКИ РФ[17];
путем
изготовления (создания) новой вещи (например, недвижимого имущества);
путем
получения поступлений (доходов, продукции, плодов) в результате использования
уже имеющегося муниципального имущества;
на
основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждения
этого имущества;
по
наследству в соответствии с завещанием или законом;
по
решению суда (например, в отношении бесхозяйного недвижимого имущества);
в
установленном порядке (к примеру, как находка или как клад).
2.2
Муниципальное имущество
Приобретение и отчуждение (в том числе приватизация)
муниципальным образованием имущества и имущественных прав осуществляется в
порядке, установленном органами местного самоуправления. Муниципальное
имущество подлежит обязательному учету и пообъектной регистрации в реестре
объектов муниципальной собственности.
Кроме того, согласно п.1 ст.61 Закона «Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской федерации»[18] субъекты РФ обязаны передавать в
собственность муниципальных образований объекты, необходимые для решения
вопросов местного значения, в соответствии с разграничением полномочий между
субъектами РФ и муниципальными образованиями, а также между муниципальными
образованиями.
Передача объектов (имущества), относящихся к
муниципальной собственности, в государственную собственность субъектов РФ или
федеральную собственность может осуществляться только с согласия органов
местного самоуправления либо по решению суда.[19]
Весьма важен вопрос о передаче из государственной в
муниципальную собственность нежилых помещений, арендуемых различными
организациями, в том числе относящимися к муниципальной собственности. В
соответствии с Приложением № 3 к постановлению Верховного Совета[20] к объектам муниципальной собственности
относятся нежилые помещения, находящиеся в управлении исполнительных органов
местных Советов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее
переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также
встроенно-пристроенные нежилые помещения, построенные за счет 5- и 7-процентных
отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения.
Согласно разъяснению Высшего Арбитражного Суда РФ
принадлежащие государственным предприятиям нежилые помещения переходят в
муниципальную собственность лишь в случае, если эти помещения ранее были
переданы в ведение указанных предприятий исполнительными органами местных
Советов.
Разъяснение не может быть распространено на
встроенно-пристроенное помещения, построенные за счет 5- и 7-процентных
отчислений от централизованных капитальных вложений на строительство объектов
социально-культурного и бытового назначения. Президиум Высшего Арбитражного
Суда РФ неоднократно признавал их объектами муниципальной собственности вне
зависимости от обстоятельств, указанных выше, полагая, что таков был общий
порядок финансирования строительства объектов социально-культурного и бытового
назначения.
Собственники приватизированного муниципального
(государственного) предприятия, а также иные лица, указанные в п.4.5 Основных
положений государственной программы приватизации государственных и
муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 г., утв.
Указом Президента РФ от 22 июля 1994 г. N 1535, вправе выкупить сданные им в аренду или
находящиеся в фактическом владении здания, сооружения, помещения, в том числе
встроенно-пристроенные, в порядке, установленном п.4.9 Основных положений, а
также п.3 Обзора практики разрешения споров, связанных с приватизацией
государственных и муниципальных предприятий.[21]
2.3
Муниципальная собственность на землю
Органы
местного самоуправления владеют, пользуются, распоряжаются муниципальными
землями и другими природными ресурсами в интересах развития муниципального
образования и социально-экономических интересов его граждан[22].
В
муниципальной собственности находятся земельные участки:
которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с
ними законами субъектов Российской Федерации;
право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении
государственной собственности на землю;
которые приобретены по основаниям, установленным гражданским
законодательством.
В
муниципальной собственности могут находиться не предоставленные в
частную собственность земельные участки по основаниям, предусмотренным
Федеральным законом "О разграничении
государственной собственности на землю"[23].
В
собственность муниципальных образований для обеспечения их развития могут
безвозмездно передаваться земли, находящиеся в государственной собственности,
в том числе за пределами границ муниципальных образований.
В
субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и
Санкт-Петербурге земельные участки в муниципальную собственность при
разграничении государственной собственности на землю не передаются.
Право муниципальной собственности на земельные участки в этих субъектах
Российской Федерации возникает при передаче земельных участков из
собственности городов Москвы и Санкт-Петербурга в муниципальную
собственность в соответствии с законами этих субъектов Российской
Федерации[24].
Органы местного самоуправления или по его поручению
местный комитет по земельной реформе и земельным ресурсам обеспечивает выбор
земельного участка в натуре (на местности). При этом учитываются экологические
и другие последствия предполагаемого занятия земель, перспективы использования
данной территории и ее недр.
К
полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений
относятся изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных
нужд, установление, с учетом требований законодательства Российской
Федерации, правил землепользования и застройки территорий городских и
сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и
реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные
полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и
охраны земель.
Органами
местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными
участками, находящимися в муниципальной собственности.
Землевладение бессрочное (постоянное) и временное
пользование земельными участками и их аренда являются платными. За земельные
участки, находящиеся в собственности, взимается земельный налог[25].
2.4 Бюджет
муниципального образования
Бюджет муниципального образования (местный бюджет)
- форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для
обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного
самоуправления.
Муниципальный бюджет является ведущим звеном местных
финансов. Слово «бюджет» происходит от английского и переводится как «сумка с
содержимым», «запас», «финансовая смета». С политической точки зрения бюджет
представляет собой одно из средств перераспределения созданного на территории
местного сообщества чистого продукта (национального дохода). Он выполняет три
функции. Во-первых, отражает политические приоритеты местного большинства.
Во-вторых, является демократическим средством регулирования политических планов
и решений представительного органа, поскольку требует представления их в виде
хозяйственной программы для исполнительных органов. В-третьих, сравнивая доходы
и расходы, бюджет обеспечивает контроль финансового состояния местного
сообщества и муниципальных предприятий, даёт представление о тенденциях
развития муниципального хозяйства.
Доходы местных бюджетов формируются за счет собственных доходов и
доходов за счет отчислений от федеральных и региональных регулирующих налогов и
сборов.
В
местные бюджеты после уплаты налогов и сборов, предусмотренных
законодательством о налогах, в полном объеме поступают доходы от
использования имущества, находящегося в муниципальной собственности,
и доходы от платных услуг, оказываемых, бюджетными учреждениями,
находящимися в ведении органов местного самоуправления.
Согласно статье 132 Конституции РФ «…органы местного
самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью,
формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги
и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы
местного значения». Важно, что к вопросам местного значения в соответствии с
Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в
РФ»[26], в
частности, отнесены «… местные финансы, формирование, утверждение и исполнение
местного бюджета, установление местных налогов и сборов, решение других
финансовых вопросов».
За счет налоговых платежей и сборов формируются
финансовые ресурсы муниципального образования, обеспечивается формирование
доходов бюджета, которые используются органами местного самоуправления для
финансирования необходимых расходов. Доходы бюджетов формируются в соответствии
с бюджетным и налоговым законодательством Российской Федерации. Налоги имеют
решающее значение в доходах бюджетов всех уровней, но при этом следует
различать местное налогообложение и государственное. Если государственному
налогообложению присущ упор на фискальную функцию, то местное налогообложение
во главу угла ставит функцию регулирования развития местного сообщества.
В
соответствии со статьей 15 Налогового кодекса РФ к местным налогам и сборам
отнесены:
земельный налог;
налог на имущество физических
лиц;
налог на рекламу;
налог на наследование или
дарение;
местные лицензионные сборы.
В соответствии с Федеральным законом «О финансовых
основах местного самоуправления в Российской Федерации»[27] доходная часть местных бюджетов состоит из
собственных доходов и поступлений от регулирующих доходов. Доходная часть
бюджетов также может включать финансовую помощь в различных формах (дотации,
субвенции, средства фонда финансовой поддержки муниципальных образований),
средства по взаимным расчетам.
К собственным доходам местных бюджетов относятся:
а) местные налоги и сборы;
б) другие собственные доходы местных бюджетов;
в) доли федеральных налогов;
г) доли налогов субъектов РФ, закрепленные за местными
бюджетами на постоянной основе.
К местным налогам и сборам относятся налоги и сборы,
установленные в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ,
правовыми актами представительных органов местного самоуправления.
К другим собственным доходам местных бюджетов
относятся:
а) доходы от приватизации и реализации муниципального
имущества;
б) не менее 10% доходов от приватизации
государственного имущества, находящегося на территории муниципального
образования;
в) доходы от сдачи в аренду муниципального имущества,
включая аренду нежилых помещений, и муниципальных земель;
г) платежи за пользование недрами и природными
ресурсами;
д) доходы от проведения муниципальных денежно-вещевых
лотерей;
е) штрафы, подлежащие перечислению в местные бюджеты;
ж) государственная пошлина;
з) не менее 50% налога на имущество предприятий
(организаций);
и) подоходный налог с физических лиц, занимающихся
предпринимательской деятельности без образования юридического лица.
К собственным доходам местных бюджетов относятся также
доли федеральных налогов, распределенные между бюджетами разных уровней и
закрепленные за муниципальными образованиями на постоянной основе:
а) часть подоходного налога с физических лиц (в
пределах не менее 50% в среднем по субъекту РФ);
б) часть налога на прибыль организаций (в пределах не
менее 5% в среднем по субъекту РФ);
в) часть налога на добавленную стоимость (НДС) по
товарам отечественного производства (в пределах не менее 10% в среднем по
субъекту РФ);
г) часть акцизов на спирт, водку и ликероводочные
изделия (в пределах не менее 5% в среднем по субъекту РФ);
д) часть акцизов на остальные виды подакцизных товаров
(в пределах не менее 10% в среднем по субъекту РФ).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|