Международное космическое право
На повышение безопасности космонавтов направлено и
обязательство участников Договора по космосу незамедлительно информировать друг
друга или Генерального секретаря ООН об установленных ими явлениях в
космическом пространстве, включая Луну и другие небесные тела, которые могли бы
представлять опасность для жизни или здоровья космонавтов (ст. V). Речь идет о
таких явлениях, как, например, солнечные вспышки и связанное с ними резкое
изменение радиационной обстановки в космосе. Своевременная информация такого
рода может иметь важное значение для принятия мер безопасности: отсрочка
полета, возвращение космонавтов на Землю, запрещение выхода в открытый космос и
т. д. В связи с необходимостью быстрого получения такого рода информации
заинтересованными государствами Генеральный секретарь ООН (хотя об этом прямо и
не сказано в ст. V договора) обязан незамедлительно распространить эту
информацию с помощью всех имеющихся в его распоряжении средств.
Действующие нормы международного космического права наиболее
детально регламентируют вопросы спасания и возвращения космонавтов в случае их
вынужденной посадки за пределами запустившего их государства. Соглашение о
спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов,
запущенных в космическое пространство, от 22 апреля 1968 г. и Договор по
космосу 1967 года (ст. V) обязывают государства принимать все возможные меры
для спасания и оказания необходимой помощи экипажу космического корабля,
приземлившегося на чужой территории в результате аварии, бедствия, вынужденной
или непреднамеренной посадки. Такому экипажу должны быть обеспечены
безопасность и незамедлительное возвращение “государству, в регистр которого
занесен их космический корабль” (ст. V Договора по космосу) или “представителям
властей, осуществивших запуск” (ст. 4 Соглашения о спасании). Ни в том, ни в
другом документе не фигурирует критерий гражданства как основание для
возвращения космонавта государству, гражданином которого он является. Следовательно,
международный экипаж, оказавшийся в бедственном положении, должен быть
возвращен не по принципу гражданства его отдельных членов, а в полном составе,
исходя из указанных выше критериев.
В том случае, когда государство, на территории которого аварийно
приземлился экипаж иностранного космического корабля, не располагает
достаточными техническими средствами для быстрой и эффективной организации
самостоятельных работ по спасанию, может возникнуть необходимость в проведении
спасательных операций силами других государств на территории первого
государства. В соответствии с принципом уважения государственного суверенитета
Соглашение о спасании определяет, что в таких случаях спасательные операции
должны проводиться под руководством и контролем государства, на территории
которого они происходят.
Если потерпевший аварию экипаж космического корабля окажется в
открытом море или на территории, не принадлежащей никакому государству,
например в Антарктиде, то в соответствии с Соглашением о спасании государства,
которые в состоянии это сделать, должны оказать, в случае необходимости, помощь
в проведении операций по поискам и спасанию такого экипажа.
Как уже упоминалось, вопросы, связанные с осуществлением
юрисдикции в отношении космонавтов, совершивших вынужденную посадку на
территории другого государства, пока еще не Урегулированы специальными нормами
международного космического права. В более отдаленной перспективе, по-видимому,
возникнет задача создания международной спасательной службы для проведения
операций как в космосе, так и на Земле. Такая служба мыслима только при наличии
соответствующих технических возможностей и высокой степени доверия и
сотрудничества между заинтересованными государствами. На нынешнем этапе эти
проблемы не вышли за рамки обсуждения в различных международных организациях,
например в Международной астронавтической федерации.
Обязанности государств по спасанию и возвращению космонавтов,
предусмотренные Соглашением о спасании 1968 года, отличаются от их обязанностей
по спасанию и возвращению космических объектов. В первом случае соответствующие
статьи соглашения продиктованы прежде всего соображениями гуманности, желанием
государств всеми доступными средствами помочь “посланцам человечества в
космос”, оказавшимся в аварийной ситуации. Во втором случае обязанности
государств вытекают из принципа ст. VIII Договора по космосу, в соответствии с
которым “права собственности на космические объекты, запущенные в космическое
пространство, включая объекты, доставленные или сооруженные на небесном теле, и
на их составные части остаются незатронутыми во время их нахождения в
космическом пространстве или на небесном теле, или по возвращении на Землю”. В
соответствии со ст. 5 Соглашения о спасании космические объекты и их составные
части спасаются и возвращаются “представителям властей, осуществивших запуск”,
только по просьбе последних и за их счет.
Соглашение обязывает государства информировать власти,
осуществившие запуск, и Генерального секретаря ООН об обнаружении на своей
территории или на территории, не находящейся под юрисдикцией какого-либо
государства, иностранного космического объекта или его составных частей. По
просьбе властей, осуществивших запуск, государство принимает такие меры,
“которые оно сочтет практически осуществимыми”, для спасания этого объекта и
его составных частей. Объекты, запущенные в космос, или их составные части по
просьбе властей, осуществивших запуск, возвращаются представителям этих
властей, которые, по требованию, должны до их возвращения представить
опознавательные данные. Характер таких опознавательных данных не уточняется в
действующих соглашениях по международному космическому праву. Государство, на
территории которого обнаружен иностранный космический объект, само решает
вопрос о том, будет ли оно самостоятельно проводить поиск и спасание этого
объекта или обратится за помощью к запустившему этот объект государству. В
отношении объектов, которые не являются “опасными или вредными по своему
характеру”, не существует обязательства государства, запустившего космический
объект, в любом случае оказывать такую помощь. Если же объект, приземлившийся
на зарубежной территории, может причинить вред, запустившее этот объект
государство обязано в соответствии с обращенной к нему просьбой незамедлительно
принять эффективные меры для устранения возможной опасности причинения вреда.
Эти меры принимаются под руководством и контролем государства, которому
принадлежит данная территория.
При разработке Соглашения о спасании в ООН длительное время
обсуждался вопрос о том, обязано ли государство возвращать любой иностранный
космический объект, в том числе и тот, который использовался для деятельности,
несовместимой с международным правом. Прямого ответа на этот вопрос в
соглашении не содержится. По мнению многих юристов-международников, к такого
рода космическим объектам положения Соглашения о спасании неприменимы.
МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ СОТРУДНИЧЕСТВА В ОСВОЕНИИ КОСМОСА
Юридическое содержание принципа сотрудничества в международном
космическом праве
Исследование и использование космического пространства ныне
немыслимы без широкого и разностороннего сотрудничества государств.
Сотрудничество в этой области занимает видное место в современных международных
отношениях. Важную роль в развитии межгосударственного сотрудничества в космосе
играет международное космическое право. Воздействие права на научно-техническое
сотрудничество выражается, во-первых, в создании общего правового режима
космоса, обеспечивающего наиболее благоприятные условия для развития
сотрудничества государств, и, во-вторых, в регулировании конкретных отношений
между государствами, возникающих при проведении ими совместной
научно-технической деятельности.
Особая роль международного сотрудничества в области
космических исследований и их практического применения диктует необходимость
четкого выяснения юридического содержания принципа межгосударственного
сотрудничества с точки зрения международного космического права. В зарубежной
литературе по этому вопросу встречаются противоположные точки зрения: от
провозглашения сотрудничества в космической области безусловной обязанностью
всех государств до полного отрицания юридической силы этого принципа.
Осуществление международного сотрудничества в разрешении различных
международных проблем провозглашено в Уставе ООН в качестве одной из основных
целей Организации Объединенных Наций (п. 3 ст. 1). Впоследствии принцип
сотрудничества государств вошел в число семи основных принципов международного
права, единогласно подтвержденных всеми членами ООН в Декларации о принципах
международного, права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества
между государствами в соответствии с Уставом ООН [резолюция Генеральной
Ассамблеи ООН 2625 (XXV) от 24 октября 1970 г. Согласно этой декларации,
сотрудничество государств друг с другом, независимо от их политических,
экономических и социальных систем, в различных областях международных отношений
является международно-правовой обязанностью.
Вместе с тем такой обязанностью в декларации провозглашается
не всякое сотрудничество, а лишь то, которое соответствует Уставу ООН, то есть
сотрудничество, осуществляемое при соблюдении других общепризнанных принципов
международного права. Это отражено в самом названии принципа: “Обязанность
государств сотрудничать друг с другом в соответствии с Уставом ООН”. При раскрытии
содержания этого принципа в декларации особо подчеркивается его обязательный
характер применительно к задачам поддержания международного мира и
безопасности. При перечислении конкретных видов сотрудничества в декларации
указывается, что оно должно осуществляться в соответствии с принципами
суверенного равенства и невмешательства во внутренние дела государств. С
аналогичных позиций трактуется принцип сотрудничества между государствами в
Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, где он
получил дальнейшее развитие.
Общий принцип сотрудничества, установленный международным
правом, и условия его осуществления полностью применимы к межгосударственным
отношениям, связанным с исследованием и использованием космического пространства
в мирных целях.
Применительно к космической деятельности государств этот общий
принцип международного права должен рассматриваться в свете принципов,
закрепленных в Договоре по космосу 1967 года, который является одним из
основных источников международного космического права. О стремлении максимально
содействовать всестороннему развитию международного сотрудничества в космосе
государства заявили в преамбуле и во многих статьях этого договора, что дает
основание отнести сотрудничество государств в исследовании и мирном
использовании космического пространства к числу основных принципов
международного космического права.
В преамбуле договора говорится о желании содействовать
широкому международному сотрудничеству как в научных, так и в юридических
аспектах исследования и использования космического пространства в мирных целях.
В ст. I сказано, что “государства содействуют и поощряют международное
сотрудничество” в научных исследованиях; в ст. III также упоминается о развитии
международного сотрудничества и взаимопонимания. Статья IX определяет, что
государства—участники договора должны руководствоваться принципом
сотрудничества и взаимной помощи.
Таким образом, Договор по космосу закрепил принцип
сотрудничества государств в качестве одного из общих принципов, основных начал
международного космического права. Однако в договоре этот принцип не
рассматривается в отрыве от других общепризнанных принципов или как безусловная
юридическая обязанность. Он тесно связан с общими принципами международного
права и международного космического права.
Ряд положений Договора по космосу вытекает из принципа
сотрудничества и детализирует его. К числу таких положений можно отнести,
например, обязанности учитывать соответствующие интересы всех других государств
при осуществлении деятельности в космосе (ст. IX); не создавать потенциально
вредных помех деятельности других государств (ст. IX); оказывать возможную
помощь космонавтам других государств (ст. V); на равных основаниях
рассматривать просьбы государств о предоставлении им возможности для наблюдения
за полетом космических объектов (ст. X); информировать все страны о характере,
ходе, месте и результатах своей деятельности в космическом пространстве (ст.
XI) и некоторые другие положения.
Как и в других областях международных отношений, принцип
сотрудничества в космическом праве должен трактоваться прежде всего как
обязанность государств сотрудничать друг с другом в деле поддержания
международного мира и безопасности при освоении космического пространства. В
остальном этот принцип предполагает лишь обязанность максимально
благоприятствовать и содействовать развитию широких контактов и проведению
совместных работ по изучению и использованию космоса в мирных целях.
Что касается конкретных прав и обязанностей в области
научно-технического сотрудничества по исследованию и использованию космоса, то
они могут вытекать только из договоров, специально заключенных с этой целью
государствами и международными межправительственными организациями. Исходя из
своих потребностей, интересов и возможностей, государства путем взаимного
согласования и договоренностей, закрепляемых в международных договорах,
определяют характер и степень своего участия в тех или иных международных
проектах и программах освоения космоса. В этих договорах принцип сотрудничества
конкретизируется и наполняется реальным содержанием.
Сотрудничество государств в освоении космоса в рамках ООН
Организация Объединенных Нации приступила к рассмотрению
вопросов исследования и использования космического пространства в мирных целях
вскоре после запуска первого искусственного спутника Земли. Идея использования
ООН для развития международного сотрудничества в освоении космоса содержалась в
предложении Советского правительства от 15 марта 1958 г. (док. ООН А/3818).
ООН, выступающая в качестве центра согласования действий
государств в достижении общих целей, одной из которых является освоение
космоса, выполняет возложенные на нее функции через свои главные и
вспомогательные органы.
Генеральная Ассамблея ООН. Ведущая
роль в развитии сотрудничества государств в исследовании и использовании
космического пространства принадлежит Генеральной Ассамблее ООН. Начиная с 1958
года Генеральная Ассамблея постоянно рассматривает как политико-правовые, так и
научно-технические проблемы освоения космоса, однако наиболее значительные
успехи достигнуты ею именно в области правового регламентирования космической
деятельности. Генеральную Ассамблею по праву считают центром международного
сотрудничества государств в области разработки норм международного космического
права.
Принятие первых резолюций по космосу. Декларации правовых
принципов космической деятельности, Договора по космосу, Соглашения о спасании,
Конвенции об ответственности, Конвенции о регистрации, Соглашения о Луне,
Принципов использования государствами искусственных спутников Земли для целей
непосредственного телевизионного вещания — вот лишь несколько этапов
деятельности Генеральной Ассамблеи в области правового регулирования освоения
космоса.
Решающая роль Генеральной Ассамблеи в формировании и развитии
международного космического права проявляется в следующем:
• создание Комитета ООН по использованию космического
пространства в мирных целях (Комитет ООН по космосу);
• формулирование задач по изучению и разработке правовых
проблем освоения космического пространства;
• принятие рекомендаций в адрес специализированных учреждений
ООН и Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ);
• одобрение рекомендаций Комитета ООН по космосу относительно
вопросов правовой регламентации космической деятельности государств;
• одобрение проектов соглашений по космосу, разработанных в
рамках Комитета ООН по космосу;
• разработка проектов отдельных статей этих соглашений
непосредственно на сессиях Генеральной Ассамблеи (в Первом комитете);
• призыв к подписанию всеми государствами одобренных
Генеральной Ассамблеей соглашений по космосу;
• участие абсолютного большинства государств в рассмотрении
вопросов освоения космоса на сессиях Генеральной Ассамблеи.
Комитет по использованию космического пространства мирных целях. В предложении Советского правительства от 15 марта 1958 г. содержалась
идея создания органа ООН по международному сотрудничеству в области изучения
космического пространства. Однако из-за позиции США, стремившихся обеспечить
себе в нем преимущественное положение, этот орган смог начать свою нормальную
деятельность только в 1961 году.
Резолюции 1472 (XIV) и 1721 (XVI) Генеральной Ассамблеи ООН
определили состав и основные направления деятельности Комитета ООН по космосу,
являющегося вспомогательным органом Генеральной Ассамблеи ООН. В соответствии с
этими резолюциями комитету поручено заниматься как научно-техническими, так и
правовыми вопросами исследования и использования космического пространства и
выполнять роль центрального координирующего органа в области международного
сотрудничества в освоении космоса.
Резолюция 1472 (XIV) предусматривала создание комитета в
составе 24 государств. В 1984 году членами комитета являлись уже 53 страны,
представляющие различные социально-политические системы и географические
районы.
На сессии Комитета ООН по космосу в 1962 году в качестве
процедурной основы деятельности комитета и его органов был утвержден важнейший
принцип, согласно которому все решения в рамках комитета и его органов
принимаются только с согласия всех его членов без проведения голосования
(методом консенсуса).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|