бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Международное космическое право бесплатно рефераты

На повышение безопасности космонавтов направлено и обязательство участников Договора по космосу незамедлительно информировать друг друга или Генерального секретаря ООН об установленных ими явлениях в космическом пространстве, включая Луну и другие небесные тела, которые могли бы представлять опасность для жизни или здоровья космонавтов (ст. V). Речь идет о таких явлениях, как, например, солнечные вспышки и связанное с ними резкое изменение радиационной обстановки в космосе. Своевременная информация такого рода может иметь важное значение для принятия мер безопасности: отсрочка полета, возвращение космонавтов на Землю, запрещение выхода в открытый космос и т. д. В связи с необходимостью быстрого получения такого рода информации заинтересованными государствами Генеральный секретарь ООН (хотя об этом прямо и не сказано в ст. V договора) обязан незамедлительно распространить эту информацию с помощью всех имеющихся в его распоряжении средств.

Действующие нормы международного космического права наиболее детально регламентируют вопросы спасания и возвращения космонавтов в случае их вынужденной посадки за пределами запустившего их государства. Соглашение о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство, от 22 апреля 1968 г. и Договор по космосу 1967 года (ст. V) обязывают государства принимать все возможные меры для спасания и оказания необходимой помощи экипажу космического корабля, приземлившегося на чужой территории в результате аварии, бедствия, вынужденной или непреднамеренной посадки. Такому экипажу должны быть обеспечены безопасность и незамедлительное возвращение “государству, в регистр которого занесен их космический корабль” (ст. V Договора по космосу) или “представителям властей, осуществивших запуск” (ст. 4 Соглашения о спасании). Ни в том, ни в другом документе не фигурирует критерий гражданства как основание для возвращения космонавта государству, гражданином которого он является. Следовательно, международный экипаж, оказавшийся в бедственном положении, должен быть возвращен не по принципу гражданства его отдельных членов, а в полном составе, исходя из указанных выше критериев.

В том случае, когда государство, на территории которого аварийно приземлился экипаж иностранного космического корабля, не располагает достаточными техническими средствами для быстрой и эффективной организации самостоятельных работ по спасанию, может возникнуть необходимость в проведении спасательных операций силами других государств на территории первого государства. В соответствии с принципом уважения государственного суверенитета Соглашение о спасании определяет, что в таких случаях спасательные операции должны проводиться под руководством и контролем государства, на территории которого они происходят.

Если потерпевший аварию экипаж космического корабля окажется в открытом море или на территории, не принадлежащей никакому государству, например в Антарктиде, то в соответствии с Соглашением о спасании государства, которые в состоянии это сделать, должны оказать, в случае необходимости, помощь в проведении операций по поискам и спасанию такого экипажа.

Как уже упоминалось, вопросы, связанные с осуществлением юрисдикции в отношении космонавтов, совершивших вынужденную посадку на территории другого государства, пока еще не Урегулированы специальными нормами международного космического права. В более отдаленной перспективе, по-видимому, возникнет задача создания международной спасательной службы для проведения операций как в космосе, так и на Земле. Такая служба мыслима только при наличии соответствующих технических возможностей и высокой степени доверия и сотрудничества между заинтересованными государствами. На нынешнем этапе эти проблемы не вышли за рамки обсуждения в различных международных организациях, например в Международной астронавтической федерации.

Обязанности государств по спасанию и возвращению космонавтов, предусмотренные Соглашением о спасании 1968 года, отличаются от их обязанностей по спасанию и возвращению космических объектов. В первом случае соответствующие статьи соглашения продиктованы прежде всего соображениями гуманности, желанием государств всеми доступными средствами помочь “посланцам человечества в космос”, оказавшимся в аварийной ситуации. Во втором случае обязанности государств вытекают из принципа ст. VIII Договора по космосу, в соответствии с которым “права собственности на космические объекты, запущенные в космическое пространство, включая объекты, доставленные или сооруженные на небесном теле, и на их составные части остаются незатронутыми во время их нахождения в космическом пространстве или на небесном теле, или по возвращении на Землю”. В соответствии со ст. 5 Соглашения о спасании космические объекты и их составные части спасаются и возвращаются “представителям властей, осуществивших запуск”, только по просьбе последних и за их счет.

Соглашение обязывает государства информировать власти, осуществившие запуск, и Генерального секретаря ООН об обнаружении на своей территории или на территории, не находящейся под юрисдикцией какого-либо государства, иностранного космического объекта или его составных частей. По просьбе властей, осуществивших запуск, государство принимает такие меры, “которые оно сочтет практически осуществимыми”, для спасания этого объекта и его составных частей. Объекты, запущенные в космос, или их составные части по просьбе властей, осуществивших запуск, возвращаются представителям этих властей, которые, по требованию, должны до их возвращения представить опознавательные данные. Характер таких опознавательных данных не уточняется в действующих соглашениях по международному космическому праву. Государство, на территории которого обнаружен иностранный космический объект, само решает вопрос о том, будет ли оно самостоятельно проводить поиск и спасание этого объекта или обратится за помощью к запустившему этот объект государству. В отношении объектов, которые не являются “опасными или вредными по своему характеру”, не существует обязательства государства, запустившего космический объект, в любом случае оказывать такую помощь. Если же объект, приземлившийся на зарубежной территории, может причинить вред, запустившее этот объект государство обязано в соответствии с обращенной к нему просьбой незамедлительно принять эффективные меры для устранения возможной опасности причинения вреда. Эти меры принимаются под руководством и контролем государства, которому принадлежит данная территория.

При разработке Соглашения о спасании в ООН длительное время обсуждался вопрос о том, обязано ли государство возвращать любой иностранный космический объект, в том числе и тот, который использовался для деятельности, несовместимой с международным правом. Прямого ответа на этот вопрос в соглашении не содержится. По мнению многих юристов-международников, к такого рода космическим объектам положения Соглашения о спасании неприменимы.

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ СОТРУДНИЧЕСТВА В ОСВОЕНИИ КОСМОСА

Юридическое содержание принципа сотрудничества в международном космическом праве

Исследование и использование космического пространства ныне немыслимы без широкого и разностороннего сотрудничества государств. Сотрудничество в этой области занимает видное место в современных международных отношениях. Важную роль в развитии межгосударственного сотрудничества в космосе играет международное космическое право. Воздействие права на научно-техническое сотрудничество выражается, во-первых, в создании общего правового режима космоса, обеспечивающего наиболее благоприятные условия для развития сотрудничества государств, и, во-вторых, в регулировании конкретных отношений между государствами, возникающих при проведении ими совместной научно-технической деятельности.

Особая роль международного сотрудничества в области космических исследований и их практического применения диктует необходимость четкого выяснения юридического содержания принципа межгосударственного сотрудничества с точки зрения международного космического права. В зарубежной литературе по этому вопросу встречаются противоположные точки зрения: от провозглашения сотрудничества в космической области безусловной обязанностью всех государств до полного отрицания юридической силы этого принципа. Осуществление международного сотрудничества в разрешении различных международных проблем провозглашено в Уставе ООН в качестве одной из основных целей Организации Объединенных Наций (п. 3 ст. 1). Впоследствии принцип сотрудничества государств вошел в число семи основных принципов международного права, единогласно подтвержденных всеми членами ООН в Декларации о принципах международного, права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН [резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 2625 (XXV) от 24 октября 1970 г. Согласно этой декларации, сотрудничество государств друг с другом, независимо от их политических, экономических и социальных систем, в различных областях международных отношений является международно-правовой обязанностью.

Вместе с тем такой обязанностью в декларации провозглашается не всякое сотрудничество, а лишь то, которое соответствует Уставу ООН, то есть сотрудничество, осуществляемое при соблюдении других общепризнанных принципов международного права. Это отражено в самом названии принципа: “Обязанность государств сотрудничать друг с другом в соответствии с Уставом ООН”. При раскрытии содержания этого принципа в декларации особо подчеркивается его обязательный характер применительно к задачам поддержания международного мира и безопасности. При перечислении конкретных видов сотрудничества в декларации указывается, что оно должно осуществляться в соответствии с принципами суверенного равенства и невмешательства во внутренние дела государств. С аналогичных позиций трактуется принцип сотрудничества между государствами в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, где он получил дальнейшее развитие.

Общий принцип сотрудничества, установленный международным правом, и условия его осуществления полностью применимы к межгосударственным отношениям, связанным с исследованием и использованием космического пространства в мирных целях.

Применительно к космической деятельности государств этот общий принцип международного права должен рассматриваться в свете принципов, закрепленных в Договоре по космосу 1967 года, который является одним из основных источников международного космического права. О стремлении максимально содействовать всестороннему развитию международного сотрудничества в космосе государства заявили в преамбуле и во многих статьях этого договора, что дает основание отнести сотрудничество государств в исследовании и мирном использовании космического пространства к числу основных принципов международного космического права.

В преамбуле договора говорится о желании содействовать широкому международному сотрудничеству как в научных, так и в юридических аспектах исследования и использования космического пространства в мирных целях. В ст. I сказано, что “государства содействуют и поощряют международное сотрудничество” в научных исследованиях; в ст. III также упоминается о развитии международного сотрудничества и взаимопонимания. Статья IX определяет, что государства—участники договора должны руководствоваться принципом сотрудничества и взаимной помощи.

Таким образом, Договор по космосу закрепил принцип сотрудничества государств в качестве одного из общих принципов, основных начал международного космического права. Однако в договоре этот принцип не рассматривается в отрыве от других общепризнанных принципов или как безусловная юридическая обязанность. Он тесно связан с общими принципами международного права и международного космического права.

Ряд положений Договора по космосу вытекает из принципа сотрудничества и детализирует его. К числу таких положений можно отнести, например, обязанности учитывать соответствующие интересы всех других государств при осуществлении деятельности в космосе (ст. IX); не создавать потенциально вредных помех деятельности других государств (ст. IX); оказывать возможную помощь космонавтам других государств (ст. V); на равных основаниях рассматривать просьбы государств о предоставлении им возможности для наблюдения за полетом космических объектов (ст. X); информировать все страны о характере, ходе, месте и результатах своей деятельности в космическом пространстве (ст. XI) и некоторые другие положения.

Как и в других областях международных отношений, принцип сотрудничества в космическом праве должен трактоваться прежде всего как обязанность государств сотрудничать друг с другом в деле поддержания международного мира и безопасности при освоении космического пространства. В остальном этот принцип предполагает лишь обязанность максимально благоприятствовать и содействовать развитию широких контактов и проведению совместных работ по изучению и использованию космоса в мирных целях.

Что касается конкретных прав и обязанностей в области научно-технического сотрудничества по исследованию и использованию космоса, то они могут вытекать только из договоров, специально заключенных с этой целью государствами и международными межправительственными организациями. Исходя из своих потребностей, интересов и возможностей, государства путем взаимного согласования и договоренностей, закрепляемых в международных договорах, определяют характер и степень своего участия в тех или иных международных проектах и программах освоения космоса. В этих договорах принцип сотрудничества конкретизируется и наполняется реальным содержанием.


Сотрудничество государств в освоении космоса в рамках ООН

Организация Объединенных Нации приступила к рассмотрению вопросов исследования и использования космического пространства в мирных целях вскоре после запуска первого искусственного спутника Земли. Идея использования ООН для развития международного сотрудничества в освоении космоса содержалась в предложении Советского правительства от 15 марта 1958 г. (док. ООН А/3818).

ООН, выступающая в качестве центра согласования действий государств в достижении общих целей, одной из которых является освоение космоса, выполняет возложенные на нее функции через свои главные и вспомогательные органы.

Генеральная Ассамблея ООН. Ведущая роль в развитии сотрудничества государств в исследовании и использовании космического пространства принадлежит Генеральной Ассамблее ООН. Начиная с 1958 года Генеральная Ассамблея постоянно рассматривает как политико-правовые, так и научно-технические проблемы освоения космоса, однако наиболее значительные успехи достигнуты ею именно в области правового регламентирования космической деятельности. Генеральную Ассамблею по праву считают центром международного сотрудничества государств в области разработки норм международного космического права.

Принятие первых резолюций по космосу. Декларации правовых принципов космической деятельности, Договора по космосу, Соглашения о спасании, Конвенции об ответственности, Конвенции о регистрации, Соглашения о Луне, Принципов использования государствами искусственных спутников Земли для целей непосредственного телевизионного вещания — вот лишь несколько этапов деятельности Генеральной Ассамблеи в области правового регулирования освоения космоса.

Решающая роль Генеральной Ассамблеи в формировании и развитии международного космического права проявляется в следующем:

• создание Комитета ООН по использованию космического пространства в мирных целях (Комитет ООН по космосу);

• формулирование задач по изучению и разработке правовых проблем освоения космического пространства;

• принятие рекомендаций в адрес специализированных учреждений ООН и Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ);

• одобрение рекомендаций Комитета ООН по космосу относительно вопросов правовой регламентации космической деятельности государств;

• одобрение проектов соглашений по космосу, разработанных в рамках Комитета ООН по космосу;

• разработка проектов отдельных статей этих соглашений непосредственно на сессиях Генеральной Ассамблеи (в Первом комитете);

• призыв к подписанию всеми государствами одобренных Генеральной Ассамблеей соглашений по космосу;

• участие абсолютного большинства государств в рассмотрении вопросов освоения космоса на сессиях Генеральной Ассамблеи.

Комитет по использованию космического пространства мирных целях. В предложении Советского правительства от 15 марта 1958 г. содержалась идея создания органа ООН по международному сотрудничеству в области изучения космического пространства. Однако из-за позиции США, стремившихся обеспечить себе в нем преимущественное положение, этот орган смог начать свою нормальную деятельность только в 1961 году.

Резолюции 1472 (XIV) и 1721 (XVI) Генеральной Ассамблеи ООН определили состав и основные направления деятельности Комитета ООН по космосу, являющегося вспомогательным органом Генеральной Ассамблеи ООН. В соответствии с этими резолюциями комитету поручено заниматься как научно-техническими, так и правовыми вопросами исследования и использования космического пространства и выполнять роль центрального координирующего органа в области международного сотрудничества в освоении космоса.

Резолюция 1472 (XIV) предусматривала создание комитета в составе 24 государств. В 1984 году членами комитета являлись уже 53 страны, представляющие различные социально-политические системы и географические районы.

На сессии Комитета ООН по космосу в 1962 году в качестве процедурной основы деятельности комитета и его органов был утвержден важнейший принцип, согласно которому все решения в рамках комитета и его органов принимаются только с согласия всех его членов без проведения голосования (методом консенсуса).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7