бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Международное космическое право бесплатно рефераты

В Договоре по космосу 1967 года нашли свое закрепление лишь главные, основные принципы и нормы международного космического права. По мере развития космической науки и техники и дальнейшего проникновения в космос отдельные положения космического права конкретизировались в соглашениях по определенным направлениям деятельности человека в космическом пространстве.

Так, положения ст. V и VIII договора получили развитие в Соглашении о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство.

Положения ст. VI и VII Договора по космосу были развиты и дополнены принятием Конвенции о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами.

К договорным источникам международного космического права относятся также различные многосторонние и двусторонние соглашения о сотрудничестве государств в освоении космоса. Все эти соглашения специального характера основываются на общих для данной отрасли международного права принципах и нормах, закрепленных в Договоре по космосу и указанных соглашениях общего характера.

Однако принятие и вступление в силу Договора по космосу и других многосторонних соглашений общего характера никоим образом не означает, что работа по кодификации и прогрессивному развитию космического права завершена. Существует ряд вопросов, настоятельно требующих регламентации.

Несмотря на сравнительно молодой возраст космического права, в нем уже есть правовые принципы, сформировавшиеся в качестве обычая. Речь идет о двух основополагающих принципах—свободы исследования и использования космического пространства и небесных тел и неприсвоения космического пространства и небесных тел. Эти принципы, логически тесно связанные между собой, сформировались как обычно-правовые на основе практики космической деятельности и в результате всеобщего признания со стороны международного сообщества. То обстоятельство, что впоследствии оба эти принципа были закреплены в качестве договорных норм в Договоре по космосу, не меняет сути дела, так как они являются юридически обязательными для всех участников международного общения в качестве международно-правового обычая.

Международный обычай—это правило поведения, которое в результате постоянного систематического применения признается юридически обязательным участниками международного общения.

Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН носят рекомендательный характер, однако, принятые единогласно, они выражают согласованные позиции государств относительно содержания определенного образа действий, придерживаться которого желательно для международного сообщества в целом.

В единогласно принятых резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН 1721 (XVI) от 20 декабря 1961 г., 1802 (XVII) от 14 декабря 1962 г. и 1962 (XVIII) от 13 декабря 1963 г. указывается, что космическая деятельность государств должна осуществляться в соответствии с международным правом, включая Устав ООН, в интересах поддержания международного мира и безопасности, развития международного сотрудничества и взаимопонимания. Договор по космосу 1967 года установил, что космическая деятельность осуществляется в соответствии с международным правом, включая Устав ООН. Отсюда следует, что к космической деятельности применимы общие принципы права. Одним из таких принципов является принцип равноправия государств. Одной из целей ООН, согласно ее Уставу, является развитие дружественных отношений между народами на основе уважения, принципа равноправия. Пункт 1 ст. 2 Устава гласит: “Организация основана на принципе суверенного равенства всех ее Членов”.

Применительно к космической деятельности этот принцип означает равенство прав всех государств, вне зависимости от уровня их экономического и научно-технического развития, как в осуществлении космической деятельности, так и в решении вопросов правового и политического характера, возникающих в связи с ее осуществлением.

Принцип равноправия нашел отражение в Договоре по космосу, в преамбуле которого говорится о том, что исследование и использование космического пространства должны быть направлены на благо всех народов, независимо от степени их экономического или научного развития, а в ст. I устанавливается, что космическое пространство открыто для исследования и использования всеми государствами без какой бы то ни было дискриминации на основе равенства и в соответствии с международным правом, при свободном доступе во все районы небесных тел. “Принцип запрещения применения силы и угрозы силой в международных отношениях распространяется на космическую деятельность государств и возникающие в этой связи взаимоотношения между ними. Все члены ООН должны воздерживаться в своих международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с целями ООН (п. 4 ст. 2 Устава ООН)” Устав ООН также постановляет, что все международные споры государства — члены ООН должны разрешать мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир, безопасность и справедливость.

Это означает, что космическая деятельность должна осуществляться всеми государствами так, чтобы при этом не подвергались угрозе международный мир и безопасность, а споры и расхождения по всем касающимся освоения космоса вопросам должны решаться мирным путем.

Действующие соглашения в области космического права не только основываются на этих общепризнанных принципах, но и углубляют их применительно к отдельным аспектам космической деятельности.

Статут Международного Суда ООН относит к вспомогательным источникам международного права судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов.

Вопросы, связанные с использованием и исследованием космического пространства и небесных тел, пока не являлись предметом рассмотрения в Международном Суде ООН или третейских судах, так как до настоящего времени между государствами не возникало практических споров относительно применения и толкования положений международного космического права.

Вторым вспомогательным источником являются труды наиболее квалифицированных юристов, специалистов в области международного публичного права, и в первую очередь международного космического права.

Решения международных организаций, и прежде всего ООН, принятые единогласно, служат доказательством становления норм международного космического права и намерения государств следовать им.


СУБЪЕКТЫ И ОБЪЕКТ МЕЖДУНАРОДНОГО КОСМИЧЕСКОГО ПРАВА

Субъекты международного космического права

 

Согласно общей теории права, под субъектом права понимается обладатель прав и носитель обязанностей, лицо, участвующее или могущее участвовать в правоотношении. Правоотношение является общественным отношением, в котором деятельность субъектов урегулирована правом. Возникающие на основе юридических норм права и обязанности друг без друга и вне связи друг с другом существовать не могут. В результате взаимодействия и реализации субъективных прав и обязанностей общественные отношения облекаются в правовую форму, упорядочиваются.

Эти общие положения относятся к международному праву в целом, а следовательно, и к международному космическому праву в частности, с учетом его особенностей и специфики.

Под субъектом международного космического права понимается участник, в том числе потенциальный, международно-правового отношения по поводу деятельности в космическом пространстве или использования космической технологии.

Основными субъектами международного космического права являются суверенные государства как носители международных прав и обязанностей. Международная космическая правосубъектность государства не зависит от какого-либо акта или волеизъявления других участников международных отношений.

Вторичными, производными субъектами международного космического права являются созданные государствами и правомерно действующие международные организации. Объем космической правосубъектности таких международных межправительственных организаций ограничен, он определяется волей их государств-членов и фиксируется в международном договоре, на основании которого они учреждаются.

При этом следует иметь в виду, что одни международные организации, такие, например, как Международная организация морской спутниковой связи (ИНМАРСАТ), Международная организация связи через искусственные спутники Земли (ИНТЕЛСАТ), Европейское космическое агентство (ЕКА) и др., могут быть как субъектами международных космических правоотношений (в силу своей компетенции, определенной учредительными актами), так и субъектами международных правоотношений вообще. В то же время другие международные организации не всегда являются субъектами международных космических правоотношений, так как для этого необходимо, чтобы государства-члены наделили их специальной компетенцией, зафиксированной в их уставах.

Действующее международное право допускает возможность осуществления деятельности по исследованию и использованию” космического пространства как государствами в рамках международных межправительственных организаций, так и самими международными межправительственными организациями (см. ст. VI и XIII Договора по космосу 1967 г., ст. VI Соглашения о спасании 1968 г., ст. XXII Конвенции об ответственности 1972 г., ст. VII Конвенции о регистрации 1975 г., ст. XVI Соглашения о Луне 1979 г.).

В отличие от суверенных государств, которые ipso facto (в силу самого факта) являются субъектами международного космического права, международные организации являются производными субъектами.

Для того чтобы международная межправительственная организация пользовалась правами и несла обязанности по Соглашению о спасании, Конвенции об ответственности, Конвенции о регистрации и Соглашению о Луне, должны быть соблюдены четыре непременных условия: организация должна официально заявить о принятии ею прав и обязанностей по соответствующему соглашению; большинство государств—членов этой организации должны являться участниками соответствующего соглашения; большинство государств—членов этой организации должны быть участниками Договора по космосу 1967 года; организация должна осуществлять космическую деятельность (в случае Соглашения о спасании организация должна быть ответственной за запуск космического объекта).

Согласно Конвенции об ответственности, Конвенции о регистрации и Соглашению о Луне, государства—члены международных межправительственных организаций, осуществляющих космическую деятельность, обязались принимать все необходимые меры для обеспечения того', чтобы такая организация сделала заявление о принятии на себя прав и обязанностей по упомянутым договорам. Европейское космическое агентство заявило 31 декабря 1975 г. о принятии на себя прав и обязанностей по Соглашению о спасании, 23 сентября 1976 г.—по Конвенции об ответственности, 2 января 1979 г.—по Конвенции о регистрации.

Права и обязанности международных организаций по трем из названных договоров являются ограниченными по сравнению с правами и обязанностями государств—участников этих договоров. Так, ст. XXIV—XXVII Конвенции об ответственности относятся только к государствам. Это значит, что международная организация не может подписать эту конвенцию или присоединиться к ней, то есть стать ее официальным участником со всеми вытекающими из этого последствиями. То же самое относится к Конвенции о регистрации и к Соглашению о Луне. Согласно ст. XIII Договора по космосу 1967 года, практические вопросы в связи с осуществлением космической деятельности международными межправительственными организациями могут решаться государствами—участниками договора либо с самой соответствующей организацией, либо с одним или несколькими государствами—членами этой организации. Данное положение также свидетельствует об ограниченной правосубъектности международных организаций.

В буржуазной доктрине международного права обосновывается точка зрения, согласно которой отдельные индивиды (физические лица) могут обладать международной правосубъектностью. Некоторые положения международного космического права используются сторонниками этой концепции для подкрепления своей позиции. В частности, ссылаются на ст. V Договора по космосу 1967 года, в которой говорится, что “государства— участники Договора рассматривают космонавтов как посланцев человечества в космос”. Однако понятие “посланец человечества в космос” в контексте Договора по космосу 1967 года не означает признания космонавтов субъектами международного права. В той же ст. V договора предусматривается возвращение космонавтов, совершивших вынужденную посадку за пределами государства регистрации космического корабля, этому государству. Согласно ст. VIII договора, государство регистрации космического объекта сохраняет юрисдикцию и контроль над таким объектом и над любым экипажем этого объекта во время их нахождения в космическом пространстве. Тем самым подтверждается статус космонавта в качестве гражданина того или иного государства, а не самостоятельного субъекта международного права. Выражение “посланец человечества в космос” носит характер торжественного признания космонавта как личности, совершающей свои полеты на благо всего человечества.

Международное космическое право не исключает возможности осуществления космической деятельности неправительственными организациями (юридическими лицами). Именно поэтому ст. VI Договора по космосу 1967 года предусматривает международную ответственность государства “за национальную деятельность в космическом пространстве, включая Луну и другие небесные тела, независимо от того, осуществляется ли она правительственными органами или неправительственными юридическими лицами”.

Это не значит, что неправительственные юридические лица становятся субъектами международного космического права. Согласно указанной выше статье, “деятельность неправительственных юридических лиц в космическом пространстве, включая Луну и другие небесные тела, должна проводиться с разрешения и под постоянным наблюдением соответствующего государства—участника Договора”, а государства несут международную ответственность за обеспечение того, чтобы деятельность таких лиц проводилась в соответствии с положениями, содержащимися в договоре.

Поскольку в международном праве общепризнанно, что его субъекты являются равноправными и независимыми во внутренних и внешних делах от какой-либо другой власти, очевидно, что в свете изложенных положений вопрос о международной правосубъектности юридических лиц ставиться не может.

В 1984 году в США было принято законодательство, разрешающее частным корпорациям запускать космические объекты. Координация этой деятельности возложена на специально созданное при министерстве транспорта Управление коммерческого космического транспорта. Частный капитал владеет техникой космической связи, используемой в рамках Международной организации связи через искусственные спутники Земли и Международной организации морской спутниковой связи. Все частные компании могут осуществлять свою деятельность только под контролем и с разрешения правительств их национальной принадлежности, а ответственность за их деятельность несут правительства.

Таким образом, субъектами международного космического права являются только суверенные государства и международные межправительственные организации, осуществляющие космическую деятельность.

Некоторые западные юристы склоняются к тому, что субъектом международного космического права следует считать человечество в целом. Эта точка зрения опирается на концепцию “общего наследия человечества”, нашедшую отражение в Соглашении о деятельности государств на Луне и других небесных телах. Такая позиция не может быть признана научно обоснованной, поскольку она не учитывает современные реальности в жизни международного сообщества и в международных отношениях, основу которых составляет сосуществование государств с различными социально-политическими и экономическими системами. В этих условиях невозможно представить себе человечество в целом как носителя единых прав и обязанностей. Кроме того, не ясно, во взаимоотношениях с какими другими субъектами права могут реализовываться такие права и обязанности.

Объект международного космического права

Объект международного права — это все то, по поводу чего субъекты международного права могут вступать в международные правоотношения, то есть материальные и нематериальные блага, действия или воздержание от действий, которые не относятся исключительно к внутренней компетенции государства.

Таким образом, объектами международного космического права являются космическое пространство, небесные тела, космонавты, искусственные космические объекты, наземные компоненты космических систем, результаты практической космической деятельности, космическая деятельность.

Договорного понятия “космический объект” пока не выработано. Однако сложилась практика регистрации искусственных космических объектов в соответствии с Конвенцией о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство. Согласно конвенции, регистрации подлежат космические объекты, запускаемые на орбиту вокруг Земли или дальше в космическое пространство. При этом термин “космический объект” включает его составные части, а также средство его доставки и его части.

Можно считать, что созданный искусственный объект, предназначенный для запуска в космос, но еще находящийся на Земле, не является космическим объектом. Однако если такой объект был запущен, то он считается космическим, даже не будучи выведенным на орбиту (в случае неудачного запуска), а также после возвращения на Землю (запланированного или аварийного). Это вытекает из соответствующих положений международного космического права, касающихся вопросов возвращения космических объектов властям, осуществившим их запуск, ответственности за ущерб, причиненный на Земле космическими объектами, и др.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7