бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Договор об оказании образовательных услуг бесплатно рефераты

Квалификации выпускников высших учебных заведений, удостоверенные дипломами, обеспечивают им возможность осуществления различных видов профессиональной деятельности, определенных в государственном образовательном стандарте.



Документы об образовании.

Государственный документ о высшем профессиональном образовании выдается высшим учебным заведением в подтверждение того, что его обладатель успешно завершил основную профессиональную образовательную программу и имеет право продолжить образование на следующем уровне и (или) осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с полученной квалификацией.

Положение об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений в Российской Федерации утверждено постановлением Госкомвуза РФ от 25 мая 1994 г. № 3.

Высшее учебное заведение выдает лицам, прошедшим итоговую аттестацию, документы об образовании (диплом и приложение к нему), в которых указывается наименование образовательного учреждения, выдавшего документ, квалификация, присвоенная выпускнику в определенной области деятельности, а также перечень изученных дисциплин (приводится в приложении к диплому) с указанием их объемов и оценок качества усвоения.

Оценки по факультативным курсам приводятся по желанию выпускника.

Высшее учебное заведение, аккредитованное Минобразования РФ, выдает выпускникам диплом о высшем образовании государственного образца, действующий на всей территории Российской Федерации.

Квалификация специалиста указывается в дипломе с необходимой степенью конкретизации, отражающей профессиональную сферу деятельности.

Формы дипломов государственного образца о высшем образовании, действующие на всей территории Российской Федерации, разрабатываются и утверждаются Минобразования РФ.


 Оценка обучения

Знания, умения и навыки обучающихся в документах об образовании определяются следующими оценками:

·       «отлично»;

·       «хорошо»;

·       «удовлетворительно»;

·       «зачтено».

Оценки выставляются на экзаменах или при проведении аттестации результатов работы студентов в других формах, определяемых высшим учебным заведением. Несогласным с оценкой, полученной по результатам текущего контроля, предоставляется право сдачи экзамена.


Государственный образовательный стандарт.

Постановлением Правительства РФ от 12 августа 1994 г. № 940 утвержден государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Им утверждены общие требования к структуре высшего профессионального образования и образовательным программам высшего профессионального образования, условиям их реализации, нормативам учебной нагрузки обучающихся и ее максимальному объему.

Стандарт устанавливает:

1)    структуру высшего профессионального образования, документы о высшем образовании;

2)    общие требования к основным профессиональным образовательным программам высшего профессионального образования и условиям их реализации;

3)    общие нормативы учебной нагрузки студента высшего учебного заведения и ее объем;

4)    академические свободы высшего учебного заведения в определении содержания высшего профессионального образования;

5)    общие требования к перечню направлений (специальностей) высшего профессионального образования;

6)    порядок разработки и утверждения государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по конкретным направлениям (специальностям) высшего профессионального образования в качестве федерального компонента;

7)    правила государственного контроля за соблюдением требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

Положения стандарта подлежат обязательному применению всеми образовательными учреждениями, расположенными на территории Российской Федерации и аккредитованными Минобразования РФ в качестве высших учебных заведений.

Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по конкретным направлениям (специальностям) высшего профессионального образования являются частью государственного образовательного стандарта.




















Глава 6. Условия обучения. Оценка организации и качества обучения.

6.1. Условия обучения.

В соответствии с Законом РФ «Об образовании», в целях осуществления единой государственной политики в области образования установлено государственное регулирование условий образовательного процесса.

Приказом Минобразования РФ от 17 ноября 1994 г. № 442 утверждено Положение о порядке лицензирования образовательных учреждений, в котором и определяются минимальные стандарты условий обучения (образовательного процесса).

Лицензирование образовательных учреждений осуществляется с целью проведения единой государственной политики в области образования, государственного регулирования условий осуществления образовательного процесса, а также защиты прав граждан Российской Федерации на получение образования, создания правовых гарантий для свободного функционирования и развития образовательных учреждений различных организационно-правовых форм.

Для получения лицензии учредитель (учредители) должен представить в соответствующий орган управления образованием следующие документы:

а) заявление учредителя(ей) (см. ниже);

б) копии устава образовательного учреждения и свидетельства о его государственной регистрации;

в) сведения о педагогических кадрах и укомплектованности штатов (см. ниже);

г) данные о материально-технической базе и оснащенности образовательного процесса (см. ниже);

д) копии документов, подтверждающих право владения, пользования помещениями;

е) заключения санитарно-эпидемиологической службы, органов государственного пожарного надзора, автомобильной инспекции (при подготовке водителей автотранспортных средств), технического надзора (при подготовке кадров, работа которых связана с повышенной опасностью) о пригодности помещений для осуществления образовательного процесса;

ж) документ, подтверждающий внесение платы, или гарантийное письмо об оплате за проведение экспертизы и выдачу лицензии.

Лицензия на право ведения образовательной деятельности религиозным образовательным учреждениям выдается по представлению руководства соответствующей конфессии, зарегистрированной на территории Российской Федерации.

Заявление о выдаче лицензии принимается к рассмотрению только при наличии перечисленных документов. Заявитель несет ответственность за достоверность представленных для получения лицензии сведений по законодательству Российской Федерации.

Срок предварительного (до проведения экспертизы) рассмотрения документов, представленных для получения лицензии, не может превышать двух недель с момента их регистрации.

По заявлению учредителя(ей) образовательного учреждения о выдаче лицензии приказом органа управления образованием создается экспертная комиссия.

Экспертная комиссия проводит свою работу в месячный срок с момента ее создания. Она должна установить соответствие условий образовательного процесса, предлагаемых образовательным учреждением, государственным и местным требованиям в части: строительных норм и правил; санитарных и гигиенических норм; охраны здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательных учреждений; оборудования учебных помещений, оснащенности образовательного процесса; образовательного ценза педагогических работников и укомплектованности штатов.1

 

 


1.         Шкатулла В.И. Образовательное право. Издательство «ИНФРА-НОРМА – М», Москва, 2001, стр. 345.

Содержание, организация и методика образовательного процесса предметом экспертизы не являются.

Требования экспертизы не могут превышать среднестатистических показателей для территории, на которой зарегистрировано образовательное учреждение.

По результатам экспертизы комиссия составляет мотивированное заключение о возможности выдачи лицензии на право ведения образовательной деятельности.

Решение о выдаче лицензии принимает орган управления образованием, осуществляющий лицензирование, в двухнедельный срок с момента оформления экспертного заключения.

Лицензия или решение об отказе в ее выдаче (с указанием причин) выдается заявителю в 5-дневный срок со дня принятия решения.

Причинами отказа в выдаче лицензии могут быть:

·       несоответствие учредительных документов соискателя лицензии требованиям, предъявляемым к ним Законом РФ «Об образовании»;

·       несоответствие материально-технической базы, оснащенности и кадрового обеспечения образовательного процесса установленным требованиям;

·       представление недостоверных сведений;

·       отрицательное заключение экспертной комиссии.

Отказ в выдаче лицензии может быть обжалован в судебном порядке.

Лицензия выдается на срок до пяти лет в зависимости от реализуемых образовательных программ.

В лицензии на право ведения образовательной деятельности фиксируются: название и юридический адрес образовательного учреждения, виды реализуемых общеобразовательных (основных и дополнительных) программ, основание для выдачи лицензии, срок действия лицензии.

В приложении(ях) к лицензии указываются следующие контрольные нормативы и показатели:

·       направления (специальности, профессии) подготовки, переподготовки, другие виды образовательной деятельности и образовательных услуг (платные и бесплатные);

·       формы и сроки обучения; базовое образование (возрастной ценз) принимаемых в образовательное учреждение;

·       предельная численность (прием) обучающихся, воспитанников в течение года;

·       наличие материально-технической базы и оснащенности образовательного процесса;

·       укомплектованность штатов.

Лицензия без приложений является недействительной.

Образовательные учреждения могут иметь одновременно несколько лицензий на образовательную деятельность по различным направлениям, специальностям, профессиям, уровням подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих и специалистов, программам дополнительного образования.

Передача лицензий другим образовательным учреждениям запрещается.

Продление срока действия лицензии производится в порядке, установленном для ее получения. Заявление об этом подается не позднее чем за 30 дней до истечения срока действия лицензии.

В случае реорганизации (изменения организационно-правовой формы, статуса) образовательного учреждения его лицензия утрачивает силу.

При изменении условий образовательного процесса, приводящих к нарушению контрольных нормативов и показателей, зафиксированных в лицензии, учредитель(ли) или образовательное учреждение представляет соответствующие документы в орган, выдавший лицензию.

В случае нарушения контрольных нормативов и показателей, содержащихся в лицензии, орган, выдавший лицензию, может ее изъять (если указанные нарушения не будут устранены в месячный срок со дня соответствующего предупреждения).

Об изъятии действия лицензии сообщается учредителю(ям), образовательному учреждению, в налоговую службу, в соответствующий орган управления образованием по месту нахождения вуза.

Лицензия, действие которой прекращено, исключается из реестра.

Возобновление лицензии в случае ее изъятия осуществляется в том же порядке, что и ее получение.

Выданные лицензии регистрируются в журнале учета (см. ниже).

Форма бланка лицензии на право ведения образовательной деятельности устанавливается Министерством образования Российской Федерации и является единой на всей территории Российской Федерации (см. ниже).

Бланки лицензий являются документами строгой отчетности, имеют учетную серию по сферам образования и номер, изготавливаются централизованно типографским способом.

Право на образовательную деятельность и льготы, предоставляемые законодательством Российской Федерации, возникают у образовательного учреждения с момента выдачи лицензии.

Образовательное учреждение обязано:

·       обеспечить соблюдение контрольных нормативов и показателей, зафиксированных в лицензии;

·       информировать в недельный срок орган управления образованием, выдавший лицензию, об изменениях своей организационно-правовой формы, статуса, условий осуществления образовательного процесса;

·       довести в трехнедельный срок до сведения обучающихся и воспитанников, их родителей (лиц, их заменяющих) об изъятии лицензии.

Учреждения, осуществляющие образовательную деятельность без лицензии, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Орган управления образованием контролирует деятельность лицензированных им вузов в части соблюдения контрольных нормативов и показателей, зафиксированных в лицензии, а также сроков ее действия. При этом он вправе:

·       требовать от вузов соблюдения контрольных нормативов и показателей, зафиксированных в лицензии;

·       инспектировать образовательные учреждения с целью проверки соответствия условий образовательного процесса нормативам и показателям, зафиксированным в лицензии.


6.2. Оценка организации и качества обучения.

Приказом Минобразования РФ от 12 ноября 1999 г. № 864 введен порядок комплексной оценки деятельности высшего учебного заведения, основанный на объединении процедур повторного (очередного) лицензирования, аттестации и государственной аккредитации (далее — комплексная оценка).

Порядок комплексной оценки предусматривает выдачу вузу лицензии на право ведения образовательной деятельности и свидетельства о государственной аккредитации на единый срок, сокращение времени принятие необходимых решений и объема делопроизводства, финансовых затрат вуза за счет проведения внешней экспертизы силами единой комплексной комиссии.

Порядок комплексной оценки деятельности высшего учебного заведения предполагает определенные стадии процедуры оценки.

Высшее учебное заведение представляет в Государственную инспекцию по аттестации учебных заведений России при Минобразования РФ (далее — Госинспекция) заявление на включение в график для проведения аттестации образовательного учреждения, а также копию заявления, поданного в Управление лицензирования, аккредитации и аттестации Минобразования РФ (далее — Управление), о проведении повторного лицензирования. Формы заявлений устанавливаются соответственно Госинспекцией и Минобразования РФ.

По заявлениям вузов Госинспекция и Управление формируют график комплексных оценок и включают вузы в программу научного и информационно-методического сопровождения процедуры.

График доводится до сведения каждого вуза не позднее чем за шесть месяцев до проведения комплексной оценки.

Госинспекция с учетом предложений Управления формирует комплексную комиссию, в состав которой входят подкомиссия, состоящая из специалистов по лицензионной экспертизе, и подкомиссия по аттестации и оценке аккредитационных показателей.

Состав комплексной комиссии утверждается распоряжением заместителя министра, курирующего Управление.

По результатам экспертизы комплексная комиссия готовит:

1)     экспертное заключение о лицензировании вуза, которое заправляется в Управление для подготовки распорядительного документа о лицензировании;

2)     заключение об аттестации вуза, которое направляется в Госинспекцию для подготовки постановления по аттестации;

3)     показатели государственной аккредитации вуза, которые направляются в Управление для подготовки материалов по аккредитации.

При положительной оценке деятельности вуза по первому направлению управление готовит приказ о его лицензировании. В случае отрицательного заключения о лицензировании аттестация вуза прекращается и устанавливается срок для устранения недостатков, выявленных в ходе экспертизы.

При положительной оценке деятельности вуза по первому и второму направлениям экспертизы он получает право подачи заявления на государственную аккредитацию. Для высшего учебного заведения (кроме находящегося в ведении Минобразования России) заявление согласовывается с соответствующим органом управления образованием (федеральным ведомственным, субъекта Федерации, муниципальным).

Управление, Госинспекция, Научно-информационный центр государственной аккредитации Минобразования РФ проводят подготовку материалов для рассмотрения Минобразования РФ.

Минобразования РФ коллегиально принимает решение по аттестации учебного заведения. Если оно положительно, далее (также коллегиально) принимается решение о государственной аккредитации вуза (подтверждение, установление или изменение государственного аккредитационного статуса). Решения об аттестации и государственной аккредитации оформляются приказом. На основании этого и ранее изданного приказа о лицензировании вузу выдаются лицензия и свидетельство о государственной аккредитации на равный срок действия.


Заключение.

Основными источниками конфликтов и противоречий, как правило, становятся: плохая организация учебного процесса; несоответствие учебных программ, их предметно-дисциплинарного разделения, методов обучения требованиям времени; доминирование авторитарного, субъективистского стиля руководства и общения, не учитывающего интересы молодежи, их права выбора организационных форм учебной деятельности, участие в управлении вузом.

Вместе с тем рост интереса у молодежи к современным социокультурным процессам и личностному самоопределению свидетельствует о том, что их стремление получить профессиональное образование выходит за рамки узкопрофессиональных знаний и навыков. Перед вузами стоит задача создать оптимальные условия для развития личности обучающегося, оказать ему помощь в самовоспитании, самоопределении, нравственном самосовершенствовании, освоении широкого круга социального опыта.

Основными направлениями повышения качества воспитания являются:

·       утверждение сотрудничества учащихся и преподавателей в управлении учреждениями профессионального образования;

·       развитие студенческого самоуправления, институтов коллективной студенческой самоорганизации (общественных организаций и объединений студентов);

·       использование возможностей дополнительного образования, факультетов общественных профессий для преодоления противоречий между качеством подготовки специалистов и реальными требованиями рынка труда, между рыночным спросом и индивидуальными потребностями личности; для реализации профессионального потенциала будущего специалиста; для повышения его ответственности за свою карьеру и социальные последствия своей профессиональной деятельности;

·       создание межвузовских центров развития внеучебной деятельности студентов;

·       возрождение региональных, молодежных, научно-технических производственных центров, центров информации, призванных содействовать реализации творческого потенциала молодежи, ее вторичной занятости;

·       развитие досуговой, клубной деятельности как особой сферы жизнедеятельности учащейся молодежи и функционирования молодежной субкультуры;

·       развитие и совершенствование работы сети служб социально-психологической помощи в учреждениях профессионального образования;

·       изучение и распространение опыта организации деятельности в данной сфере, использование социальных, культурных, исторических традиций региона.

Воспитание студентов должно включать:

·       дальнейшее развитие их социального и жизненного опыта, мотивационной сферы, социально-коммуникативных навыков и умений;

·       формирование навыков принятие решений в последовательном и ответственном осуществлении своих социальных функций;

·       поддержку профессионального роста;

·       формирование гражданского самоопределения;

·       осознанное формирование социально приемлемого образа жизни.

Реализация указанных целей предполагает:

·       оптимизацию правовой, методической, организационно-экономической базы воспитания;

·       разработку содержания, форм и методов воспитания, адекватных функциям вузов всех видов модели специалиста, которого они готовят;

·       сочетание личностных интересов и профессиональных возможностей;

·       создание необходимых условий для самореализации личности (клубная деятельность, вторичная занятость, спорт, туризм, реализация педагогических наклонностей и др.).

Важнейшим направлением развития воспитательной деятельности должно стать создание многоуровневой системы профессиональной подготовки и переподготовки кадров, организаторов этой деятельности, включая разработку ее содержания и информационно-методического обеспечения.



























Список использованной литературы.

I.                  Нормативно-правовые акты:

1.     Конституция Российской Федерации.

2.     Гражданский кодекс Российской Федерации.

3.     Федеральный закон от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (в редакции Федерального закона от 10 июля 2000 г.).


II.          Научная и учебная литература:

1.     Шкатулла Б.И. Образовательное право. Издательство «ИНФРА – НОРМА – М», Москва, 2001, стр. 334 – 337.

2.     Особенности правового регулирования финансовых отношений в системе образования. Под редакцией Анисимова Е.Н., Москва, 1999, стр. 123.

3.     Правовое регулирование педагогических отношений в системе высшего профессионального образования. Под редакцией Никифорова Е.А. Издательство Санкт-Петербургского Универсистета, стр. 105 – 107.

4.     Казаков Е.Г. Правовые аспекты государственной политики в области образования. Издательство Михайлова, Санкт-Петербург, 2000, стр. 222 – 224.

5.     Правовое регулирование управленческих отношений.  Ярославль, 1998, стр. 12 – 15.

6.     Особенности правового регулирования трудовых отношений в сфере образования. Под редакцией Бориславского Н.Н. Москва, 1999, стр. 330.

7.     Колесников П.Р. образовательное право Российской Федерации. Издательство «Юридическая литература», Москва, 2001, стр. 455.

8.     Брагинский Н. Договорное право. Издательство «Юридическая литература», Москва, 1999, стр. 567.

9.     Агаркоа П.О. Основы гражданского права России. Издательство «Спарк», Москва, 2001, стр. 345.

10. Российский И.Н. Гражданское право. Издательство «БЕК», Москва, 2001, стр. 444.

11. Малиновский Н.Н. Основы договорного права. Издательство «Юридическая литература», Москва, 1996, стр. 34.

12. Калашников Е.Е. Основы договорного права. Москва, 1998, стр. 45.




Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7