Адвокатура и прокуратура РФ
Согласно
Конституции, единую централизованную систему органов прокуратуры возглавляет
Генеральный прокурор, назначаемый президентом с согласия Совета Республики.
Нижестоящие прокуроры назначаются генеральным прокурором (ст. 126). Подробности
организации системы прокурорских органов закреплены в Законе о прокуратуре.
Согласно
закону, прокуратура Республики Беларусь состоит из республиканской прокуратуры,
являющейся центральным аппаратом системы органов прокуратуры, прокуратур
областей и приравненной к ним прокуратуры города Минска. Кроме того к ней
относятся прокуратуры городов (районов), межрайонные прокуратуры, а также
специализированные прокуратуры, которые могут назначаться и распускаться по
представлению Генерального прокурора. К ним относятся военная, транспортная,
природоохранительная прокуратуры и прокуратура по надзору за
исправительно-трудовыми учреждениями. По своему статусу специализированные
прокуратуры приравниваются к прокуратурам областей, районов (городов) или
межрайонных прокуратур (ст. 12).
Структура
органов прокуратуры обычно определяется как внутренняя организация прокуратур,
входящих в систему органов прокуратуры.
Как
уже говорилось, возглавляет систему прокурорских органов республики Генеральный
прокурор. Он управляет всей деятельностью аппарата прокуратуры и осуществляет
контроль за их работой. Он также имеет право на издание ведомственных
нормативно-правовых актов—приказов, указаний, распоряжений,—а также утверждает
положения и инструкции, обязательные для исполнения всеми работниками
прокурорских органов.
Приказ
Генерального прокурора РБ руководящего характера определяет стратегическую
линию по осуществлению надзора за исполнением законов в определенной отрасли
надзора или в каком-либо направлении деятельности органов прокуратуры.
Указание
дается Генеральным прокурором в развитие приказа руководящего характера, в нем
затрагивается какой-либо участок деятельности прокурора.
Распоряжение
издается в целях выполнения, чаще всего немедленно, каких-либо действий
прокурором и следователем.
Инструкция,
утверждаемая Генеральным прокурором, предусматривает порядок производства
каких-либо процессуальных или оперативных действий. В Инструкции может быть
предусмотрен порядок ведения статистической отчетности, учета и регистрации
совершенных преступлений и т.п[6].
Генеральному
прокурору подначалены и подотчетны все нижестоящие прокуроры, только он имеет
право их назначать и освобождать от должности. Снятие с должности Генерального
прокурора раньше окончания срока его полномочий, который, как и для всех
прокуроров, составляет 5 лет (ст. 15 Закона), возможно лишь в случае совершения
им преступления, а также в связи с невозможностью выполнять свои полномочия по
состоянию здоровья или по собственному желанию (ст. 13).
Республиканская
прокуратура представляет собой центральное звено системы органов прокуратуры.
Во главе ее, как и во главе всех прокуратур, стоит прокурор республики. В структуре
республиканской прокуратуры выделяют отделы и управления, возглавляемые
начальниками, имеющими заместителей. Отделы и управления включают прокуроров
отделов и управлений.
Среднее
звено прокурорских органов состоит из прокуратур областей, г. Минска, а также
приравненных к ним. Возглавляются эти прокуратуры, соответственно, прокурорами
областей (г. Минска). В их полномочия входит управление деятельностью аппарата
соответствующих прокуратур и подчиненных органов, а также издание приказов,
указаний, распоряжений, обязательных для исполнения всеми подчиненными
работниками (ст. 17). Им подчинены и подотчетны также нижестоящие прокуроры.
Прокуроры
областей имеют несколько (обычно 2-3) заместителей. В структуре областных
прокуратур выделяют отделы и управления, возглавляемые начальниками и имеющие в
штате соответствующих прокуроров.
Основным
звеном органов прокуратуры являются прокуратуры городов, районов, межрайонные и
приравненные к ним прокуратуры. Возглавляются они соответствующим прокурором,
который имеет заместителя и помощников, функции которых обычно распределяются
по отраслям надзора.
Кроме
того, в соответствии со ст. 18 Закона о прокуратуре, могут назначаться
прокуроры для городов с районным делением. В их компетенцию входит управление
деятельностью районных прокуратур, а также возможность внесение на рассмотрение
вышестоящего прокурора предложений об изменении штатного количества аппарата
подчиненных прокуратур и о расстановке кадров.
При
прокуратурах областей (г. Минска) и республиканской прокуратуре могут
образовываться коллегии (ст. 20). Они выполняют функцию совещательного органа
при соответствующей прокуратуре и рассматривают наиболее важные вопросы
деятельности органа, требующие коллективного обсуждения и выработки решений,
обсуждают проекты важнейших приказов и указаний, отчеты глав отдельных
структурных подразделений, нижестоящих прокуроров и других работников. На
заседаниях коллегий могут заслушиваться отчеты и объяснения глав органов
государственного управления и контроля, предприятий, организаций, учреждений,
других должностных лиц по вопросам исполнения закона.
В
состав коллегии республиканской прокуратуры входят Генеральный прокурор РБ (в
качестве председателя), его первый заместитель и заместители (по должности),
иные прокурорские работники. В коллегии областных прокуратур входят прокурор
области (председатель), его первый заместитель и заместители по должности и
другие прокурорские работники. Персональный состав коллегий утверждается
Генеральным прокурором РБ по представлению соответствующего прокурора.
В
структуре прокурорских органов можно также выделить следственный аппарат.
Следственный аппарат республиканской прокуратуры состоит из старших
следователей по особо важным делам, следователей по особо важным делам, старших
следователей-криминалистов, следователей-криминалистов, а также начальников
(заместителей начальников) управлений и отделов, в состав которых входят эти
следователи.
Следственный
аппарат прокуратур областей, г. Минска и приравненных к ним состоит из старших
следователей по важнейшим делам, следователей по важнейшим делам, а также
начальников (заместителей начальников) управлений и отделов, в состав которых
входят эти следователи (ст. 19).
Следственный
аппарат в прокуратурах районов (городов), межрайонных и приравненных к ним
прокуратурах состоит из следователей и старших следователей.
Следователи
прокуратуры проводят расследования по делам о преступлениях, отнесенных законом
к их компетенции, а также по любым другим по указанию прокурора.
3. Прокурорский надзор и его отрасли
В
прокурорском надзоре выделяют четыре направления, именуемых «отраслями
прокурорского надзора». Все они закреплены в разделе III Закона о прокуратуре, где каждой
из них посвящена отдельная глава.
Первой
и наиважнейшей отраслью является общий надзор, т.е. надзор за исполнением
закона органами власти и управления, предприятиями, учреждениями и
организациями, должностными лицами и гражданами. Предметом этой отрасли надзора
является точное и единообразное исполнение законов всеми юридическими и физическими
лицами, указанными в ст. 2 Закона о прокуратуре, т.е. республиканскими и
местными органами государственного и хозяйственного управления и контроля,
местными Советами народных депутатов и другими органами местного
самоуправления, воинскими формированиями и учреждениями, органами
государственной безопасности, внутренних дел и милиции, субъектами
хозяйствования независимо от принадлежности и форм собственности, учреждениями
и организациями, политическими партиями, другими общественными и религиозными объединениями,
должностными лицами и гражданами.
Существует
ряд ограничений: при проведении надзора прокуратура не вмешивается в
оперативно-производственную деятельность предприятий, учреждений и организаций
и проводит проверки лишь на основе извещений и других наличных данных о
нарушениях законности, которые требуют непосредственного прокурорского
реагирования.
В
процессе проверки прокурор имеет право, игнорируя все виды пропускных режимов,
входить на территорию и в помещения любых предприятий, учреждений и
организаций, независимо от форм собственности и подведомственности, а также
иметь доступ к их документации, требуя от должностных лиц предоставления
издаваемых ими приказов, инструкций, распоряжений, решений, других актов,
необходимых документов и материалов, статистики. Он может назначить проверку
или ревизию деятельности, экспертизу по материалам, донесениям и заявлениям,
поступившим в прокуратуру. Должностные лица обязаны приступить к выполнению
требований прокурора в течение 10 дней после их поступления, если иное не
оговорено прокурором.
В
процессе проверки прокурор может вызывать к себе должностных лиц и граждан,
требуя от них объяснений по поводу допущенных нарушений. Также, в случаях,
предусмотренных законом, он имеет право требовать у них декларации об
источниках доходов.
В
компетенцию прокуроров в пределах общего надзора также входит проверка
законности административного задержания граждан и применения к ним мер
воздействия за административные правонарушения; освобождение своим решением
лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию несудебными органами.
Если
в процессе общего надзора прокурор выявит какие-либо нарушения, то он (или его
заместитель) вправе:
·опротестовать
акты поднадзорных органов, а также решения и действия должностных лиц.
·опротестовать
в установленном порядке постановления по делам об административных
правонарушениях.
·вносить
представления с требованиями об устранении нарушений закона, причин нарушений и
условий, которые им способствуют, выносить предписания об устранении нарушений
закона.
·официально
предупреждать должностных лиц, граждан о недопущении ими дальнейших нарушений
закона.
·в
установленном порядке решать вопросы о привлечении виновных к уголовной либо
административной, возбуждать дисциплинарные дела, ставить вопросы о роспуске
местных Советов, которые не выполняют требований законодательных актов.
·оспаривать
в судах необоснованное отклонение протеста на противоречащий закону правовой
акт или оставление его без рассмотрения, предъявлять в суда иски и заявления в
защиту прав и законных интересов государства, а также граждан и юридических
лиц, лишенных возможности самостоятельно защищать свои интересы.
Второй
отраслью надзора является надзор за исполнением законов органами, которые
выполняют оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное
следствие.[7]
Сущность этой отрасли раскрыта в гл. 2 раздела III Закона о прокуратуре. Согласно ст. 23, предметом подобного
надзора является исполнение всеми органами, которые осуществляют
оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие,
требований закона с целью обеспечения защиты личности, государства и
юридических лиц от преступных покушений, исполнения предусмотренного законом
порядка рассмотрения заявлений и донесений о преступлениях, исполнения
оперативно-розыскных мероприятий, возбуждения уголовных дел, расследования
преступных деяний, приостановления и закрытия уголовных дел, а также соблюдения
сроков ведения расследования и содержания под стражей.
Также
целью этой отрасли надзора является недопущение незаконного привлечения граждан
к уголовной ответственности, соблюдение при ведении следствия требований закона
по всестороннему, полному, объективному рассмотрению всех обстоятельств,
которые могут смягчить или усугубить ответственность обвиняемого, строгое
сохранение прав и законных интересов участников процесса и других граждан.
В
рамках проведения надзора также осуществляются меры по предупреждению
преступлений, устранению причин и условий, им способствующих.
В
процессе осуществления надзора прокурор имеет право:
·проверять
выполнение требований закона по приему, регистрации и решении заявлений и
донесений о совершенных либо готовящихся преступлениях.
·требовать
от поднадзорных органов для проверки уголовные дела, документы, материалы и
другие сведения о преступлениях, о ходе оперативно-розыскной деятельности,
дознания и предварительного следствия.
·рассматривать
и решать жалобы на действия и решения лиц, проводящих дознание и
предварительное следствие.
·отменять
незаконные и необоснованные решения следователей и лиц, которые проводят
дознание, а также несоответствующие закону указания и решения глав следственных
подразделений и органов дознания.
·увеличивать
и устанавливать срок расследования и содержания под стражей в качестве меры
пресечения в случаях и порядке, установленных законом.
·возвращать
уголовные дела на дополнительное расследование.
·лично
участвовать в проведении дознания и предварительного следствия, а также
проводить отдельные следственные мероприятия или следствие в полном объеме по
любому делу или поручать это подчиненному прокурорскому работнику.
·забирать
от органов дознания и передавать следственному подразделению любое уголовное
дело, а также забирать дело у одного следователя и поручать начальнику
следственного отдела передать его другому следователю с целью более полного и
объективного расследования.
·возбуждать
уголовные дела и передавать их по подследственности, приостанавливать или
закрывать дела, подтверждать обвинительные заключения, направлять уголовные
дела в суд.
·при
необходимости требовать от начальников органов внутренних дел, государственной
безопасности, следственных аппаратов и органов дознания проведения проверок в
подчиненных им органах в целях устранения нарушений закона.
Указания
Генерального прокурора РБ по вопросам следствия и дознания, которые не требуют
законодательного регулирования, являются обязательными для исполнения.
Другие
права и обязанности прокурора при осуществлении надзора по данной отрасли могут
регулироваться не только Законом о прокуратуре, но и другими законодательными
актами Республики Беларусь.
Предметом
следующей отрасли надзора—надзора за соответствием закону судебных
решений—является законность и обоснованность решений, приговоров и других
индивидуально-правовых актов по гражданским, уголовным делам и делам об
административных правонарушениях.
При
осуществлении надзора за соответствием закону судебных решений, прокурор имеет
право (а в случаях, предусмотренных законом—обязан):
·участвовать
в заседаниях суда, в судебном разбирательстве по первой инстанции, в
кассационном и надзорном порядке, давать заключение по гражданским делам.
·в
случаях и в порядке, предусмотренных законом, приносить частные, кассационные и
надзорные протесты по решениям, приговорам и другим актам суда (судьи).
·направлять
в суд представления о пересмотре решений и других актов по гражданским делам, а
также заключения о возобновлении уголовных дел по вновь открывшимся
обстоятельствам.
·в
пределах своей компетенции потребовать из суда любое дело (группу дел), по
которой решение приговор или другой акт вступили в законную силу, и вносить
протест в порядке надзора или же, если это выходит за рамки его компетенции,
обращаться к вышестоящему прокурору с просьбой о внесении протеста.
·отозвать
внесенный им протест на акт суда (судьи) до начала рассмотрения протеста судом
(судьей).
В пределах своей компетенции прокурор участвует в рассмотрении судом первой
инстанции гражданских и уголовных дел, дел об административных правонарушениях
в случаях, когда это предусмотрено законом или признано необходимым самим
прокурором. Объем и пределы полномочий при этом регулируются процессуальным
законодательством.
В
суде прокурор поддерживает государственное обвинение. При этом он
руководствуется указаниями закона и своими внутренними убеждениями, основанными
на всестороннем рассмотрении обстоятельств дела. Лицо, проводившее
расследование, не может участвовать в процессе в качестве обвинителя.
Прокурору
или его заместителю (в том числе и тому, который непосредственно участвовал в
процессе) принадлежит право принесения в вышестоящий суд протеста на акты суда,
не вступившие в законную силу. Что же касается актов, вступивших в законную
силу, то право на их опротестование, согласно ст. 31 Закона о прокуратуре,
принадлежит:
·Генеральному
прокурору и его заместителям—на акт любого суда за исключением постановлений
Пленума Верховного Суда РБ и Пленума Высшего хозяйственного Суда РБ.
·Прокурорам
областей, г. Минска и приравненным к ним—на акты районных (городских) судов, на
решение судебной коллегии соответствующего областного (Минского городского)
суда, которая рассматривала дело в кассационном порядке; на акт хозяйственного
суда, кроме ВХС РБ.
·Протест
на постановление судьи по делу об административном правонарушении может вынести
прокурор района (города), межрайонный и приравненный к ним прокурор,
вышестоящий прокурор или его заместитель
Генеральным
прокурором может быть внесено на рассмотрение Пленума Верховного Суда РБ или
Пленума Высшего Хозяйственного Суда РБ представление о даче ими судам в
пределах своей компетенции разъяснений по вопросам применения законов при
рассмотрении вопроса.
Последней
отраслью прокурорского надзора является надзор за исполнением законов в местах
содержания заключенных, предварительного заключения, при исполнении наказания и
других мер принудительного характера, назначаемых судом.
Предметом
этой отрасли надзора в Законе о прокуратуре называется законность в местах
содержания заключенных, предварительного заключения, исправительно-трудовых и
других учреждениях, которые исполняют наказания и другие меры принудительного
характера, назначаемые судом, соблюдение установленного законодательством
порядка и условий содержания или отбывания наказания лицами в вышеуказанных
учреждениях, их прав и выполнение ими своих обязанностей, а также законность
исполнения наказания, не связанного с лишением свободы.
При
осуществлении надзора в этой отрасли, прокурор может в любое время посетить
указанные места, ознакомиться с документами, на основании которых лица
подвергнуты наказанию, своим постановлением освободить тех, кто незаконно
содержится в местах лишения свободы или в других подобных учреждениях. Также
он проверяет соответствие законодательству ведомственных актов вышеуказанных
учреждений, опротестовывает их в случае необходимости и следит за соблюдением
прав лиц, подвергнутых задержанию, административному аресту, предварительному
взятию под стражу, осужденных к лишению свободы и лиц, подвергнутых иным мерам
наказания или мерам принудительного характера.
Заключение
Обеспечение граждан квалифицированной
юридической помощью в наши дни считается важным конституционным положением.
Ему посвящены ст. 48 Конституции РФ и немало других законодательных
предписаний, в первую очередь тех, которые призваны гарантировать
рассмотренное выше право подозреваемого, обвиняемого и подсудимого на защиту
по уголовным делам.
Внимание законодателя к тому, чтобы
гражданам предоставлялась квалифицированная юридическая помощь, объясняется
прежде всего широким признанием сравнительно простого исходного положения:
реализация прав и свобод человека и гражданина возможна в полной мере, когда
они отстаиваются со знанием дела, квалифицированно.
Такую реализацию может осуществлять далеко
не всякий. Для нее требуется не только умение читать законодательство, но и
умение понимать его, а также навыки по быстрому отысканию того акта, который
нужен для решения возникшего вопроса, опыт ведения дел в правоохранительных
органах и многое другое. Другими словами, чтобы обеспечить эффективную помощь,
нужен специалист. Именно это имеет в виду упомянутое конституционное
положение. «Каждому, — говорится в ч. 1 ст. 48 Конституции РФ, — гарантируется
право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных
законом, юридическая помощь оказывается бесплатно».
По
своему содержанию юридическая помощь охватывает широкий круг действий: помощь в
поиске нужного нормативного акта, разъяснение его содержания, содействие в
составлении заявления или ходатайства, другого документа, подборе аргументов,
определении органа, который наиболее эффективно может разрешить возникшую
проблему, осуществлении представительства в суде или ином органе, ведении
защиты по уголовному делу или отстаивании законных интересов гражданина,
привлекаемого к административной ответственности, и т. д.
Как
показывает многолетний опыт, такого рода деятельность в состоянии наиболее
результативно осуществлять специально создаваемое учреждение — адвокатура.
Адвокатура дает
консультации по юридическим вопросам по действующему законодательству;
осуществляет представительства в судах и других государственных органах по
гражданским и административным делам; составляет заявления, жалобы и другие
документы правового характера.
Обязательно
участие адвокатов при производстве дознания и предварительного следствия, в
суде по уголовным делам в качестве защитников подозреваемых, обвиняемых и
подсудимых, представителей потерпевших, гражданских истцов, гражданских ответчиков.
Адвокатура
оказывает правовую помощь трудовым коллективам и другим органам, ведущим борьбу
с правонарушениями; участует в правовой пропаганде и разъяснении законодательства
населению.
Прокурорский
надзор—один из важнейших методов охранения законности. От его успешного
проведения во многом зависит процесс построения правового государства в
республике, поскольку законность—неотъемлемый, если не основной его атрибут.
Это отраслью государственной деятельности занимается прокуратура—единая
централизованная система органов. Ее деятельность регулируется Конституцией и
Законом РБ «О прокуратуре». В прокурорском надзоре выделяют четыре отрасли:
общий надзор, надзор за соблюдением законов органами, осуществляющими
оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, надзор
за соответствием закону судебных решений и надзор за выполнением законов в
местах содержания заключенных, предварительного заключения, при исполнении
наказания и других мер принудительного воздействия государства.
Возможность
опротестования прокурором незаконных актов поднадзорных органов является
гарантией соблюдения законности и правопорядка в обществе. Таким образом,
прокуратуре принадлежит одно из важнейших мест в системе правоохранительных
органов, и должность прокурора является почетной и трудной работой,
привлекательной для всякого юриста.
библиография
Нормативные акты
1.Конституция Российской Федерации.
- М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА*М, 1998.
2.Федеральный
закон “О прокуратуре Российской Федерации” от 17.01.1992 №2202-1 (в редакции Федерального закона от 17.11.1995
№168-ФЗ) с последующими изменениями и дополнениями // #G0Российская газета N 39,
18.02.92, #G0N 30, 17.02.99, #G0N 233,
24.11.99, #G0N 1-3, 05.01.2000.
3.Федеральный конституционный закон#S от 31.12.96 N 1-ФКЗ “
#G0О судебной системе Российской Федерации ”// #G0Российская газета N 3, 06.01.97.
4.Федеральный закон РФ “#G0Об общих принципах организации законодательных
(представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов
Российской Федерации (с изменениями на 29 июля 2000 года)”// #G0Российская газета, N 206, 19.10.99; #G0N 147, 01.08.2000.
Список литературы
1.Адвокат в уголовном процессе / Под
ред. П.А. Лупинской. – М., 1997.
2.Арбитражный процесс / Под ред. М.
Треушникова. – М., 1994.
3.Басков
В. И. Курс прокурорского надзора. Учебник для студентов юридических вузов и
факультетов с приложением нормативных актов. - М.: Издательство ЗЕРЦАЛО, 1998.
4.Беркович Е. Ф. Прокурорский надзор за
исполнением законов. – М.: Экспертное бюро-М, 1998.
5.Витрук Н. В. Законность: понятие,
защита и обеспечение. Общая теория права. Курс лекций. - Нижний Новгород,
1993.
6.Вязов В. Адвокатура вчера и завтра. //
"Юридический вестник", N 9, 1994.
7.Гражданский процесс Российской Федерации
/ Под ред. М.С. Шакаряна. – М., 1996.
8.Гражданский процесс. / Под ред. Ю.К. Осипова, - М.:
Издательство БЕК, 1996.
9.Гуценко К.Ф., Ковалев М.А. Правоохранительные органы.
- М., 1996.
10.Казимирчук В. П., Кудрявцев В. Н. Современная
социология права: Учебник для вузов. – М.: Юристъ, 1995.
11.Лубшев Ю.Ф. Адвокат в уголовном деле.
– М., 1997.
12.Правоохранительные органы Российской
Федерации / Под ред. В.П. Божьева. – М., 1997.
13.Проблемвы российской адвокатуры: Сб.
статей. – М., 1997.
14.Прокурорский
надзор в Российской Федерации. / Под ред. В. И. Рохлина. – СПб.:
Санкт-Петербургский институт экспертов, 2000.
15.Прокурорский
надзор. Курс лекций и практикум. /Под ред. проф. Ю.Е. Винокурова. М.: “Экзамен”,
2000.
16. Российский прокурорский надзор.
/ Под ред. А.Я. Сухарева.– М.: Норма, 2001.
17.Семенов В.М.
Правоохранительные органы в СССР. М, ЮЛ, 1990.
18.Стецовский Ю.И. Если человек обвинен в преступлении. -
М., 1988
19.Теория государства и права. / Сост. М. М. Рассолов, А.
Б. Венгеров, В. Е. Чиркин и др. – М.: Закон и право, ЮНИТИ, 2000.
20.Теория государства и права: Учебник для вузов / Сост.
С. С. Алексеев, С. И. Архипов, В. Н. Корельский и др. – 2-е изд., изм. и доп.
– М.: НОРМА-Инфра - М, 2000.
21.Уголовный процесс / Под ред. П.А.
Лупинской. – М., 1995.
22.Хаски Ю. Российская адвокатура и
советское государство. М, 1993.
23.Чувилев А.А., Чувилев Ан. А.
Правоохранительные органы. Учебное пособие. - М., 2000.
Приложение
Структура Генеральной прокуратуры
РФ
Система органов прокуратуры
РФ
[1] Хаски Ю. Российская адвокатура и
советское государство. М, 1993, с.8.
[2] Хаски Ю. Российская адвокатура и
советское государство. М, 1993, с.17
[3] Хаски Ю. Российская адвокатура и
советское государство. М, 1993, с. 49
[4] Хаски Ю. Российская адвокатура и
советское государство. М, 1993, с.57.
[5] Басков В. И. Курс прокурорского надзора, М., 1998 г., с. 9-14
[6] Басков В. И. Курс прокурорского надзора, М., 1998 г., с.44.
[7]
Прокурорский надзор в Российской Федерации. / Под ред. В. И. Рохлина. – СПб.,
2000., с.36.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|