бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Адвокатура и прокуратура РФ бесплатно рефераты

Юридическая помощь должна быть доступна всему населению. Однако не каждый гражданин, нуждающийся в ней, способен оплатить услуги адвоката. Положение об адвокатуре предусматривает случаи оказания гражданам бесплатной правовой помощи.

Бесплатная юридическая помощь оказывается истцам в судах первой инстанции при ведении дел о взыскании алиментов и трудовых спорах; о возмещении вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с работой; о возмещении вреда, причиненного смертью кормильцем, наступившей в связи с работой; гражданам при составлении заявлений о назначении пенсий и пособий и в некоторых других случаях, предусмотренных законодательством. Бесплатная юридическая помощь может быть оказана и по уголовному делу.

Согласно ст. 49 УПК РСФСР, участие защитника в суде при производстве дознания и предварительного следствия обязательно по делам: несовершеннолетних; немых, глухих, слепых и других лиц, которые в силу физических или психических недостатков не могут сами осуществить свое право на защиту; лиц. Не владеющих языком, на котором ведется судопроизводство; лиц. Обвиняемых в совершении преступлений, за которые в качестве меры наказания может быть назначена смертная казнь. Кроме того, участие защитника в судебном разбирательстве обязательно по делам, в которых участвует государственный или общественный обвинитель.

При осуществлении защиты по уголовным делам адвокат обязан использовать все указанные в законе средства и спосо­бы в целях выяснения обстоятельств, оправдывающих обвиня­емого или смягчающих его ответственность, и оказывать обви­няемому необходимую юридическую помощь. С целью обеспе­чения прав подзащитного законодатель установил запрещение адвокату отказываться от принятой на себя защиты подозре­ваемого, обвиняемого или подсудимого.

Адвокат, работая по уголовным и гражданским делам, дол­жен быть объективным и беспристрастным. Для соблюдения этих условий закон устанавливает, что адвокат не вправе при­нять поручение об оказании юридической помощи в случаях, если он по данному делу оказывает или ранее оказывал юри­дическую помощь лицам, интересы которых противоречат ин­тересам лица, обратившегося с просьбой о ведении дела, или участвовал в качестве судьи, прокурора, следователя, лица, про­изводившего дознание, эксперта, специалиста, переводчика, сви­детеля или понятого, а также если в расследовании или рас­смотрении дела принимает участие должностное лицо, с кото­рым адвокат состоит в родственных отношениях.

При работе по уголовным и гражданским делам адвокат обязан сохранять адвокатскую тайну. В содержание адвокатской тайны включается:

1.                              сам факт обращения гражданина в коллегию адвокатов за юридической помощью, и мотивы, побудившие к такому обращению;

2.                              сведения о преступлении, его участниках, последствиях, данных о личной жизни, сообщаемые обвиняемым или потерпевшим, гражданским истцом, гражданским ответчиком, если нет согласия заинтересованного лица на их разглашение при производстве следствия и в суде;

3.                              те же сведения, сообщаемые адвокату родственниками обвиняемого (подозреваемого) и другими лицами при обращении за юридической помощью;

4.                              сведения о личной жизни гражданина, почерпнутые адвокатом из уголовного дела при ознакомлении с ним;

5.                              сведения, сообщаемые адвокату лицом, которое он представляет в гражданском или административном процессах;

6.                  сведения, содержащиеся в переписке между адвокатом и обвиняемым (представляемым) и в адвокатском досье.

Существует пять основных гарантий сохранения адвокатской тайны.

1. Требования закона не разглашать сведения. Сообщенные в связи с осуществлением защиты, которые стали ему известны в связи осуществлением защиты и оказанием другой юридической помощи (ч.7 ст.51 УПК, ч.3. ст.16 Положения об адвокатуре).

2. Запрет допрашивать в качестве свидетеля защитника обвиняемого - об обстоятельствах, которые стали ему известны в связи с исполнением обязанностей защитника, (п.1. ст. 72 УПК) и адвоката, представителя другой общественной организации – об обстоятельствах, которые стали ему известны в связи с  исполнением обязанностей представителя по уголовному делу (п.3 ст.72 УПК).

3. Запрет допрашивать в качестве свидетеля представителя по гражданскому делу – об обстоятельствах, которые стали ему известны в связи с исполнением обязанностей представителя.

4. Разрешение встреч защитника с обвиняемым (подсудимым, осужденным) наедине без ограничения их количества и продолжительности (ч.2. ст 51 УПК).

4.Отсутствие уголовной ответственности адвоката за недоносительство о любом преступлении, ставшем ему известным со слов обвиняемого или его родственников, если они обратились за юридической помощью.

Сведения, составляющие предмет адвокатской тайны не могут служить доказательством в производстве по уголовным, гражданским и административным делам, по которым адвокат оказывал юридическую помощь.

Труд адвоката организуется в соответствии с правилами внут­реннего трудового распорядка коллегии. Адвокат пользуется правом на отпуск, на пособие по государственному социально­му страхованию и на пенсионное обеспечение. Назначение и выплата адвокатам пособий по государственному социальному страхованию и государственное пенсионное обеспечение про­изводятся на общих основаниях[4].

Меры поощрения адвокатов и стажеров и дисциплинарные взыскания. За примерное выполнение своих обязанностей и активную общественную деятельность адвокаты и стажеры поощряются решением президиума коллегии.

 За нарушение требований Положения об адвокатуре в РСФСР, законодательных актов, регулирующих деятельность адвокатуры, а также совершение порочащих звание адвоката проступков адвокаты и стажеры могут быть привлечены к дис­циплинарной ответственности.

Мерами дисциплинарного взыскания, налагаемыми прези­диумом коллегии адвокатов, являются: замечание, выговор, строгий выговор, исключение из членов коллегии и из состава стажеров.

Дисциплинарные взыскания применяются президиумом кол­легии непосредственно за обнаружением проступка, но не позд­нее одного месяца со дня его обнаружения, не считая времени болезни адвоката или пребывания его в отпуске. Взыскание не может быть наложено позднее шести месяцев со дня соверше­ния проступка. За каждый совершенный проступок может быть наложено только одно дисциплинарное взыскание.

Дело о дисциплинарной ответственности адвоката (стажера) может быть возбуждено общим собранием членов коллегии (кон­ференции), президиумом или председателем президиума кол­легии адвокатов. Должностные лица соответствующих испол­нительных органов вправе поручать президиуму коллегии ад­вокатов возбудить дело о дисциплинарной ответственности ад­воката (стажера). Рассмотрению дела о дисциплинарном про­ступке адвоката предшествует тщательная проверка основа­ния привлечения к дисциплинарной ответственности.

Дело о дисциплинарном проступке рассматривается прези­диумом коллегии в присутствии привлекаемого к ответствен­ности адвоката (стажера). Повторная неявка адвоката (стаже­ра) без уважительных причин не препятствует рассмотрению дела о дисциплинарном проступке. При наличии данных, сви­детельствующих о совершении адвокатом (стажером) проступ­ка, за который он может быть исключен из коллегии, президиум вправе отстранить его от работы до окончательного разре­шения вопроса.

Постановление президиума коллегии адвокатов о наложе­нии дисциплинарного взыскания может быть обжаловано об­щему собранию (конференции) членов коллегии адвокатов и в соответствующие исполнительные органы в месячный срок со дня вручения адвокату копии постановления о наложении дис­циплинарного взыскания. При исключении из коллегии адво­катов в порядке наложения дисциплинарного взыскания жало­ба может быть подана адвокатом в суд в месячный срок со дня вручения копии постановления президиума коллегии об исклю­чении.

Если в течение одного года со дня наложения дисциплинар­ного взыскания адвокат (стажер) не совершит нового проступ­ка, он считается не подвергавшимся дисциплинарному взыска­нию. В тех случаях, когда адвокат (стажер) добросовестным отношением к делу и безупречным поведением доказал свое исправление, президиум или общее собрание (конференция) коллегии адвокатов могут снять с него дисциплинарное взыс­кание досрочно. Досрочное снятие дисциплинарного взыскания может быть произведено по ходатайству председателя прези­диума, заведующего юридической консультацией или общес­твенных организаций консультации.

Прекращение членства в коллегии адвокатов осуществляет­ся путем отчисления и исключения адвоката из коллегии. От­числение производится президиумом коллегии адвокатов по заявлению адвоката; при неудовлетворительном результате стажировки; при обнаружившейся невозможности исполнения адвокатом своих обязанностей вследствие недостаточной ква­лификации либо по состоянию здоровья.

Исключение из коллегии производится президиумом колле­гии в случаях: систематического нарушения адвокатом внут­реннего трудового распорядка или недобросовестного выполне­ния служебных обязанностей, если к адвокату ранее применялись меры дисциплинарного или общественного воздействия; совершения иных проступков, несовместимых с пребыванием в коллегии.

Отчисление и исключение из коллегии адвокатов могут быть обжалованы в судебном порядке в месячный срок со дня вру­чения копии постановления президиума коллегии об отчисле­нии или исключении.


Глава II. Прокуратура Российской Федерации


1. Соблюдение законности как предмет прокурорского надзора

Надзор за единообразным и точным исполнением законов является единственным предназначением органов прокуратуры. Прокуратура является тем единственным государственным органом в стране, который выполняет эти функции.

Почему так важно создать режим законности в государстве? Ответ один: только при строгой дисциплине и самодисциплине, высокой ответственности за порученное дело, при неуклонном соблюдении предписаний закона можно создать внутренне сильное, монолитное государство, которое способно отстоять свою независимость и обеспечить права и законные интересы своих граждан, их благосостояние.

Для того чтобы прокурорский надзор за точным и единообразным исполнением законов осуществлялся в полном объеме, необходимо дать правильное определение понятия законности как социального явления.

Отдельные правоведы сводят понятие законности лишь к законам и подзаконным актам, не учитывая того, что это лишь один из элементов, составляющих содержание законности.

К чему это приводит на практике?

Когда надо усилить борьбу с каким-либо нарушением закона, сразу же становится вопрос об изменении действующего закона или о внесении в него дополнений. Закон «совершенствуется», а положение с его соблюдением не изменяется.

Если законы не будут проводиться в жизнь, а оставаться только на бумаге, воля законодателя останется только добрым пожеланием и не более того. Поэтому исполнение закона, то есть действие органов исполнительной власти, является непременным условием соблюдения законов.

Каждое государство создает систему гарантий, обеспечивающих исполнение законов. Одной из них, причем наиболее существенной, является прокурорский надзор за точным и единообразным исполнением законов. Это также является составным элементом понятия законности.

Наконец, государство устанавливает различного рода ответственность за допущенное нарушение закона в зависимости от степени опасности нарушения. Ответственность может быть уголовной, административной, материальной или дисциплинарной, но она должна неотвратимо наступить. Известно, что безнаказанность ведет к совершению еще более опасных нарушений закона.

Таким образом, содержание понятия законности образуется из следующих элементов А) законы и подзаконные акты Б) исполнение законов и подзаконных актов, то есть проведение их в жизнь В) надзор за точным и единообразным исполнением законов Г) ответственность за допущенное нарушение закона.
Поэтому, когда речь идет об укреплении законности, государство, его органы власти и управления должны разработать меры в направлениях совершенствования законодательства, усиления деятельности органов исполнительной власти, активизации прокурорского надзора, усилении ответственности за допущенное нарушение закона. Только комплексный подход к решению этих проблем позволит успешно создать режим законности в государстве.

Право и законность необходимо рассматривать как мощный социальный регулятор, обеспечивающий решение сложных политических, экономических, социальных, национальных и культурных проблем. Законность в нашем государстве—это организующий и дисциплинирующий фактор, требующий строгого соблюдения государственной и трудовой дисциплины, четкого выполнения каждым своих обязанностей, который способствует росту активности граждан и в то же время удерживает их от беззакония и произвола.

Забота государства, его законодательных и исполнительных органов по укреплению законности проявляется в следующем:

·в совершенствовании действующего законодательства и расширении сферы правового регулирования в соответствии с уровнем развития правового государства.

·в совершенствовании гарантий законности, как общегосударственных, так и правовых.

·в принятии мер по совершенствованию деятельности органов суда, прокуратуры, внутренних дел и иных правоохранительных органов.

·в мобилизации широкой общественности на борьбу с преступностью и иными правонарушениями, на преодоление других негативных явлений.

Все это вместе взятое должно способствовать процессу формирования правового государства, обеспечения верховенства закона. Ни один государственный орган, коллектив или общественная организация, ни одно должностное лицо или гражданин, какое бы положение в обществе они не занимали, не освобождается от обязанности подчиняться закону.

Принятая в республике в 1994 г. Конституция создала необходимую социальную базу для дальнейшего развития и совершенствования права по основным его отраслям, что, несомненно, будет способствовать укреплению законности и правопорядка в стране. Справедливости ради стоит отметить, что не все принятые и принимаемые нормативные акты отвечают требованиям жизни, в некоторых из них есть противоречия с другими, разноречия, разночтения в одних и тех же актах. Отдельные законы принимаются в спешке, без глубокой научной проработки. Однако это не исключает той большой законодательной деятельности, которая проводится.

Перестройка работы судов, прокуратуры, органов внутренних дел и юстиции, которой сейчас заняты органы законодательной и исполнительной власти, направлена на то, чтобы была надежно обеспечена охрана интересов государства, органов государственной власти и управления, различного рода общественных формирований, и, прежде всего, прав и законных интересов граждан. Деятельность этих органов должна быть организована таким образом, чтобы каждое совершенное преступление было раскрыто, чтобы по нему было произведено полное, объективное и всесторонне расследование, чтобы ни одно виновное лицо не избежало законного наказания и, в то же время, чтобы ни одно невиновное лицо не было привлечено к уголовной ответственности и осуждено.

Органам прокуратуры принадлежит важнейшее место в системе государственных органов, призванных поддерживать законность и правопорядок в стране. Между тем на состоянии законности отразились децентрализация прокурорского надзора, оказание на прокуроров влияния местными органами государственной власти и управления, должностных лиц. Многие прокуроры не смогли противостоять этим влияниям и принимали незаконные и необоснованные решения как в сфере общего надзора, так и в уголовном и гражданском судопроизводстве. Снижение профессионализма следователей, прокуроров и судей влечет неэффективность их деятельности, не отвечающей требованиям времени и задачам по построению в РБ правового государства.

Деятельность органов прокуратуры будет по-настоящему эффективной, когда она будет осуществляться в условиях гласности и демократии. Практика показывает, какими крупными издержками оборачивается недооценка глубинных связей законности в сочетании с гласностью и демократией в деятельности правоохранительных органов[5].

2. Система органов прокуратуры и полномочия прокуроров

На высшем юридическом уровне статус, функции и структура прокуратуры закреплены в главе 7 раздела VI Конституции Республики Беларусь 1994 г. с изменениями и дополнениями 1996 г.

Основным нормативно-правовым актом, регулирующим деятельность прокуратуры в РБ является Закон о прокуратуре от 29 января 1993 г. с изменениями и дополнениями.

Страницы: 1, 2, 3, 4