Адвокатура и прокуратура РФ
Адвокатура и прокуратура РФ
Введение 5
Глава I. Адвокатура Российской Федерации
1.
Становление и эволюция российской адвокатуры 6
2.
Адвокатура и ее задачи 8
3.
Организация коллегии адвокатов 10
4.
Адвокаты, их права и обязанности 13
Глава II. Прокуратура Российской
Федерации
1.Соблюдение законности как предмет
прокурорского надзора 18
2.Система органов прокуратуры и полномочия
прокуроров 20
3.Прокурорский надзор и направления
прокурорской деятельности 22
Заключение 26
Библиография 28
Приложение 29
ВВЕДЕНИЕ
Законность
и правопорядок... Эти слова мы так часто слышим в последнее время по радио и
телевидению, читаем о них на страницах газет. И действительно, как основа
нормальной жизни общества и его членов, законность, т.е. безусловное и
неукоснительное соблюдение правовых предписаний, является важнейшим составным
элементом правового государства. Всеобщее соблюдение законов является
проявлением зрелости общества, признаком его стабильности и, как следствие,
благополучия и процветания. Система правоохранительных органов достаточно
сложная и разветвленная. Однако одно из важнейших мест в ней занимает такой
орган как прокуратура. Как орган высшего надзора за точным и единообразным
исполнением законов прокуратура направляет свою деятельность на всемерное
укрепление законности и правопорядка, охрану прав и законных интересов граждан,
на воспитание должностных лиц и граждан в духе добросовестного исполнения своих
конституционных обязанностей и т.п.
Прежде
всего, прокуратура осуществляет общий надзор за исполнением законов органами
государственного управления, предприятиями, учреждениями, организациями,
должностными лицами и гражданами.
Адвокатура - это добровольное
профессиональное объединение граждан, осуществляющее в установленном законом
порядке защиту на предварительном следствии, дознании, в суде по уголовным делам,
кроме того, осуществляющее представительство интересов истцов и ответчиков по
гражданским делам. Адвокатура является общественной самоуправляющейся
организацией, призванной на основе закона оказывать населению и организациям
юридическую помощь путем консультирования по правовым вопросам, составления
разного рода документов и деловых бумаг[1].
Адвокатура занимает важное место в системе
правоохранительных органов и организаций. Однако она не является
правоохранительным органом, т.к. у адвоката нет полномочий по принуждению за
соблюдением чьих-либо прав, он действует на принципиально иной основе: он -
защитник, т.е. защищает. Защита нужна для того, чтобы не допустить следственных
и судебных ошибок особого рода: привлечения к уголовной ответственности,
предания суду и осуждения невинного либо осуждения виновного по закону,
предусматривающему ответственность за более тяжкое преступление, чем в
действительности им совершенное или назначения чрезмерно сурового наказания, а
также в других случаях.
Устранение таких ошибок является
прерогативой должностных лиц и органов, ответственных за производство по
уголовному делу либо осуществляющих надзорные полномочия. Задача же защитника
состоит в том, чтобы своими ходатайствами, жалобами, возражениями, объяснениями
обращать внимание компетентных должностных лиц на допущенные следственные и
судебные ошибки и требовать их устранения.
Адвокаты способствуют устранению
ошибок по конкретному делу, улучшению стиля работы правоохранительных органов.
Глава I. Адвокатура Российской
Федерации
1.
Становление и эволюция российской адвокатуры
Появление профессиональной
адвокатуры в России связано с судебной реформой 1864 г. Получив законодательное
закрепление в судебных уставах, она стала новым юридическим учреждением
России.
В дореформенное время на
протяжении нескольких веков роль адвокатов выполняли частные лица — стряпчие
или ходатаи по делам. Их функции не были законодательно регламентированы,
каких-либо требований к ним (в виде наличия специального образования и иных) не
предъявлялось. Как правило, их обязанности ограничивались составлением
некоторых документов (бумаг), их подачей и т. д. И даже создание в 1832 г.
института присяжных стряпчих в силу сословного характера их деятельности не
могло гарантировать новым социальным слоям России защиту их интересов в суде и
других учреждениях.
По судебным уставам 1864 г.
адвокаты разделялись на две категории — присяжных поверенных и частных
поверенных. Присяжные поверенные объединялись в особую корпорацию — сословие
присяжных поверенных. Для таких корпораций было характерно внутреннее
самоуправление в виде выборных ор-ганов (советов присяжных поверенных) и надзор
за их деятельностью со стороны судебных органов. В задачи адвокатуры помимо
защиты по уголовным делам входило представительство сторон в гражданском
процессе и оказание юридической помощи населению, включая бесплатные
консультации для бедных[2].
Присяжными поверенными
могли быть лица, достигшие 25-летнего возраста, имеющие высшее юридическое
образование и пять лет судебной практики в качестве чиновника судебного
ведомства или помощника присяжного поверенного. В некоторых советах присяжных
поверенных (например, Петербургском) для кандидатов устраивались экзамены с
целью проверки их практической подготовленности.
Определенное
распространение в это время получил институт помощников присяжных поверенных.
К ним относились лица, получившие юридическое образование, но нигде не служившие.
В качестве органов
самоуправления корпорации присяжных поверенных действовали (но далеко не во
всех губерниях) советы присяжных поверенных. Они состояли из председателей,
товарищей председателя и членов совета, чьи должности были выборными. Выборы в
совет проводились отдельно на каждую должность простым большинством голосов.
Совет переизбирался ежегодно на общем собрании присяжных поверенных после
отчета предыдущего состава.
Совет осуществлял свою
деятельность по различным направлениям. Он принимал и увольнял присяжных
поверенных, осуществлял дисциплинарную практику, распределял «бесплатные»
дела среди присяжных поверенных, урегулировал различные споры между ними и т.
д. Свои решения он принимал большинством голосов. Деятельность совета
контролировалась судебной палатой.
6 июня 1874 г. был издан
закон, учредивший наряду с присяжной адвокатурой институт частных поверенных.
Основанием утверждения в должности частного поверенного и получения права на
участие в производстве гражданских дел у мировых судей и в общих судебных
установлениях было получение особого свидетельства, выдававшегося теми судами,
в округе которых частный поверенный осуществлял ходатайство по делам.
В подобном виде институт
присяжной и частной адвокатуры просуществовал до ноября 1917 г.
Декретом о суде № 2
предусматривалась организация коллегий правозаступников при Советах рабочих,
солдатских, крестьянских и казачьих депутатов. Чтобы стать членом такой коллегии,
требовалась рекомендация местного Совета. Право-заступничество осуществлялось в
форме общественного обвинения и общественной защиты. Коллегии были едиными для
общественных обвинителей и общественных защитников. Кроме указанных
обвинителей и защитников в судебных прениях могли принимать участие один
обвинитель и один защитник из присутствующих на судебном заседании лиц.
Совершенствование
судопроизводства изменило и деятельность правозаступников. Постепенно более
четко разделяются функции обвинения и защиты, намечается урегулирование вопроса
о заработной плате членов коллегии правозаступников, сужается, а затем и
ликвидируется допущение бесконтрольной защиты в судах.
Положение о народном суде
от 30 ноября 1918 г. устанавливало, что для содействия суду в деле наиболее
полного выяснения всех обстоятельств, касающихся интересов обвиняемого или
сторон, участвующих в гражданском процессе, при уездных и губернских исполкомах
Советов должны учреждаться коллегии защитников, обвинителей и представителей
сторон в гражданском процессе. Члены коллегии считались должностными лицами,
им устанавливалась заработная плата в размере оклада, выплачиваемого народным
судьям.
Несмотря на ряд мер по
улучшению организации коллегий правозаступников, деятельность последних не
отвечала тем требованиям, которые государство к ним предъявляло. Поэтому
Положение о народном суде от 21 октября 1920 г. упразднило коллегии
правозаступников и установило новую форму судебной защиты. Осуществление
защиты рассматривалось как общественная повинность всех граждан, способных
выполнять эту обязанность. Граждане, могущие выполнять обязанности защитника,
включались в списки, составляемые в соответствии с Инструкцией об организации
обвинения и защиты на суде от 23 ноября 1920 г. Лица, привлекаемые в качестве
защитников, освобождались от основной работы на требуемый срок; за ними
сохранялась заработная плата на время участия в процессе или выплачивались
суточные из государственных средств в размере минимума заработной платы. При
недостатке защитников из числа указанных лиц суды привлекали в качестве
таковых консультантов отделов юстиции. Такая форма организации защиты
просуществовала до судебно-правовой реформы 1922 — 1924 гг.
Положение об адвокатуре,
утвержденное 26 мая 1922 г., определяло адвокатуру как самоуправляющуюся
организацию, призванную оказывать юридическую помощь населению. При губернских
отделах юстиции образовывались коллегии защитников по уголовным и гражданским
делам. Члены коллегии защитников первого созыва подбирались губернскими
отделами юстиции с последующим утверждением их губернскими исполнительными
комитетами. В дальнейшем право приема новых членов предоставлялось президиуму
коллегии защитников. Президиум губисполкома имел право отвода принятых новых
членов коллегии. Члены коллегии защитников не имели права занимать должности в
государственных учреждениях и предприятиях, за исключением лиц, занимающих
государственные должности по выборам, профессоров и преподавателей юридических
наук.
Кроме членов коллегии защитников
правом осуществлять защиту на суде обладали близкие родственники обвиняемого и
потерпевшего, представители предприятий, учреждений и ВЦСПС.
После принятия Конституции
СССР в 1936 г. было разработано новое Положение об адвокатуре, утвержденное
СНК СССР 16 августа 1939 г. В соответствии с этим Положением коллегии адвокатов
создавались в пределах края, области, автономной и союзной республики. Лишь в
тех республиках, где не было краевого (областного) деления, они
организовывались в пределах союзной республики.
Членами коллегии адвокатов
могли быть лица: имеющие высшее юридическое образование; окончившие юридические
школы при наличии стажа практической работы в судебных, прокурорских и иных
органах юстиции не менее одного года; не имеющие юридического образования, но
проработавшие не менее трех лет в тех же должностях. Лица, окончившие
юридические школы, но не имеющие стажа практической работы в судебных,
прокурорских и иных органах юстиции, принимались коллегии адвокатов в качестве
стажеров. Органами управления коллегии являлись: общее собрание адвокатов,
президиум областной, краевой и республиканской коллегии адвокатов и
ревизионная комиссия. Всю работу адвокаты вели в юридических консультациях.
Общее руководство коллегиями адвокатов возлагалось на союзно-республиканский
Наркомат юстиции СССР и его местные органы, которые были наделены весьма
широкими полномочиями, позволявшими им беспрепятственно вмешиваться в дела
коллегий и командовать ими.
Общепризнанно, что
эффективность деятельности адвокатов, особенно по уголовным делам, в 30—40 гг.
была снижена по ряду причин. К ним следует отнести негативное отношение к
участию адвокатов в уголовном судопроизводстве судебных работников,
руководителей наркомата юстиции и других правоохранительных органов. Огромную
негативную роль сыграли постановления ЦИК СССР от 1 декабря 1934 г. и от 14
сентября 1937 г., установившие особый порядок судопроизводства по делам о
террористических организациях и террористических актах, контрреволюционном
вредительстве и диверсиях. Рассмотрение этих дел в суде велось упрощенно, в
частности без участия обвинения и защиты.
Основы законодательства о
судоустройстве 1958 г. установили, что коллегии адвокатов действуют в целях
осуществления защиты на суде, а также оказания иной юридической помощи
гражданам, предприятиям, учреждениям и организациям. Коллегии адвокатов
являются добровольными объединениями лиц, занимающихся адвокатской
деятельностью, и действуют на основании Положения, утвержденного Верховным
Советом союзной республики.
Во исполнение указанного
акта все союзные республики приняли свои положения об адвокатуре. В РСФСР
такое Положение было утверждено Верховным Советом РСФСР 25 июня 1962г.
В 1977 г. впервые в истории
советской адвокатуры ее правовое положение было закреплено в Конституции СССР
(ст. 161). В 1979 г. был принят Закон «Об адвокатуре в СССР». Этим Законом
регулировались вопросы организации и деятельности адвокатуры в общесоюзном
масштабе. В пределах каждой союзной республики действовало свое положение об
адвокатуре (в РСФСР Положение утверждено 20 ноября 1980 г.).
2. Адвокатура и ее задачи
Под адвокатурой принято
понимать организованное особым образом объединение юристов-профессионалов,
главной функцией которого является оказание квалифицированной юридической
помощи всем, кто в ней нуждается. В наши дни перед.. ней официально поставлены
задачи содействия охране прав и законных интересов всех физических и
юридических лиц, осуществлению правосудия, соблюдению и укреплению законности,
воспитанию граждан в духе точного и неуклонного исполнения законов, уважения к
правам, свободам, чести и достоинству других лиц.
Осуществлению этих задач
подчинены основные направления деятельности адвокатуры:
дача консультаций и
разъяснений по юридическим вопросам, устных и письменных справок по
действующему законодательству;
осуществление
представительства в судах и других государственных органах по гражданским и
административным делам;
составление заявлений,
жалоб и других документов правового характера;
участие
адвокатов при производстве дознания и предварительного следствия, в суде по
уголовным делам в качестве защитников подозреваемых, обвиняемых и подсудимых,
представителей потерпевших, гражданских истцов, гражданских ответчиков;
оказание
правовой помощи трудовым коллективам и другим органам, ведущим борьбу с
правонарушениями;
участие
в правовой пропаганде и разъяснении законодательства населению.
Консультирование
по вопросам применения законодательства является важным участком работы
адвокатов. Она чаще всего заключается в разъяснении действующего гражданского,
семейного, трудового, административного и уголовного законодательства.
Большое место в этой работе занимают советы по судебным делам.
Другой
участок деятельности адвокатов — юридическое обслуживание предприятий,
учреждений, организаций, не имеющих юрисконсультов. Оно осуществляется на
основании договоров с юридическими консультациями, в которых предусматриваются
обязанности сторон. Адвокат, обслуживающий предприятия, учреждения, все виды
коммерческих структур, фермерских хозяйств и т. д., проверяет законность
издаваемых ими приказов и других их решений, участвует в договорных кампаниях
(оформляет преддоговорные документы и договоры), ведет претензионную работу и
дела в судах, дает консультации по правовым вопросам
административно-управленческому персоналу, рабочим и служащим и т. д.
Участие адвоката в
уголовном судопроизводстве — важная форма адвокатской деятельности. Общество
заинтересовано в том, чтобы ни один гражданин не был привлечен к уголовной
ответственности и осужден без достаточных оснований. Закон, как отмечалось
выше, предусматривает обеспечение подозреваемым и обвиняемым в совершении
преступлений, подсудимым права на защиту. И оно в значительной мере
реализуется адвокатами, которым для этого предоставлены достаточно широкие
возможности. В частности, уголовно-процессуальное законодательство
предусматривает широкий круг прав, предоставляемых адвокату-защитнику как при
судебном рассмотрении (в стадиях судебного разбирательства и последующей проверки
законности и обоснованности вынесенных по конкретному делу приговоров), так и
на предварительном следствии или при производстве дознания.
Права такого рода постоянно
совершенствуются. Например, в мае 1992 г. в УПК были внесены существенные
поправки, в соответствии с которыми адвокаты-защитники стали допускаться к
участию в деле с момента задержания подозреваемого, заключения под стражу или
предъявления обвинения. При этом они могут знакомиться с протоколом задержания
или постановлением об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу
(ареста), иметь свидания с подзащитным без ограничения их числа и
продолжительности, участвовать в его допросах и т.д. Тогда же в УПК были
включены положения о праве защитника приносить жалобы на неправомерность ареста
лица, которое он защищает, или продления срока такого ареста.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|