бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Адвокатура и прокуратура РФ бесплатно рефераты

Адвокатура и прокуратура РФ

Оглавление

 

Введение                                                                                                                              5

Глава I. Адвокатура Российской Федерации                                  

1. Становление и эволюция российской адвокатуры                                                     6

2. Адвокатура и ее задачи                                                                                                   8

3. Организация коллегии адвокатов                                                                                 10

4. Адвокаты, их права и обязанности                                                                                13

Глава II. Прокуратура Российской Федерации      

1.Соблюдение законности как предмет прокурорского надзора                                18

2.Система органов прокуратуры и полномочия прокуроров                                        20

3.Прокурорский надзор и направления прокурорской деятельности                          22

Заключение                                                                                                                        26

Библиография                                                                                                                   28

Приложение                                                                                                                                   29



ВВЕДЕНИЕ


Законность и правопорядок... Эти слова мы так часто слышим в последнее время по радио и телевидению, читаем о них на страницах газет. И действительно, как основа нормальной жизни общества и его членов, законность, т.е. безусловное и неукоснительное соблюдение правовых предписаний, является важнейшим составным элементом правового государства. Всеобщее соблюдение законов является проявлением зрелости общества, признаком его стабильности и, как следствие, благополучия и процветания. Система правоохранительных органов достаточно сложная и разветвленная. Однако одно из важнейших мест в ней занимает такой орган как прокуратура. Как орган высшего надзора за точным и единообразным исполнением законов прокуратура направляет свою деятельность на всемерное укрепление законности и правопорядка, охрану прав и законных интересов граждан, на воспитание должностных лиц и граждан в духе добросовестного исполнения своих конституционных обязанностей и т.п.

Прежде всего, прокуратура осуществляет общий надзор за исполнением законов органами государственного управления, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами.

            Адвокатура - это добровольное профессиональное объединение граждан, осуществляющее в установленном законом порядке защиту на предварительном следствии, дознании, в суде по уголовным делам, кроме того, осуществляющее представительство интересов истцов и ответчиков по гражданским делам. Адвокатура является общественной самоуправляющейся организацией, призванной на основе закона оказывать населению и организациям юридическую помощь путем консультирования по правовым вопросам, составления разного рода документов и деловых бумаг[1].

            Адвокатура занимает важное место в системе правоохранительных органов и организаций. Однако она не является правоохранительным органом, т.к. у адвоката нет полномочий по принуждению за соблюдением чьих-либо прав, он действует на принципиально иной основе: он - защитник, т.е. защищает. Защита нужна для того, чтобы не допустить следственных и судебных ошибок особого рода: привлечения к уголовной ответственности, предания суду и осуждения невинного либо осуждения виновного по закону, предусматривающему ответственность за более тяжкое преступление, чем в действительности им совершенное или назначения чрезмерно сурового наказания, а также в других случаях.

            Устранение таких ошибок является прерогативой должностных лиц и органов, ответственных за производство по уголовному делу либо осуществляющих надзорные полномочия. Задача же защитника состоит в том, чтобы своими ходатайствами, жалобами, возражениями, объяснениями обращать внимание компетентных должностных лиц на допущенные следственные и судебные ошибки и требовать их устранения.

Адвокаты способствуют устранению ошибок по конкретному делу, улучшению стиля работы правоохранительных органов.

Глава I. Адвокатура Российской Федерации


1. Становление и эволюция российской адвокатуры

Появление профессиональной адвокатуры в России связано с судебной реформой 1864 г. Получив законодательное закреп­ление в судебных уставах, она стала новым юридическим учреж­дением России.

В дореформенное время на протяжении нескольких веков роль адвокатов выполняли частные лица — стряпчие или хо­датаи по делам. Их функции не были законодательно регла­ментированы, каких-либо требований к ним (в виде наличия специального образования и иных) не предъявлялось. Как пра­вило, их обязанности ограничивались составлением некоторых документов (бумаг), их подачей и т. д. И даже создание в 1832 г. института присяжных стряпчих в силу сословного характера их деятельности не могло гарантировать новым социальным слоям России защиту их интересов в суде и других учрежде­ниях.

По судебным уставам 1864 г. адвокаты разделялись на две категории — присяжных поверенных и частных поверенных. Присяжные поверенные объединялись в особую корпорацию — сословие присяжных поверенных. Для таких корпораций было характерно внутреннее самоуправление в виде выборных ор-ганов (советов присяжных поверенных) и надзор за их дея­тельностью со стороны судебных органов. В задачи адвокатуры помимо защиты по уголовным делам входило представительст­во сторон в гражданском процессе и оказание юридической помощи населению, включая бесплатные консультации для бед­ных[2].

Присяжными поверенными могли быть лица, достигшие 25-летнего возраста, имеющие высшее юридическое образова­ние и пять лет судебной практики в качестве чиновника судеб­ного ведомства или помощника присяжного поверенного. В не­которых советах присяжных поверенных (например, Петербург­ском) для кандидатов устраивались экзамены с целью провер­ки их практической подготовленности.

Определенное распространение в это время получил инсти­тут помощников присяжных поверенных. К ним относились лица, получившие юридическое образование, но нигде не служив­шие.

В качестве органов самоуправления корпорации присяжных поверенных действовали (но далеко не во всех губерниях) со­веты присяжных поверенных. Они состояли из председателей, товарищей председателя и членов совета, чьи должности были выборными. Выборы в совет проводились отдельно на каждую должность простым большинством голосов. Совет переизбирался ежегодно на общем собрании присяжных поверенных после отчета предыдущего состава.                         

Совет осуществлял свою деятельность по различным направ­лениям. Он принимал и увольнял присяжных поверенных, осу­ществлял дисциплинарную практику, распределял «бесплат­ные» дела среди присяжных поверенных, урегулировал раз­личные споры между ними и т. д. Свои решения он принимал большинством голосов. Деятельность совета контролировалась судебной палатой.

6 июня 1874 г. был издан закон, учредивший наряду с при­сяжной адвокатурой институт частных поверенных. Основани­ем утверждения в должности частного поверенного и получе­ния права на участие в производстве гражданских дел у миро­вых судей и в общих судебных установлениях было получение особого свидетельства, выдававшегося теми судами, в округе которых частный поверенный осуществлял ходатайство по де­лам.

В подобном виде институт присяжной и частной адвокатуры просуществовал до ноября 1917 г.

Декретом о суде № 2 предусматривалась организация кол­легий правозаступников при Советах рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих депутатов. Чтобы стать членом такой коллегии, требовалась рекомендация местного Совета. Право-заступничество осуществлялось в форме общественного обви­нения и общественной защиты. Коллегии были едиными для общественных обвинителей и общественных защитников. Кро­ме указанных обвинителей и защитников в судебных прениях могли принимать участие один обвинитель и один защитник из присутствующих на судебном заседании лиц.

Совершенствование судопроизводства изменило и деятель­ность правозаступников. Постепенно более четко разделяются функции обвинения и защиты, намечается урегулирование во­проса о заработной плате членов коллегии правозаступников, сужается, а затем и ликвидируется допущение бесконтрольной защиты в судах.

Положение о народном суде от 30 ноября 1918 г. устанавли­вало, что для содействия суду в деле наиболее полного выясне­ния всех обстоятельств, касающихся интересов обвиняемого или сторон, участвующих в гражданском процессе, при уездных и губернских исполкомах Советов должны учреждаться колле­гии защитников, обвинителей и представителей сторон в граж­данском процессе. Члены коллегии считались должностными лицами, им устанавливалась заработная плата в размере окла­да, выплачиваемого народным судьям.

Несмотря на ряд мер по улучшению организации коллегий правозаступников, деятельность последних не отвечала тем тре­бованиям, которые государство к ним предъявляло. Поэтому Положение о народном суде от 21 октября 1920 г. упразднило коллегии правозаступников и установило новую форму судеб­ной защиты. Осуществление защиты рассматривалось как об­щественная повинность всех граждан, способных выполнять эту обязанность. Граждане, могущие выполнять обязанности защит­ника, включались в списки, составляемые в соответствии с Ин­струкцией об организации обвинения и защиты на суде от 23 ноября 1920 г. Лица, привлекаемые в качестве защитников, освобождались от основной работы на требуемый срок; за ними сохранялась заработная плата на время участия в процессе или выплачивались суточные из государственных средств в размере минимума заработной платы. При недостатке защит­ников из числа указанных лиц суды привлекали в качестве таковых консультантов отделов юстиции. Такая форма органи­зации защиты просуществовала до судебно-правовой реформы 1922 — 1924 гг.

Положение об адвокатуре, утвержденное 26 мая 1922 г., опре­деляло адвокатуру как самоуправляющуюся организацию, при­званную оказывать юридическую помощь населению. При гу­бернских отделах юстиции образовывались коллегии защит­ников по уголовным и гражданским делам. Члены коллегии за­щитников первого созыва подбирались губернскими отделами юстиции с последующим утверждением их губернскими испол­нительными комитетами. В дальнейшем право приема новых членов предоставлялось президиуму коллегии защитников. Президиум губисполкома имел право отвода принятых новых членов коллегии. Члены коллегии защитников не имели права занимать должности в государственных учреждениях и пред­приятиях, за исключением лиц, занимающих государственные должности по выборам, профессоров и преподавателей юриди­ческих наук.

Кроме членов коллегии защитников правом осуществлять защиту на суде обладали близкие родственники обвиняемого и потерпевшего, представители предприятий, учреждений и ВЦСПС.

После принятия Конституции СССР в 1936 г. было разрабо­тано новое Положение об адвокатуре, утвержденное СНК СССР 16 августа 1939 г. В соответствии с этим Положением коллегии адвокатов создавались в пределах края, области, автономной и союзной республики. Лишь в тех республиках, где не было кра­евого (областного) деления, они организовывались в пределах союзной республики.

Членами коллегии адвокатов могли быть лица: имеющие высшее юридическое образование; окончившие юридические школы при наличии стажа практической работы в судебных, прокурорских и иных органах юстиции не менее одного года; не имеющие юридического образования, но проработавшие не ме­нее трех лет в тех же должностях. Лица, окончившие юридические школы, но не имеющие стажа практической работы в судебных, прокурорских и иных органах юстиции, принима­лись коллегии адвокатов в качестве стажеров. Органами управ­ления коллегии являлись: общее собрание адвокатов, президи­ум областной, краевой и республиканской коллегии адвокатов и ревизионная комиссия. Всю работу адвокаты вели в юриди­ческих консультациях. Общее руководство коллегиями адвока­тов возлагалось на союзно-республиканский Наркомат юсти­ции СССР и его местные органы, которые были наделены весь­ма широкими полномочиями, позволявшими им беспрепятствен­но вмешиваться в дела коллегий и командовать ими.

Общепризнанно, что эффективность деятельности адвокатов, особенно по уголовным делам, в 30—40 гг. была снижена по ряду причин. К ним следует отнести негативное отношение к участию адвокатов в уголовном судопроизводстве судебных ра­ботников, руководителей наркомата юстиции и других право­охранительных органов. Огромную негативную роль сыграли постановления ЦИК СССР от 1 декабря 1934 г. и от 14 сентября 1937 г., установившие особый порядок судопроизводства по де­лам о террористических организациях и террористических ак­тах, контрреволюционном вредительстве и диверсиях. Рассмот­рение этих дел в суде велось упрощенно, в частности без учас­тия обвинения и защиты.

Основы законодательства о судоустройстве 1958 г. установи­ли, что коллегии адвокатов действуют в целях осуществления защиты на суде, а также оказания иной юридической помощи гражданам, предприятиям, учреждениям и организациям. Кол­легии адвокатов являются добровольными объединениями лиц, занимающихся адвокатской деятельностью, и действуют на основании Положения, утвержденного Верховным Советом со­юзной республики.

Во исполнение указанного акта все союзные республики при­няли свои положения об адвокатуре. В РСФСР такое Положе­ние было утверждено Верховным Советом РСФСР 25 июня 1962г.

В 1977 г. впервые в истории советской адвокатуры ее право­вое положение было закреплено в Конституции СССР (ст. 161). В 1979 г. был принят Закон «Об адвокатуре в СССР». Этим Законом регулировались вопросы организации и деятельности адвокатуры в общесоюзном масштабе. В пределах каждой со­юзной республики действовало свое положение об адвокатуре (в РСФСР Положение утверждено 20 ноября 1980 г.).


2. Адвокатура и ее задачи

Под адвокатурой принято понимать организованное особым образом объединение юристов-профессионалов, главной фун­кцией которого является оказание квалифицированной юриди­ческой помощи всем, кто в ней нуждается. В наши дни перед.. ней официально поставлены задачи содействия охране прав и законных интересов всех физических и юридических лиц, осу­ществлению правосудия, соблюдению и укреплению законнос­ти, воспитанию граждан в духе точного и неуклонного исполне­ния законов, уважения к правам, свободам, чести и достоинст­ву других лиц.

Осуществлению этих задач подчинены основные направле­ния деятельности адвокатуры:

дача консультаций и разъяснений по юридическим вопро­сам, устных и письменных справок по действующему законо­дательству;

осуществление представительства в судах и других государ­ственных органах по гражданским и административным делам;

составление заявлений, жалоб и других документов право­вого характера;

участие адвокатов при производстве дознания и предвари­тельного следствия, в суде по уголовным делам в качестве за­щитников подозреваемых, обвиняемых и подсудимых, предста­вителей потерпевших, гражданских истцов, гражданских от­ветчиков;

оказание правовой помощи трудовым коллективам и другим органам, ведущим борьбу с правонарушениями;

участие в правовой пропаганде и разъяснении законодатель­ства населению.

Консультирование по вопросам применения законодательст­ва является важным участком работы адвокатов. Она чаще всего заключается в разъяснении действующего гражданского, се­мейного, трудового, административного и уголовного законода­тельства. Большое место в этой работе занимают советы по судебным делам.

Другой участок деятельности адвокатов — юридическое обслуживание предприятий, учреждений, организаций, не имеющих юрисконсультов. Оно осуществляется на основании дого­воров с юридическими консультациями, в которых предусмат­риваются обязанности сторон. Адвокат, обслуживающий пред­приятия, учреждения, все виды коммерческих структур, фер­мерских хозяйств и т. д., проверяет законность издаваемых ими приказов и других их решений, участвует в договорных кампа­ниях (оформляет преддоговорные документы и договоры), ве­дет претензионную работу и дела в судах, дает консультации по правовым вопросам административно-управленческому пер­соналу, рабочим и служащим и т. д.

Участие адвоката в уголовном судопроизводстве — важная форма адвокатской деятельности. Общество заинтересовано в том, чтобы ни один гражданин не был привлечен к уголовной ответственности и осужден без достаточных оснований. Закон, как отмечалось выше, предусматривает обеспечение подозре­ваемым и обвиняемым в совершении преступлений, подсуди­мым права на защиту. И оно в значительной мере реализуется адвокатами, которым для этого предоставлены достаточно ши­рокие возможности. В частности, уголовно-процессуальное за­конодательство предусматривает широкий круг прав, предо­ставляемых адвокату-защитнику как при судебном рассмотрении (в стадиях судебного разбирательства и последующей про­верки законности и обоснованности вынесенных по конкретно­му делу приговоров), так и на предварительном следствии или при производстве дознания.

Права такого рода постоянно совершенствуются. Например, в мае 1992 г. в УПК были внесены существенные поправки, в соответствии с которыми адвокаты-защитники стали допускать­ся к участию в деле с момента задержания подозреваемого, заключения под стражу или предъявления обвинения. При этом они могут знакомиться с протоколом задержания или поста­новлением об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу (ареста), иметь свидания с подзащитным без огра­ничения их числа и продолжительности, участвовать в его до­просах и т.д. Тогда же в УПК были включены положения о праве защитника приносить жалобы на неправомерность арес­та лица, которое он защищает, или продления срока такого ареста.

Страницы: 1, 2, 3, 4