бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Адовкатура в России бесплатно рефераты

p>
ЛИТЕРАТУРА:
Конституция РФ 1993 г.
Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» 2002 г.
Положение об адвокатуре РСФСР от 20.12.80 г.
УПК РСФСР 1960г.
УПК РФ 2001 г.
АПК РФ 1995 г.
Закон о Конституционном Суде РФ 1994 г.
КоАП РФ 2001 г.
Проекты Закона об адвокатуре РФ.
Налоговый кодекс РФ. Вторая часть. СЗ РФ №32, 2000, ст.3340. Российская газета. 10 августа 2000 г.
ТЕМА VI. АДВОКАТСКАЯ ПАЛАТА СУБЪЕКТА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

. Коллегия адвокатов – основное структурное образование адвокатуры субъектов Российской Федерации до принятия закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ».

. Порядок образования коллегии адвокатов, а ныне – адвокатской палаты субъекта Федерации.

. Общее собрание (конференция) адвокатов.

. Президиум коллегии адвокатов – совет адвокатской палаты

. Формы адвокатских образований.

. Ревизионная комиссия.

. Устав коллегии адвокатов.


В данной теме пособия, как и в темах VII, VIII и некоторых других, мы считаем необходимым сохранить материалы об организации адвокатуры, ее сообществах и структурных подразделениях по старому положению, дополнив их теми изменениями, которые вытекают из нового закона. Смысл такого построения курса мы видим в том, что, во-первых, речь идет о ближайшей истории российской адвокатуры, формировавшей ее кадры, во-вторых, вновь принятое законодательство, как показывает практика, может корректироваться и вовсе не исключается возврат к некоторым организационным достижениям прошлого.
Коллегия адвокатов представляла собой добровольное объединение лиц, занимающихся адвокатской деятельностью (ст. 4 Положения об адвокатуре РСФСР от 20 ноября 1980 г.). Коллегия адвокатов создавалась на добровольной основе по заявлению группы учредителей, отвечающих требованиям, предъявляемым к профессиональным адвокатам. Вновь создаваемая коллегия и ее устав подлежали регистрации в Министерстве юстиции РФ. Принципами деятельности коллегий адвокатов являлись самоуправление и независимость от государственных органов, с которыми адвокаты вступали в правоотношения при выполнении своих функций. Коллегия адвокатов не выступала в роли коллективного защитника или представителя, это организационная структура адвокатуры, призванная обеспечивать деятельность адвокатов по выполнению профессиональных обязанностей, распределять адвокатов территориально с максимальным приближением к судам, создавая для этого юридические консультации, а также адвокатские конторы и фирмы на правах юридических консультаций. Коллегия адвокатов обеспечивала профессиональный состав своих членов, повышение их квалификации, контроль за качеством оказываемой ими юридической помощи, за соблюдением законов и нравственных норм, составляющих предмет профессиональной этики. Для выполнения этих функций коллегия адвокатов имела органы — общее собрание адвокатов коллегии, президиум коллегии, ревизионную комиссию и юридические консультации, возглавляемые заведующими.
Общее собрание коллегии адвокатов (либо конференция при численности коллегии свыше 300 человек) созывалось не реже одного раза в год, осуществляя следующие полномочия: избирало президиум коллегии адвокатов и ревизионную комиссию; устанавливало численный состав коллегии, штаты, смету доходов и расходов; заслушивало отчеты президиума коллегии и ревизионной комиссии; утверждало правила внутреннего трудового распорядка (либо устав коллегии); определяло размеры отчислений из поступающих на счет адвокатов гонораров для создания общего бюджета коллегии; рассматривало жалобы на решение президиума коллегии.
Президиум коллегии избирался общим собранием (конференцией) тайным голосованием сроком на три года, который в свою очередь открытым голосованием избирал из состава президиума председателя президиума и его заместителей. К числу полномочий президиума коллегии адвокатов относились: созыв общего собрания коллегии (конференции); организация, территориальное размещение юридических консультаций и проверка их деятельности; назначение и освобождение от должности заведующего юридической консультацией; прием новых членов в коллегию адвокатов; осуществление контроля за качеством работы адвокатов; организация работы по повышению квалификации; рассмотрение жалоб на действия адвокатов; применение мер поощрения и мер дисциплинарной ответственности.
Заведующие юридической консультацией организовывали работу консультации, распределяли поручения между адвокатами, заключали соглашения с гражданами и организациями об оказании юридической помощи, осуществляли контроль за качеством работы адвокатов и соблюдением ими трудового распорядка, вели статистическую и финансовую отчетность и т.п. (ст. 18 Положения).
Правовой статус юридических бюро и фирм законодательно не был определен,
Их работа строилась по аналогии с работой юридической консультации. К началу 1999 года в Российской Федерации «традиционные» коллегии адвокатов объединяли около 29 тыс. адвокатов. Так называемые альтернативные коллегии насчитывали по России около 3 тысяч адвокатов. Наиболее крупной из них является Гильдия адвокатов России, в составе которой 32 региональные альтернативные коллегии с общим числом около 600 адвокатов.
Коллегии адвокатов, как правило, имели устав, назначение которого как внутреннего поднормативного акта состоит в детализации норм Положения
(Закона) об адвокатуре.
Примером может служить устав Московской областной коллегии адвокатов, утвержденный главой администрации Московской области 30.07.1992 г.
В нем имеются разделы: общие положения, цели и задачи МОКа, состав МОКа, ее структура и территория, на которой она осуществляет свою деятельность, права и обязанности членов МОКа, органы МОКа и их компетенция, средства и имущество МОКа, порядок внесения изменений в устав МОКа, символы и фирменное наименование МОКа, порядок прекращения деятельности МОКа.
Как правило, уставы существующих коллегий мало отличаются друг от друга, их общий недостаток – частичное дублирование законодательства об адвокатуре. Их значение, несомненно, положительное, в четком детальном определении внутренних условий жизни коллегии адвокатов.
Новый Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в
Российской Федерации» (далее Закон) отказался от многих привычных понятий, включая и такое, как «коллегия адвокатов» в прежнем понимании, используются новые понятия часто с иным, обновленным содержанием.
Так, вместо прежних коллегий адвокатов, как добровольных объединений лиц, занимающихся адвокатской деятельностью, используется понятие «Адвокатская палата субъекта Российской Федерации» (ст. 29).
В части 1 ст. 29 Закона указано: «Адвокатская палата является негосударственной некоммерческой организацией, основанной на обязательном членстве адвокатов одного субъекта Российской Федерации». Разумеется, в правовом отношении это не только более содержательная формула, но и формула, исключающая многие ранее возникавшие споры.
Далее в ст. 29 Закона отмечается назначение адвокатской палаты, в значительной мере совпадающее с назначением прежних коллегий адвокатов. В частности, подчеркивается, что палата создается в целях обеспечения оказания квалифицированной юридической помощи, ее доступности для населения, для представительства и защиты интересов адвокатов, обеспечения профессионального контроля за качеством оказываемой юридической помощи, соблюдением адвокатской этики.
Принципиально новым положением является норма о том, что на территории субъекта Российской Федерации может быть образована только одна адвокатская палата, которая не вправе образовывать свои структурные подразделения, филиалы и представительства на территориях других субъектов Российской
Федерации. Образование межрегиональных и иных межтерриториальных адвокатских палат не допускается.
Высшим органом адвокатской палаты субъекта Федерации является, как и прежде, собрание (конференция) адвокатов.
Полномочия собрания существенно расширены. Помимо обычных (формирование исполнительных органов — совета палаты, ревизионной комиссии, избрания членов квалификационной комиссии из числа адвокатов и пр.), собрание избирает делегатов на Всероссийский съезд адвокатов, определяет порядок направления адвокатов для работы в юридических консультациях, устанавливает меры поощрения и виды ответственности адвокатов.
Избираемый собранием адвокатов субъекта Федерации совет адвокатской палаты является коллегиальным исполнительным органом адвокатской палаты
(аналог бывшего президиума коллегии). На заседании совета из его состава избирается президент адвокатской палаты сроком на четыре года и по представлению последнего — один или несколько вице-президентов сроком на два года.
Полномочия совета палаты и президента аналогичны полномочиям бывших президиума и его председателя с некоторыми дополнениями и изъятиями. Так, совет адвокатской палаты обеспечивает доступность юридической помощи на территории субъекта Федерации, принимает решения о создании юридических консультаций и направлении адвокатов для работы в них, содействует повышению профессионального уровня адвокатов, защищает их социальные и профессиональные права. Совет палаты определяет порядок обеспечения защиты ло назначению органов дознания, предварительного следствия, прокурора и суда, а также порядок выплаты вознаграждения за счет средств адвокатской палаты адвокатам, оказывающим юридическую помощь гражданам бесплатно.
Совет адвокатской палаты не осуществляет прием адвокатов в состав адвокатской палаты. Эта обязанность возложена на квалификационную комиссию.
Последняя работает под председательством президента адвокатской палаты, принимает квалификационные экзамены у претендентов на статус адвоката и в случае благоприятного результата решает вопрос о присвоении статуса адвоката (ст. 33, 9 п. 3, 12). Решение же о прекращении статуса адвоката во всех случаях принимается советом адвокатской палаты. Квалификационная комиссия формируется на двухлетний срок в количестве 13 человек: семь адвокатов от адвокатской палаты, два представителя от территориального органа юстиции, два представителя от законодательного органа субъекта
Федерации и по одному судье от краевого (областного) суда и арбитражного суда субъекта Федерации. Предполагается, что такой состав квалификационной комиссии обеспечит объективность решения кадровых вопросов.
Президент адвокатской палаты помимо руководства советом палаты и квалификационной комиссией представляет адвокатскую палату в государственных органах и иных организациях, распоряжается имуществом адвокатской палаты, решает вопросы найма и увольнения сотрудников аппарата палаты и пр. (ст. 31 п. 7).
Ревизионная комиссия, как и обычно, создается для осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью адвокатской палаты и ее органов.
В целях организации адвокатской деятельности законом предусматриваются различные формы адвокатских образований: адвокатский кабинет, коллегия адвокатов, адвокатское бюро и юридическая консультация.
Адвокатский кабинет учреждается адвокатом, принявшим решение осуществлять свою практику индивидуально, о чем он уведомляет заказным письмом совет адвокатской палаты.
Коллегия адвокатов учреждается двумя и более адвокатами, входящими в один региональный реестр и действующими соответственно ими заключенного учредительного договора и устава. Об этом уведомляется заказным письмом совет адвокатской палаты. Довольно странным представляется положение п. 10 ст. 21 закона: «Коллегия адвокатов вправе создавать филиалы на всей территории Российской Федерации» и даже на территории иностранного государства. Это при том, как было отмечено выше, что таким правом не наделена адвокатская палата субъекта Федерации.
Адвокатское бюро отчасти напоминает коллегию адвокатов, с той разницей, что его учредители заключают между собой партнерский договор, по которому
«обязуются соединять свои усилия для оказания юридической помощи от имени всех партнеров». Филиалы адвокатского бюро не предусмотрены.
Юридическая консультация (здесь, как и в случае с «коллегией адвокатов», старое понятие наполнено новым содержанием) создается адвокатской палатой по представлению органа государственной власти соответствующего субъекта РФ в случаях, когда на территории судебного района оказывается менее двух адвокатов на одного федерального судью.
Материально-техническое обеспечение такого адвокатского формирования, включая выделение помещения для офиса, жилья для адвокатов и оказание финансовой помощи адвокатской палате на содержание консультации будет регулироваться законами и иными нормативными актами субъекта РФ. Вместе с тем размер вознаграждения адвокату консультации и смету расходов на ее содержание будет определять собрание (конференция) адвокатов (ст. 24 закона).
Можно предвидеть множество вопросов, которые возникнут при применении данных положений закона. Один из них — не возрождается ли таким образом идея муниципальной адвокатуры, отношение к которой далеко неоднозначно.
В целом же раздел закона о формах адвокатских образований выглядит подробно проработанным.


ЛИТЕРАТУРА
Закон об адвокатуре СССР от 30.11.1979 г. Положение об адвокатуре РСФСР от 20.11.1980 г. Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» №63-Ф3 от 26.04.2002 г. Уставы коллегий адвокатов.
Тема VII. ОБЪЕДИНЕНИЯ АДВОКАТСКИХ КОЛЛЕКТИВОВ

. Международный союз (содружество) адвокатов (устав Союза о его целях, задачах, принципах деятельности его органов и проч.).

. Федеральный союз адвокатов (устав Федерального союза адвокатов о его целях и задачах, принципы деятельности союза и его органов; членстве в союзе и проч.).

. Гильдия российских адвокатов (устав Гильдии адвокатов о ее целях и задачах, органах самоуправления гильдии и пр.).

. Федеральный Совет адвокатуры Российской Федерации.

. Органы печати адвокатуры.

. Федеральная палата адвокатов Российской Федерации.


Единственной формой объединения адвокатов советского периода были коллегии адвокатов областей, краев, автономных республик, союзных республик.
Между собой коллегам адвокатов в правовом и организационном отношениях были разобщены и если связи спонтанно возникали, то в основном по линии совместных научно-практических конференций. Союзный закон об адвокатуре (от
30.11.1979 г.) не предусматривал создания каких-либо структур и органов, объединяющих коллегой адвокатов СССР.
Важным достижением последнего десятилетия является формирование объединений (ассоциаций, союзов) адвокатов. Именно через эти объединения у адвокатуры появилась возможность влияния на содержание законодательства, так или иначе касающегося адвокатуры, ее организации, принципов деятельности, статуса в обществе и государстве. Через объединения адвокатура России влияет на формирование социальных и правовых гарантий независимости адвокатов, ищет способы защиты адвокатов от диктата государственных органов, произвола чиновников госаппарата.
Через объединения адвокатура России вышла на международную арену.
Первым объединением адвокатских коллегий на территории СССР стал Союз адвокатов, который с распадом СССР обрел статус международного, объединяя адвокатские коллективы стран Содружества Независимых Государств и некоторых стран Запада.
Действующий ныне устав Международного союза (содружества) адвокатов принят постановлением его I Ассамблеи 21 мая 1992 г. Изменения в него были внесены III Ассамблеей 22 мая 1998 г. (опубликован в газете «Адвокат», ноябрь 1998 г.).
Устав предусматривает задачи Союза, его права и обязанности, членство в
Союзе, его структуру и руководящие органы, источники денежных средств и пр.
В качестве целей Союза (ст. 2 устава) указываются: содействие обеспечению высоких стандартов мастерства, профессиональной этики, единства и сотрудничества адвокатов; защита прав и свобод, чести и достоинства членов организации; пропаганда принципов и гарантий независимости адвокатуры; содействие развитию юридической науки, повышению правовой культуры населения; расширение и укрепление международных профессиональных и культурных связей адвокатов разных стран и регионов.
Для обеспечения указанных целей Союз адвокатов создает НИИ адвокатуры; изучает и распространяет опыт лучших адвокатов; организует научно- методическую работу; оказывает помощь адвокатским объединениям в проведении профессиональной учебы, организует международные семинары и конференции; разрабатывает проблемы адвокатской этики; учреждает печатный орган; организует обмен делегациями; изучает и обобщает статус адвокатов в различных правовых системах и пр.
Членство в Союзе может быть как коллективным, так и индивидуальным. В
Союз могут быть приняты не только адвокаты, но и ученые-юристы, общественные деятели и общественные объединения.
Средства Союза формируются из вступительных взносов, доходов от печатных изданий, спонсорских пожертвований.
Органами Союза являются: ассамблея, формируемая из делегатов региональных и национальных отделений, которая утверждает устав, избирает президиум, правление и ревизионную комиссию. Имеет печатное издание — газету
«Адвокат».
В сентябре 1994 г. ряд коллегий адвокатов России провели учредительный съезд Федерального союза адвокатов, на котором зафиксировали не только объединение российских адвокатов, но и утвердили свой устав. Этот Союз объединил 52 региональные коллегии адвокатов.
Федеральный союз адвокатов в отличие от Международного союза адвокатов является внутригосударственным формированием и преследует цели, ориентированные на наши внутренние проблемы: содействие процессу формирования правового государства; оказание квалифицированной правовой помощи гражданам и организациям; повышение правовой культуры и правосознания граждан; обеспечение правовой защищенности адвокатов, развитию института адвокатуры.
Соответственно этим целям определяются конкретные задачи и формы деятельности Союза.
Его руководящими органами являются: съезд, исполком, президент.
Контролирующим органом является ревизионная комиссия. Средства союза складываются из членских взносов, добровольных пожертвований, доходов от издательской и иной деятельности.
Во многих своих положениях устав Федерального союза адвокатов России напоминает устав Международного союза адвокатов, что вполне естественно, ибо отдельные задачи и цели их деятельности совпадают. Московской городской коллегией адвокатов с 2000 года издается журнал «Вопросы адвокатуры».
Параллельно Федеральному союзу адвокатов действует на территории России аналогичный союз, именуемый Гильдией российских адвокатов (далее —
Гильдия), также имеющей свой устав, принятый учредительной конференцией в январе 1995 г. По сути, Гильдия есть объединение так называемых параллельных коллегий адвокатов, созданных их учредителями с ведома и согласия Минюста РФ к середине 90-х годов XX в., потеснивших традиционные коллегии на рынке правовых услуг.
Органами самоуправления Гильдии являются: съезд, совет коллегий адвокатов, исполком, президент, вице-президент, президиум Гильдии, ревизионная комиссия. Устав Гильдии подробно описывает функции и порядок деятельности этих органов.
Ее цели и задачи — конгломерат из привычных формулировок Положения об адвокатуре и уставов союзов адвокатов. Издает «Вестник Гильдии российских адвокатов» и журнал «Российский адвокат».
Была попытка создания еще одного союза адвокатов России, на базе нескольких коллегий субъектов федерации под названием «Ассоциация адвокатов
России» (Саратов).
Практика показала, что существование нескольких адвокатских ассоциаций
(союзов) на территории одного государства влечет с неизбежностью ряд отрицательных последствий: разнобой мнений при решении одних и тех же вопросов жизни адвокатуры, усложнение представительства адвокатуры в органах законодательной, исполнительной и судебной власти, снижение в конечном счете престижа объединений.
Понимание этого привело к решению о необходимости объединения указанных союзов в единый Федеральный союз адвокатов России, что и произошло в начале
2000 года.
Объединительный съезд представителей адвокатских ассоциаций и коллегий, состоявшийся 26 февраля 2000 года, принял устав Общероссийской общественной организации «Федеральный союз адвокатов России» (ФСАР). Этот устав создавался на базе устава Федерального союза адвокатов (регионального)
России, принятом 13 сентября 1994 г. и был официально зарегистрирован
Министерством юстиции РФ 28 июля 2000 г.
Устав ФСАР представляет собой детально разработанный нормативный документ, включающий разделы: общие положения, цели и задачи Союза, деятельность Союза, условия вступления в Союз, права и обязанности его членов, структура Союза, порядок образования и компетенция органов Союза и др.
Статья 6 устава содержит перечень задач Союза, в числе главных названо
«содействие дальнейшему укреплению и развитию независимой, сильной, авторитетной адвокатуры как важного условия формирования правового государства».
В последующем при Союзе был создан научно-методический центр (НМЦ), призванный содействовать реализации задач Союза, требующих научного обеспечения. Задачи и методы деятельности НМЦ определены положением о нем, проект которого был вынесен на обсуждение адвокатской общественности.
В сентябре 2000 г. на совместном заседании Исполкома Гильдии российских адвокатов, Президиума Федерального союза адвокатов России, с участием представителей Международного союза (содружества) адвокатов и ряда коллегий адвокатов субъектов Российской Федерации, в целях принятия мер по дальнейшему реальному сплочению всех адвокатов России в единое сообщество подписан Меморандум[9] о создании единого федерального координирующего органа самоуправления адвокатуры — Федерального Совета адвокатуры
Российской Федерации. Целями Федерального Совета адвокатуры объявлены:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21