бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Иудаизм бесплатно рефераты

следует принимать. Более того, для многих мицвот имеются различные

объяснения, но в этой книге мы, следуя за равом Гиршем, даем лишь одно, его

объяснение.

Преданность верующих евреев Торе никогда не зависела от того, понимают

ли они до конца смысл какой-либо отдельной мицвы или нет. Тора требует,

чтобы еврей принимал ее мицвот как веления Бога. Объяснения мицвот нужны

лишь для более глубокого их понимания, а не для "оправдания". Даже если

сейчас у нас нет удовлетворительного объяснения какой-либо мицвы — у нас

есть вера в Бога и в разум наших мудрецов, а также в то, что такое

объяснение существует, и надежда, что когда-нибудь нам дано будет понять ее

смысл.

3.5. "ПОЧЕМУ МИЦВОТ ТАК СЛОЖНЫ?"

Часто можно услышать вопрос: "Почему мицвот так сложны?"

Это похоже на вопрос профессора Фримана Дайсона относительно молекулы

ДНК и других сложных механизмов жизни: "Почему жизнь так сложна?" По поводу

разнообразия и сложности физических частиц и сил тоже можно было бы

спросить: "Почему материя так сложна?"

Мы живем в крайне сложном мире и являемся, даже только в физическом

смысле, чрезвычайно сложными существами — и это неопровержимый факт. Мозг

каждого человека содержит более десяти миллиардов нейронов, и они на

протяжении всей нашей жизни находятся в постоянном взаимодействии. Наш мозг

представляет собой самое сложное устройство из всех известных в мире. Такое

невероятно сложное устройство дано человеку потому, что перед нами, людьми,

использующими мозг, стоят очень сложные задачи — как в сфере взаимодействия

с окружающим миром, включающим в себя других людей, так и в отношениях с

Богом — источником нашего существования. Понятно поэтому, что примитивные

правила типа "чем больше, тем лучше" совершенно непригодны для нас — ни как

для людей, ни как для евреев, которым приходится решать столько духовных

проблем.

4. Религиозная практика иудаизма.

В библейский период центром иудейского культа был Иерусалимский Храм, где

в соответствии с предписаниями Торы совершалось ежедневное жертвоприношение

(тамид). В отличие от религий других народов древности жертва в иудаизме

мыслилась не как прямое средство умилостивить Бога, но как освящение

авторитетом религии обыденных житейских актов.

В период вавилонского пленения, когда первый Храм был разрушен, место

жертвоприношений заняла молитва, для совершения которой евреи стали

собираться вокруг отдельных учителей - знатоков Торы (рабби). После

разрушения второго Храма жертвоприношения были запрещены. Из вышеназванных

собраний возникли иудейские молитвенные объединения, именуемые синагоги

(по-древнегречески - "собрания"). В иудаизме синагога представляет собой

собрание евреев для совершения молитвы и научения Закону (в

"реформированном иудаизме" синагоги иногда именуют храмами). Такое собрание

не предусматривает наличие специального здания и может проходить в любом

помещении.

Специальные здания синагог возникают в раввинистический период. В

средневековой Испании сформировался архитектурный облик синагог, которые

строились в мавританском стиле. На Востоке, а в Новое время и в Европе

существовали великолепные синагоги. Некоторые из них сохранились на

фотографиях и рисунках. Огромная экспозиция макетов наиболее известных

синагог создана в Тель-Авивском музее диаспоры в Израиле.

Для совершения публичного богослужения необходимо присутствие не менее

десяти евреев мужского пола, достигших религиозного совершеннолетия (13-

летнего возраста). Они составляют первичную иудаистскую общину - миньян

(буквально "число", то есть кворум, необходимый для богослужения). В

соответствии с традицией, восходящей к Храму, места для женщин в

ортодоксальных синагогах отделяются перегородкой или размещаются на

галерее, поскольку женщина в иудаизме считается религиозно неполноценной и

религиозную ответственность за нее несет ближайший родственник-мужчина

(отец, муж, брат). В то же время в реформированных синагогах мужчины и

женщины молятся вместе.

В центре синагогального зала располагается бима - возвышенное место со

столом для чтения Торы. Кроме того, с бимы произносятся проповеди, а в

сефардских синагогах ведет службу хаззан, осуществляющий руководство

религиозным хором.

Иудаистское богослужение состоит в общей и индивидуальной молитвах,

чтении Торы, а также в исполнении религиозных песнопений специальным хором

общины под руководством и при личном участии особо подготовленного солиста-

исполнителя (хаззана или кантора). Праздничным богослужениям соответствуют

особые чин и порядок ритуальных действий.

В иудаизме отсутствует институт рукоположенного духовенства. В библейский

период согласно Торе исключительным правом совершать храмовые

жертвоприношения обладали аарониды - потомки Аарона, брата Моисея, а

прислуживать при богослужении - левиты (евреи из колена (рода) Левия). В

современном иудаизме эта традиция сохранилась в обычае, когда перед началом

праздничного богослужения народ в синагоге благословляют когены - потомки

ааронидов.

В раввинистическую эпоху право совершать публичные богослужения

закрепилось за раввинами - учителями и толкователями Торы.

Раввины проходили обучение в йешивах - духовных школах при талмудических

коллегиях Вавилонии, а затем - Испании и Германии. Позднее йешивы (дословно

"собрание учащихся") создавались при наиболее крупных синагогах.

Вместе с тем, как отмечал еврейский историк начала XX века 3. Крупицкий,

"раввин" не считается преимущественно перед мирянами человеком, на котором

почиет Божия благодать, и, в силу этого, призванным быть посредником между

Богом и людьми, но он обязан быть более чем другие члены общины, сведущим в

Законе и потому компетентным в решении религиозных вопросов". При

отсутствии раввина руководить богослужением может любой совершеннолетний

мужчина-еврей, обладающий соответствующими знаниями.

В число синагогального богослужебного персонала помимо хаззана (кантора)

входят: маггид (проповедник); чтец Торы; шойхет (резник), совершающий

ритуальный забой скота и птицы, а также соблюдающий правила ритуальных

пищевых запретов и ограничений; сойфер - переписчик свитков Торы и

изготовитель ритуальных молитвенных текстов; шамаш - синагогальный

администратор-служка. Иногда в число персонала включается могель -

специалист по обряду обрезания. Староста синагоги - габай (сборщик) -

избирается из числа наиболее авторитетных прихожан.

В иудаизме отсутствует жесткий иерархический институт церкви. По словам

3. Крупицкого, "ученые коллегии и талмудические академии в Вавилонии,

Испании и других странах, которые признавались авторитетами по всем

вопросам религии, а иногда облекались также официальной властью над евреями

данной страны, никогда не обладали такой принудительной силою для всего

рассеянного еврейства, какой обладали в христианском мире, например, папы и

вселенские соборы. Авторитет ученых учреждений в еврействе был, главным

образом, морального свойства, и ему подчинялись добровольно".

В иудаизме приняты три обязательных ежедневных богослужения, совершаемых

как публично - в синагоге, так и индивидуально - дома. Эти богослужения

называются шахарит (утреннее), минха (дневное), маарив (вечернее). В

субботу и праздники читается также особая молитва мусаф - в память о

храмовом жертвоприношении. Центральное место в синагогальных богослужениях

занимает молитва "Шмонэ-эсре" ("18 благословений"). Она также называется

Амида (буквально "стоя"), поскольку при ее чтении все встают. Данная

молитва содержит исповедание веры в единого Бога и завершается

благословением Иерусалиму.

Количество обязательных индивидуальных молитв строго не установлено.

Считается, что верующий благочестивый иудей должен молиться как можно чаще,

там и тогда, где и когда он сам чувствует в этом потребность. Традиционно

молитва произносится вслух, громко, иногда нараспев, сопровождается частыми

неглубокими поклонами. Коленопреклонение и ритуальные позы не приняты.

Сакральные жесты (наподобие христианского крестного знамения) отсутствуют.

Если верующий не знает или плохо помнит молитву наизусть, он может читать

ее по книге. Полное сосредоточение и даже экзальтация при молитве считаются

проявлениями благочестия. Беспокоить и отвлекать молящегося - по нормам

иудейской морали, значит проявлять крайнюю невоспитанность, граничащую с

неуважением к вере.

Важной частью богослужения является калдиш - поминальная молитва,

читаемая в течение годичного траура и в годовщины смерти сыном по умершим

родителям. Во время утренних служб в понедельник, четверг и субботу

читается по свитку Тора (в течение года она прочитывается полностью). Текст

Торы за чтецом повторяют специально назначенные для этого прихожане. По

субботам, кроме того, читаются книги Пророков /8/.

Богослужебным языком является древнееврейский, но в реформированном

иудаизме практикуется богослужение и на живых разговорных языках.

Иудаистское богослужение оказало большое влияние на формирование

чинопоследования литургии в христианстве. Как отмечал А. Мень, "и чин

Евхаристии, и богатство церковного гимнотворчества имели в качестве образца

синагогальную традицию".

Ввиду того, что Бог, по иудаистскому вероучению, не имеет образной формы,

иконография (священные изображения) в иудаизме не принята. Из

синагогального убранства можно отметить многосвечники (менора), копирующие

светильники Иерусалимского храма; ковчег - ларец со свитком Торы с

изображениями льва и орла (древние символы Яхве); скрижали - каменные доски

с начальными словами Десяти Заповедей; Могендовид (звезду Давида) -

шестиконечную звезду, составленную из двух равносторонних треугольников.

Происхождение Могендовида до сих пор дискуссионно. Согласно преданию его

изображение было начертано на щите царя Давида, второго правителя

Израильско-Иудейского государства. Изображения людей в иудаизме запрещены.

4.1. Молитвы и благословения.

Во времена Первого Храма индивидуальные, собственные размышления и

глубоко прочувствованные эмоции еврея сами создавали тфилу, сами выливались

в слова тфилы. Так, книга царя Давида — Тегилим (Книга псалмов), в течение

тысячелетий являющаяся для многих источником вдохновения, именно таким

путем была создана человеком, сумевшим приблизиться к Богу.

После вавилонского изгнания, во время Второго Храма, этот спонтанный

путь уже не был приемлем, и возникла необходимость дать людям руководство о

форме и структуре тфилот. Мудрецы Великого собрания еще в начале эпохи

Второго Храма разработали обширную программу по "распространению Торы в

народе".

Тора требует, чтобы, отведывая плоды земли, мы благословляли Бога.

Одним из наиболее существенных нововведений мудрецов было значительное

расширение сферы применения понятия "благословение" (браха).

Они внесли мысль о Боге в нашу повседневную жизнь именно тем, что

установили брахот, которые следует произносить по самым разным поводам.

Произносят, в частности, следующие брахот:

брахот перед тем, как мы насладимся прекрасными созданиями нашего

мира;

брахот перед исполнением мицвот\

брахот при некоторых переживаниях или при созерцании чего-либо

прекрасного (например, цветущих весной деревьев), а также при виде океана,

новой луны, радуги, молнии и т. п.; брахот в качестве тфилот.

Мудрецы установили брахот, произносимые при наступлении и на исходе

шабат и праздников (кидуш и Заедала), семь свадебных брахот, а также многие

другие брахот, которые можно найти в сборнике ежедневных молитв — сидуре.

Благодаря этому уникальному установлению, существующему вот уже две с

половиной тысячи лет, мудрецы сумели вовлечь нас в контакт с Всевышним в те

моменты нашей жизни, когда мы занимаемся самыми обычными, повседневными

делами. Каждый еврейский ребенок знает, что нельзя ничего съесть или

выпить, не благословив Божественный источник этого наслаждения. Мудрецы

учат нас, что в жизни нет ничего тривиального. Во всем, что мы делаем, во

всем, что мы испытываем, мы должны видеть Бога. Даже для того, чтобы выпить

стакан воды, надо произнести слова необычайной важности: "Благословен Ты,

Господь, Бог наш. Царь вселенной, по слову Которого возникло все".

4.2. Синагога (бет кнесет).

Настойчиво добиваясь того, чтобы евреи как можно глубже

идентифицировали себя с Торой, мудрецы в начале периода Второго Храма

постановили, что молиться следует в общине. Каждая община должна была

построить "дом собрания" (бет кнесет), куда бы люди собирались на тфилот в

шабат, праздники и будни. Время службы в бет кнесете совпадает со временем

ежедневных жертвоприношений в Бет га-микдаш (Святом доме) — Храме.

Жертвоприношения в Храме также сопровождались тфилот и благословениями,

многие из которых были включены в синагогальную службу.

Продолжая и развивая древние традиции, мудрецы включили в службу

чтение Торы и Книг пророков. Община должна участвовать в этих чтениях.

Членов общины "вызывают" к Торе; они произносят браха, на которую отвечает

вся община, и затем либо читают сами, либо чтец (карьян) читает для них

фрагменты из недельного раздела Торы. В шабат и йом тов читают также

фрагмент из Пророков, связанный по смыслу с недельным разделом Торы.

В бет кнесете изучают Тору не только мужчины, часто проводятся уроки

для женщин и детей. Не случайно бет кнесет на идиш — шул (школа), поскольку

важнейшей функцией его является еврейское образование и воспитание.

Итак, во времена Второго Храма функцией бет кнесета было поддержание

тесной связи между евреями, где бы они ни жили, и Йерушалаимским Храмом —

средоточием жизни по Торе. И после разрушения Храма бет кнесет возрождал во

всех еврейских общинах дух Святого Храма (мудрецы называют синагогу "Храмом

в миниатюре"). Эта роль бет кнесета подчеркивается и тем, что евреи, где бы

они ни жили, строят свои батей кнесет так, чтобы стена, у которой стоит

арон кодеш (шкаф, где хранятся свитки Торы), всегда была направлена в

сторону Йерушалаима, и в любом месте земного шара еврей молится, обратясь

лицом в ту же сторону.

4.3. Кадиш.

Некоторые молитвы имеют такое огромное значение, что их нельзя читать

в одиночку, а можно только в миньяне, то есть в группе из десяти молящихся

взрослых мужчин, как бы представляющих еврейскую нацию в ее общественном

аспекте.

Одна из таких молитв - кадиш. Эта молитва, написанная и читаемая на

арамейском языке, начинается словами: "Да возвеличится и освятится великое

Имя Его в мире, который Он создал по воле Своей, да явит Он царствование

Свое, и да взрастит спасение, и приблизит (приход) Машйаха Своего при жизни

вашей, во все дни ваши, и при жизни всего дома Исраэля, вскоре, в ближайшее

время. И скажем: амен. И община отвечает: "Амен! Да будет благословенно

великое Имя Его всегда и на веки веков"

В молитве кадиш евреи просят об осуществлении главной цели — о

духовном освобождении всего человечества. Именно этой молитвой

заканчивается каждая часть службы; кадиш на торжественной ноте завершает и

всю службу; им заканчиваются также все публичные занятия Торой.

Это должно заставить нас постоянно помнить о том, что Тора несет в

первую очередь мессианскую идею, оставляя в стороне частные проблемы.

Стремление к достижению конечной цели — к духовному освобождению всего

человечества — прослеживается по всей Торе.

Кадиш — это молитва, которую произносит скорбящий в момент глубокой

скорби, в течение первых одиннадцати месяцев года траура и в каждую

годовщину смерти (йорцайт). Слова кадиша позволяют ему преодолеть личную

трагедию, подчинив свои чувства осознанию того, что община продолжает

существовать и однажды достигнет поставленной перед ней великой цели.

4.4. Тихая тфила.

Эта тфила — кульминационный момент каждой службы. Произнося ее перед

Богом, еврей неслышно обращает к Нему слова благоговения и прославления,

высказывает Ему свои просьбы.

Еврей просит не за себя, а за весь Исраэль, и лишь в трех местах можно

упомянуть личную просьбу.

Эту молитву мудрецы называют просто Тфила. Иногда ее называют также

Амида (потому что ее читают стоя) или, чаще всего, Шмоне эсре, потому что в

будни она состоит из восемнадцати брахот.

В шабат и праздники Шмоне эсре состоит из семи брахот. В эти дни

читают дополнительную тфилу (Мусаф), соответствующую дополнительному

жертвоприношению в Храме. Мусаф читают и в рош ходеш.

Ведущий службу повторяет Шмоне эсре вслух.

Община трижды принимает участие в этом повторении:

1. Когда говорят кдуша (освящение) — после третьей брахи. Словами

ангельских воинств, открытыми нам пророками, мы освящаем, благословляем и

провозглашаем трансцендентальность Всемогущего Бога.

2. В предпоследней брахе, брахе благодарения, община присоединяет свои

слова благодарности к словам ведущего. Принцип благодарности лежит в основе

иудаизма, и мы не можем оставаться в стороне при выражении благодарности

Богу. (Эта вставка называется модим д-рабанан.)

3. Перед последней брахой, брахой мира, когэны произносят "тройную

браху" так называемую “Биркат коганим”

Заключение.

Как указывал С. Дубнов, "уже давно скорбный путь еврейской истории

измеряется катастрофами. От одного "хурбана " (разрушения) до другого -

такова обычная характеристика этапных пунктов на этом пути. Созданные

великим трудом еврейские центры разрушаются не вследствие процесса

внутреннего разложения, а насильственно, рукою внешнего врага, и в начале

каждой историческом эпохи народу-страннику приходится создавать новые

центры национальной культуры, новые позиции для армии духа, которая может

быть разбита, но не побеждена".

Моё мнение заключается в том, что иудаизм как религия является

составной частью современной государственной политики, она не отделена от

государства и играет важную роль в сферах общественной и личной жизни - от

рождения человека до его похорон. Иудаизм сыграл значительную роль в

самосохранении евреев как этноса. Национальное и религиозное в душе

верующего иудея совпадали, а отход от иудаизма означал выход из еврейства,

что для воспитанных столетиями корпоративного быта евреев, в свою очередь,

означало смерть: наложение херема - отлучения от синагоги и от еврейства -

рассматривалось как самое страшное наказание.

Иудаизм не лучше и не хуже других религий, но он нам интересен тем,

что это еврейская религия, религия народа, избранного Богом. Однако не

только в этом его значение. Из него произошли две другие крупнейшие мировые

религии: христианство и ислам. Христианство - это бабочка, вышедшая из

кокона иудаизма. Здесь имеется в виду истинно христианская вера, вера

апостолов и ранней христианской общины, а не ее религиозные течения,

сковывающие живую веру.

Вера втискивается религией в жесткую оболочку правил и предписаний.

Зачастую религиозными вождями на определенных, как правило, начальных,

стадиях являлись искренние, истинно верующие люди. Однако их желание

заставить других жить по их законам (что в корне противоречит принципам

Христа) приводило к страшным последствиям. Нет необходимости их

перечислять, они общеизвестны. Здесь наблюдается поразительное сходство с

тоталитарными идеологиями: коммунизм - тоже религия. К руководству в

религиях всегда пристраивались, а затем занимали там ведущее место

проходимцы, приспособленцы, без всяких принципов, которым нужна только

власть. У них за душой не было ничего святого, а религия являлась лишь

прикрытием. Конечно, и здесь, как, впрочем, всюду, можно отыскать

исключения, которые, как известно, только подчеркивают правила.

Любая религия - родник, который не утоляет жажды и не спасает.

Литература.

1. Писманик М. Г. , Вертинский А. В., Демьяненко С. П. и др. Религия в

истории и культуре: Учебник для вузов (под ред. проф. Писманика М. Г.)

М: «ЮНИТИ», 1998.

2. Словарь религий, обрядов и верований (пер. с англ. Зубкова Н.,

Морозовой Н. ,

Мурашкинцева Е.) М: «Миф, религия, культура», 1998.

3. Мечковская Н. Б. Язык и религия: Пособие для студентов гуманитарных

вузов М: Фаир-Пресс 1998.

4. http://www.heytshalom.dp.ua

5. Кармель Арье. Иудаизм – еврейский образ жизни. Иерусалим: 1994.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5