Иудаизм
следует принимать. Более того, для многих мицвот имеются различные
объяснения, но в этой книге мы, следуя за равом Гиршем, даем лишь одно, его
объяснение.
Преданность верующих евреев Торе никогда не зависела от того, понимают
ли они до конца смысл какой-либо отдельной мицвы или нет. Тора требует,
чтобы еврей принимал ее мицвот как веления Бога. Объяснения мицвот нужны
лишь для более глубокого их понимания, а не для "оправдания". Даже если
сейчас у нас нет удовлетворительного объяснения какой-либо мицвы — у нас
есть вера в Бога и в разум наших мудрецов, а также в то, что такое
объяснение существует, и надежда, что когда-нибудь нам дано будет понять ее
смысл.
3.5. "ПОЧЕМУ МИЦВОТ ТАК СЛОЖНЫ?"
Часто можно услышать вопрос: "Почему мицвот так сложны?"
Это похоже на вопрос профессора Фримана Дайсона относительно молекулы
ДНК и других сложных механизмов жизни: "Почему жизнь так сложна?" По поводу
разнообразия и сложности физических частиц и сил тоже можно было бы
спросить: "Почему материя так сложна?"
Мы живем в крайне сложном мире и являемся, даже только в физическом
смысле, чрезвычайно сложными существами — и это неопровержимый факт. Мозг
каждого человека содержит более десяти миллиардов нейронов, и они на
протяжении всей нашей жизни находятся в постоянном взаимодействии. Наш мозг
представляет собой самое сложное устройство из всех известных в мире. Такое
невероятно сложное устройство дано человеку потому, что перед нами, людьми,
использующими мозг, стоят очень сложные задачи — как в сфере взаимодействия
с окружающим миром, включающим в себя других людей, так и в отношениях с
Богом — источником нашего существования. Понятно поэтому, что примитивные
правила типа "чем больше, тем лучше" совершенно непригодны для нас — ни как
для людей, ни как для евреев, которым приходится решать столько духовных
проблем.
4. Религиозная практика иудаизма.
В библейский период центром иудейского культа был Иерусалимский Храм, где
в соответствии с предписаниями Торы совершалось ежедневное жертвоприношение
(тамид). В отличие от религий других народов древности жертва в иудаизме
мыслилась не как прямое средство умилостивить Бога, но как освящение
авторитетом религии обыденных житейских актов.
В период вавилонского пленения, когда первый Храм был разрушен, место
жертвоприношений заняла молитва, для совершения которой евреи стали
собираться вокруг отдельных учителей - знатоков Торы (рабби). После
разрушения второго Храма жертвоприношения были запрещены. Из вышеназванных
собраний возникли иудейские молитвенные объединения, именуемые синагоги
(по-древнегречески - "собрания"). В иудаизме синагога представляет собой
собрание евреев для совершения молитвы и научения Закону (в
"реформированном иудаизме" синагоги иногда именуют храмами). Такое собрание
не предусматривает наличие специального здания и может проходить в любом
помещении.
Специальные здания синагог возникают в раввинистический период. В
средневековой Испании сформировался архитектурный облик синагог, которые
строились в мавританском стиле. На Востоке, а в Новое время и в Европе
существовали великолепные синагоги. Некоторые из них сохранились на
фотографиях и рисунках. Огромная экспозиция макетов наиболее известных
синагог создана в Тель-Авивском музее диаспоры в Израиле.
Для совершения публичного богослужения необходимо присутствие не менее
десяти евреев мужского пола, достигших религиозного совершеннолетия (13-
летнего возраста). Они составляют первичную иудаистскую общину - миньян
(буквально "число", то есть кворум, необходимый для богослужения). В
соответствии с традицией, восходящей к Храму, места для женщин в
ортодоксальных синагогах отделяются перегородкой или размещаются на
галерее, поскольку женщина в иудаизме считается религиозно неполноценной и
религиозную ответственность за нее несет ближайший родственник-мужчина
(отец, муж, брат). В то же время в реформированных синагогах мужчины и
женщины молятся вместе.
В центре синагогального зала располагается бима - возвышенное место со
столом для чтения Торы. Кроме того, с бимы произносятся проповеди, а в
сефардских синагогах ведет службу хаззан, осуществляющий руководство
религиозным хором.
Иудаистское богослужение состоит в общей и индивидуальной молитвах,
чтении Торы, а также в исполнении религиозных песнопений специальным хором
общины под руководством и при личном участии особо подготовленного солиста-
исполнителя (хаззана или кантора). Праздничным богослужениям соответствуют
особые чин и порядок ритуальных действий.
В иудаизме отсутствует институт рукоположенного духовенства. В библейский
период согласно Торе исключительным правом совершать храмовые
жертвоприношения обладали аарониды - потомки Аарона, брата Моисея, а
прислуживать при богослужении - левиты (евреи из колена (рода) Левия). В
современном иудаизме эта традиция сохранилась в обычае, когда перед началом
праздничного богослужения народ в синагоге благословляют когены - потомки
ааронидов.
В раввинистическую эпоху право совершать публичные богослужения
закрепилось за раввинами - учителями и толкователями Торы.
Раввины проходили обучение в йешивах - духовных школах при талмудических
коллегиях Вавилонии, а затем - Испании и Германии. Позднее йешивы (дословно
"собрание учащихся") создавались при наиболее крупных синагогах.
Вместе с тем, как отмечал еврейский историк начала XX века 3. Крупицкий,
"раввин" не считается преимущественно перед мирянами человеком, на котором
почиет Божия благодать, и, в силу этого, призванным быть посредником между
Богом и людьми, но он обязан быть более чем другие члены общины, сведущим в
Законе и потому компетентным в решении религиозных вопросов". При
отсутствии раввина руководить богослужением может любой совершеннолетний
мужчина-еврей, обладающий соответствующими знаниями.
В число синагогального богослужебного персонала помимо хаззана (кантора)
входят: маггид (проповедник); чтец Торы; шойхет (резник), совершающий
ритуальный забой скота и птицы, а также соблюдающий правила ритуальных
пищевых запретов и ограничений; сойфер - переписчик свитков Торы и
изготовитель ритуальных молитвенных текстов; шамаш - синагогальный
администратор-служка. Иногда в число персонала включается могель -
специалист по обряду обрезания. Староста синагоги - габай (сборщик) -
избирается из числа наиболее авторитетных прихожан.
В иудаизме отсутствует жесткий иерархический институт церкви. По словам
3. Крупицкого, "ученые коллегии и талмудические академии в Вавилонии,
Испании и других странах, которые признавались авторитетами по всем
вопросам религии, а иногда облекались также официальной властью над евреями
данной страны, никогда не обладали такой принудительной силою для всего
рассеянного еврейства, какой обладали в христианском мире, например, папы и
вселенские соборы. Авторитет ученых учреждений в еврействе был, главным
образом, морального свойства, и ему подчинялись добровольно".
В иудаизме приняты три обязательных ежедневных богослужения, совершаемых
как публично - в синагоге, так и индивидуально - дома. Эти богослужения
называются шахарит (утреннее), минха (дневное), маарив (вечернее). В
субботу и праздники читается также особая молитва мусаф - в память о
храмовом жертвоприношении. Центральное место в синагогальных богослужениях
занимает молитва "Шмонэ-эсре" ("18 благословений"). Она также называется
Амида (буквально "стоя"), поскольку при ее чтении все встают. Данная
молитва содержит исповедание веры в единого Бога и завершается
благословением Иерусалиму.
Количество обязательных индивидуальных молитв строго не установлено.
Считается, что верующий благочестивый иудей должен молиться как можно чаще,
там и тогда, где и когда он сам чувствует в этом потребность. Традиционно
молитва произносится вслух, громко, иногда нараспев, сопровождается частыми
неглубокими поклонами. Коленопреклонение и ритуальные позы не приняты.
Сакральные жесты (наподобие христианского крестного знамения) отсутствуют.
Если верующий не знает или плохо помнит молитву наизусть, он может читать
ее по книге. Полное сосредоточение и даже экзальтация при молитве считаются
проявлениями благочестия. Беспокоить и отвлекать молящегося - по нормам
иудейской морали, значит проявлять крайнюю невоспитанность, граничащую с
неуважением к вере.
Важной частью богослужения является калдиш - поминальная молитва,
читаемая в течение годичного траура и в годовщины смерти сыном по умершим
родителям. Во время утренних служб в понедельник, четверг и субботу
читается по свитку Тора (в течение года она прочитывается полностью). Текст
Торы за чтецом повторяют специально назначенные для этого прихожане. По
субботам, кроме того, читаются книги Пророков /8/.
Богослужебным языком является древнееврейский, но в реформированном
иудаизме практикуется богослужение и на живых разговорных языках.
Иудаистское богослужение оказало большое влияние на формирование
чинопоследования литургии в христианстве. Как отмечал А. Мень, "и чин
Евхаристии, и богатство церковного гимнотворчества имели в качестве образца
синагогальную традицию".
Ввиду того, что Бог, по иудаистскому вероучению, не имеет образной формы,
иконография (священные изображения) в иудаизме не принята. Из
синагогального убранства можно отметить многосвечники (менора), копирующие
светильники Иерусалимского храма; ковчег - ларец со свитком Торы с
изображениями льва и орла (древние символы Яхве); скрижали - каменные доски
с начальными словами Десяти Заповедей; Могендовид (звезду Давида) -
шестиконечную звезду, составленную из двух равносторонних треугольников.
Происхождение Могендовида до сих пор дискуссионно. Согласно преданию его
изображение было начертано на щите царя Давида, второго правителя
Израильско-Иудейского государства. Изображения людей в иудаизме запрещены.
4.1. Молитвы и благословения.
Во времена Первого Храма индивидуальные, собственные размышления и
глубоко прочувствованные эмоции еврея сами создавали тфилу, сами выливались
в слова тфилы. Так, книга царя Давида — Тегилим (Книга псалмов), в течение
тысячелетий являющаяся для многих источником вдохновения, именно таким
путем была создана человеком, сумевшим приблизиться к Богу.
После вавилонского изгнания, во время Второго Храма, этот спонтанный
путь уже не был приемлем, и возникла необходимость дать людям руководство о
форме и структуре тфилот. Мудрецы Великого собрания еще в начале эпохи
Второго Храма разработали обширную программу по "распространению Торы в
народе".
Тора требует, чтобы, отведывая плоды земли, мы благословляли Бога.
Одним из наиболее существенных нововведений мудрецов было значительное
расширение сферы применения понятия "благословение" (браха).
Они внесли мысль о Боге в нашу повседневную жизнь именно тем, что
установили брахот, которые следует произносить по самым разным поводам.
Произносят, в частности, следующие брахот:
брахот перед тем, как мы насладимся прекрасными созданиями нашего
мира;
брахот перед исполнением мицвот\
брахот при некоторых переживаниях или при созерцании чего-либо
прекрасного (например, цветущих весной деревьев), а также при виде океана,
новой луны, радуги, молнии и т. п.; брахот в качестве тфилот.
Мудрецы установили брахот, произносимые при наступлении и на исходе
шабат и праздников (кидуш и Заедала), семь свадебных брахот, а также многие
другие брахот, которые можно найти в сборнике ежедневных молитв — сидуре.
Благодаря этому уникальному установлению, существующему вот уже две с
половиной тысячи лет, мудрецы сумели вовлечь нас в контакт с Всевышним в те
моменты нашей жизни, когда мы занимаемся самыми обычными, повседневными
делами. Каждый еврейский ребенок знает, что нельзя ничего съесть или
выпить, не благословив Божественный источник этого наслаждения. Мудрецы
учат нас, что в жизни нет ничего тривиального. Во всем, что мы делаем, во
всем, что мы испытываем, мы должны видеть Бога. Даже для того, чтобы выпить
стакан воды, надо произнести слова необычайной важности: "Благословен Ты,
Господь, Бог наш. Царь вселенной, по слову Которого возникло все".
4.2. Синагога (бет кнесет).
Настойчиво добиваясь того, чтобы евреи как можно глубже
идентифицировали себя с Торой, мудрецы в начале периода Второго Храма
постановили, что молиться следует в общине. Каждая община должна была
построить "дом собрания" (бет кнесет), куда бы люди собирались на тфилот в
шабат, праздники и будни. Время службы в бет кнесете совпадает со временем
ежедневных жертвоприношений в Бет га-микдаш (Святом доме) — Храме.
Жертвоприношения в Храме также сопровождались тфилот и благословениями,
многие из которых были включены в синагогальную службу.
Продолжая и развивая древние традиции, мудрецы включили в службу
чтение Торы и Книг пророков. Община должна участвовать в этих чтениях.
Членов общины "вызывают" к Торе; они произносят браха, на которую отвечает
вся община, и затем либо читают сами, либо чтец (карьян) читает для них
фрагменты из недельного раздела Торы. В шабат и йом тов читают также
фрагмент из Пророков, связанный по смыслу с недельным разделом Торы.
В бет кнесете изучают Тору не только мужчины, часто проводятся уроки
для женщин и детей. Не случайно бет кнесет на идиш — шул (школа), поскольку
важнейшей функцией его является еврейское образование и воспитание.
Итак, во времена Второго Храма функцией бет кнесета было поддержание
тесной связи между евреями, где бы они ни жили, и Йерушалаимским Храмом —
средоточием жизни по Торе. И после разрушения Храма бет кнесет возрождал во
всех еврейских общинах дух Святого Храма (мудрецы называют синагогу "Храмом
в миниатюре"). Эта роль бет кнесета подчеркивается и тем, что евреи, где бы
они ни жили, строят свои батей кнесет так, чтобы стена, у которой стоит
арон кодеш (шкаф, где хранятся свитки Торы), всегда была направлена в
сторону Йерушалаима, и в любом месте земного шара еврей молится, обратясь
лицом в ту же сторону.
4.3. Кадиш.
Некоторые молитвы имеют такое огромное значение, что их нельзя читать
в одиночку, а можно только в миньяне, то есть в группе из десяти молящихся
взрослых мужчин, как бы представляющих еврейскую нацию в ее общественном
аспекте.
Одна из таких молитв - кадиш. Эта молитва, написанная и читаемая на
арамейском языке, начинается словами: "Да возвеличится и освятится великое
Имя Его в мире, который Он создал по воле Своей, да явит Он царствование
Свое, и да взрастит спасение, и приблизит (приход) Машйаха Своего при жизни
вашей, во все дни ваши, и при жизни всего дома Исраэля, вскоре, в ближайшее
время. И скажем: амен. И община отвечает: "Амен! Да будет благословенно
великое Имя Его всегда и на веки веков"
В молитве кадиш евреи просят об осуществлении главной цели — о
духовном освобождении всего человечества. Именно этой молитвой
заканчивается каждая часть службы; кадиш на торжественной ноте завершает и
всю службу; им заканчиваются также все публичные занятия Торой.
Это должно заставить нас постоянно помнить о том, что Тора несет в
первую очередь мессианскую идею, оставляя в стороне частные проблемы.
Стремление к достижению конечной цели — к духовному освобождению всего
человечества — прослеживается по всей Торе.
Кадиш — это молитва, которую произносит скорбящий в момент глубокой
скорби, в течение первых одиннадцати месяцев года траура и в каждую
годовщину смерти (йорцайт). Слова кадиша позволяют ему преодолеть личную
трагедию, подчинив свои чувства осознанию того, что община продолжает
существовать и однажды достигнет поставленной перед ней великой цели.
4.4. Тихая тфила.
Эта тфила — кульминационный момент каждой службы. Произнося ее перед
Богом, еврей неслышно обращает к Нему слова благоговения и прославления,
высказывает Ему свои просьбы.
Еврей просит не за себя, а за весь Исраэль, и лишь в трех местах можно
упомянуть личную просьбу.
Эту молитву мудрецы называют просто Тфила. Иногда ее называют также
Амида (потому что ее читают стоя) или, чаще всего, Шмоне эсре, потому что в
будни она состоит из восемнадцати брахот.
В шабат и праздники Шмоне эсре состоит из семи брахот. В эти дни
читают дополнительную тфилу (Мусаф), соответствующую дополнительному
жертвоприношению в Храме. Мусаф читают и в рош ходеш.
Ведущий службу повторяет Шмоне эсре вслух.
Община трижды принимает участие в этом повторении:
1. Когда говорят кдуша (освящение) — после третьей брахи. Словами
ангельских воинств, открытыми нам пророками, мы освящаем, благословляем и
провозглашаем трансцендентальность Всемогущего Бога.
2. В предпоследней брахе, брахе благодарения, община присоединяет свои
слова благодарности к словам ведущего. Принцип благодарности лежит в основе
иудаизма, и мы не можем оставаться в стороне при выражении благодарности
Богу. (Эта вставка называется модим д-рабанан.)
3. Перед последней брахой, брахой мира, когэны произносят "тройную
браху" так называемую “Биркат коганим”
Заключение.
Как указывал С. Дубнов, "уже давно скорбный путь еврейской истории
измеряется катастрофами. От одного "хурбана " (разрушения) до другого -
такова обычная характеристика этапных пунктов на этом пути. Созданные
великим трудом еврейские центры разрушаются не вследствие процесса
внутреннего разложения, а насильственно, рукою внешнего врага, и в начале
каждой историческом эпохи народу-страннику приходится создавать новые
центры национальной культуры, новые позиции для армии духа, которая может
быть разбита, но не побеждена".
Моё мнение заключается в том, что иудаизм как религия является
составной частью современной государственной политики, она не отделена от
государства и играет важную роль в сферах общественной и личной жизни - от
рождения человека до его похорон. Иудаизм сыграл значительную роль в
самосохранении евреев как этноса. Национальное и религиозное в душе
верующего иудея совпадали, а отход от иудаизма означал выход из еврейства,
что для воспитанных столетиями корпоративного быта евреев, в свою очередь,
означало смерть: наложение херема - отлучения от синагоги и от еврейства -
рассматривалось как самое страшное наказание.
Иудаизм не лучше и не хуже других религий, но он нам интересен тем,
что это еврейская религия, религия народа, избранного Богом. Однако не
только в этом его значение. Из него произошли две другие крупнейшие мировые
религии: христианство и ислам. Христианство - это бабочка, вышедшая из
кокона иудаизма. Здесь имеется в виду истинно христианская вера, вера
апостолов и ранней христианской общины, а не ее религиозные течения,
сковывающие живую веру.
Вера втискивается религией в жесткую оболочку правил и предписаний.
Зачастую религиозными вождями на определенных, как правило, начальных,
стадиях являлись искренние, истинно верующие люди. Однако их желание
заставить других жить по их законам (что в корне противоречит принципам
Христа) приводило к страшным последствиям. Нет необходимости их
перечислять, они общеизвестны. Здесь наблюдается поразительное сходство с
тоталитарными идеологиями: коммунизм - тоже религия. К руководству в
религиях всегда пристраивались, а затем занимали там ведущее место
проходимцы, приспособленцы, без всяких принципов, которым нужна только
власть. У них за душой не было ничего святого, а религия являлась лишь
прикрытием. Конечно, и здесь, как, впрочем, всюду, можно отыскать
исключения, которые, как известно, только подчеркивают правила.
Любая религия - родник, который не утоляет жажды и не спасает.
Литература.
1. Писманик М. Г. , Вертинский А. В., Демьяненко С. П. и др. Религия в
истории и культуре: Учебник для вузов (под ред. проф. Писманика М. Г.)
М: «ЮНИТИ», 1998.
2. Словарь религий, обрядов и верований (пер. с англ. Зубкова Н.,
Морозовой Н. ,
Мурашкинцева Е.) М: «Миф, религия, культура», 1998.
3. Мечковская Н. Б. Язык и религия: Пособие для студентов гуманитарных
вузов М: Фаир-Пресс 1998.
4. http://www.heytshalom.dp.ua
5. Кармель Арье. Иудаизм – еврейский образ жизни. Иерусалим: 1994.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|