Иудаизм
иудаистской (яхвистской) теократией. Религиозно-политическим центром
Израильско-Иудейского царства стал город Иерусалим (Ерушалаим) с
общееврейской святыней - Храмом Яхве на горе Сион, воздвигнутым в 958 г. до
н. э. при царе Соломоне.
Пережив внутренние смуты, приведшие около 928 г. до н. э. к распаду
древнееврейского государства на два самостоятельных царства - Израильское и
Иудейское, а также ассирийское (722.г. до н. э.) и нововавилонское (586 г.
до н. э.) нашествия, разрушение Иерусалима и первого Храма, почти
полувековое (586 - 539 гг. до н. э.) "вавилонское пленение" -
насильственное переселение большей части евреев в Вавилонию после взятия
Иерусалима вавилонским царем Навуходоносором II, последующее возвращение в
Палестину и воссоздание Иерусалимского Храма, древние евреи сделались как
бы новым этносом. В его среде сложилось прочное ядро ортодоксов (хасидим) -
сторонников Синайского завета.
Под влиянием учения и проповеди древнееврейских пророков - небиим
("вестников Божьей воли"), имевшей место в VIII - VI веках до н. э„
древнееврейская религии из культа еврейского племенного Бога Праотцев Яхве
(генотеизм) превратилась в абсолютный монотеизм, имеющий универсальный
характер. Одновременно сформировалось самосознание еврейского народа как
избранного "народа Божия" - носителя высокой нравственно-религиозной миссии
среди других народов.
Формирование иудаистического монотеизма происходило в условиях
непрекращающейся борьбы с языческими культами, получившими большое
распространение вследствие ассирийского и вавилонского культурного влияния
в Палестине.
В связи с этим огромное значение для утверждения иудаистического монотеизма
имела религиозная реформа иудейского царя Иосии (правил в 639 - 609 гг. до
н. э.). Он провел централизацию культа вокруг Иерусалимского храма и
ликвидировал политеистические культовые центры.
В послевавилонскую эпоху в итоге деятельности законоучителей Ездры и
Нехемии (около 444 г. до н. э.) еврейский народ утверждается в качестве
строго теократической замкнутой общины, резко обособленной от окружающего
мира. Это нашло свое отражение, прежде всего в этническом изоляционизме, то
есть принципиальном несмешении с неевреями в браках, а также в бытовом и
экономическом сепаратизме. Древнееврейский монотеизм оказался фактором
столь сильным, что порожденные им настроения и доктрины сумели
противостоять мощному ассимиляторскому влиянию эллинистической культуры.
В результате Маккавейских войн в 165 г. до н. э. древнееврейская
государственность была восстановлена и в различных формах просуществовала
вплоть до Иудейской войны с Римом (67 -73 гг. н. э.). По словам протоирея
А. Меня, "Израиль, самый молодой среди восточных народов, зародился как
религиозное движение; он имел своих вождей, которых единая вера побудила
объединиться, и уже из этого религиозного единства произрастало единство
национальное. Период истории иудаизма со II века до н.э. по VI век н. э.
получил название талмудического. Он характеризуется обстоятельной
систематизацией и нормативной ритуализацией иудейского культа, который из
храмового священнодействия превратился во всепроницающую систему
предписаний, иногда скрупулезно мелочных, для всех случаев жизни
ортодоксального иудея, вплоть до требований подчеркивания своей
принадлежности к избранному Богом народу с помощью особых деталей внешнего
облика (прически, одежды). Наиболее полный Вавилонский Талмуд содержит 613
таких установлений.
Письменное оформление талмудической традиции первоначально совершалось
иерусалимскими книжниками - продолжателями Ездры, а с конца 1 века нашей
эры, после разрушения Иерусалима - таннаями (законоучителями) и амораями
(толкователями) в талмудических школах (так называемых йешивах) городов
Явны, Ципоры и Тивердиады (Палестина 1 -V века), которые в то время были
центрами религиозно-общинного самоуправления евреев Римской империи. Однако
начиная с IV века в связи с христианизацией Палестины, которая сделалась
"Святой Землей" христианства, палестинский очаг иудаизма затухает.
Ведущую роль после этого стала играть еврейская община в Месопотамии,
существовавшая со времен "Вавилонского пленения", которая с III века при
сасанидских правителях Ирана получила внутреннюю автономию. Непререкаемый
авторитет в вопросах иудейского вероучения приобрели вавилонские гаоны
(дословно "красота", "гордость") - ученые законоучители, возглавлявшие
йешивы в городах Сур, Нагардея и Пумбедита.
После арабского завоевания Месопотамии гаонат Вавилонии не только
сохранил свое значение, но и сделался высшим духовным авторитетом для всех
евреев Арабского халифата. Как отмечал в этой связи еврейский историк С.
Дубнов, "политически объединенная халифатом восточная диаспора объединялась
внутренней властью гаонов Вавилонии".
Период истории иудаизма VI - XVIII веков именуется раввинистическим.
Рассеяние евреев по странам Старого Света (Европа, Азия, Африка), а с XVII
- XVIII веков - Нового Света (Америка) привело к образованию большого числа
еврейских национально-религиозных общин. Они обладали внутренней автономией
и возглавлялись раввинами (от древнееврейского слова "рабби" - мой
учитель).
На существование еврейских национально-религиозных общин постоянное
воздействие оказывал фактор антисемитизма - враждебного отношения к евреям
как к низшей и порочной расе, способной лишь к нанесению ущерба народам,
среди которых она живет. Зародившись еще в Древнем Риме, антисемитизм в
средневековой Европе принял религиозную форму: утверждалась враждебность
иудейской религии христианству и христианской цивилизации.
Антисемитизм активно использовался различными слоями средневекового
общества для подавления экономических конкурентов и в целях политической
борьбы. Результатом антисемитизма явилось постоянное перемещение
значительных масс еврейского населения, уничтожение в результате
преследований иудейских общин в одних странах и возникновение их там, где
обстановка была более благоприятна.
Крупнейший еврейский культурно-религиозный центр сложился в Испании после
завоевания ее арабами в 711 г. Однако после Реконкисты (отвоевания коренным
населением захваченных арабами территорий) положение евреев в Испании резко
ухудшилось. Последние арабские крепости в Испании пали в 1488 г., а уже в
1492 г. испанские евреи были изгнаны из страны, расселившись
преимущественно на Балканах и в странах Ближнего Востока. Еще раньше, в
1290 г., евреи были изгнаны из Англии, где новая иудейская община сложилась
лишь после Английской буржуазной революции XVII века. Еврейский культурный
очаг в Провансе (Юго-Восточная Франция) был уничтожен французскими королями
в XIII - XIV веках; особенно жестокому геноциду евреи Прованса подверглись
во время так называемых Альбигойских войн. В 1242 г. в Париже торжественно
сожгли иудейские священные книги, свезенные со всей территории нынешней
Франции.
С IX века значительный центр еврейской национально-религиозной жизни
складывался в Германии, но в XI-XII веках германские иудейские общины
подвергались разгрому в период трех первых крестовых походов,
сопровождавшихся вспышками религиозного фанатизма. Дальнейшее ухудшение
положения германских евреев, поставленных в условия принудительной изоляции
от христианского населения (так называемый режим гетто), привел к их
миграции в XIII -XV веках на территорию Восточной Европы (Польша, Литва,
западнорусские земли).
Существенно лучше было положение иудейских общин в мусульманских странах
благодаря традиционной веротерпимости исламских владык. Однако и здесь
иудеи страдали от многочисленных войн, особенно во время восстаний
христианского населения Турции.
Несмотря на то, что диктуемые объективными обстоятельствами случаи
ренегатства иногда имели место, в целом в Европе до конца XVII века для
евреев была характерна крайне малая подверженность ассимиляции, в
экстремальных ситуациях доходившая до готовности скорее погибнуть, чем
отречься от своей веры и своего народа. Так произошло, в частности, с
марранами - крещеными испанскими евреями, сохранившими тайную
приверженность иудаизму и подвергшимися за это жесточайшим преследованиям
инквизиции. Новый период истории еврейства и иудаизма наступил в конце
XVIII века. Он характеризуется политической эмансипацией европейских евреев
в результате событий Великой Французской революции 1789 - 1794 гг. и
последовавшей за этим разрушением средневековой изоляцией иудейских общин,
на которые были распространены юридические акты о свободе вероисповедания.
В еврейской среде зародилось движение за приобщение евреев к достижениям
европейской цивилизации, получившее название хаскалы (просвещение). У его
истоков стоял выдающийся еврейский философ из Германии Мозес Мендельсон
(1729 - 1786). Одновременно развернулась кампания за ослабление системы
ритуальных предписаний и запретов в иудаизме и внешнее сближение
иудаистского богослужения с христианско-протестантским (так называемый
"реформированный иудаизм").
С XIX века еврейство Западной Европы, а затем и США захватили процессы
секуляризации и эмансипации: история иудаизма и история евреев, ранее
неразделимые, начали расходиться. Стала фактом национальная
самоидентификация евреев вне религиозных рамок. В то же время евреев
Восточной Европы, Российской империи и Азии эти процессы в XIX веке
затронули весьма незначительно, либо не затронули вообще.
К концу XIX века наряду с движениями, ведущими к ассимиляции евреев,
сформировалось национально-политическое течение, ставящее целью воссоздание
еврейского государства на исторической родине еврейского народа - в
Палестине, получившее наименование сионизма (от названия холма Сион, на
котором расположен Иерусалим). Его основоположником явился еврейский
публицист из Австрии Теодор Герцль (1860 - 1904), автор книги "Еврейское
государство".
В 1897 г. состоялся 1 Всемирный сионистский конгресс, проходивший в
Базеле (Швейцария), на котором была создана Всемирная сионистская
организация. Имевший своими истоками догматические положения иудаизма об
"избранном народе Божием", сионизм, тем не менее, сделался явлением не
религиозной, а светской политической жизни. В его рамках сложились самые
разнообразные идейные течения - от религиозно-фундаменталистских до
социалистических.
В XX веке процесс ассимиляции евреев получил наибольшее развитие в
странах Западной Европы и на территории СССР. Но в итоге Холокоста
(катастрофы) - физического уничтожения 6 млн. евреев в гитлеровской
Германии и на оккупированной ею территории Европы погибла подавляющая часть
европейских евреев, как ассимилированных, так и сохранивших традиционную
культуру. Причем в силу германской оккупации наиболее крупных
цивилизационных центров восточноевропейского еврейства носителей
традиционной еврейской культуры погибло больше.
Гитлеровский геноцид и вызванный им массовый психический шок не сломили,
однако, еврейского национального духа. Напротив, фактами послевоенной
истории мирового еврейства стали прорыв в неразрешимой ранее проблеме
возвращения евреев в Палестину (образование в 1948 г. государства Израиль)
и возвращение к иудаизму большого числа ассимилированных евреев, получившее
наименование тшува (возвращение), а также связанное с этим оживление
еврейской религиозной жизни, как в Израиле, так и в диаспоре .
1.1. Этническая картина современного иудаизма.
К середине 1980-х годов общая численность еврейского населения в мире
составила 12 млн. 988 тыс. человек, которые проживали в 81 стране. Наиболее
многочисленное еврейское население было в США (5,7 млн. человек) и Израиле
(3,4 млн. человек). Третью по численности территориальную группу еврейской
диаспоры представляли евреи СССР (свыше 1,7 млн. человек). Единство
иудейской религии на протяжении веков определяло и единство еврейского
народа вне зависимости от регионов его проживания, являясь основным
фактором самоидентификации и консолидации евреев в странах диаспоры.
Вместе с тем уникальными особенностями этой национально-монотеистической
религии явились соединение принципиальной ортодоксии и изоляционизма с
гибкостью и приспособляемостью к конкретным условиям существования ее
приверженцев в странах пребывания, а также сочетание высокой мессианской
идеи грядущего воссоединения разрозненного народа с практикой его прочного
укоренения на местах. Следствием этого стало разнообразие этнических групп
евреев, имеющих свои языковые, бытовые и обрядовые особенности.
Наиболее значительную по численности этническую общность в еврейском
народе составляют ашкеназы. Это европейские евреи, этнокультурный очаг
которых сформировался в средневековой Германии в IX - XII веках (Ашкеназ -
название Германии в средневековой раввинской литературе), а впоследствии
сместился на территорию Восточной Европы (Польша, Литва, Россия). В среде
ашкеназов возник разговорный еврейский язык - идиш, сложившийся на основе
смешанной германо-славянской лексической и грамматической базы и
древнееврейской письменности.
Ашкеназская субэтническая группа стала основой (с разной степенью участия
других групп евреев) нынешних еврейских общин большинства стран Европы,
США, Латинской Америки (Аргентина) и Южной Африки. Ашкеназы - наиболее
ассимилированная группа среди евреев, поскольку движение хаскала и
"реформированный иудаизм" зародились именно в Германии. Поэтому не
случайно, что подавляющее большинство нынешних европейских и американских
евреев считают родными языками языки стран проживания.
Основной этнокультурный очаг восточно-европейских евреев, охватывавший
территорию Польши, Литвы, Белоруссии, Украины, со специфическим еврейским
типом поселений, традиционным бытовым укладом и самобытной культурой,
именуемой на идиш "голдене кейт" ("золотая цепь"), был практически
полностью уничтожен гитлеровцами. Уцелевшие носители традиционной еврейской
культуры в подавляющем большинстве эмигрировали в Израиль.
Другая значительная субэтническая группа евреев, сложившаяся в
средневековой Испании в период арабского господства, получила название
сефардов (Сфарад - наименование Испании в средневековой раввинской
литературе). После изгнания в 1492 г. они расселились, главным образом, в
странах Ближнего Востока, в Турции, на Балканах, сохранили сложившийся в
Испании бытовой уклад, а также язык ладино, сформировавшийся на основе
староиспанского.
Позже сефардами стали именовать всех евреев азиатских стран, в
противоположность европейским евреям. Это не вполне точно, так как
восточные евреи составили большое число самобытных этноконфессиональных
общин, в том числе изолированных от остального еврейства вроде фалашей
Эфиопии, "черных евреев" Индии, китайских иселони. До образования Израиля
наиболее крупной субэтнической группой восточных евреев были евреи арабских
стран: Марокко, Йемена, Египта. До установления в 1979 г. исламско-
фундаменталистского режима значительная еврейская община проживала в Иране.
После образования в 1948 г. государства Израиль, еврейское население
которого составили репатрианты, представлявшие различные группы еврейства,
начался процесс образования принципиально новой еврейской этнокультурной
общности. Она основана на языке иврит - современном разговорном и
литературном языке, восстановленном на основе древнееврейского. Процесс
этот пока далек от завершения. Израильские евреи - переселенцы с Востока и
выходцы из Европы - все еще сохраняют обособленность в религиозном плане,
имея двух самостоятельных главных раввинов: ашкеназского и сефардского.
2 . Священные книги иудаизма.
Первая по важности и почитаемости священная книга иудаистов - ТаНаХ
(это аббревиатура, составленная путем сокращения названий его составных
частей: Тора (Закон), Невиим (Пророки) и Кетувим (Писания). ТаНаХ идентичен
Ветхому Завету христианской Библии. Он составлен из текстов, датируемых XV
- V веках до н.э. и написанных на древнееврейском языке.
Если спросить человека "с улицы", что для него означает иудаизм, девять из
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|