бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Иудаизм бесплатно рефераты

успешно применять при решении насущнейших проблем современного

человеческого общества. Объясняется это тем, что Тора рассматривает вечные

вопросы межчеловеческих отношений и отношений человека с Богом — как на

сознательном, так и на подсознательном уровне. Главное место она отводит

осмыслению неуловимых звеньев, связывающих человеческое и Божественное,

сознательное и подсознательное. Тора — это культура и цивилизация, которая,

будучи прямо или косвенно источником всех либеральных идей, сформировавших

современный мир, в то же время способна указать путь к несравненно более

возвышенному и совершенному.

Безусловно, мир, существовавший более трех тысячелетий тому назад,

очень мало похож на мир, в котором мы живем сегодня.

3. Вероучение иудаизма.

Основой иудаистского вероучения является последовательный монотеизм, не

допускающий компромиссов. Это выражено в иудейском символе веры "Шема",

которым начинается богослужение: "Слушай, Израиль! Господь наш Бог, Господь

один! Со временем среди последователей иудаизма сложился благочестивый

обычай не употреблять в обиходной речи имени Бога, заменяя его словом

"Адонаи" (Владыка). Закрепляя это правило, хранители текста Библии ставили

к согласным буквам слова "Яхве" знаки огласовки для слова "Адонаи". Из

этого соединения возникла ставшая широко распространенной транскрипция

"Иегова" - искаженная форма имени "Яхве".

Божья воля открывается человеку через слово Бога, выраженное в Законе

(Торе) и словах Пророков. Как считают иудаисты, первым народом, который Бог

избрал для открытия своей воли через Закон, данный Моисею (Синайский

завет), был народ Израиля. Отсюда его особая роль в истории. По словам

авторитетного израильского раввина Л. Финкельстайна, "тот факт, что народ

Израиля получил Закон и слышал Пророков, не наделяет его... особыми

привилегиями, зато налагает на него особые обязательства". И далее: "Эта

ответственность - чтить Закон, изучать его и объяснять, служить примером

его неукоснительного соблюдения - выражается понятием "избранный народ".

Неевреи, принявшие иудаизм (герим), становятся полноправными членами

еврейской общины (мы сознательно подчеркиваем это обстоятельство вопреки

распространенному заблуждению, согласно которому иудаизм якобы является

нерецептивной религией, то есть религией, которую не может принять

сторонний человек и последователи которой воспроизводятся только за счет

деторождения во внутриконфессиональных браках).

Случаи принятия иудаизма народами, этнически не связанными с евреями, в

истории известны, но в целом прозелитизм не получил в иудаизме

значительного развития из-за учения о богоизбранности еврейского народа.

Исторически в иудаизме существовали две тенденции: национального

избранничества и экуменическая. В талмудическую эпоху победила первая. С

учением о богоизбранности связана и особая роль в иудаизме исторической

родины евреев - Палестины, именуемой Эрец Исраэль (Земля Израиля), которая

считается Святой Землей, и ее главной святыни - Иерусалима.

Завершение исторического призвания народа Божия должно осуществиться

через явление Мессии (от древнееврейского "машиах" - помазанник) -

"помазанника Божия". Обряд помазания елеем (освященным маслом оливы)

означал у древних евреев снисхождение Духа Божия на человека, избранного на

царское служение. В тексте Библии говорится о том, что пророк Самуил

совершил помазание на царство первого израильско-иудейского царя Саула.

Согласно иудаистскому вероучению Мессия - посланец Божий, явившись иудеям

в виде смиренного учителя из рода царя Давида (преемника Саула), не только

восстановит царство Израиля и соберет рассеянный по свету еврейский народ,

но и установит на земле царство всеобщего мира и братства людей. В этом

состоит основной пункт расхождения между христианством и иудаизмом. В то

время как христиане признают Мессией Иисуса Христа ("Христос" - греческое

значение слова "помазанник"), иудаисты считают, что подлинный Мессия явится

в будущем.

В XII веке вероучение иудаизма было систематизировано вышеупомянутым

Маймонидом, сформулировавшим 13 принципов веры: в существование Бога; в его

единство; в его бесплотность; в его бесконечность; в богообщение

посредством молитвы; в пророков как выразителей воли Бога; в превосходство

Моисея над другими пророками; в откровение Закона (Торы) Моисею на горе

Синай; в нерушимость Закона; в Божественное провидение и справедливость; в

приход Мессии; в воскресение мертвых; в бессмертие души. Эти положения

позже были изложены в поэтической форме, составив особый синагогальный гимн

- Игдал.

3.1. КОНЦЕПЦИЯ МИЦВЫ.

Мицва (мн. ч. — мицвот) означает повеление, или заповедь. Западный мир

не знаком с концепцией, согласно которой человек поступает определенным

образом потому, что это мицва. В своем поведении мы обычно исходим (если

исходим) из моральных соображений, соответствующих системе ценностей,

принятой в том обществе, где мы воспитывались и живем. Однако в

экстремальных ситуациях часто оказывается, что отстоять эту систему очень

трудно. Ее модель поведения ненадежна, поскольку она строится на принципах,

которые слишком расплывчаты, лишены рационального обоснования. Самым

убедительным примером ненадежности подобной системы "моральных ценностей"

является нацизм. Мы стали свидетелями того, как нация, которая гордилась

своей высокой культурой, всего за несколько лет перевернула свою мораль с

ног на голову, что имело катастрофические последствия. На протяжении всей

истории человечества великие мыслители, такие, как Платон, Спиноза, Кант,

Маркс, создали прекрасные этические системы, которые призывали человека

обуздать свое "я" ради блага общества. Все попытки воплотить их в жизнь

потерпели крах. Во-первых, великие философы не имели достаточного

авторитета. Во-вторых, они не принимали в расчет суровой действительности,

не считались с тем, каков человек на самом деле. Им не удалось разработать

конкретной программы, которая помогла бы из существа, целиком

сосредоточенного на самом себе и думающего лишь о своем благе, воспитать

человека, готового отказаться от собственных интересов ради высших идеалов.

Все соглашались, что вышеупомянутые системы прекрасны, но... для кого-

нибудь другого.

Система мицвот лишена этих недостатков. Идея мицвы вносит в нашу жизнь

мотивацию: мы поступаем так, а не иначе не потому лишь, что считаем это

правильным, а потому, что знаем: Бог хочет, чтобы мы поступали именно так.

Благодаря этому в нашу жизнь привносится некое новое, более высокое

измерение, которое производит революционное изменение в нашем отношении к

себе, к миру, к другим людям. Более того, мицвот действуют на многих

уровнях: они дают нам и общую жизненную ориентацию, и конкретные подробные

указания, касающиеся как отношений между людьми, так и отношений человека с

Богом, — высшей духовной реальностью, находящейся вне нас. Мицвот,

касающиеся отношений человека с Богом, включают в себя многие символические

действия, цель которых — изменить, улучшить нас как на сознательном, так и

на подсознательном уровне.

3.2. ПОРЯДОК И ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОСТЬ МИЦВОТ.

Традиционно Тора содержит 613 мицвот, если собрать их все вместе — и

предписывающие, и запрещающие. В ней много раз констатировано, что они

составляют единое целое, однако их общая схема не сразу становится ясной из

Письменной Торы. В течение многих веков делались различные попытки

классифицировать мицвот. В Мишне, представляющей собой авторитетное

изложение Устной Торы, выполненной раби Йегудой га-наси во втором веке

новой эры, мицвот сгруппированы в шесть разделов — сдарим /букв. порядки/,

с шестьюдесятью масехот, или трактатами. Мицвот сгруппированы по темам:

один седер содержит мицвот, касающиеся ведения сельского хозяйства в Эрец

Исраэль, другой — мицвот, относящиеся к шабат (субботе) и праздникам,

третий — мицвот, касающиеся гражданского законодательства, и так далее.

Этой классификации следует и Талмуд.

Тысячу лет спустя раби Моше бен Маймон (Рамбам, или Маймонид) создал

более подробную классификацию; он разделил мицвот Устного Закона на

четырнадцать основных групп. Через два столетия после него раби Яаков бен

Ашер (известный как автор "Тура") создал свод мицвот, ограничив его теми из

них, которые применимы в наше время (т. е. исключил из него законы служения

в Храме и связанные с этим галахот — установления). Он сократил число

основных групп до четырех, из которых первая ("Орах хайм" — "Образ жизни")

охватывает те мицвот, которые сопровождают еврея, начиная с момента, когда

он просыпается утром, и до отхода ко сну, на протяжении всего года, включая

шабат, праздники, дни радости и скорби. Остальные три категории мицвот —

это законы питания и все те, что связаны с продовольствием; затем

гражданские законы и, наконец, законы семейной жизни.

В настоящей работе мы в принципе придерживаемся обновленной

классификации раби Шимшона Рафаэля Гирша, данной им в книге "Хорев", где

мицвот сгруппированы согласно их функциям.

В соответствии с этой классификацией мицвот Торы, применимые в

настоящее время, можно разделить на пять групп.

ГРУППА 1: Справедливость по отношению к людям

Мицвот, составляющие основу социального законодательства Торы.

ГРУППА 2: Справедливость по отношению к окружающему миру

Мицвот, регулирующие использование нами окружающего мира и получение

удовольствия от его благ.

ГРУППА 3: Любовь и забота о людях

Мицвот, усиливающие чуткость осознания нужд людей.

ГРУППА 4: Обогащение окружающего мира

Мицвот, выполнение которых наполняет окружающий мир действиями,

угодными Богу.

ГРУППА 5: Жизнь духа

Мицвот, обращенные к уму и сердцу и способствующие сближению с

Богом,

Даже по этой схеме в данной классификации виден определенный порядок.

Мицвот первых двух групп имеют целью установление справедливых отношений

- сначала с другими людьми, а затем — со всем окружающим миром. Цель

мицвот третьей группы

- поднять уровень отношений с другими людьми от справедливости до

любви и заботы. Подобно этому мицвот четвертой группы обеспечивают наше

продвижение от справедливых отношений человека с окружающим миром к

духовному обогащению этого мира.

Наконец, пятая группа охватывает духовные качества, которые лежат в

основе всех мицвот и, по сути, являются их конечной целью.

Как уже упоминалось, мы следуем классификации мицвот раби Шимшона

Рафаэля Гирша. В большинстве случаев приводится и его объяснения этих

мицвот. Мы поступаем так потому, что считаем именно его взгляды наиболее

созвучными нашему времени.

Деятельность рава Гирша приходится на первую треть девятнадцатого

века, период, когда начавшаяся европейская эмансипация дала евреям

возможность уйти из гетто и принять участие в социальной, интеллектуальной

и экономической жизни своего времени. Опьяненные этим новым для них миром,

евреи и еврейки воспринимали традиционный иудаизм с его ограничениями как

препятствие на пути к прогрессу. Он представлялся им темным и безжизненным,

как и гетто, из которого они вышли; все манящие огни были в новом для них

мире.

Рав Гирш, родившийся в Гамбурге в 1808 году, уже в молодости понял,

что они совершали роковую ошибку. Он видел, что Тора ведет к цивилизации,

идеалы которой гораздо более возвышенны и глубоки, чем идеалы западного

мира. Тора не только не препятствует прогрессу, она ведет человечество к

наивысшему прогрессу — многие из ее мицвот стали символами самых могучих

прогрессивных идей, когда-либо предложенных человечеству. И именно

еврейский народ был избран орудием, с помощью которого эти идеи должны быть

воплощены в жизнь.

Будучи еще молодым человеком, рав Гирш стремился донести эти взгляды

до своих собратьев по вере в Германии. Ему удалось убедить и вдохновить

значительное число молодых людей соблюдать мицвот Торы во всей их полноте,

не отказываясь при этом от участия в жизни эмансипированного общества

Германии 19 века. Рав Гирш стал основателем движения, которое продолжает

успешно развиваться и сегодня во многих странах мира, особенно в

Соединенных Штатах.

Первой крупной работой рава Гирша была книга "Хорев", которую он

адресовал "мыслящим молодым евреям и еврейкам" своего времени. Именно из

разработанной Гиршем в "Хореве" системы мицвот и его объяснения значения и

целей жизни еврея мы в значительной мере исходим в настоящей работе.

3.3. СИМВОЛИКА ТОРЫ.

Чтобы правильно понять смысл мицвот, необходимо учитывать их

символическое значение. Наиболее ярко это видно в мицвот второй группы

(справедливость по отношению к окружающему миру), и таким объяснением мы

полностью обязаны гению рава Гирш. Мицвот четвертой группы (духовное

обогащение окружающего мира) сама Тора характеризует как символические по

своей природе. Далее мы убедимся, что символы играют важную роль и в других

группа мицвот.

Нас это не должно удивлять: вся наша жизнь регулируется символами — от

рукопожатия до огня светофора. Современные психологи обнаружили, что

символы сохраняются в подсознании человека очень долго. Поскольку Торе

предстоит жить тысячелетие то неудивительно, что в ней широко использованы

символы.

В Торе так много символики еще и потому, что символы очень сильно

влияют на сознание человека. Символы не имеют временных пределов, они

отзываются в сознании бесконечным разнообразием их значений. И даже если мы

не осознаем эти значения, они, тем не менее, воздействуют на подсознание,

влияя, таким образом, на побудительные мотивы наших действий.

Следуя за равом Гиршем, мы не останавливаемся на кабалистических

объяснениях мицвот. Однако можно обнаружить, что символические объяснения

некоторых мицвот часто имеют источники в "Зогаре" и других кабалистических

книгах. В этом тоже нет ничего странного, если вспомнить, что кабала

исследует в основном мир подсознания, в особенности тех уровней

человеческой психики, которые выходят за пределы "эго".

3.4. "ОБЪЯСНЕНИЯ" МИЦВОТ.

Как правило, рав Гирш относится к мицвот, как к установленным истинам,

какими бы оригинальными и новаторскими ни были предлагаемые им объяснения

их. Это связано с особенностями его методологии.

Рав Гирш считал, что мицву следует, прежде всего, проанализировать со

всеми ее галахическими подробностями и тонкостями, ибо лишь в результате

такого анализа может быть выявлен ее смысл. Это метод, принятый в науке,

где теория должна адекватно отражать все известные факты. В данном случае

место фактов науки занимают юридические факты Галахи. Рав Гирш называл это

"пониманием Торы на основе ее собственных источников". Важной составной

частью его исследований были агадические источники и мидраши, поскольку они

показывают, как понимали цели и функции мицвы мудрецы Торы.

Возьмем, например, мицву, запрещающую работать в шабат. При

поверхностном взгляде может показаться, что в ее основе лежит не что иное,

как стремление сделать шабат еженедельным днем отдыха. Но разъяснения

Галахи, касающиеся законов шабат, не соответствуют таким представлениям.

Так, например, согласно Галахе, тяжелый физический труд не обязательно

является осквернением шабат. Критерий, с помощью которого определяют, какой

вид деятельности представляет собой осквернение святости шабат, а какой

нет, по-видимому, совсем не связан с физическим трудом. Что же является

критерием? Ответ на этот вопрос не так прост.

Те, которые довольствуются поверхностным анализом, просто игнорируют

эту проблему. Но рав Гирш не пожелал ее игнорировать. Путем блестящих

аналитических рассуждении он вывел из данных Галахи некоторые важные

принципы, и его оригинальная интерпретация сложных законов шабат на основе

этих принципов делает эти законы вполне объяснимыми.

Тем не менее, следует помнить, что во многих случаям объяснения мицвот

— не более чем теоретические рассуждения, и именно в качестве таковых их

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5