бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Иудаизм бесплатно рефераты

десяти ответят: суббота, праздники, синагога, законы питания, обрезание,

траурный обряд.

Но все это лишь малая часть иудаизма — системы, которая охватывает все

стороны жизни: отношения между личностью и обществом, личные

взаимоотношения, типы поведения, отношения между мужем и женой, между

начальником и подчиненным, профессиональную и деловую этику, домоводство,

взаимоотношения в общине, обществе и государстве. Другими словами, иудаизм

— это искусство жить во всех его проявлениях. Законы, которые регулируют

отношения во всех сферах жизни, — такие же четкие, как и те, что определяют

правила питания или порядок службы в синагоге. Все части Торы,

взаимодействуя, служат одной всеобъемлющей цели — созданию справедливого

общества, воодушевляемого пониманием того, что человек сотворен по подобию

Бога.

Но Тора на этом не останавливается. Ее цель — создать идеальное

общество, по законам которого захочет жить весь мир, и таким образом все

человечество обретет благословение Торы. Всегда, когда речь идет об особых

обязанностях еврейского народа. Тора неизменно упоминает и о своей

универсальной цели:

Два главных отличия ТаНаХа от христианской Библии: во-первых, его свод

не содержит Нового завета - христианских священных книг, не признаваемых

иудаистами; во-вторых, он заключает в себе 39 книг, в то время как

христианская (христианский Ветхий Завет) - 50. Одиннадцать книг, написанных

на греческом языке в IV - 1 веках до н.э., в еврейский канон уже не вошли.

Они содержатся в христианском Ветхом завете, причем католики считают их

каноническими, а православные - нет.

Свой современный вид ТаНаХ приобрел в III веке до н. э.-1 веке н. э.

Окончательное оформление его текста произошло к VIII веку н. э. трудами

масоретов (хранителей еврейского предания), отчего он также получил

название "Масоретский канон".

По иудейской традиции 39 книг ТаНаХа разделены на три отдела. Первый

отдел - Тора (Закон) или Пятикнижие Моисеево, является наиболее почитаемой

частью иудейского канона и включает пять книг: Бытие (Берешит), Исход

(Шемот), Левит (Вайикра), Числа (Бемидбар), Второзаконие (Дварим). В

европейской традиции латинского перевода ТаНаХа пять книг Моисеевых

называются соответственно Генезис, Эксо-дус, Левитикус, Нумери,

Дейтерономия. Второй отдел - Невиим (Пророки) делится, в свою очередь, на

старших Пророков (6 книг) и младших Пророков (15 книг). В третий отдел -

Кетувим (Писания) вошли 13 книг.

Язык ТаНаХа - древнееврейский, является богослужебным языком иудеев,

причем священное значение придается как звучанию древнееврейских текстов,

так и их графической основе. ТаНаХ написан квадратным семитическим письмом,

в котором контуры знаков вписываются в квадрат, с направлением строки

справа налево и сверху вниз. По общесемитской традиции гласные звуки

изображаются специальными знаками огласовки. В отличие от арабской графики

еврейское квадратное письмо лишено слитности - буквы изображаются отдельно.

Характерна высокая степень сакрализации ТаНаХа у евреев. Сама книга

почитается как предмет культа; обращение с ней строго ритуализировано. Тора

в богослужении употребляется в виде свитков, навернутых на деревянные

стержни - в таком виде она, по преданию, существовала в древние времена.

Свитки Торы, пришедшие в негодность, не уничтожаются, а погребаются на

еврейском кладбище (иногда их вкладывают в руки умершего).

В отличие от ТаНаХа, который считается зафиксированным живым словом

Бога, свод религиозно-этических, ритуальных и правовых положений иудаизма,

именуемый Талмудом (Изучение), - рукотворное создание нескольких поколений

законоучителей. Исторический генезис Талмуда довольно сложен. Первая

историческая ступень его формирования - толкования текстов ТаНаХа, так

называемые мидраши, были составлены учеными евреями в послевавилонскую

эпоху. Их совокупность составляет древнееврейскую гомилетическую литературу

(мидрашим).

Несколько позже началась систематизация так называемой Устной Торы •

законодательного материала, состоявшего из комментариев и разъяснений Торы,

в течение долгого времени бытовавшего в устной традиции. Ее начал ученый

Иерусалимский законоучитель Гиллель в конце 1 века до н.э.- начала 1 века

н. э. Затем она была продолжена в ученых коллегиях городов Явны и Ципоры. В

конце II - начале III веков весь этот материал был обработан и объединен

Йегудой ха-Наси, главой ученой коллегии палестинского города Ципоры, после

чего получил название Мишна (Повторение).

Мишна включает 63 трактата, объединенные в 6 тематических разделов:

Зераим (Посевы) - аграрное законодательство; Моэд (Праздники) - праздничный

ритуал; Нашим (Жены) -брачное законодательство; Незикин (Повреждения) -

уголовные законы; Кодашим (Святыни) - порядок богослужения; Тегарот

(Чистоты) - ритуальная чистота. В совокупности тексты этих разделов

охватывают весь еврейский религиозно-бытовой уклад, детально и тщательно

регламентируют всю установочную информацию ТаНаХа, доводя ее до уровня

рекомендаций по конкретным ситуациям.

Главная цель Мишны - помощь скрупулезному следованию заветам Бога в

мельчайших проявлениях жизни, чтобы ощущалась непосредственная связь с

Богом всяким правоверным иудеем. Особый интерес представляет трактат Авот

("Поучения Отцов"), включенный в раздел Незикин. В нем в афористической

форме изложены религиозно-нравственные установления, принадлежащие

еврейским ученым мудрецам III века до н. э. - III века н. э.

В III-V веках н. э. в палестинских и вавилонских йешивах был составлен

третий слой комментариев и толкований, получивших название Гемара

(Заключение). В относительно упрощенном понимании Гемара - это комментарии

к Мишне. Вместе с Мишной Гемара палестинских школ составила Иерусалимский

Талмуд (Талмуд Иерушалми), сформированный в IV веке.

В эпоху гаонов в Вавилонии был составлен Вавилонский Талмуд (Талмуд

Бавяи), включивший Мишну и Гемару вавилонских йешив. Завершение его

формирования относится к 500 - 530 гг. н. э. Вавилонский Талмуд имеет у

иудеев более высокий авторитет, чем Иерусалимский, поскольку он почти в

четыре раза объемнее, полнее по содержанию, вразумительнее по языку и

тщательнее откомментирован.

Помимо композиционного (Мишна из 6 разделов) и послойного (Мишна -

Гемара) членения Талмуд содержательно подразделяется на Галаху (Понятие) и

Аггаду (Сказание). Галаха - суждения законоведов, основанные на юридическом

истолковании текстов Торы и приобретшие силу обязательных законов. Аггада -

притчи, изречения и доктрины, не имеющие обязательного значения. Аггада

является менее сакрализованной и менее авторитетной составляющей Талмуда.

Таким образом, Талмуд представляет собой своего рода энциклопедию

еврейского мироощущения и мирообъяснения, практически недоступную

неквалифицированному восприятию и пониманию в силу своей исключительной

своеобразности и прочной привязанности к древним образам и текстам. Среди

неевреев - россиян бытует обыкновение иронически называть "талмудом" любой

объемный и маловразумительный текст, проистекающее из неосведомленности и

отчасти от религиозной нетерпимости, тем более что никто из неспециалистов

Талмуда в глаза никогда не видел - его перевод на русский язык только

начинает осуществляться.

Многослойность и энциклопедичность содержания, стилистическая

пестрота, особый характер изложения, местами стенографически копирующий

споры и диалоги раввинов, обилие сведений самого неожиданного характера (в

том числе естественнонаучных, астрономических, математических) делают

Талмуд не похожим на священные книги христиан (повествовательно-

проповеднический Новый Завет) и мусульман (страстно экзальтированный и

глубоко образный Коран).

Систематизация и толкование иудейского вероучения и ритуала активно

продолжались и в раввинистическую эпоху. Наибольший авторитет в этой

области приобрели труды выдающегося еврейского мыслителя Моисея Маймонида

(1135 -1204), известного под именем Рамбам (представляет собой аббревиатуру

от полного имени - раббейну Моше бен Маймон). Деятельность Маймонида,

выходца из Испании, протекала при дворе мусульманских правителей Египта,

где он служил Придворным врачом египетского султана. В числе других

сочинений им был создан обширный трактат "Мишне-Тора" (Повторение Торы) -

своеобразное энциклопедическое руководство к Торе и Талмуду.

По словам российского исследователя иудаизма ХК века В. Григорьева,

Маймонид "дал своими трудами зданию талмудизма, с одной стороны,

целостность, стройность и полноту, которых оно до него не имело, а с другой

- старался проникнуть мрак его светом разума, утвердить его на рациональных

началах".

В XVI веке сефардский раввин из г. Цфата (Палестина) Йосеф Каро (1485

- 1575) завершил кодификацию предписаний Талмуда. Он составил талмудический

кодекс "Шулхан-Арух" (Накрытый Стол), состоящий из четырех разделов:

Ораххаим (порядок богослужения, праздники, субботний покой); Иоре-деа

(домашний обиход, пища); Эвенха-эзер (брак); Хошен-мишнат (суд). Краковский

раввин Моше Иссерлис (1520 - 1572) дополнил кодекс Каро ашкеназскими

обычаями в трактате-добавлении "Малпа" (Скатерть), после чего "Шулхан-Арух"

сделался главным руководством по талмудическому праву у последователей

ортодоксального иудаизма.

Особо следует остановиться на каббалистической литературе. Каббала

(буквально "предание")- эзотерическое теософское учение с элементами

мистики и магии, возникшее внутри иудаизма в 1-III веках н. э. в еврейских

общинах Палестины и Вавилонии. Свое окончательное оформление оно получило в

Испании в XIII - XIV веках. Для Каббалы характерно стремление постигнуть

сокровенный смысл Торы и других священных книг, заключающих, по мнению

каббалистов, символическое описание Бога и Божественных процессов. Одно из

основных понятий Каббалы - сфирот, или десять ипостасей сокровенного Бога.

Каждая из них наделена специфическими качествами, а все вместе они

находятся в постоянном динамическом взаимодействии и управляют материальным

миром.

Наиболее важное каббалистическое сочинение - книга "Зогар" (Сияние),

почитаемая каббалистами наравне с Торой и Талмудом. Предположительно, что

ее автор - еврейский мистик из Испании Моше бен Шем Тов де Леон (умер в

1305 г.). "Зогар" представляет собой мистический комментарий к Торе,

перемежающийся мидрашами о еврейских мудрецах II века. Его полное издание

составляет 22 тома. Учение Каббалы оказало большое воздействие на

формирование различных течений в иудаизме, в частности, с ним напрямую

связано богословие хасидизма.

2.1 Тора и ее развитие в веках.

Здесь неоднократно упоминалась Тора, Мишна, Галаха, Агада, Талмуд,

Гмара, Мидраш. Поэтому мы сочли уместным дать краткий обзор развития Торы

во времени.

Прежде всего, следует различать два значения слова "Тора": в узком

значении Тора — это Пятикнижие, пять книг Моше-рабейну, в широком — все

книги Священного Писания, все законы, практика, обычаи и понятия, которые

составляют содержание иудаизма.

ПИСЬМЕННАЯ И УСТНАЯ ТОРА.

Тора, которую евреи получили на горе Синай, состоит из Письменной и

Устной Торы. Письменная Тора — это то, что обычно называют Пятикнижием, а

также Книги пророков и Писания. В Торе рассказано, как народ Исраэля

вступил в завет с Богом; там же излагается основной смысл законов — мицвот,

которые евреи обязались соблюдать. Эти законы во всей их полноте, а также

практика их применения передавались устно из поколения в поколение на

протяжении веков. В течение почти полутора тысяч лет после дарования Торы

традиции, составляющие Устный закон, не записывались. Их можно было изучать

только в устной форме, непосредственно общаясь с учителем Торы. Еврейские

мудрецы умели применять, с присущим им мастерством, эти законы к новым

ситуациям в постоянно меняющейся жизни. Этот процесс идет и в наши дни.

Свод правил, касающихся практических предписаний Торы, называется Талахой.

Книги пророков (Невиим) и Святые Писания (Ктувим), занимая подчиненное

положение по отношению к Пятикнижию, тем не менее составляют вместе с ним

единую книгу ТаНаХ.

ТаНаХ — аббревиатура слов Тора, Невиим, Ктувим.

В Книги пророков входят записанные речи пророков Исраэля; это

уникальное явление в мировой истории. Их страстные призывы к справедливости

и братской любви во имя Бога и Его Торы находили отклик во все времена;

отзвуки их нашли свое отражение и в настоящей работе. Святые Писания,

включающие в себя Тегилим (Псалмы), Мишле (Притчи), Книгу Ийова и многие

другие, — это ответ великих обладателей Святого Духа на духовный призыв

Торы.

МИШНА.

В конце II в. н.э. раби Йегуда га-наси, предвидя длительное изгнание и

рассеяние еврейского народа, возглавил обработку, кодификацию и запись

Устного Закона. Этот труд был назван Мишной, что означает "повторение" или

"передача". Мудрецов Мишны называют танаим, а этот период — эпохой танаим.

ТАЛМУД.

Мишна сразу же стала предметом новых дискуссий. В ешивах Вавилонии

эти дискуссии продолжались в течение трех столетий. В конце V в. они были

подытожены, собраны в единую книгу и необыкновенно искусно отредактированы

и изданы равом Аши и равом Равиной II. Записи этих диспутов — Гмара

(завершение) вместе с Мишной, которую они разъясняют, составляют

Вавилонский Талмуд. Мудрецов Талмуда называют аморайм (разъяснители).

В середине IV в. из-за преследований христиан ешивы Эрец Исраэль

закрылись. Собранные в то время дискуссии живших в Эрец Исраэль амораим

составили Йерушалаимский Талмуд. В это время поддерживался тесный контакт

между двумя основными центрами еврейской жизни — Вавилонией (Междуречьем) и

Эрец Исраэль (Палестиной).

САВОРАИМ.

В течение полувека после составления Вавилонского Талмуда его текст

изучали последователи амораим — савораим (мыслители), которые добавили к

нему лишь некоторые завершающие штрихи.

Хотя Талмуд и был завершен, обсуждения содержащихся в нем положений

никогда не прекращались. Труд амораим и савораим продолжили вавилонские

геоним ("гаон" — гений) в период с 540 по 1040 г. Они положили начало

литературе респонса (посланий), в респонсах давались авторитетные ответы на

вопросы отдельных людей или общин.

РИШОНИМ.

Евреи, жившие в Европе под христианским владычеством, получили

название ашкеназим (от Ашкеназ, как в Торе названа Центральная Европа), а

тех, кто были под властью мусульман в Испании и Северной Африке, стали

называть сфарадим (сефарды, от Сфа-рад, как в Торе названа Испания).

С распространением еврейской диаспоры в Западной Европе (Испании,

Франции и Германии) и в Северной Африке там возникли центры изучения Торы.

Учители Торы этого времени известны как ришоним (ранние).

Период ришоним приходится на 1000-1500 гг. Среди многих выдающихся

галахических трудов, написанных в это время, выделяется Мишне Тора Рамбама

(1187).

АХАРОНИМ.

Начиная с 1500 г. мудрецов Торы называют ахароним (позднейшие).

Основным галахическим трудом этого времени стал, несомненно, Шулхан Арух,

созданный раби Йосефом Каро в 1567 г. в Эрец Исраэль. Со временем в эту

книгу вошли и замечания раби Моше Иссерлеса из Кракова (Польша),

выражавшего ашкеназийскую точку зрения по обсуждаемым вопросам. Они были

включены в авторский текст (хотя Каро был сефардом). Написано и много

других галахических трудов; продолжал развиваться жанр респонса.

Ахароним занимались, в основном, применением принципов, изложенных в

Торе и Талмуде, к тем социально-экономическим условиям, в которых

оказывались евреи в те времена.

2.2. АКТУАЛЬНОСТЬ ТОРЫ.

Евреи убеждены, что Тора, данная им более трех тысяч лет назад,

актуальна и сегодня.

Она, правда, предстает перед нами облаченной в одежды второго

тысячелетия до новой эры. В ее рассказах на каждом шагу встречаются то

корова, то осел, то мельничный жернов; ее быт наполнен привычками и

обычаями, характерными для тех давних времен. Но тому, кто способен за

внешним покровом увидеть и постичь внутренний смысл происходящего, Тора

предстанет сегодня столь же актуальной, какой она была тогда. Ее принципы и

предписания, переведенные на язык представлений сегодняшнего дня, можно

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5