Иудаизм
десяти ответят: суббота, праздники, синагога, законы питания, обрезание,
траурный обряд.
Но все это лишь малая часть иудаизма — системы, которая охватывает все
стороны жизни: отношения между личностью и обществом, личные
взаимоотношения, типы поведения, отношения между мужем и женой, между
начальником и подчиненным, профессиональную и деловую этику, домоводство,
взаимоотношения в общине, обществе и государстве. Другими словами, иудаизм
— это искусство жить во всех его проявлениях. Законы, которые регулируют
отношения во всех сферах жизни, — такие же четкие, как и те, что определяют
правила питания или порядок службы в синагоге. Все части Торы,
взаимодействуя, служат одной всеобъемлющей цели — созданию справедливого
общества, воодушевляемого пониманием того, что человек сотворен по подобию
Бога.
Но Тора на этом не останавливается. Ее цель — создать идеальное
общество, по законам которого захочет жить весь мир, и таким образом все
человечество обретет благословение Торы. Всегда, когда речь идет об особых
обязанностях еврейского народа. Тора неизменно упоминает и о своей
универсальной цели:
Два главных отличия ТаНаХа от христианской Библии: во-первых, его свод
не содержит Нового завета - христианских священных книг, не признаваемых
иудаистами; во-вторых, он заключает в себе 39 книг, в то время как
христианская (христианский Ветхий Завет) - 50. Одиннадцать книг, написанных
на греческом языке в IV - 1 веках до н.э., в еврейский канон уже не вошли.
Они содержатся в христианском Ветхом завете, причем католики считают их
каноническими, а православные - нет.
Свой современный вид ТаНаХ приобрел в III веке до н. э.-1 веке н. э.
Окончательное оформление его текста произошло к VIII веку н. э. трудами
масоретов (хранителей еврейского предания), отчего он также получил
название "Масоретский канон".
По иудейской традиции 39 книг ТаНаХа разделены на три отдела. Первый
отдел - Тора (Закон) или Пятикнижие Моисеево, является наиболее почитаемой
частью иудейского канона и включает пять книг: Бытие (Берешит), Исход
(Шемот), Левит (Вайикра), Числа (Бемидбар), Второзаконие (Дварим). В
европейской традиции латинского перевода ТаНаХа пять книг Моисеевых
называются соответственно Генезис, Эксо-дус, Левитикус, Нумери,
Дейтерономия. Второй отдел - Невиим (Пророки) делится, в свою очередь, на
старших Пророков (6 книг) и младших Пророков (15 книг). В третий отдел -
Кетувим (Писания) вошли 13 книг.
Язык ТаНаХа - древнееврейский, является богослужебным языком иудеев,
причем священное значение придается как звучанию древнееврейских текстов,
так и их графической основе. ТаНаХ написан квадратным семитическим письмом,
в котором контуры знаков вписываются в квадрат, с направлением строки
справа налево и сверху вниз. По общесемитской традиции гласные звуки
изображаются специальными знаками огласовки. В отличие от арабской графики
еврейское квадратное письмо лишено слитности - буквы изображаются отдельно.
Характерна высокая степень сакрализации ТаНаХа у евреев. Сама книга
почитается как предмет культа; обращение с ней строго ритуализировано. Тора
в богослужении употребляется в виде свитков, навернутых на деревянные
стержни - в таком виде она, по преданию, существовала в древние времена.
Свитки Торы, пришедшие в негодность, не уничтожаются, а погребаются на
еврейском кладбище (иногда их вкладывают в руки умершего).
В отличие от ТаНаХа, который считается зафиксированным живым словом
Бога, свод религиозно-этических, ритуальных и правовых положений иудаизма,
именуемый Талмудом (Изучение), - рукотворное создание нескольких поколений
законоучителей. Исторический генезис Талмуда довольно сложен. Первая
историческая ступень его формирования - толкования текстов ТаНаХа, так
называемые мидраши, были составлены учеными евреями в послевавилонскую
эпоху. Их совокупность составляет древнееврейскую гомилетическую литературу
(мидрашим).
Несколько позже началась систематизация так называемой Устной Торы •
законодательного материала, состоявшего из комментариев и разъяснений Торы,
в течение долгого времени бытовавшего в устной традиции. Ее начал ученый
Иерусалимский законоучитель Гиллель в конце 1 века до н.э.- начала 1 века
н. э. Затем она была продолжена в ученых коллегиях городов Явны и Ципоры. В
конце II - начале III веков весь этот материал был обработан и объединен
Йегудой ха-Наси, главой ученой коллегии палестинского города Ципоры, после
чего получил название Мишна (Повторение).
Мишна включает 63 трактата, объединенные в 6 тематических разделов:
Зераим (Посевы) - аграрное законодательство; Моэд (Праздники) - праздничный
ритуал; Нашим (Жены) -брачное законодательство; Незикин (Повреждения) -
уголовные законы; Кодашим (Святыни) - порядок богослужения; Тегарот
(Чистоты) - ритуальная чистота. В совокупности тексты этих разделов
охватывают весь еврейский религиозно-бытовой уклад, детально и тщательно
регламентируют всю установочную информацию ТаНаХа, доводя ее до уровня
рекомендаций по конкретным ситуациям.
Главная цель Мишны - помощь скрупулезному следованию заветам Бога в
мельчайших проявлениях жизни, чтобы ощущалась непосредственная связь с
Богом всяким правоверным иудеем. Особый интерес представляет трактат Авот
("Поучения Отцов"), включенный в раздел Незикин. В нем в афористической
форме изложены религиозно-нравственные установления, принадлежащие
еврейским ученым мудрецам III века до н. э. - III века н. э.
В III-V веках н. э. в палестинских и вавилонских йешивах был составлен
третий слой комментариев и толкований, получивших название Гемара
(Заключение). В относительно упрощенном понимании Гемара - это комментарии
к Мишне. Вместе с Мишной Гемара палестинских школ составила Иерусалимский
Талмуд (Талмуд Иерушалми), сформированный в IV веке.
В эпоху гаонов в Вавилонии был составлен Вавилонский Талмуд (Талмуд
Бавяи), включивший Мишну и Гемару вавилонских йешив. Завершение его
формирования относится к 500 - 530 гг. н. э. Вавилонский Талмуд имеет у
иудеев более высокий авторитет, чем Иерусалимский, поскольку он почти в
четыре раза объемнее, полнее по содержанию, вразумительнее по языку и
тщательнее откомментирован.
Помимо композиционного (Мишна из 6 разделов) и послойного (Мишна -
Гемара) членения Талмуд содержательно подразделяется на Галаху (Понятие) и
Аггаду (Сказание). Галаха - суждения законоведов, основанные на юридическом
истолковании текстов Торы и приобретшие силу обязательных законов. Аггада -
притчи, изречения и доктрины, не имеющие обязательного значения. Аггада
является менее сакрализованной и менее авторитетной составляющей Талмуда.
Таким образом, Талмуд представляет собой своего рода энциклопедию
еврейского мироощущения и мирообъяснения, практически недоступную
неквалифицированному восприятию и пониманию в силу своей исключительной
своеобразности и прочной привязанности к древним образам и текстам. Среди
неевреев - россиян бытует обыкновение иронически называть "талмудом" любой
объемный и маловразумительный текст, проистекающее из неосведомленности и
отчасти от религиозной нетерпимости, тем более что никто из неспециалистов
Талмуда в глаза никогда не видел - его перевод на русский язык только
начинает осуществляться.
Многослойность и энциклопедичность содержания, стилистическая
пестрота, особый характер изложения, местами стенографически копирующий
споры и диалоги раввинов, обилие сведений самого неожиданного характера (в
том числе естественнонаучных, астрономических, математических) делают
Талмуд не похожим на священные книги христиан (повествовательно-
проповеднический Новый Завет) и мусульман (страстно экзальтированный и
глубоко образный Коран).
Систематизация и толкование иудейского вероучения и ритуала активно
продолжались и в раввинистическую эпоху. Наибольший авторитет в этой
области приобрели труды выдающегося еврейского мыслителя Моисея Маймонида
(1135 -1204), известного под именем Рамбам (представляет собой аббревиатуру
от полного имени - раббейну Моше бен Маймон). Деятельность Маймонида,
выходца из Испании, протекала при дворе мусульманских правителей Египта,
где он служил Придворным врачом египетского султана. В числе других
сочинений им был создан обширный трактат "Мишне-Тора" (Повторение Торы) -
своеобразное энциклопедическое руководство к Торе и Талмуду.
По словам российского исследователя иудаизма ХК века В. Григорьева,
Маймонид "дал своими трудами зданию талмудизма, с одной стороны,
целостность, стройность и полноту, которых оно до него не имело, а с другой
- старался проникнуть мрак его светом разума, утвердить его на рациональных
началах".
В XVI веке сефардский раввин из г. Цфата (Палестина) Йосеф Каро (1485
- 1575) завершил кодификацию предписаний Талмуда. Он составил талмудический
кодекс "Шулхан-Арух" (Накрытый Стол), состоящий из четырех разделов:
Ораххаим (порядок богослужения, праздники, субботний покой); Иоре-деа
(домашний обиход, пища); Эвенха-эзер (брак); Хошен-мишнат (суд). Краковский
раввин Моше Иссерлис (1520 - 1572) дополнил кодекс Каро ашкеназскими
обычаями в трактате-добавлении "Малпа" (Скатерть), после чего "Шулхан-Арух"
сделался главным руководством по талмудическому праву у последователей
ортодоксального иудаизма.
Особо следует остановиться на каббалистической литературе. Каббала
(буквально "предание")- эзотерическое теософское учение с элементами
мистики и магии, возникшее внутри иудаизма в 1-III веках н. э. в еврейских
общинах Палестины и Вавилонии. Свое окончательное оформление оно получило в
Испании в XIII - XIV веках. Для Каббалы характерно стремление постигнуть
сокровенный смысл Торы и других священных книг, заключающих, по мнению
каббалистов, символическое описание Бога и Божественных процессов. Одно из
основных понятий Каббалы - сфирот, или десять ипостасей сокровенного Бога.
Каждая из них наделена специфическими качествами, а все вместе они
находятся в постоянном динамическом взаимодействии и управляют материальным
миром.
Наиболее важное каббалистическое сочинение - книга "Зогар" (Сияние),
почитаемая каббалистами наравне с Торой и Талмудом. Предположительно, что
ее автор - еврейский мистик из Испании Моше бен Шем Тов де Леон (умер в
1305 г.). "Зогар" представляет собой мистический комментарий к Торе,
перемежающийся мидрашами о еврейских мудрецах II века. Его полное издание
составляет 22 тома. Учение Каббалы оказало большое воздействие на
формирование различных течений в иудаизме, в частности, с ним напрямую
связано богословие хасидизма.
2.1 Тора и ее развитие в веках.
Здесь неоднократно упоминалась Тора, Мишна, Галаха, Агада, Талмуд,
Гмара, Мидраш. Поэтому мы сочли уместным дать краткий обзор развития Торы
во времени.
Прежде всего, следует различать два значения слова "Тора": в узком
значении Тора — это Пятикнижие, пять книг Моше-рабейну, в широком — все
книги Священного Писания, все законы, практика, обычаи и понятия, которые
составляют содержание иудаизма.
ПИСЬМЕННАЯ И УСТНАЯ ТОРА.
Тора, которую евреи получили на горе Синай, состоит из Письменной и
Устной Торы. Письменная Тора — это то, что обычно называют Пятикнижием, а
также Книги пророков и Писания. В Торе рассказано, как народ Исраэля
вступил в завет с Богом; там же излагается основной смысл законов — мицвот,
которые евреи обязались соблюдать. Эти законы во всей их полноте, а также
практика их применения передавались устно из поколения в поколение на
протяжении веков. В течение почти полутора тысяч лет после дарования Торы
традиции, составляющие Устный закон, не записывались. Их можно было изучать
только в устной форме, непосредственно общаясь с учителем Торы. Еврейские
мудрецы умели применять, с присущим им мастерством, эти законы к новым
ситуациям в постоянно меняющейся жизни. Этот процесс идет и в наши дни.
Свод правил, касающихся практических предписаний Торы, называется Талахой.
Книги пророков (Невиим) и Святые Писания (Ктувим), занимая подчиненное
положение по отношению к Пятикнижию, тем не менее составляют вместе с ним
единую книгу ТаНаХ.
ТаНаХ — аббревиатура слов Тора, Невиим, Ктувим.
В Книги пророков входят записанные речи пророков Исраэля; это
уникальное явление в мировой истории. Их страстные призывы к справедливости
и братской любви во имя Бога и Его Торы находили отклик во все времена;
отзвуки их нашли свое отражение и в настоящей работе. Святые Писания,
включающие в себя Тегилим (Псалмы), Мишле (Притчи), Книгу Ийова и многие
другие, — это ответ великих обладателей Святого Духа на духовный призыв
Торы.
МИШНА.
В конце II в. н.э. раби Йегуда га-наси, предвидя длительное изгнание и
рассеяние еврейского народа, возглавил обработку, кодификацию и запись
Устного Закона. Этот труд был назван Мишной, что означает "повторение" или
"передача". Мудрецов Мишны называют танаим, а этот период — эпохой танаим.
ТАЛМУД.
Мишна сразу же стала предметом новых дискуссий. В ешивах Вавилонии
эти дискуссии продолжались в течение трех столетий. В конце V в. они были
подытожены, собраны в единую книгу и необыкновенно искусно отредактированы
и изданы равом Аши и равом Равиной II. Записи этих диспутов — Гмара
(завершение) вместе с Мишной, которую они разъясняют, составляют
Вавилонский Талмуд. Мудрецов Талмуда называют аморайм (разъяснители).
В середине IV в. из-за преследований христиан ешивы Эрец Исраэль
закрылись. Собранные в то время дискуссии живших в Эрец Исраэль амораим
составили Йерушалаимский Талмуд. В это время поддерживался тесный контакт
между двумя основными центрами еврейской жизни — Вавилонией (Междуречьем) и
Эрец Исраэль (Палестиной).
САВОРАИМ.
В течение полувека после составления Вавилонского Талмуда его текст
изучали последователи амораим — савораим (мыслители), которые добавили к
нему лишь некоторые завершающие штрихи.
Хотя Талмуд и был завершен, обсуждения содержащихся в нем положений
никогда не прекращались. Труд амораим и савораим продолжили вавилонские
геоним ("гаон" — гений) в период с 540 по 1040 г. Они положили начало
литературе респонса (посланий), в респонсах давались авторитетные ответы на
вопросы отдельных людей или общин.
РИШОНИМ.
Евреи, жившие в Европе под христианским владычеством, получили
название ашкеназим (от Ашкеназ, как в Торе названа Центральная Европа), а
тех, кто были под властью мусульман в Испании и Северной Африке, стали
называть сфарадим (сефарды, от Сфа-рад, как в Торе названа Испания).
С распространением еврейской диаспоры в Западной Европе (Испании,
Франции и Германии) и в Северной Африке там возникли центры изучения Торы.
Учители Торы этого времени известны как ришоним (ранние).
Период ришоним приходится на 1000-1500 гг. Среди многих выдающихся
галахических трудов, написанных в это время, выделяется Мишне Тора Рамбама
(1187).
АХАРОНИМ.
Начиная с 1500 г. мудрецов Торы называют ахароним (позднейшие).
Основным галахическим трудом этого времени стал, несомненно, Шулхан Арух,
созданный раби Йосефом Каро в 1567 г. в Эрец Исраэль. Со временем в эту
книгу вошли и замечания раби Моше Иссерлеса из Кракова (Польша),
выражавшего ашкеназийскую точку зрения по обсуждаемым вопросам. Они были
включены в авторский текст (хотя Каро был сефардом). Написано и много
других галахических трудов; продолжал развиваться жанр респонса.
Ахароним занимались, в основном, применением принципов, изложенных в
Торе и Талмуде, к тем социально-экономическим условиям, в которых
оказывались евреи в те времена.
2.2. АКТУАЛЬНОСТЬ ТОРЫ.
Евреи убеждены, что Тора, данная им более трех тысяч лет назад,
актуальна и сегодня.
Она, правда, предстает перед нами облаченной в одежды второго
тысячелетия до новой эры. В ее рассказах на каждом шагу встречаются то
корова, то осел, то мельничный жернов; ее быт наполнен привычками и
обычаями, характерными для тех давних времен. Но тому, кто способен за
внешним покровом увидеть и постичь внутренний смысл происходящего, Тора
предстанет сегодня столь же актуальной, какой она была тогда. Ее принципы и
предписания, переведенные на язык представлений сегодняшнего дня, можно
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|