Шпора: Шпаргалки по теории государства и права (58 вопросов)
выступают общ-во в целом, гос.органы и должностные лица, соц.
группы, пол.деятели. Для России развитие правовой культуры—
актуальная проблема, ибо в течение столетий в нашей стране было
распространено пренебрежение к праву, принявшее в советский
период крайнюю форму, называемую правовым нигилизмом.
51)ПРАВА ЧЕЛ-КА И ГРАЖДАНИНА.
Основные права и свободы человека и гражданина закрепляются
в международно-правовых актах и конституциях конкретных
гос-в.Одним из общепринятых критериев их классификации
являются сферы жизнедеятельности общ-ва,в кот-х реализуются
те или иные интересы и потребности личности. Гражданские
(личные) права представляют собой совокупность правомочий,
отражающих естественно-правовые начала.К ним относят право
на жизнь, достоийство личности, право на свободу и личную
неприкосновенность, право на неприкосновенность частной жизни,
личную и семейную тайну, право на защиту своей чести и доброго
имени, право на тайну переписки, телефонных переговоров и др.
Экономические права—это правомочия, отражающие эк.аспекты
естественных прав человека и обеспечивающие одновременно
хоз.автономность индивидов и их взаимосвязи друг с другом и общ-м.
Это право частной соб-ти, право на владение, пользование и распоря-
жение своим имущ-м как единолич., так и совместно с др. лицами т. д.
Полит. права определяют возможность участия граждан в управлении
гос-м и обществом.Сюда относятся право человека на гражданство,
право определять и указывать свою национальную принадлежность,
право на объединение, включая право создавать професс. союзы для
защиты своих интересов, право на проведение собраний, митингов и др.
Соц. права отражают уровень мат.развития конкретного гос-ва и общ-а
и их способность обеспечивать достойный уровень жизни и соц. защище-
нность индивида. Среди них наиболее важное значение имеют право на
труд, соц. обеспечение,право на жилище, право на отдых, охрану здоровья
и медицинскую помощь.Культурные права влияют на духовно-культурные
отношения, обусловливают независимость и самобытность форм-я дух.
мира личности. В данную группу входят право на пользование родным
языком, на свободный выбор языка общения, свободу совести и вероис-
поведания, право на образование, свободу лит., худ., научного, технич.
и других видов творчества, право на доступ к культурным ценностям.
Эколог.права призваны обеспечивать нормальные условия проживания
человека на Земле и на конкретной территории. Это право на благопри-
ятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии,
на возмещение ущерба, причиненного здоровью человека или имущ-ву
эколог.правонарушениями.
Информационные права характеризуют новую эпоху развития личности
и общества. От их закрепления и соблюдения зависит реализация
вообще правового статуса личности. Сюда относятся свобода мысли
и слова, право искать, получать, передавать, производить и
распр-ять инф-ю любым законным способом, свобода массовой инф-и.
52)СООТНОШЕНИЕ ГОС-ВА И ПРАВА
Право представляет собой соц. феномен, оно существует только в
чел. обществе. Как сложное соц.явление, право находится в тесной
связи с иными соц.институтами, такими как экономика, политика, религия.
При этом право и общество в целом также выступают как взаимовлия-
ющие категории. Однако в наиболее тесной взаимосвязи между собой
находятся такие институты как гос-во и право. Можно выделить три
основных направления соотн-я гос-ва и права, анализ кот-х позволяет
выявить взаимосвязь и специфику каждого из этих явлений: Единство,
Различие, Взаимодействие.
Соотношение государства и права находится, кроме этого, в непосред.
зависимости от того, какой пол.режим сформировался в данном общ-ве
-демократический или тоталитарный.Единство гос-ва и права проявляется
в том, что они-явления одного и того же общества, они ф-ют вместе и у
них общая задача: нормальное развитие и функциониро-вание общества.
Единство гос-ва и права выражается в их происхождении, типологии,
детерминированности эк., культ.и иными условиями, общности истор.
судьбы. Различия государства и права состоят в том, что, хотя они и
имеют общую задачу, решают они ее по-разному: государство - в сфере
социального управления, право - в сфере социально-го регулирования.
Различия вытекают уже из определения данных понятий. Гос-во – это
прежде всего организация власти, состоящая из органов. Право –
это система норм, субъективных прав, юридических операций.
Государство прежде всего выражает какой-то общий интерес граждан;
это организация, которая Дей-т в интересах всего общества. Право же
прежде всего выражает интерес личный, индивидуальный; для него
характерен приоритет индивидуальных интересов, защита отдельной личности.
Взаимодействие гос-ва и права выражается в многообразном влиянии друг
на друга. Связь гос-ва и права является ф-й, т. е. гос-во и право взаимно
обусловливают друг друга, взаимно влияют друг на друга.
53)СОЕД.И РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ.
Термины «соединение» и «разделение» властей обозначают
принципы организации и механизм реализации гос.власти. После-
дняя по своей сути едина и дробиться на части не может. У нее
единый первоисточник — общность, класс, народ. А вот орга-
низуется и осущ-ся гос. власть по-разному. Принцип соединения
законодательной, исполнительной и отчасти судебной власти
оказался весьма живучим, поскольку подобное соединение обладает
рядом достоинств: а) обеспечивает оперативное решение любых
вопросов; б) исключает возможность перелагать ответственность
и вину за ошибки на другие органы; в) «освобоЖдает» от борьбы
с другими органами за объем властных полномочий и т.д.
И все же сосредоточение всей полноты власти в одном органе
чревато неустранимыми недостатками и пороками. Принцип разде-
ления властей — это рациональная организация гос.власти в дем.
гос-ве, при которой осущ-ся гибкий взаимоконтроль и взаимодей-
ствие высших органов гос-ва как частей единой власти через
систему сдержек и противовесов.
Принцип разделения властей в той или иной мере проводится в
жизнь во всех дем.странах. Его плодотворность определяется
многими факторами. Во-первых, реализация этого принципа
неизоежно приводит к разделению труда между органами
гос-ва, в р-е чего обеспечивается повышение эф-ти их деят-ти
(поскольку каждый орган специализируется на «своей» работе),
создаются условия для роста профессионализма их работников.
Во-вторых, данный принцип позволяет решить сложнейшую про-
блему — создать непрерывно действующий кон-ый взаимоконтроль
высших органов гос-ва, чем предупреждаются сосредоточение
власти в руках одного из органов и установление диктатуры.
Наконец, в-третьих, умелое использование принципа разделения
властей взаимоусиливает высшие органы государства и повышает
их авторитет в общ-ве.
Вместе с тем рассматриваемый принцип открывает немалые
возможности для негативных последствий. Нередко зак- и исп-е
органы стремятся переложить друг на друга ответ-ь за неудачи
и ошибки в работе, между ними возникают острые противоречия и др.
54)ЛЕГИТИМНОСТЬ И ЛЕГАЛЬНОСТЬ ВЛАСТИ.
В широком смысле легитимность—это принятие власти
населением страны, признание ее права управлять соц.
процессами, готовность ей подчиняться. В узком смысле
легитимной признается законная власть, образованная в соот-и
с процедурой, предусмотренной правовыми нормами.Следует
отличать легитимность первоисточникавласти и легитимность
органов гос.власти. Гос.органы приобретают свойство
легитимности по-разному. Представительные органы становятся
легитимными на основе проведения предусмотренных и регламе-
нтированных законом выборов. Эти органы получают властные
полномочия непосредственно от первоисточника власти. Органы
управления приобретают легитимность путем конкурсного отбора,
назначения их чаще всего представительными органами и в порядке,
предусмотренном законом.Легитимными должны быть и осущест-
вляемые органами гос-ва властные полномочия, методы деят-ти,
особенно метод государственного принуждения.Нелегитимная власть
признается узурпаторской.Узурпацией признается, например,нару-
шение правовых процедур при проведении выборов или их фаль0
сификация. Юр. выражением легитимности власти служит ее
легальность, т, е. нормативность, способность воплощаться в
нормах права, ограничиваться законом, ф-ть в рамках законности.
В общ-ве возможна и нелегальная, например мафиозно-преступная
власть, тяготеющая к жестким формам принуждения, насилия. Если
легальная власть опирается на официально признанные, док-но
закрепленные и известные обществу нормы, то преступная, Неле-
гальная — на неписаные, известные лишь определенному
кругу людей правила поведения.
55) ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩ-ВО.
Гр.общ-во — это сообщество свободных индивидов. В эк. плане
сказанное означает, что каждый индивид является собственником.
Он реально обладает теми средствами, кот-е необходимы чел-ку
для его нормального сущ-я.Он свободен в выборе форм соб-и,
определении профессии и вида труда, распоряжении рез-ми своего
труда. В соц. плане принадлежность индивида к опред. соц.общности
(семья, клан, класс, нация) не является абсолютной. Он может сущ-ть
самостоятельно. Пол.аспект свободы индивида как гражданина
заключается в его независимости от гос-ва, т.е. в возможности,
например, быть членом пол.партии или объединения, выступ-х с
критикой –сущ-й гос. власти.Обеспеченной свобода считается тогда,
когда индивид через опред. механизмы (суд и т.д.) может ограни-
чивать своеволие гос. или иных структур в отношении себя.
Гр.общ-во суть открытое социальное образование. В нем
обеспечиваются свобода слова, включая свободу критики, гласность,
доступ к различного рода информации, право свободного въезда и
выезда, широкий и постоянный обмен информационными и тд,
Структура—это внутреннее строение общества, отражающее
многообразие и взаимодействие его составляющих, обеспе-
чивающее целостность и динамизм развития.
Структуру современного рос. гр. общ-а можно представить в
виде пяти основных систем, отражающих соответствующие
сферы его жизнедеятельности. Это соц. (в узком смысле слова),
эк., пол., духовно-культурная и информационная системы.Соц.система
охватывает совокупность объективно сформировавшихся общн-й
людей и взаимоотношений между ними. Это первичный, основопол.
пласт гр. общ-ва,оказывающий опред. влияние на жизнедеятельность
других его подсистем.Эк. система представляет собой совокупность
эк.институтов и отношений, в которые вступают люди в процессе
реализации отношений соб-и, производства, распределения,
обмена и потребления совокупного общественного продукта.
Пол. систему составляют целостные саморегулирующиеся элементы
(организации) — гос-во, пол. партии, общ.-пол.движения,объединения
и отношения между ними. Индивид политически выступает в качестве
гражданина, депутата, члена партии, организации.
Духовно-культурная система образуется из отношений между людьми,
их объединениями, гос-м и обществом в целом по поводу духовно-куль-
турных благ и соот-х материализованных институтов, учреждений.
Информационная система складывается в результате общения людей
друг с другом непосредственно и через СМИ.В качестве ее структурных
элементов могут выступать общ., муниц.и частные организации,
учреждения, предприятия, а также граждане и их объединения,
осуществляющие производство и выпуск средств массовой информации.
56)ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ИДЕИ ПРАВОВОГО ГОС-ВА.
Словосочетание «правовое государство» впервые встречается в
работах немецких ученых К. Велькера (1813 г.) и И.Х.Фрайхера
фон Аретина (1824 г.). Но первый юридический анализ
данного термина и введение его в научный оборот
сделаны их соотечественником Робертом фон Молем (1832 г.).
Он рассматривал правовое государство как категорию
непрерывно развивающегося учения о государстве и
ставил его пятым по счету после патриархального,
патримониального, теократического и деспотического
государства. Можно сказать, что с этого времени идея о
правовом государстве более чем на столетие заняла умы
германских ученых и политиков.В литературе выделяют три
этапа развития немецкой идеи правового государства.
До революции 1848 г. она формировалась как теоретическое
и конституционно-политическое основание его создания. В
1848 г. в проекте Паулкирхенской конституции была сделана
попытка соединить идеи о правовом государстве и дем-
ократии. С 1871 г. шла детальная разработка принципа разде-
ления властей, понятий закона и судебной защиты. Веймарская
конституция 1919 г. интегрировала правогосу-дарственные и
представительно-парламентские элементы. Ныне действу-
ющий Основной закон объявляет ФРГ социально-правовым
государством. Следует отметить, что в немецкой литературе
высказано мнение (оно является преобладающим, но его нельзя
назвать бесспорным) о том, что первое правовое государство в
Германии было построено в 1880 г.
57) ПОНЯТИЯ И ПРИНЦИПЫ ПРАВ,ГОС-ВА
К концу XX столетия в ряде
развитых стран сложились такие типы правовых и политических
систем, принципы построения которых во многом соответствуют
идеям правовой государственности. 1. Принцип приоритета права
. В литературе при характеристике правового государства очень часто
употребляется термин «господство права», На наш взгляд,
русский перевод данного термина не адекватен вкладываемому
в него содержанию и точнее было бы говорить о приоритетности
права. Это поможет избежать, с одной стороны, трактовки права
как средства подавления и насилия, а с другой — фетишизации
права как самодовлеющего и самоуправляющегося явления.
2. Принцип правовой защищенности человека и гражданина.
Сразу следует подчеркнуть, что данный принцип носит первичный,
комплексный, непреходящий и абсолютный характер.Человек как
разумное и общественное существо в процессе своей жизни,
общения с себе подобными создает различные организационные
формы своего существования и устанавливает приемлемые для
себя правила игры, нормы поведения. В этом смысле право и
государство производны от человека.3. Принцип единства права и
закона. В правовом государстве любой нормативно-правовой акт
должен не только по форме и наименованию, но и по смыслу и
содержанию быть правовым. Это означает, что он должен
отражать естественно-правовые начала, соответствовать междуна-
родно-правовым нормам о правах человека и гражданина, быть
принятым легитимным органом государственной власти, зак-
онно избранным или назначенным. 4. Принцип правового разгр-
аничения деятельности различных ветвей государственной
власти. Власть в государстве может олицетворять один
человек (монарх, диктатор, харизматический лидер), она может
принадлежать группе лиц (хунте, верхушке партийно-политич-
еской бюрократии). В данном случае для властвующих неважно,
каким путем она им досталась (революция, гражданская война,
переворот, по наследству и т.п.).
58)ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОГО ГОС_ВА В РОССИИ
В Конституции РФ признано, что «человек, его права и
свободы являются высшей ценностью», а «основные
права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат
каждому от рождения» (ст. 2, 17). Это — юридическое
закрепление положения о том, что человек есть основание
и центр российской правовой системы; все остальные ее
субъекты — организации, объединения, хозяйственные
общества и товарищества, органы государства суть лишь
производные образования, следствие активной деятельности
человека, самоопределяющегося в любой из названных форм.
Вся деятельность государства, его органов и должностных
лиц направлена на утверждение прав и свобод человека и
гражданина, которые, определяют смысл, содержание и
применение законов, деятельность законодательной и
исполнительной власти, местного самоуправления и обеспе-
чиваются правосудием (ст. 18 Конституции РФ). Защита прав
и свобод человека и гражданина — основная функция
государства. В то же время носителем суверенитета и
источником государственной власти является многонац.
народ, а в конечном счете человек и гражданин.Т.о., основания
правовой системы вырастает гос-сть в целом.
1) ТГП
2) ТГП в сист.гум.наук
3) ТГП в сист.юр.наук
4) Ф-и ТГП
5) Методология ТГП
6) Власть в первоб.общ-ве
7) причины и зак-ти возник.гос-ва
8) формы вознк-я гос-ва
9) типа гос-в
10) Сущ-ть гос-ва
11) Теолог.теория
12) патриар.теория
13) Договорная теория
14) Теория насилия
15) Органическая теория
16) Психологич. теория
17) Материалист.теория
18) Ирригационная теория
19) теория инцеста
21) Теории гос-ва
22) Гос.власть как особая разновидность соц.власти
23) Ф-и гос-ва
24) Внутр. и внеш. ф-и госва
25) Формы осущ-я ф-й гос-ва
26) Тенденции развития ф-и совр.рос.гос-ва
27) Форма гос-ва
28) форма гос.правления
29) форма гос.устройства
30) гос.режимы
31) Форма совр.рос.гос-ва и ее перспективы
32) Гос.строй
33) Механизм гос-ва
34) Органы гос-ва
35) Принцип организации и деят-ти гос.аппарата
36) Пол.система
37) Соотнош.пол.сист. и пол.организации общ-ва
38) Типология пол.систем
39) Полит. система РФ
40) Нормативная,идеологическая...
41) Право и пол. сист.общ-ва
42) ТГП как учб.дисциплина
43) Соотнош-е общв-а и гос-ва
44) закон-ти развития пол.сист.
45) Бюрократия
46) Гос.-прав.возд.на экономику
47) Гос.пр.возд. на политику
48) Гос.-пр.возд.на культуру
49) Теократ,клерикальные.
50) Личность,чел-к и гос-во
51) Права чел-ка
52) Соот-е госва и права
53) Соед. и разделение властей
54) Легитимность и легальность
55) Гражд.общ-во
56) возникновение и развитие идеи прав.гос-ва
57) Принципы прав.гос-ва
58) Формирование прав.гос-ва в России
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|