бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Шпора: Шпаргалки по теории государства и права (58 вопросов) бесплатно рефераты

выступают общ-во в целом, гос.органы и должностные лица, соц.

группы, пол.деятели. Для России развитие правовой культуры—

актуальная проблема, ибо в течение столетий в нашей стране было

распространено пренебрежение к праву, принявшее в советский

период крайнюю форму, называемую правовым нигилизмом.

51)ПРАВА ЧЕЛ-КА И ГРАЖДАНИНА.

Основные права и свободы человека и гражданина закрепляются

в международно-правовых актах и конституциях конкретных

гос-в.Одним из общепринятых критериев их классификации

являются сферы жизнедеятельности общ-ва,в кот-х реализуются

те или иные интересы и потребности личности. Гражданские

(личные) права представляют собой совокупность правомочий,

отражающих естественно-правовые начала.К ним относят право

на жизнь, достоийство личности, право на свободу и личную

неприкосновенность, право на неприкосновенность частной жизни,

личную и семейную тайну, право на защиту своей чести и доброго

имени, право на тайну переписки, телефонных переговоров и др.

Экономические права—это правомочия, отражающие эк.аспекты

естественных прав человека и обеспечивающие одновременно

хоз.автономность индивидов и их взаимосвязи друг с другом и общ-м.

Это право частной соб-ти, право на владение, пользование и распоря-

жение своим имущ-м как единолич., так и совместно с др. лицами т. д.

Полит. права определяют возможность участия граждан в управлении

гос-м и обществом.Сюда относятся право человека на гражданство,

право определять и указывать свою национальную принадлежность,

право на объединение, включая право создавать професс. союзы для

защиты своих интересов, право на проведение собраний, митингов и др.

Соц. права отражают уровень мат.развития конкретного гос-ва и общ-а

и их способность обеспечивать достойный уровень жизни и соц. защище-

нность индивида. Среди них наиболее важное значение имеют право на

труд, соц. обеспечение,право на жилище, право на отдых, охрану здоровья

и медицинскую помощь.Культурные права влияют на духовно-культурные

отношения, обусловливают независимость и самобытность форм-я дух.

мира личности. В данную группу входят право на пользование родным

языком, на свободный выбор языка общения, свободу совести и вероис-

поведания, право на образование, свободу лит., худ., научного, технич.

и других видов творчества, право на доступ к культурным ценностям.

Эколог.права призваны обеспечивать нормальные условия проживания

человека на Земле и на конкретной территории. Это право на благопри-

ятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии,

на возмещение ущерба, причиненного здоровью человека или имущ-ву

эколог.правонарушениями.

Информационные права характеризуют новую эпоху развития личности

и общества. От их закрепления и соблюдения зависит реализация

вообще правового статуса личности. Сюда относятся свобода мысли

и слова, право искать, получать, передавать, производить и

распр-ять инф-ю любым законным способом, свобода массовой инф-и.

52)СООТНОШЕНИЕ ГОС-ВА И ПРАВА

Право представляет собой соц. феномен, оно существует только в

чел. обществе. Как сложное соц.явление, право находится в тесной

связи с иными соц.институтами, такими как экономика, политика, религия.

При этом право и общество в целом также выступают как взаимовлия-

ющие категории. Однако в наиболее тесной взаимосвязи между собой

находятся такие институты как гос-во и право. Можно выделить три

основных направления соотн-я гос-ва и права, анализ кот-х позволяет

выявить взаимосвязь и специфику каждого из этих явлений: Единство,

Различие, Взаимодействие.

Соотношение государства и права находится, кроме этого, в непосред.

зависимости от того, какой пол.режим сформировался в данном общ-ве

-демократический или тоталитарный.Единство гос-ва и права проявляется

в том, что они-явления одного и того же общества, они ф-ют вместе и у

них общая задача: нормальное развитие и функциониро-вание общества.

Единство гос-ва и права выражается в их происхождении, типологии,

детерминированности эк., культ.и иными условиями, общности истор.

судьбы. Различия государства и права состоят в том, что, хотя они и

имеют общую задачу, решают они ее по-разному: государство - в сфере

социального управления, право - в сфере социально-го регулирования.

Различия вытекают уже из определения данных понятий. Гос-во – это

прежде всего организация власти, состоящая из органов. Право –

это система норм, субъективных прав, юридических операций.

Государство прежде всего выражает какой-то общий интерес граждан;

это организация, которая Дей-т в интересах всего общества. Право же

прежде всего выражает интерес личный, индивидуальный; для него

характерен приоритет индивидуальных интересов, защита отдельной личности.

Взаимодействие гос-ва и права выражается в многообразном влиянии друг

на друга. Связь гос-ва и права является ф-й, т. е. гос-во и право взаимно

обусловливают друг друга, взаимно влияют друг на друга.

53)СОЕД.И РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ.

Термины «соединение» и «разделение» властей обозначают

принципы организации и механизм реализации гос.власти. После-

дняя по своей сути едина и дробиться на части не может. У нее

единый первоисточник — общность, класс, народ. А вот орга-

низуется и осущ-ся гос. власть по-разному. Принцип соединения

законодательной, исполнительной и отчасти судебной власти

оказался весьма живучим, поскольку подобное соединение обладает

рядом достоинств: а) обеспечивает оперативное решение любых

вопросов; б) исключает возможность перелагать ответственность

и вину за ошибки на другие органы; в) «освобоЖдает» от борьбы

с другими органами за объем властных полномочий и т.д.

И все же сосредоточение всей полноты власти в одном органе

чревато неустранимыми недостатками и пороками. Принцип разде-

ления властей — это рациональная организация гос.власти в дем.

гос-ве, при которой осущ-ся гибкий взаимоконтроль и взаимодей-

ствие высших органов гос-ва как частей единой власти через

систему сдержек и противовесов.

Принцип разделения властей в той или иной мере проводится в

жизнь во всех дем.странах. Его плодотворность определяется

многими факторами. Во-первых, реализация этого принципа

неизоежно приводит к разделению труда между органами

гос-ва, в р-е чего обеспечивается повышение эф-ти их деят-ти

(поскольку каждый орган специализируется на «своей» работе),

создаются условия для роста профессионализма их работников.

Во-вторых, данный принцип позволяет решить сложнейшую про-

блему — создать непрерывно действующий кон-ый взаимоконтроль

высших органов гос-ва, чем предупреждаются сосредоточение

власти в руках одного из органов и установление диктатуры.

Наконец, в-третьих, умелое использование принципа разделения

властей взаимоусиливает высшие органы государства и повышает

их авторитет в общ-ве.

Вместе с тем рассматриваемый принцип открывает немалые

возможности для негативных последствий. Нередко зак- и исп-е

органы стремятся переложить друг на друга ответ-ь за неудачи

и ошибки в работе, между ними возникают острые противоречия и др.

54)ЛЕГИТИМНОСТЬ И ЛЕГАЛЬНОСТЬ ВЛАСТИ.

В широком смысле легитимность—это принятие власти

населением страны, признание ее права управлять соц.

процессами, готовность ей подчиняться. В узком смысле

легитимной признается законная власть, образованная в соот-и

с процедурой, предусмотренной правовыми нормами.Следует

отличать легитимность первоисточникавласти и легитимность

органов гос.власти. Гос.органы приобретают свойство

легитимности по-разному. Представительные органы становятся

легитимными на основе проведения предусмотренных и регламе-

нтированных законом выборов. Эти органы получают властные

полномочия непосредственно от первоисточника власти. Органы

управления приобретают легитимность путем конкурсного отбора,

назначения их чаще всего представительными органами и в порядке,

предусмотренном законом.Легитимными должны быть и осущест-

вляемые органами гос-ва властные полномочия, методы деят-ти,

особенно метод государственного принуждения.Нелегитимная власть

признается узурпаторской.Узурпацией признается, например,нару-

шение правовых процедур при проведении выборов или их фаль0

сификация. Юр. выражением легитимности власти служит ее

легальность, т, е. нормативность, способность воплощаться в

нормах права, ограничиваться законом, ф-ть в рамках законности.

В общ-ве возможна и нелегальная, например мафиозно-преступная

власть, тяготеющая к жестким формам принуждения, насилия. Если

легальная власть опирается на официально признанные, док-но

закрепленные и известные обществу нормы, то преступная, Неле-

гальная — на неписаные, известные лишь определенному

кругу людей правила поведения.

55) ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩ-ВО.

Гр.общ-во — это сообщество свободных индивидов. В эк. плане

сказанное означает, что каждый индивид является собственником.

Он реально обладает теми средствами, кот-е необходимы чел-ку

для его нормального сущ-я.Он свободен в выборе форм соб-и,

определении профессии и вида труда, распоряжении рез-ми своего

труда. В соц. плане принадлежность индивида к опред. соц.общности

(семья, клан, класс, нация) не является абсолютной. Он может сущ-ть

самостоятельно. Пол.аспект свободы индивида как гражданина

заключается в его независимости от гос-ва, т.е. в возможности,

например, быть членом пол.партии или объединения, выступ-х с

критикой –сущ-й гос. власти.Обеспеченной свобода считается тогда,

когда индивид через опред. механизмы (суд и т.д.) может ограни-

чивать своеволие гос. или иных структур в отношении себя.

Гр.общ-во суть открытое социальное образование. В нем

обеспечиваются свобода слова, включая свободу критики, гласность,

доступ к различного рода информации, право свободного въезда и

выезда, широкий и постоянный обмен информационными и тд,

Структура—это внутреннее строение общества, отражающее

многообразие и взаимодействие его составляющих, обеспе-

чивающее целостность и динамизм развития.

Структуру современного рос. гр. общ-а можно представить в

виде пяти основных систем, отражающих соответствующие

сферы его жизнедеятельности. Это соц. (в узком смысле слова),

эк., пол., духовно-культурная и информационная системы.Соц.система

охватывает совокупность объективно сформировавшихся общн-й

людей и взаимоотношений между ними. Это первичный, основопол.

пласт гр. общ-ва,оказывающий опред. влияние на жизнедеятельность

других его подсистем.Эк. система представляет собой совокупность

эк.институтов и отношений, в которые вступают люди в процессе

реализации отношений соб-и, производства, распределения,

обмена и потребления совокупного общественного продукта.

Пол. систему составляют целостные саморегулирующиеся элементы

(организации) — гос-во, пол. партии, общ.-пол.движения,объединения

и отношения между ними. Индивид политически выступает в качестве

гражданина, депутата, члена партии, организации.

Духовно-культурная система образуется из отношений между людьми,

их объединениями, гос-м и обществом в целом по поводу духовно-куль-

турных благ и соот-х материализованных институтов, учреждений.

Информационная система складывается в результате общения людей

друг с другом непосредственно и через СМИ.В качестве ее структурных

элементов могут выступать общ., муниц.и частные организации,

учреждения, предприятия, а также граждане и их объединения,

осуществляющие производство и выпуск средств массовой информации.

56)ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ИДЕИ ПРАВОВОГО ГОС-ВА.

Словосочетание «правовое государство» впервые встречается в

работах немецких ученых К. Велькера (1813 г.) и И.Х.Фрайхера

фон Аретина (1824 г.). Но первый юридический анализ

данного термина и введение его в научный оборот

сделаны их соотечественником Робертом фон Молем (1832 г.).

Он рассматривал правовое государство как категорию

непрерывно развивающегося учения о государстве и

ставил его пятым по счету после патриархального,

патримониального, теократического и деспотического

государства. Можно сказать, что с этого времени идея о

правовом государстве более чем на столетие заняла умы

германских ученых и политиков.В литературе выделяют три

этапа развития немецкой идеи правового государства.

До революции 1848 г. она формировалась как теоретическое

и конституционно-политическое основание его создания. В

1848 г. в проекте Паулкирхенской конституции была сделана

попытка соединить идеи о правовом государстве и дем-

ократии. С 1871 г. шла детальная разработка принципа разде-

ления властей, понятий закона и судебной защиты. Веймарская

конституция 1919 г. интегрировала правогосу-дарственные и

представительно-парламентские элементы. Ныне действу-

ющий Основной закон объявляет ФРГ социально-правовым

государством. Следует отметить, что в немецкой литературе

высказано мнение (оно является преобладающим, но его нельзя

назвать бесспорным) о том, что первое правовое государство в

Германии было построено в 1880 г.

57) ПОНЯТИЯ И ПРИНЦИПЫ ПРАВ,ГОС-ВА

К концу XX столетия в ряде

развитых стран сложились такие типы правовых и политических

систем, принципы построения которых во многом соответствуют

идеям правовой государственности. 1. Принцип приоритета права

. В литературе при характеристике правового государства очень часто

употребляется термин «господство права», На наш взгляд,

русский перевод данного термина не адекватен вкладываемому

в него содержанию и точнее было бы говорить о приоритетности

права. Это поможет избежать, с одной стороны, трактовки права

как средства подавления и насилия, а с другой — фетишизации

права как самодовлеющего и самоуправляющегося явления.

2. Принцип правовой защищенности человека и гражданина.

Сразу следует подчеркнуть, что данный принцип носит первичный,

комплексный, непреходящий и абсолютный характер.Человек как

разумное и общественное существо в процессе своей жизни,

общения с себе подобными создает различные организационные

формы своего существования и устанавливает приемлемые для

себя правила игры, нормы поведения. В этом смысле право и

государство производны от человека.3. Принцип единства права и

закона. В правовом государстве любой нормативно-правовой акт

должен не только по форме и наименованию, но и по смыслу и

содержанию быть правовым. Это означает, что он должен

отражать естественно-правовые начала, соответствовать междуна-

родно-правовым нормам о правах человека и гражданина, быть

принятым легитимным органом государственной власти, зак-

онно избранным или назначенным. 4. Принцип правового разгр-

аничения деятельности различных ветвей государственной

власти. Власть в государстве может олицетворять один

человек (монарх, диктатор, харизматический лидер), она может

принадлежать группе лиц (хунте, верхушке партийно-политич-

еской бюрократии). В данном случае для властвующих неважно,

каким путем она им досталась (революция, гражданская война,

переворот, по наследству и т.п.).

58)ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОГО ГОС_ВА В РОССИИ

В Конституции РФ признано, что «человек, его права и

свободы являются высшей ценностью», а «основные

права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат

каждому от рождения» (ст. 2, 17). Это — юридическое

закрепление положения о том, что человек есть основание

и центр российской правовой системы; все остальные ее

субъекты — организации, объединения, хозяйственные

общества и товарищества, органы государства суть лишь

производные образования, следствие активной деятельности

человека, самоопределяющегося в любой из названных форм.

Вся деятельность государства, его органов и должностных

лиц направлена на утверждение прав и свобод человека и

гражданина, которые, определяют смысл, содержание и

применение законов, деятельность законодательной и

исполнительной власти, местного самоуправления и обеспе-

чиваются правосудием (ст. 18 Конституции РФ). Защита прав

и свобод человека и гражданина — основная функция

государства. В то же время носителем суверенитета и

источником государственной власти является многонац.

народ, а в конечном счете человек и гражданин.Т.о., основания

правовой системы вырастает гос-сть в целом.

1) ТГП

2) ТГП в сист.гум.наук

3) ТГП в сист.юр.наук

4) Ф-и ТГП

5) Методология ТГП

6) Власть в первоб.общ-ве

7) причины и зак-ти возник.гос-ва

8) формы вознк-я гос-ва

9) типа гос-в

10) Сущ-ть гос-ва

11) Теолог.теория

12) патриар.теория

13) Договорная теория

14) Теория насилия

15) Органическая теория

16) Психологич. теория

17) Материалист.теория

18) Ирригационная теория

19) теория инцеста

21) Теории гос-ва

22) Гос.власть как особая разновидность соц.власти

23) Ф-и гос-ва

24) Внутр. и внеш. ф-и госва

25) Формы осущ-я ф-й гос-ва

26) Тенденции развития ф-и совр.рос.гос-ва

27) Форма гос-ва

28) форма гос.правления

29) форма гос.устройства

30) гос.режимы

31) Форма совр.рос.гос-ва и ее перспективы

32) Гос.строй

33) Механизм гос-ва

34) Органы гос-ва

35) Принцип организации и деят-ти гос.аппарата

36) Пол.система

37) Соотнош.пол.сист. и пол.организации общ-ва

38) Типология пол.систем

39) Полит. система РФ

40) Нормативная,идеологическая...

41) Право и пол. сист.общ-ва

42) ТГП как учб.дисциплина

43) Соотнош-е общв-а и гос-ва

44) закон-ти развития пол.сист.

45) Бюрократия

46) Гос.-прав.возд.на экономику

47) Гос.пр.возд. на политику

48) Гос.-пр.возд.на культуру

49) Теократ,клерикальные.

50) Личность,чел-к и гос-во

51) Права чел-ка

52) Соот-е госва и права

53) Соед. и разделение властей

54) Легитимность и легальность

55) Гражд.общ-во

56) возникновение и развитие идеи прав.гос-ва

57) Принципы прав.гос-ва

58) Формирование прав.гос-ва в России

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5