бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Шпора: Шпаргалки по теории государства и права (58 вопросов) бесплатно рефераты

сооруж.Гос-во вынуждено проводить в подобных усл-х жесткую

централизов.политику, гос-во выступает в кач-ве единств.сооб-ка и

одновременно эксплуататора,оно управл-ет , распределяет,

подчиняет. Ирригац. проблемы приводят к образованию

менеджерско-бюрократич.класса, порабощающего общ-во к

формированию агрро-менеджерской цивилизации. «+» Дей-но,

процессы создания мощных ирр.систем происходили в регионах

образования первичных городов-гос-в (Месопатамия, Египет,

Индия); очевидны и связи этих процессов с формированием

многчисл.класса управленцев-чиновников, служб, защищающих

каналы от заиливания и обеспеч. по ним судоход-во.;

бесспорен факт влияния геогр. и климат. (почвенных) условий на

становления гос-ти. «-»в рамках теории излишне катег. выделены

отд.фрагменты процессов становления гос-ва как главное, базовое.

Между тем ирригац.причины хар-ны преимущ-но лишь для нек-х

регионов востока.Пред-ли этой доктрины недооценив. соц-эк,

военно-пол.,псих, и иные факторы, кот-ые тоже влияют на

становления гос-ва.

19) ТЕОРИЯ ИНЦЕСТА(Леви-Стросс-Франция,19в.)

Суть-исследуя развитие первобыт.общ-ва,обосновывая

идею о том, что введение запрета инцеста явилось исходным

соц.фактом в выделению чел-ка из мира природы,приведшее в

дальнейшем к возникновению гос-ва (осознание,что запрет

на кровесмешение будет способ-ть развитию рода чел-го).

«+»запрета инцеса-непреложный истор.факт,;переход общ-а

от эндогамии к экзогамии;неприменение инцеста принуждением;

способ-ла укрепл.рода и его интересов.«-»не только в особ-х

воспроиз-ва чел-ка заключ. прогресс чел-ва; вряд ли люди

пред-ли себе цепочку негативных действ-й кровосмешения.

21) ТЕОРИИ ГОС_ВА

Сущ-т множество весьма разнообр.теорий, по разному

объясняющих происх. гос-ва, природу гос. власти, ее

цели и задачи, пути развития гос-ва и т.д. Множест-ть

таких теорий связана не только со сложностью многостор-ти

гос-ва как соц. явления, разнообраз. его форм в прошлом и

наст., но и с тем,что гос-во осущ-ет пол.власть, его деят.ть,

прямо затрагивает интересы разл.соц.классов и групп.Это

связано и с разнообр. идеолог. позиций и философ.подходов

разл.авторов.Сущ-е теории гос-ва условно можно разделить

на 4 группы: о сущ-ии гос-ва, о целях и задачах гос-ва, о

сред-х и методах деят-ти гос-ва, о путях и перспективаъ

дальнейшего развития гос-ва.Среди теорий, относ-хя к

сущ-ти гос-ва можно выделить:

1)теория элит.нач.19, работы Парэтои Моски получила раз-

витие в средние века. Суть – каждое общ-во можно

разделить на 2 слоя – высший слой, осущ-й ф-и управл-я,

развития науки и культуры, низших, в кот-м нах-ся управ-

ляемые. В общ-ве всегда правит ничтожное меньш-во в

виде правящей элиты. Народ неспособен осущ-ть власть.

Отрицание истор.прогресса.Исходный постулат – абсолю-

тизация пол.отношений. Пол.власть – это осн.част соц.

отношений, из кот-х наиболее значимы отношения госпо-

дства и подчинения, т.е соц. нерав-во.«-» - отстранение

населения от власти; отрицание классового хар-ра власти

«+» реализация пол.власти практически всегда осущ-ся

через огранич.круг людей(депутатов, работников гос.аппарата)

2)технократическая теория. Возникла в 20х годах 20го века.

Пред-ли Скотт, Бернхен, Беквик, Зеблен,Саймон, Белл.

Это совр.интерпретация теории элит.Управлять общ-м

должны специалисты-управленцы, менеджеры.Именно

они способны определить действ. потребности общ-ва,

оптим.пути его развития. В р-те управление становится

научным и обеспечивает прогрессивное развитие общ-ва.

Идеи этой концепции активно используются в др.теориях гос-ва.

Из теории, рассматр. вопрос о целях гос-ва относится:

1)гос-во всеобщего благоденствия. После второй мировой.

Пред-ли Ростоу, Хекиенгер,Берна,Джонс. Суть-гос-во это

надклассное образование, выражает интересы всех слоев

населения, обеспечивает благоденствие всех.Цен-ть

каждой чел.личности, ее интересов в этой теории.

«+» теория обосновывает приоритет общечел.цен-тй,

интересы и права чел-ка.

«-« в колониальных странах при теории всеоб. благоденствия

ур-нь жизни населения низкий.

Теории, прогнозирующие дальнейшее развитие гос-ва:

- теория конвергенции. 50-60 года 20 в. гелбрейт, Арон,Сорокин.

Рассматривала взаимное влияние гос-в двух систем – зап.

(США, Англии) и других (Сов.Союзом и др. странами соц.

лагеря) Делался вывод, что происходит «обмен» между этими

гос-ми причем каждая группа заимствует лучше. В р-те прои-

сходит сближение гос-в, по их сущ-ти, организации, формам

деят-ти. Это должно привести к утраче различий и возни-

кновеню постиндустриального гос-ва единого типа, кот-ое

будет го-м всеобщего благоденствия. Опред. положения этой

теории нах-т несомненное подтверждение в совр.период

Особое место среди указанных теорий занимает историко-

материалистическая концепция гос-ва. Рассматривает все

аспекты его сущ-я и развития. В основе теории – идеи истор.

материализма и классовых подход. Гос-во рассматривается

как орудиме власти эк. господ.класса, его особ-ти определ-ся

экономикой общ-ва на опред.стадии его истор.развития. Цель

– построение социалист.,а затем и коммунист.общ-ва. А

конечная судьба гос-ва – его отмирание по мере пострения

коммунист.общ-ва.

22)ГОС ВЛАСТЬ КАК ОСОБ. РАЗН-ТЬ СОЦ-Й.

Гос.власть явл.особ.разновид. соц.власти. Соц.власть-

это присущее всякой общности людей отношения гос-ва

и подчинения между субъектами,опирающ. на принуждение.

Она неотъемлема от любой организов.общ-ти людей (род,

племя,партия). Сущ-т 2 точки зрения: 1)гос.власть более узкая

категория,чем пол.власть.Т.кпол.власть осущ-ся не только гос-м,

но и др.звеньями пол.системы общ-ва.2) пол.власть гос.власть-

понятия тождеств.,т.к пол.власть исходит от гос-ва и реализуется

при его косв.участии.

Гос.власть-это публ.-полит.отношения господства и подчинения

между субъектами,опирающ.на гос.принуждение. Признаки:

-гос.власть выступает как оф.пред-ль общ-ва данной страны

(только она юр.уполномочена Дей-ть от имени всего общ-ва и

применять в случае необ-ти принуждение.Гос.власть опирается

на гос.принуждение)

-гос.власть обладает верховенством в общ-ве,она суверенна.

(Гос.власть регулирует отношений разл.классов,соц.групп.)

-гос.власть уст-ет сист.налогов и деление населения по тер.призн.

-организации гос.власти,порядок деят-ти детально опред-ся

констит.нормами.Она носит публ.-пол.хар-р.

-гос.влась осущ-ся спец.гос.аппаратом и спец.лицами (парламент,

суды, полиция)

-гос.власть как власть,выступ.от имени всего общ-васледует отли-

чать от власти мест.самоупр-я,кот-я также явл-ся публичной.Но эта

власть опред.части населения,т.е тер.коллектива.

Гос.власть распро-ся на всё общ-во.

2)ПОНЯТИЯ И ВИДЫ Ф-Й ГОС-ВА.

Ф-и гос-ва-опред-е его сущ-ю и соц.назначением основ-е направл.

деят-и гос-ва по решению стоящих перед ним задач.Ф-и хар-ют

деят-ть гос-ва.Ф-и и дея-ть гос-ва-не одно и то же.Хар-я ф-и гос-ва,

отметим, что важен вопрос о соотн-и деят-ти гос-ва и самого общ-ва.

Гос-во должно заниматься такой деят-ю, где требуется едино-

образие, дисц-на, максим.концентрация сил, средств на опред.

участках деят-ти.Власть всегда стремится представить свою деят-ть

в выгодном свете.О деят-и гос-ва нельзя судить по заявлениям

власти.Реальный показатель-бюджет гос-ва(он пок-т, на какие цели

расходуются сред-ва гос-ва, какие цели яв-ся приоритетными по

фин.затратам).Ф-и гос-ва в целом надо отличать от ф-й его отд.

органов.Ф-и органов гос-ва представляют собой реализацию ком-

петенции, прав и обязан.отд.органов в соотв-и с их местом и

назначением в гос.механизме и пол. системе общ-ва.Все ф-и гос-ва

можно разделить на 2 группы: внутр. и внеш.ф-и.Внут.ф-и направлены

на решение проблем, сущ-х внутри государства.К ним можно отнести:

Эк.ф-я(в эк.сфере смысл дей-я гос-ва-обеспечение норм.развития

эк-ки, защита соб-ти, согласование интересов производителей и потр-

ебителей), Пол.ф-я-обесп.выр-й интересов разл. соц. групп.Соц. ф-я-

развитие,поддержка здравоох., просвещения, науки, культуры,соц.

обесп.Но гос-во не должно брать общ-во на иждевение,только поде-

рживать его).Экол.ф-я (обеспеч.права граждан на здоровую окр.сре-

ду), Ф-я охраны правопорядка. Внешние ф-и--Обеспечение обороны

и без-ти,координация эк. и полит.взаимодей-я с иными гос-ми, Про-

ведение единой внеш.пол-ки.Можно отметить условность деления

на внутр. и внеш. ф-и,т.к все ф-и взаимосвязаны, внутр.ф-и могут

выступать как составляющая часть внеш.

24)ХАР-КА ВНУТР.И ВНЕШ.Ф-Й ГОС-ВА

Ф-и гос-ва в целом надо отличать от ф-й его отд.

органов.Ф-и органов гос-ва представляют собой реализацию ком-

петенции, прав и обязан.отд.органов в соотв-и с их местом и

назначением в гос.механизме и пол. системе общ-ва.Все ф-и гос-ва

можно разделить на 2 группы: внутр. и внеш.ф-и.Внут.ф-и направлены

на решение проблем, сущ-х внутри государства.К ним можно отнести:

Эк.ф-я(в эк.сфере смысл дей-я гос-ва-обеспечение норм.развития

эк-ки, защита соб-ти, согласование интересов производителей и потр-

ебителей), Пол.ф-я-обесп.выр-й интересов разл. соц. групп.Соц. ф-я-

развитие,поддержка здравоох., просвещения, науки, культуры,соц.

обесп.Но гос-во не должно брать общ-во на иждевение,только поде-

рживать его).Экол.ф-я (обеспеч.права граждан на здоровую окр.сре-

ду), Ф-я охраны правопорядка. Внешние ф-и--Обеспечение обороны

и без-ти,координация эк. и полит.взаимодей-я с иными гос-ми, Про-

ведение единой внеш.пол-ки.Можно отметить условность деления

на внутр. и внеш. ф-и,т.к все ф-и взаимосвязаны, внутр.ф-и могут

выступать как составляющая часть внеш.

25)ФОРМА ОСУЩЕСТВЛ.Ф-Й ГОС-ВА

Формы ф-й гос-ва показывают роль механизма гос-ва в осущ-и

ф-й гос-ва и использование права в этом процессе.Формы осущ-я

ф-й гос-ва делят на правовые и организационные. Среди правовых

форм выделяют правотворческую форму, правоисполнительную и

правоохр.формы осущ-я ф-й гос-ва.Правотворческая (правоуста-

новительная) форма - властно установленные законы, регулирующие

ту или иную область деят-ти (полномочия государства, его обяз-ти,

возможности, пределы его вмешательства).Правоисполнительная

форма-организация исполнения законов,принятие конкр.решений.

Правоох.форма-привлечение к ответ-ти лиц,нарушающих устано-ые

правила.Организац.формы осущ-я ф-й носят вспомог.хар-р,они сущ-т,

чтобы обеспечить деят-ть гос-ва в основных (правовых) формах

осущ-я ф-й.К ним относят статистику, бухгалтерский учет, деят-ть

счетных комиссий и др).

26) ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ Ф-Й РОС.ГОС-ВА

Внутр.ф-и РФ:

-охрана прав и свобод чел-ка,обеспечение правопорядка(деят-ть

гос-ва,направл.на защиту интересов личности и общ-ва, на реа-

льное воплощение в жизнь ст.2КРФ-«чел-к,его права и обяз-ти-

высшая ценность».

-эк-ая(важным явл-ся вопрос о пределах вмешательства гос-ва

в эк.сферу.Если в условиях админист.управления экономика регули-

руется директивами,то в усл.рын.отнош-й-прежде всего эк.методами-

посредством кредита,налога,льгот)

-налогообложение(налог-глав.метод новой сист.управ-я,используется

не только в эк.сфере,но и в соц.,юр и т.д.)

-ф-я соц.защиты(обеспечение нормальныхусловий жизни)

-экологич.(гос-во устан-ет правовой режим природоиспольз-я)

-культур.(гос.поддержка развития культуры,СМИ,театра,лит-ры)

Весь комплекс развития гос-ва не получает должного развития

и само оно,несмотря на обширность и отраб-ть аппарата власти

остается неразвитым(ущербным),авторит. или тот.

Фнеш.ф-и:

-оборона страны(поддержка достаточного Ур-я обороноспос-ти общ-ва,

отвеч.требованиям его нац.безопасности

-поддержание мирового порядка(деят-ть РГ по предотвращению войны)

-сотрудничество с др.гос-ми(деят-ть РГ,направл.на установл.и развитие

эк,пол.,культ. и иных отношений,сочетающих интересы данного гос-ва

с интересами др.гос-в.

Внеш.деять-ть гос-ва будет эф-ть и плодотворной лишь тогда,когда

она будет базироваться на междунар.-правовых актах с общеобяз.

участием нац-х,соц.-эк.,и иных особен-й всех народов,входящих

в мировое сообщвество.

27) ПОНЯТИЯ И ЭЛ-ТЫ ФОРМЫ ГОС-ВА

Форма гос-ва - это внешняя хар-ка сущ-ти гос-ва.это категория,

показывающая взаимосвязь между разл.органами гос-ва. Она

показывает, как организована государственная власть.

В форме гос-ва можно выделить 2 элемента-форма правления

и форма гос.устройства.Иногда в форму гос-ва включают и

пол.режим.Вопрос о том,явл-ся ли пол.режим неотъемлемым

элементом формы гос-ва, остается дискуссионным.Категории

пол. режима и формы гос-ва тесно взаимосвязаны. Пол. режим

влияет на форму гос-ва,причем влияет определяющим образом.

Влияние пол. режима на форму гос-ва выр-ся в том,что:

1) конкретные формы гос-ва взаимосвязаны с опред.пол.режимами

(демокр.гос-во не может быть абсолютной монархией, в авторита-

рном ре-жиме нет парламентаризма).

2)пол.режим пок-ет дейст-ое содержание той или иной формы гос-ва

(с точки зрения государственного устройства и СССР, и США

относятся к федерациям, но СССР как федерация мало чем

отличается от жесткого централиз-го гос-ва). Можно отметить

многообразие форм гос-в в совр.мире.Это определяется тем,

что форма каждого конкретного гос-ва складывается под дей-м

множества факторов,влияющих на форму гос-ва:

1.особ-ти истор. развития государства; 2.истор. традиции;

3.разл. политико-правовые идеи; 4.нац. состав населения;

5.внеш.факторы(междунар.положение и т.д). Прямо и

непосредственно влияет на устан-е формы конкретного гос-ва

соот-е соц. сил, пол. борьба и её рез-ты.

28)ФОРМЫ ГОС-ГО ПРАВЛЕНИЯ

Форма правления раскрывает способ организации верховной

гос.власти,порядок образования ее органов, их взаимодействия

между собой и с населением, степень участия населения в их

формир-и.Сущ-т 2 осн.формы правления—монархия и республика.

х верховные органы отличаются друг от друга и по порядку образо-

вания, и по составу, и по компетенции.Монархия—форма правления,

где высшая гос.власть принад-т единоличному главе гос-ва—монарху

(королю, царю, императору, шаху),кот-й занимает престол по насл-ву

и не несет ответ-ти перед населением. Монархии бывают 2 видов.

При неогран. (абсолютной) монархии монарх является единств.

высшим органом гос-ва.Он осущ-т законодат. ф-ю (воля монарха—

источник права и закон),рук-т органами испол.власти, контролирует

правосудие.В наст. время к аб. мон. относ-ся нек-е монархии

Ср. Востока (Саудовская Аравия). При огранич. монархии высшая

гос.власть рассредоточена между монархом и др.органами (Земский

собор в Рос.Империи).К огранич.относятся сословно-представительная

монархия (Россия) ,констит.монархия (Дания, Швеция),в кот-й власть

монарха ограничена кон-ей, парл-том, прав-ом ;парламентарная

монархия(прав-во форм-ся из пред-й опред.партии) и дуалистич.

монархия (Кайзеровская Германия 1871-1918г).При ней гос. власть

носит 2-й хар-р.Она разделена между прав-м и парл-м.

Республика—это форма правления, в кот-й высшая гос. власть

принадлежит выборным органам, избираемым на опред.срок и несущим

ответ-ть перед избирателями.Республике присущ демок.способ

образования верх.органов гос-ва;в развитых гос-х взаимоотношения

между высш.органами строятся на принципе разделения властей,

они имеют связь с избирателями и ответ-ны перед ними. Республ-

иканская форма правления зародилась в рабовладельческих

гос-х.Наиболее яркое проявление она нашла в дем.Афинской респ-

ублике. Совр.республики подразд-ся на парламентарные и

президентские. Различаются они главным образом тем,

какой из органов верховной власти — парл-т или президент —

формирует прав-во и направляет его работу и перед кем —

парламентом или президентом — прав-во несет ответ-ть.

В парламентарной респ-ке парл-т наделен не только зак-ми полномоч.,

но и правом требовать отставки прав-ва,выразив ему недоверие.

Президент респ-ки явл-ся только главой гос-ва, но не главой прав-ва.

Это означает,что прав-во формируется партией ,победившей на

парлам-х выборах, а президент лишен возм-ти направлять его деят-ть.

Руководит прав-м премьер-министр (он может называться иначе).

През.респ-ка—это форма правления,где президент непосре-но

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5