Шпора: Шпаргалки по теории государства и права (58 вопросов)
сооруж.Гос-во вынуждено проводить в подобных усл-х жесткую
централизов.политику, гос-во выступает в кач-ве единств.сооб-ка и
одновременно эксплуататора,оно управл-ет , распределяет,
подчиняет. Ирригац. проблемы приводят к образованию
менеджерско-бюрократич.класса, порабощающего общ-во к
формированию агрро-менеджерской цивилизации. «+» Дей-но,
процессы создания мощных ирр.систем происходили в регионах
образования первичных городов-гос-в (Месопатамия, Египет,
Индия); очевидны и связи этих процессов с формированием
многчисл.класса управленцев-чиновников, служб, защищающих
каналы от заиливания и обеспеч. по ним судоход-во.;
бесспорен факт влияния геогр. и климат. (почвенных) условий на
становления гос-ти. «-»в рамках теории излишне катег. выделены
отд.фрагменты процессов становления гос-ва как главное, базовое.
Между тем ирригац.причины хар-ны преимущ-но лишь для нек-х
регионов востока.Пред-ли этой доктрины недооценив. соц-эк,
военно-пол.,псих, и иные факторы, кот-ые тоже влияют на
становления гос-ва.
19) ТЕОРИЯ ИНЦЕСТА(Леви-Стросс-Франция,19в.)
Суть-исследуя развитие первобыт.общ-ва,обосновывая
идею о том, что введение запрета инцеста явилось исходным
соц.фактом в выделению чел-ка из мира природы,приведшее в
дальнейшем к возникновению гос-ва (осознание,что запрет
на кровесмешение будет способ-ть развитию рода чел-го).
«+»запрета инцеса-непреложный истор.факт,;переход общ-а
от эндогамии к экзогамии;неприменение инцеста принуждением;
способ-ла укрепл.рода и его интересов.«-»не только в особ-х
воспроиз-ва чел-ка заключ. прогресс чел-ва; вряд ли люди
пред-ли себе цепочку негативных действ-й кровосмешения.
21) ТЕОРИИ ГОС_ВА
Сущ-т множество весьма разнообр.теорий, по разному
объясняющих происх. гос-ва, природу гос. власти, ее
цели и задачи, пути развития гос-ва и т.д. Множест-ть
таких теорий связана не только со сложностью многостор-ти
гос-ва как соц. явления, разнообраз. его форм в прошлом и
наст., но и с тем,что гос-во осущ-ет пол.власть, его деят.ть,
прямо затрагивает интересы разл.соц.классов и групп.Это
связано и с разнообр. идеолог. позиций и философ.подходов
разл.авторов.Сущ-е теории гос-ва условно можно разделить
на 4 группы: о сущ-ии гос-ва, о целях и задачах гос-ва, о
сред-х и методах деят-ти гос-ва, о путях и перспективаъ
дальнейшего развития гос-ва.Среди теорий, относ-хя к
сущ-ти гос-ва можно выделить:
1)теория элит.нач.19, работы Парэтои Моски получила раз-
витие в средние века. Суть – каждое общ-во можно
разделить на 2 слоя – высший слой, осущ-й ф-и управл-я,
развития науки и культуры, низших, в кот-м нах-ся управ-
ляемые. В общ-ве всегда правит ничтожное меньш-во в
виде правящей элиты. Народ неспособен осущ-ть власть.
Отрицание истор.прогресса.Исходный постулат – абсолю-
тизация пол.отношений. Пол.власть – это осн.част соц.
отношений, из кот-х наиболее значимы отношения госпо-
дства и подчинения, т.е соц. нерав-во.«-» - отстранение
населения от власти; отрицание классового хар-ра власти
«+» реализация пол.власти практически всегда осущ-ся
через огранич.круг людей(депутатов, работников гос.аппарата)
2)технократическая теория. Возникла в 20х годах 20го века.
Пред-ли Скотт, Бернхен, Беквик, Зеблен,Саймон, Белл.
Это совр.интерпретация теории элит.Управлять общ-м
должны специалисты-управленцы, менеджеры.Именно
они способны определить действ. потребности общ-ва,
оптим.пути его развития. В р-те управление становится
научным и обеспечивает прогрессивное развитие общ-ва.
Идеи этой концепции активно используются в др.теориях гос-ва.
Из теории, рассматр. вопрос о целях гос-ва относится:
1)гос-во всеобщего благоденствия. После второй мировой.
Пред-ли Ростоу, Хекиенгер,Берна,Джонс. Суть-гос-во это
надклассное образование, выражает интересы всех слоев
населения, обеспечивает благоденствие всех.Цен-ть
каждой чел.личности, ее интересов в этой теории.
«+» теория обосновывает приоритет общечел.цен-тй,
интересы и права чел-ка.
«-« в колониальных странах при теории всеоб. благоденствия
ур-нь жизни населения низкий.
Теории, прогнозирующие дальнейшее развитие гос-ва:
- теория конвергенции. 50-60 года 20 в. гелбрейт, Арон,Сорокин.
Рассматривала взаимное влияние гос-в двух систем – зап.
(США, Англии) и других (Сов.Союзом и др. странами соц.
лагеря) Делался вывод, что происходит «обмен» между этими
гос-ми причем каждая группа заимствует лучше. В р-те прои-
сходит сближение гос-в, по их сущ-ти, организации, формам
деят-ти. Это должно привести к утраче различий и возни-
кновеню постиндустриального гос-ва единого типа, кот-ое
будет го-м всеобщего благоденствия. Опред. положения этой
теории нах-т несомненное подтверждение в совр.период
Особое место среди указанных теорий занимает историко-
материалистическая концепция гос-ва. Рассматривает все
аспекты его сущ-я и развития. В основе теории – идеи истор.
материализма и классовых подход. Гос-во рассматривается
как орудиме власти эк. господ.класса, его особ-ти определ-ся
экономикой общ-ва на опред.стадии его истор.развития. Цель
– построение социалист.,а затем и коммунист.общ-ва. А
конечная судьба гос-ва – его отмирание по мере пострения
коммунист.общ-ва.
22)ГОС ВЛАСТЬ КАК ОСОБ. РАЗН-ТЬ СОЦ-Й.
Гос.власть явл.особ.разновид. соц.власти. Соц.власть-
это присущее всякой общности людей отношения гос-ва
и подчинения между субъектами,опирающ. на принуждение.
Она неотъемлема от любой организов.общ-ти людей (род,
племя,партия). Сущ-т 2 точки зрения: 1)гос.власть более узкая
категория,чем пол.власть.Т.кпол.власть осущ-ся не только гос-м,
но и др.звеньями пол.системы общ-ва.2) пол.власть гос.власть-
понятия тождеств.,т.к пол.власть исходит от гос-ва и реализуется
при его косв.участии.
Гос.власть-это публ.-полит.отношения господства и подчинения
между субъектами,опирающ.на гос.принуждение. Признаки:
-гос.власть выступает как оф.пред-ль общ-ва данной страны
(только она юр.уполномочена Дей-ть от имени всего общ-ва и
применять в случае необ-ти принуждение.Гос.власть опирается
на гос.принуждение)
-гос.власть обладает верховенством в общ-ве,она суверенна.
(Гос.власть регулирует отношений разл.классов,соц.групп.)
-гос.власть уст-ет сист.налогов и деление населения по тер.призн.
-организации гос.власти,порядок деят-ти детально опред-ся
констит.нормами.Она носит публ.-пол.хар-р.
-гос.влась осущ-ся спец.гос.аппаратом и спец.лицами (парламент,
суды, полиция)
-гос.власть как власть,выступ.от имени всего общ-васледует отли-
чать от власти мест.самоупр-я,кот-я также явл-ся публичной.Но эта
власть опред.части населения,т.е тер.коллектива.
Гос.власть распро-ся на всё общ-во.
2)ПОНЯТИЯ И ВИДЫ Ф-Й ГОС-ВА.
Ф-и гос-ва-опред-е его сущ-ю и соц.назначением основ-е направл.
деят-и гос-ва по решению стоящих перед ним задач.Ф-и хар-ют
деят-ть гос-ва.Ф-и и дея-ть гос-ва-не одно и то же.Хар-я ф-и гос-ва,
отметим, что важен вопрос о соотн-и деят-ти гос-ва и самого общ-ва.
Гос-во должно заниматься такой деят-ю, где требуется едино-
образие, дисц-на, максим.концентрация сил, средств на опред.
участках деят-ти.Власть всегда стремится представить свою деят-ть
в выгодном свете.О деят-и гос-ва нельзя судить по заявлениям
власти.Реальный показатель-бюджет гос-ва(он пок-т, на какие цели
расходуются сред-ва гос-ва, какие цели яв-ся приоритетными по
фин.затратам).Ф-и гос-ва в целом надо отличать от ф-й его отд.
органов.Ф-и органов гос-ва представляют собой реализацию ком-
петенции, прав и обязан.отд.органов в соотв-и с их местом и
назначением в гос.механизме и пол. системе общ-ва.Все ф-и гос-ва
можно разделить на 2 группы: внутр. и внеш.ф-и.Внут.ф-и направлены
на решение проблем, сущ-х внутри государства.К ним можно отнести:
Эк.ф-я(в эк.сфере смысл дей-я гос-ва-обеспечение норм.развития
эк-ки, защита соб-ти, согласование интересов производителей и потр-
ебителей), Пол.ф-я-обесп.выр-й интересов разл. соц. групп.Соц. ф-я-
развитие,поддержка здравоох., просвещения, науки, культуры,соц.
обесп.Но гос-во не должно брать общ-во на иждевение,только поде-
рживать его).Экол.ф-я (обеспеч.права граждан на здоровую окр.сре-
ду), Ф-я охраны правопорядка. Внешние ф-и--Обеспечение обороны
и без-ти,координация эк. и полит.взаимодей-я с иными гос-ми, Про-
ведение единой внеш.пол-ки.Можно отметить условность деления
на внутр. и внеш. ф-и,т.к все ф-и взаимосвязаны, внутр.ф-и могут
выступать как составляющая часть внеш.
24)ХАР-КА ВНУТР.И ВНЕШ.Ф-Й ГОС-ВА
Ф-и гос-ва в целом надо отличать от ф-й его отд.
органов.Ф-и органов гос-ва представляют собой реализацию ком-
петенции, прав и обязан.отд.органов в соотв-и с их местом и
назначением в гос.механизме и пол. системе общ-ва.Все ф-и гос-ва
можно разделить на 2 группы: внутр. и внеш.ф-и.Внут.ф-и направлены
на решение проблем, сущ-х внутри государства.К ним можно отнести:
Эк.ф-я(в эк.сфере смысл дей-я гос-ва-обеспечение норм.развития
эк-ки, защита соб-ти, согласование интересов производителей и потр-
ебителей), Пол.ф-я-обесп.выр-й интересов разл. соц. групп.Соц. ф-я-
развитие,поддержка здравоох., просвещения, науки, культуры,соц.
обесп.Но гос-во не должно брать общ-во на иждевение,только поде-
рживать его).Экол.ф-я (обеспеч.права граждан на здоровую окр.сре-
ду), Ф-я охраны правопорядка. Внешние ф-и--Обеспечение обороны
и без-ти,координация эк. и полит.взаимодей-я с иными гос-ми, Про-
ведение единой внеш.пол-ки.Можно отметить условность деления
на внутр. и внеш. ф-и,т.к все ф-и взаимосвязаны, внутр.ф-и могут
выступать как составляющая часть внеш.
25)ФОРМА ОСУЩЕСТВЛ.Ф-Й ГОС-ВА
Формы ф-й гос-ва показывают роль механизма гос-ва в осущ-и
ф-й гос-ва и использование права в этом процессе.Формы осущ-я
ф-й гос-ва делят на правовые и организационные. Среди правовых
форм выделяют правотворческую форму, правоисполнительную и
правоохр.формы осущ-я ф-й гос-ва.Правотворческая (правоуста-
новительная) форма - властно установленные законы, регулирующие
ту или иную область деят-ти (полномочия государства, его обяз-ти,
возможности, пределы его вмешательства).Правоисполнительная
форма-организация исполнения законов,принятие конкр.решений.
Правоох.форма-привлечение к ответ-ти лиц,нарушающих устано-ые
правила.Организац.формы осущ-я ф-й носят вспомог.хар-р,они сущ-т,
чтобы обеспечить деят-ть гос-ва в основных (правовых) формах
осущ-я ф-й.К ним относят статистику, бухгалтерский учет, деят-ть
счетных комиссий и др).
26) ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ Ф-Й РОС.ГОС-ВА
Внутр.ф-и РФ:
-охрана прав и свобод чел-ка,обеспечение правопорядка(деят-ть
гос-ва,направл.на защиту интересов личности и общ-ва, на реа-
льное воплощение в жизнь ст.2КРФ-«чел-к,его права и обяз-ти-
высшая ценность».
-эк-ая(важным явл-ся вопрос о пределах вмешательства гос-ва
в эк.сферу.Если в условиях админист.управления экономика регули-
руется директивами,то в усл.рын.отнош-й-прежде всего эк.методами-
посредством кредита,налога,льгот)
-налогообложение(налог-глав.метод новой сист.управ-я,используется
не только в эк.сфере,но и в соц.,юр и т.д.)
-ф-я соц.защиты(обеспечение нормальныхусловий жизни)
-экологич.(гос-во устан-ет правовой режим природоиспольз-я)
-культур.(гос.поддержка развития культуры,СМИ,театра,лит-ры)
Весь комплекс развития гос-ва не получает должного развития
и само оно,несмотря на обширность и отраб-ть аппарата власти
остается неразвитым(ущербным),авторит. или тот.
Фнеш.ф-и:
-оборона страны(поддержка достаточного Ур-я обороноспос-ти общ-ва,
отвеч.требованиям его нац.безопасности
-поддержание мирового порядка(деят-ть РГ по предотвращению войны)
-сотрудничество с др.гос-ми(деят-ть РГ,направл.на установл.и развитие
эк,пол.,культ. и иных отношений,сочетающих интересы данного гос-ва
с интересами др.гос-в.
Внеш.деять-ть гос-ва будет эф-ть и плодотворной лишь тогда,когда
она будет базироваться на междунар.-правовых актах с общеобяз.
участием нац-х,соц.-эк.,и иных особен-й всех народов,входящих
в мировое сообщвество.
27) ПОНЯТИЯ И ЭЛ-ТЫ ФОРМЫ ГОС-ВА
Форма гос-ва - это внешняя хар-ка сущ-ти гос-ва.это категория,
показывающая взаимосвязь между разл.органами гос-ва. Она
показывает, как организована государственная власть.
В форме гос-ва можно выделить 2 элемента-форма правления
и форма гос.устройства.Иногда в форму гос-ва включают и
пол.режим.Вопрос о том,явл-ся ли пол.режим неотъемлемым
элементом формы гос-ва, остается дискуссионным.Категории
пол. режима и формы гос-ва тесно взаимосвязаны. Пол. режим
влияет на форму гос-ва,причем влияет определяющим образом.
Влияние пол. режима на форму гос-ва выр-ся в том,что:
1) конкретные формы гос-ва взаимосвязаны с опред.пол.режимами
(демокр.гос-во не может быть абсолютной монархией, в авторита-
рном ре-жиме нет парламентаризма).
2)пол.режим пок-ет дейст-ое содержание той или иной формы гос-ва
(с точки зрения государственного устройства и СССР, и США
относятся к федерациям, но СССР как федерация мало чем
отличается от жесткого централиз-го гос-ва). Можно отметить
многообразие форм гос-в в совр.мире.Это определяется тем,
что форма каждого конкретного гос-ва складывается под дей-м
множества факторов,влияющих на форму гос-ва:
1.особ-ти истор. развития государства; 2.истор. традиции;
3.разл. политико-правовые идеи; 4.нац. состав населения;
5.внеш.факторы(междунар.положение и т.д). Прямо и
непосредственно влияет на устан-е формы конкретного гос-ва
соот-е соц. сил, пол. борьба и её рез-ты.
28)ФОРМЫ ГОС-ГО ПРАВЛЕНИЯ
Форма правления раскрывает способ организации верховной
гос.власти,порядок образования ее органов, их взаимодействия
между собой и с населением, степень участия населения в их
формир-и.Сущ-т 2 осн.формы правления—монархия и республика.
х верховные органы отличаются друг от друга и по порядку образо-
вания, и по составу, и по компетенции.Монархия—форма правления,
где высшая гос.власть принад-т единоличному главе гос-ва—монарху
(королю, царю, императору, шаху),кот-й занимает престол по насл-ву
и не несет ответ-ти перед населением. Монархии бывают 2 видов.
При неогран. (абсолютной) монархии монарх является единств.
высшим органом гос-ва.Он осущ-т законодат. ф-ю (воля монарха—
источник права и закон),рук-т органами испол.власти, контролирует
правосудие.В наст. время к аб. мон. относ-ся нек-е монархии
Ср. Востока (Саудовская Аравия). При огранич. монархии высшая
гос.власть рассредоточена между монархом и др.органами (Земский
собор в Рос.Империи).К огранич.относятся сословно-представительная
монархия (Россия) ,констит.монархия (Дания, Швеция),в кот-й власть
монарха ограничена кон-ей, парл-том, прав-ом ;парламентарная
монархия(прав-во форм-ся из пред-й опред.партии) и дуалистич.
монархия (Кайзеровская Германия 1871-1918г).При ней гос. власть
носит 2-й хар-р.Она разделена между прав-м и парл-м.
Республика—это форма правления, в кот-й высшая гос. власть
принадлежит выборным органам, избираемым на опред.срок и несущим
ответ-ть перед избирателями.Республике присущ демок.способ
образования верх.органов гос-ва;в развитых гос-х взаимоотношения
между высш.органами строятся на принципе разделения властей,
они имеют связь с избирателями и ответ-ны перед ними. Республ-
иканская форма правления зародилась в рабовладельческих
гос-х.Наиболее яркое проявление она нашла в дем.Афинской респ-
ублике. Совр.республики подразд-ся на парламентарные и
президентские. Различаются они главным образом тем,
какой из органов верховной власти — парл-т или президент —
формирует прав-во и направляет его работу и перед кем —
парламентом или президентом — прав-во несет ответ-ть.
В парламентарной респ-ке парл-т наделен не только зак-ми полномоч.,
но и правом требовать отставки прав-ва,выразив ему недоверие.
Президент респ-ки явл-ся только главой гос-ва, но не главой прав-ва.
Это означает,что прав-во формируется партией ,победившей на
парлам-х выборах, а президент лишен возм-ти направлять его деят-ть.
Руководит прав-м премьер-министр (он может называться иначе).
През.респ-ка—это форма правления,где президент непосре-но
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|