бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Шпора: Шпаргалки по теории государства и права (58 вопросов) бесплатно рефераты

при определенном парламентском контроле формирует прав-во,

кот-е несет перед ним ответ-ть за свою деят-ть.В през-х респ-х

обычно нет должности премьер-министра,т.к чаще всего ф-и главы

гос-ва и главы прав-ва выполняет президент.

Существуют смешанные «полупрезидентские» (президентско-

парламентарные) республики (Франция, Финляндия, Португалия),

в кот-х парламент и президент в той или иной мере делят свой

контроль и свою ответ-ть по отношению к прав-ву.

29) ФОРМЫ ГОС-ГО УСТРОЙСТВА.

Это нац. и администр.-тер-ое деление гос-ва,

кот-ое скрывает хар-р взаимоотн-й между его

состав.частями,между центр.и местн. органами

гос.власти.Форма гос.устрой-ва показывает,из

каких частей состоит внутр.струк.гос-ва,как стро-

ятся отношениями между центр.и мест.гос.орга-

нами,интересы каждой нации.

Унит. гос-во— это целостное централиз-е гос-во,

адм.о-территориальные единицы которого (области, провинции,

округа и т. д.) не имеют статуса государственных образований, не

обладают суверенными правами. В унитарном гос-ве единые

высшие органы гос-ва, единое гражданство, единая конституция,

что создает организационно-правовые предпосылки для высокой

степени влияния центральной гос. власти на всей

территории страны. Органы адм.-территориальных

единиц находятся полном подчинении центра,

Большинство всех существовавших и ныне существующих

гос-в унитарные. Это и понятно, ибо унитарное гос-во хорошо

управляемо, а унитарная форма достаточно надежно обес-

печивает гос-е единство. Унитарные государства могут

иметь и однонациональный (Франция, Швеция, Норвегия

и многонациональный (Великобритания, Бельгия) состав населения.

Федеративное гос-во- сложное союзное гос-во,части кот-го

(республики, штаты,земли) яв-ся гос-ми или гос.образованиями,

бладающими суверенитетом.Федерация строится на началах децен-

трализации.В строго научном смысле федерацией наз-ют союз гос-в,

основанный на договоре или конституции. Поэтому федерация

возможна только там, где объединяются самостоятельные гос-ва.

Входящие в состав федерации гос.образ-я и гос-ва наз-ся ее

субъектами.Они могут иметь свои конституции, свое гражданство,

собственные высшие гос.органы — зак-ые, испол-ные, судебные.

Наличие в федерации двух систем высших органов — федерации в

целом и ее субъектов — вызывает необходимость разграничить их

компетенции (предметы ведения).Способы размежевания компе-

тенции,применяемые в различных федерациях, многообразны,

однако наиболее распространенными являются 2. В США,

Канаде, Бразилии, Мексике и других странах кон-ии

устанавливают сферы, подпадающие под исключительную

компет-ю федерации и исключительную компетенцию ее субъектов.

В ФРГ, Индии и иных гос-х конституции, кроме того, предусма-

тривают сферу действия совместной компетенции федерации

и ее субъектов.

Конфедерация — это союз суверенных гос-в, образуемый для

достижения опред.целей (военных, экономических и др.). Здесь

союзные органы лишь координируют деятельность гос-в—членов

конф-и и только по тем вопросам, для решения которых они

объединились. Конф-я не обладает суверенитетом.

Исторический опыт показывает, что конфедеративные

объединения имеют нестойкий, переходный характер: они либо

распадаются, либо преобразуются в федерации(Напр.,штаты

Мы считаем, что у данной формы все же есть будущее:в конф-ю

могут объединиться бывшие республики СССР, Югославии,

Северная и Южная Корея.В посл. десятилетия появилась

особая форма ассоциированного гос.объединения. Примером

тому является Европейское Сообщество, уже вполне

доказавшее свою жизнеспособность. Представляется, что

процесс современной европейской интеграции может привести

от содружества к конфедеративному государственному устройству,

а от него—и к федеративному всеевропейскому гос-ву.

30)ГОС-ЫЕ РЕЖИМЫ.

Для хар-ки формы гос-ва употр.термин гос-ый режим.Он хар-ет

функци-ю сторону формы гос-ва-формы и методы осущ-я гос.власти.

Т.е это деят-ть органов гос-ва по управлению общ-м, по регули-

рованиию поведения физ.и юр.лиц, учреждений и т.д.

Демократ.режим (США, Канада).Складывается в правовых гос-х,

Гос-во обеспечивает свободное развитие личности, фактич.

запущенность ее законных прав и интересов.Режим выр-ся в:

-свобода личности в сфере эк.деят-ти

-гарантирова-ть личных прав и свобод гражданина

-создает эфф-е механизмы прямого воздействия населения

страны на хар-р гос.власти

-личность защищена от произвола, беззакония

-учитывает интересы больш-ва и меньш-ва одинаково

-базируется на законах,кот-е отражают объективные потребности

развития личности и общ-ва.

Антидемократ.режим.Признаки: гос-во подавляет личность,

ущемляет ее права; тоталь.контроль гос-ва над всеми сферами

общ-й жизни,диктатура одной партии; огусадарствление всех

общ-х организаций; всеохватывающая милитаризация общ.жизни;

игнорирование интересов нац.гос.образований;гос-во не учитывает

особ-ей религ.убеждений населения. Делится на: авторитарный

режим (Индонезия, Парагвай) – преобладают методы принуждения,

а то и прямого насилия.Выборы-формальность,т.к нек-е оппозиц.партии

запрещены.Роль парл-та принижена.Доминирует испол.власть.

Тот.режим (Гитлер в Герм.,Сталин)–целиком основан на методах

псих.,идеол.,физ.принуждения.Страной правит партийно-гос.

номенклатура во главе с вождем.Этот режим сущ-т в фашистких

гос-х,в нек-х мусульманских странах.

31) ФОРМА СОВР.РОС.ГОС-ВА И ЕЕ ПЕРСПЕКТИВЫ.

Сложная обстановка перехода к рыночной экономике и острая

соц. напряженность обусловили тот факт, что в РФ в кач-ве

формы правления установлена през.республика, но обла-

дающая по сравнению с традиц. президентскими респ-ми рядом

особен-ей.Во-первых, наряду с признаками през.республики данная

форма имеет (правда, незначительные) элементы парлам. респ-ки,

состоящие в том, что Гос.Дума может выразить недоверие Прав-ву

(хотя решать его судьбу и в этом случае будет Президент).Во-вторых,

налицо дисбаланс между зак-й и президентской властью, сущ-й пере-

вес последней, что в какой-то мере нарушает необходимое равно-

весие и устойчивость гос.власти в целом.Наконец, в-третьих,

уникальность России как фед-и не может не быть отраженной в

механизме гос.власти, особенно с учетом того, что в ряде ее

республик также сущ-т институт президентства.

Что касается формы гос. устрой-ва,то Рос.гос-во—самобытная,

уникальная федерация, построенная на договорно-конституционном

правовом фундаменте. Механизмом регулирования и самонастройки

федеративных отношений выступают двусторонние договоры между

органами федеральной власти и субъектами Федерации (например, с

Республикой Татарстан) о разграничении предметов ведения и

полномочий. Немало особенностей и проблем порождает противоре-

чивость двух изначально заложенных в основу государственного

устройства РФ принципов: национально-территориального

(республики, автономная область, автономные округа) и

административно-территориального (края, области, города

федерального значения). Да и по количеству субъектов РФ занимает

1-е место в мире. Большое число таких субъектов может привести

к неуправляемому качеству.

32) ГОС.СТРОЙ

Гос.строй-это система соц.,эк. и политико-правовых отношений,

установленных и закрепляемых нормами Кон-го (гос-го)права.

Кон-й строй-это система соц.,эк. и политико-правовых отношений,

установленных и охраняемых Кон-й и др. Кон-но- правовыми актами

опред. гос-ва.Необ.признаки кон-го строя-нар.суверенитет,разделение

властей,нерушимость и неотчужда-ть общепризнан-х прав и свобод

чел-ка.Гос-ый строй может и не содержать этих признаков.Кон-ый строй

не следует отождествлять и уравнивать с гос-м строем,т.к Кон-ый строй,

в отличие от гос-го,предполагает наличие в гос-ве Кон-и.

Гос.строй может отличаться от кон-го,если воздействие гос-ва на общ-во

проявл-ся в неправовой форме в обход Кон-и и иных легитимных

источников права с нарушением общ-в гражданина и общ-ва.

33) МЕХАНИЗМ ГОС-ВА

Механизм гос-ва—это целостная иерархическая система

гос-х органов и учреждений, практически осущес-х гос.власть,

задачи и ф-и гос-ва.Приведенное опред-е позволяет

выделить след.хар-ые признаки механизма гос-ва.

1.Это целостная иерархическая система гос.органов и учре-

ждений. Целостность ее обеспечивается едиными принци-

пами организации и деят-ти гос.органов и учреждений,

едиными задачами и целями их деят-и.

2.Первичными структурными частями (элементами) механизма

явл-ся гос.органы и учреждения, в кот-х работают гос.служащие

(чиновник).Гос.органы связаны между собой началами

субординации и координации.

3.Для обеспечения гос.властных велений он имеет непосред-е

орудия (учреждения) принуждения, соотв-ие технич. ур-ню

каждой эпохи—воор.отряды людей,тюрьмы. Без них не может

обойтись ни одно гос-во.

4.При помощи механизма практически осущ-ся власть и

выполняются функции гос-ва.

Структура механизма гос-ва изменчива и разнообразна,

но при всех условиях в него входят органы управления и

органы принуждения.Механизм совр.гос-ва отличается

высокой степенью сложности, многообразием органов и

учреждений, подразделяется на крупные подсистемы. Так, одну

его подсистему образуют высшие органы гос-а: представи-

тельные, глава гос-ва, прав-во.Они обычно нах-ся в поле

зрения общес-ти,СМИ,вокруг них форм-ся общ.мнение. Другая

подсистема— это органы правопорядка, суд, прокуратура, а также

силовые структуры (армия, полиция, разведка). Последние

выполняют решения высших органов гос-ва, в том числе

методами гос.принуждения(воен.подавление, полиц.меры).

Наиболее жесткие способы принуждения осущ-т воор.отряды

людей—войско, полиция.К органам гос-а примыкают гос.учре-

ждения, кот-е властными полномочиями не обладают, а

выполняют общесоц. ф-и в сфере эк-ки,образования,здравоох.

34) ОРГАНЫ ГОС-ВА:ОПРЕДЕЛЕНИЯ,ПРИЗНАКИ,ВИДЫ

Первичным и важнейшим структурным элементом механизма

гос-ва явл-ся орган гос-а.Это звено механизма гос-ва,

участвующее в осущ-и ф-й гос-ва и наделенное для этого

властными полномочиями.Хотя орган гос-ва и обладает

опред. самостоятельностью, автономией, он служит частью

единого механизма гос-ва, занимает в гос.машине свое место

и прочно связан с другими ее частями.Орган гос-ва состоит

из гос.служащих, кот-е нах-ся в особых правоотношениях

между собой и органом. Они абстрагированы от семейных,

ражданских и других отношений, не имеющих связи с гос.службой,

Положение,права и обяз-ти гос.служащих опред-ся законом и

обесп-т их правовой статус.Объем и порядок использования

ими властных правомочий устан-ся тоже законом и конкретизи-

руются в должностных инструкциях, штатных расписаниях и др.

Органы гос-ва имеют внутр.строение.Они состоят из подразде-

лений, скрепленных единством целей, ради достижения кот-х

образованы, и дисциплиной, кот-ю все служащие обязаны соблюдать.

Важн. признаком органа гос-ва явл-ся наличие у него компетенции—

властных правомочий(совокупности прав и обяз-й) опред.содержа-

ния и объема.Органы гос-ва классифициру-ся:

По способу возникновения они подразделяются на первичные и

производные. Первичные органы гос-ва никакими другими

органами не создаются.Производные органы создаются

первичными органами, кот-е и наделяют их властными полномо-

чиями.К ним относ-я исполнительно-распорядительные органы,

органы прокуратуры и т. д. По объему властных полномочий

органы гос-ва класси-ся на высшие и местные.Правда, не все

местные органы явл-ся гос.(напр.,органы местного самоупр.).

Высшие органы гос-ва наиболее полно олицетворяют гос.власть,

распространяющуюся на тер-ю всего гос-ва. По широте компете-

нции выделяются органы гос-ва общей и спец.компетенции.

Органы общей компетенции правомочны решать широкий круг

вопросов.Напр.,прав-во,исполняя законы,активно участвует в осущ-и

всех ф-й гос-ва.Органы спец.(отраслевой) компетенции спец-ся на

выполнении какой-то,одной ф-и,одного вида деят-ти (мин-во финансов).

Органы гос-ва бывают выборные и назнач., коллег. и единоличные.

35)ПРИНЦИП ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТ-ТИ ГОС.АППАРАТА

Аппарат гос-ва-это система гос.орагнов,взаимосвязанных общими

принципами огранизации и деят-ти. Подобные принципы-это

исходные идеи,руководящие положения,определ-е оснн.подходы

к формированию и ф-ю гос.органов.Осн.принципы отражены в Кон-и РФ:

-принцип приоретета прав и сводод чел-ка и гражданина (преполагает

соответ.обяз-ти гос.органов и служащищих собюлюдать и защищать их)

-принцип представ-ва интересов граждан во всех звеньях гос.аппарата

-принцип демократизма,позволяющий учитывать интересы большинства

граждан гос-ва. Выр-ся в выборахпредставит-х органов и органов мест.

самуправления в проведении референдумов

-принцип разделение властей,исключающий возможность произвола со

стороны гос.органов и должностных лиц

-принцип законностити(означает обяз-ть солюдения законов во всех

звеньях гос.аппарата)

-принцип гласности(обеспечивает открытость деят-ти гос.органов)

-принцип профессионализма и компетенции гос.служащих(Гарантирует

высокий ур-нь решения важнейших вопрос гос.жизни.(закон о гос. службе)

-принцип федерализма(в федер.гос-х)-обеспечивает разграничение

предмета ведения между федерацией и ее субъектами

-принцип сочетанию коллегиальности и единоначалия-обеспечивает

разумное соот-е демокр. и бюр.начал гос.аппарата

-принцип сочетания выборности и назначаемости-выр-ет оптимальное

соот-е децентрализации и централизации в гос.управл-и.

-принцип иерархичности-органы гос-ва занимают в гос.аппарате разные

ур-и: одни органы подчинены другим,решения вышестоящих органов

обязательны для нижестоящих.

Всестор.учет принципов как при образовании гос.органов,так и в процессе

их ф-я позволяет обеспечить макс.эфф-ть гос-го управл-я общ-м,

ведет к его демократизации и поыышению эф-ти.

36)ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТ.ОБЩ-ВА:ПОНЯТИЯ И ВИДЫ.

П.с.о.представляет собой отражение пол.жизни общ-ва в целом.

П.с.-это система взятых в единстве и взаимодействии гос-ых,

общ-х организаций, иных пол.институтов, кот-е на основе опред.

норм и принципов участвуют в пол.жизни общ-ва, осущ-яют

опред.пол.ф-и.П.с.неоднородна по своему составу. В состав

п.с.входят различные структурные элементы. По своей структуре

п.с.о.состоит из 5 элементов, каждый из кот-х хар-т разл.стороны

ее жизнедеятельности:

1) Институционный (или организационный) элемент. Выражает

внешние проявления п.с., в него входят те организации и объеди-

нения людей, кот-е представляют п.с.В этот элемент входят

гос.органы, общ.объединения всех организационно-правовых форм

(массовые движения, общ.организации, учреждения), пол.партии как

спецфический субъект и др. Этот элемент является главным в п.с.,

он придает устойчивость п.с., формирует ее нормативную основу и

др.средства воздействия на общ-во.

2) Нормативный элемент представляет собой нормативные основы

деят-ти п.с.К нормативному элементу относятся:

· Пол. нормы (содержатся в уставах, программах политических партий).

· Нормы права (напр, Конституция РФ, Закон РФ "Об общественных

объединениях Российской Федерации").

· Пол.обычаи и традиции

3) Функциональный элемент.Показывает, как действуют, ф-ют на пра-

ктике элементы п.с.К нему относятся:

· Пол.действия (митинги, демонстрации, забастовки);

· Пол.процессы (процесс формирования парламента)

37) СООТНОШЕНИЯ ПОЛ.СИСТ. И ПОЛ.ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩ-ВА

В научн. и уч. лит-ре длительное время происходила об этом дискус-

сия. Многочисл.позиции государствоведов в основном сводятся к 3

осн.взглядам:

-сторонники широкого понимания п.с.о (Бурлацкий)отмечают,что пол.

организация общ-ва явл-ся главным и сущ-м элементом п.с.Т.е пол.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5