бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Шпора: Шпаргалки по теории государства и права (58 вопросов) бесплатно рефераты

Шпора: Шпаргалки по теории государства и права (58 вопросов)

1)ПРЕДМЕТ ТГП

ТГП-фундамент. наука правоведения,кот-я

изучает сущн-ть,содер-е и формы гос.-правовой

системы общества,основные зак-ти ее фун-я и

азвития.ТГП как юр. наука, входящая в состав

правоведения,изучает гос.-правовые явления

общ-ва. В отличие от других юр.наук,она изучает

их как системное целое,имеющее особую структ-

уру и сущ-е зак-ти.В силу предмета ТГП играет в

правоведении роль фундам-й,основополаг.науки.

Понятия,выраб-е ТГП, составляют основу для

отраслевых юр.наук,входящих в состав правове-

дения(констит.права,гражд.права, сем.права,труд.

права,админис.права,угол.права и др).С ТГП логии-

чески начинается изучение правоведения. ТГП сос-

тоит из двух осн. частей:ТГ и ТП. Изучение гос-х и

правовых явлений в рамках одной науки обусловлено

тем, что в реальной жизни они взаимно определяют

и доп-ют друг друга,образуя единую гос.-правовую

сист. общ-ва.Гос.-прав. явления входят в состав

общ-ва, соединены с др. соц. явлениями закономе-

рными связями,имеют с ними общие черты и особ-ти.

Поэтому понятие общ-ва выступает исходным, отпра-

вным в понимании сущ-ти,содер-я и формы Г и П.

2) ТГП В СИСТ, ГУМ,НАУК

Един-во и целост-ь мат. и дух. мира обусловливают единство

всех наук.Особо тесная взаимосвязь сущ-т между гум-ми(общ.)

науками. Гум. науки изучают общ-во,чел-ка, чел. отношения,

созд-е чел-м институты и учреждения, индив-ое, групповое и

общ-ое сознание. В центре гум.наук находятся чел-к,его дост-

оинство,права и свободы.Коренной вопрос общ.жизни — вопрос

о гос-ве и праве, их роли и месте в жизни общ-ва. Этот вопрос

не может быть монополией какой-то одной науки. Все гум.

науки в той или иной мере затрагивают его,отсюда тесное взаим-

одей-е ТГП с философией(именно фил. мировоззрение того или

иного мыслителя может быть использовано и для прогрессив-го,

и для реакционного влияния на форм-е в общ-ве взглядов на

гос-во и право), экономической теорией(ГП сопряжены с эк.

отношениями теснее, чем другие части общ. надстройки.Именно

в них находят концентрированное выр-е соц.о-эк. потребности

и интересы), социологией(Опираясь на достижения соц-, на

конкретные социологические исследования, ТГП может успешно

решать проблемы повышения соц. эфф-ти норм права,

способов и гарантий совершен-я гос.аппарата), политологией

(ГП неотделимы от пол-ки и полит. жизни общ-ва. Причем

гос-во, его деят-ть отнюдь не частный случай пол-ки, не

один из отдельных, рядовых участников политической

жизни).Она опирается на их передовые достижения, заним-

ает в системе гум.знания место,опред. значением гос-ва и

права в жизнедеятельности общ-ва.

3) ТГП В СИСТ. ЮР НАУК.

Место ТГП в сист. юр. наук определяется, прежде всего,

ее особ-ми и хар-ми чертами:

- ТГП-вводная уч.дисциплина, кот-я дает исходные поло-

жения юр. науки; -ТГП – фундамен.наука, в составе юр.

науки она относ-я к 1-му блоку знаний;

· это обобщ-я наука,она "выводит за скобки", берет общ.

вопросы всех отраслевых наук. Напр, вопросы толкования,

юр.техники; это методологическая наука, она разраб.

полож-я, кот-е используются др.юр.науками.Однако значе-

ние ТГП нисколько не умаляет значения др. юр.наук, ведь

без них она попросту не сущ-ет.

4) Ф-И ТГП

ф-и науки-это осн.направления деят-ти,кот.для решения

стоящих перед ней задач.И один из критериев оценки

состояния и дей-я теор.системы.

-онтологическая ф-я(познание сущ-ва гос.-прав.явлений.

ТГП занимается добавл.нового знания о гос.-прав.дейст-ти,

накоплением и систематизац.этого знания.

-эвристическая ф-я(эвристика-искусство нахож.истин,

эта ф-я связана с разв.науки).

методологическая(соот.ТГП и отраслевых спец.юр.дисциплин)

-политич.(разработка конкр.средств и методов преобр.правовых

и гос.институтов применения норм права и укрепления закон-ти)

-идеологич ф-я; воспит. ф-я.

-прогностич.(ТГП выводит из всего знания,добытого челов-м на

опред.этапе развития те зак-ти,кот-е опред. тенденции гос.-прав.

развития.Нек-е исслед-ли наз-т и др. ф-и ТГП(напр., полит. к ней

близка идеол.).Но на наш взгляд род из них явл-ся дублирова-

нием вышеперечисл. ф-й.

5)МЕТОДОЛОГИЯ ТГП

Это применение совокупности опред.теорет.принципов,логич.прие-

мов и спец.способов исследования осн.общих закон-й возникн.

гос-прав.явлений.Важн.принципами ТГП являя-ся:

-историзм(исследуюя ГП, теория должна установить причины

их происх.,проследить осн.этапы развития и дать науч.оценку

совр.гос-ва и права)

-объективность(Теория дает опред.общих понятий о гос-ве и

праве,вскрывает их сущ-ть,форм-ет общие зак-ти из ф-я)

-конкретность(данный принцип требует от ТГП точного учета

всех условий,в кот-х нах-ся объект познания.Именно практика

подтверждает истинность или неист. научного знания)

-плюрадизм(благодаря ему теория создает наиболее оптим.

систему знаний,в кот-й отражаются объективные данные о

реаль.действ-ти.

6) ВЛАСТЬ В ПЕРВОБЫТ.ОБШ-ВЕ.

Жизнь общ-ва на ранних стадиях его развития

строилась на началась ествест.самоуправления,

кот-ое соответ-ло Ур-ю развития самого чел-ка

как сущ-ва обществе-го. Но раз возникнув, гос-во

становится основным инструментом цивилизов.

организации общ. жизни и ее прогресса.

Основой организации первобытного общ-ва была

Община-род, племя. Род-это объединение людей,

Основанное на кровном родстве,а также на общности

имущ-ва и труда. Это личный, а на террит. союз.

Власть носила сугубо общ-й хар-р.Она исходила от

рода, кот-й непоср-но формировал органы самоупр-я.

Властные ф-и осущ-ли все взрослые члены рода.Орга-

нами общ-й власти при первобытном общ-ве явл-сь

родовые собрания, старейшины, военнонач. Спец.

Аппарата, кот-й бы занимался только управ-м общ.

делами в родовой организации не было. Все основные

вопросы решались Нар.Собранием.

В первобыт. общ-ве дей-ли опред.правила поведения-

соц.нормы. Ими были обычаи(истор. Сложившиеся пра-

вила поведения), они регулировали труд, быт членов

рода, сем.отношения.

Не было никакого различия между правами и общ-ми

Членов род.общ.ва.

7) ПРИЧИНЫ И ЗАК-ТИ ВОЗН.ГОС-ВА.

Гос-во-это организация полит.власти,содействущая

преимущст.осущ-ю конкретных интересов (классовых,

общечел., рел.) в пределах опред.тер-и.

Важную роль в переходе от первобыт.к новому способу

произв-ва сыграло общ.разделение труда,кот-ое пришло

на смену ест. Разделению трудовых ф-й между

мужчиной и женщиной.

Отделение скотов-ва от земл-я, от земл-я – ремесло.

Рост произ-ти труда(избыт.продукт-*част.соб-ть)

В таких эк.условиях родоплемен.знать была не в силах

справиться с упр-м дел такого общ-ва.Требовался

др.властный орган,кот-й смог бы обеспечить проимущ-во

интересов одних членов общ-ва, за счет других.

общ-во порождает такую организацию власти, кот-ая дол-

жна поддерживать интересы имущих, сдерживать противо-

борство между ними эк.зависимой частью общ-ва.Такой

организацией стало гос-во.

8)ФОРМЫ ВОЗНИК. ГОС-ВА.

Энгельс наз-ет 3 осн.формы возник.гос-ва.

-афиснкая (Афины-самая чистая, классич.форма

возникновения гос-ва, посколько гос-во возникает

непосредственно из классовых противоположностей,

развивающихся внутри родового строя.

-римская (в Риме на возникновение классов и гос-ва

повлияла длит.борьба 2-хгруппировок-патрициев и

плебеев.В р-те побед плебеев в нем утвер-сь демокр.

порядки:равноправите всех свободных граждан,

возможность каждого быть одновременно

землевлад-м и войном и др. Однако к концу 2 в.д.н.э.

в Римской имп. Обострились внутр.противоречия,

повлекшие за собой создание мощной гос.машины.

-древнегерманская(возникновение древнегер.гос-ва

в знач. Степени послужило завоевание обширных

чужих земель,для гос-ва над кот-ми родовая

организация не была приспособлена.

9)ТИПЫ ГОС-ВА

Формац.критерий, лежащий в основе марксисткой

Типологии гос-ва выделяет 3 типа эксплуататарского

гос-ва:рабовлад,феод.,бурж, и социалист.(кот-ое

теорет.должно перерасти в общ.коммунистич.самоупр-е.

Рабовлад.тип—исторически первая классовая организа-

ция общ-ва.Это организация пол.власти господ. Класса

в рабовлад. общественно-эк. формации. Ф-я этих гос-в:

защита соб-ти рабовладельцев на средства произ-ва.

Феод. Тип—р-т гибели рабовлад.строя и возникновения

феод. общест.-эк.формации,этому типу гос-ва соотве-ет

опред.тип произ-х отношений.Такое гос-во,согласно

марксист.теории,есть орудие классового господства

крепостников-помещиков,главное средство защиты сосл.

привелегий феод-в,угнетения и подавления зависимого

крестьянства.Гос-во обеспечивает права господ.

Класса на землю, на присвоение значит.части их

Труда.

Бурж.тип – этот тип ф-ет на базе произ-х отношений,

осно-х на капит.части соб-ти на сред-ва произ-ва.

Марксизм док-л, что на всех этапах своего развития бур.

гос-во есть орудие классового госпо-ва буржуазии над

эксплуатируемым пролетариатом.Бурж.тип гос-ва-

послед.этап эксплуат.гос-ва.Объективные противоречия

капит.общ-ва обуславливают неизбежность пролетарской

революции, т.е перехода гос.власти в руки трудящихся

масс, возникновение соц.типа гос-ва, а затем полное

исчезновение гос-ти как таковой.

Социал.тип-возникает в р-те соц.революции, кот-ая

ниспровергает отношения частной соб-ти и гос.машину.

Новое гос-во создает такую систему эк.отношений, кот-ая

Базируется на общ.соб-ти на орудие и сред-ва произ-ва.,

предполаг.сотруд-во свободных от экплуатации людей.

Это орудие пол.власти трудящихся классов.Оно выр-ет

интересы трудового народа,обеспечивает защиту и разв-

итие соц.общ-ва.

10)СУЩ-ТЬ ГОС-ВА,ЕГО ПРИЗНАКИ.

Сущ-ть гос-ва в научиной лит-ре рассмат. В 2 аспекатах:

-с общефилософ.позиции

-с позиции соц.сущ-ти(доминирование опред.соц.группы)

Сущ-ть гос-ва-это факторы,кот-ые привели к его возник-ю

и не дают исчезнуть.

Выведем ост.сущ-ые признаки через факторы возникнове-

ния гос-ва:

-имущ.нер-во и возникновение част.соб-ти.Част.соб-ть-

фактор, кот-ый не позволяет исчезнуть гос-ву.

-гос-во не может сущ-ть без большого кол-ва населения.

-публ, отчужд. от общ-ва власть

-отряды воор.людей, т.е орудие публ.власти

-налоги и сборы.

Признаки гос-ва:

-Разделение подданных гос-ва по тер-м единицам.

-учреждение особой публ.власти, кот-ая уже не совпадает

непосредственно с населением.

-взимание налогов с населения и получение от него займов

для сод-я аппарата гос. власти.

11)ТЕОЛОГИЧ.ТЕОРИЯ

Исходит из божест.происхождения права как вечного,

выр-го божбю волю и высший разум явления, его она не

отрицает наличия в праве природных и челов.начал.

Она одна из 1-х связала право с добром и справедливостью, в

этом ее +.Но теория опирается не на науч. док-ва и аргументы,

а на веру. Согласно теол.теории творец всего сущ-го на Земле,

в том числе и гос-ва –Бог, проникнуть же в тайну божест.замы-

сла невозможно. Теол.теория не отвергала необх-ти создания

и ф-я земного гос-ва, обеспечения надл.правопорядка.Она при-

сущими ей сред-ми поднимала их престиж, осуждала прест-ть,

спосб-ла утвер-ю в общ-ве взаимопонимания и порядка.

12)ПАТРИАРХ.ТЕОРИЯ (Аристотель,Михайловский,Фильмер)

Была широко распространена в Др.Греции и рабовлад.Риме.

Получила 2-е дыхание в период средневекового абсолютизма и

Какими-то отголосками дошла до наших дней.

У ее истоков стоял Аристотель, кот-й считал, что гос-во пред-ет

Собой еств.форму чел.жизни, что вне гос-ва общение чел-кас себе

подобным невозможно.Люди стремятся к объединению, к образ-ю

патриар.семьи и их объединение приводят к образованию гос-ва.

В срд.века Фильмер в работе «Патриархия или защита естеств.права

Королец» (1642) со ссылками на пат.теорию док-л, что первонач.

Бог даровал королевскую власть Адаму.

Видимо, не без влияния данной теории пустила глубокие корни в

Нашей стране вековая традиция веры в «отца народа», хорошего

царя,вождя, способного решить все проблемы за нас.Эту теорию

критиковали многие и в разное время.Еще Локк полагал, что вме-

сто научного подхода мы находим в ее положениях «детские

басенки».Ее наз-ли «доктриной прописей», антинауч. объяснения

такого сложного явления, как гос-во.

13) ДОГОВОРНАЯ ТЕОРИЯ (Радищев, Спиноза, Локк, Руссо, Гоббс)

В Др.Греции нек-е софисты считали, что гос-во возникло в р-те

договорного объедин.людей с целью обеспечения справделивости.

Позднее сторонники данной теории исходили из того, что гос-ву

Предшествует естеств.состояние, кот-ое они хар-ли по-разному.

(для Руссо-люди в ест. Состоянии обладают прирож.правами,

для Гоббса-состояние «войны против всех».

Ради мира и благопол. Заключили общ.договор, между каждым

членом общ-ва, создавшим гос-во. По договору люди передают

часть своих прав гос.власти и берут обяз-во подчиняться ей,

а гос-во обязуется охранять неотчужд.права чел-ка, т.е право

соб-ти, свободы, безопасности. «-»теория не отвечает на вопросы

где, когда, и каким образом состоялся общ.договор, кто был их

участниками и свидителями.(антииторизм) «+»теория впервые пока-

зала, что гос-во возникает как р-т сознат.целенаправ.деят-ти людей.

Теория положила начало учению о нар.суверенитете, подотчет-ти.

Она сегодня актуальна.

14)ТЕОРИЯ НАСИЛИЯ (Каутский,Дюринг,Гумплович)

Идейные истоки зародились еще в эпоху рабовладения. Гос-во

возникает в р-те насилия и завоевания.Возникновение част.соб-ти,

классов,гос-ва явл-ся р-ом внут.и внеш. насилия, т.е путем прямого

пол.дей-я.Гос-во продолжает быть органом угнетения только в тех

странах,где еще не стерлись юр.различия между побед.и побежден.

В теории прист-ет элементы эк.концепции.Однако эти 2 точки

зрения на причины проис.гос-ва не совпадают в главном.Если

Маркс и Энгельс док-ют, что гос-во не есть сила,извне навязанная

общ-ву,а есть р-т его внутр.развития, то Дюринг и др. в основу

возникновения гос-ва ставят факторы внутр.и внеш.насилия.

Несмотря на несовм-ть этих теорий,они строятся на общей базе,

дей-х чел-ка, кот-ые обусловлены эк. и соц.факторами его жизни.

Отвергать эту теорию нельзя,т.к элементы насилия объективно присут.

и сопровождали процесс возникновения любого гос-ва.

15)ОРГАНИЧ.ТЕОРИЯ. (Спенсер,

Общ-во и гос-во представлены как организм, и поэтому их сущ-ть

возможно понять лишь из строения и ф-й этого организма.Все

неясное в строении и деят-ти общ-ва и гос-ва может быть объяснено

по аналогии с закономер-ми анатомии и физиологии.

Такое представ-е о гос-ве с 1-го взгляда может показаться наивным

и ненаучным. Однако а нем есть сущ-ое рац.звено.Утверждение

Спенсера о том, что теория гос-ва станет научной лишь при условии,

если оно воспримет методологию и понятия ест. наук, не лишено

смысла. Законы соц.жизни предопр-ся законами естеств.В общ-ой

жизни необ.гармония естест.и соц.законов чел.развития.Органич.

теория четко выводит понятия об общ-ве и гос-ве. Ор.теорией

обосновывается дифференциация и интеграция общ. и гос.жизни.

16) ПСИХОЛ.ТЕОРИЯ (Петражицкий, Шершеневич)

Общ-во и гос-во –сумма псих.взаимосвязей людей и их разл.

объединеня. Суть-утверждение психол.потребности чел-ка жить

в рамках организов.сооб-ва,а также в чувстве необ-ти коллективнго

взаимодей-я.Говоря об естест.потребности общ-ва в опред.организации,

пред-ли псих.теории считают,что общ-во и гос-во есть следствие псих.

Закон-ей развития чел-ка.

17) МАТЕРИАЛИС.ТЕОРИЯ (Маркс, Энгельс,Ленин)

Гос-во возникло в силу эк.причин: общ. разделения труда, появление

прибавоч.продукта и част.соб-ти, а затем раскола общ-ва на классы

с противпол.эк.интересами. Как р-т-возникает гос-во, кот-е сдерживает

противоборство этих классов,обеспечивая преимуще-но интересы эк.

господствующего класса.

18)Иррагационная теория (Виттфогель)

Процесс возникновения гос-ва связан с необ-ю строит-ва

ирригационных соор. в вост.аграрных общ-х.Это сопрово-я ростом

числа чиновников,гос.людей обеспеч.эфф.использование данных

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5