Шпора: Шпаргалки по теории государства и права (58 вопросов)
Шпора: Шпаргалки по теории государства и права (58 вопросов)
1)ПРЕДМЕТ ТГП
ТГП-фундамент. наука правоведения,кот-я
изучает сущн-ть,содер-е и формы гос.-правовой
системы общества,основные зак-ти ее фун-я и
азвития.ТГП как юр. наука, входящая в состав
правоведения,изучает гос.-правовые явления
общ-ва. В отличие от других юр.наук,она изучает
их как системное целое,имеющее особую структ-
уру и сущ-е зак-ти.В силу предмета ТГП играет в
правоведении роль фундам-й,основополаг.науки.
Понятия,выраб-е ТГП, составляют основу для
отраслевых юр.наук,входящих в состав правове-
дения(констит.права,гражд.права, сем.права,труд.
права,админис.права,угол.права и др).С ТГП логии-
чески начинается изучение правоведения. ТГП сос-
тоит из двух осн. частей:ТГ и ТП. Изучение гос-х и
правовых явлений в рамках одной науки обусловлено
тем, что в реальной жизни они взаимно определяют
и доп-ют друг друга,образуя единую гос.-правовую
сист. общ-ва.Гос.-прав. явления входят в состав
общ-ва, соединены с др. соц. явлениями закономе-
рными связями,имеют с ними общие черты и особ-ти.
Поэтому понятие общ-ва выступает исходным, отпра-
вным в понимании сущ-ти,содер-я и формы Г и П.
2) ТГП В СИСТ, ГУМ,НАУК
Един-во и целост-ь мат. и дух. мира обусловливают единство
всех наук.Особо тесная взаимосвязь сущ-т между гум-ми(общ.)
науками. Гум. науки изучают общ-во,чел-ка, чел. отношения,
созд-е чел-м институты и учреждения, индив-ое, групповое и
общ-ое сознание. В центре гум.наук находятся чел-к,его дост-
оинство,права и свободы.Коренной вопрос общ.жизни — вопрос
о гос-ве и праве, их роли и месте в жизни общ-ва. Этот вопрос
не может быть монополией какой-то одной науки. Все гум.
науки в той или иной мере затрагивают его,отсюда тесное взаим-
одей-е ТГП с философией(именно фил. мировоззрение того или
иного мыслителя может быть использовано и для прогрессив-го,
и для реакционного влияния на форм-е в общ-ве взглядов на
гос-во и право), экономической теорией(ГП сопряжены с эк.
отношениями теснее, чем другие части общ. надстройки.Именно
в них находят концентрированное выр-е соц.о-эк. потребности
и интересы), социологией(Опираясь на достижения соц-, на
конкретные социологические исследования, ТГП может успешно
решать проблемы повышения соц. эфф-ти норм права,
способов и гарантий совершен-я гос.аппарата), политологией
(ГП неотделимы от пол-ки и полит. жизни общ-ва. Причем
гос-во, его деят-ть отнюдь не частный случай пол-ки, не
один из отдельных, рядовых участников политической
жизни).Она опирается на их передовые достижения, заним-
ает в системе гум.знания место,опред. значением гос-ва и
права в жизнедеятельности общ-ва.
3) ТГП В СИСТ. ЮР НАУК.
Место ТГП в сист. юр. наук определяется, прежде всего,
ее особ-ми и хар-ми чертами:
- ТГП-вводная уч.дисциплина, кот-я дает исходные поло-
жения юр. науки; -ТГП – фундамен.наука, в составе юр.
науки она относ-я к 1-му блоку знаний;
· это обобщ-я наука,она "выводит за скобки", берет общ.
вопросы всех отраслевых наук. Напр, вопросы толкования,
юр.техники; это методологическая наука, она разраб.
полож-я, кот-е используются др.юр.науками.Однако значе-
ние ТГП нисколько не умаляет значения др. юр.наук, ведь
без них она попросту не сущ-ет.
4) Ф-И ТГП
ф-и науки-это осн.направления деят-ти,кот.для решения
стоящих перед ней задач.И один из критериев оценки
состояния и дей-я теор.системы.
-онтологическая ф-я(познание сущ-ва гос.-прав.явлений.
ТГП занимается добавл.нового знания о гос.-прав.дейст-ти,
накоплением и систематизац.этого знания.
-эвристическая ф-я(эвристика-искусство нахож.истин,
эта ф-я связана с разв.науки).
методологическая(соот.ТГП и отраслевых спец.юр.дисциплин)
-политич.(разработка конкр.средств и методов преобр.правовых
и гос.институтов применения норм права и укрепления закон-ти)
-идеологич ф-я; воспит. ф-я.
-прогностич.(ТГП выводит из всего знания,добытого челов-м на
опред.этапе развития те зак-ти,кот-е опред. тенденции гос.-прав.
развития.Нек-е исслед-ли наз-т и др. ф-и ТГП(напр., полит. к ней
близка идеол.).Но на наш взгляд род из них явл-ся дублирова-
нием вышеперечисл. ф-й.
5)МЕТОДОЛОГИЯ ТГП
Это применение совокупности опред.теорет.принципов,логич.прие-
мов и спец.способов исследования осн.общих закон-й возникн.
гос-прав.явлений.Важн.принципами ТГП являя-ся:
-историзм(исследуюя ГП, теория должна установить причины
их происх.,проследить осн.этапы развития и дать науч.оценку
совр.гос-ва и права)
-объективность(Теория дает опред.общих понятий о гос-ве и
праве,вскрывает их сущ-ть,форм-ет общие зак-ти из ф-я)
-конкретность(данный принцип требует от ТГП точного учета
всех условий,в кот-х нах-ся объект познания.Именно практика
подтверждает истинность или неист. научного знания)
-плюрадизм(благодаря ему теория создает наиболее оптим.
систему знаний,в кот-й отражаются объективные данные о
реаль.действ-ти.
6) ВЛАСТЬ В ПЕРВОБЫТ.ОБШ-ВЕ.
Жизнь общ-ва на ранних стадиях его развития
строилась на началась ествест.самоуправления,
кот-ое соответ-ло Ур-ю развития самого чел-ка
как сущ-ва обществе-го. Но раз возникнув, гос-во
становится основным инструментом цивилизов.
организации общ. жизни и ее прогресса.
Основой организации первобытного общ-ва была
Община-род, племя. Род-это объединение людей,
Основанное на кровном родстве,а также на общности
имущ-ва и труда. Это личный, а на террит. союз.
Власть носила сугубо общ-й хар-р.Она исходила от
рода, кот-й непоср-но формировал органы самоупр-я.
Властные ф-и осущ-ли все взрослые члены рода.Орга-
нами общ-й власти при первобытном общ-ве явл-сь
родовые собрания, старейшины, военнонач. Спец.
Аппарата, кот-й бы занимался только управ-м общ.
делами в родовой организации не было. Все основные
вопросы решались Нар.Собранием.
В первобыт. общ-ве дей-ли опред.правила поведения-
соц.нормы. Ими были обычаи(истор. Сложившиеся пра-
вила поведения), они регулировали труд, быт членов
рода, сем.отношения.
Не было никакого различия между правами и общ-ми
Членов род.общ.ва.
7) ПРИЧИНЫ И ЗАК-ТИ ВОЗН.ГОС-ВА.
Гос-во-это организация полит.власти,содействущая
преимущст.осущ-ю конкретных интересов (классовых,
общечел., рел.) в пределах опред.тер-и.
Важную роль в переходе от первобыт.к новому способу
произв-ва сыграло общ.разделение труда,кот-ое пришло
на смену ест. Разделению трудовых ф-й между
мужчиной и женщиной.
Отделение скотов-ва от земл-я, от земл-я – ремесло.
Рост произ-ти труда(избыт.продукт-*част.соб-ть)
В таких эк.условиях родоплемен.знать была не в силах
справиться с упр-м дел такого общ-ва.Требовался
др.властный орган,кот-й смог бы обеспечить проимущ-во
интересов одних членов общ-ва, за счет других.
общ-во порождает такую организацию власти, кот-ая дол-
жна поддерживать интересы имущих, сдерживать противо-
борство между ними эк.зависимой частью общ-ва.Такой
организацией стало гос-во.
8)ФОРМЫ ВОЗНИК. ГОС-ВА.
Энгельс наз-ет 3 осн.формы возник.гос-ва.
-афиснкая (Афины-самая чистая, классич.форма
возникновения гос-ва, посколько гос-во возникает
непосредственно из классовых противоположностей,
развивающихся внутри родового строя.
-римская (в Риме на возникновение классов и гос-ва
повлияла длит.борьба 2-хгруппировок-патрициев и
плебеев.В р-те побед плебеев в нем утвер-сь демокр.
порядки:равноправите всех свободных граждан,
возможность каждого быть одновременно
землевлад-м и войном и др. Однако к концу 2 в.д.н.э.
в Римской имп. Обострились внутр.противоречия,
повлекшие за собой создание мощной гос.машины.
-древнегерманская(возникновение древнегер.гос-ва
в знач. Степени послужило завоевание обширных
чужих земель,для гос-ва над кот-ми родовая
организация не была приспособлена.
9)ТИПЫ ГОС-ВА
Формац.критерий, лежащий в основе марксисткой
Типологии гос-ва выделяет 3 типа эксплуататарского
гос-ва:рабовлад,феод.,бурж, и социалист.(кот-ое
теорет.должно перерасти в общ.коммунистич.самоупр-е.
Рабовлад.тип—исторически первая классовая организа-
ция общ-ва.Это организация пол.власти господ. Класса
в рабовлад. общественно-эк. формации. Ф-я этих гос-в:
защита соб-ти рабовладельцев на средства произ-ва.
Феод. Тип—р-т гибели рабовлад.строя и возникновения
феод. общест.-эк.формации,этому типу гос-ва соотве-ет
опред.тип произ-х отношений.Такое гос-во,согласно
марксист.теории,есть орудие классового господства
крепостников-помещиков,главное средство защиты сосл.
привелегий феод-в,угнетения и подавления зависимого
крестьянства.Гос-во обеспечивает права господ.
Класса на землю, на присвоение значит.части их
Труда.
Бурж.тип – этот тип ф-ет на базе произ-х отношений,
осно-х на капит.части соб-ти на сред-ва произ-ва.
Марксизм док-л, что на всех этапах своего развития бур.
гос-во есть орудие классового госпо-ва буржуазии над
эксплуатируемым пролетариатом.Бурж.тип гос-ва-
послед.этап эксплуат.гос-ва.Объективные противоречия
капит.общ-ва обуславливают неизбежность пролетарской
революции, т.е перехода гос.власти в руки трудящихся
масс, возникновение соц.типа гос-ва, а затем полное
исчезновение гос-ти как таковой.
Социал.тип-возникает в р-те соц.революции, кот-ая
ниспровергает отношения частной соб-ти и гос.машину.
Новое гос-во создает такую систему эк.отношений, кот-ая
Базируется на общ.соб-ти на орудие и сред-ва произ-ва.,
предполаг.сотруд-во свободных от экплуатации людей.
Это орудие пол.власти трудящихся классов.Оно выр-ет
интересы трудового народа,обеспечивает защиту и разв-
итие соц.общ-ва.
10)СУЩ-ТЬ ГОС-ВА,ЕГО ПРИЗНАКИ.
Сущ-ть гос-ва в научиной лит-ре рассмат. В 2 аспекатах:
-с общефилософ.позиции
-с позиции соц.сущ-ти(доминирование опред.соц.группы)
Сущ-ть гос-ва-это факторы,кот-ые привели к его возник-ю
и не дают исчезнуть.
Выведем ост.сущ-ые признаки через факторы возникнове-
ния гос-ва:
-имущ.нер-во и возникновение част.соб-ти.Част.соб-ть-
фактор, кот-ый не позволяет исчезнуть гос-ву.
-гос-во не может сущ-ть без большого кол-ва населения.
-публ, отчужд. от общ-ва власть
-отряды воор.людей, т.е орудие публ.власти
-налоги и сборы.
Признаки гос-ва:
-Разделение подданных гос-ва по тер-м единицам.
-учреждение особой публ.власти, кот-ая уже не совпадает
непосредственно с населением.
-взимание налогов с населения и получение от него займов
для сод-я аппарата гос. власти.
11)ТЕОЛОГИЧ.ТЕОРИЯ
Исходит из божест.происхождения права как вечного,
выр-го божбю волю и высший разум явления, его она не
отрицает наличия в праве природных и челов.начал.
Она одна из 1-х связала право с добром и справедливостью, в
этом ее +.Но теория опирается не на науч. док-ва и аргументы,
а на веру. Согласно теол.теории творец всего сущ-го на Земле,
в том числе и гос-ва –Бог, проникнуть же в тайну божест.замы-
сла невозможно. Теол.теория не отвергала необх-ти создания
и ф-я земного гос-ва, обеспечения надл.правопорядка.Она при-
сущими ей сред-ми поднимала их престиж, осуждала прест-ть,
спосб-ла утвер-ю в общ-ве взаимопонимания и порядка.
12)ПАТРИАРХ.ТЕОРИЯ (Аристотель,Михайловский,Фильмер)
Была широко распространена в Др.Греции и рабовлад.Риме.
Получила 2-е дыхание в период средневекового абсолютизма и
Какими-то отголосками дошла до наших дней.
У ее истоков стоял Аристотель, кот-й считал, что гос-во пред-ет
Собой еств.форму чел.жизни, что вне гос-ва общение чел-кас себе
подобным невозможно.Люди стремятся к объединению, к образ-ю
патриар.семьи и их объединение приводят к образованию гос-ва.
В срд.века Фильмер в работе «Патриархия или защита естеств.права
Королец» (1642) со ссылками на пат.теорию док-л, что первонач.
Бог даровал королевскую власть Адаму.
Видимо, не без влияния данной теории пустила глубокие корни в
Нашей стране вековая традиция веры в «отца народа», хорошего
царя,вождя, способного решить все проблемы за нас.Эту теорию
критиковали многие и в разное время.Еще Локк полагал, что вме-
сто научного подхода мы находим в ее положениях «детские
басенки».Ее наз-ли «доктриной прописей», антинауч. объяснения
такого сложного явления, как гос-во.
13) ДОГОВОРНАЯ ТЕОРИЯ (Радищев, Спиноза, Локк, Руссо, Гоббс)
В Др.Греции нек-е софисты считали, что гос-во возникло в р-те
договорного объедин.людей с целью обеспечения справделивости.
Позднее сторонники данной теории исходили из того, что гос-ву
Предшествует естеств.состояние, кот-ое они хар-ли по-разному.
(для Руссо-люди в ест. Состоянии обладают прирож.правами,
для Гоббса-состояние «войны против всех».
Ради мира и благопол. Заключили общ.договор, между каждым
членом общ-ва, создавшим гос-во. По договору люди передают
часть своих прав гос.власти и берут обяз-во подчиняться ей,
а гос-во обязуется охранять неотчужд.права чел-ка, т.е право
соб-ти, свободы, безопасности. «-»теория не отвечает на вопросы
где, когда, и каким образом состоялся общ.договор, кто был их
участниками и свидителями.(антииторизм) «+»теория впервые пока-
зала, что гос-во возникает как р-т сознат.целенаправ.деят-ти людей.
Теория положила начало учению о нар.суверенитете, подотчет-ти.
Она сегодня актуальна.
14)ТЕОРИЯ НАСИЛИЯ (Каутский,Дюринг,Гумплович)
Идейные истоки зародились еще в эпоху рабовладения. Гос-во
возникает в р-те насилия и завоевания.Возникновение част.соб-ти,
классов,гос-ва явл-ся р-ом внут.и внеш. насилия, т.е путем прямого
пол.дей-я.Гос-во продолжает быть органом угнетения только в тех
странах,где еще не стерлись юр.различия между побед.и побежден.
В теории прист-ет элементы эк.концепции.Однако эти 2 точки
зрения на причины проис.гос-ва не совпадают в главном.Если
Маркс и Энгельс док-ют, что гос-во не есть сила,извне навязанная
общ-ву,а есть р-т его внутр.развития, то Дюринг и др. в основу
возникновения гос-ва ставят факторы внутр.и внеш.насилия.
Несмотря на несовм-ть этих теорий,они строятся на общей базе,
дей-х чел-ка, кот-ые обусловлены эк. и соц.факторами его жизни.
Отвергать эту теорию нельзя,т.к элементы насилия объективно присут.
и сопровождали процесс возникновения любого гос-ва.
15)ОРГАНИЧ.ТЕОРИЯ. (Спенсер,
Общ-во и гос-во представлены как организм, и поэтому их сущ-ть
возможно понять лишь из строения и ф-й этого организма.Все
неясное в строении и деят-ти общ-ва и гос-ва может быть объяснено
по аналогии с закономер-ми анатомии и физиологии.
Такое представ-е о гос-ве с 1-го взгляда может показаться наивным
и ненаучным. Однако а нем есть сущ-ое рац.звено.Утверждение
Спенсера о том, что теория гос-ва станет научной лишь при условии,
если оно воспримет методологию и понятия ест. наук, не лишено
смысла. Законы соц.жизни предопр-ся законами естеств.В общ-ой
жизни необ.гармония естест.и соц.законов чел.развития.Органич.
теория четко выводит понятия об общ-ве и гос-ве. Ор.теорией
обосновывается дифференциация и интеграция общ. и гос.жизни.
16) ПСИХОЛ.ТЕОРИЯ (Петражицкий, Шершеневич)
Общ-во и гос-во –сумма псих.взаимосвязей людей и их разл.
объединеня. Суть-утверждение психол.потребности чел-ка жить
в рамках организов.сооб-ва,а также в чувстве необ-ти коллективнго
взаимодей-я.Говоря об естест.потребности общ-ва в опред.организации,
пред-ли псих.теории считают,что общ-во и гос-во есть следствие псих.
Закон-ей развития чел-ка.
17) МАТЕРИАЛИС.ТЕОРИЯ (Маркс, Энгельс,Ленин)
Гос-во возникло в силу эк.причин: общ. разделения труда, появление
прибавоч.продукта и част.соб-ти, а затем раскола общ-ва на классы
с противпол.эк.интересами. Как р-т-возникает гос-во, кот-е сдерживает
противоборство этих классов,обеспечивая преимуще-но интересы эк.
господствующего класса.
18)Иррагационная теория (Виттфогель)
Процесс возникновения гос-ва связан с необ-ю строит-ва
ирригационных соор. в вост.аграрных общ-х.Это сопрово-я ростом
числа чиновников,гос.людей обеспеч.эфф.использование данных
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|