бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Статья: Защита прав потребителей бесплатно рефераты

Предписание подлежит добровольному исполнению продавцом (изготовителем.

исполнителем) в срок, указанный в предписании. Примерно такой же порядок

предусмотрен для рассмотрения дел о наложении штрафов за уклонение от

исполнения или несвоевременное исполнение законных предписаний ГКАП России

(территориальных управлений). Подробно особенности рассмотрения дел о защите

прав потребителей в ГКАП и формы документов представлены в изложенном

Положении.

Когда лучше обратиться в антимонопольные органы

Поскольку ГКАП - это не суд, он не может заставить нарушившую Ваши права

организацию выплатить Вам неустойку или возместить убытки. Если Ваши

требования заключаются в том, чтобы продавец или исполнитель выполнили какое-

либо действие( например, заменили вам неисправный холодильник) или наоборот

не совершали бы какое-то действие, то проще и быстрее защитить свои интересы

обратившись в ГКАП.

Комитет по торговле

Государственный Комитет Российской Федерации по торговле - это центральный

орган федеральной исполнительной власти, осуществляющий государственную

политику в сфере торговли и общественного питания, направленную на

удовлетворение потребностей населения в товарах народного потребления и

торговых услугах, организацию торгового обслуживания в соответствии с

современными требованиями, формирование рыночных отношений и развитие

рыночной инфраструктуры в отрасли, защиту интересов покупателей.

В связи с этим на Комитет возложены следующие задачи:

•- организация работ по реализации государственной стратегии в области

развития торговли и общественного питания; •- воздействие на формирование

потребительского рынка и его товарное насыщение, на производство, ассортимент

и качество товаров народного потребления и сельскохозяйственной продукции с

учетом спроса населения, его региональных особенностей, поставок указанных

товаров для государственных нужд; •- участие в соответствии с решениями

Правительства РФ в разработке и осуществлении федеральных целевых программ,

выполнение функций государственного заказчика по организации работ, связанных

с реализацией этих целевых программ и обеспечением других государственных

нужд; •- всемерное содействие коммерциализации, приватизации,

демонополизации, развитию конкуренции, созданию равных условий деятельности

для всех хозяйствующих субъектов в сфере торговли и общественного питания,

активная поддержка новых коммерческих структур различных форм собственности,

малого и среднего предпринимательства; •- осуществление взаимодействия с

органами местного самоуправления в вопросах торгового обслуживания населения

и контроля за деятельностью торговых предприятий; - разработка предложений по

совершенствованию организации торгового обслуживания, экономического,

правового регулирования и стимулирования деятельности предприятий торговли и

общественного питания, независимо от форм собственности и ведомственной

принадлежности, в условиях рыночной экономики; •- координация работы по

развитию инфраструктуры сферы торговли и общественного питания, по

организации научно-технического и информационного обслуживания предприятий

отрасли, внедрению достижений научно-технического прогресса, передового

отечественного и зарубежного опыта; •- организация подготовки, переподготовки

и повышения квалификации кадров, разработка мер по социальной защите

работников отрасли; •- оказание методологической, консультативной и

организационной помощи предприятиям торговли и общественного питания

различных форм собственности и ведомственной принадлежности, органам местного

самоуправления по вопросам, относящимся к компетенции Комитета.

В соответствии с этими задачами определены и функции, осуществляемые

Комитетом. В целом их можно разбить на несколько групп: функции

организационно-координационные, функции контрольные, функции аналитические

(анализ и прогнозирование спроса и т. п.), функции консультационные и

методологические.

Подробно эти функции расписаны в Положении о Комитете Российской Федерации по

торговле, утвержденном постановлением Правительства РФ от 31 декабря 1992 г.

№ 1028.

В целом, роль Комитета по торговле - это роль выразителя спроса, роль

посредника между спросом и федеральными органами исполнительной власти, а

поэтому отчасти - и предложением. В связи с этим, деятельность этого Комитета

имеет особо важное значение для реализации интересов потребителей.

Госторгинспекция

Государственная инспекция по торговле, качеству товаров и защите прав

потребителей Комитета Российской Федерации по торговле (Госторгинспекция) -

государственная служба, основными задачами которой являются контроль за

соблюдением норм и правил торговли и общественного питания, порядком

применения цен, качеством и безопасностью товаров народного потребления,

деятельность по искоренению злоупотреблений в торговле, общественном питании

и недопущению поступлений на потребительский рынок недоброкачественных

товаров. Её правовой статус определяется соответствующим Положением

(утверждено постановлением Совета Министров Правительства РФ 27 мая 1993 г.).

Объектами контроля Госторгинспекции в соответствии с возложенными на нее

задачами являются предприятия, учреждения, организации независимо от форм

собственности и ведомственной принадлежности, граждане, реализующие,

производящие товары или услуги (далее именуются: продавец, изготовитель).

Госторгинспекция состоит из Управления Госторгинспекции Комитета РФ по

торговле и территориальных управлений в субъектах РФ.

Территориальные управления Госторгинспекции

•- проводят проверки соблюдения правил торговли и качества товаров народного

потребления у продавца, а также проверки качества продукции у изготовителя;

•- контролируют соблюдение порядка применения цен на предприятиях торговли и

общественного питания, правильность пользования весовыми и измерительными

приборами, торговым, технологическим и дозирующим оборудованием; •- принимают

меры по устранению выявленных недостатков и нарушений, обеспечивают широкую

гласность результатов проверок; •- приостанавливают реализацию товаров (и

оказываемые при этом услуги), не соответствующих по качеству обязательным

требованиям стандартов, опасных (вредных) для жизни, здоровья и имущества

граждан; •- рассматривают письма, заявления, жалобы граждан на качество

товаров, нарушения в работе предприятий торговли и общественного питания и

после соответствующих проверок принимают по ним решения, обязательные для

исполнения продавцом, изготовителем.

При несогласии с принятым решением продавец, изготовитель, потребитель вправе

обратиться в суд, арбитражный суд в установленном порядке, при этом действие

решения управления Госторгинспекции не приостанавливается до решения суда.

Для обжалования принятого решения заинтересованные лица вправе обратиться и в

Управление Госторгинспекции. Управление должно ее рассмотреть втечение

месяца.

Территориальные управления Госторгинспекции обязаны предоставлять Управлению

Госторгинспекции всю необходимую информацию. Территориальные управления

Госторгинспекции обязаны координировать свою деятельность с органами

государственной власти и управления, общественными организациями потребителей

в деле защиты прав и интересов граждан. Управление Госторгинспекции может

также непосредственно осуществлять контроль за продавцом и изготовителем, но

в целом его функции носят организационно-методический характер: оно -

организует и контролирует деятельность территориальных управлений,

разрабатывает соответствующие методические материалы и инструкции; •- по

поручению Комитета РФ по торговле участвует при рассмотрении проектов

нормативных документов по стандартизации на товары народного потребления;

участвует в разработке предложений по совершенствованию правил торговли; •-

вносит в Комитет РФ по стандартизации. метрологии и сертификации предложения

о снятии с производства товаров, опасных (вредных) для жизни, здоровья и

имущества граждан; •- анализирует информацию территориальных управлений и

вносит в соответствующие органы исполнительной власти предложения о мерах по

улучшению качества товаров и повышению культуры обслуживания населения; •-

проводит мероприятия по повышению уровня профессиональной подготовки кадров

Госторгинспекции.

Для осуществления своих функций Госторгинспекция вправе

•- осуществлять проверки с правом беспрепятственного доступа на торговых и

промышленных предприятиях независимо от форм собственности и ведомственной

принадлежности; •- производить контрольные покупки товаров с целью

определения правильности расчетов с покупателями, изымать образцы (пробы)

товаров для проведения исследования их качества; требовать у продавца,

изготовителя сертификат на реализуемые товары и проверять его соответствие

требованиям конкретного стандарта или другого нормативного документа; •-

давать заключения по просьбе продавца, потребителя о качестве

сертифицированных товаров, вызывающих сомнение в части их соответствия

стандарту; получать от министерств, ведомств, предприятий, научно-

исследовательских институтов и лабораторий, граждан документацию,

характеризующую качество продукции, данные о производителе (поставщике)

товаров и другие необходимые материалы; •- составлять акты и давать

обязательные к исполнению продавцом, исполнителем предписания. Это могут быть

предписания об устранении выявленных нарушений правил торговли и

технологической дисциплины при производстве товаров; о снятии с реализации

товаров, опасных (вредных) для жизни, здоровья и имущества граждан; о

приостановлении или введении особых условий приемки и реализации товаров,

изготовленных с нарушениями требований нормативной документации, до

устранения недостатков и повторного заключения Госторгинспекции.

Кроме того госторгинспекция вправе передавать материалы в следственные органы

для привлечения к ответственности должностных лиц, допускающих неоднократные

злоупотребления в торговле, выпуске и реализации недоброкачественной

продукции, наносящей значительный ущерб интересам потребителей; выступать

стороной в органах суда и арбитражного суда; выносить решения о применении в

установленном порядке штрафных санкций к изготовителю, продавцу за реализацию

товаров (услуг), произведенных (оказываемых) с отступлением от требований

стандартов, а также за нарушение дисциплины цен при реализации товаров

(услуг).

Продавец, изготовитель обязаны давать объяснения, связанные с результатами

проверок, принимать меры по устранению вскрытых нарушений и сообщать об этом

в установленные сроки соответствующим управлениям Госторгинспекции.

Управления и территориальные управления Госторгинспекции являются

юридическими лицами, то есть самостоятельными участниками гражданско-правовых

(имущественных и связанных с ними личных неимущественных) отношений.

Управление Госторгинспекции возглавляет начальник - заместитель председателя

Комитета РФ по торговле. Начальники территориальных управлений

Госторгинспекции назначаются на должность и освобождаются от занимаемой

должности председателем Комитета РФ по торговле по согласованию с

соответствующими органами исполнительной власти.

Особенности деятельности каждого из территориальных управлений

Госторгинспекции обусловлены спецификой развития регионов, в которых они

действуют.

Поскольку Управление Госторгинспекции является одним из федеральных органов

исполнительной власти, осуществляющих контроль за качеством и безопасностью

товаров (работ, услуг), на него распространяются соответствующие положения

Закона РФ "О защите прав потребителей".

Госторгинспекция - это один из органов реально помогающих потребителю

защитить свои права. Если Вас обманули в магазине, продали прокисшее молоко

или плохо пахнущую колбасу, лучше всего обратиться в торговую инспекцию.

Представители торгинспекции по вашей жалобе проведут проверку деятельности

магазина, нарушившего Ваши права и заставят нарушителя возместить Вам ущерб.

Госстандарт России

Федеральный орган по стандартизации, метрологии и сертификации - это

центральный орган исполнительной власти РФ, осуществляющий государственное

регулирование и межотраслевую координацию работ по стандартизации, метрологии

и сертификации.

В настоящее время таким органом является Комитет РФ по стандартизации,

метрологии и сертификации.

Его основные задачи:

•- формирование и реализация государственной политики в области

стандартизации, метрологии и сертификации; •- обеспечение функционирования

систем стандартизации, метрологии и сертификации, их гармонизация (приведение

в соответствие) с международными, региональными и зарубежными национальными

системами; •- обеспечение единства измерений в стране; •- организация работ

по обязательной сертификации продукции; •- осуществление государственного

надзора за соблюдением обязательных требований стандартов, правил метрологии

и сертификации.

Госстандарт вправе:

•- выдавать и аннулировать лицензии на издание и переиздание утвержденных им

государственных стандартов, на поверку, прокат средств измерений, на

проведение работ по обязательной сертификации, на право применения

установленных им сертификационных знаков; •- направлять предписания об

устранении нарушений обязательных требований стандартов к товарам, работам,

услугам, о снятии их с производства, прекращении выпуска и реализации, отзыве

от потребителя; •- налагать штраф на изготовителей, продавцов товаров,

исполнителей работ, услуг, на руководителей предприятий и органов

сертификации в случаях, предусмотренных законодательством; принимать в

пределах своей компетенции решения по вопросам государственной

стандартизации, метрологии и сертификации, обязательные для выполнения

юридическими и физическими лицами; •- предъявлять в суды, арбитражные суды

иски к изготовителям (исполнителям, продавцам) товаров (работ, услуг) в

случае нарушения ими требований стандартов; •- проводить в соответствии с

действующими нормативными документами по стандартизации отбор проб и образцов

продукции для контроля ее соответствия обязательным требованиям

государственных стандартов (стоимость израсходованных проб и образцов,

затраты на проведение испытания относятся при этом на издержки производства

продукции проверяемого предприятия, предпринимателя).

Закон РФ "О защите прав потребителей" (статья 42, пункт 3) возлагает на

федеральный орган по стандартизации, метрологии и сертификации координацию

деятельности федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих

контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг), ответственен

этот орган и за организацию и проведение работ по обязательной сертификации

товаров (работ, услуг). Т.е. Госстандарт России обладает довольно широкими

полномочиями в области обеспечения безопасности потребителей.

Местные органы по защите прав потребителей

Никакие федеральные органы не могут знать всех проблем, с которыми приходится

ежедневно сталкиваться потребителям в каждом конкретном городе или районе.

Представьте, не будет же ведомство, находящееся в Москве, разбираться с

конкретной булочной, нарушающей права потребителей, в Находке или в Саранске.

Невозможно и направить представителей федеральных ведомств в каждый регион.

Именно поэтому определенные функции по защите интересов потребителей Закон "О

защите прав потребителей" возлагает на городские, районные, областные

администрации. Сегодня практически в каждом, даже самом маленьком, населенном

пункте есть специалист или группа специалистов, которые занимаются защитой

прав потребителей.

Образно говоря, такие отделы по защите прав потребителей при местных

администрациях являются "передним краем" работы государства с потребителем.

Каждый человек, у которого есть претензии к конкретному магазину, к качеству

товара или услуги, может пожаловаться в отдел по защите прав потребителей, и

ему обязаны дать консультацию относительно того, как нужно себя вести.

В отличие от федеральных органов, местные органы по защите прав потребителей

не наделены никакими контрольными функциями. Практически единственная

административная мера, которую могут применить эти организации - право

приостанавить реализацию товаров с просроченными сроками годности.

Но отсутствие права карать нарушителей отнюдь не означает слабость или

ненужность местных органов по защите прав потребителей. Эти органы могут

принимать достаточно эффективные меры к нарушителям закона. Во многих отделах

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15