Статья: Защита прав потребителей
регистрировать заявления, сообщения и иную поступающую информацию о
преступлениях, административных правонарушениях и событиях, угрожающих личной
или общественной безопасности, своевременно принимать меры, предусмотренные
законодательством. Это значит, что сотрудник милиции не вправе отмахнуться от
Вас в этом случае: дескать, сами разбирайтесь, у нас и так дел хватает. Он
обязан Вас выслушать, обязан зарегистрировать Вашу информацию, обязан
прореагировать на нее в соответствии с законодательством.
Милиция обязана оказывать помощь гражданам, пострадавшим от преступлений,
административных правонарушений и несчастных случаев, а также находящимся в
беспомощном либо ином состоянии, опасном для их здоровья и жизни, обязана
обеспечивать правопорядок на улицах, площадях, в парках, на транспортных
магистралях, вокзалах, в аэропортах и других общественных местах;
регулировать дорожное движение, производить регистрацию и учет
автомототранспортных средств, а также выдачу удостоверений на право
управления автомототранспортными средствами; выдавать в соответствии с
законодательством разрешения на приобретение, хранение, ношение и перевозку
огнестрельного оружия, боеприпасов к нему, взрывчатых материалов, а также на
открытие и функционирование объектов, где они обращаются; контролировать
соблюдение установленных правил обращения и функционирования указанных
предметов и объектов.
С милицией можно заключить договор на охрану принадлежащего Вам имущества.
Тогда, если кто-то в Ваше отсутствие зайдет в Вашу поставленную на охрану
квартиру, сработает сигнализация, и сотрудники милиции смогут оперативно
среагировать и поймать злоумышленника. А если они этого не сделают и
имущество в Вашей квартире будет повреждено или украдено, то милиция
возместит причиненный ущерб. На милицию возложены законом обязанности по
обеспечению сохранности найденных и сданных в милицию документов, вещей,
ценностей и другого имущества, она должна принять меры по их возврату
законным владельцам либо по реализации в установленном порядке. Милиция
принимает неотложные меры по обеспечению сохранности бесхозяйного имущества и
кладов до передачи их в ведение соответствующих государственных органов и
должностных лиц, по спасению людей и охране оставшегося без присмотра
имущества при чрезвычайных событиях. Милиция обязана принять меры по охране
потерпевших, свидетелей и других участников уголовного процесса, а также
членов их семей и близких, если здоровье, жизнь или имущество данных лиц
находятся в опасности. Статьей 10 Закона "О милиции" предусмотрены и иные
обязанности милиции.
Не меньше и список ее прав. Однако практически в каждом из более чем 30
пунктов статьи 11 "Права милиции" говорится о пределах и форме осуществления
этих прав. Так, милиция вправе проверять у граждан и должностных лиц
документы, удостоверяющие личность, если имеются достаточные основания
подозревать их в совершении преступления или административного
правонарушения.
Милиция вправе входить беспрепятственно в жилые и иные помещения граждан, на
принадлежащие им земельные участки и в помещения, занимаемые предприятиями,
учреждениями, организациями, осматривать их лишь при преследовании лиц,
подозреваемых в совершении преступления, либо при наличии достаточных данных
полагать, что там совершено или совершается преступление, произошел
несчастный случай, а также для обеспечения личной безопасности граждан и
общественной безопасности при стихийных бедствиях, катастрофах, авариях,
эпидемиях, эпизоотиях и массовых беспорядках. О всех случаях проникновения в
жилище против воли проживающих в нем граждан милиция уведомляет прокурора в
течение 24 часов.
Специально оговорены в Законе условия и пределы применения милицией
физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Применяя их,
сотрудник милиции обязан предупредить о намерении их использовать,
стремиться, чтобы причиняемый при их применении ущерб был минимальным,
обеспечить лицам, получившим телесные повреждения, предоставление доврачебной
помощи, уведомить в возможно короткий срок их родственников, уведомить
прокурора о всех случаях смерти или ранения.
Ответственность органов внутренних дел
Контроль за деятельностью милиции осуществляют министр внутренних дел России,
министры внутренних дел республик в составе РФ, вышестоящие органы милиции, а
за деятельностью милиции общественной безопасности (местной милиции) - также
соответствующие органы власти и местного самоуправления. Надзор за
законностью деятельности милиции осуществляет Генеральный прокурор РФ и
подчиненные ему прокуроры.
Гражданин, считающий, что действие или бездействие сотрудника милиции привело
к ущемлению его прав, свобод и законных интересов, вправе обжаловать это
действие или бездействие вышестоящим органам или должностному лицу милиции,
прокурору или в суд.
За противоправные действия или бездействие сотрудники милиции несут
установленную законом ответственность. Вред, причиненный гражданам или
организациям сотрудником милиции, подлежит возмещению в порядке,
предусмотренном гражданским законодательством.
•Прокуратура
Прокуратура Российской Федерации - это единая федеральная централизованная
система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за
исполнением действующих на ее территории законов.
Цели деятельности прокуратуры - обеспечение верховенства закона, единства и
укрепления законности. защита прав и свобод человека и гражданина, а также
охраняемых законом интересов общества и государства.
В этих целях прокуратура РФ
•- осуществляет надзор за исполнением законов федеральными министерствами и
ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами
субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления,
органами контроля, их должностными лицами, а также за соответствием законам
издаваемых ими правовых актов; •- надзор за соблюдением всеми названными
субъектами, а также органами управления и руководителями коммерческих и
некоммерческих организаций прав и свобод человека и гражданина; надзор за
исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную
деятельность, дознание и предварительное следствие; •- надзор за исполнением
законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и
применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями
мест содержания задержанных и заключенных под стражу; - уголовное
преследование в соответствии с полномочиями. установленными уголовно-
процессуальным законодательством РФ; •- координацию деятельности
правоохранительных органов по борьбе с преступностью.
Прокуроры в соответствии с процессуальным законодательствам РФ участвуют в
рассмотрении дел судами, опротестовывают противоречащие закону решения,
приговоры, определения и постановления судов. Прокуратура РФ участвует и в
правотворческой деятельности.
Прокуратура строится и действует на основе Конституции РФ, Федерального
Закона РФ "О прокуратуре Российской Федерации" в редакции Федерального закона
от 17 ноября 1995 г., других федеральных законов, международных договоров
Российской Федерации.
Генеральный прокурор РФ назначается на должность и освобождается от должности
Советом Федерации по представлению Президента РФ. Срок его полномочий - 5
лет. Генеральный прокурор РФ назначает на должность прокуроров субъектов РФ
на тот же срок по согласованию с органами государственной власти субъектов
РФ. Прокуроры субъектов РФ подчинены и подотчетны Генеральному прокурору
Российской Федерации и освобождаются им от занимаемой должности. Прокуроры
городов и районов, прокуроры специализированных прокуратур назначаются на
должность тоже на 5 лет и освобождаются от должности Генеральным прокурором
РФ, подчинены и подотчетны вышестоящим прокурорам и Генеральному прокурору
РФ.
Конституция РФ (статья 129), Федеральный закон "О прокуратуре Российской
Федерации" устанавливают принципы организации и деятельности прокуратуры РФ:
•- ее независимость в осуществлении своих полномочий от органов
государственной власти РФ и ее субъектов, органов местного самоуправления,
общественных объединений; - гласность ее деятельности в той мере, в какой это
не противоречит требованиям законодательства РФ об охране прав и свобод
граждан, а также о государственной и иной специально охраняемой законом
тайне; •- недопустимость вмешательства в осуществление прокурорского надзора,
обязательность исполнения требований прокурора. •
•Права и обязанности прокуратуры
Осуществляя функции надзора за соблюдением прав и свобод человека и
гражданина, прокурор
•- рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении
прав и свобод человека и гражданина; •- разъясняет пострадавшим порядок
защиты их прав и свобод; •- принимает меры по предупреждению и пресечению
нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности
лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба, использует
предоставленные ему законом полномочия. Если есть основания полагать, что
нарушение прав и свобод гражданина имеет характер преступления, прокурор
возбуждает уголовное дело и принимает меры к тому, чтобы лица, его
совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию в соответствии с
законом.
В случаях, когда нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер
административного правонарушения, прокурор возбуждает производство об
административном правонарушении или незамедлительно передает сообщение о
правонарушении и материалы проверки в орган или должностному лицу, которые
полномочные рассматривать дела об административных правонарушениях.
В случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке
гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья,
возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном
суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного
числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое
общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или
арбитражном суде иск в интересах пострадавших.
•Протест и представление прокурора
Протест - это предприсание, которое направляется прокурором в государственный
орган, на предприятие или организацию любой формы собственности, с
требованием об отмене документа, не соответствующего требованиям закона.
Прокурор или его заместитель приносит протест на акт, нарушающий права
человека и гражданина, в орган или должностному лицу, которые издали этот
акт, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным
законодательством России.
Представление - это документ об устранении нарушений прав и свобод человека и
гражданина, который вносится прокурором или его заместителем в орган или
должностному лицу, которые полномочны устранить допущенное нарушение.
Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее, чем в десятидневный
срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение
представительного (законодательного) органа субъекта Российской Федерации или
органа местного самоуправления - на ближайшем заседании. При исключительных
обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор
вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах
рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной
форме. При рассмотрении протеста коллегиальным органом о дне заседания
сообщается прокурору, принесшему протест. Протест до его рассмотрения может
быть отозван принесшим его лицом.
Если прокурор вносит представление об устранении нарушений прав и свобод
гражданина, то втечение месяца со дня внесения представления должны быть
приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин
и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено
прокурору письменно. При рассмотрении представления коллегиальным органом
прокурору сообщается о дне заседания.
•Рассмотрение жалоб
В соответствии со статьей 10 федерального Закона "О прокуратуре Российской
Федерации", в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями
разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о
нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению
лица за защитой своих прав в суд. Решение по жалобе на приговор, решение ,
определение и постановление суда может быть обжаловано только вышестоящему
прокурору.
Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения
рассматриваются в порядке и сроки, установленные федеральным
законодательством (см. Жалоба ).
Ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным. Если
в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должны быть
разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в
суд, если таковое предусмотрено законом.
Прокурор в установленном законом порядке принимает меры по привлечению к
ответственности лиц, совершивших правонарушения. Запрещается пересылка жалобы
в орган или должностному лицу, решения или действия которых обжалуются.
•Суды
Суды - это единственный вид органов государственной власти, осуществляющий
правосудие.
Правосудие - это вид государственной деятельности, направленной на
рассмотрение и разрешение различных конфликтов, связанных с действительным
или предполагаемым нарушением норм права. Специфические признаки этой
деятельности в том, что правосудие осуществляется специальными
государственными органами - судами и от имени государства, путем рассмотрения
в судебных заседаниях гражданских, уголовных и иных дел, в установленной
законом процессуальной форме.
Провозглашенное в статье 118 Конституции РФ правило об осуществлении
правосудия только судом означает, что в России нет и не должно быть никаких
иных, кроме судов, государственных или общественных органов, которые имели бы
право рассматривать и разрешать гражданские уголовные и иные дела. Суды же
учреждаются только Конституцией и федеральным конституционным законом.
Носителями судебной власти являются только судьи, а также присяжные и
народные заседатели в установленных законом случаях. Судьи исполняют свои
обязанности на профессиональной основе - об этом прямо говорится в Законе РФ
от 26 июня 1992 г. "О статусе судей в Российской Федерации" (пункт 3 статьи
1).
Помимо осуществления правосудия судебная власть включает и ряд иных полномочий:
•- конституционный контроль; •- контроль за законностью и обоснованностью
решений и действий государственных органов и должностных лиц; •- обеспечение
исполнения приговоров, иных судебных решений и решений некоторых других
органов; •- разбирательство и разрешение дел об административных
правонарушениях, подведомственных судам; •- разъяснение действующего
законодательства на основе данных судебной практики, - и некоторые другие.
Судебный процесс базируется на таких универсальных принципах, как равенство
граждан перед законом и судом, уважение личности, открытое судебное
разбирательство, национальный язык судопроизводства, состязательность и
равноправие сторон, независимость судей. Однако в зависимости от характера
рассматриваемых правоотношений судопроизводство приобретает некоторые
особенности: так, гражданское судопроизводство имеет ряд существенных отличий
от уголовного судопроизводства и т.д.
•Какие бывают суды
Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией РФ и
федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не
допускается. Этим обеспечивается стабильность судебной системы, это и одна из
гарантий независимости судебной власти, гарантий прав личности.
Структура всей судебной системы в целом и ее подсистем определяется на основе
Конституции РФ, Закона РСФСР от 7 августа 1981 г. "О судоустройстве РСФСР",
Федерального конституционного закона от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ "Об
арбитражных судах в Российской Федерации", Федерального Конституционного
закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" от 21 июля 1994 г.,
Положения о военных трибуналах и ряда других правовых актов. Всю систему
судов можно сгруппировать в три группы.
В первую входит Конституционный Суд РФ, во вторую - суды общей юрисдикции и
военные суды, то есть те суды, в отношении которых судебный надзор
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15
|