бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Статья: Защита прав потребителей бесплатно рефераты

регистрировать заявления, сообщения и иную поступающую информацию о

преступлениях, административных правонарушениях и событиях, угрожающих личной

или общественной безопасности, своевременно принимать меры, предусмотренные

законодательством. Это значит, что сотрудник милиции не вправе отмахнуться от

Вас в этом случае: дескать, сами разбирайтесь, у нас и так дел хватает. Он

обязан Вас выслушать, обязан зарегистрировать Вашу информацию, обязан

прореагировать на нее в соответствии с законодательством.

Милиция обязана оказывать помощь гражданам, пострадавшим от преступлений,

административных правонарушений и несчастных случаев, а также находящимся в

беспомощном либо ином состоянии, опасном для их здоровья и жизни, обязана

обеспечивать правопорядок на улицах, площадях, в парках, на транспортных

магистралях, вокзалах, в аэропортах и других общественных местах;

регулировать дорожное движение, производить регистрацию и учет

автомототранспортных средств, а также выдачу удостоверений на право

управления автомототранспортными средствами; выдавать в соответствии с

законодательством разрешения на приобретение, хранение, ношение и перевозку

огнестрельного оружия, боеприпасов к нему, взрывчатых материалов, а также на

открытие и функционирование объектов, где они обращаются; контролировать

соблюдение установленных правил обращения и функционирования указанных

предметов и объектов.

С милицией можно заключить договор на охрану принадлежащего Вам имущества.

Тогда, если кто-то в Ваше отсутствие зайдет в Вашу поставленную на охрану

квартиру, сработает сигнализация, и сотрудники милиции смогут оперативно

среагировать и поймать злоумышленника. А если они этого не сделают и

имущество в Вашей квартире будет повреждено или украдено, то милиция

возместит причиненный ущерб. На милицию возложены законом обязанности по

обеспечению сохранности найденных и сданных в милицию документов, вещей,

ценностей и другого имущества, она должна принять меры по их возврату

законным владельцам либо по реализации в установленном порядке. Милиция

принимает неотложные меры по обеспечению сохранности бесхозяйного имущества и

кладов до передачи их в ведение соответствующих государственных органов и

должностных лиц, по спасению людей и охране оставшегося без присмотра

имущества при чрезвычайных событиях. Милиция обязана принять меры по охране

потерпевших, свидетелей и других участников уголовного процесса, а также

членов их семей и близких, если здоровье, жизнь или имущество данных лиц

находятся в опасности. Статьей 10 Закона "О милиции" предусмотрены и иные

обязанности милиции.

Не меньше и список ее прав. Однако практически в каждом из более чем 30

пунктов статьи 11 "Права милиции" говорится о пределах и форме осуществления

этих прав. Так, милиция вправе проверять у граждан и должностных лиц

документы, удостоверяющие личность, если имеются достаточные основания

подозревать их в совершении преступления или административного

правонарушения.

Милиция вправе входить беспрепятственно в жилые и иные помещения граждан, на

принадлежащие им земельные участки и в помещения, занимаемые предприятиями,

учреждениями, организациями, осматривать их лишь при преследовании лиц,

подозреваемых в совершении преступления, либо при наличии достаточных данных

полагать, что там совершено или совершается преступление, произошел

несчастный случай, а также для обеспечения личной безопасности граждан и

общественной безопасности при стихийных бедствиях, катастрофах, авариях,

эпидемиях, эпизоотиях и массовых беспорядках. О всех случаях проникновения в

жилище против воли проживающих в нем граждан милиция уведомляет прокурора в

течение 24 часов.

Специально оговорены в Законе условия и пределы применения милицией

физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Применяя их,

сотрудник милиции обязан предупредить о намерении их использовать,

стремиться, чтобы причиняемый при их применении ущерб был минимальным,

обеспечить лицам, получившим телесные повреждения, предоставление доврачебной

помощи, уведомить в возможно короткий срок их родственников, уведомить

прокурора о всех случаях смерти или ранения.

Ответственность органов внутренних дел

Контроль за деятельностью милиции осуществляют министр внутренних дел России,

министры внутренних дел республик в составе РФ, вышестоящие органы милиции, а

за деятельностью милиции общественной безопасности (местной милиции) - также

соответствующие органы власти и местного самоуправления. Надзор за

законностью деятельности милиции осуществляет Генеральный прокурор РФ и

подчиненные ему прокуроры.

Гражданин, считающий, что действие или бездействие сотрудника милиции привело

к ущемлению его прав, свобод и законных интересов, вправе обжаловать это

действие или бездействие вышестоящим органам или должностному лицу милиции,

прокурору или в суд.

За противоправные действия или бездействие сотрудники милиции несут

установленную законом ответственность. Вред, причиненный гражданам или

организациям сотрудником милиции, подлежит возмещению в порядке,

предусмотренном гражданским законодательством.

•Прокуратура

Прокуратура Российской Федерации - это единая федеральная централизованная

система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за

исполнением действующих на ее территории законов.

Цели деятельности прокуратуры - обеспечение верховенства закона, единства и

укрепления законности. защита прав и свобод человека и гражданина, а также

охраняемых законом интересов общества и государства.

В этих целях прокуратура РФ

•- осуществляет надзор за исполнением законов федеральными министерствами и

ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами

субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления,

органами контроля, их должностными лицами, а также за соответствием законам

издаваемых ими правовых актов; •- надзор за соблюдением всеми названными

субъектами, а также органами управления и руководителями коммерческих и

некоммерческих организаций прав и свобод человека и гражданина; надзор за

исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную

деятельность, дознание и предварительное следствие; •- надзор за исполнением

законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и

применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями

мест содержания задержанных и заключенных под стражу; - уголовное

преследование в соответствии с полномочиями. установленными уголовно-

процессуальным законодательством РФ; •- координацию деятельности

правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

Прокуроры в соответствии с процессуальным законодательствам РФ участвуют в

рассмотрении дел судами, опротестовывают противоречащие закону решения,

приговоры, определения и постановления судов. Прокуратура РФ участвует и в

правотворческой деятельности.

Прокуратура строится и действует на основе Конституции РФ, Федерального

Закона РФ "О прокуратуре Российской Федерации" в редакции Федерального закона

от 17 ноября 1995 г., других федеральных законов, международных договоров

Российской Федерации.

Генеральный прокурор РФ назначается на должность и освобождается от должности

Советом Федерации по представлению Президента РФ. Срок его полномочий - 5

лет. Генеральный прокурор РФ назначает на должность прокуроров субъектов РФ

на тот же срок по согласованию с органами государственной власти субъектов

РФ. Прокуроры субъектов РФ подчинены и подотчетны Генеральному прокурору

Российской Федерации и освобождаются им от занимаемой должности. Прокуроры

городов и районов, прокуроры специализированных прокуратур назначаются на

должность тоже на 5 лет и освобождаются от должности Генеральным прокурором

РФ, подчинены и подотчетны вышестоящим прокурорам и Генеральному прокурору

РФ.

Конституция РФ (статья 129), Федеральный закон "О прокуратуре Российской

Федерации" устанавливают принципы организации и деятельности прокуратуры РФ:

•- ее независимость в осуществлении своих полномочий от органов

государственной власти РФ и ее субъектов, органов местного самоуправления,

общественных объединений; - гласность ее деятельности в той мере, в какой это

не противоречит требованиям законодательства РФ об охране прав и свобод

граждан, а также о государственной и иной специально охраняемой законом

тайне; •- недопустимость вмешательства в осуществление прокурорского надзора,

обязательность исполнения требований прокурора. •

•Права и обязанности прокуратуры

Осуществляя функции надзора за соблюдением прав и свобод человека и

гражданина, прокурор

•- рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении

прав и свобод человека и гражданина; •- разъясняет пострадавшим порядок

защиты их прав и свобод; •- принимает меры по предупреждению и пресечению

нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности

лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба, использует

предоставленные ему законом полномочия. Если есть основания полагать, что

нарушение прав и свобод гражданина имеет характер преступления, прокурор

возбуждает уголовное дело и принимает меры к тому, чтобы лица, его

совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию в соответствии с

законом.

В случаях, когда нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер

административного правонарушения, прокурор возбуждает производство об

административном правонарушении или незамедлительно передает сообщение о

правонарушении и материалы проверки в орган или должностному лицу, которые

полномочные рассматривать дела об административных правонарушениях.

В случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке

гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья,

возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном

суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного

числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое

общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или

арбитражном суде иск в интересах пострадавших.

•Протест и представление прокурора

Протест - это предприсание, которое направляется прокурором в государственный

орган, на предприятие или организацию любой формы собственности, с

требованием об отмене документа, не соответствующего требованиям закона.

Прокурор или его заместитель приносит протест на акт, нарушающий права

человека и гражданина, в орган или должностному лицу, которые издали этот

акт, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным

законодательством России.

Представление - это документ об устранении нарушений прав и свобод человека и

гражданина, который вносится прокурором или его заместителем в орган или

должностному лицу, которые полномочны устранить допущенное нарушение.

Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее, чем в десятидневный

срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение

представительного (законодательного) органа субъекта Российской Федерации или

органа местного самоуправления - на ближайшем заседании. При исключительных

обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор

вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах

рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной

форме. При рассмотрении протеста коллегиальным органом о дне заседания

сообщается прокурору, принесшему протест. Протест до его рассмотрения может

быть отозван принесшим его лицом.

Если прокурор вносит представление об устранении нарушений прав и свобод

гражданина, то втечение месяца со дня внесения представления должны быть

приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин

и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено

прокурору письменно. При рассмотрении представления коллегиальным органом

прокурору сообщается о дне заседания.

•Рассмотрение жалоб

В соответствии со статьей 10 федерального Закона "О прокуратуре Российской

Федерации", в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями

разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о

нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению

лица за защитой своих прав в суд. Решение по жалобе на приговор, решение ,

определение и постановление суда может быть обжаловано только вышестоящему

прокурору.

Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения

рассматриваются в порядке и сроки, установленные федеральным

законодательством (см. Жалоба ).

Ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным. Если

в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должны быть

разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в

суд, если таковое предусмотрено законом.

Прокурор в установленном законом порядке принимает меры по привлечению к

ответственности лиц, совершивших правонарушения. Запрещается пересылка жалобы

в орган или должностному лицу, решения или действия которых обжалуются.

•Суды

Суды - это единственный вид органов государственной власти, осуществляющий

правосудие.

Правосудие - это вид государственной деятельности, направленной на

рассмотрение и разрешение различных конфликтов, связанных с действительным

или предполагаемым нарушением норм права. Специфические признаки этой

деятельности в том, что правосудие осуществляется специальными

государственными органами - судами и от имени государства, путем рассмотрения

в судебных заседаниях гражданских, уголовных и иных дел, в установленной

законом процессуальной форме.

Провозглашенное в статье 118 Конституции РФ правило об осуществлении

правосудия только судом означает, что в России нет и не должно быть никаких

иных, кроме судов, государственных или общественных органов, которые имели бы

право рассматривать и разрешать гражданские уголовные и иные дела. Суды же

учреждаются только Конституцией и федеральным конституционным законом.

Носителями судебной власти являются только судьи, а также присяжные и

народные заседатели в установленных законом случаях. Судьи исполняют свои

обязанности на профессиональной основе - об этом прямо говорится в Законе РФ

от 26 июня 1992 г. "О статусе судей в Российской Федерации" (пункт 3 статьи

1).

Помимо осуществления правосудия судебная власть включает и ряд иных полномочий:

•- конституционный контроль; •- контроль за законностью и обоснованностью

решений и действий государственных органов и должностных лиц; •- обеспечение

исполнения приговоров, иных судебных решений и решений некоторых других

органов; •- разбирательство и разрешение дел об административных

правонарушениях, подведомственных судам; •- разъяснение действующего

законодательства на основе данных судебной практики, - и некоторые другие.

Судебный процесс базируется на таких универсальных принципах, как равенство

граждан перед законом и судом, уважение личности, открытое судебное

разбирательство, национальный язык судопроизводства, состязательность и

равноправие сторон, независимость судей. Однако в зависимости от характера

рассматриваемых правоотношений судопроизводство приобретает некоторые

особенности: так, гражданское судопроизводство имеет ряд существенных отличий

от уголовного судопроизводства и т.д.

•Какие бывают суды

Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией РФ и

федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не

допускается. Этим обеспечивается стабильность судебной системы, это и одна из

гарантий независимости судебной власти, гарантий прав личности.

Структура всей судебной системы в целом и ее подсистем определяется на основе

Конституции РФ, Закона РСФСР от 7 августа 1981 г. "О судоустройстве РСФСР",

Федерального конституционного закона от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ "Об

арбитражных судах в Российской Федерации", Федерального Конституционного

закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" от 21 июля 1994 г.,

Положения о военных трибуналах и ряда других правовых актов. Всю систему

судов можно сгруппировать в три группы.

В первую входит Конституционный Суд РФ, во вторую - суды общей юрисдикции и

военные суды, то есть те суды, в отношении которых судебный надзор

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15