бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Реферат: Политическая система Франции бесплатно рефераты

органа, подписываются Президентом. Премьер-министр может председательствовать в

Совете министров в очень редких случаях и только на основании специальных

полномочий, предоставленных Президентом по определенной повестке дня.

Деятельность Правительства регламентирована в разделе III Конституции. Хотя выше

было очень много сказано о неограниченных полномочиях Президента Франции,

статья 20 Конституции придает Правительству также высокий авторитет:

"Правительство определяет и проводит политику нации. В его распоряжении

находятся администрация и вооруженные силы".

В статье 21 Конституции

говорится о полномочиях Премьер-министра: "Премьер-министр руководит

деятельностью Правительства. Он несет ответственность за национальную оборону.

Он обеспечивает исполнение законов. С соблюдением статьи 13 Конституции он

осуществляет регламентарные полномочия и на

значает на гражданские и военные должности... В случае необходимости он

замещает Президента Республики в качестве председателя на заседаниях советов и

комитетов, упомянутых в статье 15".

"В исключительных случаях он может замещать Пре

зидента Республики в качестве председателя на заседаниях Совета Министров по

определенному поручению Президента и с определенной повесткой дня".

Из текста Конституции можно сделать следующие выводы о роли Премьер-министра.

Его полномочия как координатора работы министерств достаточно широки.

Премьер-министр контролирует работу министров, дает указания о составлении

важнейших актов (бюджет, экономические планы и т.д.).

Премьер-министр обладает значительными правами в отношении Парламента. Часть

этих полномочий он осуществляет лично, часть в сотрудничестве с Президентом.

В соответствии со статьей 29 Конституции по требованию Премьер-министра может

быть собран Парламент на внеочередную сессию. Премьер-министр обладает правом

законодательной инициативы, лично участвует в работе парламентских комиссий и

в палатах парламента. В любое время Премьер-министр может выступить в любой

из палат Парламента.

В разделе Конституции "Об отношениях между Парламентом и Правительством", в

статье 34 ограничена законодательная компетенция

Парламента. Вместе с тем, Премьер-министр наделяется более широкими правами в

части отмены или изменения законов и ордонансов, действовавших до издания

нынешней Конституции 1958 г. Фактически Премьер-министр выступает как

законодатель.

У Премьер-министра, также как и у Президента, имеется достаточно

многочисленный аппарат. Он состоит из собственного комитета Премьер-министра,

генерального секретариата планирования, генерального секретариата

национальной обороны, юридической и технической службы и др. Также в

распоряжении Премьер-министра находится генеральный секретариат Правительства

с его многочисленными службами.

Правительство назначается следующим образом: Президент Республики подбирает

кандидатуру на пост Премьер-министра и назначает его. Премьер-министр

подбирает министров и представляет Президенту, который их назначает.

Полномочия Правительства делятся на осуществляемые им коллегиально и

осуществляемые лично Премьер-министром. Статья 23 Конституции запрещает

совмещать функции члена Правительства с осуществлением любого

парламентского мандата, с любой должностью профессионального

представительства общенационального характера, с государственной службой или

профессиональной деятельностью. Органический закон устанавливает

порядок замещения лиц, обладающих вышеуказанными мандатами, функциями или

должностями,

Высшим законодательным органом Франции является Парламент. Его компете

нция закреплена в разделе IV Конституции. Парламент состоит из двух палат:

Национальное собрание и Сенат. Своеобразие французского Парламента состоит в

том, что согласно статье 24 Конституции: "Депутаты Национального собрания

избираются прямым голосованием. Сенат избирается путем косвенного голосования.

Он обеспечивает представительство территориальных коллективов

Республики. Французы, проживающие за пределами Франции, представлены в Сенате".

Национальное собрание - нижняя палата, а Сенат - верхняя палата Парламента.

Парламент собирается на сессию один раз в году: она открывается в первый рабочий

день октября и заканчивается в последний день июня. Сессия должна длиться не

более 120 дней. Исключение составляют обстоятельства чрезвычайного

положения и сессия может собраться помимо обычного регламента после

переизбрания Национального собрания, если второй четверг после выборов не

приходится на обычную сессию. Чрезвычайные сессии парламента созываются с

определенной повесткой дня либо по требованию Премьер-министра, либо

большинства членов Национального собрания.

Председатель Национального собрания избирается на продолжительность

легистратуры, т.е. всего времени, на которое избраны члены палаты, а

Председатель Сената избирается после каждого частичного обновления этой палаты.

Открытие и закрытие сессий осуществляется декретом Президента Республики.

Законы принимаются Парламентом (статья 34 Конституции). Любой законопроект или

законодательное предложение последовательно рассматриваются в обеих палатах

Парламента для того, чтобы был принят

идентичный текст.

Во французском Конституционном праве существует различие между

законопроектами и законодательными предложениями. Законопроекты вносятся

Правительством Франции, а законодательные предложения - членами

Парламента.

Если в результате разногласий между палатами законопроект или законодательное

предложение не было принято после двух чтений в каждой палате или, если

правительство потребует его срочного обсуждения, то после одного чтения в

каждой из палат Премьер-министр имеет право созвать заседание смешанной

паритетной комиссии, уполномоченной предложить акт, касающийся положений,

по которым остаются разногласия.

Текст, выработанный смешанной комиссией, может быть представлен Правительством

на одобрение обеих палат. Ни одна поправка к нему не может быть принята

без согласия правительства.

Парламент принимает проекты финансовых законов. Если Национальное собрание не

приняло решения по проекту в первом чтении в течение сорока дней после его

внесения, Правительство передает проект на рассмотрение Сената, который

должен принять решение в течение пятнадцатидневного срока.

Конституция очень подробно регламентирует все случаи отклонений

законопроектов и законодательных предложений, однако даже без подробного

изложения в настоящем пособии видно, что законодательная власть во Франции

более ограничена, чем исполнительная. И все же права члена Парламента

достаточно защищены Конституцией (статья 26).

Член Парламента обладает правом депутатской неприкосновенности

(иммунитетом). Это означает, что ни один член Парламента не может

подвергаться преследованию, розыску, аресту, заключению или суду за высказанные

мнения или за голосование при исполнении им своих функций.

Ни один член Парламента во время сессии не может подвергаться преследованию или

аресту за преступления или проступки без разрешения палаты, в состав которой он

входит, за исключением случаев задержания на месте преступления.

Парламент сам вправе учреждать комиссии по расследованию и контролю и особые

комиссии (по снятию парламентской неприкосновенности и т.д.).

Правовое положение членов Парламента существенно не отличается от избранных

представителей других стран.

Они рассматриваются как представители всей нации и выполняют свои функции на

основе представительного, а не императивного мандата, который в

соответствии со статьей 27 Конституции является недействительным.

Для того, чтобы сделать окончательный вывод о полномочиях Парламента, достаточно

ознакомиться с перечнем законодательных актов

, которые им принимаются (эти законы перечислены в статье

34 конституции). Все области, находящиеся за

пределами упомянутых в этой статье

, отнесены к ведению исполнительных органов власти.

Центральными органами конституционного контроля во Франции являются:

Конституционный совет и Государственный совет.

Конституционность актов, исходящих от государственных органов,

рассматривается различными органами: от парламента - Конституционным советом,

от органов исполнительной власти - Государственным советом.

Компетенция Конституционного совета разнообразна. Совет рассматривает жалобы,

связанные с правильностью избрания членов Парламента, вопросы неизбираемости и

несовместимости должностей, возникающие в отношении членов Па

рламента. Совет обсуждает регламенты палат Парламента до их применения для

проверки их соответствия Конституции.

Конституционный совет обладает широкой компетенцией относительно выборов

Президента (участвует в подготовке выборов, в производстве операций по

выборам и в объявлении их результатов). Совет дает консультации Правительству

по организации выборов, кандидатуры на пост Президента представляются в

Совет, и он составляет их список; Совет проверяет правильность выдвижения

кандидатов, публикует составленный им список. На практике Конституционный

совет рассматривает жалобы, участвует при введении в стране чрезвычайного

положения (статья 16 Конституции) наблюдает за проведением референдума и

объявляет его результаты,

Основная же функция Конституционного совета - рассмотрение соответствия

законодательных и иных нормативных актов Конституции страны, а также контроль

за соответствием международных договоров Основному закону.

Кроме того, на Конституционный совет возложены обязанности по разрешению споров

о распределении компетенции между законодательной и

исполнительной властью.

Конституционный совет выносит решения на основе

статьи 41 Конституции, если во время обсуждения зак

онопроекта в какой-либо палате Парламента выявится, что какая-либо поправка не

входит в область законодательства или противоречат '

полномочиям, представленным в соответствии со статьей 38, т.е. в порядке

делегированного законодательства и по этому поводу возникли разногласия

между правительством и председателем соответствующей

палаты.

Государственный совет выступает как высший орган административной юстиции

и как консультативный орган Правительства. В первом случае Совет осуществляет

контроль за деятельностью административных органов. Совет выполняет также

обязанности кассационной инстанции в отношении апелляционных

административных судов, и в отношении дел, поступающих из Счетной

палаты, Суда бюджетной дисциплины и т.д.

В соответствии со ст. 38 и ст. 39 Конституции он дает предварительные

заключения по законопроектам Правительства. Совет консультирует Правительство

и министров по юридическим вопросам.

Высший орган магистратуры - высший административный орган по делам

французских судей и прокуроров. Обеспечивает независимость судебной власти.

VIII. РЕГИОНАЛЬНОЕ И МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

Вся система местных органов Франции строится в соответствии с

административно-территориальным делением. Они представлены коммунами)

департаментами и регионами, где являются выборными органами. Основу

территориальной организации составляют коммуны. Коммуна насчитывает

приблизительно 36 тыс. человек, управляется

муниципальным советом и мэром, который является органом исполнительной

власти. Совет управляет делами коммуны. Он принимает решения по вопросам,

затрагивающим интересы ее граждан по всем социальным проблемам: распоряжается

имуществом, создает необходимые службы (больницы, рынки, дороги, музеи, школы и

т.д.).

Основной единицей административно-территориального деления Франции являются

департаменты. В стране они представлены в числе 96 внутренних и так

называемых заморских департаментов. К ведению департаментского Совета относится

принятие местного бюджета и контроль за его исполнением, организация

департаментских служб, управление имуществом депар

тамента. Исполнительным органом департамента

является председатель генерального совета (ранее это называлось службой

префекта). Председатель подготавливает и исполняет решения Совета, несет

ответственность за управление департаментом, является распорядителем

кредитов, а также главой административных и технических служб департамента.

Самой крупной единицей в административном делении

Франции является регион. Регионы имеются и в заморских территориях.

Образование регионов вызывалось необходимостью преодоления препятствий в

экономическом и социальном развитии вследствие существовавших узких

административно-территориальных единиц. Небольшие размеры этих единиц перестали

. способствовать использованию природных, экономических и людских ресурсов.

В принципе, регион похож на департамент. У них

примерно одни и те же органы власти и управления.

Однако в отличие от департамента в каждом регионе учреждены экономические и

социальные комитеты и региональный комитет по займам. В регионе действует своя

счетная палата. Региональный совет избирает своего председателя, который

является исполнительной властью в регионе.

Французское местное и региональное управление строится на основе сочетания

управления и самоуправления. Управление.

осуществляют назначаемые чиновники (комиссары Р

еспублики, супрефекты и др.). Самоуправление

предоставлено выборным ор

ганам. Комиссар Республики назнач

ается в каждый департамент Советом министров. В регионе комиссар Республики

наиболее значительного департамента является комиссаром региона. Комиссар

Республики представляет "каждого из министров" и "несет ответственность за

национальные интересы, за соблюдение законов и поддержание общественного

порядка", (статья 34 Закона от 2 марта 1982 г.).

Финансовый контроль осуществляет региональная счетная палата. Она проверяет

счета местных коллективов, их законность и "надлежащее использование кредитов,

фондов и ценностей".

В Париже государство представлено двумя должностными лицами - Комиссаром

Республики и Префектом полиции. Париж одновременно представляет и коммуну, и

департамент, а его органом является Совет Парижа.

IX. СУДЕБНАЯ СИСТЕМА ФРАНЦИИ

Судебная система Франции регламентируется в Разделе VIII Конституции "О

судебной власти".

Как уже указывалось выше, Президент страны в

соответствии со статьей 64 Конституции является гарантом независимости судебной

власти. "Статус судей устанавливается органическим законом". "Судьи

несменяемы".

Французское правосудие основывается на принципах: коллегиальности (есть, однако,

исключения), профессионализма, независимости, которая обеспечивается рядом

гарантий (несменяемость не распространяет

ся на магистратов административной юстиции). Закон 1977 г. установил, что

расходы на осуществление правос

удия при рассмотрении гражданских и административных дел возлагаются на

государство. Это правило не распространяется на уголовную—юстицию. Доступность

правосудия - это еще один из показателей

демократичности французского правосудия в том случае, когда речь идет о защите

имущественных прав. Что же касается уголовной юстиции, то совершенно

справедливо закон подходит к тому, чтобы осужденное

за преступление лицо

само несло расходы в отношении причиненного ущерба, как обществу, так и

отдельным лицам.

Следующий немаловажный принцип - равенство перед правосудием и нейтральность

судей, публичное рассмотрение дела и возможность двойного рассмотрения дела (в

первой и апелляционной инстанции). Законом предусмотрена также

возможность кассационного обжалования. По общему правилу (за

исключением суда присяжных) уголовные и гражданские суды находятся в

одном судебном учреждении.

Судебная система Франции многоступенчата, и ее можно разделить на две

ветви - собственно судебную систему и систему административных судов. Есть еще

и суды по специальным назначениям. Низшую ступень в системе судов общей

юрисдикции занимают трибуналы малой инстанции. Дела в таком трибунале

рассматриваются судьей единолично. Однако при каждом из них состоит несколько

магистратов (это судьи триб

унала большой инстанции, командируемые в с

уды низших звеньев на три года). Трибунал малой

инстанции рассматривает дела незначительные с суммой иска до 20 тыс. франков.

Решения таких судов апелляционному обжалованию не подлежат.

При рассмотрении уголовных дел этот суд называется трибуналом полиции.

Трибунал большой инстанции приходится один на департамент (в больших

департаментах их бывает несколько).

Эти трибуналы делятся на палаты: по гражданским делам и исправительный суд.

Апелляционный суд всегда выносит решения коллегиально. Гражданско-правовая

часть апелляционного суда состоит из двух палат: по гражданским и социальным

делам. Имеется также палата по торговым делам. Одной из функций обвинительной

палаты является функция дисциплинарного суда в отношении офицеров судебной

полиции (офицеров МВД, военной жандармерии и т.д.). Есть также палата

жандармерии по делам несовершеннолетних.

В каждом департаменте есть суд присяжных. В состав суда присяжных входят три

члена, а его председатель обязательно является членом Апелляционного суда.

Кроме судей в суде присяжных присутствуют присяжные заседатели. Их

девять. Их подбирают по спискам избирателей.

Во Франции действуют судебные органы специального назначения: торговые суды,

военные суды (исправительный трибунал и суд присяжных и др.).

На вершине судебной системы находится кассационный суд. Во Франции отдельно

существует ветвь административной юстиции. Прокуратура представлена

прокурорами при судах разных уровней. Генеральный прокурор с заместителями

находится при апелляционном суде. Прокуратура при кассационном суде включает

генерального прокурора, его первого заместителя и заместителей. Все прокуроры

подчинены министру юстиции.

Страницы: 1, 2, 3, 4