бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Реферат: Политическая система Франции бесплатно рефераты

мента,

генеральных Советов, совета

Парижа, территориальных ассамблей и мэров),

которые должны быть представлены в Конституционный совет. Все подписавшиеся под

заявлением о выдвижении кандидата в президенты

страны должны представлять не менее 30 департаментов и заморских территорий.

При этом имена подписавшихся публикуются. Избрание президента проводится по

двухтуровой мажоритарной системе. Если в первом туре ни один

из кандидатов не получит абсолютного большинства голосов, то через две недели

проводится второй тур. В нем уже участвуют два кандидата, набравшие наибольшее

число голосов в первом туре. Избрание нового президента происходит не менее

чем за двадцать и не более чем за тридцать пять дней до истечения срока

полномочий действующего Президента.

Парламент представляет собой также выборный орган.

Национальное собрание

избирается на 5 лет всеобщим, прямым голосованием по смешанной маж

оритарной систе

ме. Это означает, что в первом туре для избрания нужно получить абсолютное

большинство поданных голосов (от округа избирается один депутат). Если никто не

получил большинства, то через неделю проводится второй тур. Для участия в нем

допускаются кандидаты, набравшие в первом туре как минимум 12,5% голосов от

числа избирателей, включенных в списки. Для избрания во втором туре достаточно

получить относительное большинство голосов.

Сенат формируется, в

основном, трехступенчатыми выборами. Сенаторы избираются на 9 лет в коллегиях

в каждом из департаментов. Палата обновляется на

одну треть каждые три года. что приводит к

уменьшению влияния избирательного корпуса на состав сената и не позволяет ему

резко менять политический курс. Избирательная

коллегия включает около 108 тыс. членов, из которых около 600 депутатов, более

3 тыс. региональных и генеральных советников и около 1

04 тыс. представителей муниципалитетов. Последние фактически и избирают Сенат

Франции.

Выборы сенаторов проходят в главном городе департамента и проводятся по двум

системам. Пропорциональная система применяется в департаментах,

избирающих 5 и более членов палаты (их во Франции - 3), а число сенаторов от

них - 69. В остальных департаментах применяется

двухтуровая мажоритарная система.

Муниципальные советы избираются по разным системам в зависимости от

численности населения коммуны. Обжалование результатов выборов подводится в

отношении парламентариев - в Конституционный совет, а в отношении других

членов представительных учреждений - в органы административной юстиции.

V. Референдум

Референдум - возможность, предоставленная избирателям принять участие в

решении важнейших государственных вопросов. Во Франции на национальном и на

местном уровне (в коммунах) в настоящее время референдум является единственным

видом непосредственной демократии. Его часто называют

плебисцитом.

На национальном уровне референдум, согласно Конституции, предусматривается

трижды.

Так, статья 89 Конституции предусматривает

проведение референдума для ратификации поправок к Конституции. Однако, по

смыслу Конституции такой референдум должен проводиться только в случае, когда

авторами поправок будут парламентарии. Если же проект пересмотра не имеет,

исходит от Правительства, то выбор способа ратификации зависит от Президента.

Голосование на референдуме может проводиться по

следующим вопросам: 1) организация государственных властей; 2) соглашение о

Сообществе (этот пункт в связи с распадом С

ообщества в настоящее время утратил силу); 3) у

полномочие на ратификацию международного договора,

который, не противореча Конституции, отразился бы на функционировании

государственных институтов. Применение известной статьи 11 Конституции очерчено

тремя условиями: 1) голосование может проводиться по предложению Правительства

или по совместному предложению палат Парламента, а

не по инициативе Президента Республики; 2) если

референдум проводится по предложению Правительства,

то оно должно быть сделано во время сессии Парламента; 5) если проект принят на

референдуме, то он должен быть промульгирован

в 15-дневный срок. Установленный Конституцией 1958 г. правовой порядок исключил

какой-либо контроль за действиями Президента. Конституционная реформа,

проведенная в августе 1995 г. изменила некоторые положения статьи 11

Конституции. Была расширена сфера применения референдума, вынесен вопрос о

реформах в экономической и социальной политике,

которого раньше не было. Таким образом, возможность

передавать на референдум вопросы экономической и социальной политики исключила

из круга полномочий Парламента способность разрешать эти вопросы большинством

голосов на его заседаниях.

Как указывалось выше, референдумы могут проводиться по территориальным

проблемам. Как и для любой другой страны этот вопрос достаточно щепетилен и

рядом законов введены и действуют местные референдумы.

VI. Правовое положение личности

В Конституции Французской Республики отсутствует специальный раздел о правах

и свободах. В самом тексте Конституции права и свободы содержатся только в

нескольких статьях. Так, в статье 2 подтверждается принцип равенства перед

законом всех граждан независимо от происхождения, расы или религии, статьи 3

и 4 закрепляют плюрализм политических партий и необходимость уважения

демократических принципов. Кроме того, статья 34 относит к сфере закона

установление правил, касающихся гражданских прав и свобод, а статья 53

наделяет народы, населяющие Францию правом на самоопределение; статьи 64 и 66

закрепляют независимость судебной власти, как гаранта прав и свобод граждан.

В целом, при определении правового положения личности во Франции следует

опираться на преамбулу Конституции, в которой приверженность французского

народа к соблюдению прав человека формулируется в точном соответствии с нормами

Декларации 1789 г., подтвержденной и дополненной преамбулой Конститу

ции 1946 г.

Декларация 1789 г. провозгласила естественные права человека и

гражданина, т.е. права, всегда присущие человеческому индивиду. В декларации

расшифрован принцип равенства: "Люди рождаются равными и остаются равными в

правах" (ст.2). Декларация включает некоторые общие правила, необходимые для

реализации прав и свобод. Так, статья 4 устанавливает, что: "Свобода состоит в

возможности делать все, что не наносит вреда другому. Таким образом,

осуществление естественных прав человека имеет лишь те границы, которые

обеспечивают другим членам общества пользованием этими же правами. Эти границы

могут быть установлены только законом". Статья 5 гласит: "Все. что не зап

рещено законом. тому нельзя ставить препятствия.

никто не может быть принужден к исполнению того, что не предписано законом

". В этой же Декларации закреплены и конкретные права и свободы (ст. 7-9):

права в судебной области, свобода мнений, свобода печати, права собственности.

Конституция 1946 г. (в области прав человека являющаяся неотъемлемой частью

ныне действующей Конституции) закрепила равенство прав мужчин и женщин, право

убежища, свободу мнений, право на получение образования. Так государству

вменена организация бесплатного светского образования. Здесь же

гарантируются: право на труд и обязанность трудиться, профсоюзные права и

свобода профсоюзной деятельности, право на забастовку, которое, однако,

осуществляется "в рамках законов, которые его регламентируют", участие

трудящихся в определении условий труда и в управлении предприятием и т.д.

Защита прав и свобод во Французской правовой доктрине имеет два аспекта: 1)

это защита от посягательств законодателя, 2) защита от посягательств органов

государства (чиновников), юридических лиц, а также физических лиц,

Поскольку права и свободы носят конституционный характер, то их защита

относится к ведению Конституционного совета. Что касается административных

актов, могущих содержать нормы, нарушающие конституционные права и свободы,

то высший орган административной юстиции - Государственный совет -

рассматривает такие акты с точки зрения их соответствия Конституции.

По поводу нарушения прав и свобод можно обратиться и к парламентскому

посреднику, который, хотя и не обладает возможностями самому решить вопрос, а

может лишь обратить внимание на таковые

соответствующих государственных органов.

Кроме того, защита прав личности во Франции может осуществляться и на

международном уровне, в частности, в рамках ООН, поскольку Франция

ратифицировала Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г.

и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966

г., а также факультативный протокол к первому из них.

Франция - участник европейской системы защиты прав человека

. Она ратифицировала в 1973 г. Европейскую конвенцию по правам человека 1950

г., признала для себя обязательной юрисдикцию Европейской комиссии по правам

человека.

В любом случае любой человек, проживающий во Франции, не добившись защиты

своих прав и свобод, может обращаться в соответствующие органы Совета Европы.

VII. Центральные органы государственной власти

Особенностью управления французским государством при четком

в соответствии принципу разделения власти

является некоторый приоритет исполнительной власти

перед законодательной. В Пятой Республике центральная исполнительная власть

представлена Президентом и Правительством.

Полномочия президента регламентированы в Разделе II Конституции. В соответствии

со статьей 5 Президент Республики следит за соблюдением Конституции. Он

обеспечивает своим арбитражем нормальное функционирование публичных

властей, а также преемственность государства.

Он является гарантом национальной независимости, территориальной целостности,

соблюдения соглашений Сообщества и международных договоров. Таким образом,

Президенту принадлежат важные личные полномочия и ответственность за судьбу

страны.

Показателями широких полномочий Президента Франции могут служить положения

статьи 16 Конституции: "Когда институты Республики, независимость нации,

целостность ее территории или выполнение ее международных обязательств

оказываются под серьезной и непосредственной угрозой, а нормальное

функционирование конституционных государственных властей прекращено, Президент

Республики принимает меры, которые диктуются этими обстоятельствами, после

официальной консультации с Премьер-министром, председателями палат, а также с

Конституционным советом. Он информирует об этом нацию в своем послании. Из

приведенной статьи Конституции усматривается право Президента на росп

уск Национального Собрания. Лишь в трех случаях: во-первых, в соответствии

со ст. 16 (последний абзац) Президент не может распустить Национальное собрание

в период осуществления чрезвычайных полномочий;

во-вторых, не может быть произведен роспуск Национального

собрания в тече

ние года, последующего после предыдущего роспуска; в-третьих, вр

еменным Президентом республики (т.е. когда функции Президента временно

исполняет председатель Сената).

Одним их самых серьезных полномочий Президента, закрепленных в статье 11

Конституции является право проводить национальный референдум (об этом

подробно указывалось в разделе о референдуме).

Роль Президента значительно возрастает, когда на основании статьи 16

Конституции, он решает ввести в стране чрезвычайное положение. Указанная

норма, закрепленная в Конституции позволяет Президенту ввести настоящую

единоличную диктатуру, во время осуществления которой он принимает все меры,

которые, по его мнению, диктуются обстоятельствами.

Из текста Конституции не ясно, достаточно ли серьезными являются меры контроля

за деятельностью Президента, поскольку не контролируется сам момент введения

чрезвычайного положения. В Конституции фигурируют ни к чему не обязывающие

фразы, что глава государства лишь должен получить "официальную консультацию" у

Премьер-министра, председателей парламентский палат

и Конституционного совета. Полученные "мнения" этих лиц не обязательно

исполнять.

В соответствии с Конституцией, Президент практически

полностью формирует исполнительную власть. Он

назначает министров, всех высших чиновников (лишь мелкие государственные

служащие назначаются декретами министров).

Президент - глава вооруженных сил, он председательствует в высших советах и

комитетах национальной обороны.

Хотя Конституция не содержит права Президента вводить в действие стратегические

ядерные силы. это право было предусмотрено

декретом от 14 января 1964 г.

Президент заключает и ратифицирует международные договоры (за

исключением тех, которые требуют обязательной ратификации парламентом). В части

осуществления судебной власти Президент обладает правом помилования.

Статья 64 Конституции наделяет Президента особыми полномочиями как гаранта

независимости судебной власти.

Являясь центральным органом исполнительной власти, во взаимоотношениях с

Правительством (также элементом центральной власти), Пре

зидент председательствует в Совете Министров, подписывает декреты и

ордонансы, принятые в нем; принимает участие в рассмотрении законопроектов

Правительства; назначает на гражданские и военные должности, аккредитует послов

и чрезвычайных посланников в иностранных государствах,

Широта полномочий Президента во многом зависит и от личности Президента.

Многие положения Конституций и создавались под определенную "сильную

личность". На практике Президенты иногда очень широко толкуют положения

Конституции, регламентирующие их полномочия. Достаточно осмыслить статью 13

Конституции, чтобы сделать вывод о неограниченных возможностях использовать

ряд ее положений для расширения роли и значения Президента.

Президент в своей повседневной деятельности пользуется услугами личного

аппарата, состоящего порой не из одной сотни человек. В состав аппарата

входят: кабинет, генеральный секретариат, военный штаб, несколько чиновников

для особых поручений. Все сотрудники этих служб назначаются Президентом лично.

Центральным коллегиальным органом Исполнительной власти во Франции является П

равительство. В состав Правительства входят Премьер-министр и министры.

Конституция различает два понятия:

Совет министров - как собрание министров под

представительством Президента Республики

, и Кабинет министров - как собрание министров под председательством

Премьер-министра.

Совет министров осуществляет полномочия,

принадлежащие по Конституции правительству. Все акты, исходящие от этого

Страницы: 1, 2, 3, 4